Рабочая логопедическая программа
« Индивидуальный маршрут»
для детей с ЗПР ( сложной структурой дефекта)
Содержание:
Целевой
раздел:
Пояснительная
записка
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,2
Цели
и задачи программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3
Принципы
и подходы в организации образовательного процесса,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3
Возрастные
и индивидуальные особенности контингента детей,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4
Планируемые
результаты освоения программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,6
Содержательный
раздел:
Учебный
план реализации НОД в подготовительной группе,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7
Организационный
раздел:
Перечень
методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,8
Методы
и средства реализации программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,9
Примерное
годовое планирование,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10
Календарно-тематическое
планирование ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,12
Режим
организации(НОД и совместная
деятельность),,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.18
Предметно-развивающая
среда :
Дидактические
игры и пособия,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,20
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая
программа по развитию детей с задержкой психического развития (сложной
структуры дефекта) детей 5 – 7 лет «Индивидуальный маршрут»
разработана в соответствии с « Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования». Рабочая программа по
развитию детей с задержкой психического развития подготовительной группы
обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей .
Реализуемая программа строится на принципе
индивидуально-дифференцированного похода и личностно-развивающего
характера взаимодействия педагога с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
·
Конституция
РФ, ст. 43,72;
·
Конвенция
о правах ребенка ( 1989г.);
·
Закон РФ
« Об образовании»;
·
Типовое
положение ДОУ;
·
СанПин
2.4.1.3049-14;
·
Устав ГБОУ
школа № 1191 ДО
·
ФГОС ДО
Речь - это важнейшее средство человеческого общения, познания
действительности, является необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Дети с задержкой психического развития имеющие
сложную структуру дефекта отличаются своеобразными особенностями в
отклонении общего , психического и соответственно речевого развития,
требующие специальных индивидуальных условий воспитания и обучения , так
как имеют разные образовательные возможности и потребности. Это признаётся
многими учёными. Таким образом, одной из ведущих задач образования. на
сегодняшний день, является создание специальных условий и технологий
для обучения детей компенсирующей направленности в рамках нового единого
образовательного стандарта с учетом индивидуальных особенностей детей
данной категории.
Решением данной задачи является создание специальной
рабочей программы, которая сочетает в себе индивидуальный
комплексно-дифференцированный подход.
Настоящая программа « Индивидуальный маршрут» носит
коррекционно-развивающий характер, предназначена для обучения и
воспитания детей 5-7 лет с ЗПР ( сложной структуры дефекта), принятых в
дошкольное учреждение для детей с ЗПР.
Программа « Индивидуальный маршрут» составлена в соответствии с
нормативными документами, Законом РФ « Об образовании», основана на программах:
. « Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. и «Программа обучения и
воспитания детей в детском саду» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой, «Программа коррекционно-развивающей работы
в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием
речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В, и разработках отечественных и
зарубежных ученых в области логопедии, дефектологии, специальной педагогики
и психологии.
Цели и задачи программы
Основной целью
данной программы является создание специальных условий и средств для организации коррекционно-развивающей работы логопеда с детьми
данной категории на основе комплексного индивидуально-
дифференцированного подхода для совершенствования у детей речевой деятельности
с учетом индивидуальных образовательных возможностей и потребностей.
Основные задачи:
это проведение ранней диагностики, профилактика и мониторинг, : подготовке к обучению грамоте, развитие связной речи,
расширение представлений об окружающем и обогащение словарного запаса,
совершенствование грамматического строя и лексики, коррекция
звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, формирование
слоговой структуры, а так же интеграция специальных приемов и
методик в соответствии с программными задачами, а также всестороннее
развитие ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения с учетом
его индивидуальных особенностей.
Принципы и подходы в
организации образовательного процесса
Эффективностью
данной специально разработанной комбинированной системы коррекционно-
развивающего обучения по индивидуальной программе «Индивидуальный
маршрут» является реализация совокупности принципов и методов обучения:
1.Взаимосвязь работы по коррекции
речи с развитием познавательных процессов.
2. Взаимосвязь логопедической работы
с программой и в тесной взаимосвязи с учителем-дефектологом,
воспитателем.
3. Системный подход к формированию
речи: логопедическая работа на любом этапе должна проводиться над
речевой системой в целом.
4.Использование наглядности с
целью активизации познавательной и речевой активности,
стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
5.Учитывая , что ведущим видом
деятельности для детей дошкольного возраста является игровая
деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые
упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную
активность детей.
