Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя
общеобразовательная школа с. Удельно-Дуваней
муниципального
района Благовещенский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании РМО
Руководитель _________/Н.В.Бикбулатова/
Протокол №____
«___» _________20__г.
|
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____ /_Шабанова Л.Р./
«___» _________ 20__г.
|
Утверждаю
Директор
МОБУ СОШ
с. Удельно-Дуваней
_____ /Л. А. Гайниева/
Приказ №______
«___» _________ 20__г.
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
учебному предмету
«Русский
язык»
для
учащихся 3 класса
Срок
реализации данной программы 2014 -2015 учебный год
разработана
на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3- й
класс. Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2012г.
Авторы
программы: Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.
Составитель:
Переведенцева Мария Викторовна
Год
составления программы: 2014 год.
Пояснительная
записка
1.1.Нормативная основа:
Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства
образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки РФ №
1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки РФ №
413 от 17.05.2012 г. «Об утверждении введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования»,
Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России;
Устав
образовательной организации;
Основные образовательные
программы НОО.
Примерные
программы по учебным предметам;
Учебный план
образовательной организации МОБУ СОШ села Удельно-Дуваней;
Положение о
рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)
Федеральный
перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию
в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования;
Требования к
оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением
учебных предметов федерального компонента государственного образовательного
стандарта;
Рекомендации по
материально-техническому обеспечению учебного предмета.
1.2. Цели и задачи изучения
учебного предмета:
Изучение курса «Русский язык» в начальной школе направлено на достижение
познавательных и социокультурных целей:
Познавательные цели:
-Формирование
целостной картины мира, частью которого является язык обучающегося, на котором
он общается.
- Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.
-Формирование логического и абстрактного мышления учащихся.
Социокультурные цели:
-Формирование навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- Формирование
коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи).
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- развитие речи,
мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и
письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
- усвоение
первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических,
грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых
единиц языка;
- овладение умениями
общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания;
- воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа;
-пробуждение
познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою
речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
1.3. Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место
предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что
русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа,
средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения,
явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе
изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное
отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию
того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей
культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные
представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык
является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют
результаты обучения по другим школьным предметам.
1.4. Место учебного предмета в
учебном плане.
Учебный курс « Русский
язык» изучается через обязательную часть учебного плана. В соответствии с Образовательной программой школы
на изучение предмета «Русский язык» в третьем классе отводится 170 часов.
Количество часов в неделю по учебному
плану - 5
Учебных
недель - 34
Общее количество
часов -170
1.5. Общая
характеристика учебного предмета.
Важную роль в обучении русскому языку играет продолжение и углубление
целенаправленной работы по формированию у третьеклассников универсальных
учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных
мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной
книгой.
Содержание рабочей программы основано на деятельностном подходе и
направлено на формирование как регулятивных действий (целеполагания,
планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так
и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т. п., выбор
рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов
поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование
материала в таблицы, плакаты и пр. ). Курс имеет познавательнокоммуникативную
направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в
рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению
всех языковых единиц, к их функции в речи.
1.6. Сведения о
примерной программе по учебным предметам, на основе которой разработана рабочая
программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора
и года издания;
Рабочая
программа разработана в полном соответствии с авторской программой Желтовская
Л.Я., Калинина О.Б Программа курса « Русский язык». АСТ, Астрель, Москва, 2012
год.
1.7.Педагогические
технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых
результатов обучения.
Технология личностно
– ориентированного обучения;
- Здоровьесберегающие
технологии;
- Информационно-
коммуникационные технологии;
- Аудиовизуальная
технология;
- Метод проблемного
обучения;
- Метод самоконтроля;
- Групповой метод;
- Метод создания ситуации
успеха;
- Фронтальная работа с классом
2.
Основное содержание курса.
Речевое общение
(46 ч)
Круг
сведений о речи как основе формирования речевых умений (16
ч)
Речь
(6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение
как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения:
передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества
речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность,
логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок
предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование
оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов.
Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц,
поговорок.
Приёмы целесообразного
использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание.
Текст (10 ч). Высказывания в форме
текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста.
Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная
мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста.
Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности
текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов
(цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование
(о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение
(о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих
решений.
Жанровое
разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над
стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет*:
просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды
речевой деятельности
(коммуникативно-речевые
умения)[1]
(30 ч)
Слушание и чтение.
Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из
устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Осознание ситуации
устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать
интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства
выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова,
оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного
текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения
(спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях);
определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и
главным частям текста.
Выборочное чтение
с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой
чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо.
Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации,
чувств.
Умения:
— осознавать тему
и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы
донесения его до слушателей, читателей;
— говорить и
писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать
основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка,
употребления специальных слов и выражений, их форм);
— произносить
слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной
интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать слова
разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро
(примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме —
до 50 букв в минуту).
Составление
текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с
использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое
овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его
репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при
разговоре несловесные средства общения.
Уместное
использование и правильное построение высказывания этикетного характера:
извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента нет дома,
просьба передать информацию).
Умение
осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы
по улучшению речи.
Язык как средство общения
(124 ч)
Круг
сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке
(3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий
окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития
культуры русского народа (этимологические экскурсы). Что могут рассказать о
себе географические названия? Пословицы и поговорки как выразители мудрости и
национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных
(представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы)
языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и
орфоэпия*. Сопоставление звукового и буквенного
состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения
орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка
(красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика*.
Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание*.
Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации
движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, З—Е,
Х—Ж, д—б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф,
п—р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его
плавности и связности.
Слово и его
значение (лексика) (3 ч). Связь формы и
значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические
значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи
(тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление
о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов
при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его
значимые части (морфемика) (15 ч).
Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс,
окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная
значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя
корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование.
Значения и роль окончаний в словах.
Общее
представление о продуктивных способах образования слов (приставочный,
суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые
словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова
приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель-
и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть
речи (морфология) (22 ч). Критерии
распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их
выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя
существительное (6 ч).
Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака
(белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена
собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края,
округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над
изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном
числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное
(4 ч). Углубление представлений о значениях имён
прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый,
добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над
изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе.
Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение
(2 ч). Наблюдение над особенностью значения
местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них.
Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он,
мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол
(7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов:
речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет,
нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых
глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее
представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над
изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части
речи (3 ч).
Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода
отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели
— предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения,
отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная
частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе
словосочетаний, предложений.
Синтаксис
(34 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и
значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым
оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими
значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в
словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль
словосочетаний в предложениях.
Предложение
(24 ч). Углубление понятия о предложении как о
цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие
речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить,
отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания:
вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по
эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и
пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по
эмоциональной окраске.
Структура
предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные
способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение).
Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы
прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения
распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных
членах предложения.
Наблюдения над
интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и
пунктуация (47 ч). Повторение изученных орфограмм.
Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей).
Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на
конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление
разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание
родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление
большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в
конце предложений.
Развитие речи*.
Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной
лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.).
Употребление слов в переносном значении
3.Планируемые результаты
к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся
будут формироваться
осознание
русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с
развитием культуры и общества;
внимание к
мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
внимание к
синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
стремление к соблюдению
языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
положительная
мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей
страны;
чувство
сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление
стать борцом за чистоту родного языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся
научатся:
осознавать слово,
предложение как главные средства языка;
использовать
правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать
знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска
нужной информации (в словарях и др.);
производить
звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать
произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике
материала);
различать
родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать
свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным
значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти
свойства при создании собственных высказываний;
оценивать уместность
использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей
и чувств;
осознавать
критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи
(существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно
использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль
изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в
назначении – назвать предмет, явление;
осознавать
признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение
мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать
предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению
(простое, сложное);
находить главные
и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе
предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного
высказывания;
анализировать
(производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
вычленять
общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила
правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять
(уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать
место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать
примеры с определённой орфограммой;
при работе над
ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий,
помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы
текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
-каллиграфически
и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать
тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под
диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных
текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12
предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные
соблюдать в
повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения
слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и
основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать
текст по основной мысли текста;
подробно
воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный
самостоятельно);
прогнозировать
содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
осознавать
цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать
способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять
учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при
выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные
действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять
само-и взаимопроверку работ;
осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках,
словарях, таблицах);
использовать
преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
находить,
анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова,
части речи; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление
слов, предложений).
