ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе примерной
программы основного общего образования «Технология. Программы начального и
основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2012 по направлению
«Технология»,
составленной на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с
авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко (М.
2012).
Школьное образование в современных условиях призвано
обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на
основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания,
профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и
смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на
формирование
компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в
информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности,
ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка
как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация,
профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации,
поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как
процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой
соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это
определило цель обучения технологии:
– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе
включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по
созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для
поиска и использования технологической информации, проектирования и создания
продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельного и осознанного
определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
– развитие познавательных интересов, технического мышления
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
– воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
– получение опыта применения политехнических и технологических знаний и
умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта в
содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,
деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
· приобретение знаний о
взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и
способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности
человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и
пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных
технологиях;
· воспитание трудолюбия,
бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к
людям различных профессий и результатам их труда;
· овладение способами
деятельностей:
– умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять
ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно
приобретать знания, используя различные источники;
– способность работать с разными видами информации: диаграммами,
символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать,
полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
– умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения,
разрешать конфликты и т. д.;
· освоение компетенций –
коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической,
социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.
Общая характеристика учебного предмета
Дидактическая модель обучения и педагогические средства
отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение
конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся,
обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о
профессии портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся
на основе личностного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и
изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной
активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это
предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том
числе методики:
· профориентационных игр;
· межпредметных интегрированных уроков;
· проектной деятельности по ключевым темам
курса.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых
знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими
установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации.
Учащиеся должны владеть компетенциями:
· информационно-коммуникативной;
· социально-трудовой;
· познавательно-смысловой;
· учебно-познавательной;
· профессионально-трудовым
выбором;
· личностным саморазвитием.
Способны решать следующие
жизненно-практические задачи:
·
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных
материалов;
· планировать и оформлять
интерьер помещения;
· ухаживать за одеждой и
обувью;
· применять знания технологии
на практике;
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Должны знать:
– понятия технического творчества, законы и закономерности
строения и развития техники; методы технического творчества;
– основы бизнес-планирования;
– потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
– понятие профессиональной деятельности; разделение и
специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной
деятельности;
– основные виды художественной обработки материалов.
Должны уметь:
– проводить анализ творческих объектов, использовать
различные методы технического творчества в создании новых объектов;
– проводить расчеты и обоснование создания ученического
предприятия;
– выполнять эскизные работы проекта;
– выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный
творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных
швейных работ;
– правильно организовывать учебное место.
Должны владеть компетенциями:
– учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в
ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение
извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать
информацию);
– информационно-коммуникативными, (умение работать с
различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание
взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение
презентовать результаты исследования, умение само выражать себя в творческой
работе, сотрудничать и работать в команде);
– социальными (умение видеть связи между настоящими и
прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать
посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою
деятельность);
– эмоционально-ценностными (умение генерировать новые
решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение
понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).
Учащиеся должны владеть компетенциями:
· информационно-коммуникативной;
· социально-трудовой;
· познавательно-смысловой;
· учебно-познавательной;
· профессионально-трудовым
выбором;
· личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические
задачи:
·
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных
и поделочных материалов;
· планировать и оформлять
интерьер помещения;
· ухаживать за одеждой и
обувью;
· применять знания технологии
на практике;
Данная рабочая программа ориентирована на
использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
для учащихся:
·
Технология. : 8 класс :
учебник для учащихся общеобразовательных. Учреждений. / Б.А. Гончаров, Е.В.
Елисеева, А.А.Электов; под ред. В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. - М. :
Вентана-Граф, 2013.
Для учителя:
·
Технология. : 8 класс :
учебник для учащихся общеобразовательных. Учреждений. / Б.А. Гончаров, Е.В.
Елисеева, А.А.Электов; под ред. В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. - М. :
Вентана-Граф, 2013.
·
Научно-методический журнал
«Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2008.
·
Научно-методический
журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2009.
·
Сборник
нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко
А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2002. – 224с.
·
Еременко Т.И., Заболуева
Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для
учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с.
·
Симоненко В.Д. Основы
потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных
учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.
Оценочная система.
Все знания, умения, навыки и
компетенции ученика оцениваются в баллах. Максимальная сумма, которую может набрать
ученик за учебный год составляет: 100 баллов – 35часов в год (1час в неделю).
300 баллов – 70 часов в год (2 часа в
неделю).
Эта сумма
складывается из баллов, полученных за выполнение предусмотренных рабочей
программой практических работ, ответов на вопросы, выполнение творческих
заданий.
В данной рабочей
программе предусмотрено:
Наименование
|
Количество
|
Максимальный
оценочный бал
|
Практическая работа
|
25
|
10
|
Ответы на вопросы
|
10
|
5
|
Выполнение
творческого проекта
|
1
|
30
|
Бально-рейтинговая
система предполагает использование общей оценочной шкалы, с единой системой
соотношения стобальной и пятибальной оценочных шкал, согласно нижеследующей
таблицы.
Баллы
|
Оценка
|
Полная запись
|
Сокращенная запись
|
Числовой эквивалент
|
91-100
|
Отлично
|
Отл.
|
5
|
74-90
|
Хорошо
|
Хор.
|
4
|
61-73
|
Удовлетворительно
|
Удовл.
|
3
|
0-60
|
Неудовлетворительно
|
Неуд.
|
2
|
Согласно действующему в общеобразовательном
учреждении учебному плану и с учетом технической базы, рабочая программа предполагает
обучение в объеме 35 часов в год. (Один час в неделю).
На основании примерных программ
Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному
объему содержания образования по технологии, реализуется программа базисного
уровня в 8-х классах.
С учетом уровневой специфики классов
выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи,
ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в
табличной форме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.