Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Физика / рабочая прогр. по физике 7 кл

рабочая прогр. по физике 7 кл

Скачать материал


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета физики для 7 класса МБОУ Дятьковская средняя общеобразовательная школа № 3 Брянской области составлена на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

  • Федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

1. Учебник: А.В. Пёрышкин, ДРОФА, 2009 г.

2. Сборник задач: А.В. Пёрышкин, Астрель, 2011г.

На изучение физики на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


В результате изучения физики ученик 7 класса должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохране­ния импульса и механической энергии

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изда­ний, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального применения простых механизмов;

Обязательный минимум содержания

курса физики 7 класса

Механика

Явления: механическое движение, свободное падение, инерция, упругая деформация, тяготение, трение, атмосферное давление.

Понятия и величины: относительность движения, траектория, скорость, масса, сила, давление, работа силы, мощность, коэффициент полезного действия.

Модели: материальная точка.

Законы: Паскаля, Архимеда.

Методы: исследования механических явлений; описания механического движения; измерения расстояния, времени, объема, массы, силы.

Задачи на применение законов Паскаля, Архимеда, правила моментов для анализа ситуаций и расчета.

Применения: простые механизмы, измерительная линейка, часы, динамометр, весы, мерный цилиндр.

Молекулярная физика, термодинамика

Явления: диффузия.

Понятия и величины: температура, плотность, КПД.

Модели: дискретность структуры газа, жидкости и твердого тела, хаотичность, непрерывность движения и взаимодействие частиц вещества.

Методы: измерения плотности вещества, давления воздуха.

Задачи на модели строения вещества, давление воздуха.

Применения: термометр, барометр.

Требования к уровню подготовки

учащихся, окончивших 7 класс

1. Владеть методами научного познания.

1.1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

1.2. Измерять: температуру, массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, плотность.

1.3. Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков:

силы упругости от удлинения пружины;

массы вещества при разных его объемах.

1.4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

большую сжимаемость газов;

малую сжимаемость жидкостей и твердых тел.

1.5. Выявлять эмпирические закономерности:

зависимость силы тяжести от массы тела;

зависимость массы тела от его объема.

2. Формулировать физические законы и условия их применимости.

2.1. Вычислять равнодействующую силу.

2.2. Объяснять изменение скорости при свободном падении.

3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической).

3.1. Приводить примеры:

  • зависимости скорости движения одного и того же тела, а также его траектории от выбора системы отсчета;

  • деформации тел при взаимодействии;

  • опытов, подтверждающих основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества.

3.2. Читать и пересказывать текст учебника.

3.3. Выделять главную мысль в прочитанном тексте.

3.4. Находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы.

3.5. Конспектировать прочитанный текст.

3.6. Определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам.

3.7. Определять по графику зависимости координаты от времени координату тела в данный момент времени.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.

Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:


Учебно-тематический план


п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Из них

Л/р

К/р

Введение

4

1


Строение вещества

6

1


Движение и взаимодействие тел

21

4

3

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

25

2

3

Работа и мощность. Энергия

12

2

1

Итоговое повторение

2




Итого

70

10

7



Введение (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Движение и взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (25 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия. (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Итоговое повторение (2 ч)



Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата по плану

Дата фактич.

Примечание

Инструктаж по технике безопасности. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.




Физические величины. Измерение физических величин




Точность и погрешность измерений




Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»




Строение вещества. Молекулы.




Лабораторная работа №2 «Измерение молекул малых тел»




Взаимное притяжение и отталкивание молекул.




Агрегатные состояния вещества




Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов




Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах




Механическое движение




Равномерное и неравномерное движение




Скорость. Единицы скорости




Расчёт пути и времени движения




Решение задач по темам «Расчёт пути и времени движения», «Скорость»




Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение»




Инерция. Взаимодействие тел




Масса тела. Единицы массы.




Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»




Плотность вещества.




Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела»




Расчёт массы и объёма тела по его плотности




Решение задач по теме «Плотность вещества. Масса тела. Объём»




Контрольная работа №2 по теме «Плотность вещества. Масса. Объём»




Сила




Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела




Сила упругости. Закон Гука




Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.




Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»




Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил




Сила трения. Трение покоя




Контрольная работа №3 по теме «Сила тяжести. Вес тела»




Давление. Единицы давления




Способы уменьшения и увеличения давления




Давление газа. Закон Паскаля




Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Давление. Закон Паскаля»




Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.




Решение задач по теме «Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда»




Сообщающиеся сосуды




Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка Земли




Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли




Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах




Манометры. Кратковременная к/р. №5 по теме «Давлениие в жидкости и газе»




Поршневой жидкостный насос




Гидравлический пресс




Решение задач по теме «Гидравлический пресс»




Действие жидкости и газа на погруженное в них тело




Архимедова сила




Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы»




Плавание тел




Решение задач по теме «Определение архимедовой силы и условия плавания тел»




Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»




Плавание судов. Воздухоплавание




Решение задач по теме «Выяснение условий плавания тела в жидкости»




Обобщающий урок по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»




Контрольная работа №6 по теме «Давление твёрдых тел и газов»




Механическая работа. Единицы работы




Мощность. Единицы мощности




Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»




Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе




Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»




Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики




Решение задач на «золотое правило» механики




Коэффициент полезного действия механизма




Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»




Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.




Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии




Контрольная работа №7 по теме «Работа и мощность»




Повторение




Повторение





График контрольных и лабораторных работ-7 класс


Введение


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Определение цены деления измерительного прибора





Строение вещества


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Измерение молекул малых тел





Взаимодействие тел


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Измерение массы на рычажных весах


Механическое движение.


Измерение объема тела.

Измерение плотности твердого тела


Плотность вещества. Масса. Объём


Градуирование пружины и измерение сил динамометром


Сила тяжести. Вес тела



Давление твердых тел, жидкостей и газов


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело


Давление. Закон Паскаля


Выяснение условий плавания тела


Давление в жидкости и газе




Давление твёрдых тел и газов



Работа. Мощность. Энергия


л/р

прим. сроки

к/р

прим. сроки

Выяснение условий равновесия рычага


Работа и Мощность.


Определение КПД наклонной плоскости





Литература

  1. Пёрышкин А.В. «Физика. 7 класс» учебник – М.: Дрофа, 2009;

  2. Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике 7-9» - М.: Астрель, 2011;

  3. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс» - М.: Экзамен, 2012;

  4. Марон А.Е., Марон Е.А. «Физика. 7 класс» дидактические материалы - М.: Дрофа, 2006;

  5. Марон Е.А «Опорные конспекты и разноуровневые задания» - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009;

  6. Минькова Р.Д. «Рабочая тетрадь по физике 7 класс» - М.: Экзамен, 2012;


рабочая прогр. по физике 7 кл
Скачать материал
  • Физика
Описание:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета физики для 7 класса  составлена на основе

·      Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

Федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях. 

На изучение физики на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Балашова Кристина Вячеславовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Планирования
Просмотров 809
Номер материала 2916
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