4.Оценка
достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Формы контроля
тематические, итоговые.
Контрольные работы
– 9
Комплексная работа
-2
Контрольное
списывание-2
Контрольный
словарный диктант-4
Сочинение-2
Изложение- 6
тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты
периодически.
5.Календарно-тематическое
планирование
№ урока
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
Тема урока
|
Вид контроля Входной (В), тематический
(Т), итоговый (И)
|
Примечание
|
1
четверть-43ч
|
Раздел 1. Тема «Язык и речь»-26ч
Основные виды учебной деятельности:
Уметь
выполнять звукобуквенный разбор слова, разбор слова по составу; определять
часть речи; выделять корни; подбирать однокоренные слова
Уметь составлять предложения; правильно
писать словарные слова;
Знать
понятие «орфограмма»; правило написания безударных гласных в корне.
Уметь
переносить слова; указывать в тексте глаголы; выделять корни слов; правильно
писать слова с безударными гласными в корне; подбирать родственные слова
Знать
понятие «имена собственные».
Уметь
правильно писать имена собственные; подчеркивать первые буквы имен
собственных; образовывать фамилии и названия населенных пунктов от данных
слов; называть и писать клички животных
Знать
части речи «существительное», «прилагательное», «глагол».
Знать,
что предложение состоит из слов, связанных по смыслу; текст состоит из
предложений, объединенных темой
Уметь обнаруживать
в написанных и звучащих словах орфограммы; определять их место в слове;
|
1
|
01.09
|
|
Знакомство с учебником .Речь устная и
письменная.
|
|
|
2
|
02.09
|
|
Речь устная и письменная.
|
|
|
3
|
04.09
|
|
Речевые действия
|
|
|
4
|
05.09
|
|
Правила записи слов. Безударные гласные
|
|
|
5
|
06.09
|
|
Правило записи слов. Парные согласные.
Непроизносимые согласные
|
|
|
6
|
08.09
|
|
Правила записи слов. Твердые и мягкие
согласные
|
|
|
7
|
09.09.
|
|
Правила записи слов. Имена собственные
|
|
|
8
|
11.09
|
|
Входной диктант№1 «Осенние листья»
|
Т
|
|
9
|
12.09
|
|
Работа над ошибками. Имена собственные
|
|
|
10
|
13.09
|
|
Слово и его значение, значимые части
слова
|
|
|
11
|
15.09
|
|
Слово и его значение, значимые части
слова. Словарный диктант.
|
Т
|
|
12
|
16.09
|
|
Слово и его значение, значимые части
слова. Обобщение
|
|
|
13
|
18.09
|
|
Слово в предложении и тексте
|
|
|
14
|
19.09
|
|
Повторение по теме «Слово и его
значение, значимые части слова»
|
|
|
15
|
20.09
|
|
Повторение по теме «Орфограммы в корне»
|
|
|
16
|
22.09
|
|
Школа грамотея. Развиваем графическую
зоркость: учимся списывать слова без пропусков, замен, искажений букв
|
|
|
17
|
23.09
|
|
Школа грамотея. Комплексная работа
|
Т
|
|
18
|
25.09
|
|
Мастерская слова. Учимся воспроизводить
текст (описание) с прогнозированием его содержания
|
|
|
19
|
26.09
|
|
Мастерская слова. Отличие письменной
речи от устной.
|
|
|
20
|
27.09
|
|
Школа грамотея. Учимся подбирать слова
для проверки орфограмм в корне слова и выбирать нужную букву. Словарный
диктант.
|
Т
|
|
21
|
29.09
|
|
Школа грамотея. Подбор слова для
проверки орфограмм .
|
|
|
22
|
30.09
|
|
Изложение «Красавица рябина»
|
Т
|
|
23
|
02.10
|
|
Анализ и редактирование изложения. Язык
и речь
|
|
|
24
|
03.10
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Язык и
речь»
|
Т
|
|
25
|
04.10
|
06
|
Работа над ошибками. Слово и его
значение, значимые части слова
|
|
|
26
|
06.10
|
07
|
Обобщение темы «Язык и речь»
|
Т
|
|
Раздел 2.
