Пояснительная записка
Программа по пропедевтическому курсу
химии в 7 классе составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;
2.
Федеральный Государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 №1897;
3.
Образовательная программа основного общего
образования
ГБОУ«Новоселенгинская школа-интернат среднего общего
образования» Приказ №8 от 29.08.2016 г.; решение ПС №1 от20.08.2017 г.
4.
СанПиН 2.4.2.2621 – 10 № 189 от 29.12.2010 года; (С
изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24
ноября 2015 г)
5.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования. (Утверждён приказом
Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014 с изменениями Приказ
МОиН РФ №576 от 08.06.2015 г.)
6.
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным
и учебно – лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС
основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования
и технического творчества обучающихся. (Утвержденным Приказом Минобразования и
науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03);
7.
Устав ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат
среднего общего образования» приказ МОиН РБ №2034 от 29.09.2015 г.;
8.
Положение о рабочей программе ГБОУ «Новоселенгинская
школа-интернат среднего общего образования» реализующей программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ №10а
от 29.08.2017 г;
9.
Учебный план ГБОУ «Новоселенгинская
школа-интернат среднего общего образования» приказ №3 от 22.08.2017;
Программа составлена на основе учебника
- Химия. Вводный курс. 7 класс. Издательство Дрофа, М.: 2013 г.
Программа разработана с целью подготовки
учащихся к изучению химии для VIII класса. Программа VIII класса настолько
обширна, что учащиеся не успевают за ней, испытывают трудности от новизны на
каждом уроке, плохо усваивают формулы, названия веществ. В результате у них
появляется апатия к изучению предмета, химия для них становится непосильной
наукой. Между тем, химия – фундаментальная наука, которая играет важную роль в
формировании личности. Знания, приобретенные на уроках химии, служат ориентиром
правильного поведения человека в окружающем мире, формируют научное
мировоззрение и являются обязательным элементом культуры современного человека.
Цели введения пропедевтического курса:
•
Овладение начальными естественно-научными умениями проводить
наблюдения, опыты, описывать их результаты, формулировать выводы;
•
Развитие интереса к процессу познания, интеллектуальных и
творческих способностей, необходимых для понимания значимости химии и
взаимосвязи ее с другими науками, потребности самостоятельно приобретать
знания;
•
Применение полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих
вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате пропедевтической
подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества,
а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических
формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий
химических элементов, сведения о необычных свойствах обычных веществ и
разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у
учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают
возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить
лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической
посудой, реактивами.
Исследования ученых показывают, что
уровень познавательного интереса у школьников младших классов выше, чем у
старшеклассников. Изучая химию с VII класса, учащиеся психологически готовятся
к изучению химии в VIII классе: учатся объяснять с помощью химических знаний
многие явления в окружающем мире, развивают образное мышление, логику,
самостоятельность, повышают интеллектуальный уровень. Программа рассчитана на
34 часа, 1 час в неделю.
Содержание
программы
Раздел
I. Введение. Химия в центре естествознания. 14 часов
Химия вокруг нас. Вред и польза веществ, их влияние на
здоровье человека и окружающую среду. Наблюдение и эксперимент как методы
изучения естествознания и химии.
Практическая работа №1.
Химическая посуда и оборудование. Правила техники
безопасности при работе со спиртовкой. Правила нагревания веществ в пробирке и
фарфоровой чашечке. Реактивы. Правила работы в ячейках.
Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.
Устройство и работа спиртовки. Моделирование. Химические знаки и формулы. Химия
и физика. Агрегатные состояния веществ. Химия и география. Химия и биология.
Качественные реакции в химии.
Раздел
II. Математика в химии.(9 часов)
Относительные атомная и молекулярные массы. Массовая доля
элемента в сложном веществе и смеси. Чистые вещества и смеси. Объемная доля
газа в смеси. Массовая доля вещества в растворе.
Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной
массовой долей растворенного вещества. Массовая доля примесей. Решение задач.
Раздел III. Явления, происходящие с веществами (7 часов)
Разделение смесей. Дистилляция, или перегонка.
Практическая работа №4. Выращивание кристаллов соли.
Практическая работа №5. Очистка поваренной соли. Химические реакции. Условия
протекания и прекращения химических реакций. Признаки химических реакций.
Практическая работа №6. Изучение процесса коррозии железа.
Раздел
IV. Рассказы по химии. (4 часа)
Рассказы об ученых. Элементы и вещества. Химические
символы. Реакции.
В программу включено 7 практических
работ. Практические работы предназначены для отработки навыков по применению
лабораторной посуды и оборудования, имеются элементы исследования.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися
позволит получить следующие результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных
действий в рамках:
1.
Когнитивного компонента будут сформированы:
-
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий;
-
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех
ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
2.
Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном
признании.
3.
Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог
на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый
познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного
мотива;
- готовность выбора
профильного образования.
2. Обучающийся получит возможность для формирования:
-
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса
к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В
сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся 1.
Научится:
-
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
-
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; -
планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно
ставить новые учебные цели и задачи;
- при
планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и
средства их достижения.
В
сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности; - адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
-
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя
инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и
содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
В
сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся 1.
Научится:
- основам реализации
проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения
и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- ставить проблему,
аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно
проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о
связях и закономерностях процессов; - организовать исследование с целью
проверки гипотезы;
- делать умозаключения
и выводы на основе аргументации.
Планируемые
результаты
На занятиях вводного курса обучающиеся
дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и
экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты,
пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами,
соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к
химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания,
сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть
использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Календарно-тематическое
планирование кружка «Юный химик»
Дата (план)
|
Дата (факт)
|
№
|
Тема занятия
|
Практичес кая часть
|
07.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
30.10
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.04
21.05
|
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
|
Раздел I. Введение. Химия в центре естествознания. (14 часов)
§1. Химия как часть естествознания. Предмет химии. §2. Наблюдение и
эксперимент как методы изучения естествознания и химии.
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники
безопасности.
Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа
спиртовки.
§3. Моделирование.
§4 Химические знаки и формулы.
§5. Химия и физика.
§6. Агрегатные состояния веществ.
§7. Химия и география.
§8. Химия и биология.
§9. Качественные реакции в химии.
Повторение, обобщение раздела.
Тестирование.
Резерв
Раздел II. Математика в химии.(9 часов)
§10. Относительная атомная и молекулярные массы.
§11. Массовая доля элемента в сложном веществе.
§12. Чистые вещества и смеси.
§13.Объемная доля газа в смеси.
§14.Массовая доля вещества в растворе.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества. §15.Массовая доля примесей.
Решение задач
Решение задач
Раздел III. Явления, происходящие с веществами
(7 часов)
§16. Разделение смесей.
§17.Дистилляция, или перегонка.
Выращивание кристаллов соли.
Очистка поваренной соли.
§18.Химические реакции.
Условия протекания и прекращения химических реакций.
§19. Признаки химических реакций.
Изучение процесса коррозии железа.
Резерв.
Раздел IV. Рассказы по химии. (4 часа) Рассказы об
ученых.
Рассказы об элементах и веществах. Рассказы о реакциях.
Обобщение и систематизация знаний.
|
ПР№1
ПР№2
ПР№3
ПР№4
ПР№5
ПР№6
|
Учебно-методический
комплекс:
1. Габриелян
О.С. и др. Химия. Вводный курс. 7 класс. М.: Дрофа, 2014
2. Габриелян
О.С. и др. Химия. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: Дрофа, 2014
3. Савельев
А.Е. Гимназия на дому. Химия. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2008
4. Степин
Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.:
Дрофа, 2006
5. Штремплер
Г.И. Химия на досуге: загадки, игры, ребусы. М.: Просвещение, 1993
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.