МБОУ
«Школа-гимназия»
города Ярцева
Смоленской области
Рабочая программа
среднего общего образования
курса внеурочной деятельности
« Исследовательская
и проектная деятельность»
для 6-7 классов
разработала:
учитель ИЗО I категории
Панкова Татьяна
Анатольевна
г. Ярцево
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа
по курсу
« Проектная
деятельность»
составлена
на основе
примерных программ общеобразовательных учреждений.
Современные стандарты образования
требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с
индивидуальным развитием личности, творческих способностей, самостоятельности.
Программа
обеспечивает требования Стандарта к организации системно- деятельностного
подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся.
В
зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для
школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в
проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться
дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения
навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в педагогической
литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из
разновидностей проектной деятельности – исследовательская.
Исследовательская
деятельность является средством освоения действительности и его
главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно
новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская
деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников
образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Актуальность курса.
Проектная деятельность как
особая форма учебной работы способствует воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации
исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том
числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может
быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность
способствует развитию адекватной самооценки, формированию
позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной
демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Именно групповые формы учебной
деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения
к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость,
тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные
качества.
Цели:
·
Формирование
УУД обучающихся через:
- освоение социальных ролей,
необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида
деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к
саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;
- освоение научной картины мира,
понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости
инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;
- развитие компетентности общения;
·
Овладение
обучающимися продуктивно- ориентированной деятельностью при помощи поэтапного
освоения:
- основных этапов, характерных
для исследовательской и проектной деятельности;
- методов определения конкретного
пользователя продукта проекта или исследования;
- технологий анализа
инновационного потенциала продукта
·
Развитие
творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе
·
Общение и
сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за
счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и
проектной деятельности
Задачи:
·
Обучение
целеполаганию, планированию, контролю
·
Овладение
приемами работы с неструктурированной информацией, применение различных методов
исследования (анкетирование, интервьюирование и т.д. анализ информации, интерпретация);
·
Обучение
методам творческого решения проектных задач;
·
Формирование
конструктивного отношения к работе;
·
Создание
условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.
Принципы организации
управления проектно- исследовательской деятельностью:
·
Доступности
- освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных способностей
·
Естественности
- тема исследования должна быть интересной и актуальной для ученика
·
Наглядности
или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки созерцательного
восприятия и экспериментировать
·
Осмысленности
- деятельность учащихся должна ими быть осмыслена
·
Культуросообразности
– воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного
исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.
·
Принцип успешности- и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие
человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в
общее дело оценен, то в последующих делах он
будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности
ученика была искренней и неформальной, она
должна отмечать реальный успех и
реальное достижение.
Содержание программы
Содержание
данной рабочей программы согласовано с содержанием общеобразовательной
программы МБОУ «Школа-Гимназия» г. Ярцева. Логика построения программы
обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами
исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской
деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной
деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской
деятельности.
Теоретические и практические
занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции
учащихся, умениям:
·
вести
устный диалог на заданную тему;
·
участвовать
в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
·
участвовать
в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется
необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается
собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами
выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей
работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может
служить одним из основных источников информации по теме.
Рабочая
программа «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности»»
создана в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа-Гимназия» г. Ярцева.
Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 6-7 классов. На проектную
деятельность в 6-7 классах отводится 1 час в неделю.
Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 6 классе, 34 часа – 7 классе.
Формы организации
учебного процесса.
Программа предусматривает проведение
внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа,
работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в
учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном
участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений,
экскурсий, заседаний, олимпиад. викторин и т.д. Проектная деятельность
предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных
профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы
проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция,
консультация.
Методы
контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция,
научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских
работ.
Технологии, методики:
·
уровневая
дифференциация;
·
проблемное
обучение;
·
моделирующая
деятельность;
·
поисковая
деятельность;
·
информационно-коммуникационные
технологии;
Общая характеристика курса
В основе формирования
исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной
деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая
работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации
учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей
начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования
информации.
Важнейшим
приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и
навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего
последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Исследовательская и проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Планируемые
результаты освоения курса
Личностные
универсальные учебные действия
У
выпускника будут сформированы:
·
учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·
способность к самооценке
на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
·
основы гражданской
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
·
чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник
получит возможность для формирования:
·
внутренней позиции
школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
·
выраженной устойчивой
учебно-познавательной мотивации учения;
·
устойчивого
учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·
осознанных устойчивых
эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу
человеческой жизни;
Регулятивные
универсальные учебные действия
Выпускник
научится:
·
планировать свои действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
·
учитывать установленные
правила в планировании и контроле способа решения;
·
осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
·
оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·
адекватно воспринимать
предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·
различать способ и
результат действия.
Выпускник
научится:
·
в сотрудничестве с
учителем ставить новые учебные задачи;
·
проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве;
·
самостоятельно адекватно
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
универсальные учебные действия
Выпускник
научится:
·
осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием
учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
·
осуществлять запись
(фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе
с помощью инструментов ИКТ;
·
строить сообщения,
проекты в устной и письменной форме;
·
проводить сравнение и
классификацию по заданным критериям;
·
устанавливать
причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·
строить рассуждения в
форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник
получит возможность научиться:
·
осуществлять расширенный
поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
·
записывать, фиксировать
информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·
осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и письменной форме;
·
осуществлять выбор
наиболее эффективных способов решения задач в соответствии с конкретными
условями;
·
осуществлять синтез как
составление целого из частей;
·
строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Выпускник
научится:
·
адекватно использовать
коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической
формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
·
допускать возможность
существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
·
учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·
формулировать собственное
мнение и позицию;
·
договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
·
задавать вопросы;
·
использовать речь для
регуляции своего действия;
·
адекватно использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Календарно-тематическое
планирование.
Тематическое планирование 6
класс (34 часа)
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
1-3
|
Введение в проектную деятельность.
Классификация проектов.
|
3
|
4-7
|
Работа над проектом. Планирование.
Выбор темы. Поиск информации. Определение будущего продукта.
|
4
|
8-9
|
Защита проекта (презентация)
|
2
|
10-11
|
Исследовательский проект.
Структура. Постановка проблемы, гипотеза.
|
2
|
12-14
|
Выбор темы, определение результата.
|
2
|
15-17
|
Работа над исследовательским
проектом.
|
3
|
18-19
|
Защита проекта.
|
2
|
20-21
|
Инженерный проект. Теория решения
изобретательских задач.
|
3
|
22-24
|
Выбор темы инженерного проекта,
определение продукта или результата.
|
3
|
25-26
|
Защита проекта.
|
2
|
27-28
|
Социальный групповой проект (деление
на группы).
|
2
|
29
|
Выбор темы, поиск информации.
|
1
|
30-32
|
Работа над проектом.
|
3
|
33
|
Защита проекта.
|
1
|
34
|
Итоговая выставка лучших проектов.
|
1
|
Итого 34 часа
|
Тематическое планирование. 7
класс (34 часов)
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Что можно исследовать?
Формулирование темы.
|
1
|
2-3
|
Как задавать вопросы? Банк идей.
|
2
|
4-5
|
Стендовый доклад. Требования к
стендовому докладу. Критерии оценки стендового доклада.
|
2
|
6
|
Выбор темы проекта, поиск
информации.
|
1
|
7-8
|
Поиск информации
|
2
|
9-11
|
Работа над проектом.
|
3
|
12
|
Оформление проекта.
|
1
|
13-14
|
Защита проекта.
|
2
|
15
|
Выставка проектных работ.
|
1
|
16
|
Промежуточный тест (проектная
деятельность)
|
1
|
17-19
|
Исследовательский проект, выбор
темы
|
1
|
20-23
|
Сбор материала для исследования,
работа над исследованием.
|
1
|
24
|
Защита проекта
|
2
|
25
|
Выбор итоговой темы для проекта
|
1
|
26-28
|
Работа над проектом
|
2
|
29-30
|
Оформление стенда
|
1
|
31-32
|
Подготовка к защите (практическое
занятие).
|
1
|
33
|
Стендовая защита проектов.
|
1
|
34
|
Итоговая выставка лучших проектов.
|
|
Итого 34 часа
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Средством наглядности служит
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер,
медиапроектор, DVD-проектор). Благодаря Интернету и единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет
сформировать правильные представления об изучаемых объектах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для учителя
1.
Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – 9-е изд. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
2.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
3.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
4.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
5.
Чечель
И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего
оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
6.
Чечель
И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в
современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
7.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
8.
В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной
школе [Текст]: -
В.Я. Потанина, М.:
Академия, 2009 - 12с.
9.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100.
– 152с.
10.
Развитие
исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное
образование, 2001
Электронные ресурсы:
1.
Большая
детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
А.Ликум - Детская энциклопедия.
[Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
(09.03.11)
2.
Большая
Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
3.
Проектная
деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
(09.03.11)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.