Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кизнерская средняя школа №1»
Рассмотрено на
заседании ШМО.
Протокол №
Рук.
ШМО_________
«____»________ 2011
г
Рабочая программа
дополнительного образования детей
младшего школьного возраста.
«Юный исследователь»
(срок реализации 4 года)
Программа составлена
учителем высшей категории
Путиловой С.А.,
П. Кизнер, 2011
г.
Пояснительная записка
по курсу «Юный исследователь»
Начальная школа является важнейшим этапом образования
человека. От того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания
на этой ступени, зависит успешность каждого ученика в дальнейшем. Практика
использования методов исследовательского обучения в учебном процессе
современной школы находит все большее применение. Учитель, уже в начальной
школе стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный,
творческий, исследовательский поиск.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с
большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Исследовательская деятельность способствует развитию
познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные
умозаключения. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших
школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и
обозначенная тема должны быть актуальны для ребенка. Исследовательская работа
должна выполняться им добровольно, и быть обеспечена необходимым оборудованием,
средствами и материалами.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы - 7-10 лет.
Сроки реализации: 4 года ( 1-4 класс).
Рабочая программа кружка составлена в соответствии с
нормативными документами:
1.
Школьный учебный план
дополнительного образования.
2. Программа обучения младших
школьников исследовательской деятельности. Авт.-сост. Кривобок Е.В., Саранюк
О.Ю. – Волгоград: Учитель,2009.
Учебные пособия для учащихся:
- Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная
литература.
Методическое пособие для учителя:
1. Исследовательская деятельность младших школьников.
Авт.-сост. Кривобок Е.В., Саранюк
О.Ю. – Волгоград: Учитель,2009.
2. Проектирование в начальной школе:
от замысла к реализации. Авторы-составители Шатилова М.Ю. и др. – Волгоград:
Учитель,2010.
Инструментарий:
1.
Набор карточек с
символическими изображениями «методов исследования»
2.
Наборы тематических коллекций
3.
Сборник исследовательских
работ класса
4.
Тетрадь, карандаши.
5.
ИКТ
Программа
и материал УМК курса рассчитан на 68 часов в год.
Цель программы - развитие интеллектуально-творческого потенциала
личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в
процессе саморазвития.
Курс «Юный исследователь»
в классе решает
следующие задачи:
1.
Развитие творческой
исследовательской активности детей младшего школьного возраста.
2.
Развитие познавательных
потребностей младших школьников.
3.
Обучение детей младшего
школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований.
4.
Формирование у младших
школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем
способе учебной деятельности.
5.
Стимулирование у детей
интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
6.
Ознакомление с научной
картиной мира.
7.
Вовлечение родителей в
учебно-воспитательный процесс.
8.
Участие в проводимых в
рамках деятельности школы, района, конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Работа осуществляется в нескольких направлениях:
Первое – индивидуальная работа,
предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых
докладов, сообщений, оказание помощи учащимся при подготовке докладов, устных
сообщений, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по отдельной программе
(разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи);
Второе – групповая форма (включает в себя
работу над совместными исследовательскими проектами).
Третье направление – массовые формы. К их
числу можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с
учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических
конференциях, походах.
Структура учебных занятий
1.
Задания на развитие основных
исследовательских умений и навыков:
- умения видеть
проблемы;
- умения задавать
вопросы;
- умения выдвигать
гипотезы;
умения давать
определения понятиям;
- умения
классифицировать;
- умения и навыки
наблюдения;
- умения и навыки
проведения экспериментов;
- умения делать
выводы и умозаключения;
- умения и навыки
структурирования материала;
- умения и навыки
работы с текстом;
- умения доказывать и
защищать свои идеи.
2.
Работа по теме занятия основного обучения.
3.
Защита исследовательских работ
4.
Домашнее задание: «Продолжи исследование». Собрать материал по
этой теме (используя методы исследования), обобщить, обдумать, дать определения
основным понятиям, высказать суждения, сделать необходимые умозаключения.
Публикация сборника исследовательских работ класса.
Этапы исследовательской работы (проекта)
1.
Выбор темы. Тема может
быть:
- фантастической
(ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
2.
Постановка цели и задач.
3.
Гипотеза исследования.
4.
Организация исследования.
5.
Подготовка к защите и
защита работы.
Организация исследования.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу
высказать про это?
Какие выводы я могу
сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть
книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную
информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у
других людей.
Запиши интересную
информацию, полученную от других людей.
Просмотреть
телематериалы.
Запиши то необычное,
что узнал из фильмов.
Использовать
Интернет.
Запиши то новое, что
ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию,
полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности
сделай фотографии.
Провести
эксперимент.
Запиши план и
результаты эксперимента.
Подготовка к защите.
1.Выделить из текста
основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение
посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать
основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить
все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по
важности основные идеи.
5. Предложить
сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и
умозаключения.
7. Указать возможные
пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст
доклада.
9. Подготовить
средства наглядного представления доклада.
Методика выполнения работ
При выполнении работ используем общепринятые, широко известные и
достаточно хорошо апробированные методики. Достоверность результатов,
полученных при использовании таких методик, значительно выше.
Основным принципом являются строки:
«Если хочешь
научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»
Для
учащихся класса в рамках организации исследовательской деятельности возможно
создание мини- курсов родителей – специалистов разных областей деятельности:
«Юный литератор», «Юный химик», «Юный краевед». Имеются в виду краткосрочные занятия по
самым разным специальным проблемам.
Одна
из основных задач таких мини-курсов — расширение кругозора ребенка. Из мини-курсов, рождаются
проблемы для разработки детьми самостоятельных исследовательских проектов. В конце учебного года учащиеся
выходят на школьную конференцию для защиты проектов.
Наиболее
рациональной считается постепенная эволюция занятий, от занятий-лекций к
семинарам и наконец, к самостоятельной исследовательской практике. То есть
монолог преподавателя постепенно уступает место сначала диалогу с учащимися, а
затем их практической исследовательской работе. В соответствии с этим
организационная методическая сторона деятельности может быть представлена в
виде следующих этапов:
•
Вначале на
первом этапе доминирует информационно-рецептивный характер учебной
деятельности. Преподаватель дает детям
первичную информацию, а их основная задача — ее воспринять, ос
мыслить, запомнить.
•
Следующий этап
— репродуктивный. По вопросам или заданиям педагога ученики воспроизводят
элементы изученного материала.
• Далее следует проблемное
изложение. Учитель ставит проблему, и сам
ее решает, но при этом он должен показать путь решения в его подлинных, но доступных учащимся
противоречиях. Необходимо вскрыть
основной ход мыслей при движении к решению, показать детям нечто вроде образца научного познания, научного решения проблем. Ученик на этом этапе мысленно
контролирует убедительность этого
движения, следит за его логикой.
•
Все это постепенно сменяется частичнопоисковым, или эвристическим,
методом. Его задача обеспечить поэлементное усвоение
опыта творческой
деятельности (умение видеть проблему, высказывать предположения, формулировать
гипотезы, давать определения
понятиям, строить доказательство, делать
выводы и др.).
•
В итоге все это должно привести к исследовательской практике,
что, как известно,
является основным методом обучения творческой
деятельности.
Занятия должны проводится только на добровольной основе. Таким образом,
методика курса предполагает, что ребенок постепенно превращается из слушателя в
собеседника, а затем в исследователя.
И на доступном ему уровне включается в учебно-исследовательскую, творческую.
Словарь терминов
1.
Гипотеза (от древнегреческого hypothesis – основание, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо
явления) – предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не
подтвержденная опытом.
2.
Классификация – (от латинского classis – разряд и facere – делать) называют деление предметов и
явлений в зависимости от их общих существенных признаков. Классификация
разбивает рассматриваемые объекты на группы (разряды), чтобы их упорядочить, и
придает нашему мышлению строгость и точность.
3.
Метод (от греческого слова – methodos)
– способ, прием познания явлений окружающего мира.
4.
Парадокс (от греческого слова paradoxos
– неожиданный, странный, невероятный) – утверждение, резко расходящееся с
общепринятыми, установившимися мнениями, наблюдениями.
5.
Проект (от латинского progectus - «брошенный
вперед»)
a)
совокупность документов
(расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или
изделия;
b)
предварительный текст какого-
либо документа;
c)
какой-либо замысел или
план.
6.
Проектирование – процесс разработки и создания проекта.
7.
Теория (от греческого слова theoria-
рассмотрение, исследование) – система основных идей, дающая целостное
представление о закономерностях и существенных связях действительности.
8.
Эксперимент (от латинского experimentum – проба,
опыт) –самый главный метод познания в большинстве наук, предполагает проведение
каких-то практических действий с объектом исследования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Исследовательская
деятельность младших школьников.
Авт.-сост. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. –
Волгоград: Учитель,2009.
2. Проектирование в начальной школе: от замысла к
реализации. Авторы- составители Шатилова М.Ю. и др. – Волгоград:
Учитель,2010.
3.
Белых, С.
Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся С. Л. Белых //
Исследовательская работа школьников. – 2006.
4.
Лебедева, С. А. , Тарасов,
С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии С. А. Лебедева, С.
В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003
5.
Е.В. Кривобок, О.Ю.
Саранюк Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия,
работы учащихся. – Волгоград, 2009.
6.
Савенков, А. И.
Исследовательская практика: организация и методика 2005.
7.
Савенков, А. И. Творческий
проект, или Как провести самостоятельное исследование 1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.