Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Биология / Рабочая программа злективного предмета "Надорганизменные системы"

Рабочая программа злективного предмета "Надорганизменные системы"


Муниципальное казенное образовательное учреждение

Большеверейская средняя общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании МС зам. директора по УВР Директор ОУ

_____________ ___________________ _________________

«___»_______2012 г «__»________2012 г Приказ «__»___2012 г№__










Рабочая программа элективного курса

«Надорганизменные системы»


для 11 класса



Составитель: учитель Свиридова Наталья Анатольевна


село Большая Верейка


1. Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса для 11 класса составлена на основе программы «Элективный курс для 10-11 классов. Надорганизменные системы» авт. Бодрова Н.Ф., Дорогань Л.В., ВОИПКиПРО, 2006 г.

Целью курса является формирование у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения и основ природосообразного поведения.

Содержание курса позволяет развивать представления о человеке как части природы, понимании единства и самооценивания всего живого, необходимости сохранения биосферы и явлений в окружающей среде.

Для достижения целей поставлены задачи:

- Ознакомить школьников с теоретическими основами экологии на основе расширения и углубления экологических знаний, полученных ими в процессе изучения биологии

- Способствовать формированию понимания причин глобальных экологических проблем современности и возможных путей их решения

- Развивать устойчивый интерес к изучению живой природы

- Расширять кругозор школьников, повышать их научный и культурный уровень



2.Общая характеристика элективного курса:

В рамках элективного курса изучаются три основных темы: структурно-функциональная организация природы, человек и его место в природе, природопользование и охрана природы.

При изучении предусматриваются проведение практических занятий, проектная деятельность, тестирование, лекции. По окончании изучения курса предусматривается контроль в виде тестирования с получением зачета.

Курс расширяет базовые научные понятия для создания представлений и биосфере, месте в ней человека и проблем, связанных с технологизацией цивилизации.

3. Место предмета в учебном плане
На изучение элективного курса «Надорганизменные системы» отводится 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 недели) из компонента учреждения.




4. Требования к знаниям и умениям

По окончании курса учащиеся должны знать :

- Структуру и закономерности надорганизменных систем от популяционно-видового до биосферного уровня

- Глобальные проблемы окружающей среды

- Подходы к моделированию и оценки состояния экосистем

- Экологические факторы и их влияние на организм человека

- Экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы

Должны уметь:

- Владеть научной терминологией

- Объяснять значение экологических знаний для жизни и хозяйственной деятельности человека

- Составлять планы, схемы, таблицы, работать с дополнительными источниками литературы




5.Содержание курса.

Введение. Место экологии в системе наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Связь состояния природной среды с социальными процессами.

Раздел 1. Структурно-функциональная организация природы. Взаимоотношения организма и среды. Окружающая среда. Факторы и их классификация. Закономерности проявления факторов.

Популяция: показатели и структура. Демографическая структура популяции. Репродуктивный потенциал и рост популяции. Динамика численности и популяционные циклы.

Биологическое разнообразие как основа стабильности природных систем. Антропогенное воздействие. Функции животных в биосфере. Изменение многообразия видов.

Экосистема и ее структура. Классификация экосистем. Компоненты экосистем. Структура и механизм функционирования экосистем. Биоценоз как биологическая система

Экологические закономерности стабильности экосистемы

Устойчивость и саморегуляция экосистемы. Энергетика экосистемы. Законы термодинамики Перенос энергии. Экологические пирамиды.

Практические работы:

«Окружающая среда. Экологические факторы»

«Факторы, регулирующие численность»

«Демографическая структура популяции»

«Результативность действия факторв»


Раздел 2. Человек и его место в биосфере. Экологические проблемы биосферы. Роль человека в биосфере. Ноосфера. Экологический кризис. Виды загрязнений и последствия. Здоровье человека и окружающая среда.

Место человека как биологического вида. Популяционные характеристики человечества.

Факторы, вызывающие нарушение здоровья человека. Болезни цивилизации.

Практическая работа «Человек и его среда обитания»



Раздел 3. Природопользование и охрана природы.

Экологические катастрофы. Классификация природных ресурсов. Методы контроля качества окружающей среды. Мониторинг. Частные проблемы экологии.




6. Календарно-тематическое планирование

элективного курса в 11 классе «Надорганизменные системы».


\№

Тема занятия.

Вид занятия

Основные понятия

Формы контроля

Дата

по плану

Дата

по факту

Приме-

чание

1

Введение. Цели и задачи курса.


Лекция

Место экологии в системе наук. Значение знаний

текущий




2

Взаимоотношения организма и среды.

Практическая работа№1.

Окружающая среда. Экологические факторы.

Практическая работа

Окружающая среда и ее определение.

Практич. работа




3

Популяция: показатели и структура.

Практическая работа №2

«Факторы, регулирующие численность популяции».

Практическая работа №3

«Демографическая структура популяции

Практическая работа

Характеристика популяции. Колебания

Практич. работа




4

Биологическое разнообразие как основа стабильности природных систем.

Практическая работа №4

«Результативность действия экологических факторов.


Практическая работа

Функции компонентов БС. Многообразие

Практич. работа




5

Экосистема и ее структура. Многообразие естественных экосистем, их характерные при­знаки, особенности, видовое разнообразие, значение.


Лекция

Экосистема. Структура ЭС. Биоценоз. Влияние факторов

текущий




6

Экологические закономерности стабильности экосистем.

Характери­стика экосистем леса, степи, пустыни, луга, тундры, горных экоси­стем, экосистем пресных водоёмов и морских экосистем.

Семинар

Компоненты ЭС. Энергетика. Гомеостаз.

Разнообразие

Текущий

Сообщен. уч-ся




7

Глобальная экосистема-биосфера

Практическая работа №5

«Ресурсы биосферы»

Практическая работа

Состав БС. Запасы БС

Практич. работа




8

Экологические проблемы биосферы.

Практическая работа №6

«Человек и его среда обитания»

Практическая работа

Роль человека. Энергетический кризис.

Практич. работа




9

Круговорот веществ и поток энергии

Лекция

Круговороты атомов.

текущий




10

Здоровье человека и окружающая среда

Сообщения учащихся

Экологическая ниша человека. Кризис здоровья

текущий




11

Биоритмы

Сообщения учащихся


Закономерности процессов.

Творч.

работы




12

Болезни цивилизации

Сообщения учащихся


Творч.

работы




13

Основы рационального природопользования

Лекция

Мониторинг. Контроль качества.





14

Экологические катастрофы.

Семинар

Парниковый эф-т. Эрозия почв. Ионизация.

текущий




15

Частные проблемы экологии

Лекция

Энергетика. Урбанизация Водопотребление

текущий




16

Охрана окружающей среды

Сообщения учащихся

Стратегия охраны природы. Международное сотрудничество.

текущий




17

Итоговое занятие. Тестирование.

Тестирование



тестирование



















  • Биология
Описание:

Рабочая программа "Надорганизменные системы" рассчитана на 17 часов, рекомендовано использовать часы компонента учреждения. Курс расширяет базовые научные понятия для создания представлений и биосфере, месте в ней человека и проблем, связанных с технологизацией цивилизации.Содержание курса позволяет развивать представления о человеке как части природы, понимании единства и самооценивания всего живого, необходимости сохранения биосферы и явлений в окружающей среде.

При изучении предусматриваются проведение практических занятий, проектная деятельность, тестирование, лекции. По окончании изучения курса предусматривается контроль в виде тестирования с получением зачета.


Автор Свиридова Наталья Анатольевна
Дата добавления 25.02.2017
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 326
Номер материала MA-070373
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»