Пояснительная
записка
- Федерального компонента государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования по географии (профильный
уровень) (утвержден Приказом Минобразования России от 5 марта 2004
г. № 1089.
- Примерной программы по географии для среднего (полного) общего
образования (профильный уровень).
- Рабочей программы по географии для 10-11 классов (профильный
уровень) (Рабочие программы по географии. 10-11 классы (линии учебников
издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Русское
слово»)/Авт.-сост.Н.В.Болотникова.- 2-е изд., испр., доп. –М.: Издательтво
«Глобус». 2009. – 110 с.- (Образовательный стандарт).
Цель
и задачи учебного предмета:
·
освоение системы
географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире,
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях,
географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и
процессов;
·
овладение умениями
сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа
природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
·
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления
с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и
крупнейших стран;
·
воспитание патриотизма,
толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к
окружающей среде;
·
использование в
практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических
методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической
информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы
и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических
вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в
России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
·
понимания
географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного
развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ,
телекоммуникации, простого общения.
Реализуются межпредметные связи
между учебными предметами: биология, история, химия, экология и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся
№
п/п
|
Раздел
учебного курса
|
Компетенции
|
1.
|
География в современном мире
(13часов)
|
Компетенции учебные
1. Знакомство с новейшими методами
географических исследований.
2. Поиск, сбор и анализ информации.
3. Организация и представление информации.
4. Выступление с использованием презентации в
программе PowerPoint.
5. Участие в дискуссии.
6. Анализ картографических материалов.
7. формирование межпредметных связей (география -
история - математика).
Компетенции познавательные, практические
1. Оценка сравнительной выгодности (и
значения) географического положения.
2. Оценка экономических объектов.
3. Изучение и практическое использование
концепции географического положения и местоположения.
4. Дешифрование космических снимков.
5. Анализ и
сопоставление информации по картам (картосхемам) электронного учебника,
атласа, Интернета.
|
2.
|
Политическая карта мира: государства
и границы (35 часов)
|
Компетенции учебные
1. Создание картосхем и диаграмм.
2. Поиск, сбор и анализ информации.
3. Организация и представление информации.
4. Выступление с использованием презентации в
программе PowerPoint.
5. Участие в дискуссии.
6. Анализ картографических материалов, диаграмм
и графиков.
7. Формирование межпредметных связей (география -
история - иностранные языки).
Компетенции познавательные, практические
1. Построение творческих картосхем по заданной
проблеме.
2. Развитие навыков составления тестов.
3. Развитие навыков выбора реферирования и
выбора заданной информации из Интернета и текста учебника для доказательства
своей точки зрения.
4. Составление аналитических записок по
проблеме.
5. Решение практических
аналитических задач на базе изученных теорий.
|
3.
|
Богатство и бедность: типы стран (26
часов)
|
Компетенции учебные
1. Создание картосхем и диаграмм.
2. Поиск, сбор и анализ информации.
3. Организация и представление информации.
4. Выступление с использованием презентации в
программе PowerPoint.
5. Участие в дискуссии.
Компетенции познавательные, практические
1. Составление многопризнаковой типологии стран
мира.
2. Оценка уровня развития страны через систему
показателей.
3. Моделирование территориальной структуры
экономики страны.
4. Анализ и сопоставление картографических
материалов.
5. Овладение навыками
факторного анализа при выявлении причин явлений и событий.
|
4.
|
Население и культура (31 час)
|
Компетенции учебные
1. Создание картосхем и диаграмм.
2. Поиск, сбор и анализ информации.
3. Организация и представление информации.
4. Выступление с
использованием презентации в программе PowerPoint.
5. Участие в дискуссии.
6. Анализ картографических материалов, диаграмм
и графиков.
7. Формирование межпредметных связей (география -
история - иностранные языки).
Компетенции познавательные, практические
1. Построение демографических пирамид и оценка
экономических последствий изменения демографической структуры населения
стран.
2. Оценка стадии демографического перехода (по
странам и регионам мира).
3. Оценка степени взаимовлияния
экономики, политики, культуры.
4. Картографирование демографических
показателей.
5. Анализ и
сопоставление информации по картам (картосхемам) электронного учебника,
атласа, Интернета.
|
Особенности организации учебного процесса.
Система уроков ориентирована не
столько на передачу « готовых знаний» ,сколько на формирование активной
личности, мотивированной к самообразованию , обладающей
Достаточными навыками и
психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации.
Изучение географии в 10 классе
предполагает применение различных типов уроков ( урок изучение нового
материала, проблемный урок, урок –экскурсия, урок контроля и т.д.). Используя
разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Эффективно
применение современных педагогических технологий, в том числе ИКТ.
Используются такие формы обучения, как лекция, диалог,
беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются
варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного
способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением
основных групп методов обучения и их сочетания:
методами организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция,
беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,
проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой
учащихся;
методами стимулирования и мотивации учебной
деятельности: познавательных игр, деловых игр;
Виды контроля: тематический,
промежуточный, итоговый. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью
учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного
контроля, письменных работ;
Степень активности и самостоятельности учащихся
нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично - поискового
(эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения:
учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические
средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы контроля: тестирование,
географические диктанты, практическая работа, контрольные работы, работа с
картами атласа, с контурными картами .
Учебно – тематический план (приложение
2)
Название
Темы
|
Всего
уроков
|
В том числе
|
|
|
Уроков
|
Практических и лабораторных
работ
|
Контрольных
работ
|
Раздел
1. География в современном мире
|
13
|
8
|
4
|
1
|
|
|
|
|
|
Раздел
2. Политическая карта мира: государства часов) и границы
|
35
|
28
|
6
|
1
|
|
|
|
|
|
Раздел
3. Богатство и бедность: типы стран
|
26
|
17
|
8
|
1
|
|
|
|
|
|
Раздел
4. Население и культура
|
31
|
25
|
3
|
3
|
Итого
|
105
|
78
|
21
|
6
|
Резерв времени
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
Раздел 1. География в современном мире (13 часов)
География:
от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения.
Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук.
Законы
размещения.
Географические
исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный
методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных,
районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы
подспутникового позиционирования.
Фактор
географического положения, абсолютные и относительные пространственные
ресурсы.
Модель
Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (35
часов)
Этапы
формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад.
Колониальный список ООН.
Объекты
политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные
(непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии,
доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства,
заморские территории и департаменты).
Формы
государственного устройства и правления.
Организация
территории государства (унитаризм и федерализм).
Территория
и границы государств. Территориальные споры. Геополитика.
Международные
политические организации. ООН.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (26 часов)
Показатели
уровня и качества жизни стран и территорий мира — |Г)солютные, относительные,
индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для
сопоставлений различных стран.
Типологии
и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда,
географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области
применения.
Типы
стран современного мира.
Анаморфированное
картографическое изображение.
Раздел 4. Население и культура (31 час)
Численность
населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения
(гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности
размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное
освоение и социальные конфликты.
География
культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и
этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
Религии
народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные
конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и
политическую жизнь.
Историко-культурные районы мира: причины
формирования территориальных различий в культуре.
Контрольно – измерительные материалы к каждой теме
прилагаются
Информационные источники
Основная литература для учителя:
1.
Учебник География. Профильный уровень. 10 класс:
В.Н.Холина. - Дрофа,2011.
2.
Рабочая тетрадь. География. Профильный уровень. 10
класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.
3.
Атлас. Социально-экономическая география мира. -
Дрофа, 2008.
4.
Методическое пособие для учителя. География.
Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.
5.
Справочное пособие. Социально-экономическая
география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова. - Дрофа, 2008.
6.
Электронный учебник. География. Профильный уровень.
10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.
Дополнительная литература для учителя:
Интернет: http://multimedia.drofa.ru Сайты Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:
·
ресурс ЕК (Единая коллекция
ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
·
сетевые ресурсы (Гугл):
·
карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
·
Google планета Земля http://earth.google.com/
·
блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
·
ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
·
сервис You Tube (видеоролики
для уроков)
·
среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для
ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
·
представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
·
газета «География» http://geo. 1 september.ru/
·
конкурс
«Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/
·
ООПТ Челябинской
области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/
·
Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
·
Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
·
клуб
журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
·
журнал
«Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
·
жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
·
великие
путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
·
Национальное географическое
общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Основная литература для учащихся:
1. Учебник География.
Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.
2.Рабочая тетрадь.
География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.
3.Атлас.
Социально-экономическая география мира. - Дрофа, 2008.
4.Справочное пособие.
Социально-экономическая география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова.
- Дрофа, 2008.
5.Электронный учебник.
География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2011.
Дополнительная литература для учащихся:
География 10 класс. Экономическая и социальная
география мира
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам
географии.
Мультимедийные обучающие программы:
Интернет ресурсы
7.
Приложения к программе (итоговые контрольные работы).
Вопросы
к зачету по разделу 1
1.
Почему география имеет право называться самостоятельной наукой?
2. В чём заключается классификация наук, предложенная И.
Кантом?
3. В чём состоит предмет изучения географии?
4. Какие методы географических исследований вы знаете?
Охарактеризуйте каждый из них, приведите примеры.
5. Какие законы географии, действующие вне воли и желания
людей, вы знаете?
6. В чём заключаются отличительные черты географического
мышления?
7. Как изменялась роль ресурсных факторов в экономическом
развитии?
8. Дайте определение понятия «относительные и абсолютные
ресурсы».
9. Зачем в географии используются идеальные модели?
10. Сформулируйте модель Тюнена.
11. В чём заключается содержание классификационных моделей
в географии?
12. Каковы методы работы с территориальной статистической
базой данных?
13. Для каких целей
используются ГИС, космические снимки?
Вопросы
к зачету по разделу 2
1. Что входит в состав территории государства?
2. Назовите острова, на территории которых находятся два
или несколько государств (или их частей).
3. Нанесите на контурную карту страны с максимальной
площадью сухопутной территории. Какую долю от общей площади стран мира
занимают 10 крупнейших по площади стран? Сравните список этих стран со списком
крупнейших стран по населению. Сделайте выводы.
4. Как влияет на особенности экономического и
геополитического положения страны наличие анклавов и полуанклавов?
5. Каковы правила проведения государственных границ по
водным пространствам — рекам, озерам, морям?
6. Какую роль сыграли
естественные рубежи (горы, реки, озёра) в формировании политической карты
Европы (Азии, Африки, Америки)? Назовите как можно больше пограничных
физико-географических объектов.
Вопросы
к зачету по разделу 3
1. Где расположены более развитые страны? Почему?
2. Где расположены менее развитые страны? Почему?
3. Чем различаются более развитые страны и менее развитые
страны; страны развитые, развивающиеся и с переходной экономикой?
4. Какую роль в мировой экономике играют развитые и
развивающиеся страны и страны с переходной экономикой?
5. Каковы особенности социально-экономического развития в
XX в.
стран с переходной экономикой?
6. Какие подтипы выделяются в группе экономически развитых
стран?
7. Каковы основные черты развивающихся стран и какие
основные подтипы относятся к этому типу?
8. Чем выделяется группа развивающихся стран, не имеющих
выхода к морю, и группа малых островных развивающихся стран?
9. Сравните географическую типологию стран и классификации,
предлагаемые международными организациями. Что общего и какие различия вы
заметили в подходе учёных к выделению типов стран? Какая из типологий вам
представляется более «правильной» и почему?
10. Каково место России (Индонезии, Китая, США, Вьетнама и
др.) в изученных типологиях и классификациях стран мира? К какому типу может
быть отнесена наша страна? Почему?
11. Какое влияние оказала
колонизация и деколонизация на формирование территориальной структуры хозяйства
стран?
Вопросы
к зачету по разделу 4
1. Какие существуют гипотезы о вероятном месте
происхождения человека?
2. Какие существуют способы оценки численности населения
стран?
3. Почему переписи не всегда дают точные данные о
численности населения?
4. Когда были проведены первые переписи населения в мире?
в России?
5. Назовите 10 стран и территорий мира с наибольшей и
наименьшей численностью населения.
6. Какие абсолютные демографические показатели
(относительные демографические показатели) вы знаете и как они рассчитываются?
7. Какие существуют региональные различия в
демографических показателях?
8. Какие главные причины миграций из одной страны в другую
вы знаете?
9. Как построить демографическую пирамиду?
10. Как по форме демографической пирамиды можно судить об
уровне и типе социально-экономического развития стран? Приведите примеры.
11. Каковы цели
проведения демографической политики в странах различных социально-экономических
типов?
12. Как распределено население по континентам?
13. Назовите регионы с минимальным временем удвоения
населения, с наибольшим временем удвоения населения.
14. В чем заключается гипотеза Т. Мальтуса? Какие факты
современной жизни доказывают её ошибочность, какие — подтверждают
справедливость?
15. Каковы современные представления о динамике численности
населения (модель демографического перехода)?
16. Какие факторы
определяют географическое положение ареалов с высокой плотностью населения,
какие — с низкой плотностью населения? Приведите примеры.
Оценочные
практические работы
Практическая
работа № 1.
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
Цели работы:
1.
Закрепить знания о государственном строе стран
мира: формах правления и административно - территориального устройства.
2.
Учиться составлять систематизирующие таблицы.
Последовательность
выполнения работы.
1.
На основе текста учебника составьте таблицу по
следующей форме:
Форма правления
|
Форма административно – территориального
устройства.
|
Республики
|
Монархии
|
Унитарные государства
|
Федеративные государства.
|
|
Конституционные
|
Абсолютные
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
В каждую графу впишите названия нескольких стран в
качестве примеров.
Сделайте вывод о
различии стран мира по формам правления и административно – территориального
устройства.
Практическая работа № 2.
Составление политико – географических
комментариев к событиям, происходящим на политической карте. Характеристика
политико – географического положения страны, его изменений во времени ( форма
выполнения по выбору: графическая, картографическая, словесная).
Цели работы:
- Оценить изменения политической карты мира
под влиянием международных отношений.
- Дать анализ конкретных событий текущей
международной политической жизни, почерпнутых из средств массовой
информации.
- Научиться оценивать политико – географическое
положение страны, выявлять его положительные и отрицательные черты,
отмечать изменение политико – географического положения страны во времени.
Последовательность
выполнения работы.
- Используя материалы периодической печати,
радио и телевидения, приведите примеры, иллюстрирующие изменения,
происходящие на политической карте мира.
- Дайте описание политико – географического
положения одной из стран мира по плану:
1)
Общие сведения о политической ориентации страны на
современном этапе: участие страны в политических, военно – политических и
экономических организациях.
2)
Экономическая и политическая оценка государственных
границ:
А) Уровень
экономического развития соседних стран.
Б) Принадлежность
соседних стран к политическим блокам.
3) Положение
относительно основных линий коммуникаций ( транспортных путей).
4) Положение
относительно ближайших очагов международных и внутренних конфликтов – горячих
точек планеты.
А) прямое или
косвенное отношение страны к региональным конфликтам.
Б) военно –
стратегический потенциал и наличие военных баз за рубежом.
В) позиция
правительства страны в вопросах международной разрядки, разоружения.
5. Общая оценка
политического положения страны.
Сделайте вывод о
возможности изменения политико – географического положения страны.
Практическая работа №3.
Тема :Объяснение процессов
воспроизводства населения в странах мира.
- Экономико- географическое положение
страны.
- Охарактеризовать процессы воспроизводства
населения в данных странах.
- Объяснить причины различий и сходств в
процессах воспроизводствах.
