Инфоурок ИЗО, МХК Рабочие программыРабочая программа внеурочной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность" 6-7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность" 6-7 класс

Скачать материал

МБОУ «Школа-гимназия»

города Ярцева Смоленской области

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

среднего общего образования

курса внеурочной деятельности

 

 

« Исследовательская и проектная деятельность»

для 6-7 классов

 

 

 

 

разработала: учитель ИЗО I категории

Панкова Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

г. Ярцево

2016

 

Пояснительная записка

    Рабочая программа по курсу «  Проектная деятельность» составлена на основе  примерных программ общеобразовательных учреждений.

    Современные стандарты образования  требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческих способностей, самостоятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно- деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся.

В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в    педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

 Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

Актуальность курса.

     Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельности,    инициативности,     ответственности,   повышению  мотивации  и  эффективности  учебной  деятельности.  В  ходе  реализации  исходного  замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные  стоящей    задаче  средства,  принимать    решения,   в  том   числе   и  в  ситуациях неопределённости.  Они  получат  возможность  развить  способность  к  разработке  нескольких   вариантов    решений,   к  поиску   нестандартных    решений,   поиску   и  осуществлению      наиболее    приемлемого     решения.     С   помощью      проектной  деятельности  может быть существенно снижена школьная тревожность. 

  Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  Я  -  концепции  (опыт  интересной  работы  и  публичной  демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. 

 Именно  групповые  формы  учебной  деятельности  помогают  формированию  у  обучающихся уважительного  отношения  к  мнению  одноклассников,  воспитывают  в  них  терпимость,  открытость,  тактичность,  готовность  прийти  на  помощь  и  другие  ценные личностные качества.

Цели: 

·                           Формирование УУД обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;

- развитие компетентности общения;

·                           Овладение обучающимися продуктивно- ориентированной деятельностью при помощи поэтапного освоения:

    - основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

    - методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;

    - технологий анализа инновационного потенциала продукта

·                           Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе

·                           Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности

Задачи:   

·                           Обучение целеполаганию, планированию, контролю

·                           Овладение приемами работы с неструктурированной информацией, применение различных методов исследования (анкетирование, интервьюирование и т.д. анализ информации, интерпретация);

·                           Обучение методам творческого решения проектных задач;

·                           Формирование конструктивного отношения к работе;

·                           Создание условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

   Принципы организации управления проектно- исследовательской деятельностью:

·                             Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных способностей

·                             Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для  ученика

·                             Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки созерцательного восприятия и экспериментировать

·                             Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена

·                             Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.

·                             Принцип успешности- и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Содержание программы

      Содержание данной  рабочей программы согласовано с содержанием общеобразовательной программы МБОУ «Школа-Гимназия» г. Ярцева.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности.

  Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

·                     вести устный диалог на заданную тему;

·                     участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

·                     участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

        Рабочая программа «Основы научно-исследовательской  и проектной деятельности»» создана в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа-Гимназия» г. Ярцева. Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 6-7 классов. На проектную деятельность в 6-7   классах отводится 1  час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 6 классе, 34 часа – 7 классе.

Формы  организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад. викторин и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

        Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:  

·                             уровневая дифференциация;

·                             проблемное обучение;

·                             моделирующая деятельность;

·                             поисковая деятельность;

·                             информационно-коммуникационные технологии;

Общая характеристика курса

      В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

           Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Исследовательская и проектная деятельность» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

·                                   учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·                                   способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·                                   основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·                                   чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

·                                   внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·                                   выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·                                   устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·                                   осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·                                   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·                                   учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·                                   осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·                                   оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·                                   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·                                   различать способ и результат действия.

Выпускник научится:

·                                   в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·                                   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·                                   самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·                                   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·                                   осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·                                   строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·                                   проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·                                   устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·                                   строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

·                                   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·                                   записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·                                   осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·                                   осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в соответствии с конкретными условями;

·                                   осуществлять синтез как составление целого из частей;

·                                   строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·                                   адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·                                   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·                                   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·                                   формулировать собственное мнение и позицию;

·                                   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·                                   задавать вопросы;

·                                   использовать речь для регуляции своего действия;

·                                   адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Календарно-тематическое планирование.

Тематическое планирование  6 класс (34 часа)

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1-3

Введение в проектную деятельность. Классификация проектов.

3

4-7

Работа над проектом. Планирование. Выбор темы. Поиск информации. Определение будущего продукта.

4

8-9

Защита проекта (презентация)

2

10-11

Исследовательский проект. Структура. Постановка проблемы, гипотеза.

2

12-14

Выбор темы, определение результата.

2

15-17

Работа над исследовательским проектом.

3

18-19

Защита проекта.

2

20-21

Инженерный проект. Теория решения изобретательских задач.

3

22-24

Выбор темы инженерного проекта, определение продукта или результата.

3

25-26

 Защита проекта.

2

27-28

Социальный групповой проект (деление на группы).

2

29

Выбор темы, поиск информации.

1

30-32

Работа над проектом.

3

33

Защита проекта.

1

34

Итоговая выставка лучших проектов.

1

Итого 34 часа

 

Тематическое планирование. 7 класс (34 часов)

 

Тема

Кол-во часов

1

Что можно исследовать? Формулирование темы.

1

2-3

Как задавать вопросы? Банк идей.

2

4-5

Стендовый доклад. Требования к стендовому докладу. Критерии оценки стендового доклада.

2

6

Выбор темы проекта, поиск информации.

1

7-8

Поиск информации

2

9-11

Работа над проектом.

3

12

Оформление проекта.

1

13-14

Защита проекта.

2

15

Выставка проектных работ.

1

16

Промежуточный тест (проектная деятельность)

1

17-19

Исследовательский проект, выбор темы

1

20-23

Сбор материала для исследования, работа над исследованием.

1

24

Защита проекта

2

25

Выбор итоговой темы для проекта

1

26-28

Работа над проектом

2

29-30

Оформление стенда

1

31-32

Подготовка к защите (практическое занятие).

1

33

Стендовая защита проектов.

1

34

Итоговая выставка лучших проектов.

 

Итого  34 часа

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     

Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для учителя

1.                 Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин.9-е изд.М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009

2.                 Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.204с.

3.                 Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - .

4.                 Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

5.                 Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.     

6.                 Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

7.                  Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат.М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г.224с.

8.                 В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

9.                   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

10.              Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

Электронные ресурсы:

1.                 Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

2.                 Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

3.                 Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа внеурочной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность" 6-7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

рабочая программа внеурочной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность" 6-7 класс способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 310 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по изобразительному искусству "Здание, как сочетание различных объемов.Понятие Модуль "(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
  • 30.12.2020
  • 520
  • 25
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Презентация по изобразительному искусству "Архитектура.Объект и пространство"(7 класс)
  • Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
  • Тема: От плоскостного изображения к объемному макету
  • 30.12.2020
  • 849
  • 41
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.03.2020 269
    • DOCX 127.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шабанова Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шабанова Наталья Сергеевна
    Шабанова Наталья Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67302
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Педагог по изобразительной деятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 97 человек из 31 региона

Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель мировой художественной культуры

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Изобразительное искусство и черчение")

Учитель изобразительного искусства и черчения

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 25 регионов

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 31 региона