- 04.10.2020
- 1951
- 3
Смотреть ещё
18 496
методических разработок для начальных классов
Перейти в каталог
МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов ХЭП»
Рассмотрено на заседании Утверждаю
предметного методического объединения Директор школы:
протокол №_____ _____________Е.В.Туренко
от «_____» августа 2014 г протокол педагогического совета №__
Руководитель МО: от «____» сентября 2014 г.
________________Г.Г.Рудько
Рабочая программа
по предмету
«Окружающий мир»
для 4 класса.
Составитель рабочей программы:
Немец Татьяна Петровна,
учитель начальных классов.
Год составления: 2014 г.
г. Нижневартовск, 2014 г.
1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI век» в 4 классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля». 1. 1. Рабочая программа по предмету « Окружающий мир» разработана для учащихся 4В класса хореографического профиля, общеобразовательной школы. (УМК «Начальная школа 21 век»)
Направление программы: образовательное и общекультурное
Тип программы: образовательный
1.2. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально - ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
1.3 . Сроки реализации программы «Окружающий мир» 2014-2015 уч. год.
1.4. Основные принципы отбора материала Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
1.5.Предполагаемые результаты. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
1.6. Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов»
Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего , промежуточного оценивания, выполнения итоговых проверочных работ. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ, комплексной работы на межпредметной основе. В 4 классе осуществляются все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Опрос может проводится как в устной , так и в письменной форме. Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объём контролируемого материала. Тест включает задания среднего уровня.
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Примерное распределение КИМ по четвертям (возможны коррективы):
К ким |
1 четв. |
2 четв. |
3 четв. |
4 четв. |
год |
тесты |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
П практические работы |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
К контрольные работы |
1 |
2 |
2 |
3 |
8 |
И итого: |
4 |
4 |
4 |
6 |
19 |
1.7. Специфика класса. В классе обучается 27 учащихся: По исследованиям на начало учебного года в 4 классе, учащиеся показали следующий результат:
· высокий уровень школьной мотивации у 7 учащихся, что составляет 29,5 %, средний уровень мотивации- у 16 учащихся -62,5 %, низкий уровень мотивации- 4 ученика-8%.
· Учащиеся 4в класса способны адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием-14 человек, 58%.
· Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному правилу-20 человек, 83%
· Умеют контролировать свою деятельность по результату : на среднем уровне - 62,5 % , на низком уровне -17% , у 21% учащихся- на высоком,
· Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на среднем уровне – 14 человек, 71%, у 29% учащихся – уровень ниже среднего.
· Учащиеся 4в класса имеют средний уровень работоспособности.
1.8.Рабочая программа построена с учетом художественно-эстетического направления школы.
Данная программа учитывает особенности учащихся 4в класса. Класс имеет хореографическое направление. Дети активны, любят танцевать, заниматься творчеством. Рабочая программа построена с учетом художественно-эстетического направления школы.
· Целью эстетизации образовательного процесса является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности. Средствами уроков окружающего мира формируется:
· - стремление к гармонии и совершенству;
· - толерантность, сочувствие, сопереживание, умение встать на позицию другого человека, понять его;
· - придавать эстетическое содержание поведению, содержанию и результатам деятельности, отношениям, оценкам;
· Эстетизация направлена на подчинение всех видов и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии. Большое внимание на уроках уделяется созданию условий для получения удивления, а значит урок – это творческий процесс постижения нового.
· На уроке используются такие приемы:
· - словесное рисование;
· - импровизация на уточнение деталей;
· - импровизация на перевоплощение;
· - создание системы творческих заданий.
· На уроках используются формы художественно-познавательной ориентации:
· - Дискуссионно - аналитические формы: беседа, обсуждение, конференции, вечер вопросов и ответов;
· - наглядно-практические формы: выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, туристические походы, оформление кабинетов;
· - игровые формы: викторины, турниры, КВН, олимпиады, конкурсы, воображаемые путешествия, инсценирование, выставки.
· Искусство тесно связано с игрой. Общими между игрой и искусством являются такие свойства, как изобразительность, добровольность, свобода, особый характер общения, особое удовольствие. Через игровые ситуации создается эстетическая среда общения.
· Эстетическая направленность предмета выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность
2. Общая характеристика учебного предмета
2.1. Программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой, «Окружающий мир», 4 класс. Изд. «Вентана-Граф», М. 2010 г. . Интегрирована с региональным компонентом «Мы –дети природы». Интегрирование произведено на основе основных тем и разделов курса. 2.2. Общие цели и задачи предмета.
