Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса.

Скачать материал

 

МБОУ «СОШ  №  31 с углубленным изучением предметов ХЭП»

 

 

Рассмотрено на заседании                                                        Утверждаю

предметного методического объединения                             Директор школы:  

протокол №_____                                                                      _____________Е.В.Туренко                                                    

 от «_____» августа 2014 г                                                     протокол педагогического совета №__

Руководитель МО:                                                                     от «____» сентября 2014 г.                                                                            

________________Г.Г.Рудько                  

                                                                                       

 

                                                                                                                                                                               

Рабочая  программа

по предмету

«Окружающий мир»

для 4  класса.

 

 

   

 

 

Составитель рабочей программы:

 Немец Татьяна Петровна,

учитель начальных классов.

 Год составления: 2014 г.

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск, 2014 г.

 

1.Пояснительная записка  

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фе­дерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, пла­нируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «На­чальная школа XXI век» в 4 классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».                                                               1. 1. Рабочая программа по предмету «  Окружающий мир» разработана для учащихся 4В класса хореографического  профиля, общеобразовательной школы.                                                      (УМК «Начальная школа 21 век»)

Направление программы: образовательное и общекультурное

Тип программы: образовательный

 

1.2.  Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

1.3 . Сроки реализации программы «Окружающий мир» 2014-2015 уч. год.

1.4.  Основные принципы отбора материала                                                                                           Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития  

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является  включение знаний, которые способ­ствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред­ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

 

1.5.Предполагаемые результаты.                                                                                                                    В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

1.6. Система оценивания знаний проводится на основании  Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов»                                                              

Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего , промежуточного оценивания, выполнения итоговых проверочных работ. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ, комплексной работы на межпредметной основе.  В 4 классе осуществляются все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Опрос может проводится как в устной , так и в письменной форме. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала. Тест включает задания среднего уровня.

Характеристика контрольно-измерительных материалов.

Примерное распределение КИМ по четвертям (возможны коррективы):

К   ким

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

год

        тесты

1

1

1

1

4

П   практические  работы

2

1

2

2

7

К контрольные работы

1

2

2

3

8

И     итого:

4

4

4

6

19

 

1.7.  Специфика  класса.                  В классе обучается 27  учащихся:                                                              По исследованиям на начало учебного года в 4 классе, учащиеся показали следующий результат:

·         высокий уровень школьной мотивации у 7 учащихся, что составляет 29,5 %, средний уровень мотивации- у 16 учащихся -62,5 %, низкий уровень мотивации- 4 ученика-8%.

·    Учащиеся 4в класса способны  адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием-14 человек, 58%.

·         Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-20 человек, 83% 

·         Умеют контролировать свою деятельность по результату : на  среднем уровне -                         62,5 % ,  на  низком уровне -17% ,  у 21% учащихся- на высоком,

·         Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на  среднем  уровне – 14 человек, 71%,  у  29%  учащихся – уровень ниже среднего.

·         Учащиеся 4в класса имеют средний уровень работоспособности.

1.8.Рабочая программа построена с учетом художественно-эстетического направления школы.

Данная программа учитывает особенности учащихся 4в класса. Класс имеет  хореографическое направление. Дети активны, любят  танцевать, заниматься творчеством. Рабочая программа построена с учетом художественно-эстетического направления школы.

·         Целью эстетизации образовательного процесса является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности. Средствами уроков окружающего мира формируется:

·         - стремление к гармонии и совершенству;

·         - толерантность, сочувствие, сопереживание, умение встать на позицию другого человека, понять его;

·         - придавать эстетическое содержание поведению, содержанию и результатам деятельности, отношениям, оценкам;

·         Эстетизация  направлена  на подчинение всех видов и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии. Большое внимание  на уроках уделяется созданию условий для получения удивления, а значит урок – это творческий процесс постижения нового. 

·         На уроке используются такие приемы:

·         - словесное рисование;

·         - импровизация на уточнение деталей;

·         - импровизация на перевоплощение;

·         - создание системы творческих заданий.

·         На уроках используются формы художественно-познавательной ориентации:

·         - Дискуссионно - аналитические формы: беседа, обсуждение, конференции, вечер вопросов и ответов;

·         - наглядно-практические формы: выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, туристические походы, оформление кабинетов;

·         - игровые формы: викторины, турниры, КВН, олимпиады, конкурсы, воображаемые путешествия, инсценирование,  выставки.

·         Искусство тесно связано с игрой. Общими между игрой и искусством являются такие свойства, как изобразительность, добровольность, свобода, особый характер общения, особое удовольствие. Через игровые ситуации создается эстетическая среда общения.

·         Эстетическая направленность предмета выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность

 

2. Общая характеристика учебного предмета

2.1.  Программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой,  «Окружающий мир», 4 класс. Изд. «Вентана-Граф», М. 2010 г.  .  Интегрирована с региональным компонентом «Мы –дети природы». Интегрирование произведено на основе основных тем  и разделов курса.                                                                                                                                       2.2.  Общие цели и задачи предмета.