Тема «Проводники наших мыслей и чувств»-37ч
Основные виды учебной деятельности:
Уметь указывать
части речи; составлять и находить словосочетания; определять главное и
зависимое слово в словосочетании;
Уметь
устанавливать связь в словосочетаниях; образовывать словосочетания по схеме прил.
+сущ
Уметь
определять род имен существительных; выделять окончания в словах
Уметь
указывать род имен существительных находить орфограммы в словах
Уметь записывать
словосочетания, указывая род главного слова и вопрос к зависимому имени
прилагательному;
Иметь
представление о фразеологизмах в русском языке
Уметь различать
вопросительные и повествовательные предложения;
Знать определение
побудительного предложения.
Уметь
передавать интонацию при чтении;
Уметь
определять тип текста; работать с деформированным текстом
Уметь
объяснять написание частицы не; писать под диктовку; работать с
деформированным текстом
|
27
|
07.10
|
09
|
Слово. Предложение. Текст
|
|
|
28
|
09.10
|
10
|
Слово и словосочетание
|
|
|
29
|
10.10
|
13
|
Связь частей речи в словосочетаниях
|
|
|
30
|
11.10
|
14
|
Род имен существительных
|
|
|
31
|
13.10
|
16
|
Род имен существительных. Словарный
диктант.
|
Т
|
|
32
|
14.10
|
17
|
Род имен существительных
|
|
|
33
|
16.10
|
18
|
Род имен прилагательных. Изменение
прилагательных по родам
|
|
|
34
|
17.10
|
20
|
Контрольная работа №3 по теме
«Проводники наших мыслей и чувств»
|
Т
|
|
35
|
18.10
|
21
|
Работа над ошибками. Употребление
мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
|
|
|
36
|
20.10
|
23
|
Употребление мягкого знака после шипящих
на конце имен существительных женского рода
|
|
|
37
|
21.10
|
24
|
Устойчивые словосочетания.
|
|
|
38
|
23.10
|
25
|
Предложение. Вопросительные и
повествовательные предложения
|
|
|
39
|
24.10
|
|
Предложение. Вопросительные и
повествовательные предложения
|
|
|
40
|
25.10
|
27
|
Отвечая – утверждаем, отрицаем.
Побудительные предложения
|
|
|
41
|
27.10
|
28
|
Побудительные предложения. Контрольный
словарный диктант.
|
Т
|
|
42
|
28.10
|
30
|
Восклицательные предложения. Знаки
препинаний в конце предложений
|
|
|
43
|
30.10
|
06
|
Восклицательные предложения. Знаки
препинаний в конце предложений. Тест
|
Т
|
|
2-четверть-40часов
|
44
|
06.11
|
7
|
Знаки препинаний в конце предложений
|
|
|
45
|
07.11
|
8
|
Знаки препинаний в конце предложений. Тест
|
Т
|
|
46
|
08.11
|
10
|
Текст
|
|
|
47
|
10.11
|
11
|
Повествование. Описание. Рассуждение
|
|
|
48
|
11.11
|
13
|
Повторение по теме «Проводники наших
мыслей и чувств»
|
Т
|
|
49
|
13.11
|
|
Проводники наших мыслей и чувств
|
|
|
50
|
14.11
|
14
|
Контрольная работа №4 по теме «Текст»
|
Т
|
|
51
|
15.11
|
15
|
Работа над ошибками. Обобщение
изученного.
|
|
|
52
|
17.11
|
|
Школа Грамотея. Учимся определять род
имени существительного, употреблять ь на конце существительных.
|
|
|
53
|
18.11
|
|
Учимся определять род имени
существительного. Словарный диктант.
|
Т
|
|
54
|
20.11
|
|
Школа Грамотея. Учимся употреблять со
словами частицу не. Учимся «читать» и ставить в предложениях знаки препинаний
|
|
|
55
|
21.11
|
|
Школа Грамотея. Учимся «читать» и
ставить в предложениях знаки препинаний
|
|
|
56
|
22.11
|
|
Мастерская слова. Учимся излагать
(воспроизводить) содержание текста
|
|
|
57
|
24.11
|
|
Мастерская слова. Учимся излагать
(воспроизводить) содержание текста
|
|
|
58
|
25.11
|
|
Изложение «Долгожданная зима»
|
Т
|
|
59
|
27.11
|
|
Анализ и редактирование изложения.