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Приоритетными задачами курса являются:
· расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
· продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
· расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
· обогощение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;
· воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Средствами
учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся
познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей,
формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий
круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете,
о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются
в их неразрывном, органичном единстве.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образован
2.3. Общая характеристика учебного процесса
В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы обучения. В основе их отбора лежат общие принципы дидактики, развивающего обучения, гуманной педагогики. По дидактическим целям выделяются следующие группы методов: метод актуализации, методы получения новой информации, методы индивидуализации и применения знаний.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
• осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Преподавание курса «Окружающий мир» организовано в МРО. Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно обучается по целевой индивидуализированной программе.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию в обучении: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. В граф – схеме указано количество часов на модуль, название модулей и расчасовка на каждый этап модуля. Каждый модуль включает в себя этапы:
адаптивно – преобразующий, системно – обобщающий , контрольно – рефлексивный )
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
§ Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
§ Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
§ Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
§ Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
§ Человечество как многообразие народов, культур, религий.
§ Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
§ Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
§ Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
§ Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
§ Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
§ Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
§ Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
§ ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
§ Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
5.1. Личностные , метапредметные и предметные результаты.
Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
- Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
-Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
-Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
- Понимание особой роли России в мировой истории.
- Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
-Воспитание уважительного отношения к своей стране.
- Воспитание уважительного отношения к истории страны.
-Воспитание любви к родному краю.
- Воспитание любви к своей семье.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
- Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
- Понимание роли человека в обществе.
- Принятие норм нравственного поведения в природе'.
-Принятие норм нравственного поведения в обществе.
- Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
- Формирование основ экологической культуры.
- Понимание ценности любой жизни.
-Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных.
- Осознание целостности окружающего мира.
- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
-Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
5.2. Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть (приводить примеры):
·
признаки живого
организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных); основные органы и системы органов человека и их функции;
правила здорового образа
жизни;
· права гражданина и ребёнка в России;
· основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры); народы, населяющие Россию;
различать (соотносить):
· год и век, арабские и римские цифры;
· искусственные тела (изделия) и тела природы;
· полезные и вредные привычки;
· эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.); события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
· раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
· применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
· раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
· узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
· составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»
· объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки»,«государство», «права ребенка»;
· в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географической и исторической карт; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
Выпускник научится:
· Узнавать государственную символику РФ и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира РФ, на карте России – Москву, свой регион и его главный город;
· Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»;
· Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящие к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
· Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
· Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
6. Содержательный аспект.
6.1. Разделы и темы курса. Человек — биологическое существо (организм) (16 ч) Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура. Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья. Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств. Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных. Твое здоровье (12часов) Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков. Их вред для организма и предупреждение. Основы безопасной жизнедеятельности. Поведение при сигнале «Внимание всем!» Поведение во время пожара, наводнения. Первая помощь при несчастных случаях. Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Человек- часть природы(2часа)
Человек среди людей (5часов)
«Родная страна: от края до края» (10 часов)
Природные зоны и почвы России. Рельеф России.. Человек — путешественник. Почему человек стал путешественником. Как славяне обживали Север. Освоение Сибири. Народы современной России.
Человек- творец культурных ценностей (12 часов).
Человек и культура. Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры.
Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — солнце русской поэзии (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения советских художников (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Человек- защитник своего Отечества. (5часов)
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Гражданин и государство.(3 часа). Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России.
6.2.РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
Курс - «Окружающий мир» - это интегрированный предмет, так как соединяется с курсом «Мы - дети природы» (региональный компонент). Главная цель курса «Мы – дети природы» - воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.
В содержание программы курса «Окружающий мир» входят следующие темы: Животный и растительный мир Югры. Любовь к родному краю. Население Югры. Югра - наш общий дом.
Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
-Охрана и укрепление здоровья в условиях крайнего Севера и Сибири. - Рельеф и почвы ХМАО-Югры. Особенности и положение на карте Западно -Сибирской равнины. - Быт и жилища коренных народов Югры. Развитие Югорского края, строительство городов, добыча нефти и газа. - Животные Югры, биологическое разнотравье Югорского края; -Традиции и культуру народов, населяющих родной край. Учащиеся должны понимать: -взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в социальной среде края. Учащиеся должны уметь: - использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей в социальной среде; - сохранять благоприятную социоприродную среду; - улучшать социоприродную среду.
7. Календарно-тематическое планирование.