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

·        расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;

·        продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;

·        расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;

·        обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;

·        воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
      Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Образовательная функция предмета заключается в фор­мировании разнообразных представлений о природе, челове­ке и обществе, элементарной ориентировке в доступных есте­ственнонаучных, обществоведческих, исторических поня­тиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осо­знание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное разви­тие школьника; формирование предпосылок научного миро­воззрения.  Обеспечивается формирование общучебных умений — выделять существенные и несущественные при­знаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, по­нимать главную мысль научного текста, осознавать, что лю­бое событие происходит во времени и пространстве, фикси­ровать  результаты   наблюдений.   Развивающая  функция предмета предполагает и формирование элементарной эру­диции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образован

2.3. Общая характеристика учебного процесса

В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы обучения. В основе их отбора лежат общие принципы дидактики, развивающего обучения, гуманной педагогики. По дидактическим целям выделяются следующие группы методов: метод актуализации, методы получения новой информации, методы индивидуализации и применения знаний.

 «Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

• осознает необходимость выполнения правил поведе­ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в ос­новной школе.

Преподавание курса «Окружающий мир» организовано в МРО.   Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно обучается по целевой  индивидуализированной программе.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию в обучении:  по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. В граф – схеме указано количество  часов на модуль, название модулей и расчасовка на каждый этап модуля. Каждый модуль включает в себя этапы:

(установочно – мотивационный,  содержательно – поисковый  ,контрольно-смысловой,

адаптивно – преобразующий,  системно – обобщающий ,  контрольно – рефлексивный  )

     Планирование обеспечивает выполнение: теоретической и практической части программы; ФГОС второго поколения.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

§    Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

§    Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

§    Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

§    Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

§    Человечество как многообразие народов, культур, религий.

§    Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

§    Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

§    Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

§    Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

§    Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

§    Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

§    Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

§    ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.

§    Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. Личностные , метапредметные и предметные   результаты освоения предмета «Окружающий мир»

5.1. Личностные , метапредметные и предметные   результаты.

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

- Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятель­ность.

-Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

- Формирование основ российской гражданской идентичности.

- Формирование понимания особой роли многонациональной России в объедине­нии народов.

- Формирование понимания особой роли многонациональной России в современ­ном мире.

-Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

- Понимание особой роли России в мировой истории.

- Воспитание чувства гордости за национальные достижения.

-Воспитание уважительного отношения к своей стране.

- Воспитание уважительного отношения к истории страны.

-Воспитание любви к родному краю.

- Воспитание любви к своей семье.

- Воспитание гуманного отношения к людям.

- Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

- Понимание роли человека в обществе.

- Принятие норм нравственного поведения в природе'.

-Принятие норм нравственного поведения в обществе.

- Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

-Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

- Формирование основ экологической культуры.

- Понимание ценности любой жизни.

-Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практиче­ских задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказа­тельства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных ви­дов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы по­лучения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассу­ждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных.

-  Осознание целостности окружающего мира.

- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.

-Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (на­блюдение).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (экспе­римент).

- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (изме­рение).

- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.                

5.2. Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся долж­ны:

называть (приводить примеры):

·           признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);  основные органы и системы органов человека и их функции;
правила здорового образа жизни;

·           права гражданина и ребёнка в России;

·           основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры); народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

·           год и век, арабские и римские цифры;

·           искусственные тела (изделия) и тела природы;

·           полезные и вредные привычки;

·           эмоциональные  состояния  и  чувства окружающих (страх, радость и др.); события, персоналии и их принадлежность конкрет­ной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

·           раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

·           применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

·           раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

·           узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

·           составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»

·           объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки»,«государство», «права ребенка»;

·           в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

работать с географической и исторической карт; выполнять задания  на контурной карте,  представленные в рабочей тетради.

Выпускник научится:

·        Узнавать государственную символику РФ и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира РФ, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;

·        Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»;

·        Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящие к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

·        Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

·        Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной деятельности в информационной образовательной среде;
  • Определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

 

  • Ценность здоровья и здорового образа жизни.
  • Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах.
  • Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
  • Правила безопасного поведения в природе.
  • Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долго каждого человека.

 

6. Содержательный аспект.

6.1. Разделы и темы курса.                                                                                                                      Человек — биологическое существо (организм) (16 ч)                                                                                      Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значе­ние дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.                                 Твое здоровье (12часов)                                                                                                                                                                        Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение. Основы безопасной жизнедеятельности. Поведение при сигнале «Внимание всем!» Поведение во время пожара, наводнения. Первая помощь при несчастных случаях. Расширение кругозора школьников. Предшественники чело­века. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

Человек- часть природы(2часа)

Человек  среди людей (5часов)

«Родная страна: от края до края» (10 часов)

Природные зоны и почвы России. Рельеф России.. Человек — путешественник. Почему человек стал путешественником. Как славяне обживали Север. Освоение Сибири. Народы современной России.

Человек- творец культурных ценностей (12 часов).

Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древне­русская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры.

Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — солнце русской поэзии (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, ху­дожников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения советских художников (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Человек- защитник своего Отечества. (5часов)

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Ко­жина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Гражданин и государство.(3 часа). Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.

