- 01.10.2020
- 459
- 1
Смотреть ещё
18 702
методические разработки для начальных классов
Перейти в каталогПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе ФГОС начального общего образования 2004 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы по учебному предмету, ООП НОО, программы УУД, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ.
Цель учебного предмета «Окружающий мир» в общеобразовательной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Цель программы: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира средствами учебного предмета «Окружающий мир» 1 класс.
Задачи программы:
- способствовать развитию умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формировать личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру природы и культуры в их единстве;
- создать условия для воспитания экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формировать потребность участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- способствовать формированию ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Программа по предмету «Окружающий мир» составлена с учётом индивидуальных особенностей первоклассников. Обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Знакомство с новым материалом опирается на жизненный опыт учащихся, наблюдения в окружающем мире, практическую работу обучающихся.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
№ п/п |
Раздел. Содержание учебного предмета |
Кол-во часов |
Планируемые результаты |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
|||
1 |
Введение Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. |
1 |
Различает средства окружающего мира. Строит вопросительные предложения об окружающем мире. |
Познавательные: - ориентируется в учебнике; - пользуется условными обозначениями учебника. Регулятивные: - оценивает результаты своей работы. Коммуникативные: - вступает в учебный диалог; - задаёт вопросы с помощью учителя. |
- Оценивает жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определяет и высказывает самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - Объясняет конкретные поступки как хорошие или плохие. - Использует основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; - Осваивает роль ученика. - Делает выбор, какой поступок совершить в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. - Анализирует собственное отношение к миру природы и поведения в нем. - Оценивает поступки других людей в природе. - Проявляет уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям. - Относится доброжелательно к сверстникам (бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников). - Выполняет правила поведения в общественных местах. - Выполняет правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту. |
2 |
Что и кто? Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк? Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. |
20 |
Различает флаг и герб России. Узнаёт некоторые достопримечательности столицы. Правильно переходит улицу. Различает изученные камни, растения, животных и созвездия. Сравнивает растения, животных, относит их к определенным группам. Использует глобус для знакомства с формой нашей планеты. Описывает по плану дерево, рыбу, птицу. Изготавливает модели Солнца и созвездий. Определяет с помощью атласа-определителя растения и животных.
|
Познавательные: - делает предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении); - находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, - ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; - пересказывает небольшие тексты; - называет их тему; - сравнивает предметы окружающего мира; - группирует предметы и явления; - делает выводы в результате совместной работы всего класса. - передаёт мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Регулятивные: - проговаривает последовательность действий на уроке с помощью учителя; - учится высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - работает по предложенному учителем плану; - контролирует ход выполнения задания (учиться отличать верно выполненное задание от неверного); - осваивает технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). - определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; - даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками. Коммуникативные - слушает речь других; - составляет небольшой рассказ на заданную тему с помощью учителя. - использует основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; - доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста); - участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - договаривается о правилах общения; - учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры); - работает в паре; - выполняет правила поведения в общественных местах. |
|
3 |
Как, откуда и куда? Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. |
12 |
Называет по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи. Правильно обращается с электричеством. Сравнивает реку и море. Раздельно собирает мусор. Проводит опыты с водой, снегом и льдом. Ухаживает за комнатными растениями. Ухаживает за животными живого уголка. Мастерит кормушки для птиц. Подкармливает птиц.
|
Познавательные : - делает предварительный отбор источников информации: ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении); - находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке по индивидуальному заданию; - сравнивает предметы и их образы; - группирует предметы по определённому признаку; - передаёт мысль образом, моделью, рисунком – схемой. - ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; - делает выводы в результате совместной работы всего класса. - подробно пересказывает небольшие тексты, называть их тему. Регулятивные: - проговаривает последовательность действий на уроке; - высказывает свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - выполняет индивидуальное задание по предложенному учителем плану; - контролирует ход выполнения задания (учиться отличать верно, выполненное задание от неверного); - применяет технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). - формулирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками. Коммуникативные - составляет небольшой рассказ на заданную тему; - доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста); - участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - договаривается о правилах общения; - учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры); - работает в паре; - выполняет правила поведения в общественных местах. |
|
4 |
Где и когда? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя. |
11 |
Представляет результаты проектной деятельности. Различает прошлое настоящее и будущее время. Называет дни недели и времена года в правильной последовательности. Соотносит времена года и месяцы. Находит на глобусе холодные и жаркие районы. Различает животных холодных и жарких районов. Подбирает одежду для разных случаев. Соблюдает правила безопасной езды на велосипеде. Анализирует схему смены времён года и месяцев. Характеризует природные явления в разные времена года. Устанавливает связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. Объясняет причины отлёта птиц в тёплые края. |
Познавательные: - выполняет индивидуальные задания используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - моделирует экологические связи с помощью графических и динамических схем под руководством учителя; - передаёт мысль не словом, а образом, моделью, рисунком; - делает выводы в результате совместной работы всего класса; - подробно пересказывает небольшие научные тексты. - ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. - изготавливать маскарадный костюм. Регулятивные - планирует свою деятельность при выполнении индивидуального задания; - формулирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками; - корректирует ход выполнения задания в зависимости от плана; - применяет технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Коммуникативные: - составляет небольшой рассказ на заданную тему; - участвует в диалоге на уроке по заданию учителя; - работает в паре и группе; - выполняет правила поведения в общественных местах; - договаривается о правилах общения; - выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивает ролевые игры). |
|
5 |
Почему и зачем? Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа: Простейшие правила гигиены. |
22 |
Изготавливает модели звезд, созвездий, Луны. Объясняет причины возникновения дождя и ветра. Перечисляет цвета радуги в правильной последовательности. Различает овощи и фрукты. Различает виды транспорта. Описывает по плану своего домашнего питомца. Правильно готовится ко сну (чистит зубы и моет руки). Находит некоторые взаимосвязи в окружающем мире. Соблюдает правила поведения в природе, правила безопасности в транспорте.
