ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
7
класс
Программа
содержит:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты обучения;
- материально-техническое обеспечение учебного
предмета;
- содержание курса географии
-место предмета в базисном плане
- тематическое поурочное планирование
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа составлена на
основании:
·
стандарта основного общего образования по географии
(базовый уровень) 2004 г.
·
примерной программы для основного общего
образования по географии (базовый уровень) 2004
г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004
г.
·
БУП 2012года Тверской области,
·
учебного плана МБОУ «Княжегорская СОШ» на 2014-2015
уч.год,
·
календарного графика МБОУ «Княжегорская СОШ» на
2014-2015 уч.год,
Курс
географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В
содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа
определяет содержание предмета основной школы и отражает требования
«Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке
школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание
программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса
пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях:
планетарном, региональном и локальном.
География
материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления
учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях
между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая
программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г), рассчитана
на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и
последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень
практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено
на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала
семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими
функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
–
создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть
разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами,
сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений
страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
-
раскрыть закономерности землеведческого характера;
-
воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного
сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли
природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
1.
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и
океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как
условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли,
а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в
природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в
акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие
географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические
понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические
особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др.
источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных
народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного
содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения
необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов,
регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры
месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные
языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране
географической оболочки.
Содержание программы построено
с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («География
с элементами географического краеведения») и географии материков и океанов 7 класс.
Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный
комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и
сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не
определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления
географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории
материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных
комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта
народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе
изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором
разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы
Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные
взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3
содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются
комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы
организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы,
различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный
уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания
географического образования, объему и глубине изложенного материала со
спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в
7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней
общеобразовательной школы.
Материально-техническое обеспечение
1.
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс –
М.: Дрофа, 2009.
2.
3. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3.
И.В.Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.:
Дрофа, 2001.
4.
В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс.
Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
5.
Комплект географических карт.
6.
Электронные карты.
7.
Электронные пособия по географии.
ПРОГРАММА 7
КЛАССА
ГЕОГРАФИЯ
МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ
Введение (3 ч.).
Что изучает география материков и океанов. Материки и части света.
Географические карты, их различие по содержанию, охвату территории, масштабу.
РАЗДЕЛ 1. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (17 ч.)
Тема 1. Строение литосферы (2 ч.)
Гипотезы происхождения Земли. Состав и строение земной коры.
Образование материков и их движение – теория литосферных плит. Формы рельефа,
горные породы и полезные ископаемые.
Тема 2. Климат Земли (3 ч.)
Пояса освещенности и тепловые пояса, их границы. Распределение
температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Постоянные
ветры. Основные типы воздушных масс. Климатические пояса Земли.
Тема 3. Мировой океан (3 ч.)
Гипотеза происхождения мирового океана, площадь, глубины океана,
современные исследования. Движение вод океана: вертикальные и горизонтальные
океанические течения. Водные массы океана как природные комплексы, их
особенности и зависимость от тепловых поясов. Роль океана в мировом
круговороте, взаимодействие с атмосферой и материками. Типы островов по
происхождению.
Тема 4. Географическая оболочка ( 2 ч.)
Состав и структура географической оболочки. Основные
источники энергии процессов в географической оболочке. Целостность, ритмичность
процессов и явлений. Зональность и азональность в географической оболочке. Изменение
качеств природных компонентов под влиянием антропогенной деятельности.
РАЗДЕЛ 2.
РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ
(46 ч.)
Тема
5-8, 10-11. Характеристика материков (41 ч.)
Материки Земли: Африка, Австралия, Антарктида. Южная Америка. Северная
Америка, Евразия; ГП, размеры, очертания, история открытий, рельеф, полезные
ископаемые, климат и климатообразующие факторы, основные и переходные
климатические пояса, основные типы погоды, внутренние воды и их зависимость от
рельефа и климата, особенности питания и режима рек и озер, природные зоны как
природные комплексы.
.
Тема 9. География океанов (5 ч.)
Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный
Ледовитый океан: ГП, границы, размеры, изрезанность береговой линии; моря,
заливы, глубины, острова, влияние климата на температуру и соленость
поверхностных вод, течения, природные богатства, охрана от загрязнения и истощения,
современные исследования.
Тема 10. Взаимодействие природы и общества
(4 часов)
Практические работы:.
№1: Обозначение на контурной
карте материков и океанов.
№2. Решение задач по
географической карте.
№3. Определение по карте
направления передвижения литосферных плит и
прогнозирование их положения в далёком будущем..
№4. Описание климатических поясов по картам атласа.
№5.Обозначение на карте
крупнейших море, заливов, проливов, островов,
полуостровов мира и обозначение шельфовой зоны.
№6. Анализ
схем круговорота веществ и энергии.
№7.
Характеристика географического положения Тихого океана
№8.Характеристика географического положения Индийского океана
№9.Характеристика
географического положения океана. Изображение на контурной
карте географических объектов одного из
океанов и видов хозяйственной деятельности.
№10. Характеристика
географического положения Северного Ледовитого океана.
№11. Характеристика
географического положения Южных материков
№12 Определение географических координат крайних точек
материка и протяженность материка
Африка. Описание ГП материка Африка.
№13. Обозначение на
контурной карте крупных форм рельефа.Африки.
№14. Обозначение
на контурной карте рек, озер.
№15. Характеристика
природной зоны
№16.
Обозначение на контурной карте крупнейших
стран, их столиц и ареалов проживания
крупнейших народов Африки.
№17.Характеристика
хозяйства стран
№18. Характеристика
стран Африки по выбору.
№19. Сравнение
ГП Австралии и Африки.
№20. Обоснование
причин современного распространения коренного населения
Австралии.
№21. Определение
черт сходства и различия географического
положения Африки и Южной Америки.
№22. Сравнение
крупных речных систем Африки и Южной
Америки.
№23.
Обозначение на контурной карте стран Южной
Америки и их столиц.
№24. Комплексная
характеристика одной из стран или природных областей.Сравнение
природы Арктики и Антарктики. Обозначение на к/к Антарктиды
ее научных станций.
№25. Практическая работа с контурной картой.
№26. Сравнение климата отдельных частей
материка, расположенных в одном климатическом
поясе.
№ 27. Составление проекта
путешествия по странам континента..
№28. Нанесение на контурную
карту стран Северной Америки и их столиц
№29. Практическая работа с контурной картой Обозначение на
контурных картах названий изучаемых объектов и
определение географических координат крайних точек.
№30. Выявление по карте признаков, влияющих на климат.
Определение типов климатов Евразии по климатограммам
№31. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии
№32. Нанесение на контурную
карту крупнейших стран Евразии и их столиц.
№33. Составление комплексного описания одной
из стран Евразии.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный
базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит
на изучение предмета 70.
Рабочая программа
рассчитана на 68 часов.
Распределение
часов по разделам и темам является примерным.
Количество часов:
Всего 68 часов;
в неделю 2 час.
Плановых
практических работ:33, проверочных - 12
Плановых контрольных работ:4
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.