7.1 Граф – схема по предмету «Окружающий мир» 4 класс
№ модуля п/п |
Часов модуля |
НАЗВАНИЕ МОДУЛЯ |
Этапы/количество часов |
|||||
У-М |
С-П |
К-С |
А-П |
С-О |
К-Р |
|||
1 |
12ч. |
Человек - живое существо (организм) |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10ч. |
Ты и твое здоровье |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
8ч. |
Человек - часть природы |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
14ч. |
Родная страна - от края до края |
1 |
8 |
1 |
1 |
3 |
1 |
5 |
15ч. |
Человек - творец культурных ценностей |
1 |
9 |
1 |
8 |
2 |
1 |
6 |
9 ч. |
Человек - защитник своего Отечества |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Итого |
68ч. |
|
|
|
|
|
|
|
7.2. Тематическое планирование
Модуль №1 Организм человека и его здоровье. 12ч .
Цели:
- способствовать развитию мышления как умению анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать желание и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности;
-воспитывать экологическую и духовно-нравственную культуру;
Знать:
- науки, изучающие организм человека;
- понятия- «орган», «организм», строение и функции органов человека;
- условия, необходимые для развития и жизни, профилактические меры
предупреждения заболеваний; вредные полезные привычки, правила безопасного поведения;
-правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;
Уметь:
- различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно- этические нормы поведения; оказывать первую помощь.
УУД: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме.
Художественно-эстетическая направленность: изучение эстетической категории художественное мышление на примере рассмотрения влияния природы на здоровье человека. Использование на уроках видеофильмов, презентаций, репродукций художников способствуют формированию таких эстетических ценностей, как художественная правда, правдивость.
Компетентность: поиск информации, необходимой для достижения цели; уметь сотрудничать.
№ Этап Дата |
Темы модуля |
Виды деятельности на уроке |
Оценочная деятельность |
1четверть 01.09-06.09 №1 У – М |
Организм человека Нервная система. Головной и спинной мозг. |
Актуализация опорных знаний об организме человека через фронтальную беседу |
с/оц участия в учебном диалоге, выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место. |
№2 С – П
|
Опорно-двигательная система человека. Скелет и его кости. Мышцы. Охрана и укрепление мыщц. |
Выделение особенностей опорно-двигательной системы. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. |
Самооценка работы с учебником. Взаимооценка работы по поиску ответов |
08.09- 13.09 №3 С – П
|
Пищеварительная система
|
Организация работы в группе по составлению меню. Поиск ответа на вопрос через организацию работы с учебником и дополнительной литературой. |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и практическую работу
|
№4 С-П
|
Дыхательная система
|
Организация работы в паре по осмыслению материала.
|
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и выполнять практическую работу |
15.09 -20.09 №5 С-П
|
Кровеносная система. Кровь. Сердце.
|
Выделение особенностей кровеносной системы. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни |
Содержательная оценка знаний учителем
|
№6 С-П |
Выведение из организма ненужных веществ. Кожа. |
Обобщение знаний через диалог с учителем Поиск ответа на вопрос через работу с книгой. |
Самооценка уровня участия при работе в паре, умения работать с книгой |
22.09- 27.09 №7 К-С |
Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. |
Постановка проблемного вопроса.
|
взаимооценка уровня участия в диалогах
|
№8 А – П
|
Слух, обоняние, вкус, осязание в жизни человека. |
Обобщение знаний через диалог с учителем Поиск ответа на вопрос через работу с книгой. |
Самооценка уровня учас тия при работе в паре, умения работать с книгой |
29.09-04.10 №9 А-П |
Органы чувств. Обобщение. |
Организация сам. работы по составлению правил охраны органов чувств. |
Содержательная оценка знаний учителем
|
А – П №10
|
Мир чувств. Эмоции и чувства человека. |
Организация работы в паре по осмыслению материала
|
Рефлексивная оценка уровня выполнения заданий |
06.10-11.10 №11 С- О
|
Обрати внимание на внимание Зачем человеку память. Развивай память. |
|
взаимооценка уровня участия в диалогах
|
№12 К-Р
|
Контрольная работа по теме « Организм человека» |
Организация проверочной работы
|
Рефлексивная оценка уровня выполнения заданий |
Модуль № 2 Ты и твоё здоровье 10 часов.
Цели:
- способствовать развитию мышления как умению анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать желание и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности;
-воспитывать экологическую и духовно-нравственную культуру;
Знать: органы чувств, разделы изучающие мир чувств и эмоций человека; понятия - « вредные и полезные привычки», «правила здорового образа жизни; условия, необходимые для охраны и укрепления организма, профилактические меры предупреждения заболеваний; вредные полезные привычки, правила безопасного поведения; правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;
Уметь: различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно - этические нормы поведения; оказывать первую помощь.
УУД: раскрывать принципы здорового образа жизни, объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя; различать ядовитые грибы и растения, конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Компетентность: поиск информации, необходимой для достижения цели; уметь сотрудничать.
Художественно-эстетическая направленность: изучение эстетической категории художественное мышление на примере рассмотрения влияния природы на здоровье человека. Использование на уроках видеофильмов, презентаций, репродукций художников способствуют формированию таких эстетических ценностей, как художественная правда, правдивость.
№ Дата Этапы |
Темы модуля |
Виды деятельности на уроке |
Оценочная деятельность |
13.10-18.10 №13 У – М
|
Правила здоровой жизни. Режим дня. Здоровый сон. Правильное питание.
|
Актуализация опорных знаний об организме человека через фронтальную беседу. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. |
с/оц участия в учебном диалоге, выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место. |
№14 С – П
|
Как закаливать свой организм. Усталость. Охрана здоровья в условиях Севера. |
Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи. |
Самооценка работы с учебником. Взаимооценка работы по поиску ответов |
20.10-25.10 №15 С – П
|
Вредные привычки |
Поиск ответа на вопрос через организацию работы с учебником и дополнительной литературой.
|
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и практическую работу |
№16 С-П
|
Когда дом становится опасным. Первая помощь при лёгких травмах.
|
Организация работы в паре по осмыслению материала. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и выполнять практическую работу |
27.10-01.11 №17 К-С
|
Какие опасности подстерегают детей на дороге. |
Самостоятельное устанавливание последовательности действий для учебной задачи, определение способов контроля оценки. |
Содержательная оценка знаний учителем
|
№18 А-П
|
Если случилась беда. |
Обобщение знаний через диалог с учителем. Поиск ответа на вопрос через работу с книгой. Составление правил поведения в чрезвычайных ситуациях. |
Самооценка уровня участия при работе в паре, умения работать с книгой |
10.11-15.11 №19 С-О |
Опасные животные.
|
Постановка проблемного вопроса. Составление правил обращения с животными. |
взаимооценка уровня участия в диалогах |
№20 С-О
|
Ядовитые грибы и растения. Растения и грибы родного края. |
Обобщение знаний через диалог с учителем Поиск ответа на вопрос через работу с книгой. Составление правил сохранения и укрепления здоровья |
Самооценка уровня учас тия при работе в паре, умения работать с книгой.
|
17.11-22.11 № 21 С-О
|
Что нужно знать о болезнях. Практическая работа. Оказание первой медицинской помощи. |
Организация сам. работы по составлению правил охраны здоровья. Практические упражнения в определении признаков заболеваний, в том, что лекарства нельзя применять без разрешения взрослых |
Содержательная оценка знаний учителем
|
№22 К-Р
|
Контрольная работа по теме « Ты и твое здоровье» |
Организация проверочной работы
|
Рефлексивная оценка уровня выполнения заданий |
Модуль № 3 Человек - часть природы. 8 часов
Цели:
- способствовать развитию мышления как умению анализировать, сравнивать, обобщать;
- формировать желание и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности;
-воспитывать экологическую и духовно-нравственную культуру;
Знать: органы чувств, разделы изучающие мир чувств и эмоций человека; понятия - « вредные и полезные привычки», «правила здорового образа жизни, условия, необходимые для охраны и укрепления организма, профилактические меры предупреждения заболеваний; вредные полезные привычки, правила безопасного поведения; правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;
Уметь: различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно- этические нормы поведения; оказывать первую помощь.
УУД: характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличительное от организма животного; устанавливать последовательность этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка.
Компетентность: поиск информации, необходимой для достижения цели; уметь сотрудничать.
Художественно-эстетическая направленность: изучение эстетической категории художественное мышление на примере рассмотрения влияния природы на здоровье человека. Использование на уроках видеофильмов, презентаций, репродукций художников способствуют формированию таких эстетических ценностей, как художественная правда, правдивость.
№ ур. Этап |
Темы модуля |
Виды деятельности на уроке |
Оценочная деятельность |
24.11-29.11 №23 У – М
|
Чем человек отличается от животных |
Актуализация опорных знаний об организме человека через фронтальную беседу. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. |
с/оц участия в учебном диалоге, выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место. |
№24 С – П
|
От рождения до старости.
|
Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи. |
Самооценка работы с учебником. Взаимооценка работы по поиску ответов |
01.12 -06.12 №25 С – П |
Поговорим о доброте |
Поиск ответа на вопрос через организацию работы с учебником и дополнительной литературой. |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и практическую работу |
№26 С-П
|
Что такое справедливость
|
Организация работы в паре по осмыслению материала. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и выполнять практическую работу
|
08.12 -13.12 №27 К-С |
Умеешь ли ты общаться. |
Самостоятельное устанавливание последовательности действий для учебной задачи, определение способов контроля оценки. |
Содержательная оценка знаний учителем
|
№28 А-П
|
Просто ли написать письмо. |
Обобщение знаний через диалог с учителем. Поиск ответа на вопрос через работу с книгой. |
Самооценка уровня учас тия при работе в паре, умения работать с книгой |
15.12 -20.12 №29 С-О
|
Избегай общения с незнакомыми людьми. |
Обобщение знаний через диалог с учителем Поиск ответа на вопрос через работу с книгой. Составление правил безопасного поведения на улицах города. |
Самооценка уровня участия при работе в паре, умения работать с книгой.
|
№30 К-Р
|
Контрольная работа по теме "Человек - часть природы". |
Организация проверочной работы
|
Рефлексивная оценка уровня выполнения заданий |
Модуль № 4 Родная страна: от края до края. 14 часов
Цели:
- формировать желание и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности;
- развивать экономическое, рационально - логическое и эмоционально-образное мышление;
- воспитывать восхищение красотой и мудростью природы, чувство гордости за Родину и родной край, чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Знать: названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения; природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей; меры по охране природы.
Уметь: сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека.
Компетентность: творческий поиск информации, необходимый для достижения целей, выявление причин и следствий природных явлений, собственные наблюдения
УУД: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемы) особенности различных природных зон; моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв; находить на карте равнины и горы России (своего края); выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям); обобщать информацию о странах - соседях России, полученную из разных источников; описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран - соседей России.
Художественно-эстетическое направление темы « Россия - твоя Родина» рассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского языка и правильность использования речевых форм, видами устного народного творчества; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к народному языку и творчеству. Эстетическая направленность темы выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность. Рассмотрение репродукций и картин природы России и родного края учат сравнивать и находить необычное , позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу и историю; развивать патриотические чувства к Родине, видеть и любить прекрасное в окружающем мире.
№ урока Дата Этап |
Темы модуля |
Виды деятельности на уроке |
Оценочная деятельность |
|
22.12 -27.12 №31 У – М
|
Природные зоны России. Арктика |
Актуализация опорных знаний об организме человека через фронтальную беседу. Работа с картой природных зон. Характеристика природной зоны России по плану: Расположение природной зоны. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. |
с/оц участия в учебном диалоге, выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место. |
|
№32 С – П
|
Зона тундры.
|
Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи. Работа с картой природных зон. Выделение особенностей и характеристика каждой природной зоны |
Самооценка работы с учебником. Взаимооценка работы по поиску ответов |
|
3чет-верть 12.01 -17.01 №33 С – П
|
Тайга. Край Югорский |
Поиск ответа на вопрос через организацию работы с учебником и дополнительной литературой. Выделение особенностей и характеристика каждой природной зоны. |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и практическую работу |
|
№34 С-П
|
Смешанные леса.
|
Организация работы в паре по осмыслению материала. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни Выделение особенностей и характеристика каждой природной зоны |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и выполнять практическую работу
|
|
19.01 -24.01 №35 С-п
|
Зона степей.
|
Самостоятельное устанавливание последовательности действий для учебной задачи, определение способов контроля оценки. Выделение особенностей и характеристика каждой природной зоны |
Содержательная оценка знаний учителем
|
|
№36 С-П
|
Зона пустынь |
Обобщение знаний через диалог с учителем. Поиск ответа на вопрос через работу с книгой. Выделение особенностей и характеристика каждой природной зоны |
Самооценка уровня участия при работе в паре, умения работать с книгой |
|
26.01 -31.01 №37 С-П
|
Влажные субтропики |
Обобщение знаний через диалог с учителем Поиск ответа на вопрос через работу с книгой. Выделение особенностей и характеристика каждой природной зоны |
Самооценка уровня участия при работе в паре, умения работать с книгой.