6. Максимальное использование
при коррекционной работе над дефектами речи различных анализаторов.
7. Индивидуальный подбор
педагогических технологий.
8. Систематический контроль и корректировка.
Методика логопедической работы по
формированию и совершенствованию речевых навыков у детей с ЗПР ,
с учетом программы коррекционного обучения, предполагает определенную
последовательность обучения.
Сначала следует
пропедевтический период, в котором формируются или корректируются уже
имеющиеся речевые компоненты ( словарь, лексика, грамматика, слоговая
структура, звукопроизношение)
Во втором периоде обучения -
совершенствуются навыки.
В третьем периоде обучения - развитие
самостоятельной связной речи детей.
Эффективность
коррекционного развития детей зависит от комплексного использования
разнообразных методик и приемов. Все педагоги совместно с логопедом
участвуют в этом коррекционно-образовательном процессе, закрепляя приобретенные
речевые навыки, сформированные на занятиях с логопедом
Возрастные и индивидуальные
особенности контингента
Контингент
данной группы составляют дети с различными сочетанными диагнозами:
ребенок с ЗПРР с аутистическими чертами, ребенок с грубой ЗПРР, ребенок
с СДВГ, ребенок с СДВГ и аутистическим спектром, ребенок с ЗПР,
ребенок с ММД, ребенок с эпилепсией, ребенок с F83.0 ( смешанные специфические
расстройства развития) в сочетании с СДВГ и ММД, трое детей с РДА и
дети с ЗПР.
Для того чтобы понять, в чем состоит особенность
работы с такими детьми по коррекции и развитию речи, необходимо знать
специфику детей данной группы.
Как правило, это дети со слабо выраженной недостаточностью
центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет
специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых
нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у
большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость
сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне
повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических
расстройств.
Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное
ребенком органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) и ее
резидуально-органическая недостаточность.
Также, причина отклонений может быть негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжелыми родовыми травмами,
недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими
заболеваниями. Этиология связана не только с биологическими, но и с
неблагоприятными социальными факторами. Прежде всего это ранняя социальная
депривация и влияние длительных психотравмирующих ситуаций.
В настоящее время достигнуты определенные успехи в клиническом,
нейропсихологическом и психолого-педагогическом изучении таких детей.
Клинические исследования рассматриваемой
категории детей свидетельствуют, что развитие мозговых структур и связей между
ними отстает от возрастной нормы у большинства детей. Недоразвитие
познавательной деятельности может быть обусловлено недостаточностью некоторых
мозговых структур, в первую очередь, лобных и теменных отделов коры головного
мозга, поэтому замедлен процесс функционального объединения различных структур
мозга, не сформировано их специализированное участие в реализации процессов
восприятия, сличения, опознания, памяти, речи, мышления.
Психическое развитие подчиняется
закону гетерохронии, т. е. психические функции формируются в определенной
последовательности, и для развития каждой из них существуют оптимальные сроки,
каждая имеет свой цикл развития.
В связи с разными формами и степенью тяжести органического поражения ЦНС или с
замедленным темпом ее морфофункционального созревания, изменяется темп и сроки
формирования психических функций, сдвигаются сенситивные периоды.
Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом
особенностей. Как правило, это соматически ослабленные, отстающие не только в
психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в
формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется
несформированность всех компонентов двигательного статуса по отношению к
возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной
деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена
сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы,
затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых
дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью
справляются с решением наглядно-практических задач.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами,
или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована
простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь
значительно снижена.
У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными
действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки,
однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется
гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их
общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают
несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в
использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании
и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.
У таких детей снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение,
они чаще болеют. Требуется специальная система мер со
стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания
необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.
Особого внимания заслуживает рассмотрение
особенностей речевого развития. Одним из характерных признаков
интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших
психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной
из наиболее сложно организованных функций.
Как правило, у детей отмечается
замедленный темп речевого развития, его качественного своеобразия
и большая распространенность нарушений речи. Характерным признаком
клинической картины нарушений у большинства детей с является
сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых
нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления
патологии речи связаны с общими психопатологическими
особенностями протекания речевой деятельности в целом. Многим из
них присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия.
Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым
нарушением, как дизартрия.
Нарушения речи у этих детей носят системный характер и входят в структуру
дефекта.
Так же необходимо отметить, что среди
основной массы этой группы есть и дети с более сложной структурой
дефекта, которые так же имеют свои особенности. Это дети с РДА
которые отличаются более сложными речевыми нарушениями ( дети с
отраженной речью, безречевые дети).
Планируемые
результаты:
К концу учебного года (май-июнь) дети
должны уметь:
·
Звукопроизношение: дети должны научиться правильно произносить
гласные и согласные звуки.
·
Фонематические процессы: дети должны овладеть элементами звукового
анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной
слоговой структуры.
· Обогащение и расширение словарного запаса и
представлений об окружающем: дети должны уметь
называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться
употреблять в речи : прилагательные, глаголы и предлоги.
·
Формирование лексики и
грамматики: дети должны
освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и
согласовывать различные части речи.
·
Основы грамоты: овладение понятиями «гласный и согласный звуки»,
знакомство с зрительным образом звуков, овладение элементами письма
(печатания)
·
Связная речь: дети должны уметь составлять предложения,
отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.
Учитывая
специфику и своеобразие состава этой группы по характеру отклонений ( см.
описание диагнозов в разделе " Возрастные и
индивидуальные особенности контингента" и
возрастную вариативность группы ( 5-7 лет), необходимо отметить, что
приоритетное направление обучения и развития детей построено по
"Индивидуальному маршруту" с учетом их возрастных и
индивидуальных возможностей и потребностей. Таким образом, основная масса
группы будет обучается по малогрупповой дифференцированной системе, дети
с более сложными и тяжелыми отклонениями ( РДА и безречевые дети)
будут проходить обучение по соответственному плану обучения -
индивидуально. Учитывая своеобразие контингента данной группы и
разную степень возможностей этих детей, результаты усвоения материала
к концу учебного года соответственно могут быть разными.
Содержательный раздел
Учебный план реализации
НОД в подготовительной группе
Период:
|
Виды деятельности:
|
Содержание:
|
1 -2 недели сентября
|
Исследовательская
|
Диагностика детей, заполнение речевых
карт, анкетирование родителей ведение основной документации
|
Вторая половина сентября - конец декабря
|
Коррекционно- развивающая. обучающая,
познавательная, игровая. продуктивная
|
Индивидуальная работа с детьми,
малогрупповая работа с детьми, участие в режимных моментах.
|
3 – 4 неделя января
|
Исследовательская
|
Промежуточный мониторинг уровня успеваемости
и усвоения материала на логопедических занятиях
|
Февраль - середина мая
|
Коррекционно- развивающая. обучающая,
познавательная, игровая. продуктивная
|
Индивидуальная работа с детьми,
малогрупповая работа с детьми, участие в режимных моментах.
|
3-4 неделя мая
|
Исследовательская
|
Итоговая диагностика уровня усвоения
материала и успеваемости на конец учебного года
|
Организационный раздел:
Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной
программы
Направление:
|
Методические пособия
|
Коррекционно - обучающее
|
Наталья Теремкова: Логопедические
домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г
|
Коррекционно - обучающее
|
Елена Косинова:
Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. Издательство: Сфера, 2014 г.
|
Коррекционно - обучающее
|
Косинова Е.М. Грамматические тетради №1,
№2, №3, №4. Комплект из 4-х тетрадей.
|
Коррекционно - обучающее
|
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь
логопедических заданий_М, Изд. : скрипторий, 2013г.
|
Коррекционно-развивающие
|
Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для
развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г
|
Коррекционно-развивающие
|
Косинова Е.М. Гимнастика для развития
речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003
|
Коррекционно-развивающие
|
Татьяна
Ткаченко: Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков Издательство: Эксмо, 2013 г
|
Коррекционно-развивающие
|
Пальчиковая гимнастика
Издательство: Лерман, 2010 г.
|
Коррекционно-развивающие
|
Гомзяк О.С.
Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический
комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников.
1.Тетради 1,2,3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
2.Конспекты фронтальных занятий 1-2-3 периоды в старшей логогруппе.
3.Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.
4.Сюжетные картины по развитию речи в старшей логогруппе.
Издательство:
Гном и Д, 2009
|
Коррекционно-развивающие
|
Нищева Н. В. Будем говорить
правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
|
Развитие графомоторных навыков
|
Знакомимся с линией. Формирование
графических навыков у дошкольников С. Уромова Издательство:
КАРО 2006 г.
|
Развитие графомоторных навыков
|
Нищева Н.В. «Прописи для дошкольников.»
Издательство: Детство-пресс, 2013
|
Методы и средства реализации программы
Направления:
|
Формы реализации:
|
Способы, методы и приемы:
|
Подготовка к обучению грамоте
|
Малогрупповые и
индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный
маршрут")
|
Обучение в соответствии с программой, с
использованием дидактических пособий, демонстрационного материала,
дидактических игр и тетрадей.
|
Формирование звукопроизношения
|
Индивидуальные занятия с логопедом
|
Выполнение артикуляционных комплексов,
упражнений для развития дыхания, зондовый массаж, логопедический массаж.
|
Формирование навыков анализа и синтеза
|
Малогрупповые и
индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный
маршрут")
|
Обучение в соответствии с программой, с
использованием дидактических пособий, демонстрационного материала,
дидактических игр.
|
Формирование лексико-грамматического строя
|
Малогрупповые и
индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут")
и на индивидуальных занятиях с логопедом.
|
Обучение в соответствии с программой, с
использованием дидактических пособий, демонстрационного материала,
дидактических игр.
|
Развитие связной речи
|
Малогрупповые и
индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный
маршрут")
|
Обучение в соответствии с программой, с
использованием дидактических пособий, демонстрационного материала,
дидактических игр.
|
Обогащение и расширение словарного запаса
и представлений об окружающем
|
Малогрупповые и
индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут")
и на индивидуальных занятиях с логопедом.
|
Обучение в соответствии с программой, с
использованием дидактических пособий, демонстрационного материала,
дидактических игр.
|
Развитие графомоторных навыков
|
Малогрупповые и индивидуально-дифференцированые
занятия (" индивидуальный маршрут")
|
Дидактические пособия
|
Развитие артикуляционного аппарата
|
Индивидуальные занятия с логопедом
|
Дидактические пособия, дидактические игры,
оборудование для артикуляционной гимнастики.
|
Развитие мелкой и общей моторики
|
Малогрупповые и
индивидуально-дифференцированые занятия (" индивидуальный маршрут")
и на индивидуальных занятиях с логопедом.
|
Дидактические пособия, дидактические игры,
тренажеры для развития мелкой моторики ( массажные мячи, волчки, суджок и
т.д.)
|
Примерное годовое планирование
Специальная коррекционная работа, по программе
подготовки к обучению грамоте и развитию речи, а также, коррекции
звукопроизношения направлена на формирование зрительных представлений о
звуковых образах , развитию лексико-грамматического строя, формирование
навыков звукового анализа и синтеза, расширение и обогащение словарного
запаса, развитие связной речи, формирование правильной артикуляции и
звукопроизношения, восполнение пробелов в дошкольном развитии детей, создание
готовности к дальнейшему обучению в школе. Главная задача заложить систему
знаний, расширить и обогатить опыт, речь дошкольников, и высшие психические
процессы.
Основное обучение происходит в процессе маллогрупповых
и индивидуальных занятий. а так же в режимных моментах , активной
деятельности в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за
действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по
шаблону, раскрашивание, штриховка).
При выборе программного
материала была учтена структура дефекта детей с нарушениями речи.
На малогрупповых занятиях
изучаются звуки, которые уже правильно произносятся. Вместе с тем, идет
системное формирование лексико-грамматического строя и расширение словаря.
Затем, на последнем этапе обучения, после уточнения, расширения и обогащения
словарного запаса и отработки грамматических категорий ведется работа по
развитию связной речи.
На индивидуальных занятиях
осуществляется формирование артикуляционных навыков, коррекция нарушенных
звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и
восприятия, а так же ведется работа по уточнению и расширению словарного
запаса, ведется работа над формированием лексико-грамматического строя.
работа со слоговой структурой. Последовательность коррекции выявленных нарушений
звукопроизношения строится индивидуально, в соответствии с речевыми
особенностями и возможностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным
планом.
- Работа со словарем:
Знакомство с предметами и их
свойствами. обобщающими понятиями по лексическим темам ( см. календарное
планирование). Введение в речь прилагательных, глаголов, наречий, предлогов.
- Работа с
лексико-грамматическим строем речи:
Согласование существительных с
глаголами, прилагательными, предлогами, числительными, освоение навыков
словообразования в процессе изучения лексических тем ( см. календарное
планирование).
- Формирование навыков
звукового анализа и синтеза:
Формирование умений различать на
слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
- Развитие связной речи:
Формирование умения строить
предложения по схеме, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в
беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
5. Подготовка к обучению
грамоте:
Познакомить детей со зрительным
образом звуков и букв, дать понятие слово, освоение элементов письма (
см. календарное планирование).