6.2.РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

Курс - «Окружающий мир» - это интегрированный предмет, так как соединяется с курсом «Мы - дети природы» (региональный компонент). Главная цель курса «Мы – дети природы» - воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.

В содержание программы курса «Окружающий мир» входят следующие темы:   Животный  и растительный мир Югры.    Любовь  к родному краю. Население Югры. Югра - наш общий дом.

Требования  к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-Охрана и укрепление здоровья в условиях крайнего Севера и Сибири.                                                        - Рельеф и почвы ХМАО-Югры. Особенности и положение на карте Западно -Сибирской равнины.                                                                                                                                                               - Быт и жилища коренных народов Югры. Развитие Югорского края, строительство городов, добыча нефти и газа.                                                                                                                                              - Животные Югры, биологическое разнотравье Югорского края;                                                          -Традиции и культуру народов, населяющих родной край.                                                           Учащиеся должны понимать:                                                                                                                            -взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в социальной среде края.                                            Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                 - использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей в социальной среде;                      - сохранять благоприятную социоприродную среду;                                                                                      - улучшать социоприродную среду.

 

                  7. Календарно-тематическое планирование.

7.1  Граф – схема по предмету «Окружающий мир» 4 класс

модуля

п/п

Часов модуля

НАЗВАНИЕ МОДУЛЯ

Этапы/количество часов

У-М

С-П

К-С

А-П

С-О

К-Р

1

12ч.

Человек - живое существо (организм)

1

7

1

1

1

1

2

10ч.

Ты и твое здоровье

1

3

1

1

3

1

3

8ч.

Человек - часть природы

1

3

1

1

1

1

4

14ч.

Родная страна - от края до края

1

8

1

1

3

1

5

15ч.

Человек - творец культурных ценностей

1

9

1

8

2

1

6

9 ч.

Человек - защитник своего Отечества

2

2

1

1

2

1

Итого

68ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.2.  Тематическое  планирование

Модуль №1                  Организм человека и его здоровье.               12ч .        

Цели:   

 - способствовать развитию мышления как умению анализировать, сравнивать, обобщать;

 - формировать желание и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности;

  -воспитывать экологическую и духовно-нравственную культуру;

Знать:

- науки, изучающие организм человека;

 - понятия- «орган», «организм», строение и функции органов человека;

 - условия, необходимые для развития и жизни, профилактические меры

 предупреждения заболеваний; вредные полезные привычки, правила безопасного поведения;

-правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;

Уметь:

 - различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно- этические нормы поведения; оказывать первую помощь.

УУД: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль  нервной системы в организме.

Художественно-эстетическая направленность:  изучение эстетической категории художественное мышление на примере рассмотрения влияния природы на здоровье человека.  Использование на уроках видеофильмов, презентаций, репродукций художников способствуют формированию таких эстетических ценностей, как   художественная правда, правдивость.

Компетентность: поиск информации, необходимой для достижения цели; уметь сотрудничать.

 

Этап Дата

Темы модуля

Виды деятельности на уроке

Оценочная деятельность

1четверть

01.09-06.09

№1

У – М

Организм человека

Нервная система. Головной и спинной мозг.

Актуализация опорных знаний об организме

человека через

фронтальную беседу

с/оц участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

№2

С – П

 

 

 

Опорно-двигательная система человека. Скелет и его кости.

Мышцы. Охрана и укрепление мыщц.

Выделение особенностей   опорно-двигательной системы. Использование  приобретенных знаний  и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Самооценка работы с учебником.

Взаимооценка работы по

поиску ответов

08.09- 13.09

№3

С – П

 

 

 

Пищеварительная система

 

 

  Организация работы в

группе по составлению

меню.

Поиск ответа на вопрос  через организацию работы

с учебником и дополнительной литературой.

Содержательная оценка  умения выполнять

наблюдения и

практическую работу

 

№4

С-П

 

Дыхательная система

 

Организация работы в

паре по   осмыслению материала.

 

Содержательная оценка    умения выполнять наблюдения и выполнять

практическую работу

15.09 -20.09

№5

С-П

 

 

 

Кровеносная система. Кровь. Сердце.

 

Выделение особенностей   кровеносной системы. Использование  приобретенных знаний  и умений в практической деятельности и повседневной жизни

Содержательная оценка

знаний учителем

 

 

№6

С-П

Выведение из организма ненужных веществ. Кожа.

Обобщение знаний через

диалог с учителем

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой.

Самооценка уровня

участия при работе в

паре,  умения работать с книгой

22.09- 27.09

№7

 К-С

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.

Постановка проблемного

вопроса.

           

 

взаимооценка уровня

участия в диалогах

 

№8

А – П

 

Слух, обоняние, вкус, осязание в жизни человека.

Обобщение знаний через

диалог с учителем

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой.

Самооценка уровня учас

тия при работе в

паре,  умения работать с книгой

29.09-04.10

№9

 А-П

Органы чувств. Обобщение.

Организация сам. работы по составлению

правил охраны органов чувств.  

Содержательная оценка

знаний учителем

 

А – П

№10

 

Мир  чувств.

Эмоции и чувства человека.

