Рабочая программа
элективного курса
«Уравнения, содержащие знак модуля»
(математика)
11 класс
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОДИН УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с концепцией
модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным
компонентом школьного обучения.
Необходимость такого курса вызвана
несколькими причинами:
·
результаты ЕГЭ 2005-2014
годов приводят к выводу о том, что выпускники испытывают серьезные затруднения
при решении уравнений с модулем.
·
необходимостью формирования
логического мышления и математической культуры у школьников;
·
тесной взаимосвязью таких
задач с физическими процессами и геометрическими закономерностями;
·
задания абитуриентов почти на
50% представлены подобными задачами, которые и определяют цели данного курса.
Практика работы в школе
показывает, что задачи с модулем представляют для школьников наибольшую
трудность, как в логическом, так и в техническом плане, поэтому уравнения и
неравенства, содержащие параметры и модули - это один из труднейших разделов
школьного курса математики. В этом случае, кроме использования алгоритмов
решения уравнений, приходится думать об удачной классификации, следить за тем,
чтобы не пропустить множество тонкостей, спрятанных в задаче. Уравнения и
неравенства с параметрами и модулями - это тема, где проверяется не
«натасканность» ученика, а подлинное понимание им материала. И, естественно,
что цена задачи резко возрастает, если в нее включен модуль, и возрастает
вдвойне, если задание решено не традиционным, шаблонным, а нестандартным,
оригинальным способом.
Данный элективный курс
знакомит учащихся
с функционально-графическими методами решения алгебраических задач с модулем.
К сожалению, в школьной программе этим заданиям мало уделяется времени и
практикум призван восполнить данный пробел. Одновременно, элективный курс
призван, не только дополнять и углублять, знания учащихся, но и развивать их
интерес к предмету, любознательность, логическое мышление.
Решение уравнений, систем с
модулем открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов
общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в
исследованиях и на любом другом математическом материале.
Элективный курс позволяет значительно сократить разрыв между требованиями,
которые предъявляет своему абитуриенту ВУЗ и требованиями, которые предъявляет
к своему выпускнику школа.
Поэтому, особая установка элективного курса - подготовка учащихся к конкурсным
экзаменам в ВУЗы соответствующего профиля, и поэтому, преподавание должно
обеспечить систематизацию знаний и умений, учащихся на уровне, предусмотренном
программой вступительных экзаменов, так как учащиеся, владеющие методами
решения задач с параметрами, успешно справляются и с другими задачами.
Элективный курс рассчитан на 34
часа учебных занятий в 11 классе общеобразовательных школ.
Этот курс требует от учащихся
большой самостоятельной работы, способствует подготовке учащихся к продолжению
образования, повышения уровня математической культуры.
Элективный курс имеет прикладное и
общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления,
концентрации внимания и математической культуры учащихся, расширяет по
сравнению с общеобразовательной программой сферу математических знаний,
побуждает их к исследовательской деятельности, существенно повышает графическую
культуру школьников. Воспитательный эффект курса заключается в формировании
таких важных качеств личности, как трудолюбие, целеустремленность,
аккуратность.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
·
изучение методов решения
задач избранного класса и формирование умений, направленных на реализацию этих
методов;
·
сформировать у учащихся представление
о задачах с модулем, как задачах исследовательского характера, показать их
многообразие;
·
научить применять
аналитический метод и решение задач с модулем;
·
научить приемам выполнения
изображения на плоскости и их использованию в решении задач с модулем;
·
научить осуществлять выбор
рационального метода решения задач и обосновывать сделанный выбор;
·
пробуждение и развитие
устойчивого интереса к математике, повышение математической культуры учащихся;
·
привитие навыков употребления
функционально-графического метода при решении задач;
·
способствовать подготовке
учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
·
лекция;
·
беседа;
·
практикум;
·
консультация;
·
работа на компьютере.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:
·
коллективная
·
групповая.
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:
·
тесты.
Требования к знаниям и умениям: в результате изучения курса учащиеся должны уметь
·
решать линейные и квадратные
уравнения с параметром;
·
строить графики элементарных
функций, и их комбинации, усложненные модулями;
·
решать иррациональные,
логарифмические, тригонометрические, показательные уравнения с параметром как
аналитически, так и графически;
·
применять аппарат алгебры и
математического анализа для решения прикладных задач;
·
иметь четкое представление о
возможностях функционально-графического подхода к решению различных задач.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: в результате
изучения курса учащиеся должны:
·
уметь решать линейные,
квадратные уравнения и неравенства, система двух линейных уравнений с двумя
переменными, несложные иррациональные уравнения с одним параметром при всех
значениях параметра;
·
использовать в решении задач
с параметром свойства квадратичной и линейной функции;
·
устанавливать свойства
функции у = хр, у = и
изображать их графики при различных значениях р и п;
·
изображать графики функции у = f(x-a) + b, y = af(bx) по известному графику функции у = f(x);
·
изображать графики функции
и уравнений
по известному графику функции у
= f(x);
·
использовать графики функции
и уравнений при изображении множеств точек плоскости, заданных неравенствами,
системами неравенств;
·
овладеть методами решения
задач с параметрами и модулем с использованием графических интерпретаций;
·
осуществлять выбор метода
решения задачи и обосновывать его;
·
владеть техникой
использования каждого метода.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: домашние контрольные работы, рефераты и
исследовательские работы.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
Понятие модуля. Решение
уравнений по определению модуля Что такое модуль числа? Модули и расстояния.
Освобождение от модулей в уравнениях. Методы решения уравнений содержащих
несколько модулей. Параллельное раскрытие модулей. Метод интервалов в задачах с
модулями. Модули и квадраты.
Построение графиков,
содержащих знак модуля ( Графики элементарных функций, содержащие знак модуля, как
у аргумента, так и у функции; двойные модули;
графики уравнений и соответствий, содержащие знак модуля. Знакомство и работа с
компьютерными программами для построения графиков.
Решение уравнений с
переходом к системе или совокупности уравнений Рациональные уравнения, однородные уравнения,
симметрические уравнения, возвратные уравнения. Иррациональные уравнения:
простейшие, уравнения с несколькими радикалами, полные квадраты под знаком
радикала, замена переменной, посторонние корни, применение свойств функций.
Показательные и логарифмические уравнения, тригонометрические уравнения,
сводящиеся к квадратным.
Основная цель – систематизировать
умения в решении рациональных и иррациональных уравнений; сформировать умения
решать уравнения указанных видов с параметрами и модулем.
Изучение темы начинается с
повторения курса основной школы – решения линейных, квадратных, дробных,
иррациональных уравнений. Решению дробных уравнений предшествует введение
понятий равносильности. Его появление требует обработки: основное внимание
следует уделить процессу осмысления учащимися выполнение преобразований в ходе
решения уравнений, приводящих к равносильным уравнениям.
Рациональные неравенства
с модулем. Обобщенный метод интервалов Решение неравенств методом интервалов. Неравенства
с одним модулем. Освобождение от модуля в неравенствах. Способы решения
рациональных неравенств: разложение на множители, выделение полного квадрата,
приведение к общему знаменателю и алгебраическое сложение дробей и т.д
Графический способ решения
уравнений и неравенств. Работа по построению графиков с помощью компьютерных
программ Advanced Grapher, школьный графопостроитель – 1С, Математика + от AV.
Основная цель – систематизировать
знания учащихся о функциях у
= хр (р R,
р0),
у = (п N,
п2); научить выполнять построение графиков
с использованием параллельного переноса , растяжения и сжатия, симметрии.
Особое внимание уделяется
обработке навыков: построения области, заданных неравенствами, системами
неравенств; выполнение необходимых преобразований ( в том числе выражений,
содержащих несколько модулей), Направленных на приведение уравнений или
неравенств к виду, удобному для изображения линий или областей, заданных
уравнениями или неравенствами соответственно.
Сочетание графического и
алгебраического методов решения уравнений. Основные приемы решения систем уравнений и
неравенств: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных.
Системы неравенств с одной и двумя переменными. Сравнение графического и
алгебраического способов решения уравнений и неравенств. Уравнения, неравенства
и системы с параметрами, их решение и исследование.
Комбинированные задачи с
модулем и параметрами. Обобщенный метод областей (4 часа). Перенос метода интервалов с прямой на плоскость.
Обобщенный метод областей. Нахождение площади фигур, ограниченных неравенством.
Применение метода областей к решению уравнений и неравенств с параметрами и
модулем, и их комбинации.
Нетрадиционные задачи.
Задачи группы "С" из ЕГЭ (5 часов). Использование экстремальных свойств
рассматриваемых функций. Нестандартные по формулировке задачи, связанные с
уравнениями или неравенствами. Задачи с параметром. От общего к частному и
обратно. Задачи с: логическим содержанием. Практикум по решению задач,
относящихся к группе «С», входящих в контрольно измерительные материалы ЕГЭ
прошлых лет. Разбор методов и способов решения заданий.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА:
1.
Алгебра: Учебник для 7
классов общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н.
Нешков, С.Б. Суворова; Под редакцией С.А. Теляковского. -12-е. – М.:
Просвещение, 2006.
2.
Алгебра: Учебник для 8
классов общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н.
Нешков, С.Б. Суворова; Под редакцией С.А. Теляковского. -11-е. – М.:
Просвещение, 2005.
3.
Алгебра: Учебник для 9
классов общеобразовательных учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н.
Нешков, С.Б. Суворова; Под редакцией С.А. Теляковского. -10-е. – М.:
Просвещение, 2004.
4.
Алгебра: 8 класс.: Задачник
для общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е.
Тульчинская. -3-е изд., испр. М.: Мнемозина, 2006.
5.
Алгебра и начала анализа:
Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ А.Н. Колмогоров, А.М.
Абрамов, Ю.П. Дудицин и др.; Под редакцией А.Н. Колмогорова. -12-е изд. – М.:
Просвещение, 2005.
6.
Балаян Э.Н. Микросправочник
по математике для выпускников и абитуриентов. Ростов н/Д, 2002.
7.
Балаян Э.Н. Репетитор по
математике для поступающих в вузы. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
8.
Балаян Э.Н. Математика. Сам
себе репетитор. Задачи повышенной сложности. Серия «Абитуриент», Ростов на
Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
9.
ЕГЭ 2010. Математика:
репетитор / В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. – М.: Эксмо, 2009. -320с.
10.
Лаппо Л.Д., Попов М.А.
Математика. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. М.:
изд-во «Экзамен», 2006.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1.
Е.Е.Калугина. уравнения
содержащие знак модуля. Математика :Элективный курс. Илекса. Москва. 2012год
2.
Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов
О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса: Учеб.
пособие для школ и классов с угулб. изуч. матем. – М.: Просвещение, 1995.
3.
Гуськова Л.Н. Уравнения с
параметрами. Методическое пособие. Казань 2006.
4.
Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я.
Задачи письменного экзамена по математике за курс средней школы: условия
решения. –М.: Школа-Пресс, 1994.
5.
Звавич Л.И., Аверьянов Д.И.,
Пигарев Б.П., Трушанина Т.Н. Задания для проведения письменного экзамена по
математике в 9 классе: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1996.
6.
Иванов А.П. Тесты и контрольные
работы для систематизации знаний по математике:
7.
Учебное пособие для
абитуриентов. Ч. 1 и 2. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 2000.
8.
Литвиенко В.Н., Мордкович
А.Г. Практикум по элементарной математике. Алгебра. Тригонометрия. – М.: ABF,
1995.
9.
Лысенко Ф.Ф. ЕГЭ. Тесты.
2010.
10.
Федеральный институт
педагогических измерений. ЕГЭ математика. Новая версия. 2010.
11.
Шарыгин И.Ф. Факультативный
курс по математике. Решение задач: Учебное пособие для 10 класса средней школы.
– М.: Просвещение, 1999.
задачи с модулем элективнй курс (34 часа)
ПРИМЕРНОЕ Планирование 1 час в неделю
№
п/п
|
Название
темы
|
часы
|
Дата
По
плану
|
фактич.
дата
|
примечание
|
1
|
Понятие модуля. Решение уравнений по
определению модуля.
|
2 ч
|
|
|
|
2
|
Построение графиков, содержащих знак модуля
|
2 ч
|
|
|
|
3
|
Решение уравнений с переходом к системе или
совокупности уравнений.
|
3 ч
|
|
|
|
4
|
Рациональные уравнений с модулем.
Обобщенный метод интервалов.
|
2 ч
|
|
|
|
5
|
Тригонометрические уравнения
|
1 ч
|
|
|
тест
|
6
|
Иррациональные уравнения
|
2 ч
|
|
|
д.к.р.
|
7
|
Показательные уравнения
|
2 ч
|
|
|
|
8
|
Логарифмические уравнения
|
1 ч
|
|
|
тест
|
9
|
Уравнения с параметром, содержащие знак
модуля.
|
2 ч
|
|
|
|
10
|
Метод приведения к уравнению относительно
неизвестной х с параметром а.
|
2 ч
|
|
|
тест
|
11
|
Графический способ решения уравнений и
неравенств.
|
2 ч
|
|
|
д.к.р.
|
12
|
Сочетание графического и алгебраического
методов решения уравнений.
|
2 ч
|
|
|
|
13
|
Использование производной при решении задач
с параметрами. Задачи на максимум и минимум.
|
2 ч
|
|
|
|
14
|
Комбинированные задачи с модулем и
параметрами. Обобщенный метод областей.
|
4 ч
|
|
|
д.к.р.
|
15
|
Нетрадиционные задачи.
Задачи группы "С" из ЕГЭ.
|
5 ч
|
|
|
|
|
Итого:
|
34 ч
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.