ПРОГРАММА (1-4)
с использованием регионального
компонента
Пояснительная записка
Данная
программа составлена на основе обязательного минимума содержания начального
образования в образовательной области «Окружающий мир» для учащихся начальных
классов по комплекту учебников образовательной системы «Школа 2100» авторов
А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.
Рабочая
программа составлена с использованием интегрированных уроков, содержащих
национально-региональный компонент.
Базисный
план отводит на изучение национально-регионального компонента не менее
10 %-15% часов на изучение
предмета «Окружающий мир».
Количество часов
№
|
Класс
|
Всего часов за год
|
Региональный компонент
|
1
|
1
|
66
|
6ч
|
2
|
2
|
68
|
7ч
|
3
|
3
|
68
|
7ч
|
4
|
4
|
68
|
7ч
|
Присутствие
«регионального компонента» в школьных программах как необходимая составляющая в
образовании; знания, приобретенные по традиционной культуре региона, в будущем
более чем востребованы и нужны.
Программа
учитывает возраст учащихся, их общий кругозор, уровень знаний и умений.
Основной целью изучения программы
являются: формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира
как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Одна
из задач национально-регионального компонента содержания образования
заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению
к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а
хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую
Родину”.
Программа
нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества,
навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и
социальной среде.
Эта
цель определяет следующие задачи:
Задачи
первого года обучения.
1.
Познание
учениками своего края в прошлом и настоящем.
2.
Приобщение
к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.
Задачи
второго года обучения.
1.
Осознание
детьми разнообразия связи между живой и неживой природой, между живыми
организмами, обитающими в своем крае.
2.
Потребность
общения с родной природой.
3.
Бережное
отношение к народному наследию.
Задачи
третьего и четвертого года обучения.
1.
Показать
сходство, обусловленное общей природой человека и историческими народными
связями.
2.
Обобщить
знания детей о природе своего края, ее влиянии на хозяйственную деятельность
человека.
3.
Показать
значимость своей республики среди других областей страны.
С
введением интегрированного курса «Окружающий мир» (человек, природа, общество,
история) краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этого
курса изучается в значительной степени на краеведческой основе.
В
содержание программы входят:
1.Природа как объект
краеведческой деятельности
· природное краеведение.
· изучение рельефа и полезных
ископаемых
· климатические условия
· гидрологические условия
· изучение почв
растительности и животного мира (флора и фауна)
2.Население и экономика
края как объект краеведческой деятельности.
· экономика края
· население края
· хозяйство
· производственные предприятия
· поселение
3.История края как объект
краеведческой деятельности
· историческое краеведение
· памятники истории и
культуры
4.Искусство края как объект
краеведческой деятельности искусствоведческое краеведение.
Объектами
краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое,
искусство, культура. Все это объекты разных наук, и, следовательно, при их
изучении используются разные методы, присущие соответствующим областям знания.
У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения –
край. Понятие «край»- условное. Для детей младшего школьного возраста край -
это район, поселок, республика, в котором они живут.
С
первого класса учащиеся получают элементарное представление о своей семье,
своем крае, его природе и жизни людей. Основной целью работы по ознакомлению
школьников с родным краем, является воспитание в ребенке чувства гордости,
уважения и любви к тому месту, где он живет. Помогают в ознакомлении школьников
с родным краем такие формы работы, как создание панно «Моё Таксимо»;
фоторепортажи «Муйская долина»; просмотр видеоматериалов о Муйском районе;
беседы об известных людях края; создание альбомов; чтение стихотворений и др.
Со
второго класса школьники знакомятся со своеобразием родного края – Бурятии не
только с помощью информации, но и предоставляется им возможность переживать,
сочувствовать. Другими словами используются те методы ознакомления с родным
краем, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей. Это такие
формы работы, как наблюдение за погодой родного края; фоторепортажи «Байкал в
разные времена года»; «Достопримечательности Бурятии», взаимодействие с
краеведческими центрами;
С
третьего учащиеся знакомятся с государственной символикой России и Бурятии.
Получают представления о том, что каждая республика, страна имеют герб, флаг,
гимн. Составляют рассказы «Мой край родной», «Как могу помочь природе»,
собирают сведения о своем поселке, создают альбомы с пословицами краеведческой
тематики; чтение рассказов и легенд, бурятских сказок; папки-передвижки с
иллюстрациями «Животный и растительный мир Муйской долины» «Красная книга
Бурятии».
С
четвертого класса до детей доводится информация об исторических фактах, о
природе своего края, о промышленности; об обычаях; рассматривание карты
Бурятии, её районов; викторины («Знай и люби свой край»);
(«Достопримечательности Улан—Удэ».