|
|
№38 К-С
|
Почвы России. Почва Югры. Практическая работа №3 «Состав почвы» |
Организация практической работы. Соотношение результатов наблюдения , выявление с помощью сравнения отдельных признаков
|
Рефлексивная оценка уровня выполнения заданий |
|
02.02 -07.02 №39 А=П
|
Рельеф России. Западно-Сибирская равнина. ХМАО_Югра. Моделирование форм поверхности из пластилина. |
Актуализация опорных знаний о рельефе через фронтальную беседу. Работа с картой природных зон. Характеристика природной зоны России по плану: Расположение природной зоны. Климатические условия. Растительный и животный мир. Занятия населения. |
с/оц участия в учебном диалоге, выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место. |
|
№40 А-П
|
Как возникали и строились города. Древние города России и Югры. |
Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи. Работа с географической картой РФ и ХМАО-Югры |
Самооценка работы с учебником. Взаимооценка работы по поиску ответов |
|
09.02 -14.02 №41 А – П
|
Почему улицы называются по-разному Экскурсия |
Поиск ответа на вопрос через организацию работы с учебником и дополнительной литературой. Выделение особенностей названия улиц города |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и практическую работу |
|
№42 С-0
|
Россия и её соседи. Япония, Китай. |
Организация работы в паре по осмыслению материала.
Выделение особенностей и характеристика каждой страны |
Содержательная оценка умения выполнять наблю дения и выполнять практическую работу |
|
16.02-21.02 №43 С-О
|
Россия и её соседи. Финляндия, Дания.
|
Самостоятельное устанавливание последовательности действий для учебной задачи, определение способов контроля оценки. Выделение особенностей и характеристика каждой страны |
Содержательная оценка знаний учителем
|
|
№44 К-Р
|
Контрольная работа по теме "Родная страна: от края до края" |
Организация практической работы. Соотношение результатов наблюдения , выявление с помощью сравнения отдельных признаков. |
Рефлексивная оценка уровня выполнения заданий |
|
Модуль № 5 Человек - творец культурных ценностей. 15 часов Цели:- формировать желания и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности о прошлом и настоящем России и родного края; уметь ориентироваться в исторической информации, готовить к восприятию и усвоению предмета истории в старших классах;
- развивать познавательный интерес и эмоционально - положительное отношение к историческим событиям;
- воспитывать чувство гордости за прошлое и настоящее своей Родины и родного края.
Знать: наиболее важные события в истории России и родного края - Югры, их символику.
Уметь: показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, выделять главное в тексте, пересказывать содержание, объяснять отдельные термины, самостоятельно выполнять творческие задания.
УУД: ориентироваться в понятии "культура", "наполнять" его характеристику конкретными примерами; составлять рассказы - повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства; называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена); называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Художественно-эстетическое направление темы « Россия - твоя Родина» рассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского языка и правильность использования речевых форм, видами устного народного творчества; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к народному языку и творчеству. Эстетическая направленность темы выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность. Рассмотрение исторических сведений и репродукций о прошлом и настоящем Родины и края, позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу и историю; развивать патриотические чувства к Родине, видеть и любить прекрасное в окружающем мире. Компетентность: творческий поиск информации, уметь организовать свою деятельность, анализировать, классифицировать, выделять главное в прошлом и настоящем
№ урока Этапы Дата |
Темы модуля |
Виды деятельности на уроке |
Оценочная деятельность |
24.02 -28.02 №45 У – М
|
Что такое культура. Как возникла письменность. |
Актуализация опорных знаний об обучении человека через фронтальную беседу. Упражнение в различии величин год и век, соотношении арабских и римских цифр. |
с/оц участия в учебном диалоге, выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место. |
№46 С – П
|
Образование - часть культуры общества |
Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи. Составление связных рассказов на тему. Узнавание по тексту к какому времени относится это событие |
Самооценка работы с учебником. Взаимооценка работы по поиску ответов |
№47 С – П 02.03 -07.03
|
Владимир Мономах и его «Поучение». Первая азбука. |
Поиск ответа на вопрос через организацию работы с учебником и дополнительной литературой. Упражнение в различении события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация) |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и практическую работу |
№48 С-П
|
Чему и как учились в России при Петре 1. Образование после Петра 1. |
Организация работы в паре по осмыслению материала. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Упражнение в назывании и различении основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры). |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и выполнять практическую работу
|
№49 С-п 09.03 -14.03
|
М.В.Ломоносов. |
Самостоятельное устанавливание последовательности действий для учебной задачи, определение способов контроля оценки. Поиск дополнительной информации о биографии М.В. Ломоносова и его заслугах для науки и России. |
Содержательная оценка знаний учителем
|
№50 С-П
|
Русское искусство до 18 века. Верование народов ханты и манси. |
Обобщение знаний через диалог с учителем. Поиск ответа на вопрос через работу с книгой об особенности русского искусства до 18 века. |
Самооценка уровня участия при работе в паре, умения работать с книгой |
№51 С-П 16.03 -21.03
|
Музыка в Древней Руси. Обрядовые праздники Руси и Югры.
|
Обобщение знаний через диалог с учителем Поиск ответа на вопрос через работу с книгой об особенностях музыки Древней Руси и обрядовых праздников. |
Самооценка уровня участия при работе в паре, умения работать с книгой.
|
№52 К-С
|
Искусство России 18века и на территории древней Югры. |
Организация практической работы. Соотношение результатов наблюдения, выявление с помощью сравнения отдельных признаков |
Рефлексивная оценка уровня выполнения заданий |
№53 А=П 4 чет-верть 30.03 - 04.04
|
Золотой век русской культуры 19 века. Поэты и писатели 19 века. А.С. Пушкин. |
Актуализация опорных знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина через фронтальную беседу. |
с/оц участия в учебном диалоге, выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место. |
№54 А-П
|
Поэты и писатели 19 века. Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой. |
Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи по расширению знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого. |
Самооценка работы с учебником. Взаимооценка работы по поиску ответов |
№55 А – П 06.04-11.04
|
Композиторы 19 века. М.И.Глинка. Практическая работа. |
Поиск ответа на вопрос через организацию работы с учебником и дополнительной литературой, со справочниками и энциклопедиями в поиске информации о композиторе. |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и практическую работу |
№56 С-0
|
Композиторы 19 века. П.И.Чайковский. |
Организация работы в паре по осмыслению материала.
|
Содержательная оценка умения находить информацию в интернете |
№57 С-О 13.04-18.04
|
Художники 19 века. В.А. Тропинин. И.Е. Репин. И.И.Левитан. |
Нахождение и соотнесение информации о художниках 19 века: В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.И. Левитан. Расширение знания о их жизни и творчестве в работе с доп. Литературой |
Содержательная оценка учителем умений находить и применять знания
|
№58 С-О |
Искусство России 20 века.
|
Самостоятельное устанавливание последовательности действий для учебной задачи, определение способов контроля оценки знаний в поиске информации о художниках, композиторах, писателях 20 века |
Взаимооценка работы по поиску информации. |
№59 К-Р 20.04-25.04
|
Контрольная работа по теме "Человек - творец культурных ценностей". |
Организация практической работы. Соотношение результатов наблюдения , выявление с помощью сравнения отдельных признаков |
Рефлексивная оценка уровня выполнения заданий |
Модуль № 6 Человек - защитник своего Отечества 9 часов.
Цели:
- формировать желания и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности о прошлом и настоящем России и родного края; уметь ориентироваться в исторической информации, готовить к восприятию и усвоению предмета истории в старших классах;
- развивать познавательный интерес и эмоционально - положительное отношение к историческим событиям;
- воспитывать чувство гордости за прошлое и настоящее своей Родины и родного края.
Знать: наиболее важные события в истории России и родного края - Югры, их символику.
Уметь: показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, выделять главное в тексте, пересказывать содержание, объяснять отдельные термины, самостоятельно выполнять творческие задания.
УУД: составлять рассказ - повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси, России, называть их даты. Характеризовать права и обязанности граждан России, Символы России.
Художественно-эстетическое направление темы « Россия - твоя Родина» рассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского языка и правильность использования речевых форм, видами устного народного творчества; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к народному языку и творчеству. Эстетическая направленность темы выражается через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность, милосердие, сострадание, целостность. Рассмотрение исторических сведений и репродукций о прошлом и настоящем Родины и края, позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить любить русскую живопись, литературу и историю; развивать патриотические чувства к Родине, видеть и любить прекрасное в окружающем мире. Компетентность: творческий поиск информации, уметь организовать свою деятельность, анализировать, классифицировать, выделять главное в прошлом и настоящем.
№ ур. Этап Дата |
Темы модуля |
Виды деятельности на уроке |
Оценочная деятельность |
№60 У – М
|
Героические страницы истории нашей Родины. |
Актуализация опорных знаний об обучении человека через фронтальную беседу. Упражнение в различии отдельных событий истории Отечества |
с/оц участия в учебном диалоге, выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место. |
№61 С – П 27.04-02.05
|
Героические страницы истории нашей Родины.
|
Самостоятельное установление последовательности действий для учебной задачи. Составление связных рассказов на тему. Узнавание по тексту к какому времени относится это событие |
Самооценка работы с учебником. Взаимооценка работы по поиску ответов |
№62 С – П
04.05-09.05
|
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Практичес кая работа с исторической картой |
Поиск ответа на вопрос через организацию работы с учебником и дополнительной литературой. Упражнение в различении события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе. Практическая работа с исторической картой. |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и практическую работу |
№63 С-П
|
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. |
Организация работы в паре по осмыслению материала. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Упражнение в назывании и различении основных отличий и итогов ВОВ. |
Содержательная оценка умения выполнять наблюдения и выполнять практическую работу с исторической картой |
№64 К_С 11.05-16.05 |
Контрольная работа по теме: «Человек защитник своего Отечества». |
Самостоятельное устанавливание последовательности действий для учебной задачи, определение способов контроля оценки. |
Содержательная оценка знаний учителем |
№65 А-П
|
Мы живём в Российском государстве. Практическая работа .
|
Обобщение знаний через диалог с учителем. Поиск ответа на вопрос через работу с книгой Практическая работа . Работа с картой. Границы нашего государства. |
Самооценка уровня участия при работе в паре, умения работать с картой |
№66 С-О
18.05-23.05
|
Права и обязанности граждан России. Экскурсия. |
Обобщение знаний через диалог с учителем Поиск ответа на вопрос через работу с книгой и интернетом о правах и обязанностях граждан России. Экскурсия в музей. Ознакомление с прошлым и настоящим края. |
Самооценка уровня участия при работе в паре, умения работать с книгой.
|
№67 С-О
|
Годовая контрольная работа |
Использование приобретенных знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, сравнения. |
Рефлексивная оценка уровня выполнения заданий |
25.05-29.05 №68 К-Р
|
Символы нашего государства. Россия на карте |
Обобщение полученных знаний по истории России. |
Взаимооценка участия в беседе. |
8. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение программы.
Дидактическое обеспечение |
Методическое обеспечение |
|
|||
Программа |
Учебники |
Учебные пособия |
Инструментарий определения УОУ |
Методические пособия для педагогов |
|
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г. |
Окружающий мир: учебник для 4 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2014.
|
Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014.
|
Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы / Клепинина З. А. - М.: Вентана-Граф, 2012.
|
Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007
Окружающий мир: 3 - 4 классы: методика обучения / Виноградова Н. Ф. – М.: Вентана-Граф, 2010.
|
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010. - Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010. - Планируемые результаты начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010.
Дополнительная литература
1. Справочные пособия (словари и справочники):
- Природа нашей Родины - Москва,1990- 245с.
- Растительный мир - Москва.1989- 298с.
- Растения - путешественники- Москва. 2000-158с.
2. Мещерекова В.В. Повторение и контроль знаний . Окружающий мир. 4 класс- М.: Изд. « Глобус»,2010- 128с. + электронное приложение
3. Рудченко Л.И. Окружающий мир. Нестандартные уроки - Волгоград: Учитель,2008.-143с.
8.2 . Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Оборудование и приборы
1.Таблицы и плакаты к основным разделам: Земля – наш общий дом, Растительный мир Земли, Грибы, Животный мир Земли, Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
Карты (физическая, историческая, полушарий, природных зон) 2.Аудиозаписи: голоса птиц, звуки водоёмов 3. Видеофильмы: уроки по окружающему миру, с комментариями Виноградовой Н.Ф.
4.Мультимедийные презентации: Вселенная, Солнечная система, Грибы, Животный мир, животный мир различных континентов
- Проверочные работы по окружающему миру,4 класс (с мультимедийным приложением)
- Уроки окружающего мира,4 класс ( с мультимедийным приложением)
- Мастер-класс (с мультимедийным приложением)
5.Детская энциклопедия 2009г.
6.Гербарии, модели, муляжи, макеты.
7.Презентации по темам.
8. Оборудование для экскурсий, учебно- лабораторных и практических работ.
Технические средства
· DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
· цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
· компьютеры ( с выходом в Интернет).
Телевизор.
Ноутбуки (мобильный кабинет.)
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Измерительные приборы.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения.
Интегрированная среда для поддержки учебного процесса в начальной школе:
Учебное электронное издание «Начальная школа. 1-4 классы» -ЗАО Телевизионное объединение «Продюсерский центр. Школа». 2004г
В нашем каталоге доступно 74 187 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI век» в 4 классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля».
6 656 277 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Немец Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.