«Ақсу қаласының №
3 арнайы жалпы білім беру мектеп- интернаты» ММ
ГУ «Специальная
общеобразовательная школа-интернат № 3
г. Аксу»
Әдістемелік кеңес
отырысында қарастырылды
___________ хаттама
«___»___________2018ж.
|
Бекітілді
Басшы
________________ Г.К. Кабулова
|
Рабочая
учебная программа по предмету
«Чтение и развитие речи» для обучающихся 6 и 8 класса
с легкой умственной отсталостью
Бағдарламаны құрастырған Составитель программы
Орыс тiлi және әдебиет мұғалімі
Смагулова А.М.
|
Составитель программы
учитель русского языка и литературы
Смагулова А.М.
|
2018 ж
Пояснительная
записка
Рабочая
учебная программа по предмету "чтение и развитие речи" составлена
на
основе:
-типовой учебной
программы по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5-10 классов уровня
основного среднего образования (для классов с русским языком обучения).
-к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
-к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115.
Учебная программа
разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом
среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего
образования), утверждённым постановлением Правительства Республики Казахстан от
23 августа 2012 года № 1080 и с учётом особых образовательных потребностей
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
Цель учебного
предмета – практическое овладение грамматическим,
синтаксическим и орфографическим учебным материалом; формирование речи как
средства общения, как средства коррекции познавательной деятельности
обучающихся и облегчения их адаптации после окончания школы.
Задачи учебного предмета:
1) дать обучающимся законченный круг знаний по грамматике;
2) выработать у обучающихся орфографические учения и навыки;
3) продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией
словарного запаса;
4) учить употреблять различные типы и виды предложений;
5) совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной
речью;
6) выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе
усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и
правописанию;
7) повысить уровень общего развития обучающихся;
8) научить последовательно и правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме;
9) развивать нравственные качества обучающихся.
Объем учебной нагрузки:
1) 6 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году;
2) 8 класс – 3 часа в неделю, 102 часа в учебном году.
Основные направления коррекционной работы:
§
Корригировать артикуляционный
аппарат.
§
Расширять представления об
окружающем мире и обогащать словарь.
§
Корригировать познавательную и
речевую деятельность учащихся.
§
Развивать речь, владение
техникой речи;
§
Корригировать слуховое и
зрительное восприятие.
§
Формировать умение работать по
словесной инструкции, алгоритму.
§
Развивать познавательные
процессы.
§
Корригировать индивидуальные
пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Примерная
тематика курса
Рассказы, статьи,
стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных
произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире;
о труде людей; о родной природе и бережном к ней
отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки
чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение
вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей.
Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными
значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и
образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством
учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный
и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться
выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить
пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное
чтение
Систематическое
чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение
дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение
прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах,
пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных
действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок
внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.
Критерии
и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине
и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке
техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно
следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке
принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного
учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с
соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль
произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит
текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных
действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы
и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо
знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2)
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении
основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью
учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей,
исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц
произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает
неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении
наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть
недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые
слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в
соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную
мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на
части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных
действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на
вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение
основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое
усвоение текста.
Базовое
содержание учебного предмета для 6 класса
Навыки чтения и работы с произведением:
1) правильное, осознанное чтение вслух
целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
2) работа над беглостью и
выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста
интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса);
3) «драматизация» (чтение по ролям);
4) чтение «про себя» с выполнением заданий;
5) выделение с помощью учителя главной
мысли произведения;
6) выявление отношения к поступкам
действующих лиц;
7) выбор слов и выражений, характеризующих
героев, события, картины природы;
8) нахождение в тексте непонятных слов и
выражений;
9) пользование подстрочным словарем;
10) ответы на вопросы к тексту;
11) деление текста на части с помощью
учителя;
12) пересказ по плану;
13) передача содержания иллюстраций к
произведению по вопросам учителя;
14) заучивание стихотворений наизусть.
Внеклассное чтение:
1) формирование читательской
самостоятельности обучающихся;
2) выбор в школьной библиотеке детской
книги на указанную учителем тему,
чтение
статей из детских журналов, газет;
3) беседы о прочитанном, чтение и
пересказ интересных отрывков,
коллективное составление кратких отзывов
о книгах, анализ учетных листов
по внеклассному чтению.
Примерная тематика:
1) рассказы, статьи,
стихотворения о прошлом нашего народа;
2) о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в
жизни страны;
3) о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе
и бережном
к ней отношении, о жизни животных.