Обобщение изученных тем.
|
|
|
60
|
28.11
|
|
Сочинение «Первый снег»
|
Т
|
|
61
|
29.11
|
|
Анализ и редактирование сочинений.
Обобщение изученных тем. Словарный диктант.
|
Т
|
|
62
|
01.12
|
|
Проектная деятельность. Плакат «Подкормите
птиц зимой!»
|
Т
|
|
63
|
02.12
|
|
Защита проекта.
|
Т
|
|
Раздел 3.
ТЕМА «О главном…»-47ч
Основные виды учебной деятельности:
Уметь
подчеркивать предложение, которое выражает главную мысль;
Уметь указывать
части речи; выполнять разбор слова по составу; выписывать однокоренные слова;
подчеркивать гласные в корне;
Знать,
что корни родственных слов пишутся одинаково.
Уметь
подбирать проверочные слова; правильно писать слова с двумя безударными
гласными в корне
Уметь
определять тему текста по названию; находить предложение, в котором
содержится главная мысль;
Уметь
воспроизводить и создавать тексты; определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части; составлять план; сравнивать и анализировать
предложенные планы
Уметь
воспроизводить и создавать тексты; определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части; составлять план; сравнивать и анализировать
предложенные планы
Знать личные
местоимения.
Уметь
задавать вопросы от подлежащего к сказуемому; указывать время глагола;
выделять суффикс прошедшего времени –л-
Уметь
письменно изменять по вопросам глаголы;
Уметь обобщать
знания о том, какими формами глаголов может быть выражено сказуемое;
Уметь
выделять части слова;
Уметь
воспроизводить и создавать тексты
|
64
|
04.12
|
|
Главные части в средствах языка
|
|
|
65
|
05.12
|
|
Корень – главная значимая часть слова
|
|
|
66
|
06.12
|
|
Правописание корня
|
|
|
67
|
08.12
|
|
Правописание корня
|
|
|
68
|
09.12
|
|
Если в корне две безударные гласные…
|
|
|
69
|
11.12
|
|
Если в корне две безударные гласные.
Правописание безударных гласных
|
|
|
70
|
12.12
|
|
Если в корне две безударные гласные.
Тест
|
Т
|
|
71
|
13.12
|
|
Если в корне две безударные гласные.
Обобщение.
|
|
|
72
|
15.12
|
|
Главное слово в словосочетании
|
|
|
73
|
16.12
|
|
Главная (основная) мысль текста
|
|
|
74
|
18.12
|
|
Главная (основная) мысль текста.
Контрольный словарный диктант.
|
Т
|
|
75
|
19.12
|
|
Повторение по теме «О самом главном…»
|
|
|
76
|
20.12
|
|
Контрольное списывание№1
|
Т
|
|
77
|
22.12
|
|
Школа Грамотея. Учимся писать словарные
слова
|
|
|
78
|
23.12
|
|
Школа Грамотея. Главные члены
|
|
|
79
|
25.12
|
|
Контрольная работа №5 по теме «Если в
слове две безударные гласные»
|
Т
|
|
80
|
26.12
|
|
Работа над ошибками Разные способы
проверки правописания слов
|
|
|
81
|
27.12
|
|
Мастерская слова. Учимся воспроизводить
и создавать тексты
|
|
|
82
|
29.12
|
|
Изложение «Инструкция изготовления
елочной игрушки»
|
Т
|
|
83
|
30.12
|
|
Анализ и редактирование изложения.
|
|
|
3-четверть-48часов
|
84
|
15.01
|
|
Главные члены предложения
|
|
|
85
|
16.01
|
|
Главные члены предложения. Связь слов в
предложении.