Организация работы в

паре по   осмыслению материала

 

Рефлексивная оценка

уровня выполнения заданий

06.10-11.10

№11

 С- О

 

 

Обрати  внимание  на  внимание

Зачем человеку память. Развивай память.

 

взаимооценка уровня

участия в диалогах

 

№12

 К-Р

 

Контрольная работа  по теме «  Организм человека»

Организация проверочной

работы   

 

Рефлексивная оценка

уровня выполнения заданий

 

Модуль №  2              Ты и твоё здоровье                                            10 часов.

Цели:   

 - способствовать развитию мышления как умению анализировать, сравнивать, обобщать;

 - формировать желание и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности;

  -воспитывать экологическую и духовно-нравственную культуру;

Знать: органы чувств,      разделы  изучающие  мир чувств и эмоций человека; понятия - « вредные и  полезные привычки», «правила здорового образа жизни; условия, необходимые для  охраны и укрепления организма, профилактические меры предупреждения заболеваний; вредные полезные привычки, правила безопасного поведения; правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;

Уметь: различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно - этические нормы поведения; оказывать первую помощь.

УУД: раскрывать принципы здорового образа жизни, объяснять  вред курения, наркотиков, алкоголя; различать ядовитые грибы и растения, конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Компетентность: поиск информации, необходимой для достижения цели; уметь сотрудничать.

Художественно-эстетическая направленность:  изучение эстетической категории художественное мышление на примере рассмотрения влияния природы на здоровье человека.  Использование на уроках видеофильмов, презентаций, репродукций художников способствуют формированию таких эстетических ценностей, как   художественная правда, правдивость.

№ Дата

Этапы

Темы модуля

Виды деятельности на уроке

Оценочная деятельность

13.10-18.10

№13

У – М

 

 

 

 

 Правила  здоровой  жизни. Режим дня. Здоровый сон. Правильное питание.

 

Актуализация опорных знаний об организме человека через

фронтальную беседу.

Использование  приобретенных  знаний и умений  в практической деятельности и повседневной жизни.

с/оц участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

№14

С – П

 

 

 

Как закаливать свой организм. Усталость.

Охрана здоровья в условиях Севера.

 Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи.

Самооценка работы с учебником.

Взаимооценка работы по

поиску ответов

20.10-25.10

№15

С – П

 

Вредные привычки

Поиск ответа на вопрос  через организацию работы

с учебником и дополнительной литературой.

 

Содержательная оценка  умения выполнять

наблюдения и

практическую работу

№16

С-П

 

 

 

 

Когда дом становится опасным.

Первая помощь при лёгких травмах.

 

Организация работы в

паре по   осмыслению материала.

Использование  приобретенных знаний  и умений  в практической деятельности и повседневной жизни

Содержательная оценка            умения выполнять

наблюдения и выполнять

практическую работу

27.10-01.11

№17

К-С

 

Какие опасности подстерегают детей на дороге.

   Самостоятельное устанавливание  последовательности действий для учебной задачи, определение  способов  контроля оценки.

Содержательная оценка

знаний учителем

 

 

№18

А-П

 

 

 

Если случилась беда.

Обобщение знаний через

диалог с учителем.

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой.

Составление  правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Самооценка уровня

участия при работе в

паре,  умения работать с книгой

10.11-15.11

№19

 С-О

Опасные животные.

 

Постановка проблемного

вопроса. Составление  правил  обращения с животными.

взаимооценка уровня

участия в диалогах

№20

С-О

 

 

 

Ядовитые грибы и растения.

Растения и грибы родного края.

Обобщение знаний через

диалог с учителем

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой.  Составление  правил сохранения и укрепления здоровья

Самооценка уровня учас

тия при работе в

паре,  умения работать с книгой.

 

17.11-22.11

№ 21

 С-О

 

 

 

Что нужно знать о болезнях. Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи.

Организация сам. работы по составлению

правил охраны здоровья.  

Практические упражнения в

определении признаков заболеваний, в  том, что лекарства нельзя применять без разрешения взрослых

Содержательная оценка

знаний учителем

 

№22

 К-Р

 

Контрольная работа  по теме « Ты и твое здоровье» 

Организация проверочной

работы   

 

Рефлексивная оценка

уровня выполнения заданий

 

Модуль № 3                     Человек - часть природы.                         8 часов

Цели:   

 - способствовать развитию мышления как умению анализировать, сравнивать, обобщать;

 - формировать желание и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности;

  -воспитывать экологическую и духовно-нравственную культуру;

Знать:  органы чувств,      разделы  изучающие  мир чувств и эмоций человека; понятия - « вредные и  полезные привычки», «правила здорового образа жизни,   условия, необходимые для  охраны и укрепления организма, профилактические меры предупреждения заболеваний; вредные полезные привычки, правила безопасного поведения; правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;

Уметь: различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно- этические нормы поведения; оказывать первую помощь.

УУД:  характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличительное от организма животного; устанавливать последовательность этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка.

Компетентность: поиск информации, необходимой для достижения цели; уметь сотрудничать.

