Инфоурок Другое Другие методич. материалыРабочая программа учебного предмета «Профильный труд. Шейное дело» в рамках предметной области «Технологии», 5 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд. Шейное дело» в рамках предметной области «Технологии», 5 класс.

Скачать материал

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

"Школа-интернат №71 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара"

 

Программа рассмотрена

на заседании МО учителей

_________________________

Протокол № ___

от ____ ___________20___ г. Председатель МО

                          /

Проверено:

«___»_______20___ г.                           

зам. директора по УВР    _________Т.В. Чистикова                                                                                                                      

Утверждаю:                                                                                                            

Директор ГБОУ            

школы-интерната №71 г.о. Самара

___________________Н.В. Межова    

Приказ №___от______20___ г.                                                                                                   

                      

                                       

 

Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд. Шейное дело»

в рамках предметной области «Технологии»

уровень реализации программы – базовый

 для  5 класса

Составитель:

учитель

высшей квалификационной категории

 Корчагина Елена Викторовна

                                                                                         

 

                                                                                            Самара, 2020

Пояснительная записка

Правовой статус. Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Профильный труд. Швейное дело» в раках предметной области «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1599 от 19.12.2014 г., Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 4/15 от 22.12.2015 г., учебников «Технология. Швейное дело» для 5 классов авторов - Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая, Издательство - М., «Просвещение», 2020.

Адресат программы. Рабочая образовательная программа по учебному предмету «Профильный труд. Швейное дело» разработана для обучающихся 5 классов. Основной контингент составляют обучающиеся с легкой умственной отсталостью, среди которых встречаются дети с системным недоразвитием речи I-II уровня, а также дети со школьными трудностями различного характера, нуждающиеся в специальном сопровождении.

Место учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара на 2020 - 2021 уч.год на изучение учебного предмета «Профильный труд. Швейное дело» в рамках предметной области «Технологии» в 5 классах отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.

Преподавание предмета носит концентрический характер, осуществляется с учетом принципов общей и коррекционной педагогики: многократное повторение, полисенсорность восприятия учебного предмета, опора на чувственный опыт, принцип индивидуально-дифференцированного и деятельностного подхода в процессе обучения.

Цели обучения предмету «Профильный труд. Швейное дело»: Овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

5 класс    Знакомство с общетрудовыми умениями и навыками.

Задачи обучения предмету «Профильный труд. Швейное дело»

5        класс

1.Формировать трудовые навыки и умения, технические, технологические, конструкторские, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде.

2.Развивать социально ценные качества личности (потребности в труде, трудолюбии, уважения к людям труда, общественной активности)

3.Обучать обязательному общественно-полезному, производительному труду, готовить учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в быту.

 

 

 

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

1) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2) наличие мотивации  и ответственного отношения к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;  

3) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

 

Предметные планируемые образовательные результаты:

                                                                                    Уровни усвоения материала

Минимальный уровень

Достаточный уровень

 

 

 

 

5 класс           

-знает названия некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;

-отбирает с помощью учителя материалы и инструменты, необходимые для работы;

- имеет представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы.

 

-знает и соблюдает правила по технике безопасности;

- умеет работать с учебником как источником знаний;

- дает последовательные ответы на вопросы, выбирает правильный ответ из ряда предложенных вариантов;

-владеет базовыми умениями и навыками по профилю;

-самостоятельно отбирает материалы и инструменты, необходимые для работы.

 

Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

 

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

- уважительно и бережно относится к людям труда и результатам их деятельности;

осознанно выполняет обязанности ученика, члена школьного коллектива,

гордится школьными успехами и достижениями своих товарищей;

понимает личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в школе.

-вступает в коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

вступает в диалог и поддерживает его,

- дифференцированно использует разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.)

 

- принимает и сохраняет цели и задачи решения типовых практических задач,

осознанно действует на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, 

адекватно реагирует на внешний контроль и оценку, корректирует в соответствии с ней свою деятельность.

-использует логические действия (сравнение, анализ,

синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на основе практической деятельности,

умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.

 

 

Содержание учебного материала

1 четверть

Вводное занятие

Швейная машина

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечные нити ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление нижней и верхней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.

Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.

Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

Работа с тканью

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.

Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.

Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.

Ремонт одежды

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения. Виды пуговиц. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.

Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговицы на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.