|
|
|
86
|
17.01
|
|
Подлежащее, выраженное именем
существительным
|
|
|
87
|
19.01
|
|
Подлежащее, выраженное личным
местоимением
|
|
|
88
|
20.01
|
|
Подлежащее, выраженное личным
местоимением
|
|
|
89
|
22.01
|
|
Подлежащее, выраженное личным
местоимением Местоимение, значение и употребление
|
|
|
90
|
23.01
|
|
Сказуемое. Изменение глагола по временам
|
|
|
91
|
24.01
|
|
Сказуемое. Родовые окончания глаголов
прошедшего времени
|
|
|
92
|
26.01
|
|
Сказуемое. Глаголы настоящего и будущего
времени
|
|
|
93
|
27.01
|
|
Сказуемое. Глаголы, отвечающие на
вопросы что делать? что сделать?
|
|
|
94
|
29.01
|
|
Сказуемое. Время глагола
|
|
|
95
|
30.01
|
|
Сказуемое, выраженное именем
существительным или именем прилагательным
|
|
|
96
|
31.01
|
|
Сказуемое
|
|
|
97
|
02.02
|
|
Сказуемое. Главные члены предложения
|
|
|
98
|
03.02
|
|
Повторение раздела «О главном…»
|
|
|
99
|
05.02
|
|
Повторение раздела «О главном» Словарный
диктант.
|
Т
|
|
100
|
06.02
|
|
Повторение по теме «О самом главном…»
|
|
|
101
|
07.02
|
|
Школа Грамотея. Учимся выделять корень
как главную значимую и структурную часть слова, вдумываться в его значение
|
|
|
102
|
09.02
|
|
Школа Грамотея. Учимся находить в корне
орфограмму, определять ее тип, правильно выбирать нужную букву
|
|
|
103
|
10.02
|
|
Школа Грамотея. Учимся точно подбирать и
употреблять формы глаголов
|
|
|
104
|
12.02
|
|
Контрольная работа № 6 по теме «О самом
главном…»
|
Т
|
|
105
|
13.02
|
|
Работа над ошибками. Разные способы
проверки правописания слов
|
|
|
106
|
14.02
|
|
Школа Грамотея. Учимся выделять корень
|
|
|
107
|
16.02
|
|
Школа Грамотея. Корень
|
|
|
108
|
17.02
|
|
Мастерская слова. Учимся воспроизводить
и создавать тексты
|
|
|
109
|
19.02
|
|
Мастерская слова .Отличие устной речи от
письменной
|
|
|
110
|
20.02
|
|
Изложение «Подкормим пернатых друзей»
|
Т
|
|
111
|
21.02
|
|
Анализ и редактирование изложения.
Обобщение тем
|
|
|
Раздел 4.
Тема «Конкретизируем значение,
распространяем мысль…»-38ч
Основные виды учебной деятельности:
Уметь различать
однокоренные слова и формы одного и тоже слова;
Уметь
различать приставки и предлоги; находить в тексте слова с приставками и
предлоги;
Уметь
находить в словах безударные гласные; образовывать глаголы с приставками;
объяснять написание частицы не с глаголами; правильно писать гласные в
приставках
Уметь различать
приставки и предлоги; выделять приставку в глаголах; правильно писать
согласные в приставках
Уметь
переносить слова с разделительным ъ;
Уметь выделять
суффиксы; находить безударные гласные в корнях и суффиксах; анализировать,
какие оттенки значения придают словам суффиксы; образовывать новые слова с
помощью данных суффиксов
Уметь
составлять словосочетания по данным схемам; выделять главные члены
предложения
Уметь
выделять главные и второстепенные члены предложения; анализировать состав
предложения; определять вид предложения (распространенное или
нераспространенное);
Уметь
различать простые т сложные предложения;
Уметь работать
с памяткой «Как нужно решать орфографическую задачу»; правильно писать
приставки в словах, а также употреблять после них, где нужно разделительный ъ
Уметь выбирать
тему проекта из предложенных ли придумать свою;
|
112
|
23.02
|
|
Роль приставок и суффиксов в словах
|
|
|
113
|
24.02
|
|
Роль приставок и суффиксов в словах
|
|
|
114
|
26.02
|
|
Контрольное списывание №2
|
Т
|
|
115
|
27.02
|
|
Употребление и правописание слов с
приставками.
|
|
|
116
|
28.02
|
|
Употребление и правописание слов с
приставками. Слитное написание приставок
|
|
|
117
|
02.03
|
|
Правописание гласных в приставках
|
|
|
118
|
03.03
|
|
Правописание гласных в приставках.
|
|
|
119
|
05.03
|
|
Правописание согласных в приставках.