Художественно-эстетическая направленность:  изучение эстетической категории художественное мышление на примере рассмотрения влияния природы на здоровье человека.  Использование на уроках видеофильмов, презентаций, репродукций художников способствуют формированию таких эстетических ценностей, как   художественная правда, правдивость.

№ ур.

Этап

Темы модуля

Виды деятельности на уроке

Оценочная деятельность

24.11-29.11

№23

У – М

 

 

 

Чем человек отличается от животных

Актуализация опорных знаний об организме человека через

фронтальную беседу.

Использование  приобретенных  знаний и умений  в практической деятельности и повседневной жизни.

с/оц участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

№24

С – П

 

 

От рождения до старости.

 

 Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи.

Самооценка работы с учебником.

Взаимооценка работы по

поиску ответов

01.12 -06.12

№25

С – П

Поговорим о доброте

Поиск ответа на вопрос  через организацию работы

с учебником и дополнительной литературой.

Содержательная оценка  умения выполнять

наблюдения и

практическую работу

№26

С-П

 

 

Что такое справедливость

 

Организация работы в

паре по   осмыслению материала.

Использование  приобретенных знаний  и умений  в практической деятельности и повседневной жизни

Содержательная оценка            умения выполнять

наблюдения и выполнять

практическую работу

 

08.12 -13.12

№27

К-С

Умеешь ли ты общаться.

   Самостоятельное устанавливание  последовательности действий для учебной задачи, определение  способов  контроля оценки.

Содержательная оценка

знаний учителем

 

№28

А-П

 

 

Просто ли написать письмо.

Обобщение знаний через

диалог с учителем.

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой.

Самооценка уровня учас

тия при работе в

паре,  умения работать с книгой

15.12 -20.12

№29

С-О

 

 

 

Избегай общения с незнакомыми людьми.

Обобщение знаний через

диалог с учителем

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой.  Составление  правил  безопасного поведения на улицах города.

Самооценка уровня участия при работе в

паре,  умения работать с книгой.

 

№30

 К-Р

 

 

 

Контрольная работа по теме "Человек - часть природы".

Организация проверочной

работы   

 

Рефлексивная оценка

уровня выполнения заданий

 

Модуль № 4                           Родная страна: от края до края.                          14 часов

Цели:

      - формировать желание и умения участвовать в разнообразной поисковой  деятельности;

        - развивать экономическое, рационально - логическое и эмоционально-образное мышление;

        - воспитывать восхищение красотой и мудростью природы, чувство гордости за Родину и родной край, чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Знать: названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения; природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей; меры по охране природы.

Уметь: сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять  взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека.

Компетентность: творческий поиск информации, необходимый для достижения целей, выявление причин и следствий природных явлений, собственные наблюдения

УУД:  описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемы) особенности различных природных зон; моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв; находить на карте равнины и горы России (своего края); выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям); обобщать информацию о странах - соседях России, полученную из разных источников; описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран - соседей России.

Художественно-эстетическое направление  темы « Россия - твоя Родина» рассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского языка и правильность использования речевых форм, видами  устного народного творчества; развитие  языковой эрудиции  школьника, его интереса  к   народному языку и творчеству.   Эстетическая направленность  темы выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность.                                                                                                                                 Рассмотрение    репродукций и картин природы России и родного края  учат сравнивать и находить необычное ,  позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу  и историю; развивать патриотические чувства к Родине,  видеть и любить прекрасное в окружающем мире.

урока Дата

Этап

Темы модуля

Виды деятельности на уроке

Оценочная деятельность

 

22.12 -27.12

№31

У – М

 

 

 

 

 Природные зоны России. Арктика

Актуализация опорных знаний об организме человека через

фронтальную беседу. Работа с картой природных зон.   Характеристика природной зоны России по плану:

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир.

Занятия населения.

с/оц участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

 

№32

С – П

 

 Зона тундры.

 

 Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи. Работа с картой природных зон. Выделение особенностей  и  характеристика каждой природной зоны

Самооценка работы с учебником.

Взаимооценка работы по

поиску ответов

 

3чет-верть

12.01 -17.01

№33

С – П

 

 

 Тайга. Край Югорский

Поиск ответа на вопрос  через организацию работы

с учебником и дополнительной литературой. Выделение особенностей  и  характеристика каждой природной зоны.

Содержательная оценка  умения выполнять

наблюдения и

практическую работу

 

№34

С-П

 

 

 

 

 Смешанные леса.

 

Организация работы в

паре по   осмыслению материала.

Использование  приобретенных знаний  и умений  в практической деятельности и повседневной жизни

Выделение особенностей  и  характеристика каждой природной зоны

Содержательная оценка            умения выполнять

наблюдения и выполнять

практическую работу

 

 

19.01 -24.01

№35

С-п

 

 

 

Зона степей.

 

   Самостоятельное устанавливание  последовательности действий для учебной задачи, определение  способов  контроля оценки. Выделение особенностей  и  характеристика каждой природной зоны

Содержательная оценка

знаний учителем

 

 

№36

С-П

 

 

 Зона пустынь

Обобщение знаний через

диалог с учителем.

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой. Выделение особенностей  и  характеристика каждой природной зоны

Самооценка уровня

участия при работе в

паре,  умения работать с книгой

 

26.01 -31.01

№37

С-П

 

 

 

 Влажные субтропики

Обобщение знаний через

диалог с учителем

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой.  Выделение особенностей  и  характеристика каждой природной зоны 

Самооценка уровня участия при работе в

паре,  умения работать с книгой.

 

 

№38

 К-С

 

 

 

 Почвы России. Почва Югры.

Практическая работа №3  «Состав почвы»

Организация практической

работы.   Соотношение   результатов наблюдения , выявление  с помощью сравнения отдельных признаков

 

Рефлексивная оценка

уровня выполнения заданий

 

02.02 -07.02

№39

А=П

 

 

 

 

  Рельеф России. Западно-Сибирская равнина. ХМАО_Югра.

Моделирование форм поверхности из пластилина.

Актуализация опорных знаний о рельефе  через

фронтальную беседу. Работа с картой природных зон.   Характеристика природной зоны России по плану:

Расположение природной зоны.

Климатические условия.

Растительный и животный мир.

Занятия населения.

с/оц участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

 

 

№40

А-П

 

Как возникали и строились города. Древние города России и  Югры.

 Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи. Работа с географической картой РФ и ХМАО-Югры  

Самооценка работы с учебником.

Взаимооценка работы по

поиску ответов

 

09.02 -14.02

№41

А – П

 

 

Почему улицы называются по-разному Экскурсия  

Поиск ответа на вопрос  через организацию работы

с учебником и дополнительной литературой. Выделение особенностей  названия улиц города

Содержательная оценка  умения выполнять

наблюдения и

практическую работу

 

№42

С-0

 

 

 

Россия  и  её соседи. Япония, Китай.

Организация работы в

паре по   осмыслению материала.

 

Выделение особенностей  и  характеристика каждой  страны

Содержательная оценка            умения выполнять наблю

дения и выполнять

практическую работу

 

16.02-21.02

№43

С-О

 

 

 

 Россия  и  её соседи. Финляндия, Дания.

 

   Самостоятельное устанавливание  последовательности действий для учебной задачи, определение  способов  контроля оценки. Выделение особенностей  и  характеристика каждой  страны

Содержательная оценка

знаний учителем

 

 

№44

К-Р

 

 

   Контрольная работа по теме "Родная страна: от края до края"

 Организация практической

работы.   Соотношение   результатов наблюдения , выявление  с помощью сравнения отдельных признаков.

 Рефлексивная оценка

уровня выполнения заданий

 

 

Модуль №  5                     Человек - творец культурных ценностей.                   15 часов                                                                                                                                                                               Цели:- формировать желания и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности о прошлом и настоящем России и родного края; уметь ориентироваться в исторической  информации, готовить к восприятию и усвоению предмета истории в старших классах;

- развивать познавательный интерес и эмоционально - положительное  отношение к историческим событиям;

- воспитывать чувство гордости  за прошлое и настоящее своей Родины и родного края.

Знать: наиболее важные события в истории России и родного края - Югры, их символику.

Уметь: показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, выделять главное в тексте, пересказывать содержание, объяснять отдельные термины, самостоятельно выполнять творческие задания.

УУД:  ориентироваться в понятии "культура", "наполнять" его характеристику конкретными примерами; составлять рассказы - повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства; называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена); называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

Художественно-эстетическое направление  темы « Россия - твоя Родина» рассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского языка и правильность использования речевых форм, видами  устного народного творчества; развитие  языковой эрудиции  школьника, его интереса  к   народному языку и творчеству.   Эстетическая направленность  темы выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность.                                                                                                                                 Рассмотрение  исторических сведений и репродукций о прошлом и настоящем Родины  и края,  позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу  и историю; развивать патриотические чувства к Родине,  видеть и любить прекрасное в окружающем мире. Компетентность: творческий поиск информации, уметь организовать свою деятельность, анализировать, классифицировать, выделять главное в прошлом и настоящем

урока

Этапы Дата

Темы модуля

Виды деятельности на уроке

Оценочная деятельность

24.02  -28.02

№45

У – М

 

 

 

Что такое культура. Как возникла  письменность.

Актуализация опорных знаний об обучении человека через фронтальную беседу. Упражнение в различии величин год и век, соотношении арабских и римских цифр.

с/оц участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

№46

С – П

 

 

 

Образование - часть культуры общества

 Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи.  Составление связных  рассказов на тему.

Узнавание  по тексту к какому времени относится это событие

Самооценка работы с учебником.

Взаимооценка работы по

поиску ответов

№47

С – П

02.03  -07.03

 

 

 

Владимир Мономах и его  «Поучение».  Первая азбука.

Поиск ответа на вопрос  через организацию работы

с учебником и дополнительной литературой. Упражнение в различении события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация)

Содержательная оценка  умения выполнять

наблюдения и

практическую работу

№48

С-П

 

 

 

 

Чему и как учились в России при Петре 1. Образование после

Петра 1.

Организация работы в

паре по   осмыслению материала.