6. Коррекция
звукопроизношения:
Исправление неправильного
произношения, постановка звуков, автоматизация и дифференциация, работа
над просоидической стороной, работа над слоговой структурой.
Календарно-тематическое планирование
(НОД и совместная деятельность)
Календарный план
образовательной деятельности по
обучению грамоте и развитию речи в подготовительной группе ЗПР и сложной
структурой дефекта.
на 2014-2015учебный год.
Неделя месяц
|
Тема образовательной деятельности по обучению грамоте
|
Фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ
слова.
|
Тема
образовательной деятельности по лексике и грамматике
|
Грамматический строй речи
|
Связная речь.
|
|
1-15
сентября
|
Диагностика и логопедическое обследование
построение индивидуальной коррекционной программы
|
|
15-21
сентября
|
Звук У.
|
Выделение
начального ударного гласного
|
Наш детский сад
|
*Косвенные
падежи существительных
|
Составление
предложений по картинкам
|
|
22-28
сентября
|
Звук А .
|
Выделение
начального ударного гласного
|
Игрушки.
|
* Именительный
падеж *Множественного числа существительных.
|
Составление
описательного рассказа о любимой игрушке.
|
|
29 сент.-
5 октября
|
Звуки А, У.
|
Анализ
звукового ряда из двух гласных
|
Осень.
|
* Относительные
прилагательные.
* Согласование
прилагательных с существительными в роде и числе.
|
Составление
предложений по картинкам, распространение предложений
|
|
6 -12
октября
|
Звук О.
|
Выделение
начального ударного гласного
|
Фрукты, сад.
|
* Существительные
единственного и множественного числа в разных падежах.
|
Составление
описательного рассказа о фруктах
|
|
13 -19
октября
|
Звук П
|
Воспроизведение звуковых рядов из гласных звуков.
|
Овощи, огород.
|
* Существительные
единственного и множественного числа в разных падежах.
|
Составление
описательного рассказа об овощах
|
|
20 - 26
октября
|
Звук Т.
|
Звуковой анализ и синтез
|
Грибы.
|
* Существительные
единственного и множественного числа в разных падежах.
|
Составление
описательного рассказа о грибах
|
|
27 октября-
2 ноября
|
Звук К.
|
Звуковой
анализ обратного слога Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги)
|
Ягоды.
|
*Существительные
с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Однокоренные слова.
|
Составление описательного рассказа о
ягодах.
|
|
3 - 9
ноября
|
Звук И.
|
Звуковой
анализ и синтез обратного слога
|
Перелетные
птицы.
|
*Существительные
с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Однокоренные слова.
|
Составление
описательного рассказа о птицах
|
|
10 - 16
ноября
|
Звук Ы.
|
Звуковой
анализ обратного слога Воспроизведение слоговых рядов
|
Дикие животные
и их детеныши
|
*Согласование числительных с
существительными в роде, падеже и числе.
|
Заучивание
стихотворений о диких животных
|
|
17 - 23
ноября
|
Звук Э.
|
Воспроизведение
слоговых рядов Звуковой анализ прямого слога
|
Домашние
животные
|
*Относительные
прилагательные.
|
Составление
описательного рассказа: о домашних животных
|
|
24 - 30
ноября
|
Гласные звуки.
|
Воспроизведение
слоговых рядов Звуковой анализ прямого слога
|
Домашние птицы
|
* Образование
существительных в разных падежах
|
Составление
предложений по картинкам.
|
|
1 - 7
декабря
|
Звуки П-Пь.
|
Воспроизведение
слоговых рядов Звуковой анализ прямого слога
|
Транспорт, ПДД, транспортные профессии
|
* Употребление
предлогов НАД, ПОД, НА, В.
|
Составление
предложений по картинкам, по серии сюжетных картинок.
|
|
8- 14
декабря
|
Звуки Т-Ть
|
Выделение
начального ударного гласного
|
Зима
|
* Образование глаголов с помощью приставок.
|
Составление
описательного рассказа о природе зимой.
|
|
15 - 21
декабря
|
Звуки К-Кь
|
Воспроизведение
слоговых рядов (прямые слоги).
|
Зимние забавы
и развлечения
|
*Согласование
числительных с существительными в роде, числе и падеже.
|
Составление
рассказа: Зимние забавы.
|
|
22 -28
декабря
|
Звуки М-Мь
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Зимующие птицы
|
* Однокоренные слова.