- Сделать вывод о связи воспроизводства
населения с экономическим развитием этих стран.
*
Примечание.
1 вариант- Россия и Китай
2 вариант-Италия и Корея
3 вариант-Швеция и Малайзия
4 вариант-США и Вьетнам
Практическая работа №4.
Тема: Объяснение региональных и
отраслевых различий в структуре занятости населения
стран мира.
- Указать тип воспроизводства в каждой
стране, по атласу определить среднюю плотность населения.
- Указать различия в структуре занятости
населения представленных стран , используя данные таблицы.
- Объяснить причины различия занятости
населения.
- Сделать общий вывод.
*
Примечание.
1 вариант-США и Индонезия
2 вариант-Китай и Нигерия
Занятость населения (в%).
№ п\п
|
Страна
|
Аграрный сектор
|
Добыв. пром.
|
Обраб. пром.
|
Строитель
ство
|
торговля
|
Сфера услуг
|
1
|
США
|
8
|
4
|
5
|
17
|
19
|
47
|
2
|
Индонезия
|
54
|
3
|
2
|
5
|
11
|
25
|
3
|
Китай
|
7
|
12
|
56
|
6
|
11
|
8
|
4
|
Нигерия
|
42
|
4
|
6
|
3
|
26
|
19
|
Практическая
работа № 5.
Составление
сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира по выбору.
Цели работы:
1.
Проверить и оценить знания основных вопросов темы (
естественное движение населения, состав, трудовые ресурсы, экономически
активное население).
2.
Научиться сравнивать обеспеченность трудовыми
ресурсами отдельных стран мира, пользуясь различными источниками информации.
Последовательность
выполнения работы.
1.
Дайте определение понятиям «трудовые ресурсы»,
«экономически активное население».
2.
Дайте сравнительную оценку трудовых ресурсов двух
стран или регионов мира по выбору по предложенному плану.
3.
Статистические показатели и краткие выводы запишите
в виде таблицы.
План сравнения
|
Сравниваемые страны
|
Вывод о существующих различиях в трудовых
ресурсах стран мира, факторах, их определяющих.
|
1. Численность населения.
|
|
|
2. Естественный прирост
|
|
|
3. Возрастной состав
|
|
|
4. Половой состав
|
|
|
5.Обеспеченность трудовыми ресурсами
|
|
|
6. Доля экономически активного населения
|
|
|
7. Распределение экономически активного
населения между отраслями и сферами хозяйства
|
|
|
8. Качественный состав
|
|
|
Практическая
работа № 6.
Объяснение причин
миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского
пространства.
Цели работы:
1.
Установить главные направления миграций населения в
пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.
2.
Научиться объяснять причины миграционных процессов
на примере отдельных стран и регионов мира.
Последовательность
выполнения работы.
1.
Дайте определения понятиям «миграция», «иммиграция»
.
2.
Схематично изобразите направления миграций.
3.
Объясните причины миграционных процессов в пределах
Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.
Практическая
работа № 7.
Объяснение
процессов воспроизводства населения в двух регионах мира по выбору.
Цели работы:
1.
Закрепить понятие «воспроизводство населения»,
установить главные признаки и особенности первого и второго типов
воспроизводства населения.
2.
Научиться объяснять по результатам сравнения
процессы воспроизводства населения на примере конкретных регионов.
Последовательность
выполнения работы.
1.
Изучив текст учебника , определите, каковы основные
признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения.
2.
Охарактеризуйте распространение первого и второго
типов населения.
3.
Проанализируйте средние цифровые показатели
воспроизводства населения двух различных регионов, относящихся к первому и
второму типам воспроизводства населения, сравните их и объясните различия.
4.
Работу оформите в виде таблицы.
Тип воспроизводства населения
|
1 тип
|
2 тип
|
Основные признаки и показатели
|
|
|
Регионы распространения
|
|
|
Сравниваемые регионы
|
|
|
Объяснение процессов воспроизводства в
сравниваемых регионах
|
|
|
Основные направления демографической
политики
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.