Использование  приобретенных знаний  и умений  в практической деятельности и повседневной жизни.

Упражнение в назывании и различении основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры).

Содержательная оценка            умения выполнять

наблюдения и выполнять

практическую работу

 

№49

С-п

 09.03  -14.03

 

 

М.В.Ломоносов.

   Самостоятельное устанавливание  последовательности действий для учебной задачи, определение  способов  контроля оценки. Поиск дополнительной информации о  биографии  М.В. Ломоносова и его заслугах для науки и России.

Содержательная оценка

знаний учителем

 

№50

С-П

 

 

Русское искусство

до 18 века. Верование народов ханты и манси.

Обобщение знаний через

диалог с учителем.

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой об    особенности русского искусства до 18 века.

Самооценка уровня

участия при работе в

паре,  умения работать с книгой

№51

С-П

 16.03  -21.03

 

 

Музыка в Древней Руси. Обрядовые праздники Руси и Югры.

 

 

Обобщение знаний через

диалог с учителем

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой об особенностях музыки Древней Руси и

обрядовых праздников.  

Самооценка уровня участия при работе в

паре,  умения работать с книгой.

 

№52

 К-С

 

 

 

Искусство России 18века и на территории древней Югры.

Организация практической

работы.   Соотношение   результатов наблюдения, выявление  с помощью сравнения отдельных признаков

Рефлексивная оценка

уровня выполнения заданий

№53

А=П

4 чет-верть

30.03   - 04.04

 

 

Золотой век русской культуры 19 века. Поэты и писатели 19 века. А.С. Пушкин.

Актуализация опорных знаний  о жизни и творчестве А.С. Пушкина  через

фронтальную беседу. 

с/оц участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

№54

А-П

 

 

 

Поэты и писатели 19 века. Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой.

 Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи  по расширению знаний о жизни и  творчестве А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.

Самооценка работы с учебником.

Взаимооценка работы по

поиску ответов

№55

А – П

06.04-11.04

 

 

 

Композиторы 19 века. М.И.Глинка.

Практическая работа.

Поиск ответа на вопрос  через организацию работы

с учебником и дополнительной литературой  со справочниками и энциклопедиями в поиске информации о композиторе.

Содержательная оценка  умения выполнять

наблюдения и

практическую работу

№56

С-0

 

 

Композиторы 19 века.

П.И.Чайковский.

Организация работы в

паре по   осмыслению материала.

 

 

Содержательная оценка            умения  находить  информацию в интернете

№57

С-О

 13.04-18.04

 

 

Художники 19 века. В.А. Тропинин. И.Е. Репин. И.И.Левитан.

   Нахождение и соотнесение  информации о художниках  19 века: В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.И. Левитан. Расширение знания о их жизни и творчестве в работе с доп. Литературой

Содержательная оценка учителем умений находить и применять

знания

 

№58

С-О

Искусство России 20 века.

 

Самостоятельное устанавливание  последовательности действий для учебной задачи, определение  способов  контроля оценки знаний в поиске информации о художниках, композиторах, писателях 20 века

Взаимооценка работы по

поиску информации.

№59

К-Р

 20.04-25.04

 

Контрольная работа по теме  "Человек - творец культурных ценностей".

 Организация практической

работы.   Соотношение   результатов наблюдения , выявление  с помощью сравнения отдельных признаков

 Рефлексивная оценка

уровня выполнения заданий

 

Модуль № 6            Человек - защитник своего Отечества                             9 часов.

Цели:

    - формировать желания и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности о прошлом и настоящем России и родного края; уметь ориентироваться в исторической  информации, готовить к восприятию и усвоению предмета истории в старших классах;

      - развивать познавательный интерес и эмоционально - положительное  отношение к историческим событиям;

      - воспитывать чувство гордости  за прошлое и настоящее своей Родины и родного края.

Знать: наиболее важные события в истории России и родного края - Югры, их символику.

Уметь: показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, выделять главное в тексте, пересказывать содержание, объяснять отдельные термины, самостоятельно выполнять творческие задания.

УУД: составлять рассказ - повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси, России, называть их даты. Характеризовать права и обязанности граждан России, Символы России.

Художественно-эстетическое направление  темы « Россия - твоя Родина» рассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского языка и правильность использования речевых форм, видами  устного народного творчества; развитие  языковой эрудиции  школьника, его интереса  к   народному языку и творчеству.   Эстетическая направленность  темы выражается  через  освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность.                                                                                                                                 Рассмотрение  исторических сведений и репродукций о прошлом и настоящем Родины  и края,  позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу  и историю; развивать патриотические чувства к Родине,  видеть и любить прекрасное в окружающем мире. Компетентность: творческий поиск информации, уметь организовать свою деятельность, анализировать, классифицировать, выделять           главное в прошлом и настоящем.

 

№ ур.

Этап Дата

Темы модуля

Виды деятельности на уроке

Оценочная деятельность

№60

У – М

 

 

 

Героические страницы истории нашей Родины.