Обобщение
|
|
|
120
|
06.03
|
|
Правописание согласных в приставках.
Тест
|
Т
|
|
121
|
07.03
|
|
Правописание согласных в приставках. Обобщение.
|
Т
|
|
122
|
09.03
|
|
Употребление разделительного твердого
знака после приставок
|
|
|
123
|
10.03
|
|
Употребление разделительного твердого
знака после приставок.
|
|
|
124
|
12.03
|
|
Употребление разделительного твердого
знака после приставок. Контрольный словарный диктант.
|
Т
|
|
125
|
13.03
|
|
Употребление разделительного твердого
знака после приставок. Тест.
|
Т
|
|
126
|
14.03
|
|
Употребление слов с суффиксами
|
|
|
127
|
16.03
|
|
Употребление слов с суффиксами
|
|
|
128
|
17.03
|
|
Контрольная работа №7 по теме
«Употребление и правописание слов с приставками»
|
Т
|
|
129
|
19.03
|
|
Назначение зависимого слова в
словосочетаниях. Работа над ошибками.
|
|
|
130
|
20.03
|
|
Назначение зависимого слова в
словосочетаниях.
|
|
|
131
|
21.03
|
|
Назначение зависимого слова в
словосочетаниях. Тест
|
Т
|
|
4
четверть-39 часов
|
132
|
02.04
|
|
Второстепенные члены предложения
|
|
|
133
|
03.04
|
|
Второстепенные члены предложения.
Обобщение.
|
Т
|
|
134
|
04.04
|
|
Второстепенные члены предложения. Тест
|
Т
|
|
135
|
06.04
|
|
Развиваем главные мысли в текстах
|
|
|
136
|
07.04
|
|
Развиваем главные мысли в текстах
|
|
|
137
|
09.04
|
|
Развиваем главные мысли в текстах. Связь
слов в предложении
|
|
|
138
|
10.04
|
|
Повторение по теме «Конкретизируем
значение, распространяем мысль..»
|
|
|
139
|
11.04
|
|
Школа Грамотея.Тренируемся правильно
писать приставки в словах с ъ
|
|
|
140
|
13.04
|
|
Контрольная работа № 8 по теме
«Конкретизируем значение, распространяем мысль..»
|
Т
|
|
141
|
14.04
|
|
Работа над ошибками. Школа Грамотея.
|
|
|
142
|
16.04
|
|
Проектная деятельность. Художественный
журнал «Наш край»
|
Т
|
|
143
|
17.04
|
|
Проектная деятельность. Повторение
изученного.
|
Т
|
|
144
|
18.04
|
|
Мастерская слова. Учимся воспроизводить
и создавать тексты
|
|
|
145
|
20.04
|
|
Изложение «Март в лесу»
|
Т
|
|
146
|
21.04
|
|
Анализ и редактирование изложений.
Обобщение тем.
|
|
|
147
|
23.04
|
|
Повторение по теме « Конкретизируем
значение, распространяем мысль»
|
|
|
148
|
24.04
|
|
Повторение по теме «Второстепенные члены
предложения»
|
|
|
149
|
25.04
|
|
Повторение по теме «Правописание
согласных в приставках»
|
|
|
150
|
27.04
|
|
Роль приставок и суффиксов в словах
|
|
|
Раздел 5.
Тема: «Повторение изученного материала»-20ч
Основные виды учебной деятельности:
Уметь
анализировать слово с точки зрения его этимологии, орфоэпии, морфемики,
морфологии и синтаксиса
Уметь
проводить разбор по членам предложения;
Уметь правильно
писать слова с твердыми и мягкими согласными; составлять предложения с
данными словами; различать разделительный ъ и ь; различать
разделительный ь и ь– показатель мягкости
Знать
самостоятельные и служебные части речи.
