Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Рабочая программа предшкольной подготовки «Солнечные ступеньки»

Рабочая программа предшкольной подготовки «Солнечные ступеньки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иогачская средняя общеобразовательная школа»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________/___________/

« » _________ 20__ г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________ /___________ /

Приказ №

от « » _______ 20__ г.











Рабочая программа предшкольной подготовки

«Солнечные ступеньки»







Составитель:

Жукова Татьяна Викторовна

Учитель-логопед















с. Иогач

2015





Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем современного образования является подготовка детей к систематическому школьному обучению. Проблема разной подготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей, решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование.

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию).

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе  находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе.

Для формирования «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.

Данная рабочая программа обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса.

Цель программы:

создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;

подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;

формирование положительного отношения к школе.



Основные задачи программы:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

2. Развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников.

3.Воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

4. Формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения.

5.Укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться.  

6. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.

7. Создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.



Особенности программы:

Данный курс содержит четыре комплексных блока:

- обучение грамоте, развитие речи;

-математика;

- развитие мелкой моторики;

- мир вокруг нас.



Прогнозируемые результаты программы.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;

знать «соседей» числа;

решать простые задачи (в одно действие);

на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый - мягкий, звонкий - глухой);

составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

пересказывать небольшие тексты;

правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

выполнять на слух инструкции для обучающегося;

ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,

решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,

решать логические задачи;

самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.



Содержание разделов.

Обучение элементам грамоты, первоначальному чтению.

Основная задача - развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, подготовка руки к письму.

На занятиях дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.

Дети знакомятся с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", "буква". Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.

Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму).

Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование базовых графических навыков.

Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте. Значит, если на уроке мы изучали букву в, то для работы кружка отбираем соответствующий фонетический и словарный языковой материал.

Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и создание рисунка, объединенных какой-то темой («Лес», «Цветы», «Аквариум» и т.д.)

На занятиях используются:

пальчиковая гимнастика;

веселые подвижные игры (речь + движения);

штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;

обводки по трафарету или шаблону;

печатание букв, слогов, слов, цифр.

Математика.

Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.

На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.

Дети обучаются элементарным основам математики:

- знакомство с цифрами;

- состав числа;

- отношения и связи между числами;

- геометрические фигуры;

- математические знаки;

- арифметические задачи;

- примеры на сложение и вычитание.



Учебно-методический комплекс:

состоит из учебных пособий:

1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2)

2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Обучение грамоте (часть 1, часть 2)

3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Подготовка к письму (часть 1, часть 2).



Средства, необходимые для реализации программы:

1.Учебно-тематическое планирование.

2. Рабочие тетради, альбом

3. Слоговые таблицы

4. Демонстрационный материал 



Программа составлена на основе:

Программа курса «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала». – СПб., 1997

Программа разработана в соответствии:

-с ФГОС второго поколения;

- с Федеральными законами Российской Федерации от 29 декабря 2012 н. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другими действующими законодательствами в сфере образования.


Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий. 

Личностные УУД:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

Коммуникативные УУД

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре. 



Организация и проведение занятий.

Программа предшкольной подготовки рассчитана на 1 год. Предшкольная подготовка организуется с сентября по апрель. Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие по 30 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. В день проводится по 3 занятия. На занятиях чередуются виды деятельности, с соблюдением норм САНПиНов к образовательному процессу в дошкольном возрасте.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КУРСА



Обучение грамоте, подготовка руки к письму (60)

Знакомство. Вводное занятие.


1



2

Точки. Штриховка с наклоном - тучка.

1



3

Штриховка фигур. Овал и полуовал «Овечка».

1



4

Точки. Дорисуй вторые половинки. Наклонные линии.

1



5

Элементы.

Овал. Полуовал. Круг.

1



6

Элементы. Волнистые линии.


1



7.

Кружки. Лабиринт.


1



8

Точки - начни рисунок.


1



9

Узоры по линиям.


1



10

Узоры на клетках. Короткая и длинная наклонная линия.

1



11

Узоры на клетках. Короткая линия вверху и внизу.

1



12

Линии. Волнистая линия.


1



13

Длинная наклонная линия с закруглением внизу.

1



14

Линии. Длинная наклонная линия с петлёй внизу.

1



15

Петельки. Цветы и листья.

1



16

Узоры. Обведи рисунок.

1



17

Буква а.

1



18

Буква о.

1



19

Буква у.

1



20

Буква э.

1



21

Буква ы.

1



22

Буква н.

1



23

Буквы к-т.

1



24

Буква з-с.

1



25

Буква л.

1



26

Буква р.

1



27

Буква в.

1



28

Буквы е, ё.

1



29

Буквы б-п.

1



30

Буква м.

1



31

Буквы д-т.

1



32

Буква г.

1



33

Буква ч.

1



34

Буква ж.

1



35

Буква х

1



36

Буква ю.

1



37

Буква ц.

1



38

Буква щ.

1



39

Буква в-ф.

1



40

Буква я.

1



41

Слоги

2



42

Слова-предметы.

1



43

Деление слов на слоги.

2



44

Слова-действия.

1



45

Составление предложений.

2



46

Отгадай загадку и объясни ответ.

2



47

Весёлые считалки для детей.

1



48

Составление рассказа по картинке.

2



49

Инсценирование сказок.

2



50

Весёлые скороговорки.

2



51

Пословицы и поговорки.

1



52

Ребусы. Загадки.

1



53

Чтение сказок.

1

































Математика (60 часов)

Развитие мелкой моторики (30)

Мир вокруг нас (30).

Фактическое

выполнение

Дата

1

Дни недели.

1



2

Неделя. Месяц. Год.

2



3

Времена года.

2



4

Моя родина. Флаг. Герб.

1



5

Моя семья.

1



6

Труд взрослых. Профессии.

1



7

Праздники.




8

Неживая природа.

1



9

Домашние животные.

1



10

Дикие животные.

1



11

Животные жарких стран.

1



12

Перелётные птицы.

1



13

Зимующие птицы.

1



14

Насекомые.

1



15

Деревья.

1



16

Овощи.

1



17

Фрукты.

1



18

Грибы.

1



19

Ягоды.

1



20

Цветы.

1



21

Мебель.

1



22

Инструменты.

1



23

Посуда.

1



24

Транспорт.

1



25

Одежда.

1



26

Обувь.

1



27

Головные уборы.

1



28

Школьные принадлежности.

1





Учебно-методическое обеспечение программы:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. Просвещение, 2010.- 223 с.- (Стандарты второго поколения).

2. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. - М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -112 с. (серия «Библиотека школьного психолога»).

3. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие — М., Центр педагогического образования, 2008. - 352 с.

4.Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие.-СПб.: «Детство- Пресс», 2000.-48 с.

5. Тарабарина Т.И., Е.И. Соколова Что необходимо знать к 1 классу/Художник Г.В. Соколов.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2003.- 208 с.:ил.

Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.







  • Другое
Автор Жукова Татьяна Викторовна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 727
Номер материала MA-073868
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»