Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрена»
На заседании ШМО учителей
гуманитарного цикла
Руководитель
ШМО
_________ /Г.И.Гордеева/
Протокол № ___
от ___
_____________20__ г.
|
«Согласована»
Заместитель
директора по УР МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь»
__________ /Т.Н.Раимова/
от ___ _____________20__ г.
|
«Утверждена»
Директор МБОУ
«СОШ
с. Нижняя Русь»
_________ /В.
Н. Егоров/
Приказ № _____
от ___ ____________20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку для 11 класса «История
в датах»
Андреевой Гульнур Зиннуровны
учителя первой
квалификационной категории
2014 –
2015 учебный год
Рабочая
программа кружка «История в датах IX-XXI вв.»
Для 11
класса.
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в
неделю)
В условиях перехода школ на контроль знаний
учащихся по системе Единого Государственного Экзамена необходимо научить
школьников правильно пользоваться полученными в процессе обучения знаниями и
правильно применять их на контрольном тестировании.
Цель задачи:
Систематизировать знания учащихся по истории,
научить описывать событие, анализировать, работать с историческим источником,
умение работать с хронологией.
Задачи
- показать знание основных исторических
фактов, событий, явлений, процессов, дат, имён, выдающихся памятников культуры.
- владеть элементами исторического анализа, и объяснения (раскрытие
причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями;
сравнение, определение сущности событий).
- давать оценку историческим явлениям и событиям, обосновывать своё отношение к
историческим событиям, их участникам, творениям культуры
- называть и высказывать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.
Следует заметить, что при сокращении часов по истории на 1 час не хватает
времени изучить необходимый материал в полном объёме и в этом вопросе поможет
исторический кружок. Данная программа рассчитана на учащихся 9-11-х классов.
Программа ориентирована на занятия в виде лекций и решение тренировочных тестов
по истории. В программу заложено использование следующих видов контроля: тесты,
доклады, тестирование.
Тематика
и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
проблемное
изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный,
эвристический характер их рассмотрения);
создание открытых,
проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть
времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
в ходе изучения
курса актуализируется ранее изученный материал.
Данная
программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часа. Программа ориентирована
на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких
видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе.
Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам,
проект может быть как индивидуальным, так и групповым.
Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его
изучения:
- проблемное изложение и изучение материала (
выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их
рассмотрения);
- создание открытых, проблемных,
познавательных ситуаций;
- большая часть времени отводится для
самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся, сообщение новых
знаний ( в т.ч. в лекционной форме) не должно стать самоцелью, превращать занятия
в сухой лекционный курс;
- в ходе изучения курса актуализируется ранее
изученный материал.
Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа
изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к успешной
итоговой аттестации в форме ЕГЭ, содержание которого предполагает
сформированность данных знаний.
Общими принципами отбора содержания
материала являются:
- доступность для учащихся средней школы;
- реалистичность с точки зрения возможности
усвоения основного содержания программы;
- инвариантность содержания - программа
применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с
учетом их уровня знаний, умений, навыков
- содержание обеспечивает более полное
знакомство с историческими персоналиями, т.к. курс школьной базовой
программы этому отводит недостаточно времени;
- систематичность программы обеспечивается
логикой развёртывания содержания знаний;
- реалистичность программы выражается в том,
что она может быть изучена в отведенное количество часов.
В результате
обучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
·
основные факты, процессы и явления, характеризующие
целостность и системность отечественной и всемирной истории;
·
периодизацию отечественной и всемирной истории;
·
современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
·
историческую обусловленность современных
общественных процессов;
·
особенности исторического пути России, её роль в
мировом сообществе;
уметь
·
проводить поиск исторической информации в
источниках разного типа;
·
критически анализировать источник исторической
информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели
его создания);
·
анализировать историческую информацию,
представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд);
·
различать в исторической информации факты и мнения,
исторические описания и исторические объяснения;
·
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов;
·
учувствовать в дискуссиях по историческим
проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя
для аргументации исторические сведения;
·
представлять результаты изучения исторического
материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
·
определения собственной позиции по отношению к
явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
·
использования навыков исторического анализа при
критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
·
соотнесения своих действий и поступков окружающих с
исторически возникшими формами социального поведения;
·
осознания себя как представителя исторически
сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества,
гражданина России.
Учебно-тематический
план
1 Древняя Русь – 6 часа
2 Феодальная раздробленность на Руси- 4 часа
3 Образование и укрепление Российского единого
государства -6 часа
4 Смутное время -10 часа
5 Россия в 17 веке. -6 часа
6 18 век.- 9часа
7.19 век- 10 часа
8.20 век - 10 часа
9. 21 век- 6 часов
Рекомендуемая
литература:
В.И.Буганов, А.И. Сахаров.История
России.М.,Просвещение, 2000 г.
История России в лицах.М., 1997 г.
Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов. История России.VIII-XV
вв.Мирос, 1995.
Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов. История России.VIII-XV
вв.Мирос, 1995.
Б.Г. Пашков. Русь Россия.Российская империя.
(Хроника правлений и событий.862-1917 г.г.).М., 1997.
Энциклопедия по истории России. Ариада,
1998-1999 г.Энциклопедия по истории России.
«Русика», 2003 г.Энциклопедический справочник
школьника. «История России». М., 1997.
История России в лицах и датах. М., 1995.
Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя.
Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
Энциклопедия по истории России. Ариада,
1998–1999 г.
Энциклопедия по истории России. Русика, 2003
г.
Энциклопедический справочник школьника.
История России. М., 1997.
Календарно-тематический план
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Дата
Проведения
|
Примечание
|
план.
|
факт.
|
|
Древняя Русь
|
6
|
|
|
|
1
|
Образование
Древнерусского государства- 882 год
|
1
|
01.09.
|
|
|
2
|
Крещение Руси- 988 год
|
1
|
04.09.
|
|
|
3
|
Княжение Ярослава
Мудрова 1019-1054 гг
|
1
|
08.09.
|
|
|
4
|
Русская правда
Ярославичей-11 век
|
1
|
11.09.
|
|
|
5
|
Съезд русских князей в
Любиче-1097 год
|
1
|
15.09.
|
|
|
6
|
Повесть временных лет-
1113 год
|
1
|
18.09
|
|
|
|
Феодальная раздробленность
|
4
|
|
|
|
7
|
Битва на Калке- 1223 год
|
1
|
22.09.
|
|
|
8
|
Ледовское побоище-1242год
|
1
|
25.09.
|
|
|
9
|
Невская битва-1240 год
|
1
|
29.09
|
|
|
10
|
Куликовская битва-1380
год
|
1
|
02.10.
|
|
|
|
Образование и
укрепление Российского единого государства
|
6
|
|
|
|
11
|
Стояние на Угре-1480 год
|
1
|
06.10
|
|
|
12
|
Княжение Ивана 3-
1462-1505 гг
|
1
|
09.10
|
|
|
13
|
Реформы Ивана
Грозного-1547-1581
|
1
|
13.10.
|
|
|
14
|
Ливонская
война-1558-1583гг
|
1
|
16.10.
|
|
|
15
|
Опричнина 1565-1572 гг
|
1
|
20.10
|
|
|
16
|
Правление Фёдора
Ивановича 1584- 1598 гг
|
1
|
23.10.
|
|
|
|
Смутное время
|
9
|
.
|
|
|
17
|
Царствование Бориса
Годунова 1598-1605 гг
|
1
|
27.10
|
|
|
18
|
Лжедмитрий 1-1605-1606
гг
|
1
|
30.10.
|
|
|
19
|
Василий Шуйский
1606-1610 гг
|
1
|
10.11.
|
|
|
20
|
Лжедмитрий2-1608-1610 гг
|
1
|
13.11.
|
|
|
21
|
Семибоярщина 1610-1613
гг
|
1
|
17.11.
|
|
|
22
|
Создание первого ополчен
ия в Рязани 1611 год
|
1
|
20.11
|
|
|
23
|
Образования второго
ополчения в Нижнем Новгороде-1612 год
|
1
|
24.11.
|
|
|
24
|
Освобождение Москвы от поляков 1612 год
|
1
|
27.11
|
|
|
25
|
Избрание первого
Романова 1613 год
|
1
|
01.12.
