Рабочая программа
факультативного курса
«Наша
Земля»
для 5 класса
Структура
рабочей программы:
1.
Пояснительная записка,
2.
Содержание программы
3.
Используемая литература
4.
Тематическое планирование
1.
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 5 классов
общеобразовательных учреждений. Курс рассчитан на 34 часа. Программа курса
включает в себя разнообразные формы обучения и виды деятельности, сочетающие
познавательные и игровые, индивидуальные и групповые приём; побуждает детей к
самостоятельной, познавательной, художественной и коммуникативной деятельности.
Содержание предмета в занимательно-игровой форме знакомит
обучающихся с планетой Земля, с миром
природы.
Дети получают
расширенное представление о морях, океанах, реках и озёрах, узнают много
интересного и полезного о городах и людях нашей планеты;
получают
расширенное представление о растениях и животных, узнают, как началась дружба
человека с травами, цветами, деревьями, какие сложены об этом легенды и были.
После изучения курса учащиеся должны:
Знать: возраст Земли, её
вес, температуру, площади суши, морей, островов и льдов (в сравнении), иметь
представление о самом большом и малом, молодом и старом, жарком и холодном…;
о
культурных и дикорастущих растениях, о животных разных сред обитания и
занимательных фактах из их жизни.
Уметь: применять эти знания при выполнении творческих работ; работать со
средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации);
готовить сообщения и доклады; выступать с сообщениями и докладами; участвовать
в дискуссии; подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал, оформлять сообщения и доклады в письменном
виде.
2.Содержание
программы:
Планета, на которой мы живём - 1 ч.
Образование
Земли. Расположение в Солнечной системе. Движение Земли вокруг Солнца и
собственной оси. Смена времён года. Смена дня и ночи. Строение земной коры.
Изменения, происходящие на поверхности Земли. Вес Земли.
Вода…Вода… Кругом вода… - 6 ч
Объём
Мирового океана. Состав воды Мирового океана. Его средние глубины и
максимальная глубина. Океаническое течение Гольфстрим. Солёность морей и
океанов. Самое глубокое и самое мелкое моря. Искусственные моря. Цвет моря.
Краски разных глубин. Водопад на реке. Голубые артерии Земли.
Есть такие города на свете…- 3 ч
В
странах мира есть города с одинаковым названием, города-тёзки,
города-побратимы; их нахождение.
Земля – планета людей – 4 ч
Демографический
портрет планеты. Население Земли миллион лет назад и к началу нашей эры. Азия –
самый населённый континент. Самые маленькие люди планеты – пигмеи.
Национальности людей, населяющих Россию. Великие путешественники, открыватели
земель.
Мир растений - 7 ч.
Дары
дикой природы. Культурная флора. Растения- целители. Занимательные факты из
жизни растений. Растения, покорившие мир. Цветы – волшебный дар природы.
Мир животных – 9 ч
Жители
моря. Животные – путешественники. Искусные строители. В погоне за пищей –
охотники и жертвы. Карлики и гиганты (насекомые, рептилии, млекопитающие).
Занимательные факты из жизни животных. Лучшие глаза и уши ( зрение рыб, птиц и
млекопитающих, слуховые органы насекомых). Защитная окраска.
Растения и Животные Красной книги Омской области - 1 час
Занимательные и творческие задания - 4 ч
3.
Используемая литература:
1.И.В.Цвирко «Естествознание. 5 класс.
Материалы к занятиям», Волгоград, 2014 г
2.Валери
Ле Дю «Мир моря», Москва, «Махаон», 2004
3.Кристин
Лазье «Тайны природы», Москва, «Махаон», 2005
4.
Лоранс Букобза, Анник Мулинье «Животные», Москва, «Махаон», 2006
5.
Генри Эйнар «Мир леса», Москва, «Махаон», 2006
Тематическое
планирование
НАША
ЗЕМЛЯ
план
факультативных занятий для 5 кл.
№
|
дата
|
Тема
|
|
|
Планета, на которой мы живём - 1 ч
|
1
|
|
Вводное. Наша
планета.
Вес Земли. Движение
вокруг Солнца. Смена времён года.
|
|
|
Вода…Вода… Кругом вода… - 6 ч
|
2
|
|
Что
мы знаем о Мировом океане?
Сколько
воды в океане, какая она? Океанские глубины.
|
3
|
|
Моря
Земли. Моря цветные, мелкие, глубокие, искусственные.
|
4
|
|
Водопад
на реке. Подводные и каменные водопады.
Красивейшие
водопады мира. Рождение и смерть водопадов.
|
5
|
|
Голубые
артерии Земли
Откуда
и куда текут реки. Сколько рек на Земле?
|
6
|
|
Озёра
мира. Удивительные озёра: пресные и солёные, искусственные и минеральные,
содовые и сульфатные, с айсбергами и акулами.
|
7
|
|
Разгадываем
кроссворд: «Голубые артерии земли»
|
|
|
Есть такие города на свете…- 3 ч
|
8
|
|
Города-тёзки
Знаменитые
столицы мира.
|
9
|
|
Знаете ли вы?
Такие разные
города: миллионеры и карлики, без дождя и без автомобилей, без дорог и в
туманной дымке…
|
10
|
|
Составление и
разгадывание кроссвордов
Рисуем города и
их обитателей.
|
|
|
Земля – планета людей – 4 ч
|
11
|
|
Демографический
портрет планеты. Этнос России. Великаны и пигмеи Африки. Обитатели Азии,
Америки и Австралии.
|
12
|
|
Великие путешественники.
Открыватели новых земель.
Почему Америка
так называется? Русская Антарктида.
|
13
|
|
Экологические
проблемы современности: озоновые дыры
|
14
|
|
Конкурс проектов
«Как спасти нашу планету?»
|
|
|
Мир растений - 7 ч
|
15
|
|
Дары дикой
природы
|
16
|
|
Культурная флора
|
17
|
|
Растения-целители
|
18
|
|
Занимательные
факты из жизни растений
|
19
|
|
«Пёстрая
смесь»: растения-няньки, растения-паразиты, цветочная кулинария, колбасное,
дынное, хлебное и земляничное деревья.
|
20
|
|
Растения,
покорившие мир: чай, кофе, пряности
|
21
|
|
Цветы
– волшебный дар природы: растения-барометры. Гербарий
|
|
|
Мир животных – 9 ч
|
21
|
|
Жители моря
|
22
|
|
Животные-путешественники:
миграции птиц, рыб, леммингов,…
|
23
|
|
Искусные
строители: термиты, пчёлы, жабы, птицы,…
|
24
|
|
В погоне за
пищей: ловушки, используемые животными
|
25
|
|
Карлики и
гиганты: бактерии, черви, насекомые, земноводные
|
26
|
|
Занимательные
факты из жизни животных
|
27
|
|
Занимательно о
серьёзном. Викторина
|
28
|
|
Конкурс глаз и
ушей: зрение и органы слуха животных
|
29
|
|
Кто лучше
спрячется? – маскировочная окраска
|
30
|
|
Растения и
Животные Красной книги Омской области
|
|
|
|
|
|
Занимательные и творческие задания - 4 ч
|
|
|
|
31
|
|
Викторина
«Веришь – не веришь»
|
32
|
|
Конкурс рисунков
о Земле
|
33
|
|
Викторина
«Знаешь ли ты свою планету»?
|
34
|
|
Итоговое занятие
Интеллектуальный марафон
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.