- 30.09.2020
- 393
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный дизайнер»
для 5-6 классов
Пояснительная запискаОбразовательная программа кружка «Юный дизайнер» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
· Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 1I 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы». Москва «Просвещение» 2013 .(Стандарты второго поколения).
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Программа «Юный дизайнер» предназначена для учащихся 5-6 классов и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по дизайну.
Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств прочно опирается на большой материал обучения архитектуре и дизайну (изображение на плоскости и в объёме , декоративная и конструктивная работа; обсуждение результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; создание мультимедийных презентаций с использованием интернет-ресурсов; темы и задания уроков предпо-лагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки- творческие отчёты, уроки-экскурсии; Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стиму-лирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым усло-вием формирования личности ребёнка. )
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных посо-бий, материалов и инструментария информационно-технологической и методичес-кой поддержки. В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Целью данной программы является: развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образо-вания в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбо-ром.Формирование у школьников способности управления культурным прост-ранством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.
Основными задачами являются:
1. Обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям; умениям и навыкам в области графического, дизайна, дизайне среды, ландшафтного дизайна.
2. Развитие стремления к углублению знаний.
3. Формирование интереса к эстетической деятельности.
4. Развитие образного мышления и творческой активности учащихся.
5. Формирование чувства коллективизма.
6. Создание комфортной обстановки на занятиях.
7. Развитие аккуратности, опрятности.
Структура программы состоит из 9 образовательных блоков (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно- практического опыта. Содержание образователь-ной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия: разнообразие форм и содержания дополнительного образования; разнообразие видов деятельности; разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями .
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятель-ности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2. Открытости. Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образова-тельной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
3. Природосообразности, т.е., процесс художественного творчества должен основываться на научном понимании взаимосвязи социальных и естественных процессов, воспитывать школьника в соответствии с полом и возрастом, формировать ответственность за развитие самого себя.
4. Культуросообразности- творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и в соответствии с особенностями тех или иных национальных культур, традиций регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
5. Принцип диалогичности- принцип взаимодействия педагога и учащегося в художественной деятельности( обмен эстетическими ценностями, индивиду-альными ценностями), а также совместное продуцирование художественных ценностей.
6. Принцип патриотической направленности.
7. Принцип проектности- предполагает последовательную напраленность деятельности педагога на подготовку подростка к самостоятельному проекту (реализация-рефлексия)
8. Принцип поддержки самоопределения воспитанника.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для :
1. Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
2. Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3. Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
4. Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть рабочая программа является обязательным документом для выполнения в полном объёме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательную область «искусство»; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содер-жания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к федеральному компо-ненту государственного стандарта среднего общего образования), а также степень их трудности; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содер-жания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Формы занятий: беседы; практические занятия; создание проектов; индивидуальные и групповые занятия; коллективная работа;
Приоритетные направления программы предполагают работу над индивидуальными и коллективными работами, как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом.
В результате работы по программе «Юный дизайнер » обучающиеся должны :
· уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
· знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
· конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
· владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; проектировать ландшафтный дизайн
· создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения ; использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
· стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
должны уметь:
· доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
· воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли;
· составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;
· навыки в оформительской деятельности;
Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников
2. Ценить свой труд, уважать чужой.
3. Уметь применять теоретические знания на практике, пользоваться художественным материалом
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития: Координации и тонкой моторики; умения изображать рисунок в цвете; Творческого мышления ребенка; Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творчес-кого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творчес-кое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе.
В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.
Тематический план программы кружка состоит из следующих разделов:
№ п/п
Наименование разделов и тем
К-во часов
1
Введение в программу
1
1.1
Правила техники безопасности в дизайн-студии
1
2
Основы дизайна, принципы композиции, зонирование
10
2.1
Основы организации пространства. Основы перспективы. Дизайн- проект интерьера «Комната моей мечты»
10
2.2
Выставка дизайн- проектов интерьера «Комната моей мечты»
4
2.3
Разработка дизайн-проектов организации пространства праздника «Новый год »
8
2.4
Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника, реализация проекта победителя конкурса. Презентация оформления школьного зала
10
3
Основы ландшафтного дизайна. Декоративная дендрология
4
3.1
Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» (ландшафтный дизайн)
8
3.2
Презентация дизайн-проекта «Школьная клумба» (художественно- образовательное событие)
12
Итого
68
Календарно-тематическое планирование
кружок «Юный дизайнер»
№
урока
К-во
Тема
Материалы
Содержание урока
Планируемые результаты
1
1
Вводное занятие
Тетрадь, ручка
Художественные материалы, инструменты, приспособления
Связь изобразительных и конструктивных видов искусств
2
1
Правила техники безопасности в дизайн- студии
А3, гуашь, кисти, циркуль, линейка
Смешивание красок. Теплые и холодные цвета. Свойства гуаши
Познакомиться с техникой безопасности в кабинете
3
1
История дизайна. Основные принципы композиции
Плотная белая чертежная бумага, черная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка, угольник, ластик
Линейно-конструктивный рисунок. Особенности построения изображения.
Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст
Предметные
-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях
-уметь составлять различные композиции из 1-3 и более простейших форм
-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом
Личностные
-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы
-добиваться аккуратности и ответственности
Метапредметные
-определять в окружающей среде примеры плоскостных и объемно-пространственных композиций
-определять композиционную доминанту, симметрию, ассиммеирию
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.
Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата
ЛР: эстетические чувства
-научиться применять цвет в графических композициях в качестве акцента или доминанты
4
1
Плоскостная копмозиция (динамика, статика)
Цветная бумага, клей, ножницы
Расположение на формате геометрических фигур с учетом правил композиции
5
1
Графический дизайн
Карандаш, линейка, угольник, ластик
Графический дизайн. Множественность, массовость и общедоступность полигра-фического изображения.
Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др.
6
1
Шрифтовая графика (типографика)
карандаш, линейка, угольник, ластик
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта».
Шрифтовые
Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Метапредметные
- понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука
- формировать умение использовать букву как знак, как эмблему
-уметь активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах декоративно-прикладного вида, дизайна.
7
1
Разработка эксклюзивного шрифта
карандаш, линейка, угольник, ластик
8
1
Полиграфический дизайн
Тетрадь, ручка
Знать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное).
9
1
Фирменный стиль, логотип
карандаш, линейка, угольник, ластик
Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения.
Уметь активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах декоративно-прикладного вида, дизайна.
10-11
1
Разработка фирменного стиля предприятий хлебо- булочных изделий
карандаш, линейка, угольник, ластик
Создание эскиза эмблемы или торговой марки символического изображения.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
Личностные результаты
-освоить в практической деятельности основные композиционные принципы
-добиваться аккуратности и ответственности
-уметь составлять различные композиции из 1-3 и более простейших форм
-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом
-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы
-добиваться аккуратности и ответственности
12
1
Отрисовка выбранного эскиза
карандаш, линейка, угольник, ластик, краски, тушь
Работа над заключительным этапом доработки фирменного знака
13
1
Раппорт, конверт, пакет, фирменный бланк
карандаш, линейка, угольник, ластик, краски, тушь
Работа над заключительным этапом доработки фирменного знака
Предметные
-Иметь представление о плоскостных и объемно-пространственных композициях
-уметь составлять различные композиции из 1-3 и более простейших форм
-познакомиться с эмоциональной выразительностью простейшей композиции, динамикой, статикой, ритмом
Личностные
-Освоить в практической деятельности основные композиционные принципы
-добиваться аккуратности и ответственности
14
1
Презентация пректов «Фирменный стиль»
Воспитывать эстетические чувства, чувства гармонии, пользоваться принципами
эргономичности
15
1
Основные принципы средового дизайна.
Цветоведение
А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька, акварель
Основные и составные цвета,
Сочетаемость цветов, гармония
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
Личностные результаты
-освоить в практической деятельности основные композиционные принципы
-добиваться аккуратности и ответственности
16-17
2
Дизайн среды.
Зонирование,
функциональные зоны, симметрия
А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик, клей, гуашь, калька
Проектирование объёмно-пространственного объекта
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.
Регулятивные: составлять план последовательности действий.
Личностные результаты
-освоить в практической деятельности основные композиционные принципы
-добиваться аккуратности и ответственности
Метапредметные
Уметь активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах декоративно-прикладного вида, дизайна
18
1
Принцип асимметрии (Нюанс, контраст, повтор)
А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик
Особенности работы в тоне. Светотень. Штриховка
19-20
2
Основы органи-зации простран-ства. Выделение главного и вто-ростепенного, композиц. центр
А3, простой карандаш (Т, ТМ, М), ластик
Композиция плоскостная и пространственная.
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
6 654 334 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Панкова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.