Практическое повторение

Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

Самостоятельная работа

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной 1см. пришивание на образце пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.

2 четверть

Вводное занятие.  Повторение

План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.

Работа с тканью

Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками тесьмы для дежурного.

Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.

Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.

Упражнения. Выполнение стачного шва.

Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками и аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка боковых срезов. Обметывание среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5-2 см. продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.

Ремонт одежды

Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

Умение. Наложение заплаты.

Практические работы. Вырезание лоскута 10*14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

Самостоятельная работа

Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.

3 четверть

Вводное занятие

Задачи обучение и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

Швейная машина с ножным приводом

Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.

Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.

Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.

Построение чертежа изделия в натуральную величину.

Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани

Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанным швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1см.

Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная- основная (тонкая) и штриховая –вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при использовании.

Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.

Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению всего изделия. Проверка выкройки измерением, сложение сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение деталей при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва подгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.

Двойной шов

Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.

Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размер шва.

Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.

Построение чертежа по заданным размерам.

Пошив однодетального изделия с применением двойного шва

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.

Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.

Самостоятельная работа.

Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.

4 четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

Накладной шов

Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.

Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.

Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов.

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.

Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжки из волокна хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.

Умение. Расчет расхода ткани.

Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расходов ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталец с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.

Практическое повторение

Виды работ. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумкой, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

Контрольная работа

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).

 

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Дата проведения учебного урока, кол-во часов

Изучаемый вопрос (тема)

Знания, необходимые для усвоения нового материала

Словарь

Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках

Средства обучения

Форма организации обучения

Коррекционные задачи

Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.

 

По программе-102 часа

1 четверть-24 ч.                    

 

1

1.09.20

3ч.

Вводное занятие. Беседа о профессии швеи. Задачи обучения и план работ на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской.

Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской, ассортимент изделий, изучаемый в 1-ой четверти

Швея, специальная одежда

Правила поведения в мастерской

Работы учащихся старших классов, плакаты

Комбинированный урок

Развитие концентрации и устойчивости распределения и переключения внимания

Ответы на вопросы, работа с тетрадью

 

2

8.09.20

3ч.

Повторение. Х/б волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечные нити. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Строение и свойства тканей

Х/б ткани, долевые и поперечные нити, кромка, лицевая, изнаночная стороны ткани

Умение определить лицевую и изнаночную стороны ткани

Наглядные пособия по видам тканей, образцы тканей, инструментов и приспособлений

Повторение

Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления

Ответы на вопросы в учебнике

3

15.09.20

3ч.

 

 

Знакомство с устройством швейной машины. Основные механизмы. Заправка ниток. Наматывание нитки. Правила по технике безопасности

 

Виды выполненных работ, основные механизмы, заправка ниток

Главный вал, рабочие органы машины, винт-разъединитель, рабочий ход 

Умение выполнять машинные строчки, заправлять машину, наматывать нитки

Схема швейной машины, правила по технике безопасности

Комбинированный урок

 

Развитие словарного запаса, связной речи, мелкой моторики

Ответы на вопросы, чтение в учебнике текста, запись в тетради. Практическая работа-наматывание нитки.

4

22.09.20

3ч.

Выполнение машинных строчек.

Виды машинных швов

Стачной шов

Умение выполнять машинные строчки

Правила по технике безопасности при работе на швейной машине

Комбинированный урок

Развитие словарного запаса, связной речи, мелкой моторики

Практическая работа- выполнение машинных строчек

5

 

 

 

 

29.09.20

3ч.

 

 

 

Тема: работа с тканью.  Изделие: головной и носовой платок. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления головного платка.

Название тканей для головного платка.  

Соединительный взаутюжку, вразутюжку.

 

 

Умение выполнять сметочные стежки и застрачивать на швейной машине.

 

Образцы тканей, швов, изделий.

 

 

 

Комбинированный урок

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы, запись в тетради. Практическая работа-обработка срезов головного платка.

6

6.10.20

3ч.

Машинные швы: виды, конструкция, применение. Заметывание и застрачивание долевых срезов платка. Закрепление машинной строчки. Обработка углов косыми стежками. Утюжка изделия.

Знание машинных швов

Накладной, краевой швы, шов вподгибку с закрытым срезом

Обрабатывать углы косыми стежками

Последовательность выполнения изделий

Комбинированный урок

Развитие способности планировать свою деятельность

Практическая работа-обработка углов.

7

13.10.20

3ч.

 

 

 

Тема: ремонт одежды. Виды пуговиц. Подбор ниток. Способы пришивания в зависимости от вида пуговицы. Закрепление нити. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды. Стачивание распоровшегося шва ручными и стачными стежками. Обметывание срезов частыми косыми стежками. Приутюживание места разрыва.

Знание методов пришивания пуговицы

 

Знание швов, ручных и косых стежков

Пуговицы со сквозными отверстиями, пуговицы с ушком, стойка

Умение пришить оторванную пуговицу

Умение выполнить ручной стачной стежок

Образцы пуговиц: на стойке со сквозными отверстиями

Образцы швов

Комбинированный урок

 

 

Комбинированный урок

Развитие мыслительных операций, мелкой моторики, поэтапного и итогового контроля, увеличение объема памяти и внимания

Ответы на вопросы, чтение в учебнике текста, запись в тетради.

Практическая работа-пришивание пуговиц.

8

20.10.20

3ч.

Самостоятельная работа. Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной1см., пришивание пуговиц со сквозными отверстиями на стойке.

Знание технологии обработки шва вподгибку

Шов вподгибку с закрытым срезом

Умение выполнить шов, пришить пуговицу

Образец шва

Образец пришитой пуговицы

Повторение и закрепление пройденного материала

Реализация долговременной памяти

Практическая работа-выполнение шва вподгибку с закрытым срезом и пришивание пуговицы.

 

 

Номер урока

Дата проведения учебного урока, кол-во часов

Изучаемый вопрос (тема)

Знания, необходимые для усвоения нового материала

Словарь

Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках

Средства обучения

Форма организации обучения

Коррекционные задачи

Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.

 

2 четверть-27ч.                     

 

1

3.11.20

3ч.

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила поведения учащихся в мастерской. Правила безопасной работы с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места. Повторение:1. План работы по изготовлению головного платка. 2. Вышивка монограммы.

План работы на четверть

 

 

 

План работы по изготовлению головного платка

Специальная одежда

Правила поведения в мастерских

 

 

Умение планировать свою работу, выполнить программу

Образцы изделий. Плакаты по технике безопасности

Комбинированный урок

Развитие слухового и зрительного восприятия, реализация долговременной памяти

Ответы на вопросы, чтение в учебнике текста, запись в тетради.

Практическая работа- выполнение машинных строчек на образце.

2

10.11.20

3ч.

Тема: работа с тканью. Изделие: мешочек для хранения изделия. Ткани для изготовления мешочка. План работы. Отделка кроя аппликацией.

Назначение тканей для мешочка, машинные швы

Стачной шов, обметочные стежки, отделка

Умение выбрать ткани, аппликацию, планировать свою работу

Образцы изделия, учебник, образцы тканей

Комбинированный урок

Развитие мышления, памяти, речи

Практическая работа-отделка кроя аппликацией.

3

17.11.20

3ч.

Сметывание и стачивание боковых срезов.

 

 

Знание технологии выполнения стачного шва

 

Сметывание, стачивание.

 

Умение выполнить сметочные, петельные и косые стежки, строчки на машине

Образец изделия, швов, стежков

 

Комбинированный урок

 

Развитие мышления, разговорной речи, мелкой моторики

Практическая работа-обработка боковых срезов.

4

24.11.20

3ч.

Обметывание срезов

Требование к качеству работ

Косые и петельные стежки, обметочные строчки

Умение выполнить обметочные стежки

Образец изделия, швов, стежков

 

Комбинированный урок

 

Развитие мелкой моторики

Практическая работа-обметывание срезов изделия

5

1.12.20

3ч.

Обработка верхнего среза

Последовательность выполнения

Шов вподгибку с закрытым срезом

Умение выполнить потайные стежки, шов вподгибку

Образец потайных стежков

Комбинированный урок

Развитие моторных координаций

Ответы на вопросы, практическая работа-обработка верхнего среза.

6

8.12.20

3ч.

Продергивание шнура. Утюжка изделия

Знание правил по безопасности

Отутюжить

Умение пользоваться булавкой

Образец изделия

Комбинированный урок

Развитие моторных координаций

Практическая работа-продергивание шнура и утюжка изделия.

7

 

 

 

 

15.12.20

3ч.

Тема: ремонт одежды. Изделие: вешалка к одежде. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки.

План работы по изготовлению вешалки

Вешалка

Умение выбрать ткань для ремонта, пользоваться портновскими ножницами

Образец тканей, изделия

Комбинированный урок

Развитие самоконтроля

Чтение текста, ответы на вопросы, практическая работа-пришивание вешалки к изделию.

8

22.12.20

3ч.

Пришивание вешалки к изделию.

План работы по изготовлению вешалки

Вешалка

Умение изготовить вешалку и соединить ее с изделием

Образец тканей, изделия

Комбинированный урок

Развитие самоконтроля

Практическая работа-обработка вешалки.

9

29.12.20

3ч.

Самостоятельная работа – 2часа. Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.

Знание технологии обработки вешалки

Шов вподгибку с закрытым срезом

Умение изготовить вешалку и соединить ее с изделием

Образец изделия

Повторение и закрепление пройденного материала

Реализация долговременной памяти

Практическая работа-обработка вешалки.

 

 

Номер урока

Дата проведения учебного урока, кол-во часов

Изучаемый вопрос

(тема)

Знания, необходимые для усвоения нового материала

Словарь

Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках

Средства обучения

Форма организации обучения

Коррекционные задачи

Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.

 

3 четверть-27ч.                     

 

1

12.01.21

3ч.

Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на 3 четверть. Правила безопасной работы в мастерской

Задачи обучения и план работы на четверть

 

Умение планировать свою работу.

Образцы изделий, журналы мод, дидактический материал

Комбинированный урок

Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия

Ответы на вопросы, чтение текста, запись в тетради

2

19.01.21

3ч.

Повторение. Диктант. Швейная машина с ножным приводом. Назначение и устройство машины Установка иглы. Закрепление иглы винтом. Правила установки, выполнение строчек на тканях различной толщины.

Сведения о бытовых швейных машинах

Двигатель ткани, регулятор строчки, нитепритягиватель, регулятор натяжения верхней нити, челночное устройство

Умение отличить марки машин с ручным, ножным и электрическим приводом, установить иглу, выполнить строчки на различных по толщине тканях.

Парк швейных машин, скелет машины, плакаты правильной позы, устройство иглы

Комбинированный урок

Развитие слухового и зрительного восприятия, развитие мелкой моторики

 Чтение текста, работа в тетради.

Практическая работа-выполнение машинных строчек.

3

26.01.21

 

3ч.

Правила заправки верхней и нижней нитей. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Подбор нити в зависимости от ткани.

Знание правил заправки нитей, деталей машин

Бобина, нитенаправитель

Умение заправить нити, выполнить строчки с разной длиной стежка, машинную закрепку

Плакаты

Комбинированный урок

Развитие памяти, слухового и зрительного восприятия

Чтение текста, запись в тетради, практическая работа-выполнение машинной закрепки.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.02.21

3ч.

Тема: Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани. Изделие: салфетка квадратной формы, обработка швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1см. построение чертежа салфетки. Правила оформления чертежа. Вырезание выкройки. Ткани для изготовления салфеток. Определение долевой и поперечной нити. Раскрой изделия по выкройке.

Знание последовательности построения чертежа, правил оформления чертежа

Салфетка, столовое белье

Умение оформить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, измерительной техникой, раскройными ножницами

Чертеж, салфетки, образец, таблица мерок, словарь

Комбинированный урок

Развитие тонкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля

Чтение текста.

Практическая работа-построение чертежа изделия.

 

5

 

 

 

 

9.02.21

3ч.

Выполнение шва вподгибку. Положение детали при пошиве на столе и на платформе машины. Подгиб угла и обработка косыми стежками. Утюжка.

Знание приемов выполнения ручных и машинных работ

Салфетка, столовое белье

Умение выполнить сметочные стежки, строчки на швейной машине

Образец салфетки, шва, образцы косых стежков, словарь

Комбинированный урок

Развитие речи, памяти, самоконтроля

Ответы на вопросы, чтение текста, практическая работа-обработка углов.

6

 

 

 

 

 

16.02.21

3ч.

 

 

 

 

Тема: Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва. Изделие: наволочка на подушку с клапаном не менее 25см. составление чертежа прямоугольной формы по заданным размерам.

Знание правил оформления чертежа

Наволочка, постельное белье, клапан

Умение оформить чертеж по заданным размерам.

Образец изделия, ПТ карта, контроль качества, словарь

Комбинированный урок

Развитие элементов самоконтроля.

Ответы на вопросы.

Практическая работа-составление чертежа

7

2.03.21

3ч.

Подготовка ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов. ВТО срезов.

Параметры ВТО

Наволочка, постельное белье, клапан

Умение рассчитать  расход ткани на изделие, раскроить детали с припуском, выполнить двойной шов

Образец изделия, ПТ карта, контроль качества, словарь

Комбинированный урок

Развитие долговременной памяти, взаимоконтроля

Ответы на вопросы.

Практическая работа-обработка поперечных срезов.

8

 

 

 

 

9.03.21

3ч.

 

Обработка боковых срезов двойным швом, сметывание, стачивание.

 

Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.

Технология выполнения двойного шва, стачного шва.

Правила техники безопасности.

Двойной шов.

 

 

Машинная закрепка

Умение выполнить двойной шов, стачной шов.

Умение выполнить машинную закрепку, качественно отутюжить изделие

Образец, ПТ карта, дидактический материал, словарь

Образец, ПТ карта, дидактический материал, словарь

Комбинированный урок

 

Развитие слухового и зрительного восприятия, самоконтроля

 

Ответы на вопросы, чтение текста, практическая работа-обработка срезов двойным швом.

Практическая работа-выполнение закрепки и утюжка изделия.

9

16.03.21

3ч.

Самостоятельная работа. Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3см.

Знание технологии обработки наволочки

Наволочка с клапаном

Умение выполнить двойной шов на образце по заданным размерам

Образец изделия, контроль качества

Урок повторения и закрепления представленного

Реализация долговременной памяти

Практическая работа-выполнение двойного шва и шва вподгибку с закрытым срезом на образце.

 

Номер урока

Дата проведения учебного урока, кол-во часов

Изучаемый вопрос

 (тема)

Знания, необходимые для усвоения нового материала

Словарь

Специальные умения и навыки, вырабатываемые на программных уроках

Средства обучения

Форма организации обучения

Коррекционные задачи

Способы контроля за усвоением знаний и умений, деятельность детей.

 

1

4 четверть-24ч.                     

 

30.03.21

3ч.

Вводное занятие. Повторение. Выполнение шва вподгибку.

Ассортимент изделий, изучаемый в 4

четверти

 

Правила поведения в мастерской, умение выполнить шов вподгибку

Образцы изделий, журналы мод, дидактический материал

Комбинированный урок

Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия

Ответы на вопросы, чтение текста, запись в тетради

2

6.04.21

3ч.

Тема: Накладной шов. Виды накладного шва:

-с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами, направленными в одну сторону

-с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны

Последовательность выполнения накладного шва

Накладной шов

Умение выполнить швы: с закрытым срезом, с 2-мя открытыми срезами

Образцы швов, схемы швов, изделия с накладными швами, словарь

Комбинированный  урок

Развитие концентрации и устойчивости, внимания, слухового и зрительного восприятия памяти, самоконтроля

Ответы на вопросы, работа с текстом

Практическая работа- выполнение накладного шва.

3

13.04.21

3ч.

 

 

 

 

 

Тема: Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов. Изделие: сумка хозяйственная х/б с ручками из 2-ух слоев ткани. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка.

 

Последовательность построения чертежа

 

 

 

 

 

 

Хлопчатники, волокна хлопка

Умения правильно пользоваться чертежными инструментами, оформить чертеж, пользоваться раскройными инструментами

 

 

 

 

Образец сумки хозяйственной, чертеж, таблица мерок, словарь швеи

 

 

 

 

Комбинированный урок

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, пооперационного контроля

 

 

 

 

Ответы на вопросы, работа в тетради.

 

 

 

 

 

 

4

20.04.21

3ч.

Сумки: фасоны, размеры, швы. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину.

Последовательность построения чертежа

Хлопчатники, волокна хлопка

Умение правильно оформить чертеж, пользоваться измерительной техникой, ножницами, булавками

Образец сумки хозяйственной, чертеж изделия, таблица мерок, словарь

Комбинированный  урок

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля

Практическая работа-построение чертежа

 

 

5

27.04.21

3ч.

Подготовка ткани к раскрою и выкраиванию деталей.

Правила раскроя

Долевая нить, поперечная нить, кромка

Умение правильно раскроить детали

Образец сумки хозяйственной, чертеж изделия, таблица мерок, словарь

Комбинированный  урок

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля

Ответы на вопросы, чтение текста, практическая работа-выкраивание деталей сумки.

6

11.05.21

3ч.

 

 

 

Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с 2-мя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек. 

 

Приемы выполнения двойного накладного шва.

Двойной, накладной шов, шов вподгибку.

Умение выполнить накладной шов

Образец изделия, швов, контроль качества швов, ПТ карта, контроль качества, словарь

Комбинированный урок

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, поэтапного и взаимоконтроля

 

Ответы на вопросы, чтение текста, запись в тетради.

Практическая работа-обработка боковых срезов.

7

18.05.21

3ч.

Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек.

 Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.

Приемы выполнения шва вподгибку, стачного шва.

Приемы выполнения аппликации

Двойной, накладной шов, шов вподгибку.

Шов вподгибку, боковые стороны, дно сумки

Умение выполнить двойной шов, шов подгибку

Умение выполнить аппликацию

Образец изделия, швов, контроль качества швов, ПТ карта, контроль качества, словарь

 

Комбинированный урок

 

Развитие памяти, мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия

Развитие мелкой моторики, самоконтроля, взаимоконтроля

Ответы на вопросы, чтение текста, практические работы по пошиву сумки.

Ответы на вопросы.

Практическая работа- застрачивание углов.

8

25.05.21

3ч.

Самостоятельная работа. Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 2 см. Обработка ручки накладным швом).

Знание технологии выполнения сумки хозяйственной

Двойной, накладной шов, шов вподгибку, боковые стороны, дно сумки

Умение выполнить шов вподгибку с закрытым срезом по заданным размерам.

Образец изделия, швов

Повторение и закрепление пройденного материала

Реализация долговременной памяти

Практическая работа-выполнение машинных швов на образце.

 

 

 

 

Нормы и критерии оценивания образовательных результатов

                                                                                                                                                                                

Вариант 1

Оценки

Письменные ответы

"5"

Теоретический материал усвоен в полном объеме изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Качество выполненной практической работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

     В тетради самостоятельно выполняет рисунки, схемы, таблицы в полном объеме.

      Тестовые задания выполняет в объеме 80-100%.

"4"

В усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки. Материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. К качеству выполненной практической работы имеются замечания, и оно частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

    Рисунки, схемы, таблицы в тетради выполняет в полном объеме, но имеются неточности, исправления.

     Тестовые задания выполняет в объеме 65-80%.

"3"

 В усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.  Качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена при помощи учителя.  

      Рисунки, схемы, таблицы в тетради выполняет небрежно (если это не связано с нарушением моторики у детей).

       Задание выполнено на половину. .

     Тестовые задания выполняет в объеме  50%.

"2"

Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом.

    Тестовые задания не выполняет.

"1"

Не ставится.

     Полностью не усвоил программный материал.

 

 

Контрольный лист анализа проверки знаний

(Диагностическая карта развития профессионально-трудовых навыков)

 

ФИ ученика

Понимание объяснения

Включение в практическую деятельность

Планирование

Ориентировка в задании

Работоспособность

Скорость выполнения

Сформированность профессиональных умений

Самоконтроль

Примечание

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Контрольно-измерительные материалы

Тестовые задания

1-я четверть

Задание: выбери единственно верный ответ и подчеркни его.

1.Ручной инструмент и приспособления (иглы, ножницы, напёрстки, булавки и т.д.) хранят:

1) Где придётся;

2) Под столом;

3) В строго отведённых для этого местах.

 

2. К натуральным волокнам относят:

1) волокна, которые встречаются в природе

2) волокна, которые получают на предприятиях химической промышленности

 

3. В какой части растения находится волокно хлопка?

1) в семенной коробочке

2) стебле растения

3) листьях

 

4.Иголку хранят:

1) В одежде;

2) В игольнице

3) На столе

 

5.Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи руки, называется швейной машиной:

1) с ножным приводом;

2) ручным приводом;

3) электрическим приводом.

 

6. При работе на швейной машине нужно:

1) волосы распустить;

2) убрать волосы под косынку;

3) сделать нарядную причёску.

 

2 четверть

Задание: выбери единственно верный ответ и подчеркни его.

1.Швейная машина, приводящаяся в движение при помощи электрического тока, называется швейной машиной:

1) с ручным приводом;

2) электрическим приводом;

3) ножным приводом.

 

2.Деталь, на которую наматывают нижнюю нить, называется:

1)Шпулька

2)Челнок

3)Шпульный колпачок

 

3. Почему срез ткани называют долевым?

1) ткань разрезана по поперечной нити

2) ткань разрезана по долевой нити

3) ткань разрезана по косому направлению нити

 

4. Какой срез не тянется?

1) поперечный

2) долевой

3) косой

 

5.Отметь кружочками ткани растительного происхождения

1)Шерсть

2)Лен

3)Шелк

4)Хлопок

 

6. Для выполнения влажно-тепловой обработки необходимы:

1) швейная машина;    

2) швейная игла;          

3) электрический утюг.

 

7.Чтобы закрепить нить в конце строчки, нужно:

1)Завязать концы ниток

2)Выполнить машинную закрепку

3)Ничего делать не нужно

 

3 четверть

Задание: выбери единственно верный ответ и подчеркни его.

1. При работе на швейной машине ткань:

1) продвигается от работающего

2) на работающего

3) находится на месте

 

2. Как называется деталь, которая продвигает ткань на машине?

1) игла

2) прижимная лапка

3) рейка

 

3. Что относится к постельному белью?

1)простыня;

2) наволочка;

3)ночная сорочка;

4) пододеяльник

 

4.От чего зависят форма и размер наволочки?

1) от твоего желания

2) от размера подушки

3) от ткани

 

5.Подбор номера машинной иглы зависит:

1)От толщины ткани

2)Толщины ниток

3)Вида швейной машины

 

6.При пользовании электрическим утюгом нужно следить:

1) За положением шнура

2) Стоящим рядом соседом

3)Чтобы утюжильная доска стояла правильно

 

      7. Волокна, которые получают от животных, называются:

      1) волокнами химического происхождения

       2) волокнами животного происхождения

       3) волокнами растительного происхождения

 

8. Двойной шов используется при пошиве:

1) Наволочки

2)Носового платка

3) Косынки

 

4 четверть

Задание: выбери единственно верный ответ и подчеркни его.

1. Где находится нитка при заправке в иглу

1) со стороны короткого желобка

2) со стороны длинного желобка

3) заправляется от работающего

 

2.Сантиметровую ленту в шитье используют:

1) для обмера фигуры человека

2) вычисления площади рабочего стола

3) измерения помещения

 

3. Соединение двух деталей примерно равных по величине, называется:

1) притачать

2) стачать

3) застрочить

 

4. Для чего нужна хозяйственная сумка?

1)Для хранения продуктов

2)Для переноса продуктов, вещей

3)Для украшения одежды

 

5. Отутюжить –это:

1)Разложить припуски шва в разные стороны и закрепить их утюгом

2)Удалить замины на ткани

3)Закрепить подогнутый край детали

 

6.К соединительным швам относятся:

1) Шов вподгибку с закрытым срезом

2) Стачной шов

3) Шов вподгибку с открытым срезом

 

7. С помощью чего снимают мерки?

1) линейки;

2) циркуля;

3) сантиметровой лентой.

 

8. Сметывание-это:

1) временное соединение мелкой детали с крупной временными стежками

2) соединение двух деталей, примерно равных по величине, временными стежками

3) закрепление подогнутого края детали временными стежками

 

9. Накладной шов используют при пошиве:

1) наволочек

2) головного платка

3)сумки хозяйственной

 

10.Ткань с рисунком это:

1)Ткань, окрашенная в один цвет

2)Ткань, выработанная из нитей разного цвета

3) Ткань, имеющая печатный рисунок

 

Источники

1.      Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ школы-интерната № 71 г.о.Самара на 2020-2021 уч.год.

2.      Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. под редакцией В.В. Воронковой. -  М., Владос, 2000

3.      Учебник «Технология. Швейное дело» - Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая, 5 класс// учебник для коррекционных школы VIII  вида,  Издательство - М., Владос, 2015.

4.      Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru 

5.      Учительский портал http://www.uchportal.ru  

6.      Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september     

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд. Шейное дело» в рамках предметной области «Технологии», 5 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.11.2020 138
    • DOCX 56 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горлова Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горлова Людмила Николаевна
    Горлова Людмила Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81107
    • Всего материалов: 206

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции