Инфоурок Биология Рабочие программыРабочая программа занятий внеурочной деятельности «Мой родной край, Кузбасс (7 класс)

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Мой родной край, Кузбасс (7 класс)

Скачать материал

 

Рабочая программа «Мой родной край, 7 класс» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования. Программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Мой родной край»

Личностные УУД:

-      самостоятельно формулировать отношение к природе родного края, его растительному  и животномумиру;

-    проявлять устойчивый интерес к изучению растений и животных родного края;

-    бережно относиться к объектам природы.

Регулятивные УУД:

-     самостоятельно или вместе с одноклассниками и учителями фор­мулировать цели внеурочной деятельности при ознакомлении с флорой и фауной Кузбасса и ее приспособленностью к условиям среды; основными типами раститений и животных Кемеровской области;

-     разрабатывать самостоятельно или вместе с одноклассниками и учителем план решения поставленной задачи при проведении опытов и наблюдений; выяснении факторов, влияющих на растения и животных Кемеров­ской области;

-     оценивать успешность выполнения задач по критериям, опре­деленным совместно с учителем и одноклассниками при ознакомле­нии с многообразием растений, грибов, животных экологическими связями меж­ду ними.

Познавательные УУД:

-     находить необходимую информацию при изучении многообразия растительного и животного мира Кузбасса, проведении мероприятий по охране растений и животных родного края;

-    использовать знаково-символические средства при оформлении ре­зультатов наблюдений в виде простейших схем, моделей, рисунков, опи­саний, выводов;

-      анализировать, синтезировать, сравнивать и классифицировать объекты по заданным критериям при изучении многообразия раститель­ного и животного мира Кемеровской области.

Коммуникативные УУД:

-     планировать сотрудничество при взаимодействии с учителем и одноклассниками в процессе достижения совместно поставленных за­дач;

-     понимать и уважительно относиться к природе своего края, Рос­сии.

     Метапредметные результаты:

-  овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы , модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- Формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

- Рразвитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты

- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

- Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Физико-географический очерк Кемеровской области

Географическое положение Кемеровской области. Расположение Кемеровской области относительно крупных природных объектов Рос­сии - равнин, рек. Крайние точки и границы Кемеровской области. Об­щие сведения о населении Кемеровской области. Средняя плотность населения Кузбасса. Распределение населения по территории Кемеров­ской области. Факторы, влияющие на размещение населения Кемеров­ской области.

Общая характеристика рельефа Кемеровской области. Равнинные территории и другие формы поверхности, их распределение по террито­рии Кемеровской области. Факторы разнообразия рельефа Кемеровской области. Характеристика горных форм рельефа Кемеровской области: Кузнецкий Алатау, Горная Шория и Салаирский кряж. Характеристика равнинных форм рельефа Кемеровской области: Кузнецкая котловина и Западно-Сибирская низменность.

Климат Кемеровской области. Тип климата и факторы, влияющие на его формирование. Типы господствующих воздушных масс. Место Кеме­ровской области в системе общей циркуляции атмосферы (циклоны и антициклоны). Температуры января и июля. Суммарная солнечная радиация на территории Кемеровской области. Среднегодовое количество осадков и коэффициент увлажнения. Сезоны года в Кемеровской области.

Реки Кемеровской области. Характеристика крупнейших рек. Воз­можное хозяйственное использование рек, искусственные сооружения на реках. Озера Кемеровской области. Наиболее крупные озера. Подземные воды, ледники, болота.

Почвы Кемеровской области и их характеристика. Изменение почв в процессе хозяйственной деятельности. Охрана почв.

Практические работы:

-    изучение рельефа Кемеровской области;

-    изучение годового хода температуры воздуха в Кемеровской обла­сти;

-    изучение годового количества осадков в Кемеровской области;

-    описание реки;

-    изучение механического состава почвы;

-    определение кислотности почвы.

Проекты:

-    создание и защита плаката или рисунка на тему «Берегите воду!»;

-    создание и защита плаката или рисунка на тему «Охраняйте поч­ву!».