*
Относительные прилагательные.
|
Составление предложений по картинкам, распространение
предложений.
|
|
29 -31 декабря
|
Звуки Н-Нь
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Новый год,
Рождество
|
*Относительные
прилагательные. Сравнительная степень прилагательных.
|
Стихи про
Новый год.
|
|
Мониторинг уровня
успеваемости и усвоения изученного материала
|
|
12- 26 января
|
|
26 Января- 1
февраля
|
Звуки Ф-Фь
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Профессии
|
* Образование
существительных с разными суффиксами.
|
Составление
предложений по картинкам.
|
|
2- 8
февраля
|
Звуки Д-Дь.
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез в слове.
|
Мебель
|
* Согласование
прилагательных с существительными в роде и числе.
|
Составление
описательного рассказа
|
|
9 -15
февраля
|
Звуки В-Вь.
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Посуда
|
*.Глаголы
несовершенного и вида единственного и множественного числа.
|
Составление
описательного рассказа
|
|
16 -22 февраля
|
Звуки Б-Бь.
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Продукты
|
*Однокоренные
слова. Сложные слова.
* Образование
глаголов с помощью приставок.
|
Составление
предложений по картинкам
|
|
23февраля
1 марта
|
Звуки Г-Гь.
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Одежда
|
* Существительные
с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
|
Составление
предложений по картинкам
|
|
2- 8
марта
|
Звуки С-Сь.
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Ранняя весна 8 марта
|
* Употребление
предлогов НАД, ПОД, НА, В и др.
|
Составление
описательного рассказа
|
|
9 - 15
марта
|
Звуки З-Зь.
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Обувь
|
*Относительные
прилагательные..
* Образование
глаголов с помощью приставок.
|
Составление
описательного рассказа
|
|
16 -22
марта
|
Твердые и
мягкие согласные
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез прямого слога:
|
Человек. Части тела человека.
|
* Притяжательные
местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ
|
Составление
описательного рассказа о своей внешности.
|
|
23 - 29
марта
|
Звуки П-Б.
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Семья
|
* Совершенствование
навыков словообразования.
|
Составление
описательного рассказа
|
|
30 марта
5 апреля.
|
Звуки Т-Д
|
Мягкие
согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и
синтез
|
Перелетные птицы,
|
*
Притяжательные прилагательные.
|
Составление
предложений по картинкам, распространение предложений.
|
|
6 -12
апреля.
|
Звуки К-Г.
|
Твердые и
мягкие согласные звуки. Слоговые ряды.
|
Весна.
|
*
Относительные прилагательные.
* Совершенствование
навыков словообразования.
|
Заучивание
стихотворения «Весна»
|
|
13 -19
апреля
|
Звуки С-З.
|
Звонкие и
глухие согласные звуки.
|
Мой город. Моя улица.
|
*Употребление
предлогов НА, В.
|
Составление
рассказа о своем городе.
|
|
20 -26
апреля
|
«Глухие и
звонкие согласные звуки».
|
Звонкие и
глухие согласные звуки.
Слоговые ряды.
Звуковой
анализ и синтез
|
Моя страна Россия - моя родина.
|
* Относительные
прилагательные.
*
Притяжательные прилагательные.
|
Составление
рассказа о своей родине, своем городе.
|
|
27 -30 апреля
|
Звуки речи,
(обобщение)
|
Звонкие и
глухие согласные звуки.
Слоговые ряды.
Звуковой
анализ и синтез
|
Насекомые
|
* Относительные
прилагательные.
*
Притяжательные прилагательные.
|
Составление
предложений по картинкам, распространение предложений.
|
|
4 -10
мая.
|
Звуки речи,
(обобщение
|
Звонкие и
глухие согласные звуки.
Слоговые ряды.
Звуковой
анализ и синтез
|
9 Мая – «День Победы».
|
* Согласование
прилагательных с существительными в роде и числе.
|
Составление
предложений по картинкам, распространение предложений.
|
|
11 -17
мая
|
Звуки речи,
(обобщение)
|
Слоговые ряды.
Звуковой
анализ и синтез
|
Лето
|
* Совершенствование
навыков словообразования
|
Составление
предложений по картинкам, распространение предложений
|
|
18-31 мая
|
Итоговая
диагностика успеваемости и усвоения материала за учебный год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Данное примерное календарно- тематическое планирование составлено
на основе программ: «Программа коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе детского сада для детей с общим
недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В, «Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Екжанова Е.А.,
Стребелева Е.А. с учетом специфики группы, индивидуальных возможностей
и образовательных потребностей детей.
Режим
организации
Модель коррекционно - развивающей работы учителя- логопеда.
Направление деятельности
|
Форма реализации
|
Содержание
|
Коррекция звукопроизношения
|
Индивидуальные занятия с логопедом
|
Выполнение артикуляционных комплексов,
выполнение дыхательных упражнений, логопедический массаж. Зондовый массаж.
|
Работа со слоговой структурой
|
Индивидуальные занятия с логопедом
|
Выполнение специальных упражнений.
Направленных на формирование слоговой структуры: слоговые ряды,
проговаривание сложных слов и т.д.
|
Формирование лексико-грамматического строя
|
Малогрупповые занятия и индивидуальные
занятия с детьми
|
Согласно тематике календарного плана на
занятиях по развитию речи, в процессе отработки речевого материала на
индивидуальных занятиях
|
Формирование навыков звукового анализа и
синтеза
|
Малогрупповые занятия с логопедом
|
Согласно тематике календарного плана на
занятиях по подготовке к обучению грамоте
|
Работа по уточнению, расширению и
обогащению словарного запаса
|
Малогрупповые занятия и индивидуальные
занятия с детьми, режимные моменты в течении дня
|
Согласно тематике календарного плана на
занятиях по развитию речи, в процессе отработки речевого материала на
индивидуальных занятиях
|
Развитие связной речи
|
Малогрупповые занятия с логопедом
|
Работа с мнемотаблицами, схемами для
построения предложений и рассказов.
|
Развитие графомоторных навыков
|
Малогрупповые занятия с логопедом
|
Работа в логопедических тетрадях, работа
в тетрадях по развитию речи.
|
Подготовка к обучению грамоте
|
Малогрупповые занятия с логопедом
|
Работа в прописи
|
Развитие общей и мелкой моторики
|
Малогрупповые занятия и индивидуальные
занятия с детьми
|
Выполнение речедвигательных упражнений,
пальчиковой гимнастики, массаж карандашом, тренажеры для рук ( суджок,
массажные мячи)
|
Реализация
коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда в течении дня:
8.30-8.45
|
Участие в режимных моментах
|
8.45-9.00
|
Индивидуальная работа с детьми
|
9.00-10..00
|
Малогрупповые занятия по обучению
грамоте и развитию речи
|
10.00-12.30
|
Индивидуальная работа с детьми
|
12.30
|
Участие в режимных моментах
|
*малогрупповые
занятия по « Подготовке к обучению грамоте и развитию речи» -
проводятся 2 раза в неделю
* Индивидуальная
работа с детьми- пять дней в неделю
Модель совместной коррекционно-развивающей
работы с воспитателем и семьей:
Направление деятельности
|
Формы реализации:
|
Формирование и коррекция
звукопроизношения
|
На индивидуальных занятиях с логопедом.
С семьей во время выполнения домашнего задания
|
Работа со слоговой структурой
|
На индивидуальных занятия с логопедом
|
Формирование навыков звукового анализа и
синтеза
|
На малогрупповых занятиях с логопедом.
|
Формирование лексико-грамматического строя
|
На индивидуальных занятиях с логопедом,
с воспитателем во время коррекционного часа, семьей во время
выполнения домашнего задания
|
Развитие связной речи
|
На малогрупповых занятиях с логопедом
|
Работа по уточнению, расширению и
обогащению словаря
|
На малогрупповых занятиях с логопедом ,
на индивидуальных занятиях с логопедом, с воспитателем во время
коррекционного часа, семьей во время выполнения домашнего задания
|
Подготовка к обучению грамоте
|
На малогрупповых занятиях с логопедом
|
Развитие графомоторных навыков
|
На малогрупповых занятиях с логопедом ,
семьей во время выполнения домашнего задания
|
Развитие общей и мелкой моторики
|
На малогрупповых занятиях с логопедом ,
на индивидуальных занятиях с логопедом, с воспитателем во время
коррекционного часа, семьей во время выполнения домашнего задания
|
В течении всего учебного года
ведется активное взаимодействие между учителем- логопедом и
воспитателями, и, между учителем- логопедом и семьей. Еженедельно
воспитателям группы даются рекомендации по построению и организации
коррекционно-образовательной работы (ведутся тетради взаимодействия
учителя-логопеда с воспитателями), даются рекомендации для проведения
коррекционного часа, совместное участие в режимных моментах,
сопровождение детей на другие занятия. Так же ведется активная работа с
родителями: анкетирование в начале года, ознакомление с результатами
диагностики, проведение тематических консультаций, проведение консультаций
по просьбе родителей, даются рекомендации по выполнению домашнего
задания, проводятся мастер-классы по артикуляционной гимнастике,
проводятся родительские собрания ежеквартально.
Предметно-развивающая среда :
Дидактические
игры и пособия
Коррекционо- развивающие зоны:
|
Наполнение, оборудование:
|
Зона по работе над звукопроизношением
|
Зеркало настенное, подсветка, комплект
зондов, шпатели,жидкость для стерилизации, салфетки влажные, салфетки
бумажные, ватные палочки, резиновые одноразовые перчатки, ватные шарики,
свистульки, мыльные пузыри, тренажеры-пропеллеры.
|
Зона по работе над развитием мелкой и
общей моторики
|
Стеллаж многоярусный: шнуровки, мазаики,
суджок, массажные мячи средние, массажные мячи с резинками,
вертушки-волчки, тактильные досочки( Монтессори), бильбоке ( Вальда),
поймайка с кольцом( Вальда), ловишки с шариком( Вальда), органайзер
пластиковый с крупой (белаю и красная фасоль), коробка с бусинами,
коробка с пуговицами.
|
Зона обучения
|
Доска магнитная, магнитная азбука,
дидактический настенный материал схемы, дидактический настенный
материал Алфавит, дидакический демонстрационный материал по лексическим
темам, дидактический раздаточный материал для занятий, дидактические
мнемотаблицы, кассы букв.
|
Зона коррекционно- развивающая
|
Настольные дидактические игры , лото,
картотека игр, Волшебный мешочек, набор «Фрукты», «Овощи», «животные»,
«птицы». «насекомые», «продукты», «техника»
|
Литература:
1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь
логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи
у дошкольников с ОНР
.——СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 128 с.
2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб.
домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст.
дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман
.
--СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению
нарушений слоговой структуры слов у детей
.
–– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
4. Бардышева
Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий_М, Изд. : скрипторий,
2013г.
5. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для
выработки четкой речи
.
–– М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ.
высш. учеб, заведений
.
-- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
7. Гомзяк О.С.Говорим
правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект
«Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников.
1.Тетради 1,2,3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.
2.Конспекты фронтальных занятий 1-2-3 периоды в старшей логогруппе.
3.Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.
4.Сюжетные картины по развитию речи в старшей логогруппе.
Издательство: Гном и
Д, 2009
8. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее
обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
.
–– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
9. Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры
по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
.
—— М.: Издательство "Гном и Д", 2005. — 24 с.
10. Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации
и дифференциации звуков у детей 5-7 лет М.
«Издательство«Гном и Д», 2005. 32 с.
11. Знакомимся с
линией. Формирование графических навыков у дошкольников С. Уромова .
12. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие
для логопедов -- М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с
13. Косинова Е.М.:
Уроки логопеда. Игры для развития речи Издательство: Эксмо, 2010 г
14. Косинова Е.М.
Гимнастика для развития речи-- М.: ООО "Эксмо", 2003
15. Косинова Е.М.
Грамматические тетради №1, №2, №3, №4. Комплект из 4-х тетрадей. Издательство: ТЦ Сфера, 2012
16. Косинова Е.М.
Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир.
Издательство: Сфера, 2014 г.
17. Нищева Н. В. Будем
говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения— СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
18. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста
с нарушениями речи (ФФИ и ОНР): Методическое пособие / Сост. В.П. Глухов, В.Б.
Атрепьева, Т.И. Контрактова— М.: АРКТИ, 2003. — 32 с.
(Библиотека практикующего логопеда)
19. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста
с нарушениями речи (ФФН и ОНР)/ Сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И.
Контрактова
.
—— М.: АРКТИ, 2003. — 48 с. (Библиотека практикующего логопеда
20. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Издательство:
Мозайка-синтезГод: 2010Страниц: 304
21. . «Программа
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для
детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В,
22. Татьяна Ткаченко:
Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков Издательство: Эксмо, 2013 г
23. Теремкова Н.Э: Логопедические домашние задания для
детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. Издательство: Гном, 2014 г
24. Тимонен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по
подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для
детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика
планирования и содержание занятий (из опыта работы)
.
-- СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 64 с.
25. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый
год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических
факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских
садов, родителей. М.: Альфа, 1993— 103 с.
26. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психологического
развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко
- М.: Школьная пресса, 2004–– 112 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.