|
|
|
|
Россия в 17 веке
|
7
|
|
|
|
26
|
Правление Михаила
Федоровича 1613-1645 гг
|
1
|
04.12
|
|
|
27
|
Смоленская война 1632-34
гг
|
1
|
08.12.
|
|
|
28
|
Соляной бунт 1648 год
|
1
|
11.12
|
|
|
29
|
Соборное уложение 1649
год
|
1
|
15.12
|
|
|
30
|
Медный бунт- 1662 год
|
1
|
18.12
|
|
|
31
|
Восстание С. Разина
1670-71 гг
|
1
|
22..12
|
|
|
32
|
Русско- турецкая война
1676-1681 гг
|
1
|
25.12
|
|
|
|
18 век
|
9
|
.
|
|
|
33
|
Северная война 1700-1721
гг
|
1
|
12.01
|
|
|
34
|
Реформы Петра Великого
1700-1725 гг
|
1
|
15.01
|
|
|
35
|
Дворцовые перевороты
1725-1762 гг
|
1
|
19.01
|
|
|
36
|
Русско- турецкая война
1768-1774 гг
|
1
|
22.01
|
|
|
37
|
Раздел Польши 1772,
1793,1795 гг
|
1
|
26.01
|
|
|
38
|
Восстание Е. Пугачева
1773-1775 гг
|
1
|
29.01
|
|
|
39
|
Русско- турецкая война
1787-1791 гг
|
1
|
02.02
|
|
|
40
|
Русско- шведская война
1788-1790 гг
|
1
|
05.02
|
|
|
41
|
Итальянский и шведский
походы А.В.Суворова
|
1
|
09.02
|
|
|
|
19 век
|
10
|
|
|
|
42
|
Русско- иранская война
1804-1813 гг
|
1
|
12.02
|
|
|
43
|
Русско- турецкая война 1806-1812
гг
|
1
|
16.02
|
|
|
44
|
Русско- шведская война
1808-1809 гг
|
1
|
19.02
|
|
|
45
|
Отечественная война 1812
года
|
1
|
23.02
|
|
|
46
|
Кавказская война
1817-1864 гг
|
1
|
26.02
|
|
|
47
|
Восстание декабристов
1825 года
|
1
|
02.03
|
|
|
48
|
Русско- турецкая война
1828-1829 гг
|
1
|
05.03
|
|
|
49
|
Крымская война 1853-1856
гг
|
1
|
09.03
|
|
|
50
|
Отмена крепостного права
1861 год
|
1
|
12.03
|
|
|
51
|
Завоевание Средней Азии
Россией 1864-1885 гг
|
1
|
16.03
|
|
|
|
20 век
|
10
|
|
|
|
52
|
Первая Российская
революция 1905-1907 гг
|
1
|
19.03
|
|
|
53
|
Русско- японская война
1904-1905 гг
|
1
|
23.03
|
|
|
54
|
Первая мировая война
1914-1918 гг
|
1
|
30.03
|
|
|
55
|
Революции 1917 года
|
1
|
02.04
|
|
|
56
|
Гражданская война
1918-1922
|
1
|
06.04
|
|
|
57
|
Образование СССР 1922
год
|
1
|
09.04
|
|
|
58-59
|
Великая Отечественная
война 1941-1945 гг
|
2
|
13,16.04
|
|
|
60
|
1945-1991 годы
|
1
|
20.04
|
|
|
61
|
1992-2000 годы
|
1
|
23.04
|
|
|
|
21 век
|
6
|
|
|
|
62
|
Избрание Президентом РФ
В.В.Путина в 2000, 2004, 2012 годах
|
1
|
27.04
|
|
|
63
|
Избрание Д.А.Медведева
на пост Президента РФ в 2008 год
|
1
|
30.04
|
|
|
64
|
Российско-грузинская
война 2008 год
|
1
|
04.05
|
|
|
65
|
Мировой финансовый
кризис 2008-2009 гг
|
1
|
07.05
|
|
|
66-67
|
Выбор тем для рефератов
|
2
|
11,14.05
|
|
|
68
|
Защита рефератов
|
1
|
18.05
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.