ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Альметьевский медицинский
колледж»
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОсНОВЫ
ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
34.02.01 «Сестринское дело»
(по специальности)
Базовый
(уровень подготовки)
АЛЬМЕТЬЕВСК - 2016
Рассмотрено
Утверждаю
на заседании ЦМК общепрофессиональных Зам.
Директора по учебной работе
дисциплин, профессиональных модулей А.К.Багаутдинов_______________
Фармации «
» сентября 2016г.
Председатель ___________Г.Б.Валиуллина
« » сентября 2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы
латинского языка с медицинской терминологией» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности
среднего профессионального образования (далее СПО), и примерной программы
учебной дисциплины для специальности 34.02.01 Сестринское дело»
Рабочую программу составила Зиакаева Р.Р., преподаватель фармакологии и
латинского языка, I квалификационной категории ГАПОУ «Альметьевский медицинский
колледж»
Рецензенты:
Тимеркаева В.М. – ВОП МБУЗ Альметьевская
городская поликлиника №3
Канатьева А.М. – преподаватель
фармакологии ГАПОУ «Альметьевский
медицинский
колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
4
5
11
13
|
1. ПаСПОРТ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской
терминологией»
1.1. Область применения программы
Учебная программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с
медицинской терминологией» является частью программы подготовки специалиста
среднего звена ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» по специальности
34.02.01 Сестринское дело
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: Общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования
к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся
должен
уметь:
- правильно читать и
писать на латинском языке медицинские
(анатомические,
клинические и фармацевтические) термины;
- объяснять значения
терминов по знакомым терминоэлементам;
- переводить рецепты и оформлять их по заданному
нормативному
образцу.
В результате освоения учебной дисциплины
обучающийся должен
знать:
- элементы латинской грамматики и способы
словообразования;
- 500 лексических единиц;
- глоссарий по специальности.
1.4 Медицинская
сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими
в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать
сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
1.5 Медицинская
сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой
подготовке):
ПК
1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения,
пациента и его окружения.
ПК
1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных
заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента
виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
1.6 РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в
том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36
часов; самостоятельной работы
обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной
дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная
нагрузка (всего)
|
54
|
Обязательная
аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
36
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
18
|
Самостоятельная
работа обучающегося (всего)
|
18
|
в том числе:
|
|
индивидуальное проектное
задание (лингвистический проект)
|
6
|
работа со словарем и
справочниками
|
1
|
выполнение упражнений по
образцу
|
2
|
составление таблиц
|
2
|
составление тематических
кроссвордов
|
1
|
подготовка докладов
|
4
|
подготовка эссе
|
1
|
выполнение заданий по
контрольным вопросам
|
1
|
Итоговая аттестация
в форме дифференцированного зачета
|
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.
Оборудование
учебного кабинета
Наглядные
пособия: таблицы (фонетические,
морфологические, грамматические), плакаты (пословицы, поговорки, афоризмы),
слайды, компакт-диски с учебным материалом.
Инструктивно-нормативная
документация:
государственные
требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления,
приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по
охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и
материально-технического оснащения кабинета.
Учебно-программная
документация: примерная
учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический
план.
Методические
материалы:
учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие программы,
учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, схемы
логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий,
контрольно-оценочные средства.
Технические средства обучения:
компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства
обучения.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.
Городкова Ю.И. Латинский
язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 315 с. Гриф МО РФ.
2.
Марцелли А.А. Латинский
язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс,
2010 – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для
студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
3.
Панасенко Ю. Ф. Основы
латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2012 – 352 с.
Гриф МО РФ.
Дополнительные
источники:
1.
Чернявский М.Н. Латинский
язык и основы медицинской терминологии. – Москва «Медицина». – 2010.
2.
Лекарственные средства: 5
000 наименований лекарственных препаратов и их форм / Под ред. М.А.Клюева. М.:
ИКТЦ «Лада», 2012.
3.
Болотина А.Ю. Словарь
лекарственных растений. М.: РУССО, 2010.
4.
Латинско-русский словарь \
Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2005.
5.
Международная
анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2012
Информационные электронные ресурсы: справочники, словари, обучающие и
контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса,
чтения и перевода упражнений; составления
таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных
заданий, подготовки докладов, эссе, лингвистического проекта.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
- правильно читать и писать на латинском языке медицинские
(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;
|
- блиц-опрос, контроль навыков чтения и письма,
тестирование, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений,
контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы;
|
- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
|
- тестирование лексики и грамматики, контроль навыков словообразования,
контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль
выполнения упражнений, контрольная работа, выполнение индивидуальных
проектных заданий;
|
- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному
образцу;
|
- тестирование,
выполнение контрольных заданий/ упражнений по чтению, переводу и оформлению
рецептов;
|
- элементы латинской грамматики и способы словообразования;
|
- тестирование, контроль лексического минимума, контроль выполнения
упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы,
контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;
|
- 450 лексических единиц;
|
- тестирование, контроль лексического
минимума, терминологический диктант/блиц-опрос, контроль
результатов внеаудиторной самостоятельной работы (докладов, эссе, промежуточных
и итоговых результатов проекта);
|
|
Зачет.
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОП.01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО
ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
№
|
Наименование
разделов и тем
|
Макс. нагр.
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
Сам. работа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Тема 1.1.
|
Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и
общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии.
Подсистемы медицинской терминологии.
Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила
постановки ударения. Долгота и краткость слога.
|
9
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Тема 2.1.
|
Имя существительное. Грамматические
категории имен существительных. Словарная форма.
Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное
определение. Латинизированные греческие существительные на –on.
|
9
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Тема 2.2.
|
Имя прилагательное.
Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных.
Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное
определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их
употребление в анатомической терминологии
|
9
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Тема 2.3.
|
3-е склонение имен существительных. Окончания существительных
мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная
форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных
3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение
существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с
существительными 3, 4, 5 склонений
|
9
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Тема 3.1.
|
Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение,
залог. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов.
Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление
в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура
рецепта.
|
9
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Тема 3.2.
|
Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные
сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому
действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.
Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений
(кислот, оксидов, солей).
|
9
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Тема 4.1.
|
Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент»
(ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ.
Греко-латинские дублеты.
|
9
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Тема 4.2.
|
Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических
терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической
терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы,
ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном
значении.
|
9
|
4
|
2
|
2
|
1
|
Тема 4.3.
|
Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки
и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения
на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы. Зачет.
|
9
|
4
|
2
|
2
|
1
|
|
Всего:
|
54
|
36
|
18
|
18
|
18
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.