|
Познавательные: - выполняет индивидуальные задания используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - делает выводы в результате совместной работы всего класса; - подробно пересказывает небольшие научные тексты; - устанавливает взаимосвязи в окружающем мире. . Регулятивные - планирует свою деятельность при выполнении индивидуального задания; - корректирует ход выполнения задания в зависимости от плана; - формулирует цель деятельности на уроке; - даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками; - применяет технологию оценивания образовательных достижений. Коммуникативные: - составляет небольшой рассказ на заданную тему; - участвует в диалоге на уроке по заданию учителя; - работает в паре и группе; - договаривается о правилах общения; - выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивает ролевые игры). |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
|
Дата |
Тема урока |
Основные виды учебной деятельности |
Планируемые результаты |
Д/з |
|
предметные |
метапредметные |
||||||
Введение – 1 ч. |
|||||||
1 |
1 |
|
Задавайте вопросы! (с. 3-8, т. 3)
|
Рассматривание учебника и учебных пособий. Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. |
Различает средства познания окружающего мира. Строит вопросительные предложения об окружающем мире.
|
Познавательные УУД: - ориентируется в учебнике; - пользуется условными обозначениями. Регулятивные УУД: - оценивает результаты своей работы на уроке; Коммуникативные УУД: - вступает в учебный диалог, задаёт вопросы с помощью учителя. |
|
Что и кто? - 20 ч |
|||||||
2 |
1 |
|
Что такое Родина? (с. 9-11. т. 4) |
Знакомство с целями и задачами раздела. Осмысление понятия «Родина» — эта наша страна Россия и наша малая родина. Рассматривание и сравнение символов различных государств. Восприятие первоначальных сведений о народах России, её столице, о своей малой родине. Работа с картой России. Составление коллективного рассказа о своём селе.
|
Понимает учебную задачу урока. Работает с картинной картой России. Демонстрирует имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей. Сравнивает символы разных государств. Различает герб и флаг России. Описывает государственные символы России. Рассказывает о малой родине. |
Познавательные: - делает предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении); - находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, - ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; - пересказывает небольшие тексты; - называет их тему; - сравнивает предметы окружающего мира; - группирует предметы и явления; - делает выводы в результате совместной работы всего класса. - передаёт мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Регулятивные: - проговаривает последовательность действий на уроке с помощью учителя; - учится высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - работает по предложенному учителем плану; - контролирует ход выполнения задания (учиться отличать верно выполненное задание от неверного); - осваивает технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). - определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; - даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками. Коммуникативные - слушает речь других; - составляет небольшой рассказ на заданную тему с помощью учителя. - использует основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; - доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста); - участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - договаривается о правилах общения; - учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры); - работает в паре; - выполняет правила поведения в общественных местах. |
|
3 |
2 |
|
Что мы знаем о народах России? (с. 12-13, т. 5-6) |
Рассматривание иллюстраций учебника, сравнение лица и национальных костюмов представителей разных народов. Работа в паре: составление рассказа (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках. Обсуждение, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. Работа со взрослыми: поиск информации о народах своего края. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Рассматривает иллюстраций учебника. Сравнивает лица и национальные костюмы, представителей разных народов. Отвечает на итоговые вопросы. Работает в паре: рассказывает (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках. Обсуждает, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. Работает со взрослыми: находит информацию о народах своего края. Оценивает свои достижения на уроке. |
|
|
4 |
3 |
|
Что мы знаем о Москве? (с. 14-15, т. 7) |
Обсуждение представлений об этническом типе лица и национальном костюме. Знакомство с национальными праздниками народов России, основными традиционными религиями. Рассматривание иллюстраций учебника о Москве. Распознавание достопримечательностей столицы. Работа в паре: составление рассказа по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Рассматривает иллюстрации учебника. Извлекает из иллюстраций нужную информацию о Москве. Узнаёт достопримечательности столицы. Отвечает на итоговые вопросы. Работает в паре: рассказывает по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников. Оценивает свои достижения на уроке. |
|
|
5 |
4 |
|
Проект «Моя малая Родина» (с. 16-17, т. 8-9) |
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Сбор информации под руководством учителя и родителей о наиболее значимых достопримечательностях своей малой родины. Составление устного рассказа. Выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии. Оценивание результатов собственного труда и труда товарищей. |
Интервьюирует членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины. Составляет устный рассказ о своём селе. Выступает с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). Фотографирует наиболее значимые достопримечательности своей малой родины с помощью взрослых. Находит в семейном фотоархиве соответствующий материал. Оценивает результаты собственного труда и труда товарищей. |
|
|
6 |
5 |
|
Что у нас над головой? (с. 18-19, т. 10) |
Наблюдение и сравнивание дневного и ночного неба. Составление рассказа о небе. Моделирование формы Солнца. Работа в паре: моделирование формы созвездий. Работа со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради). Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Наблюдает дневное и ночное небо. Рассказывает свои наблюдения. Моделирует форму Солнца. Моделирует форму созвездий в паре. Находит на ночном небе ковш Большой Медведицы. Наблюдает за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради) со взрослыми. |
|
|
7 |
6 |
|
Что у нас под ногами? (с. 20-21 т. 10-11) |
Группирование объектов неживой природы (камешки) по разным признакам. Практическая работа: определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя. Различение пород (гранит, кремень, известняк). Работа в паре: использование представленной информации для получения новых знаний. Самопроверка по учебнику. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Определяет образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя. Различает гранит, кремень, известняк. Группирует объекты неживой природы (камешки) по разным признакам Использует представленную информацию для получения новых знаний, работая в паре. Осуществляет самопроверку. |
|
|
8 |
7 |
|
Что общего у разных растений? (с. 22-23 т. 12-13) |
Рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации. Практическая работа в группе: распознавание частей растений. Работа в паре: использование представленной информации для получения новых знаний, различение цветков и соцветий. Самопроверка. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Рассматривает иллюстрации учебника. Извлекает из иллюстраций нужную информацию. Распознаёт части растений. Узнаёт цветки и соцветия.
