РАССМОТРЕНА
на
заседании Методического совета ГБОУ СОШ № 493
протокол
№1
________________
Л.И.Воднева
«31»
августа 2012года
|
СОГЛАСОВАНА
зам.
директора по УВР
_____________Е.А.Шестакова
« 15»
сентября 2012 года
|
УТВЕРЖДЕНА
директор
ГБОУ СОШ №493
___________Г.А.Пахомова
« 17»
сентября 2012 года
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по
основам безопасности жизнедеятельности
класс
8
учитель
Герасимова
Ольга Александровна,
высшая
квалификационная категория_
2012-2013
учебный год
Рабочая программа
составлена на основании комплексной программы по
«Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов» под редакцией Смирнова
А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного
образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05
марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.: Просвещение, 2012 ,
Учебник – «Основы
безопасности жизнедеятельности» для 8 класса А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников 2010
г. М. «Просвещение»
Пояснительная
записка
Рабочая
программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса
разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и
федеральными законами Российской Федерации в области безопасности
жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной
среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления
Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». При разработке
программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных
стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода
к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности.
Предлагаемая программа рассчитана
на изучение курса в 8 классе «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение
35 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю
– 1час.
В современном
мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального
характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности
каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный
ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы
обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных
потребностей каждого человека, общества и государства.
Под культурой
безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности
человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей,
обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира . Формирование
современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так
как изучение всех
школьных предметов
вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но
при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему
образовательных
модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной
окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Структурно
программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в
опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового
образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее
время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а
современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение
курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о
личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о
прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и
жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих
возможностей.
Содержание
курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных
ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию
первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через
решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой
форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных
ситуаций).
Изучение
тематики данной учебной программы направлено на решение следующих целей:
· формирование у
учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в
деятельности человека и общества
· выработка умений
предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у
учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей
оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с
учетом своих возможностей.
Изучение
тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих задач:
Усвоение знаний
1.
об
опасных и чрезвычайных ситуациях;
2.
о
влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
3.
о
государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
4.
об
оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
5.
о
правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
6.
развитие
личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных
опасных и чрезвычайных
7.
ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
8.
развитие
умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления
Логическим
продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя
мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и
навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным
вводным, участие в районных соревнованиях и игре «Зарница».
Методы и формы
обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на
уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
(Словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические
занятия. Соревнования.
Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала
учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно
поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное
задание)
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации,
систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа
работы каждого ученика.
Виды и формы контроля:
Самостоятельные
работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические
задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная
составляющая учебного процесса.
Содержание
учебной программы
«Основы
безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Модуль
I.
Обеспечение
безопасности личности, общества и государства ( 23 часа)
Тема 1.
Пожарная
безопасность ( 3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные
последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных
зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в
области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом
или общественном здании.
Тема 2.
Безопасность
на дорогах ( 3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация
дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и
пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге
велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3.
Безопасность
на водоемах ( 3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное
время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и
необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи
терпящим бедствие на воде.
Тема 4.
Экология
и безопасность ( 2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о
предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия,
проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой.
Тема 5.
Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и их последствия ( 5 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного
характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам
и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на
радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их
возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах.
Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных
чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 6.
Организация
защиты населения от чрезвычайных ситуаций ( 4 часа)
Обеспечение
радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты
населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на
взрывоопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствия аварий
на гидротехнических сооружениях.
Тема 7.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (
3часа)
Организация оповещения населения о ЧС техногенного
характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите
населения от ЧС техногенного характера.
Модуль
II.
ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ( 12 часов)
Тема 8. Основы
здорового образа жизни (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.
Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа
жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления
здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей
природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Тема 9.
Первая помощь при неотложных состояниях ( 4 часа)
Общая
характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека.
Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой
медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. Первая
помощь при травмах и утоплении. (практикум)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.