Актуализация опорных знаний об обучении человека через фронтальную беседу. Упражнение в различии  отдельных событий  истории Отечества

с/оц участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

№61

С – П

27.04-02.05

 

 

Героические страницы истории нашей Родины.

 

 Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи.  Составление связных  рассказов на тему.

Узнавание  по тексту к какому времени относится это событие

Самооценка работы с учебником.

Взаимооценка работы по

поиску ответов

№62

С – П

 

04.05-09.05

 

 

 

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Практичес

кая работа

  с исторической картой

Поиск ответа на вопрос  через организацию работы

с учебником и дополнительной литературой. Упражнение в различении события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе. Практическая работа с исторической картой.

Содержательная оценка  умения выполнять

наблюдения и

практическую работу

№63

С-П

 

 

 

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Организация работы в

паре по   осмыслению материала.

Использование  приобретенных знаний  и умений  в практической деятельности и повседневной жизни.

Упражнение в назывании и различении основных  отличий и итогов ВОВ.

Содержательная оценка            умения выполнять

наблюдения и выполнять

практическую работу с исторической картой

№64

К_С

11.05-16.05

Контрольная работа по теме:  «Человек защитник своего Отечества».

   Самостоятельное устанавливание  последовательности действий для учебной задачи, определение  способов  контроля оценки. 

Содержательная оценка

знаний учителем

№65

А-П

 

 

Мы живём в Российском государстве.

Практическая работа .

 

Обобщение знаний через

диалог с учителем.

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой 

 Практическая работа .

Работа с картой. Границы нашего государства.

Самооценка уровня

участия при работе в

паре,  умения работать с картой

№66

С-О

 

 

18.05-23.05

 

Права и обязанности граждан России.

Экскурсия.    

Обобщение знаний через

диалог с учителем

Поиск ответа на вопрос

через работу с книгой и интернетом о  правах и обязанностях граждан России. Экскурсия   в музей. Ознакомление с прошлым и настоящим края.  

Самооценка уровня участия при работе в

паре,  умения работать с книгой.

 

№67

 С-О

 

 

Годовая контрольная работа

Использование  приобретенных знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решение  практических задач с помощью наблюдения, сравнения.

Рефлексивная оценка

уровня выполнения заданий

25.05-29.05

№68

К-Р

 

Символы нашего государства. Россия на карте

Обобщение полученных знаний по истории России.

Взаимооценка участия в беседе.

 

8. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение программы.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

 

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Инструментарий определения УОУ

Методические пособия для педагогов

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.

Окружающий мир: учебник для 4 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2014.

 

 

 

Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014.

 

 

 

Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2012.

 

 

Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007

 

Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения /  Виноградова Н. Ф.    – М.: Вентана-Граф, 2010.

 

                                                 8.1. Источник информации:

 

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2010.                                                                                                        -  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2010.                                                              - Планируемые результаты начального общего образования.                                                                                                                       Стандарты второго поколения.  Москва «Просвещение» 2010.

Дополнительная литература

1.             Справочные пособия (словари и справочники):

- Природа нашей Родины -  Москва,1990- 245с.

- Растительный мир -  Москва.1989- 298с.

- Растения - путешественники-  Москва. 2000-158с.

2. Мещерекова В.В. Повторение и контроль знаний . Окружающий мир. 4 класс- М.: Изд. « Глобус»,2010- 128с. + электронное приложение

3. Рудченко Л.И. Окружающий мир. Нестандартные уроки - Волгоград: Учитель,2008.-143с.

8.2 . Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Оборудование и приборы

1.Таблицы и плакаты к основным разделам: Земля – наш общий дом, Растительный мир Земли, Грибы, Животный мир Земли, Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

Карты (физическая, историческая, полушарий, природных зон)                                 2.Аудиозаписи: голоса птиц, звуки водоёмов                                                                                                 3. Видеофильмы: уроки по окружающему миру, с комментариями Виноградовой Н.Ф.

4.Мультимедийные презентации: Вселенная, Солнечная система, Грибы, Животный мир, животный мир различных континентов

- Проверочные работы по окружающему миру,4 класс (с мультимедийным приложением)

- Уроки окружающего мира,4 класс ( с мультимедийным приложением)

- Мастер-класс (с мультимедийным приложением)

5.Детская энциклопедия 2009г.

6.Гербарии, модели, муляжи, макеты.

7.Презентации по темам.

8. Оборудование для экскурсий, учебно- лабораторных и практических работ.

Технические средства

·  DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

·  цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

·  компьютеры (  с выходом в Интернет).

 Телевизор.  

  Ноутбуки (мобильный кабинет.)  

  Магнитная доска.    

   Интерактивная доска.

Измерительные приборы.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения.

Интегрированная среда для поддержки учебного процесса в начальной школе:

Учебное электронное издание «Начальная школа. 1-4 классы» -ЗАО Телевизионное объединение «Продюсерский центр. Школа». 2004г

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Фе­дерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, пла­нируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «На­чальная школа XXI век» в 4 классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».                                                               

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 277 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 335
    • DOCX 334.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Немец Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Немец Татьяна Петровна
    Немец Татьяна Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 25878
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ресурсы библиотерапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 116 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 179 человек

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе