- 03.01.2021
- 1035
- 0
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
3 200
методических разработок в категории другое
Перейти в каталогмуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5» города Смоленска
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора директор школы
__ И.Е.Романова _______Оловянникова Т.А.
«01 » 09.2015 года приказ № 171-од от 01.09.2015
Рабочая программа
Программа предпрофильной подготовки для учащихся IX класса
«Как стать менеджером»
9 класс
учителя географии Романовой Ирины Евгеньевны
высшей квалификационной категории
Смоленск, 2015
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для общеобразовательных учреждений и предусматривает изучение тем по экономике: «Основы менеджмента», «Управление», «Предпринимательство». Всего часов – 18. Количество часов может быть изменено по усмотрению учителя.
Курс рассчитан на учащихся 9 класса, заинтересованных изучением экономики, возможно, желающих в дальнейшем стать экономистами, менеджерами, предпринимателями.
Основная идея курса: формирование экономического мышления, привитие навыков рационального экономического поведения, создание предпосылок для профессионального обучения.
Актуальность - социально-экономические условия, связь экономики с политикой требуют сформированности у учащихся специальных знаний.
За основу взята с изменениями и дополнениями работа И.А.Дружининой «Как стать менеджером», опубликованная в 2000 году.
Особенности курса:
v Направленность на формирование аналитического пространства для осмысления старшеклассниками своих личностных качеств профессиональных предпочтений в старших классах.
v Практико-ориентированная направленность представляет деятельность на осмысление будущего.
v Направленность на формирование навыков самоорганизации учащихся, развитие образовательных интересов и потребностей.
v Возможность использования курса для учащихся, имеющих разные профессиональные интересы (гуманитарные, технические).
Программа включает сведения о профессии менеджер как одной из наиболее востребованных в стране, а также изучение личностных качеств менеджера. В рамках курса осуществляется связь с учебными предметами «география, история, обществоведение, право, математика, информатика». Межпредметные связи предполагают формирование потребности в самостоятельном и творческом подходе к изучению материала программы.
Цель:
Всесторонне познакомить с особенностями труда менеджеров, готовить к осознанному выбору профессии.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей и современным менеджментом.
Научить определять свою профессиональную пригодность
(слабые и сильные стороны).
Показать, что нужно для того, чтобы добиться успеха;
как сделать правильный выбор; принять правильное решение
и суметь его реализовать.
Методы и формы обучения:
v Лекции;
v Дискуссии;
v Работа с периодическими изданиями;
v Семинары;
v Практикумы;
v Экскурсия.
Предполагаемые результаты:
v Знания должны помочь при выборе профиля в старших классах.
v Учащиеся будут иметь результаты самооценки личностных качеств, профессиональной пригодности.
Структура программы представляет собой цикл занятий, включающих теоретические и практические (экскурсии, тестирование, анкетирование, анализ ситуаций).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам:
Учащиеся должны знать:
v Историю и современный менеджмент;
v Особенности современного управления;
v Кто такие менеджеры.
Учащиеся должны уметь:
v Работать с материалом учебного пособия;
v Сетевыми и другими источниками информации;
v Определять свою профессиональную пригодность;
v Обоснованно высказывать своё мнение, давать оценку;
v Выступать с сообщениями, докладами;
v Участвовать в диспутах;
v Писать исследовательские работы.
Темы для дискуссий, рефератов, исследовательских работ:
v Конфликтная ситуация. Как из неё выйти.
v Кодекс чести.
v Способны ли мы рисковать?
v Могу ли я стать менеджером.
v Я и современный мир.
v Кто такие менеджеры.
Литература, использованная при подготовке программы:
Литература для учителя:
Литература для учащихся:
Сетевые ресурсы:
Сайт Школы инновационных менеджеров «http://novaman/ru»
Мультимедиа-диски:
Россия. Энциклопедия. Точка. Школьная библиотека (экономика). Формат: data.
№ занятия |
количество часов |
тема |
дата |
примечание |
1-2 |
2 |
Вводное занятие.Менеджмент и его история. |
|
Тест «Менеджер»Тест «Знаете ли вы себя» |
3-4 |
2 |
Современный менеджмент. |
|
Экскурсия на предприятие.Анкета «Можешь ли тыстатьпредпринимателем?»Тест «Способность идти на риск» |
5-6 |
2 |
Что такое организация. |
|
Практическое задание «Оценка характерных черт рынка» |
7-8 |
2 |
Кто такие менеджеры. |
|
|
9-10 |
2 |
Что определяет успех менеджера. |
|
Тест «Самооценка поведения в конфликтной ситуации». |
11-12 |
2 |
Управление современным предприятием. |
|
|
13-14 |
2 |
Как стать преуспевающим менеджером. |
|
|
15-16 |
2 |
Менеджеры и фирмы, о которых все знают. |
|
|
17-18 |
2 |
Что изучают будущие менеджеры. |
|
Практикум «Где и как учатся на менеджеров». Тест «Предпринимательский кодекс»Защита проектов. |
Тема № 1: Вводное занятие (2 часа)
Тест «Знаете ли вы себя?»
Каков ваш характер?
Внимательно вглядитесь в 16 символов, которые собраны в 4 группы. В каждой группе выберите по одному символу, который больше всего соответствует вашему состоянию.