Уметь
соотносить заголовок текста с его темой и основной мыслью; определять тип
текста; делить текст на части; составлять план
Уметь
выполнять разбор имен существительных; работать с деформированным текстом;
разбирать по членам предложение
Знать
признаки имени прилагательного. Уметь находить имена прилагательные; писать
их окончания; выполнять разбор прилагательного
Уметь
изменять по вопросам глаголы; определять сказуемое в предложении; указывать лицо
глагола; выполнять разбор глагола
Уметь различать
части речи.
|
151
|
28.04
|
|
Основные средства языка
|
|
|
152
|
30.04
|
|
Основные средства языка
|
|
|
153
|
02.05
|
|
Обозначение гласных и согласных звуков
на письме
|
|
|
154
|
04.05
|
|
Обозначение гласных и согласных звуков на
письме
|
|
|
155
|
05.05
|
|
Части речи
|
|
|
156
|
07.05
|
|
Комплексная работа
|
Т
|
|
157
|
08.05
|
|
Работа над ошибками. Обобщение темы
|
|
|
158
|
11.05
|
|
Изложение «Любопытные»
|
Т
|
|
159
|
12.05
|
|
Анализ и редактирование изложения.
Повторение изученного
|
|
|
160
|
14.05
|
|
Текст
|
|
|
161
|
15.05
|
|
Сочинение «Разговор цветов»
|
Т
|
|
162
|
16.05
|
|
Анализ и редактирование сочинения. Части
речи
|
|
|
163
|
18.05
|
|
Члены предложения
|
|
|
164
|
19.05
|
|
Части речи. Имя существительное Имя
прилагательное.
|
|
|
165
|
21.05
|
|
Итоговая контрольная работа №9
|
И
|
|
166
|
22.05
|
|
Работа над ошибками .Части речи.
|
|
|
167
|
23.05
|
|
Части речи. Имя существительное
|
|
|
168
|
26.05
|
|
Части речи. Глагол. Контрольный
словарный диктант.
|
Т
|
|
169
|
27.05
|
|
Части речи.
|
Т
|
|
170
|
29.05
|
|
Части речи
|
Т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения
Программа
обеспечивается учебно-методическими комплектом, включающим учебники, рабочие
тетради и методические рекомендации для учителя.
Л.
Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. –М.:
АСТ: Астрель, 2012.
Л.
Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
–М.: АСТ: Астрель, 2012.
Л.
Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Дидактические карточки–задания.
–М.: АСТ: Астрель, 2012.
Л. Я.
Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык».
–М.: АСТ: Астрель, 2012.
Программа
курса «Русский язык» (авторы - Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина). –М.: АСТ:
Астрель, 2012.
Интернет – ресурсы:
http://www.1september.ru
(нормы контрольных работ)
.http://www.proshkolu.ru//Про
Школу. ру
http://bashmakov.su/
http://planetaznaniy.astrel.ru/matem1.htm
Технические средства обучения:
·
мультимедийный
проектор, DVD плееры, MP3 плееры;
·
компьютер
с учебным программным обеспечением;
·
интерактивная
доска;
·
магнитная
доска;
·
принтер,
ксерокс.
ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТАБЛИЦЫ)
1.
Разбор предложения по членам предложения
2.
Порядок разбора состава слова
3.
Однокоренные слова, форма слова
4.
Состав слова
5.
Непроизносимые согласные
6.
Сочетание СН без Т
7.
Правописание приставки
8.
Правописание предлога
9.
Суффиксы
10. Сочетания ЧК, ЧН
11. Разделительный Ъ
12. Род имен существительных
13. Число имен прилагательных
14. Мягкий знак у существительных после шипящих
15. Род имен прилагательных
16. Число имен прилагательных
17. Безударные окончания имен прилагательных
18. Неопределенная форма глагола
19. Время глагола
20. НЕ с глаголами
21. Сводная таблица правил корня
22. Части речи
23. Разделительный Ь
24. Однокоренные слова и формы слова
25. Разбор слова по составу
|
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ДИСКИ).
1. Новейший справочник школьника. 1-4 классы.
2. Детская энциклопедии Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011
3. Уроки Кирилла и Мифодия. Русский язык 3 класс.
4. Развитие памяти и речи у младших школьников.
5. Энциклопедия Кирилла и Мифодия
6. Страна Лингвиния. Орфографические диктанты
|
7.Список литературы
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. 2012г
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. 2012г
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.
Русский язык. 3 класс. Дидактические карточки–
задания.
Л. Я. Желтовская.
Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык». 2012г
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.