Пояснительная
записка
Данная
программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса в соответствии с
Федеральными Государственными Стандартами.
Программа
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные
игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового
образа жизни и неотъемлемой частью всего
воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на
формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников.
Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на
достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная
игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее
особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности
ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное,
нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность
игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все
физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно
использовать приобретенные двигательные навыки.В подвижных играх создаются
наиболее благопрятные условия для развития физических качеств. Увлеченные
сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же
движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.Во время
игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех
участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке
взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем
необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в
игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности,
умения справляться с отрицательными
эмоциями.В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать,
чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет
искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует
развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества,
сообразительности.Игры помогают ребенку расширять и углублять свои
представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли,
изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о
повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах
передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные
подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них
ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления
о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,
быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую
выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр
– их соревновательный, творческий, коллективный характер. В
народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто
сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими
школьниками считалками, жеребьёвками, потешками . Они сохраняют свою
художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший
неповторимый игровой фольклор.
Цель программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для
формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к
одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
- укреплять здоровье учащихся, приобщать
их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействать
гармоническому, физическому развитию;
- обучать жизненно важным двигательным
умениям и навыкам;
- воспитывать дисциплинированность,
доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные
компетенции.
Целью
реализации основной образовательной программы
начального общего образования является обеспечение
планируемых результатов по достижению
выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок,
знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего
образования решаются следующие задачи:
Ø становление
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
Ø формирование
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать,
сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом
и сверстниками в учебном процессе;
Ø духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных
норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Ø укрепление
физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель и задачи
реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и
задачам ВОП школы согласно программе развития образовательного учреждения.
Межпредметные
связи программы внеурочной деятельности
Нельзя
не использовать межпредметные связи в программе
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные
игры»,
так как многие темы других предметов по своему содержанию достаточно тесно
соприкасаются с темами данного курса. Связь с математикой. С
определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся
знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по
три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Счет предметов,
сравнение предметов, устные вычислительные приемы и т.д. Связь с
литературой. В процессе игры дети знакомятся с русским народным
творчеством: закличками, считалками, песнями, прибаутками, поговорками.
Связь с
окружающим миром. Для характеристики того или иного периода школьникам
напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую
обусловленность взглядов, идей. Важно познакомить учащихся с жизненными
процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной
деятельности.
Особенности
реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» предназначена для обучающихся
1 классa. Реализация
программы осуществляется посредством двигательной деятельности с
общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у
младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно
развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Занятия проводятся в учебном кабинете, на
улице, в спортивном зале .
Данная работа начинается на доступном младшим
школьникам уровне, преимущественно в виде:
·
подвижных
игр,
·
народных
оздоровительных игр,
·
прогулок,
·
спортивно-оздоровительных
часов,
·
физкультурных
праздников,
·
спортивных
соревнований.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные
игры» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и
рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс —
33 часа в год.
Основные направления реализации программы:
·
организация
и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
·
организация
и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного характера;
·
организация
и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
·
организация
и проведение подвижных игр,активное использование спортивных площадок населённого
пункта (футбольная, хоккейная коробка);
Реализация
данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно
допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые
результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные
игры»
является
формирование следующих умений:
·
целостный, социально ориентированный взгляд на
мир;
·
ориентация на успех в учебной деятельности и
понимание его причин;
·
способность к самооценке на основе критерия
успешной деятельности;
·
активно
включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
·
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
·
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности
принять на себя ответственность;
·
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению
трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать
свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
·
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.
Регулятивные УУД:
·
умения
планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
·
планирование общей цели и пути её достижения;
·
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
·
конструктивное разрешение конфликтов;
·
осуществление взаимного контроля;
·
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение
необходимых коррективов;
·
принимать и сохранять учебную задачу;
·
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
·
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
·
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
·
различать способ и результат действия;
·
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата.
2.
Познавательные УУД:
·
добывать
новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя
дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
·
перерабатывать
полученную информацию, делать выводы;
·
преобразовывать
информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе
знакомых игр;
·
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные
УУД:
·
взаимодействие, ориентация на партнёра,
сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
·
адекватно использовать коммуникативные средства
для решения различных коммуникативных задач;
·
допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·
учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве;
·
формулировать собственное мнение и позицию;
·
договариваться и приходить к общему решению в
совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
·
совместно
договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
·
учиться
выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные
результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы
внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень
совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил,
нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
·
двигательная подготовленность как важный
компонент здоровья учащихся;
·
развитие физических способностей;
·
освоение
правил здорового и безопасного образа жизни;
·
развитие психических и нравственных качеств;
·
повышение социальной и трудовой активности;планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической активности;
·
организовывать
и проводить со сверстниками подвижные игры;
·
взаимодействовать
со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
·
применять
жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных
изменяющихся, вариативных условиях.
Требования
к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны знать:
·
основы истории развития подвижных игр в России;
·
педагогические, физиологические и психологические основы обучения
двигательным действиям и воспитания физических качеств;
·
возможности формирования индивидуальных черт свойств личности
посредством регулярных занятий;
·
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств
организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
·
правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания
доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную
деятельность;
·
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Должны уметь:
·
адекватно
оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
·
отвечать
за свои поступки;
·
отстаивать
свою нравственную позицию в ситуации выбора;
·
технически
правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
·
проводить
самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции
осанки и телосложения;
·
разрабатывать
индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
·
управлять
своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками ,
владеть культурой общения;
·
соблюдать
правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
·
пользоваться
современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Формы
учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых
результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Контроль и оценка
результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и
содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации
следующих форм деятельности:
·
викторины;
·
конкурсы;
·
ролевые
игры;
·
выполнение
заданий соревновательного характера;
·
оценка
уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по
распространению ЗОЖ).
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Формирование
системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ.
Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим
дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек,
самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр,
соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила
проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил
безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
«Медведь спит,
«Весёлая скакалка», «Снип –Снап», «Быстрая тройка»,«Хвостики», «Паровоз», «Игра
белок», «Разведчики» и др.
Требования к
знаниям, умениям, навыкам в 1 классе: Программа кружка «Подвижные игры»
является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений
"Спортивно – оздоровительный час в школе». Эта программа адаптирована для
детей 6-9 лет.
Учебный
план программы
на
2014-2015 учебный год
№п/п
|
Разделы
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Итого
|
|
1
|
Спортивные и
подвижные игры
|
1
|
15
|
16
|
|
2
|
Зимние
виды игр
|
-
|
9
|
9
|
|
3
|
Спортивные
эстафеты.
|
-
|
8
|
8
|
|
|
Итого
|
1
|
32
|
33
|
|
Литература
1. Аранская О.С.
Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2. Маюров А.Н.
Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика
и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. Организация и
оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство
для работников системы общего образования.-М.: 2004.
4. ФГОС Примерные
программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. ФГОС
Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение»,
Москва. 2009.
5. Антропова,
М.В., Кузнецо Смирнов И.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. М., 2002
6.Трофимова Г.В.
Помоги себе сам. Минск, 2003.
7. Тихомирова Л.Ф.
1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО,
2009.
8. Клуб здоровья и
долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки
здоровья. М.,2002
9. Обухова Л.А.,
Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы
(1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
10. Подвижные
игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
11. http://collegy.ucoz.ru/publ/6
12. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. –
М.: ВАКО
2007 г. - / Мастерская учителя.
13. Дереклеева,
Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. –
М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
14. Ковалько, В.И.
Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток,
гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО,
2007 г. – / Мастерская учителя.
15. Невдахина,
З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И.
Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола,
2007. – 134 с.
16. Патрикеев,
А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.