Деятельность Спокойствие Уверенность Неуверенность
А Б В Г А Б В Г А Б В Г А Б В Г
А теперь подсчитайте результат:
Деятельность А -4, Б-8, В-2, Г-10
Спокойствие А-10, Б-8, В-2, Г-4
Уверенность А-10, Б-8, В-6, Г-2
Неуверенность А-10, Б-8, В-2, Г-6
От 8 до 13 баллов:
Ваше поведение зависит прежде всего от окружающих, легко падаете духом и также воодушевляетесь, с трудом занимаетесь тем, что не нравится. На вас сильно влияет окружающая обстановка, поэтому нельзя сказать, что вы хозяин своего слова. Слишком эмоциональны, руководствуетесь настроением.
От 14 до 20:
Хотя и «плывёте по течению», но стремитесь найти свой стиль. Критически относитесь к себе, окружающие не могут на вас повлиять, когда у них нет убедительных аргументов. Если здравый смысл подсказывает, что позиция, которую до сих пор отстаивали, вам во вред, в состоянии от неё оказаться.
От 21 до 27:
Считаете себя непогрешимым, но всё же подвержены внешнему влиянию. Стремитесь найти «золотую середину» между собственными убеждениями и теми ситуациями, которые ставит жизнь, но инстинктивно выбираете верный путь.
От 28 до 34:
Вам нелегко бывает отказаться от своих взглядов, принципов. Чем больше кто-то стремится повлиять на вас, тем сильнее сопротивление. В сущности, за вашим упорством скрывается не столько уверенность в себе, сколько боязнь попасть в какую-то неприятную ситуацию.
От 35 до 40:
Если уж вам что-то придёт в голову, вас никто не переубедит. Безоглядно идёте к выбранной цели. Кто знает вас хорошо, может умело и незаметно направлять ваши действия, так что вам стоит проявлять поменьше упрямства.
Можете ли вы быть менеджером.
Как человек выбирает профессию?
В подавляющем большинстве случаев решающим фактором при выборе будущего поприща являются хорошие оценки старшеклассника по тому или иному предмету. Легко даются литература и иностранные языки – можно поступить в педагогический или библиотечный институт, математика – в технический вуз или финансовый.
Увы, только не многие задумываются о том, что для успешной карьеры в избранной профессиональной деятельности необходимы не только обширные знания в области какой-либо научной дисциплины, но и определённые личностные качества, способности, человек должен быть пригоден к той или иной профессии.
Профпригодность – это соответствие личных качеств и возможностей работающего требованиям, предъявляемым к нему профессией. О пригодности человека к той или иной деятельности свидетельствует как успешность овладения деятельностью, так и его удовлетворённость своим трудом.
Предположим, что человек не отвечает абсолютно всем требованиям. Значит ли это, что он не достигнет успеха в этой деятельности? Вовсе нет. Важнейшее свойство психики человека это способность к компенсации. Компенсация способностей - это возмещение недостающих или слабо развитых качеств более ярко выраженными личностными качествами. Например, медлительность можно компенсировать предусмотрительностью и тщательностью, плохую память – систематическим ведением записей. Но тогда может возрасти цена деятельности: человеку приходится прикладывать больше усилий для достижения успеха, он быстрее устаёт.
Как определить, получился ли из вас хороший, успешный специалист в той ил иной области? Подходит ли вам та профессия, которой вы хотите обучаться? Чтобы получить ответы на эти вопросы, лучше всего обратиться за консультациями к психологу. Найти специалиста в области профессионального консультирования можно прежде всего в муниципальных центрах по трудоустройству.
Тесты помогут вам увидеть в себе какие-то новые стороны, сориентироваться при выборе профессии, лучше сориентироваться в своих склонностях. Однако, какие бы результаты у вас не получились, помните, что, во-первых исчерпывающую консультацию вы можете получить только при личной встрече с психологом, а во-вторых, человек отличается удивительной способностью к саморазвитию и изменению и самое главное для достижения любых целей – это желание, упорство и вера в свои силы.
Где бы вы ни работали, кем бы вы ни были в будущем, вспоминайте почаще мысль Конфуция, одного из величайших философов, высказанную им в Vвеке до нашей эры, но актуальную и теперь: «Когда человек управляет самим собой, он не приказывает людям, но они исполняют; когда же человек не управляет собой, хоть он и приказывает, ему не повинуются».
Тест «Менеджер»
Инструкция
При работе с тестом использовать три варианта ответов:
Выбранный тобой ответ запиши в бланк рядом с номером вопроса. Будь особенно внимателен к вопросам, содержащим отрицание.
Обработка результатов
Тщательно проверь свои ответы.
За каждый ответ «да, верно» начисляется 2 балла,
«иногда, нечто среднее, не уверен» - 1 балл,
«нет» - 0 баллов.
Просуммируй сначала баллы, полученные по каждому фактору, и запиши полученные суммы в самом низу каждого столбца.
После этого прочитай интерпретацию по отдельным факторам.
Далее найди общую сумму, сложив все полученные тобой баллы, и смотри общую интерпретацию.
Помни, что, как утверждает философия,– основа всех наук, только практика – критерий истины!
Бланк ответов
I II III IV V VI VII
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35
36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49
50 51 52 53 54 55 56
57 58 59 60 61 62 63
64 65 66 67 68 69 70
сумма сумма сумма сумма сумма сумма сумма
общая сумма:_______________
Интерпретация по факторам
ФакторI. Аналитические способности.
0 – 9 баллов
Скорее всего, ты далеко не всегда способен получать удовольствие в мире напряжённых расчётов, холодных цифр, логики и аналитических обзоров. Может быть, среди денег и сухих производственных показателей тебе будет не очень уютно?
10 – 14 баллов
Ты обладаешь довольно развитыми аналитическими способностями, наверное, тебе неплохо даются точные науки и даже нравятся некоторые разделы математики, однако, если всерьёз намерен сделать блестящую карьеру менеджера крупной фирмы, тебе надо бы больше тренировать свой интеллект в самых разных сферах.
15 – 20 баллов
Видимо, ты отличаешься выраженной склонностью к систематическому, аналитическому мышлению, тебе нравится всё упорядочивать, «раскладывать по полочкам». Люди с таким типом мышления довольно часто достигают больших успехов в управленческой и сходных с ней сферах деятельности.
ФакторII. Работоспособность, энергичность
0 – 9 баллов
Для того чтобы достичь хороших успехов в напряжённой профессии менеджера, тебе полезно немного заняться своим «энергетическим потенциалом».
10 – 14 баллов
Очевидно, ты достаточно силён и энергичен. Чтобы справиться с большинством задач, стоящих пред тобой в настоящее время. Однако, надо постоянно заботиться о восстановлении своего энергетического потенциала. Конкуренцию выдерживают сильнейшие!
15 – 20 баллов
Судя по твоим ответам, ты силён и энергичен. Только не забывай помогать тем, кто слабее тебя, прислушивайся к ним. Может тебе не хватает мягкости, тактичности? Ведь менеджер всегда работает в коллективе.
ФакторIII. Организованность, самоконтроль.
0 – 9 баллов
Видимо, ты легко идёшь по жизни и стараешься не слишком обременять себя обязательствами и условностями. В данный момент тебе подошёл бы стиль жизни «свободного художника», но стиль жизни менеджера.… Попробуй ещё поработать над собой.
10 – 14 баллов
Ты в меру организован, твой стиль деятельности упорядочен, ты не склонен изводить себя тревогами, тебе может подойти профессия менеджера, но всё же добавить в свою жизнь организованности не помешает.
15 – 20 баллов
Вероятно, ты весьма организованный человек, обладаешь хорошим самоконтролем, требователен прежде всего к себе. Постарайся не предъявлять таких же высоких требований к своим близким, будь к ним терпелив и снисходителен. Не забывай, что порядок, конечно, важен, но важней всего тёплые отношения в семье.
Фактор IV. Общительность, коммуникативные навыки
0 – 9 баллов
Ты не любишь шумных компаний, непредсказуемости, излишнего риска, предпочитаешь тесный круг общения хорошо знакомых тебе людей. Или тебе надо будет постараться научиться получать удовольствие от общения, или подумать о карьере в другой области.
10 – 14баллов
Вероятно, ты жизнерадостный, в меру общительный человек. Ты не стремишься к риску, непредсказуемым ситуациям, но и не избегаешь их. Работа менеджера не будет для тебя особенно сложна, если она будет проходить в небольшом коллективе.
15 – 20 баллов
Ты открытый и общительный человек. Ты чувствуешь себя как рыба в воде в неожиданных ситуациях, любишь компании и знакомства с новыми людьми. Деятельность менеджера понравиться тебе, даст чувство полноты и осмысленности жизни, ты обогащать свои коммуникативные навыки.
Фактор V. Стрессоустойчивость, стабильность
0 – 9 баллов
Тебе присущи выраженная эмоциональность и чувствительность, способность замечать тонкие нюансы человеческих отношений. Результаты твоей деятельности сильно зависят от настроения. Для довольно напряжённой и зачастую мало предсказуемой деятельности менеджера это обстоятельство может быть существенной помехой.
10 – 14 баллов
Твои средние показатели по этой шкале не будет серьёзным препятствием для эффективной работы в том случае, если эта работа будет протекать в спокойной обстановке, в небольшом и стабильном коллективе и не будет связана с риском или с очень большой ответственностью. Со временем твоя стрессоустойчивость возрастёт, но этому процессу нужно помогать.
15 – 20 баллов
Ты независим, оптимистичен, уверен в себе. Ты достаточно легко адаптируешься к различным людям и сложным ситуациям. Твоё поведение предсказуемо, ты стрессоустойчив и не склонен волноваться по пустякам. Все эти качества помогут тебе достичь успеха в любой профессии.
Фактор VI . Творческие способности
0 – 9 баллов
Твои творческие способности относительно невысоки. Однако ты можешь развить их, если захочешь. И помни, что каждый человек и ты тоже – неповторимая индивидуальность!
10 – 14баллов
У тебя средний уровень развития творческих способностей. Ты можешь относиться к своей жизни как к творческому процессу. Ты умеешь учиться, и не только на собственных ошибках, и не боишься перемен. Тебе не достаёт творческой смелости, ты слишком самокритичен к себе. Продолжай совершенствовать свои творческие способности, умение воспринимать мир по- новому, умение мыслить нешаблонно.
15 – 20 баллов
Ты яркая творческая личность. Творческий потенциал, которым ты обладаешь, поможет тебе в будущем эффективно решать сложные нетривиальные проблемы, постоянно возникающие в работе менеджера любого уровня.
Фактор VII . Лидерские способности
0 – 9 баллов
Ты не стремишься к лидерству. Прежде чем пробовать управлять другими, начни отрабатывать навыки управления собой.
10 – 14баллов
Ты поддерживаешь определённый баланс между лидерством и руководством с одной стороны, и умением подчиняться – с другой.
15 – 20 баллов
Ты обладаешь ярко выраженной склонностью к руководству другими людьми, и они охотно принимают твоё лидерство. Имеющееся у тебя желание вести за собой единомышленников, организовывать их для совместной деятельности – одно из самых главных качеств лидера. Не забывай прислушиваться к мнению и оценкам тех, кем ты руководишь.
Общая интерпретация
0 – 70 баллов
Ты пока ещё не обладаешь в должной мере всеми необходимыми менеджеру качествами. Но необходимые личностные качества можно и нужно целенаправленно у себя вырабатывать, формировать, тренировать. Те шкалы опросника, в которых ты набрал не очень много баллов, подскажут тебе, в каком направлении стоит двигаться в процессе развития.
Однако какую бы профессию ты не выбрал, ты в любом случае остаёшься менеджером своей собственной судьбы.
71 - 100 баллов
Тебе пока не всегда в должной мере хватает целеустремлённости и организованности, энергии и собранности, личностной силы и общительности. Это свидетельствует о недостаточно высокой мотивации, заинтересованности в данном виде деятельности.
«Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду!»
101 – 140 баллов
У тебя весьма хорошие показатели готовности к деятельности управленца. Ты общительный, организованный, целеустремлённый человек. Ты чётко знаешь, чего хочешь от жизни. Ты можешь вдохновить для совместной деятельности коллектив единомышленников. Ты умеешь самостоятельно учиться и творчески подходить к любому делу.
Не забывай о самокритичности, упражнениях, тренировках, постоянном совершенствовании необходимых навыков и проверке их на практике.
Тема №2: Современный менеджмент.
Анкета «Можешь ли ты стать предпринимателем?»
Предприниматель – это не только профессия, но и особый склад мышления. Не каждый может им стать. Вот тест, который поможет проверить ваши способности «делать миллионы».
a) Много работать, быть хорошо информированным, рисковать и, конечно, вкладывать имеющиеся деньги в дело;
b) Надеяться на «дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотереях;
c) Постепенно делать карьеру, пройдя все ступени вплоть до руководящей или заняться политикой.
a) От полумиллиона до миллиона;
b) До 10 миллионов;
c) 10 миллионов и выше.
a) Чем больше денег, тем больше удовольствие;
b) Деньги означают власть;
c) Деньги вызывают много зависти.
a) Не участвовать;
b) Участвовать и зарабатывать при этом;
c) Быть инициатором игры.
a) Я был бы очень рад этому;
b) Нет;
c) Обо мне и так часто пишут.
a) Рисковать высокими ставками;
b) Экономить деньги, ограничиваясь лишь присутствием на скачках;
c) Купить лошадь победителя.
a) Режиссёр, актёр, писатель, художник, спортсмен-рекордсмен;
b) Адвокат, врач, политик;
c) Глава фирмы, издатель.
a) Когда-нибудь они дадут мне взаймы;
b) Деньги и дружба несовместимы;
c) Я готов брать взаймы у друзей, но не давать в долг.
a) Да;
b) Я бы продемонстрировал своё наслаждение всем тем, кто мне не доверял или смотрел свысока;
c) Нет.
a) В недвижимость, имущество, собрание предметов искусства;
b) В акции и другие ценные бумаги;
c) Я сделаю так, как сделает моя жена или родные.
a) Да, не обязательно крупную сумму, но и от мелкой не откажусь;
b) Конечно;
c) Нет, поскольку мне хватает.
Тест «Способность идти на риск»
Бизнес в чём-то схож с азартной игрой. Поэтому наибольших успехов достигает тот, кто может трезво просчитать степень риска и умело маневрировать финансовыми средствами.
Тест определит вашу способность идти на риск в инвестировании средств в различные проекты и ценные бумаги.
Отметьте выбранный ответ.
I. Вы являетесь победителем телевизионной игры – шоу. Какой приз себе выберете?
1) 2000 долларов наличными;
2) 50% шанс выиграть 4000 долларов;
3) 20% шанс выиграть 1000 долларов;
4) 2% шанс выиграть 100 000 долларов.
II. Вы проиграли в покер 500 долларов. Сколько бы вы поставили на игру, чтобы отыграть свои деньги?
1) Более 500 долларов;
2) 500 долларов;
3) 250 долларов;
4) 100 долларов;
5) Ничего.
III. Месяц спустя после вашей покупки акций их курс неожиданно поднялся на 15%. Что будете делать, не имея дополнительной информации?
1) Буду держать акции без дополнительных приобретений и продаж;
2) Продам их и получу разницу;
3) Куплю ещё больше этих акций – возможно, их курс поднимется.
