Инфоурок Информатика Рабочие программыРабочая программа внеурочной деятельности для 5-7 классов "Занимательная информатика"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-7 классов "Занимательная информатика"

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Красноярская санаторная школа-интернат»

 

 

РАССМОТРЕНО:

На заседании ШМО

Протокол № ______от «___»_________2015г.

Руководитель ШМО:

__________/_____________/

 

СОГЛАСОВАНО:

на методическом совете школы

Протокол № __________от

«___»_____________2015г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

директор 

Красноярской санаторной

школы-интерната

__________/О.Л. Ефимова                 

 

«___»_____________2015г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2 ГОДА

 

5 - 7  КЛАССЫ

 

 

на 2016 - 2019 учебный год

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТЧИК:

Баглаева Татьяна Анатольевна,

учитель информатики

 

 

 

 

Красноярск– 2016г.

 

1. Пояснительная записка

         Предлагаемая программа курса «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному и общекультурному направлениям развития личности. Программа предполагает ее реализацию в рамках внеурочной деятельности в 5 - 7  классах  основной школы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); программой учебного курса по выбору Цветкова М.С., Богомолова О.Б.  Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы. 3-6 классы (Программа учебного курса по выбору "Занимательная информатика"). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; примерной учебной программой факультативного курса Босовой Л.Л.  «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5–6 классов.

Цели и задачи изучения курса

         Предлагаемая программа «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному и общекультурному направлениям развития личности. Программа предполагает ее реализацию в кружковой форме в 5 классах основной школы.

         Основной целью учебного курса является пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме, формирование мировоззренче­ских, творческих и познавательных способностей обучаемых, их образного, алгоритмического и логического мышления, овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.

            Задачи курса:

·        создать условия для овладения основными универсальными умениями информационно-логического характера;

·        сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;

·        организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

·        создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

·        создать условия, обеспечиваю­щие ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению.

·        привить  ученикам привычку к упорному, самостоятельному творческому труду, вырабо­тать у учащихся умение преодолевать трудности при реше­нии задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью;

 

Общая характеристика курса

         Информатика — один из школьных предметов, неизменно характеризующийся повышенным интересом со стороны уча­щихся и их родителей. Тем не менее многие из них сводят его задачи лишь к освоению информационных и коммуникацион­ных технологий (ИКТ).

         Признавая значимость формирования у учащихся на уро­ках информатики готовности к информационно-учебной де­ятельности на базе средств ИКТ, считаю необходимым и приоритетным рассмотрение теоретических аспектов этого предмета, способствующих формированию мировоззренче­ских, творческих и познавательных способностей обучаемых.

         Систематическое овладение азами информатики невозмож­но без решения логических и алгоритмических задач. Начинать обучение учащих­ся основам решения таких задач необходимо с самого раннего возраста, с начальной школы.

         Задача учителя — привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному творческому труду, вырабо­тать у учащихся умение преодолевать трудности при реше­нии задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Всем известна истина: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и уме­ния хорошо учиться является создание условий, обеспечиваю­щих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безус­ловно, можно отнести процесс решения нестандартных логи­ческих задач и написание алгоритмов.

         Решение задач — практическое искусство, подобно плава­нию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача не­изменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслитель­ную деятельность. Решение задач по справедливости считает­ся гимнастикой ума.

         Если же решение задачи записать на одном из языков программирования, то получится программа. Любой современный человек должен иметь представление, что такое программирование.

Методы и формы решения поставленных задач

В  обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на занятии выделяются  основные его этапы:

1) организационный момент;

2) активизация  мышления и актуализация ранее изученного (разминка,  короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

3) объяснение  нового  материала или фронтальная работа по  решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе четко и доступно объясняется материал, используются традиционные и электронные наглядные пособия.  В процессе беседы вводятся новые понятия, организуется совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию.  В беседе с учениками подробно обсуждается решение ключевой задачи; ученикам предлагаются одна или несколько задач, решение которых предполагает применение полученных знаний и умений в стандартной ситуации. Применяются разнообразные формы записи решений алгоритмических задач: описание на естественном языке; списки; таблицы; схемы; презентации; файлы с решением, полученным в виртуальной лаборатории. В зависимости от уровня подготовленности учеников им  предлагаются  задачи разного уровня сложности;

4) на заключительном этапе ученикам предлагается задача, решение которой предполагает применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Правильность полученного учеником решения может быть организована в форме его публичного обсуждения;

5) подведение итогов занятия.