|
|
|
9 |
8 |
|
Что растёт на подоконнике? (с. 24-25 т. 13-14) |
Наблюдение комнатных растений в школе и узнавание их по рисункам. Практическая работа: определение комнатных растений с помощью атласа-определителя. Различение изученных растений. Работа в паре: использование представленной информации для получения новых знаний о родине комнатных растений. Самопроверка. Отбор информации о комнатных растениях. |
Наблюдает за комнатными растениями в школе. Узнаёт комнатные растения по рисункам. Определяет комнатные растения с помощью атласа-определителя. Приводит примеры комнатных растений. Различает изученные растения. Рассказывает об особенностях любимого растения. Использует представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, работая в паре. Осуществляет самопроверку. |
|
|
10 |
9 |
|
Что растёт на клумбе? (с. 26-27 т. 15-16) |
Наблюдение растений клумбы и дачного участка и узнавание их по рисункам. Практическая работа: определение растения цветника с помощью атласа-определителя. Работа в паре: узнавание по фотографиям растения цветника. Самопроверка. Составление рассказа о любимом цветке. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Узнаёт растения по рисункам. Определяет растения цветника с помощью атласа-определителя. Узнаёт по фотографиям растения цветника. Рассказывает о любимом цветке. Наблюдает растения клумбы и дачного участка.
|
|
|
11 |
10 |
|
Что это за листья? (с. 28-29 т. 16-18)
|
Наблюдение осенних изменений окраски листьев на деревьях. Узнавание листьев в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях. Сравнение и группировка листьев по различным признакам. Практическая работа в группе: определение деревьев по листьям. Описание внешнего вида листьев какого-либо дерева. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Узнаёт листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях. Определяет деревья по листьям. Сравнивает листья по различным признакам. Группирует листья по заданному признаку. Наблюдает осенние изменения окраски листьев на деревьях. Описывает внешний вид листьев какого-либо дерева. |
|
|
12 |
11 |
|
Что такое хвоинки? (с. 30-31 т. 19-21)
|
Рассматривание лиственных и хвойных деревьев. Практическая работа в группе: определение деревьев с помощью атласа-определителя. Сравнение ели и сосны. Описание дерева по плану. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Различает лиственные и хвойные деревья. Определяет деревья с помощью атласа-определителя. Сравнивает ель и сосну. Описывает дерево по плану. |
|
|
13 |
12 |
|
Кто такие насекомые? (с. 32-33 т. 22-23) |
Рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них информации о строении насекомых. Сравнение частей тела различных насекомых. Работа в паре: узнавание насекомых на рисунке, определение насекомых с помощью атласа-определителя. Самопроверка. Сочинение и рассказывание сказочных историй по рисункам. Оценивание своих достижений на уроке.
|
Рассматривает иллюстрации учебника. Извлекает из иллюстраций информацию о строении насекомых. Сравнивает части тела различных насекомых. Узнаёт насекомых на рисунке, работая в паре. Определяет насекомых с помощью атласа-определителя. Приводит примеры насекомых. Сочиняет сказочные истории о насекомых по рисункам. |
|
|
14 |
13 |
|
Кто такие рыбы? (с. 34-35 т. 24) |
Рассматривание иллюстраций учебника, извлечение из них нужной информации. Моделирование строения чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги. Работа в паре: узнавание рыб на рисунке, самопроверка. Описание рыбы по плану. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Рассматривает иллюстрации учебника. Извлекает из иллюстраций нужную информацию. Узнаёт рыб на рисунке. Описывает рыбу по плану. Приводит примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя. Моделирует строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги. |
|
|
15 |
14 |
|
Кто такие птицы? (с. 36-37 т. 25-26)
|
Практическая работа: исследует строение пера птицы. Работа в паре: узнавание птиц на рисунке, определение птиц с помощью атласа-определителя. Самопроверка. Составление описания птицы по плану. Сочинение и рассказывание сказочной истории по рисунку.
|
Исследует строение пера птицы. Узнаёт птиц на рисунке. Определяет птиц с помощью атласа-определителя. Проводит самопроверку. Описывает птицу по плану. Сочиняет сказочную историю о птицах по рисунку. Рассказывает придуманную историю. |
|
|
16 |
15 |
|
Кто такие звери? (с. 38-41 т. 27-28) |
Рассматривание иллюстраций учебника. Практическая работа: исследование строения шерсти зверей. Работа в паре: узнавание зверей на рисунке, определение зверей с помощью атласа-определителя. Самопроверка. Выявление связи между строением тела зверя и его образом жизни. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Извлекает из иллюстраций информацию о зверях. Узнаёт зверей на рисунке Исследует строение шерсти зверей. Устанавливает связь между строением тела зверя и его образом жизни. |
|
|
17 |
16 |
|
Что окружает нас дома? (с. 42-43 т. 29-30) |
Составление инструкции назначения бытовых предметов. Распознавание на рисунке предметов определённых групп. Работа в паре: группировка предметов домашнего обихода. Взаимопроверка. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Характеризует назначение бытовых предметов. Находит на рисунке предметы определённых групп. Группирует предметы домашнего обихода. Приводит примеры предметов разных групп. |
|
|
18 |
17 |
|
Что умеет компьютер? (с. 44-45 т. 31) |
Знакомство с составными частями компьютера. Характеристика назначения частей компьютера. Сравнение стационарного компьютера и ноутбука. Работа в паре: рассказ (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждение значения компьютера в нашей жизни. Моделирование устройства компьютера. Проговаривание и применение правил безопасного обращения с компьютером. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Определяет составные части компьютера. Характеризует назначение частей компьютера. Рассказывает (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера. Обсуждает значение компьютера в нашей жизни. Моделирует устройство компьютера. Соблюдает правила безопасного обращения с компьютером. Сравнивает стационарный компьютер и ноутбук. |
|
|
19 |
18 |
|
Что вокруг нас может быть опасным? (с. 46-47 т. 32-33)
|
Анализ помещений с целью выявления потенциально опасных предметов домашнего обихода. Характеристика опасностей бытовых предметов. Работа в паре: формулировка правил перехода улицы. Самопроверка. Моделирование устройства светофора. Анализ и оценка ситуаций обращения с предметами домашнего обихода и поведения на дороге. Сочинение и рассказывание сказки по рисунку учебника. Оценивание своих достижений.
|
Находит потенциально опасные предметы домашнего обихода. Характеризует опасность бытовых предметов. Формулирует правила перехода улицы. Моделирует устройство светофора. Оценивает своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге. Рассказывает сказку по рисунку учебника. |
|
|
20 |
19 |
|
На что похожа наша планета? (с. 48-49, т. 33) |
Знакомство с формой земли, предположения. Работа с глобусом . Работа в паре: рассматривание рисунков-схем и объяснение особенностей движения Земли. Моделирование формы Земли. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Выдвигает предположения о форме Земли. Объясняет особенности движения Земли по рисункам-схемам. Моделирует форму Земли. Использует глобус для знакомства с формой нашей планеты. |
|
|
21 |
20 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» (с. 50-54, т.34) |
Выполнение тестовых заданий учебника. Выступление с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами. Обсуждение выступления учащихся. Оценивание своих достижений на уроке. |
Выполняет тестовые задания учебника. Выступает с сообщениями. Иллюстрирует сообщения наглядными материалами. |
|
|
Как, откуда и куда? - 12 ч |
|||||||
22 |
1 |
|
Как живёт семья? Проект «Моя семья» (с.55-59 т. 35-37) |
Знакомство с целями и задачами раздела. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Самостоятельная работа над проектом. Представление и обсуждение результатов. |
Рассказывает о жизни семьи по рисункам учебника. Называет по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи. Рассказывает об интересных событиях в жизни своей семьи. Оценивает значение семьи для человека и общества. Отбирает фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий из семейного архива с помощью взрослых. Интервьюирует членов семьи. Оценивает значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений. Представляет результаты проекта. |
Познавательные : - делает предварительный отбор источников информации: ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении); - находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке по индивидуальному заданию; - сравнивает предметы и их образы; - группирует предметы по определённому признаку; - передаёт мысль образом, моделью, рисунком – схемой. - ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; - делает выводы в результате совместной работы всего класса. - подробно пересказывает небольшие тексты, называть их тему. Регулятивные: - проговаривает последовательность действий на уроке; - высказывает свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; - выполняет индивидуальное задание по предложенному учителем плану; - контролирует ход выполнения задания (учиться отличать верно, выполненное задание от неверного); - применяет технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). - формулирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками. Коммуникативные - составляет небольшой рассказ на заданную тему; - доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста); - участвует в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - договаривается о правилах общения; - учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры); - работает в паре; - выполняет правила поведения в общественных местах. |
|
23 |
2 |
|
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (с. 60-61, т. 38-40) |
Наблюдение по рисунку-схеме путь воды. Обсуждение необходимости экономии воды. Выяснение опасности употребления загрязнённой воды. Практическая работа: опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Прослеживает по рисунку-схеме путь воды. Выясняет опасность употребления загрязнённой воды с помощью учебника. Исследует загрязнённую воду. Проводит опыты по очистке воды. Демонстрирует понимание необходимости экономии воды. |
|
|
24 |
3 |
|
Откуда в наш дом приходит электричество? (с.62-63 т. 40-41) |
Отличие электроприборов от других бытовых предметов, не использующих электричество. Знакомство с правилами безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Анализ схемы выработки электричества и способа его доставки потребителям. Обсуждение необходимость экономии электроэнергии. Практическая работа в паре: сборка простейшей электрической цепи. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Отличает электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество. Проговаривает правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Демонстрирует понимание необходимости экономии электроэнергии. Анализирует схему выработки электричества и способа его доставки потребителям. Собирает простейшую электрическую цепь. |
|
|
25 |
4 |
|
Как путешествует письмо? (с.64-65 т. 42-43) |
Наблюдение за работой почты и составление рассказа о ней. Работа в паре: составление из разрезных деталей схемы доставки почтовых отправлений, рассказ по схеме о путешествии письма. Взаимопроверка. Различение почтовых отправлений: письма, бандероли, посылки, открытки. Работа в группе: высказывание предположений о содержании иллюстраций и самопроверка. Оценивание своих достижений на уроке.
|
Наблюдает за работой почты. Различает почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки. Высказывает предположения о содержании иллюстраций. Рассказывает о работе почты на основе наблюдений и собственного опыта. Составляет схему доставки почтовых отправлений из разрезных деталей. Рассказывает по схеме о путешествии писем. |
|
|
26 |
5 |
|
Куда текут реки? (с. 66-67 т. 43-45)
|
Прослеживание по рисунку-схеме движение воды из реки в море. Сравнение реки и моря, пресной и морской воды. Практическая работа в паре: рассматривание морской соли, опыт по «изготовлению» морской воды. Сочинение и рассказывание сказочной истории по рисунку. Оценивание своих достижений на уроке. |
Прослеживает по рисунку-схеме путь воды из реки в море. Сравнивает реку и море. Различает пресную и морскую воду. Проводит опыт по «изготовлению» морской воды. Сочиняет сказочную историю по рисунку о путешествии воды. |
|
|
27 |
6 |
|
Откуда берутся снег и лёд? (с. 68-69 т. 45-47) |
Практическая работа в группе: опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями. Формулировка выводов из практической работы. Наблюдение за формой снежинок и отображение её в рисунках. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Исследует снег и лёд в соответствии с инструкциями. Сравнивает форму снежинок. Отображает форму снежинок в рисунках. Формулирует выводы из опытов о свойствах льда и снега.
|
|
|
28 |
7 |
|
Как живут растения? (с. 70-71 т. 48-49) |
Наблюдение за ростом и развитием растений. Рассказ о своих наблюдениях. Прослеживание по рисунку-схеме этапов жизни растения. Формулировка выводов об условиях, необходимых для жизни растений. Практическая работа в паре: уход за комнатными растениями. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Наблюдает за ростом и развитием растений. Рассказывает о своих наблюдениях за ростом и развитием растений. Рассказывает о этапах жизни растения по рисунку-схеме. Формулирует выводы об условиях, необходимых для жизни растений. Ухаживает за комнатными растениями. |
|
|
29 |
8 |
|
Как живут животные? (с. 72-73, т. 50-51)
|
Наблюдение за жизнью животных, составление рассказа о своих наблюдениях. Работа в группе: выполнение задания, формулировка выводов. Самопроверка. Практическая работа в паре: уход за животными живого уголка. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Наблюдает за жизнью животных. Рассказывает о своих наблюдениях за животными. Ухаживает за животными живого уголка.
|
|
|
30 |
9 |
|
Как зимой помочь птицам? (с. 74-77)
|
Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждение формы кормушек и видов корма для птиц. Практическая работа в паре: изготовление простейших кормушек и подбор из предложенного подходящего для птиц корма. Знакомство с правилами подкормки птиц. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Распознаёт зимующих птиц по рисункам и в природе. Сравнивает формы кормушек и виды корма для птиц. Изготавливает простейшие кормушки. Подбирает из предложенного подходящий для птиц корм. Проговаривает правила подкормки птиц. Наблюдает зимующих птиц. |
|
|
31 |
10 |
|
Откуда берётся и куда девается мусор? (с. 78-79 т. 54-55)
|
Определение с помощью рисунков учебника источников возникновения мусора и способов его утилизации. Обсуждение важности соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимости раздельного сбора мусора. Практическая работа в группе: сортировка мусора по характеру материала. Сочинение и рассказ сказочной истории по рисунку. Оценивание своих достижений на уроке.
|
Определяет с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способов его утилизации. Демонстрирует знание важности соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимости раздельного сбора мусора. Сортирует мусор по характеру материала. Рассказывает сказочную историю по рисунку о мусоре. |
|
|
32 |
11 |
|
Откуда в снежках грязь? (с.80-81 т. 56-57) |
Практическая работа в паре: исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений. Обсуждение источников появления загрязнений в снеге. Формулировка предложений по защите окружающей среды от загрязнений. Сочинение и рассказ сказки на предложенную тему.
|
Исследует снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Демонстрирует знание источников появления загрязнений в снеге. Формулирует предложения по защите окружающей среды от загрязнений. Рассказывает сказку на предложенную тему. |
|
|
33 |
12 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения. Проект «Моя семья» с. 82-87, т. 58 |
Выполнение тестовых заданий учебника. Представление результатов проектной деятельности. Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами. Обсуждение выступления учащихся. Оценивание своих достижений на уроке. |
Выполняет тестовые задания учебника. Выступает с подготовленным проектом «Моя семья». Иллюстрирует своё выступление.
|
|
|
Где и когда?- 11ч |
|||||||
34 |
1 |
|
Когда учиться интересно?
|
Знакомство с целями и задачами раздела. Анализ иллюстраций учебника, обсуждение условий интересной и успешной учёбы. Работа в паре: сравнение фотографий в учебнике, рассказ о случаях взаимопомощи в классе; рассказ о своём учителе. Формулирование выводов из коллективного обсуждения.
|
Анализирует иллюстрации учебника. Обсуждает условия интересной и успешной учёбы. Сравнивает фотографии в учебнике. Рассказывает о случаях взаимопомощи в классе. Рассказывает о своём учителе. |
Познавательные: - выполняет индивидуальные задания используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - моделирует экологические связи с помощью графических и динамических схем под руководством учителя; - передаёт мысль не словом, а образом, моделью, рисунком; - делает выводы в результате совместной работы всего класса; - подробно пересказывает небольшие научные тексты. - ориентируется в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. - изготавливать маскарадный костюм. Регулятивные - планирует свою деятельность при выполнении индивидуального задания; - формулирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками; - корректирует ход выполнения задания в зависимости от плана; - применяет технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Коммуникативные: - составляет небольшой рассказ на заданную тему; - участвует в диалоге на уроке по заданию учителя; - работает в паре и группе; - выполняет правила поведения в общественных местах; - договаривается о правилах общения; - выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивает ролевые игры). |
с. 3-5, т. 3 |
35 |
2 |
|
Проект «Мой класс и моя школа»
|
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Работа над проектом. Презентация. Оценка результатов.
|
Оформляет фотовыставку. Составляет рассказ о школе и классе коллективно. Фотографирует наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. с помощью взрослого. Презентует итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). Оценивает результаты собственного труда и труда товарищей. |
с. 6-7 т. 4-5 |
|
36 |
3 |
|
Когда придёт суббота?
|
Анализ иллюстраций учебника, различение прошлого, настоящего и будущего времени. Работа в паре: отображение с помощью карточек последовательности дней недели, проговаривание дней недели в правильной последовательности. Взаимоконтроль. Сочинение и рассказывание сказочной истории по рисунку. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Анализирует иллюстрации учебника. Различает прошлое, настоящее и будущее. Отображает с помощью карточек последовательность дней недели. Называет дни недели в правильной последовательности. Рассказывает сказочную историю по рисунку. |
с.8-9 т. 6-8
|
|
37 |
4 |
|
Когда наступит лето?
|
Анализ схемы смены времён года и месяцев. Проговаривание времен года в правильной последовательности, соотнесение времен года и месяцев. Характеристика природных явлений в разные времена года. Работа в паре: нахождение несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника. Наблюдение сезонных изменений в природе и фиксация их в рабочей тетради. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Называет времена года в правильной последовательности. Соотносит времена года и месяцы. Характеризует природные явления в разные времена года. Находит несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника. Анализирует схему смены времён года и месяцев.
Ведёт активное наблюдение сезонных изменения в природе. |
с. 10-11, т. 9-10 |
|
38 |
5 |
|
Где живут белые медведи?
|
Практическая работа в паре: нахождение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. Характеризовать их, самоконтроль. Рассматривание и сравнение иллюстраций учебника, извлечение из них информаций о животном мире холодных районов. Установление связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Находит на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду. Характеризует Северный Ледовитый океан и Антарктиду. Сравнивает иллюстрации учебника. Извлекает из иллюстраций информацию о животном мире холодных районов. Приводит примеры животных холодных районов. Устанавливает связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. |
с.12-13 т. 11-12 |
|
39 |
6 |
|
Где живут слоны?
|
Практическая работа в паре: нахождение на глобусе экватора и жарких районов Земли, характеристика их. Самопроверка. Работа в группе: анализ рисунка учебника, рассказ по плану о полученной информации. Установление связи между строением, образом жизни животных и природными условиями. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Находит на глобусе экватор и жаркие районы Земли. Характеризует изученные районы. Анализирует рисунок учебника. Рассказывает по плану о жарких районах земли. Приводит примеры животных жарких районов. Устанавливает связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. |
с. 14-15 т. 12-13 |
|
40 |
7 |
|
Где зимуют птицы?
|
Классификация птиц с использованием цветных фишек. Работа в паре: выдвижение предположения о местах зимовок птиц и доказательство. Самопроверка. Объяснение причин отлёта птиц в тёплые края. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке.
|
Различает зимующих и перелётных птиц. Выдвигает предположения о местах зимовок птиц. Приводит примеры зимующих и перелётных птиц. Группирует птиц с использованием цветных фишек Доказывает свои предположения. Объясняет причины отлёта птиц в тёплые края. |
|
с. 16-19 т. 14-15 |
41 |
8 |
|
Когда появилась одежда?
|
Знакомство с помощью иллюстраций учебника истории появления одежды и развития моды. Описание одежды людей по рисунку. Отличие национальной одежды своего народа от одежды других народов. Работа в паре: различение типов одежды в зависимости от её назначения, подбор одежды для разных случаев. Работа со взрослыми: изготовление маскарадного костюма. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Описывает одежду людей по рисунку. Отличает национальную одежду своего народа от одежды других народов. Различает типы одежды в зависимости от её назначения. Подбирает одежду для разных случаев. Изготавливает маскарадный костюм совместно со взрослыми. |
|
с. 20-21 т. 15-16. Изготов-ление костюма |
42 |
9 |
|
Когда изобрели велосипед?
|
Сравнение старинных и современных велосипедов. Работа в паре: извлечение из учебника информации об устройстве велосипеда. Самопроверка. Обсуждение роли велосипеда в нашей жизни. Знакомство с правилами безопасной езды на велосипеде. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Сравнивает старинные и современные велосипеды. Извлекает из учебника информацию об устройстве велосипеда. Демонстрирует знание роли велосипеда в нашей жизни. Проговаривает правила безопасной езды на велосипеде. |
|
с. 22-23 т. 17-18 |
43 |
10 |
|
Когда мы станем взрослыми?
|
Сравнение жизни взрослого и ребёнка. Определение по фотографиям в учебнике профессий людей. Рассказ о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждение, какие профессии будут востребованы в будущем. Работа в паре: сравнение рисунков учебника, формулирование выводов в соответствии с заданием. Анализ ситуаций. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Сравнивает жизнь взрослого и ребёнка. Определяет по фотографиям в учебнике профессии людей. Характеризует профессии родителей и старших членов семьи. Высказывает предположение, какие профессии будут востребованы в будущем.
|
|
с. 24-25 т. 18-19 |
44 |
11 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения. Проект «Мой класс и моя школа»
|
Выполнение тестовых заданий учебника. Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами. Обсуждение выступлений учащихся. Оценивание своих достижений и достижений других учащихся. |
Выполняет тестовые задания учебника. Выступает с подготовленными проектами «Мой класс и моя школа».
|
|
с. 26-30 т. 20. |
Почему и зачем?- 22 ч |
|||||||
45 |
1 |
|
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
|
Знакомство с целями и задачами раздела. Сопоставление видимых и реальных размеров звёзд, в том числе и Солнца. Работа в паре: моделирование формы, цвета, сравнительных размеров некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус). Взаимопроверка. Использование атласа-определителя для получения нужной информации. Моделирование созвездия Льва. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Сопоставляет видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца. Использует атлас-определитель для получения нужной информации о звёздах. Моделирует созвездие Льва. Моделирует форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус).
|
Познавательные: - выполняет индивидуальные задания используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - делает выводы в результате совместной работы всего класса; - подробно пересказывает небольшие научные тексты; - устанавливает взаимосвязи в окружающем мире. . Регулятивные - планирует свою деятельность при выполнении индивидуального задания; - корректирует ход выполнения задания в зависимости от плана; - формулирует цель деятельности на уроке; - даёт эмоциональную оценку деятельности класса на уроке совместно с учителем и другими учениками; - применяет технологию оценивания образовательных достижений. Коммуникативные: - составляет небольшой рассказ на заданную тему; - участвует в диалоге на уроке по заданию учителя; - работает в паре и группе; - договаривается о правилах общения; - выполняет различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивает ролевые игры). |
с. 31-33 т. 21-22 |
46 |
2 |
|
Почему Луна бывает разной?
|
Анализ схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем. Формулирование выводов о причинах изменения внешнего вида Луны. Моделирование из пластилина формы Луны. Рассказ об изучении Луны учёными с помощью рисунков в учебнике. Самопроверка. Работа со взрослыми: наблюдение за изменениями внешнего вида Луны, фиксация результатов наблюдений в рабочей тетради. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Анализирует схему движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем. Моделирует из пластилина формы Луны. Рассказывает с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными. Формулирует выводы о причинах изменения внешнего вида Луны. Наблюдает за изменениями внешнего вида Луны с помощью взрослого.
|
с.34-35 т. 22-23 |
|
47 |
3 |
|
Почему идёт дождь и дует ветер?
|
Наблюдение за дождями и ветром. Работа в группе: рассказ по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснение причин возникновения дождя и ветра. Сочинение и рассказывание сказки по рисунку. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Наблюдает за дождями и ветром. Рассказывает по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек). Отбирает из списка слов те, которые подходят для описания ветра. Рассказывать сказку по рисунку. Объясняет причины возникновения дождя и ветра. |
с. 36-37 т. 23-24 |
|
48 |
4 |
|
Почему звенит звонок?
|
Анализ рисунка учебника и передача голосом звуков окружающего мира. Практическая работа в паре: исследование возникновения и распространение звуков. Обсуждение, почему и как следует беречь уши. Высказывание предположений о причине возникновения эха. Самопроверка. Сочинение и рассказывание сказку по рисунку. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Анализирует рисунок учебника. Исследует возникновение и распространение звуков. Демонстрирует знания о том, почему и как следует беречь уши. Рассказывает сказку по рисунку. Высказывает предположения о причине возникновения эха.
|
с. 38-39. т. 25-26 |
|
49 |
5 |
|
Почему радуга разноцветная?
|
Описание чувства, возникающего при виде радуги; перечисление цветов радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. Знакомство с последовательностью цветов радуги с помощью мнемонического приёма. Высказывание предположений о причинах возникновения радуги. Самопроверка. Работа в паре: отображение последовательности цветов радуги с помощью цветных полосок. Взаимопроверка. Сочинение и рассказывание сказочной истории по рисунку. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Называет цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. Припоминает последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма. Отображает последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок. Описывает чувства, возникающие при виде радуги. Высказывает предположения о причинах возникновения радуги Сочиняет сказочную историю по рисунку о радуге. |
с. 40-41 т. 26-27 |
|
50 |
6 |
|
Почему мы любим кошек и собак?
|
Описание по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку). Обсуждение отношения к домашним питомцам. Составление рассказа по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой. Практическая работа в паре: знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. Участие в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке. |
Описывает по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку). Демонстрирует положительное отношение к домашним питомцам. Рассказывает по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой. Называет предметы ухода за кошкой и собакой и их назначение. Участвует в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца. |
|
с. 42-43 т. 27 |
51 |
7 |
|
Проект «Мои домашние питомцы»
|
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Работа над проектом. Презентация. Выставка. Обсуждение и оценивание собственного труда и труда товарищей. |
Фиксирует результаты наблюдений за домашним любимцем с помощью взрослых. Составляет рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх. Оформляет фотовыставку. Презентует свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов). Фотографирует свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях. |
с. 44-45 т. 28-29. |
|
52 |
8 |
|
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
|
Работа в паре: определение цветов и бабочек с помощью атласа-определителя. Самопроверка. Рассматривание и сравнение рисунков учебника, оценивание поступков других людей и своих собственных по отношению к природе. Формулирование правил поведения в природе, сопоставление их с эталоном. Установление взаимосвязи между цветами и бабочками на основе информации учебника. Сочинение и рассказывание сказочной истории по рисунку. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Определяет цветы и бабочек с помощью атласа-определителя. Сравнивает рисунки учебника. Оценивает поступки других людей и свои собственные по отношению к природе. Формулирует правила поведения в природе. Сочиняет сказочную историю по рисунку. Устанавливает взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника.
|
|
с. 46-47 т. 30-33 |
53 |
9 |
|
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
|
Определение лесных обитателей по звукам, которые они издают. Объяснение (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину. Работа в паре: установление причинно-следственных связей (на основе информации учебника). Самопроверка. Оценивание своего поведения в лесу и поведения других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне». Формулировка правил поведения в природе. |
Определяет лесных обитателей по звукам, которые они издают. Объясняет (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину. Формулирует правила поведения в природе. Устанавливает причинно-следственные связи (на основе информации учебника). Оценивает своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне». |
|
с. 48-51 т. 34 |
54 |
10 |
|
Зачем мы спим ночью?
|
Сравнение рисунков учебника, формулирование выводов о значении сна в жизни человека. Работа в паре: рассказ о правилах подготовки ко сну. Взаимопроверка. Рассказ (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждение информации о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы». Определение по рисункам профессии людей и рассказ об их работе. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Делает выводы о значении сна в жизни человека на основе рисунков. Рассказывает о правилах подготовки ко сну. Оценивает правильность своей подготовки ко сну. Рассказывает (на основе наблюдений) о сне животных. Определяет по рисункам профессии людей. Рассказывает о работе людей, изображённых на рисунках.
|
|
с. 52-53 т. 35 |
55 |
11 |
|
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
|
Различение овощей и фруктов, группировка (классификация) их с использованием цветных фишек. Самопроверка. Работа в группе: нахождение в учебнике информации о витаминах в соответствии с заданием; сравнение роли витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Сочинение и рассказывание сказочной истории по рисунку. Запоминание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Различает овощи и фрукты. Группирует овощи и фрукты с использованием цветных фишек. Находит в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием. Демонстрирует знание правил гигиены при употреблении овощей и фруктов. Сравнивает роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма. Рассказывает сказочную историю о витаминах по рисунку.
|
|
с. 54-55 т. 36-37 |
56 |
12 |
|
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
|
Обоснование необходимости чистки зубов и мытья рук. Отбор из предложенных нужных предметов гигиены, объяснение их назначения. Рассказ по рисункам, в каких случаях следует мыть руки. Формулирование основных правил гигиены. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Обосновывает необходимость чистки зубов и мытья рук. Отбирает из предложенных нужные предметы гигиены. Рассказывает по рисункам, в каких случаях следует мыть руки. Формулирует основные правила гигиены.
|
|
с. 56-57 т.38-39 |
57 |
13 |
|
Зачем нам телефон и телевизор?
|
Различие средства связи и средства массовой информации. Рассказ (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов. Объяснение назначения радиоприёмника, телевизора, газет и журналов, Интернета. Моделирование ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Различает средства связи и средства массовой информации. Рассказывает (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов. Объясняет назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов, Интернета. Моделирует ситуацию вызова экстренной помощи по телефону.
|
|
с. 58-59 т. 39-40 |
58 |
14 |
|
Зачем нужны автомобили?
|
Классификация автомобилей и объяснение их назначения. Работа в паре: по рисунку-схеме знакомство с устройством автомобиля. Взаимопроверка. Сочинение и рассказ сказочной истории по рисунку. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Классифицирует автомобили. Объясняет назначение автомобилей. Воспринимает устройство автомобиля по рисунку-схеме. Использует представленную в учебнике информацию для выполнения задания. Рассказывает сказочную историю по рисунку. |
|
с. 60-61 т. 41 |
59 |
15 |
|
Зачем нужны поезда?
|
Классификация поездов в зависимости от их назначения. Работа в паре: рассказ об устройстве железной дороги. Самоконтроль. Использование информации учебника для выполнения задания, сравнение старинных и современных поездов. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Классифицирует поезда в зависимости от их назначения. Сравнивает старинные и современные поезда. Рассказывает об устройстве железной дороги.
|
|
с. 62-63 т. 42-43 |
60 |
16 |
|
Зачем строят корабли?
|
Классификация кораблей в зависимости от их назначения. Рассказ о своих впечатлениях от плавания на корабле. Работа в паре: по рисунку-схеме знакомство с устройством корабля. Взаимопроверка. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Классифицирует корабли в зависимости от их назначения. Знакомится с устройством корабля по рисунку – схеме. Рассказывает о своих впечатлениях от плавания на корабле.
|
|
с. 64-65 т. 44-45 |
61 |
17 |
|
Зачем строят самолёты?
|
Классификация самолётов в зависимости от их назначения. Рассказ о своих впечатлениях от полёта на самолёте. Работа в паре: по рисунку-схеме знакомство с устройством самолёта. Взаимопроверка. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Классифицирует самолёты в зависимости от их назначения. Рассматривает устройство самолёта по рисунку-схеме. Рассказывает о своих впечатлениях от полёта на самолёте.
|
|
с. 66-67 т. 46 |
62 |
18 |
|
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
|
Обобщение сведений о транспорте, полученных на предыдущих уроках. Обсуждение необходимости соблюдения правил безопасности в транспорте. Работа в группе: знакомство с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге. Рассказ о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае. Участие в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Обобщает сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках. Демонстрирует понимание необходимости соблюдения правил безопасности в транспорте. Рассказывает о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае, на железной дороге. Участвует в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации. |
|
с. 68-69 т. 47 |
63 |
19 |
|
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
|
Работа в группе: знакомство с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте. Участие в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Демонстрирует знание правил безопасности и спасательных средств на корабле и в самолёте. Участвует в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации.
|
|
с. 70-71 т. 48-49 |
64 |
20 |
|
Зачем люди осваивают космос?
|
Рассказ об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника. Работа в группе: высказывание предположения по вопросам учебника. Самопроверка. Моделирование экипировки космонавта. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Рассказывает об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника. Высказывает предположения по вопросам учебника. Моделирует экипировку космонавта.
|
|
с. 72-73 т. 50-51. Модели-рование экипи-ровки |
65 |
21 |
|
Почему мы часто слышим слово «экология»?
|
Поиск в тексте учебника ответов на вопросы. Обсуждение примеров взаимосвязей между человеком и природой. Оценивание своих поступков по отношению к природе и рассказ о них. Воспроизведение полученных знаний (ответы на итоговые вопросы). Оценивание своих достижений на уроке |
Находит в тексте учебника ответы на вопросы-задания по теме. Приводит примеры взаимосвязей между человеком и природой. Оценивает свои поступки по отношению к природе.
|
|
с. 74-75 т. 52-53. |
66 |
22 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения. Проект «Мои домашние питомцы»
|
Выполнение тестовых задания учебника. Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами. Обсуждение выступлений учащихся. Оценивание свои достижения и достижения других учащихся. |
Выполняет тестовые задания учебника. Выступает с презентацией «Мои домашние питомцы».
|
|
с. 76-83, т. 54 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК
Основная литература
1.Примерные программы начального общего образования. Часть 1,2. – М.: «Просвещение», 2012.
2.Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2013.
4. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 (ч.1,2). – М.: «Просвещение», 2012.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1класса. – М.: Вита-Пресс, 2013
6. Тихомирова Е. М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Дополнительная литература
7. Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1класс. – М.: «Просвещение», 2012
Наглядные пособия:
1. натуральные живые пособия – комнатные растения;
2. гербарии;
3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5. географические и исторические карты;
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Персональный компьютер.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Лупа.
Компас.
Микроскоп (цифровой).
Лабораторные стаканы.
Воронка.
В нашем каталоге доступно 74 296 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе ФГОС начального общего образования 2004 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы по учебному предмету, ООП НОО, программы УУД, авторской программыА.А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ.
Программа содержит цель, задачи программы, общую характеристику предмета, описание места учебного предмета, ценностных ориентиров, результаты освоения предмета, содержание, а также календарно-тематическое планирование.
6 661 702 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тамошенко Светлана Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.