Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ 34.02.01 «Сестринское дело»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ 34.02.01 «Сестринское дело»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Альметьевский медицинский колледж»











Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.01 ОсНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ







34.02.01 «Сестринское дело»

(по специальности)


Базовый

(уровень подготовки)
















АЛЬМЕТЬЕВСК - 2016


Рассмотрено Утверждаю

на заседании ЦМК общепрофессиональных Зам. Директора по учебной работе

дисциплин, профессиональных модулей А.К.Багаутдинов_______________

Фармации « » сентября 2016г.

Председатель ___________Г.Б.Валиуллина

« » сентября 2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), и примерной программы учебной дисциплины для специальности 34.02.01 Сестринское дело»









Рабочую программу составила Зиакаева Р.Р., преподаватель фармакологии и латинского языка, I квалификационной категории ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж»



Рецензенты:

Тимеркаева В.М. – ВОП МБУЗ Альметьевская городская поликлиника №3

Канатьева А.М. – преподаватель фармакологии ГАПОУ «Альметьевский

медицинский колледж»







СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4



5



11



13


1. ПаСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»


1.1. Область применения программы

Учебная программа учебной дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» является частью программы подготовки специалиста среднего звена ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж» по специальности 34.02.01 Сестринское дело


1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ: Общепрофессиональные дисциплины.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские

(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному

образцу.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

- элементы латинской грамматики и способы словообразования;

- 500 лексических единиц;

- глоссарий по специальности.

1.4 Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

1.5 Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.



1.6 РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:


максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


индивидуальное проектное задание (лингвистический проект)

6

работа со словарем и справочниками

1

выполнение упражнений по образцу

2

составление таблиц

2

составление тематических кроссвордов

1

подготовка докладов

4

подготовка эссе

1

выполнение заданий по контрольным вопросам

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Содержание учебной дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Фонетика.

6


Тема 1.1.

Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.

2

1


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • выполнение упражнений по образцу

  • подготовка доклада по теме «История развития латинского языка»


1

1


Раздел 2.

Анатомическая терминология.

18


Тема 2.1.


Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.

Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on.

2

3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • подготовка доклада по теме «Развитие анатомической терминологии»

  • работа со словарем и справочниками


1

1


Тема 2.2.

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

2

3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными»

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов»


1



1


Тема 2.3.

3 склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

2

3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • составление таблицы «Алгоритм согласования прилагательных с существительными»

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов»



1


1


Раздел 3.

Фармацевтическая терминология.

12

3

Тема 3.1.


Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение, залог. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта.

2



Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • подготовка доклада по теме «Развитие фармацевтической терминологии»

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов»


1


1


Тема 3.2.

Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей).

2

3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • составление тематических кроссвордов

  • выполнение упражнений по образцу


1

1


Раздел 4.

Клиническая терминология.

18


Тема 4.1.

Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты.

2

3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов»

  • подготовка доклада по теме «Структура клинических терминов»



1

1


Тема 4.2.

Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении.

2

3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов»

  • выполнение заданий по контрольным вопросам




1


1



Тема 4.3.

Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы. Зачет.

2

3


Практическое занятие.

2



Самостоятельная работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка трехъязычного словаря (русско-латинско-английского) медицинских терминов»

  • подготовка эссе «Популярные латинские выражения в лексиконе студента-медика».





1


1



Всего:

54





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.

Оборудование учебного кабинета
Наглядные пособия: таблицы (фонетические, морфологические, грамматические), плакаты (пословицы, поговорки, афоризмы), слайды, компакт-диски с учебным материалом.

Инструктивно-нормативная документация: государственные требования к содержанию и уровню подготовки обучающихся по дисциплине, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины; инструкции по охране труда и противопожарной безопасности; перечень информационного и материально-технического оснащения кабинета.

Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.

Методические материалы: учебно-методические комплексы, контролирующие и обучающие программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, схемы логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий, контрольно-оценочные средства.

Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.



Основные источники:

  1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 315 с. Гриф МО РФ.

  2. Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 380, (1) с. – (Среднее профессиональное образование). Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

  3. Панасенко Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. – ГЭОТАР-Медиа, 2012 – 352 с. Гриф МО РФ.





Дополнительные источники:

  1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – Москва «Медицина». – 2010.

  2. Лекарственные средства: 5 000 наименований лекарственных препаратов и их форм / Под ред. М.А.Клюева. М.: ИКТЦ «Лада», 2012.

  3. Болотина А.Ю. Словарь лекарственных растений. М.: РУССО, 2010.

  4. Латинско-русский словарь \ Авт.сост. К.А.Тананушко. М.: ООО «Харвест», 2005.

  5. Международная анатомическая номенклатура. − М.: Медицина. – 2012



Информационные электронные ресурсы: справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний.


























КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки докладов, эссе, лингвистического проекта.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

- блиц-опрос, контроль навыков чтения и письма, тестирование, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы;

- объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;


- тестирование лексики и грамматики, контроль навыков словообразования, контроль лексического минимума, терминологический диктант, контроль выполнения упражнений, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;

- переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу;

- тестирование, выполнение контрольных заданий/ упражнений по чтению, переводу и оформлению рецептов;

- элементы латинской грамматики и способы словообразования;

- тестирование, контроль лексического минимума, контроль выполнения упражнений, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы, контрольная работа, выполнение индивидуальных проектных заданий;

- 450 лексических единиц;


- тестирование, контроль лексического минимума, терминологический диктант/блиц-опрос, контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы (докладов, эссе, промежуточных и итоговых результатов проекта);


Зачет.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОП.01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ


Наименование разделов и тем

Макс. нагр.

Всего

Теория

Практика

Сам. работа

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1.1.

Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога.

9

4

2

2

1

Тема 2.1.


Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.

Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on.

9

4

2

2

1

Тема 2.2.

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

9

4

2

2

1

Тема 2.3.

3 склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

9

4

2

2

1

Тема 3.1.


Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение, залог. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта.

9

4

2

2

1

Тема 3.2.

Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах. Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей).

9

4

2

2

1

Тема 4.1.

Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты.

9

4

2

2

1

Тема 4.2.

Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении.

9

4

2

2

1

Тема 4.3.

Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы. Зачет.

9

4

2

2

1


Всего:

54

36

18

18

18

















6


  • Другое
Описание:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

-правильно читать и писать на латинском языке медицинские

(анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

-объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

-переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному

образцу.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

-элементы латинской грамматики и способы словообразования;

-500 лексических единиц;

-глоссарий по специальности.

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

1.5 Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

максимальной учебной нагрузки обучающегося54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

Автор Зиакаева Рима Рафаиловна
Дата добавления 17.11.2017
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 507
Номер материала MA-072224
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»