IV. Курс ваших акций неожиданно стал падать через месяц после их приобретения. Но основные показатель корпорации, чьи акции вы купили, выглядят убедительно. Что будете делать?
1) Куплю ещё;
2) Буду держать только эти акции и подожду, пока цена вернётся к прежнему уровню;
3) Продам акции.
V. Вы являетесь ведущим специалистом в только что организованной компании и можете выбрать два способа получения в конце года своих премиальных. Какой из них выберете?
1) Наличными 1500 долларов;
2) Опцион (документ на право приобретения новых акций), в качестве премии позволяющий получить акции компании, которые могут принести дивиденды в 15000 долларов в следующем году, если компания будет преуспевать. Но я ничего не получу, если компания потерпит неудачу.
Оцените свои ответы по следующей шкале:
I. 1) 1 балл; 2) 3; 3) 5; 4) 9.
II. 1) 8; 2) 6; 3) 4; 4) 2.
III. 1) 3; 2) 1; 3) 4.
IV. 1) 4; 2) 3; 3) 1.
V. 1) 1; 2) 5.
Если вы набрали свыше 28 баллов, то рисковать деньгами для вас – способ существования.
22 – 28 баллов – вы идёте на риск, когда можете сорвать большой куш.
16 – 22 балла – «Фифти-фифти»: вы можете выбрать и рисковый и нерисковый вариант.
8 – 12 баллов – вы не рискуете, не имея 100% шансов на успех.
Менее 8 баллов – варианты, содержащие хоть малейший риск с деньгами, вы вообще не рассматриваете
тема №3:Что такое организация
Предлагаем оценить каждую из 9 характерных черт рынка. Если у вас положительное отношение к ней, ставьте « + », если отрицательное – « - ».
Теперь сравните полученное количество плюсов и минусов.
И вот готова ваша собственная экспертная оценка – привлекательность и непривлекательность рынка.
Тема №4: Кто такие менеджеры
10 ролей (по Минсбергу), которые принимают на себя руководители в различные периоды и в разной степени. Они классифицируются в рамках трёх крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.
Межличностные роли:
- главный руководитель;
- лидер;
- связующее звено.
Информационные роли:
- приёмщик информации;
- распространитель информации;
- представитель.
Роли, связанные с принятием решений:
- предприниматель;
- менеджер по устранению нарушений;
- менеджер по распределению ресурсов;
- менеджер по ведению переговоров.
Для каждой из этих ролей характерен определённый вид деятельности.
10 ролей руководителей:
Главный руководитель выполняет обязанности правового и социального характера.
Лидер осуществляет фактически все управленческие действия, ответственен за мотивацию и активизацию подчинённых, за набор и подготовку работников.
Связующее звено обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации: переписка, участие в совещаниях.
Приёмщик информации разыскивает и получает разнообразную информацию, осуществляет контакты, связанные с её получением.
Распространитель информации передаёт информацию, получаемую из внешних источников или от других подчинённых, осуществляет контакты для передачи информации (обзоры, беседы).
Представитель передаёт информацию для внешних контактов организации и за её пределами, разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию работы, контролирует разработку определённых проектов.
Менеджер, устраняющий нарушения, отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью устранения важных и неожиданных нарушений.
Распределитель ресурсов ответственен за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации.
Менеджер, ведущий переговоры, представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
Тема № 5: Что определяет успех менеджера?
Большое внимание в западных странах уделяется умелому в психологическом плане общению менеджеров с сотрудниками. В практике менеджмента существуют тринадцать «смертных грехов», иными словами, ошибок в общении с сотрудниками, которых менеджерам следует избегать.
13 «смертных грехов» менеджера:
1. Отказываться от личной ответственности.
2. Препятствовать дальнейшему повышению квалификации и росту талантов сотрудников.
3. Проверять результаты, вместо того, чтобы оказывать влияние на мышление.
4. Становиться на неправильные позиции.
5. Забывать о важности прибыли.
6. Руководить сотрудниками одинаково.
7. Сосредоточится не на целях, а на проблемах.
8. Быть начальником, а не товарищем.
9. Не придерживаться общих правил.
10. Наставлять сотрудников.
11. Допускать невнимание.
12. Высоко оценивать работу только лучших сотрудников.
13. Манипулировать людьми.
Тест «Самооценка поведения в конфликтной ситуации»
Деятельность менеджера конфликтна по своей природе: это конкуренция между различными фирмами, это межличностные конфликты между сотрудниками, между руководителями и подчинёнными, и, наконец, это конфликты внутриличностные, конфликты с самим собой. Однако каждый конфликт, помимо негативной стороны, имеет и позитивную. Конфликт – это всегда залог роста, развития, движения вперёд. Надо только умело подходить к его решению.
Давайте поговорим о межличностных конфликтах – в семье и на работе. Если мы не научимся их правильно, конструктивно решать, у нас постоянно будут проблемы, которые неизбежно скажутся не только на нашем здоровье и самочувствии, но и на нашей работе. Иногда по причине так называемых производственных конфликтов разваливаются целые предприятия. Развитые коммуникативные навыки менеджера должны позволять ему быть мастером по улаживанию любых конфликтов. А как с этим умением обстоят дела у тебя? Ответь максимально честно на ряд вопросов.
Во время споров с приятелями ты всегда стремишься только к абсолютной единоличной победе или же пытаешься найти решение, удовлетворяющее всех спорящих?
Общаясь с другими, ты больше говоришь, больше слушаешь, или и то и другое поровну?
Ты знаешь четкую разницу между активным, наступательным стилем в общении и обычной агрессивностью и хамством?
Бывает, что ты высказываешь своё мнение безапелляционным тоном, не допускающим возражений?
Ты любишь шутить над своими приятелями, «подкалывать» их?
Ты можешь по выражению лица собеседника понять, о чём он думает?
Бывает так, что после общения с некоторыми людьми ты чувствуешь упадок сил, слабость? Ты знаешь, что обычно чувствуют люди после общения с тобой?
Ты любишь критиковать других? Как ты сам переносишь критику в свой адрес?
Существуют ли такие повторяющиеся ситуации или такие партнёры по общению, конфликтуя с которыми ты почти всегда проигрываешь?
Все разновидности поведения человека в конфликтной ситуации психологи разделяют на 5 обобщённых типов. Теория гласит, что не существует абсолютно хороших, или плохих способов разрешения конфликтов. Всё зависит от его участников, от конкретной ситуации, от соотношения сил и ресурсов, от целей и задач, которые ставят перед собой конфликтующие стороны.
Сотрудничество – стремление разрешить конфликт путём обращения внимания на то, с чем согласны все стороны. Улаживая сложную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются найти поддержку у другого человека, интересуются взглядом оппонента. Имеют место попытки совместно добиться успеха, удовлетворить интересы каждой из конфликтующих сторон. Как гласит древняя мудрость: «Только тогда победа окончательна, когда победили все!»
Компромисс – этот способ реагирования в процессе разрешения конфликта выражается в старании найти компромиссное решение, в допущении возможности в чём-то уступить, чтобы добиться другого. Такие люди предлагают среднюю позицию – «50 на 50», дают возможность партнёру по общению в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу, стараются найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех сторон, не волнуются из-за возникающих разногласий.
Приспособление – стремление не задевать чувств другого, жертвуя своими собственными интересами ради интересов другого человека или ради достижения иных, может быть, будущих целей. Это выражается также в стремлении сохранить с партнёром хорошие отношения, в предоставлении ему возможности (иногда временной) настоять на своём.
Избегание – предоставление возможности другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса, стремление сделать всё, чтобы сгладить конфликт, избежать напряжённости. Уход от конфликта. Часто это выражается в старании отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы потом решить его окончательно.
Соперничество – стремление всеми силами и любыми способами добиться своего, отстоять собственную точку зрения. Это выражается в попытках убедить другого в преимуществах своей позиции, своих взглядов, своей логики. Если не удаётся убедить, тогда свои взгляды навязываются. Люди с таким типом реагирования легко идут на обострение отношений и предпочитают действовать по принципу «всё или ничего».
Оцени, используя 10-бальную шкалу, насколько часто при возникновении конфликтных ситуаций ты используешь ту или иную стратегию поведения. Какой тип реагирования даётся тебе с особенно большим трудом? Какой чаще всего приносит успех в общении? Подумай, почему это происходит.
Сотрудничество: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Компромисс: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Приспособление: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Избегание: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Соперничество: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вопросы для размышления
Если на большинство этих вопросов ты ответил утвердительно, значит, твоё желание стать менеджером вполне осознанно, ты имеешь представление не только о достоинствах этой деятельности, но и о её проблемных аспектах.
Методика экспертной оценки
Предлагаю тебе самому побыть психологом. Перенеси список основных личностных качеств менеджера на бумагу и размножь его. 10-12 экземпляров будет вполне достаточно. Раздай бланк со списком своим родственникам и друзьям, которые будут выступать в качестве экспертов, и попроси их оценить выраженность этих качеств у тебя по 10-бальной шкале (1 – минимальная степень выраженности качества, 10 - максимальная). Свои оценки эксперты не подписывают.
Личностные качества |
Баллы |
|
|
Полученные оценки сложи и найди среднее арифметическое по каждому качеству. В результате ты получишь весьма полезную информацию о том, каким тебя видят окружающие. Конечно, эту методику не стоит переоценивать, но если средние оценки по большинству качеств будут колебаться в районе 3-4, то тебе стоит ещё раз задуматься о своём нынешнем уровне готовности к данной профессии. Желаю удачи в исследовательской работе!
Тема № 6: Управление современным предприятием
Процесс управления включает в себя следующие этапы:
· Закрытые системы – имеют жёсткие фиксированные границы, действия относительно независимы от окружающей среды.
· Открытые системы характеризуются взаимодействием с внешней средой.
Тема № 7: Как стать преуспевающим менеджером?
Управление требует наличие у менеджера определённых навыков и способностей:
- Способность управлять собой.
- Разумные личные ценности.
- Чёткие личные цели.
- Упор на постоянный личный рост.
- Навык решать проблемы.
- Изобретательность и способность к инновациям.
- Высокая способность влиять на окружающих.
- Знание современных управленческих подходов.
- Способность руководить.
- Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
11 потенциальных ограничений в управлении .
1. Неумение управлять собой.
2. Размытые личные ценности.
3. Смутные личные цели.
4. Остановленное саморазвитие.
5. Недостаточность навыка решать проблемы.
6. Недостаток творческого подхода.
7. Неумение влиять на людей.
8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда.
9. Слабые навыки руководства.
10. Неумение обучать.
11. Низкая способность формировать коллектив.
Тема № 8: Менеджеры и фирмы, о которых знают все
Пример жизни и деятельности наиболее известных менеджеров и фирм показывает, как следует работать, чтобы выжить и добиться успеха в условиях жёсткой конкуренции.
Что общего между всеми успешно действующими менеджерами? Все они придерживаются, в общем, следующих принципов:
Тема №9: Что изучают будущие менеджеры
Тест «Предпринимательский кодекс»
Оцените черты своего характера по семи признакам. Каждый отражён в четырёх характеристиках. Подчерните те, что соответствуют вашему характеру.
a) Всегда жду чужих указаний;
b) Выполняю необходимый объём работ без чьих-то указаний;
c) Находчив, проявляю инициативу;
d) Всегда ищу дополнительные задания.
a) Некоммуникабелен, сварлив;
b) Иногда со мной трудно работать;
c) Вежлив, приятен в обхождении
d) Дружелюбен, доброжелателен в общении.
a) Ведомый;
b) Ведущий;
c) Умею отдавать толковые распоряжения;
d) Внушаю уверенность и доверие
a) Стараюсь уклониться от любых поручений;
b) Соглашаюсь выполнять поручения, но не охотно;
c) Легко соглашаюсь на всё;
d) Стремлюсь к наилучшему исполнению.
a) Не умею организовывать дела;
b) Организовываю, но результат достигается не всегда;
c) Способен организовать дело;
d) Всегда удаётся организовать задуманное.
a) Боязлив, сомневаюсь в себе;
b) Быстр, но часто допускаю ошибки;
c) Осторожен, осмотрителен;
d) Быстр, чёток и точен.
a) Сразу бросаю то, что не получается;
b) Делаю несколько попыток достичь цели;
c) Предпринимаю постоянное усилие;
d) Целеустремлён, меня невозможно сбить с толку.
Оценка результатов теста:
a) 1 балл;
b) 2 балла;
c) 3 балла
d) 4 балла.
25 – 28 баллов
У вас отличный потенциал для владения собственным делом
21 – 24
Очень хороший
17 – 20
Хороший
13 – 16
Средний
12 и ниже
Плохой
Но даже если результат теста отрицательный, не впадайте в отчаяние. Во-первых, вы пока молоды и многое ещё можете в себе изменить, развить, воспитать. Во-вторых, возможно. Вам придётся работать в «команде», где качества партнёров будут компенсировать какие-то ваши недостатки.
Памятки
Современные предприниматели, прямо скажем, большой любовью не
пользуются. «Жульё», «ворьё» - это ещё не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В кокой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успехам других. Но во многом для таких отзывов есть основания: у некоторых «новых русских» рыльце в пуху. В связи с этим, полезно обратиться к опыту «старых» русских – тех, кто строил капитализм до 1917-го года.
Перед вами «Семь принципов ведения дел в России» - любопытный документ, выработанный российскими промышленниками в 1912 году:
Согласитесь, неплохо, если бы этим «кодексом чести» руководствовались современные российские бизнесмены.
Правило первое: Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед можете взглянуть на своё отражение в зеркале, чтобы проверить, всё ли в порядке, и в последний раз – перед сном, когда умываетесь. Это поможет вам не думать весь день о том, как вы выглядите.
Правило второе: Не «зацикливайтесь» на своих физических изъянах. Они есть у всех. Ведь большинство ваших недостатков либо не замечают, либо не догадываются об их существовании. Чем меньше вы думаете о них, тем лучше себя чувствуете.
Правило третье: Помните, что люди не замечают вещи, очевидные для вас. Например, вы чувствуете, что ужасно краснеете, когда приходится выступать перед аудиторией или даже просто говорить в присутствии нескольких незнакомых людей. Для них даже ваше лицо кажется лишь приятно порозовевшим. До тех пор, пока вы сами не привлечёте внимание других к тому, что вас смущает, никто не обратит на это внимание.
Правило четвёртое: Не будьте излишне критичны к другим. Если вы про себя постоянно отмечаете недостатки других людей и такой критицизм стал вашей привычкой, то от неё надо избавляться незамедлительно, иначе будете постоянно думать, что ваша внешность, манеры, привычки и одежда – отличная мишень для критики. Уверенности это не прибавляет.
Правило пятое: Помните, что люди больше всего любят слушателей. Поэтому не старайтесь «выдавать» каскад остроумных реплик, чтобы вызвать к себе расположение. Внимательно слушайте собеседников – и они будут обожать вас.
Правило шестое: Будьте искренни. Вы не понимаете, о чём идёт речь? Вы не знаете, что означают названия блюд в меню? Так и скажите об этом. На вас производят впечатление чьи-то жизнерадостность, успех, обаяние? Признайтесь в этом. Пытаясь сохранить холодность и невозмутимость, вы лишь оттолкнёте от себя людей.
Правило седьмое: Найдите в своём окружении кого-то, с кем сможете разделить своё волнение. И тогда вы не будете одиноки на вечеринке, единственной робкой душой среди сверстников. Подойдите сами к тому, кого выбрали, вдвоём вы оба выиграете.
Правило восьмое: Не пытайтесь устранить робость с помощью алкоголя. Если вы бываете раскованны и обаятельны навеселе, то и без алкоголя вы сможете быть ещё приятнее для окружающих.
Правило девятое: Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если кто-то с вами разговаривает резко, не думайте, что виноваты именно вы. Возможно, для такого человека это единственный, хотя и не лучший, способ побороть смущение. И остерегайтесь сами пользоваться подобным методом самоутверждения.
Правило десятое: Помните, самое худшее, что с вами может произойти, так это если вы выставите себя в невыгодном свете. Но даже если это так случилось, и тут окружающие будут относиться к вам с некоторой симпатией: вы же дали им возможность испытать чувство превосходства.
Постарайтесь следовать этим правилам в жизни!
3.Советы юному коммерсанту
· Работай равномерно
· Не беги за уходящим днём
· Не работай в выходные дни
· Засыпая, думай о том, что будет завтра
· Завтра всё будет иначе
· Береги здоровье
· Не терзайся из-за неудач
… и проснёшься боссом!
4.Заповеди бизнесмена
§ Всё зависит только от тебя самого
§ Удача сопутствует образованным
§ Бизнес оставляет мало времени на праздности
§ Не жалей усилий для налаживания контактов и связей
§ Умей схватывать ценные идеи
§ Хочешь преуспеть – рискуй
§ Держи слово
§ Богатство любит здоровых
§ Будь весел
5. На заметку будущему безработному.
50 причин, по которым не получают работу.
6. Не повторяй ошибок Буратино.
Примите несколько простых советов, как не остаться в дураках.
1. Ни в коем случае не спешите вкладывать деньги в фирму (или банк), сулящую рекордно высокие дивиденды. Что-то здесь не чисто. Либо эта фирма просто жулик, лидо сверхвысокие проценты – это рекламный трюк.
2. Посоветуйтесь со знакомыми взрослыми-специалистами в экономике, бухгалтерском учёте, финансах. Они вам подскажут, какой в настоящее время процент по вкладам более или менее реален для серьёзных фирм. Ставить на большой процент – значит рисковать своими деньгами.
3. Помните, что фирмы и банки не печатают сами деньги, они их зарабатывают. Обмануть законы экономики невозможно. Можно пообещать больше, чем ты имеешь, но реально раздать больше, чем заработал – нельзя. Постарайтесь навести справки о той фирме, которой вы всё же решили доверить свои сбережения. В последнее время в специальной литературе стали появляться рейтинги надёжности банков и финансовых групп, попробуйте ими воспользоваться.
4. Никогда не вкладывайте в ценные бумаги последние сбережения, иначе вы рискуете крупно прогореть. В современной ситуации приобретать ценные бумаги лучше, имея избыток денег, чем их недостаток.
5. Если все поддаются на ажиотаж какой-то мощной рекламной компании, не торопитесь бежать в общей толпе. Ещё никому не удалось разбогатеть в «массовом порядке». Если сверхперспективные ценные бумаги и возникают, они не залёживаются - их скупают крупные оптовики. Для того, чтобы поделиться сверхприбылью, не заказывают со стороны.
6. Если всё же свободных средств у вас достаточно и вы решили приобретать ценные бумаги, лучше купите целый «пакет» от разных фирм. Пусть туда войдут и высоконадёжные, но с уверенными доходами, и высокодоходные, но с «рискованные» ценные бумаги. Тогда вы, возможно, где-то потеряете, но наверняка где-то и выиграете.
Это интересно!
Названия многих монет связаны с весами. Так, у древних греков имели хождение золотые – статеры, что можно перевести как «коромысло весов». А ещё раньше у них были в обращении железные прутья – оболы. Шесть оболов составляли пучок, который был и весовой единицей, и денежной. А пучок по-гречески – драхма. Сегодня это основная монета Греции.
Почему лиру называют именно так? Чтобы узнать это, надо совершить небольшой экскурс в прошлое.
По-латыни весы – либра. Так римляне в древности называли весовую единицу. В Византии либра превратилась в литру, а у итальянцев – в лиру.
В некоторых странах (Тунисе, Ираке, Югославии) в обращении находится монета тоже с римским названием – динар. В Древнем Риме была серебряная монета – динарий, от лат. «по десять» (т.е. равноценная 10 медным ассам).
Любопытно происхождение и такой распространённой в средневековой Европе монеты, как дукат. Появилась она в Венеции в 12 веке. На ней была надпись: «Да будет тебе, Христос, отдано герцогство, которым ты (т.е. венецианский дож) сам управляешь». Все слова читались с трудом, так как были сокращены, кроме последнего «дукат». Так и стали называть монету.
В нашем каталоге доступно 70 292 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочая программа предпрофильной подготовки "как стать менеждером" рассчитана на 17 часов, одну учебную четверть, так как при прохождении предпрофиля ученик должен за учебный год проходить 4 предпрофиля. Курс составлен с учетом возрастных особенностей учеников, внего входит как теоретический материал, так и прохождение тестирования учениками
6 625 682 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Арсамикова Мадина Лечиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.