Интегрированные уроки дают возможность
изучить краеведческий материал во всем его многообразии с привлечением музыки,
литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка
и формированию его творческого мышления,
Интеграция
содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, углубить
изучение материала без дополнительных временных затрат, стимулировать учащихся
к применению знаний в повседневной жизни.
Интеграция
способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет
переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. И поэтому при
планировании требуется тщательное определение нагрузки различными видами
деятельности учащихся.
Например:
интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства во 2 классе.
Тема урока «Леса. Что такое лес?». На данном уроке дети знакомятся с понятием
«лес», выявляют характерные признаки леса, находят различия лесов на территории
нашей страны, родного края, доказывают взаимосвязь растений и животных в лесной
зоне, учатся рисовать лесной пейзаж по представлению.
Интегрированный
урок окружающего мира и трудового обучения. 2 класс. Тема урока:
Животный мир. На уроке вспоминают отличительные особенности рыб, птиц,
насекомых, учатся различать группы животных, изготавливают по одному виду
животного в технике “оригами”.
При
изучении раздела «Природа нашего края» создаются исключительно благоприятные
условия для формирования у учащихся гражданственности, качеств, таких, как
бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за
свою Родину. Здесь уместно вспомнить слова М.И. Калинина: «Все мы очень много
говорим о воспитании патриотизма. Но ведь это воспитание начинается с
углубленного познания своей Родины».
На
уроках окружающего мира ведется работа по охране природы на примере бурятского
народа, для которого вода была святыней: великим грехом считалось селиться
вблизи истока ключей, засорять их нечистотами, черпать воду грязной посудой,
стирать белье в реке. Широко был распространен обычай почитания огня. В связи с
этим были выработаны определенные правила обращения с огнем: нельзя плевать в
огонь, бросать в него мусор, нельзя ковырять в огне острыми предметами, нельзя
играть или шалить с огнем, нельзя с размаху бросать поленья в огонь… Это воспитывает
не только почтительное отношение к огню, но и осторожность, и бережливость в
обращении с ним. А знание учащимися народных обычаев по охране природы помогает
формированию у них ответственного отношения к природе.
На
интегрированных уроках «окружающий мир и изобразительное искусство»,
«окружающий мир и трудовое обучение» по теме: «Наш край» ребята знакомятся с
народно-прикладным искусством, разнообразными узорами, украшающими одежду, с
внутренним убранством юрты, снаряжениями коня, орудиями производства. С
помощью мультимедиа ребята знакомятся с творчеством бурятских мастеров,
национальными одеждами, произведениями искусства.
Я
убеждена, что знание учащимися обычаев, традиций бурятского народа поможет им
уважать культуру и традиции других народов.
Использование
педагогических технологий сюжетно – ролевых и ролевых игр
помогает ребятам лучше изучить и понять учебный материал с различных позиций.
Роли
в сюжете игр предусматривают обучающий эффект совместных действий. Действия, в
свою очередь- основа первоначальных знаний.
Игры
основаны на моделировании социального содержания краеведческой деятельности.
Дети инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные
роли из реальной жизни. Успех игры зависит от предварительной подготовки.
Например,
ребята пробуют себя в роли гидов. Знакомят гостей поселка с родным краем. Можно
предложить детям или они сами могут предложить такие темы:
·
Заочное
путешествие по родному краю.
·
Достопримечательности
поселка Таксимо
·
Что дает
наш край Родине?
·
Зачем
нужно приезжать в наш край?
После
изучения раздела «Родной край – часть большой страны», дети пишут
мини-сочинения о малой родине, используя местный материал о первопроходцах БАМа
(просмотр DVD )
С
позиций здоровьесберегающего подхода в программе учитывается построение
урока с учетом динамики работоспособности учащихся, рациональность
использования ТСО, рациональность организации двигательной активности учащихся (физминутки,
динамические перемены)
С
позиций компетентностного подхода данная программа способствует
формированию у учащихся ключевых компетентностей, т.е.
·
овладению
основами умения учиться;
·
способности
к организации собственной деятельности;
·
готовности
самостоятельности действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
·
доброжелательности,
умению слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать
свое мнение;
·
выполнению
правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Основные требования к знаниям и
умениям к концу изучения программы:
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
1.
Положение
России, своего края на карте;
2.
Особенности
природы края; поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные
сообщества; использование и охрана природы края
3.
Правила
поведения в природе
Учащиеся
должны уметь:
1.
Различать
важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые
наиболее характерны для, луга, водоема своего края;
2.
Формулировать
и практически выполнять правила поведения в природе;
Формы
организации познавательной деятельности: индивидуальные, коллективные,
групповые.
Методы
обучения: частично
– поисковый, репродуктивный, наблюдение, сравнение, объяснительно-побуждающий,
проблемный, наглядно-иллюстративный, инструктивно-практический.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.