Перечень разделов:
1) устное народное творчество (10 часов);
2) картины родной природы (Лето. Осень) (10 часов);
3) о друзьях-товарищах (10 часов);
4) мой Казахстан, моя земля! (12 часов);
5) спешите делать добро (10 часов);
6) о животных (10 часов);
7) картины родной природы (Зима. Весна) (10 часов);
8) из произведений казахских писателей (10 часов);
9) из произведений русских писателей (10 часов);
10) из произведений зарубежных писателей (10 часов).
Базовое
содержание учебного предмета для 8 класса
Навыки чтения и работы с произведением:
1) совершенствование техники чтения,
соблюдение логических пауз, не совпадающих
со знаками препинания;
2) выделение главной мысли произведения;
3) называние главных действующих лиц,
описание их внешности, характеристики
их поступков, подтверждение своего
заключения словами текста;
4) составление характеристики героя с
помощью учителя;
5) деление прочитанного текста на части,
составление плана;
6) пересказ по плану;
7) выделение в тексте метких выражений,
художественных определений и сравнении;
8) подробный и выборочный пересказ
прочитанного;
9) пересказ с изменением лица
рассказчика;
10) заучивание наизусть
стихотворений.
Внеклассное чтение:
1) знание основных сведений из жизни
писателей. Чтение книг из школьной библиотеки;
2) самостоятельное чтение статей в
газетах и журналах;
3) обсуждение прочитанных книг, статей.
Составление отзывов;
4) умение передать главную мысль
произведения, оценить поступки действующих лиц;
5) ведение дневника или стенда
внеклассного чтения.
Примерная тематика:
1) произведения устного народного
творчества: сказки, загадки, поговорки,
былины, легенды;
2) литературные сказки; доступные художественные
произведения и отрывки
из произведений русских и казахских
классиков, современных казахстанских писателей;
3) краткие сведения о жизни и творчестве
русских и казахских классиков; произведения
классиков русской литературы
(А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова,
Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева,
Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, А.П.Чехова);
4) краткие сведения о жизни простого
народа, его мудрости, героизме, мечте о светлом
будущем;
5) картины природы по сезонам;
6) произведения классиков казахской
литературы и современных казахстанских писателей
(Ы.Алтынсарин,
А.Кунанбаев, С.Сейфуллин, М.Ауэзов, С.Бегалин, М.Алимбаев,
Б.Сокпакбаев).
Перечень разделов:
1) устное народное творчество
(15 часов);
2) произведения русских
писателей 19 века (15 часов);
3) произведения казахских
писателей 19 века (15 часов);
4) произведения русских
писателей 1 половины 20 века (15 часов);
5) произведения казахских
писателей 1 половины 20 века (14 часов);
6) произведения русских
писателей 2 половины 20 века (14 часов);
7) произведения казахских
писателей 2 половины 20 века (14 часов).
Глава
9. Ожидаемые результаты по завершении 6 класса
Предметные результаты.
Ожидается, что обучающиеся будут знать:
1) наизусть 8 – 10 стихотворений.
Ожидается, что обучающиеся будут уметь:
1) читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
2) читать «про себя»; выполняя задание учителя к прочитанному тексту;
3) читать текст «по ролям»;
4) выделять главную мысль произведения;
5) пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Глава
11. Ожидаемые результаты по завершении 8 класса
Предметные результаты.
45. Ожидается, что обучающиеся будут знать:
1) наизусть 10 стихотворений;
2) наизусть прозаический отрывок;
3) фамилии авторов классических произведений русской и казахской литературы.
Ожидается, что обучающиеся будут уметь:
1) читать вслух осознанно, правильно, бегло, выразительно;
2) читать «про себя»; выполняя задание учителя;
3) выделять главную мысль произведения;
4) давать характеристику главным действующим лицам;
5) пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения,
взятые
из текста.
Методическая литература (6
класс):
1.
Программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред.
В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. – Сб.1. – 232с.
2.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для
6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.
3.
Р.И. Лалаева
Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. -
224с. (коррекционная педагогика).
4.
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи
учащихся начальных классов: пособие
для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.-
335с. (коррекционная педагогика).
5. З.Ф. Малышева. Чтение. Учебник для 8 класса специальных коррекционных
общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва «»Просвещение», 2005.
Методическая литература (8 класс):
1
|
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по
исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384с.
|
2
|
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. –
М.:ВАКО, 2008. – 176с.
|
3
|
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. –
М.:ВАКО, 2009. – 176с.
|
4
|
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. –
М.:ВАКО, 2009. – 160с.
|
5
|
Калмыкова И.Р. Мы читаем и играем: Книга для учащихся
младшего школьного возраста. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 72с.
|
6
|
Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по
внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288с.
|
7
|
Методика преподавания русского языка для детей с
нарушениями интеллекта: учеб. Для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова,
С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.
|
8
|
Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи:
учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия
«Коррекционная педагогика»)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.