Раздел 2. Характеристика флоры и фауне Кемеровской области

Общие сведения о флоре  и фауне Кемеровской области. Понятие флоры и фауны. Объем флоры и фауны. Общая характеристика флоры и фауны Кемеровской области. Ре­ликтовые и эндемичные виды флоры и фауны.

Понятие жизненной формы растений. Классификация жизненных форм растений. Древесные, травянистые, вечнозеленые и зимне-зеленые растения флоры Кемеровской области. Основные классы животных.

Экологические группы растений и животных Кемеровской области. Растения- гетеротрофы (полные паразиты, сапрофиты, полупаразиты). Растения- хищники, микотрофы и симбионты. Экологические группы растений и животных по отношению к воде, свету и почве.

Ресурсные растения  и животные Кемеровской области. Флора и фауна как возобновляе­мый, исчерпаемые природные ресурс. Общие сведения о полезных расте­ниях и животных Кемеровской области. Группы ресурсных растений и животных Кемеровской об­ласти и их характеристика.

Культурные растения и одомашненные животные, выращиваемые на территории Кемеровской области. Общие сведения о культурных растениях и животных. Классификация куль­турных растений и животных  по способу применения. Культурные растения и животные Кемеров­ской области.

Водоросли Кемеровской области. Общие сведения о водорослях Ке­меровской области. Характеристика планктонных водорослей Кемеров­ской области. Характеристика бентосных водорослей Кемеровской обла­сти.

Грибы Кемеровской области. Общие сведения о грибах Кемеровской области. Характеристика различных групп грибов, произрастающих на территории Кемеровской области.

Практические работы:

-    изучение систематического состава флоры Кемеровской области;

-    определение жизненных форм растений;

-    изучение экологических групп растений по отношению к свету;

-    изучение экологических групп растений по отношению к воде;

-    изучение ресурсных растений Кемеровской области;

-    изучение свойств культурных растений;

-    описание культурных растений;

-    изучение водорослей;

-    изучение строения дрожжей.

Проекты:

-    создание и защита презентации «Охрана водорослей»;

-    презентация интересного рецепта приготовления грибного блю­да;

-    создание наглядного пособия для кабинета биологии «Экологиче­ские группы растений по отношению к свету»;

-    создание наглядного пособия для кабинета биологии «Экологиче­ские группы растений по отношению к воде».

Раздел 3. Характеристика растительности Кемеровской области

Общие сведения о растительности Кемеровской области. Понятие фитоценоза. Структура растительных фитоценозов. Типы растительности и зональность в размещении растительных сообществ.

Лесная растительность Кемеровской области. Общие сведения о лесной растительности Кемеровской области. Типы лесов Кемеровской области. Целевое назначение лесов. Группы хвойных лесов, лиственные леса на территории Кемеровской области.

Степная растительность Кемеровской области. Общая характеристи­ка степей. Степные злаки в Кемеровской области. Ярусность в степной растительности. Типы степной растительности на территории Кемеров­ской области.

Луговая растительность Кемеровской области. Общие сведения о луговой растительности. Хозяйственная ценность и роль в фитоце­нозе луговых растений. Экологическая характеристика луговых сообществ Кемеровской области. Типы лугов на территории Кемеров­ской области.

Болотная растительность Кемеровской области. Общие сведения о болотах и болотной растительности. Типы болот на территории Кемеров­ской области. Крупные болотные массивы Кемеровской области.

Тундровая растительность Кемеровской области. Общие сведения о тундровой растительности. Типы тундры на территории Кемеровской об­ласти.

Культурная растительность Кемеровской области. Общие сведения о культурных растениях. Сельскохозяйственные угодья Кемеровской обла­сти. Зоны выращивания различных сельскохозяйственных культур на тер­ритории Кемеровской области.