Обязательным условием организации курса «Занимательная информатика» является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности. Предполагается широкое использование виртуальных лабораторий «Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики», «Перекладывания» и «Взвешивания», обеспечивающих обучающимся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или  более  рациональное решение и т.д. Кроме того, предполагается использование графического и текстового редакторов для организации мини-исследований и представления полученных результатов.

         Описание места в учебном плане

Учебный курс «Занимательная информатика» реализуется за счет вариативного компонента. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса — кружок. Реализуется  учебный курс за 3 года за 105 ч.

 

2. Тематическое планирование курса

 

5 класс - 35 часов ( 1 блок: решение логических и алгоритмических задач)

 

Название темы занятия

Кол-во часов

дата

примечание

1

ТБ в кабинете информатики. «Веселая разминка» (простые задачи)

1

 

 

2

Закономерности

2

 

 

3

Упорядочение

2

 

 

4

Взаимно однозначное соответствие

2

 

 

5

Задачи о лжецах

2

 

 

6

Логические выводы

2

 

 

7

Задачи о переправах

2

 

 

8

Задачи о разъездах

2

 

 

9

Задачи о переливаниях

2

 

 

10

Задачи о взвешиваниях

2

 

 

11

Комбинаторные задачи

4

 

 

12

Круги Эйлера

2

 

 

13

Арифметические задачи

2

 

 

14

Системы счисления

4

 

 

15

Игровые стратегии

2

 

 

16

Лингвистические задачи

2

 

 

итого

 

35 часов

 

 

 

 

6 класс - 35 часов (2 блок: запись алгоритмов на языке программирования)

 

Название темы занятия

Кол-во часов

дата

примечание

1

Языки программирования. Учебный язык QB.

1

 

 

2

ЭВМ - калькулятор. Оператор PRINT

1

 

 

3

Управляем выводом текста

1

 

 

4

Пробуем рисовать

2

 

 

5

Переходим к компьютерной графике

2

 

 

6

Изучаем графический макроязык

2

 

 

7

Движения вниз, вверх, вправо, влево

2

 

 

8

Движение под углом в 45 градусов

2

 

 

9

Закрашивание картинок

2

 

 

10

Команда масштабирования

2

 

 

11

Команда изменения цвета рисования

1

 

 

12

Команда возврата бывших значений текущей точке

1

 

 

13

Абсолютное и относительное перемещение

2

 

 

14

Команда поворота

2

 

 

15

Проведение отрезка

2

 

 

16

Построение кругов и окружностей

2

 

 

17

Дуги и сектора

2

 

 

18

Оператор цикла с заранее известным числом повторений

2

 

 

19

Организация движения

2

 

 

20

Построение изображений.

2

 

 

итого

 

35 часов

 

 

 

7 класс - 35 часов (2 блок: запись алгоритмов на языке программирования (продолжение))

 

Название темы занятия

Кол-во часов

дата

примечание

1

Понятие переменной

1

 

 

2

Операторы присваивания и ввода

2

 

 

3

Операторы цикла с заранее неизвестным числом повторений

4

 

 

4

Условный оператор

2

 

 

5

Хранение и считывание данных

2

 

 

6

Вложенные циклы

2

 

 

7

Понятие массива. Операции с элементами массива

4

 

 

8

Случайные числа.

2

 

 

9

Строковые переменные

2

 

 

10

Операции над символьными переменными

4

 

 

11

Методы сортировки

4

 

 

12

Понятие подпрограммы

4

 

 

13

Решение задач

2

 

 

 

 

 

 

 

итого

 

35 часов

 

 

 

 

3. Содержание программы

         Содержание учебного курса представлено двумя блоками:

 

1) подборкой логических и алгоритмический\х задач по информатике для 5 классов.

 

В процессе работы используется следующее издание:

Босова Л. Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю. Г. Занима­тельные задачи по информатике. — М.: БИНОМ. Лабо­ратория знаний, 2015.

         Сборник задач является дополнительным компонен­том учебно-методического комплекта (УМК) по информатике для 5-7 классов (автор Л. Л. Босова, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»). В нем собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности занимательные задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся 5 классов. Здесь содержатся  логические задачи, задачи о переправах, разъездах, взвешиваниях и т. д.

         Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке возрастания сложности. Для их решения необходимо вдумчи­во проанализировать исходные данные, творчески отнестись к уже имеющимся знаниям и применить их в новых ситуаци­ях.

Табличный способ решения логических задач

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

Решение алгоритмических задач

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.

Выявление закономерностей

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».

Работа в виртуальной лаборатории.

Решение логических задач путем рассуждений

Индукция. Дедукция.

Задачи о лжецах. Логические выводы.

Решение комбинаторных задач

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Разработка выигрышных стратегий

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

2) знакомством с основами программирования в среде QB для учащихся 6-7 классов.

В процессе реализации данного блока используются материалы пособия М.Н. Карповой "Программирование. Информационно-позновательная деятельность учащихся".

6 класс - Графика в QB

Языки программирования. Учебный язык QB. ЭВМ - калькулятор. Операторы CLS, PRINT, LOCATE, GOTO, SCREEN, PSET, COLOR, DRAW,LINE, CIRCLE, FOR...NEXT,

7 класс - Вычислительные алгоритмы в QB

Операторы LET, INPUT, DO...LOOP, WHILE...WEND, IF, READ, DATA, DIM, RND, GOSUB, RETURN

 

 

 

4. Предполагаемые результаты реализации программы

        

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·        целеполаганию, включая постановку новых целей, преоб­разование практической задачи в познавательную;

·        самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

·        планировать пути достижения целей;

·        уметь самостоятельно контролировать свое время и управ­лять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·        аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

·        задавать вопросы, необходимые для организации собствен­ной деятельности и сотрудничества с партнером;

·        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудни­честве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

·        осуществлять выбор наиболее эффективных способов реше­ния задач в зависимости от конкретных условий;

·        давать определение понятиям;

·        устанавливать причинно-следственные связи;

·        осуществлять логическую операцию установления родови­довых отношений, ограничение понятия;

·        обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от по­нятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

·        строить логическое рассуждение, включающее установле­ние причинно-следственных связей.

В части развития предметных результатов наибольшее вли­яние изучение курса оказывает на
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами, формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных техно­логий, формирование первых представлений о программировании и освоение начальных навыков программирования.

5. Формы контроля

В рамках занятий происходит перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению. Достижения в области решения логических, алгоритмических и иных задач по информатике учащиеся демонстрируют через участие в дистанционных конкурсах по информатике: КИТ и Инфознайка.

В конце учебного года на занятиях в форме конференции каждый ученик или группа учеников представят оригинальное решение задачи по заинтересовавшей их тематике.

 

6. Особенности обучения детей с ОВЗ на внеурочных занятиях по информатике

 

         В основу обучения информатике детей с ограниченными возможностями здоровья положены рекомендации  ПМПК.

         На каждом занятии:

- соблюдается охранительно-педагогический режим;

- обеспечивается чередование видов деятельности;

- используются  коротко и четко сформулированные задания;

- при переходе от одного задания к другому предлагаются упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;

- используется опора на субъективный опыт ребенка;

- используются приемы активизации произвольного внимания;

- обеспечивается постепенное приучение ребенка к самостоятельным учебным действиям через постановку целей, понимание учебной цели и  составление плана  выполнения задания.

 

7. Перечень учебно-методического и программного обеспечения

 

1.     Босова Л. Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю. Г. Занима­тельные задачи по информатике. — М.: БИНОМ. Лабо­ратория знаний,2015.

2.     Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 355 с.

3.     Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

4.     Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 342 с.

5.     Капранова М.Н. Программирование Информационно-познавательная деятельность учащихся.- Волгоград: Издательство "Учитель", 2014. -144 с.

6.     Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

7.     Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

8.     Операционная система Windows XP

9.     Пакет офисных приложений

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-7 классов "Занимательная информатика""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемая программа курса «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному и общекультурному направлениям развития личности. Программа предполагает ее реализацию в рамках внеурочной деятельности в 5 - 7 классах основной школы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); программой учебного курса по выбору Цветкова М.С., Богомолова О.Б. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы. 3-6 классы (Программа учебного курса по выбору "Занимательная информатика"). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015; примерной учебной программой факультативного курсаБосовой Л.Л. «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5–6 классов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 878 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.06.2020 345
    • DOCX 38.4 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бектурганова Магинур Алибековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71784
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс профессиональной переподготовки

Управление сервисами информационных технологий

Менеджер по управлению сервисами ИТ

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе