Повторение изученного в V классе.
(§ 47).
Имя прилагательное – это часть
речи, которая называет признак предмета и обладает категориями рода,
числа, падежа.
Прилагательные могут
иметь краткую форму.
В предложении имена
прилагательные бывают определениями и сказуемыми.
|
Задание
№ 1.
Алиса очень обрадовалась: она подумала, что это ключ от какой-нибудь из дверей. Но, увы! Может быть, замки были слишком большая, а может быть, ключик был слишком маленькое, только он никак не хотел открывать ни одной двери. Она добросовестно проверяла одну дверь за другой, и тут-то она впервые заметила штору, спускавшуюся до самого пола, а за ней... За ней была маленькие дверца - сантиметров тридцать высотой. Алиса вставила золотая ключик в замочный скважину - и, о радость, он как раз подошел!
(Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес).
Задание № 2.
единственное
число
|
падеж
|
мужской
род
|
женский
род
|
средний
род
|
тверд.вар.
|
мягк.
вар.
|
тверд.вар.
|
мягк.
вар.
|
тверд.вар.
|
мягк.
вар.
|
И.п.
|
|
|
|
|
|
|
Р.п.
|
|
|
|
|
|
|
Д.п.
|
|
|
|
|
|
|
В.п.
|
|
|
|
|
|
|
Т.п.
|
|
|
|
|
|
|
П.п.
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 3.
Найдите дополнительную
информацию по мультфильму «Лягушка-
путешественница». Это может быть и история создания,
и
информация о художнике или авторе мультфильма.
Найденные данные занесите в информационный блок.
Напишите небольшое сочинение о просмотренном мультфильме.
Расскажите, какое он произвёл на вас впечатление. Чем
понравился
или не понравился. О чём он заставляет
задуматься? В своём сочинении используйте различные имена прилагательные,
подчеркните их.
Описание
природы.
(§ 48).
Задание
№ 1.
Днем
сл...таются на в..сеннюю дорогу корми(-ть, -т)ся все весенние птицы; ноч(?)ю,
чтобы (не)вязнуть до ушей в з..рнистом сн..гу, по той же дороге проходят и
звери. И долго еще по рыж..й дороге, по навозу, предохраняющему лед от таяния,
будет ездить человек на с..нях.
Дорога мало-помалу делается плотиной для б..гущих к ней весен..х
руч(?)ев. Человек со св..им мальчуганом ехал на санях, когда из ручь(?)ев на
одной ст..роне дороги слилось целое оз..ро. С б..льшой силой давила в..да на
пл..тину, и, когда новый поток прибавил в..ды, пл..тина (не)выдержала, разл..милась,
и шумный поток пересек путь едущим на санях.
(М.М. Пришвин)
Задание № 2.
Задание № 3.
1. Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
- Камышу
шептала мышь:
- Слишком шумно ты шуршишь.
Хочешь жить – шурши потише.
Вот девиз живучей мыши!
- Листья
липкие у липки -
Клей стянули у улитки,
Ливень липку мыл с улыбкой...
Липка мыта, ливень – липкий!
- Отчаянно
очень
В начале причала
Нам чайка о чём-то
Печально кричала.
- С
чабрецом чета ромашек
В чаще чай пила из чашек
Через час иссяк чабрец,
Чаепитию – конец.
Задание № 4.
1. Однажды зимой мы отправились в
лес. В (…) бору было тихо. Все покрыто (…) снегом. В (…) воздухе носились (…)
(…) пушинки. Ветви украсились (…) инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка
казалась (…).
2. Великолепен вид
(…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…)
деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но
вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла
горизонт.
Задание № 5.
Степени
сравнения имён прилагательных.
(§ 49).
Степени
сравнения есть у большинства качественных прилагательных. Прилагательные
имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.
А)
Сравнительная степень прилагательных
1. Сравнительная
степень прилагательного обозначает,
что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей
степени, чем в другом.
Он лучше меня; Он красивее
меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.
2. Сравнительная степень бывает простая и сложная.
Простая сравнительная
степень образуется
с помощью суффиксов:
-ее (-ей): красивый
– красивее, смелый – смелее, холодный – холоднее;
-е (с чередованием последнего
согласного основы или без чередования): большой – больше, короткий – короче,
сладкий – слаще;
-ше: старый
– старше, молодой – младше.
Сложная
сравнительная степень образуется
от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее.
Большой – более/менее
большой, красивый – более/менее красивый.
Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной
степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.
Б)
Превосходная степень прилагательных
1. Превосходная
степень обозначает,
что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или
наименьшей степени.
Он мой лучший друг; Она самая красивая девочка в нашем классе.
2. Превосходная
степень бывает простая и сложная.
Простая превосходная
степень образуется
с помощью суффиксов -ейш-, -айш-.
Красивый – красивейший,
мягкий – мягчайший, добрый – добрейший.
Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется
другой корень.
Хороший – лучший, плохой –
худший.
Сложная превосходная
степень образуется
от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый,
наиболее и наименее.
Большой –
самый/наиболее/наименее большой, красивый – самый/наиболее/наименее
красивый.
Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной
степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.
При образовании сравнительной и превосходной степени нельзя одновременно
использовать простую и сложную форму степеней сравнения.
Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший.
|
Задание № 1.
Хорошее иску_ство должно стать ещё лучше; социальные сдвиги сильнейшим
обр_зом связаны с переменами в политике государства; произвели стр_жайший
отбор; говорить от души самыми пр_стыми словами; театр должен быть проще,
обр_зней, понятней; его инте_лектуальный кругозор более широк; более крепкий,
правдивый и устойчивый образ; грубейшие ошибки; найти наиболее точные, яркие,
вес_кие слова; пр_дать литературному материалу более или менее соверше_ную
художестве_ную форму; взять две верёвки, потон_ше и потолще; попробуй
проскл_нять это пр_стейшее ч_слительное; в таких условиях мы ст_новимся
человечнее; сост_яние – хуже не пр_думаешь; профе_сионал должен вл_деть
новейшими терминами; самая маленькая лож_ – повод для недоверия; тот ягнёнок
был дурашл_вей всех; проза извес_нейшего писателя; самую глубокую мудрость мы
находим в ф_льклоре; наиболее древние пр_дметы быта; грус_нейшее настр_ение;
оск_рбить самым грубым обр_зом; всякий влюблё_ный сч_тает себя счас_ливейшим
из смертных; девч_нка разр_зилась самым весёлым смехом; он на свете всех
д_брее; война – вел_чайшая глупость мира.
Задание № 2.
1.
Слабый,
твердый, прелестный, завистливый, дорогой, резкий, сухо, жаркий, жесткий,
молодой, богатый, крутой, простой, высокий, чистый, широкий, дешёвый, яркий,
громкий, тонкий, густой, строгий, частый, легкий, полезный, сладкий, тихий,
гладкий, богатый.
2.
Свежий,
трудный, добрый, интересный, скучный, веселый, жаркий, вкусный, аппетитный,
мягкий, уютный, темный, теплый.
Задание
№ 3.
- Злейший, ближайший, интереснейший,
кратчайший, широчайший, глуше, подешевле, сильнее, чудеснейший,
великолепнейший, мельчайший, тончайший, холоднейший, тяжелейший,
ближайший, глубочайший, тишайший, простейший, сладчайший, красивейший,
сильнейший, редчайший, добрейший, мягчайший, беднейший, легчайший.
- Искусный, терпеливый, удобный,
серьезный, грустный, полезный, ужасный, тонкий, честный, спокойный.
Задание № 4.
Задание № 5.
Правда
(светлый) солнца.
Старый
друг (лучший) новых двух.
Утро
вечера (мудреный).
Дождливое лето
(плохое) осени.
Здоровье
(дорогой) золота.
Разряды
имён прилагательных по значению.
Качественные,
относительные и
притяжательные
прилагательные.
(§ 50 – 52).
Качественные
|
Относительные
|
Притяжательные
|
- Обозначают
такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей
степени.
- Сочетаются с
наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком.
- Отвечают на
вопрос какой?
- Могут иметь
краткую форму и степень сравнения.
|
- Обозначают
такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей
степени.
- Могут
обозначать достоинство предмета (золотой, песочный, деревянный), близость
предмета к чему-либо (пришкольный, прибрежный).
- Отвечают на
вопрос какой?
-Не имеют
краткой формы и степени сравнения.
|
- Обозначают
принадлежность чего-либо лицу или животному.
- Отвечают на
вопрос чей?
|
Добрый – очень
добрый – слишком добрый – добрее – добрейший – добр
|
Каменный,
стеклянный, кожаный, приозёрный.
|
Лисий (хвост),
дедушкин
(огород),
материнское
(молоко)
|
Задание № 1.
Лебяжья подушка, лебяжий пух,
серебряная ложка, белый гриб, белый платок, старый граммофон, старушечий
кашель, пушкинская лирика, свиной жир, телячья отбивная, телячья шкура,
баранье жаркое, бараний тулуп, бараний рог, масленый блин, масленые тряпки,
медвежий след, медвежья услуга, медвежья шубка, гнедой конь, палевый окрас,
кумачовый цвет, бежевое кимоно, надувной матрац, коричневый диван.
Задание № 2.
Огородник, извозчик, старушка,
плотник, перевозчик, мальчишка, охотник, река, лесник, индюк, помещик, кошка,
сапожник, лягушка, кукушка, грибник, тряпки, глубина, капитан, боярышник,
голубика.
Задание
№ 3.
Ты родной владеешь речью,
бойко говоришь.
Русский же язык
неважно
знаешь, мой малыш!
Слушай потому поэта,
будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской
речью
хорошо владеть.
Эта речь полна
величья,
гордой простоты,
В ней прекрасных слов
богатство,
сила красоты.
Скажем, к странам
зарубежным
держишь морем путь,
Перед спутниками
хочешь
знаньями блеснуть –
В разговорах или
спорах
с другом иль врагом
Ты воспользуешься
смело
русским языком!
Потому ты, школьник резвый,
Задание № 4.
будь прилежней впредь!
Ты обязан русской
речью
хорошо владеть.
(И. Гришашвили)
1 Дети разглядывали забавн_
шимпанзе. 2 Повесили изящн_ кашпо. 3 Неизвестн_ Токио. 4 Способн_
подмастерье. 5 Три чёрн_ розы. 6 Вкусн_ салями. 7 На вопрос ответил_ молод_
инженер Павлова. 8 Хорошо выступил_ молод_ адвокат Краснова. 9 Прочитал два
нов_ журнала. 10 Дима – больш_ плутишк_. 11 Ползёт маленьк_ муравьишк_. 12
Расцвели три чайн_ розы. 13 Эксперимент проводил_ опытн_ биолог
Лебедева.
Задание № 5.
Хитрый, горелый, оранжевый,
острый, достойный, бордовый, саврасый, трудный, сиреневый, злой, запоздалый,
бредовый, проливной, разливной, карий, отсталый, комичный, человеческий,
вороной, синий, красный, свободный, кислый, тухлый, дотошный.
Морфологический
разбор
имени
прилагательного.
(§ 53).
План разбора
I Часть
речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Морфологические
признаки.
1.
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж).
2 Постоянные
морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное,
притяжательное).
3 Непостоянные
морфологические признаки:
1 только
для качественных прилагательных:
а) степень
сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или
краткая форма;
2 для
всех прилагательных:
число,
род (в единственном числе), падеж.
III Роль
в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном
предложении).
|
Образец разбора
(На) горячем
(песке)
I Имя
прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке)
каком?
II 1. Н. ф.
– горячий.
2.
Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть
степени сравнения (горячее) и краткая форма (горяч);
3.
Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени,
в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.
III В
предложении выполняет роль определения.
|
РУССКИЙ ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о
судьбах моей Родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние
при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не
был дан великому народу!
Контрольное
повторение по теме
«Теоретический
аспект изучения
имени
прилагательного».
Памятка «Правила написания синквейнов».
- В первой строчке тема называется одним словом
(обычно существительным).
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах как
правило, именами прилагательными.
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой
темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
- Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов,
выражающая отношение автора к теме.
- Последняя строчка – это слово - синоним (метафора)
из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом
или философско-обобщённом уровне.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждой строкой не только
количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Схема:
Пример синквейна:
Существительное.
Зима.
Прилагательное,
прилагательное. Холодная, снежная.
Глагол, глагол,
глагол. Замораживает, веселит,
искрится.
Предложение -
отношение к теме. Я очень люблю зиму.
Синоним к первой
строке. Снежно.
Итоговый
тест по теме «Имя прилагательное».
1. Общее грамматическое значение
прилагательного это:
А)
действие
Б)
признак предмета
В)
признак признака
Г)
признак действия
2. Морфологические признаки прилагательного это:
А)
род, число
Б)
род, число, падеж
В)
род, число, лицо
Г)
лицо, число
3. Синтаксические признаки прилагательного это:
А)
определение, сказуемое
Б)
определение, обстоятельство
В)
определение, дополнение
Г)
дополнение, обстоятельство
4. В каком ряду все слова являются
именами прилагательными?
А)
могуч, первый, сильное, лисий
Б)
беспощаден, выдуман, цветной, бела
В)
нетерпеливый, должен, хаки, сытый
Г)
одетый, несчастный, злой, высказан
5. Качественные прилагательные – это прилагательные,
обозначающие ...
А)
материал, из которого сделан предмет
Б)
признак по его принадлежности
В)
признаки, указывающие на различные качества предмета
6. Укажите относительные прилагательные.
А)
молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)
Б)
деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)
В)
весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)
7. Укажите притяжательные прилагательные.
А)
весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)
Б)
колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)
В)
ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)
8. В каком ряду все прилагательные
качественные?
А)
приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка
Б)
изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос
В)
плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос
9. В каком ряду все прилагательные
относительные?
А)
летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо
Б)
утренняя почта, серебряный голос, папин шарф
В)
малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо
10. В каком ряду все прилагательные
притяжательные
А)
волчий вой, заячий тулуп, лисья речь
Б)
оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог
В)
стиральная машина, мясной бульон, лисья нора
11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в
которой дан правильный ответ:
«Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»
А)
родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)
Б)
родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)
В)
родной (м.р.), нежный (м.р.)
12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в
которой дан правильный ответ:
«Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды
тянуло свежестью.»
А)
ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)
Б)
ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.)
В)
ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)
13. Найдите прилагательное в простой сравнительной
степени.
А)
самый быстрый
Б)
красивейший
В)
ярче
Г)
более лёгкий
14. Укажите прилагательное в составной сравнительной
степени.
А)
менее сложный
Б)
сложнее
В)
сложнее всех
Г)
наисложнейший
15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени.
А)
красивее
Б)
спокойнейший
В)
более громкий
Г)
менее тяжёлый
16. Укажите прилагательное в
составной превосходной степени.
А)
глубже
Б)
самый глубокий
В)
более глубокий
Г)
глубочайший
17. Укажите вариант без
ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных.
А)
острее, менее крутой, более выше
Б)
длиньше, самый красивый, сладчайший
В)
очень маленький, красивее, ниже всех
Г)
дольше, лучше, наивкуснейший
18. Укажите вариант с
ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных.
А)
самый веселый, меньше всех, более высокий
Б)
моложе, более белее, твердейший
В)
жарче всех, самый умный, тишайший
Г)
чудеснейший, худший, громче всех
|
«Приключения Алисы в Стране чудес»
(иногда используется сокращенный вариант «Алиса в Стране
чудес») — сказка,
написанная английским
математиком, поэтом и писателем Чарльзом Доджсоном под
псевдонимом Льюис
Кэрролл и изданная в 1865 году. В ней
рассказывается о девочке по имени Алиса, которая попадает сквозь кроличью нору в воображаемый
мир, населённый странными, антропоморфными существами. Сказка пользуется
устойчивой популярностью как у детей, так и взрослых. Книга считается одним
из лучших образцов литературы в жанре абсурд.
В ней используются многочисленные математические, лингвистические и
философские шутки и аллюзии.
Ход повествования и его структура оказали сильное влияние на искусство,
особенно на жанр фэнтези.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пейза́ж (фр. Paysage, от
pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а
также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом
изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая
человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на
протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В
пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и
композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их
изменчивости.
Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками
образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в
качестве декораций для икон,
впоследствии для сцен жанровых
сюжетов и портретов.
Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом
языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие
по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш)
и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и
рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ива́н
Серге́евич Турге́нев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и
словесности (1860), почётный
доктор Оксфордского университета (1879).
Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в
её развитие во второй половине XIX века.
Созданная им художественная система оказала влияние на
поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины
XIX века. Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность
«нового человека» — шестидесятника, его нравственные качества и
психологические особенности, благодаря ему в русском языке стал широко
использоваться термин «нигилист».
Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.