Практические работы:

-    описание среды обитания растений;

-    подсчет индексов плотности для определения видов растений;

-    динамика численности популяций. Изучение возрастного спектра популяции растений;

-    изучение лесного сообщества;

-     определение видов растений и составление их экологической ха­рактеристики;

-    морфологическое описание цветкового растения;

-    изучение лугового сообщества;

-    мохообразные. Характеристика мхов;

-    изучение внешнего строения хвоща, плауна, папоротника;

-    изучение сообщества пресного водоема;

-    оценка экологического риска территорий, прилегающих к дороге, путем исследования состояния растительного покрова;

-    определение пораженных тканей, выявление живых и мертвых тка­ней листьев древесных растений;

-        изучение разнообразия культурных декоративных растений окрестностей школы.

Проекты:

-    создание наглядного пособия для кабинета биологии, отражающе­го ярусное расположение растений степной и лесной зон;

-    изготовление флористических миниатюр-поделок;

-    исследование процесса цветения травянистых растений;

-    разработка схемы происхождения культурных растений, наиболее распространенных в Кемеровской области;

-     подготовка и защита компьютерной презентации о дикорастущих растениях - родоначальниках наиболее распространенных культурных растений Кемеровской области.

-     Раздел 4. Характеристика животных Кемеровской области

-      Общие сведения о животном мире Кемеровской области. Типы животных и зональность в размещении сообществ.

-      

-                     Типы червей и тип моллюски

Тип Плоские черви, ккруглые черви, ккольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Хозяйственная ценность и роль червей и моллюсков  в сообществах на территории Кемеровской области че. Экологическая характеристика червей и моллюсков  в сообществ Кемеровской области. Типы червей и моллюсков  на территории Кемеров­ской области

-             Тип Членистоногие

-                     Общая характеристика типа Членистоногие. Места распространения на территории Кемеровской области Тип. Паразитические виды членистоногих обитающих на территории Кемеровской области. Хозяйственная ценность и роль членистоногих в сообществах на территории Кемеровской области Экологическая характеристика членистоногих в сообществ Кемеровской области. Классы членистоногих  на территории Кемеров­ской области. Ракообразные, паукообразные, насекомые.

-                      

Тип Хордовые

-                     Общая характеристика типа Хордовые . Места распространения на территории Кемеровской области Видовой состав хордовых обитающих на территории Кемеровской области. Хозяйственная ценность и роль хордовых в сообществах на территории Кемеровской области Экологическая характеристика членистоногих в сообществ Кемеровской области. Классы хордовых  на территории Кемеров­ской области.Рыбы, земноводные, присмыкающиеся, птицы, млекопитающие..

Практические работы:

-    описание среды обитанияживотных;

-    подсчет индексов плотности для определения видов хивотных;

-    динамика численности популяций. Изучение возрастного спектра популяцииживотных;

-    изучение лесного сообщества;

-     определение видов животных и составление их экологической ха­рактеристики;

-    морфологическое описание животных;

Раздел 4. Охрана растений и животных Кемеровской области

Индустриальное развитие Кемеровской области. Природоохранные мероприятия на индустриально развитых территориях. Общие сведения об охране растительных сообществ. Индустриальное развитие Кемеровской области. Антропогенная нагрузка на фитоценозы Кемеровской области. Природоохранные мероприятия индустриально развитых территорий.

Особо охраняемые природные территории Кемеровской области. Общие сведения об особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Памятники природы, природные заказники, национальные и природные парки, государственные природные заповедники, дендрологические парки и ботанические сады на территории Кемеровской области.

Зеленая книга Сибири. Общие сведения о Зеленой книге Сибири.

Ключевые ботанические и зоологические территории (КБЗТ). Общие сведения о клю­чевых ботанических  и зоологических территориях. Ключевые ботанические и зоологические территории Кемеровской области.

Красная книга растений Кемеровской области. Общие сведения о Красной книге. История Красной книги СССР и РФ. Красная книга Кеме­ровской области.

Черная книга растений Кемеровской области. Общие сведения о Черной книге Кемеровской области. Чужеродные виды сосудистых расте­ний Кемеровской области.

Практические работы:

-    анализ качества воды;

-    анализ снеговой воды;

-    описание городских экосистем;

-    изучение ботанических и зоологических заказников Кемеровской области;

-    изучение зеленых зон города;

-    изучение видового состава природного сообщества;

-     изучение структуры Красной книги на примере Красной книги Российской Федерации и Красной книги Кемеровской области;

-    изучение биологии охраняемых видов растений и животных.

Проекты:

-    возобновление леса на заброшенной пашне;

-     создание компьютерной презентации по одной из тем (памятники природы на территории Кемеровской области; природные заказники на территории Кемеровской области; национальные и природные парки на территории Кемеровской области; государственные природные заповед­ники на территории Кемеровской области; дендрологические парки и бо­танические сады на территории Кемеровской области; растения Красной книги Кемеровской области);

 

Учебно-тематическое планирование курса «Мой родной край, 7 класс

 

№ , п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Физико-геогра­фический очерк Кемеровской об­ласти

5

2

Характеристика флоры и фауны  Кемеров­ской области

10

3

Характеристика растительности  Кемеровской области

8

4

 Характеристика животных Кемеровской области

 

5

Охрана растений Кемеровской об­ласти

11

Всего

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

 «Мой родной край, 7 класс

Тема

Количество

п/п

часов

Раздел 1. Физико-географический очерк Кемеровской области

1

Общие сведения о Кемеровской области

1

2

Рельеф Кемеровской области

1

3

Климат Кемеровской области

1

4

Гидрографическая сеть Кемеровской области

1

5

Почвы Кемеровской области

1

 

Всего

5

Раздел 2. Характеристика флоры  и фауны Кемеровской области

6

Общие сведения о флоре и фауне Кемеровской области

1

7

Жизненные формы растений и животных, произрастающих на территории Кемеровской области

1

8

Экологические группы растений и животных Кемеровской области

1

9

Ресурсные растения и животные Кемеровской области

1

10

Культурные растения и одомашненные животные , выращиваемые на территории Кеме­ровской области

1

11

Водоросли Кемеровской области.

1

12

Грибы Кемеровской области

1

 

Всего

7

Раздел 3. Характеристика растительности Кемеровской об

13

Общие сведения о растительности Кемеровской области

1

14

Лесная растительность Кемеровской области. Типы лесов

1

15

Степная растительность Кемеровской области

1

16

Луговая растительность Кемеровской области

1

17

Болотная растительность Кемеровской области

1

18

Тундровая растительность Кемеровской области

1

19

Культурная растительность Кемеровской области

1

 

Всего

7

Раздел 4. Характеристика животных Кемеровской области

20

Черви и моллюски Кемеровской области.

1

21

Членистоногие Кемеровской области

(Ракообразные и паукообразные).

1

22

Членистоногие Кемеровской области

(Насекомые)

1

23

Хордовые. Позвоночные Кемеровской области (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)

1

23

Хордовые. Позвоночные Кемеровской области (земноводные, пресмыкающиеся)

1

24

Хордовые. Позвоночные Кемеровской области (птицы)

 

1

25

Хордовые. Позвоночные Кемеровской области (млекопитающие)

 

1

 

Всего

7

Раздел 5. Охрана растений  и животных Кемеровской области

26

Индустриальное развитие Кемеровской области. Природо­охранные мероприятия на индустриально развитых террито­риях

1

27

Особо охраняемые природные территории Кемеровской обла­сти

1

28

Зеленая книга Сибири

1

29

Ключевые ботанические и зоологические территории

1

30

Ключевые ботанические и зоологические территории

1

31

Красная книга растений Кемеровской области

1

32

Черная книга растений Кемеровской области

1

33

Красная книга животных Кемеровской области

1

34

Черная книга животных Кемеровской области

1

35

Защита проектов

1

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Мой родной край, Кузбасс (7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Мой родной край, Кузбасс 7 класс» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования. Программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.работа по данной программе подразумевает изучение растительного и животного мира Кемеровской области.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.03.2020 230
    • DOCX 33.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Еремина Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Еремина Наталья Викторовна
    Еремина Наталья Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83628
    • Всего материалов: 200

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 513 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 489 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 86 человек