Рабочая
программа
по
зарубежной литературе
для 9
Г класса
Пояснительная
записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования, примерной программы по зарубежной литературе для образовательных учреждений гуманитарного профиля основной общеобразовательной школы,
5-9 классы (автор Михальская Н.П.).
Обязательного минимума содержания основного общего
образования по литературе; Программа ориентирована на работу по учебнику для
8-9 классов «Зарубежная литература» Н.П.Михальской М.: Дрофа, 2010
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения зарубежной литературы,
которые определены стандартом.
Данная программа представляет собой целостный документ,
включающий пояснительную записку, основное содержание, учебно – тематический
план с распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к
уровню подготовки учащихся, перечень рекомендуемой литературы, календарно –
тематическое планирование учителя.
В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран,
что способствует расширению и углублению
гуманитарных знаний школьников, открывая
перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи
произведения стали достоянием всего человечества.
В соответствии с программой изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного,
литературно-теоретического и культурологического
изучения произведений и отдающего
приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.
Цели предмета «Зарубежная литература» соответствуют основным целям литературного
образования. Они состоят в
формировании нравственных
позиций и обогащении духовного мира личности, в развитии эстетического вкуса
учащихся, умения свободно
выражать себя в речи и определять
свое отношение к прочитанному, в подготовке к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового
литературного процесса.
Для достижения этих целей
ставятся задачи:
расширить представления учащихся о литературном процессе;
привить навык
сопоставительного похода к явлениям
национальных литератур;
вводя ученика в художественный
мир писателя, научить
воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора;
раскрыть гуманистический
характер творчества писателей,
проявляющийся в интересе к личности
человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера;
содействовать развитию навыков
анализа художественных
произведений различных литературных родов и жанров;
использовать возможности
литературы для нравственного
и художественного воспитания учащихся.
Представленные в программе 9
класса произведения рассматриваются в общелитературном
контексте с учетом взаимодействия русской и
зарубежной литературы, а также межпредметных связей (литература и история, литература и художественная культура). Дается периодизация литературного
процесса: античная литература, литература средних веков, литература эпохи
Возрождения, литература XVII века. Ведется изучение литературы как искусства
слова. Литературные роды и жанры рассматриваются
в развитии.
Изучаются произведения эпических, лирических, драматических жанров, особенности литературных направлений (классицизм, сентиментализм). Учащиеся знакомятся с явлениями межнациональной общности литератур.
На данном этапе изучения
зарубежной литературы учащиеся приобретают следующие
знания и навыки.
Ученик должен знать
определения литературных родов и жанров,
особенности литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) в их обусловленности историко-культурной ситуацией
в зарубежных странах; имена поэтов и драматургов девятнадцатого и двадцатого
века, названия, проблематику, жанры их основных произведений, связь их
творчества с литературными направлениями эпохи. Он должен знать наизусть стихотворение
Байрона, Бернса (по выбору), фрагмент из «Песни о Гайавате» Лонгфелло (три
начальные строфы из вступления или другой фрагмент по выбору).
Ученик должен уметь выявить общее и особенное в творчестве писателей,
принадлежащих к одному литературному направлению (классицисты, поты английского
сентиментализма), пишущих в одном жанре (анималисты Лондон и Сетон-Томпсон;
фантасты Ж.Версн и Уэллс); уметь сопоставить разновидности жанров выделяя их
сходство и различие (роман исторический, историко-приключенческий,
научно-фантастический); уметь раскрыть смысл понятий робинзонада, байронизм,
подтверждая свои суждения примерами из произведений литературы; привести
примеры использования писателями иносказания, гротеска, контраста, пояснив
особенности этих художественных приемов и их назначение; привести высказывания
русских писателей о писателях других стран (Пушкин о Байроне, Достоевский о
Диккенсе), назвать имена переводчиков баллад Шиллера, стихотворений Э.По.
Виды контроля:
промежуточный:
пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ
на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе
цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
итоговый (за полугодие): сочинение на
основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом,
проверяющие начитанность учащегося,
теоретико-литературные знания.
Содержание программы
Литература
ХIХ
века (25ч.)
Своеобразие романтизма первой трети 19 века.(1ч.)
Э. Т. А. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». (2ч.)
Связь реального и фантастического в творчестве немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея
Гофмана. Сказка «Щелкунчик и мышиный король». Понятие двоемирие. В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»(3ч.)
Виктор Гюго — глава французского романтизма. Изображение народа и значение массовых сцен в «Соборе Парижской Богоматери».
Дж. Г. Байрон. Лирика, «Паломничество
Чайльд Гарольда».(5ч.)
Биография английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Ранняя лирика. Гражданские мотивы в
поэзии Байрона («Ода авторам билля против
разрушителей станков». Понятие байронизм.
Лироэпическая поэма «Паломничество
Чайльд Гарольда». Своеобразие жанра.
Э. А. По. Лирика, «Убийство на улице
Морг».(3ч.)
Американский писатель Эдгар Аллан По. Стихотворение «Эльдорадо». Эдгар По — основоположник
жанра детективной новеллы. «Убийство на
улице Морг». Сыщик Дюпен и его метод раскрытия преступлений.
Своеобразие
реализма в литературе XIX века (1ч.)
О. де Бальзак. «Гобсек». (3ч.)
Оноре де Бальзак — крупнейший французский писатель-реалист. Сущность замысла цикла «Человеческая комедия». Повесть «Гобсек» — одно из ключевых произведений в творчестве Бальзака. Тема власти денег и ее воплощение в повести «Гобсек». Ростовщик Гобсек: история его жизни и формирования характера. Реалистическое мастерство Бальзака в изображении Гобсека. Ч.Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»,
«Рождественская песнь в прозе».(3ч.)
Обличение
зла и утверждение добра, проявляющееся в счастливых концовках романов Диккенса. Юмор, ирония, сатира в его произведениях. Дети и их нелегкие судьбы в романах Диккенс.
Роман «Приключения Оливера Твиста». Диккенс о своей главной задаче: «изобразить суровую правду жизни без всяких прикрас». Реальное и сказочное в «Рождественской песне в прозе».
А. Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмсе
(4ч.)
Английский писатель Конан Дойл — автор знаменитых рассказов о Шерлоке Холмсе и повести «Собака Баскервилей». Причины их широкой известности. Образ сыщика Шерлока Холмса. Особенности его личности: эрудиция, сила логического мышления, наблюдательность, внимание к деталям, быстрота реакции, умение анализировать и обобщать факты.
Литература
XX века (9ч.)
Г. Уэллс. «Первые люди на Луне».(2ч.)
Герберт
Уэллс — английский писатель, мастер научной
фантастики. Традиции Ж. Верна в творчестве
Уэллса. Смелые прогнозы развития науки и достижений техники, увлекательность повествования в романах и
рассказах Уэллса. Описание полета на Луну в
романе «Первые люди на Луне». Значение
творчества Уэллса для развития научной фантастики
XX
века.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».(3ч.)
Философская сказка «Маленький принц».
Особенности литературного жанра философской
сказки. Размышления о смысле жизни. Связь
содержания сказки с происходящими в мире событиями. Роль посвящения-эпиграфа. Главные открытия, сделанные Маленьким принцем, и главный урок,
преподанный читателям сказки Сент-Экзюпери.
Э. Хемингуэй. «Старик и море».(4ч.)
Эрнест Хемингуэй — классик американской литературы XX столетия, лауреат Нобелевской премии по литературе. Антивоенная и антифашистская тема в творчестве Хемингуэя. Утверждение
мужества и выдержки, непобедимости человека в произведениях Хемингуэя.
«Старик и море». Философский характер повести. Образ рыбака Сантьяго, ведущего борьбу за свою жизнь и достоинство. Единство с природой как источник силы человека. Образ моря в повести.
Человек и Жизнь — главная проблема повести Хемингуэя.
Особенности рабочей программы для
9г класса.
9г класс является лингвистическим с углубленным изучением
английского языка, поэтому на изучение творчества английского поэта
Дж.Г.Байрона отводится 5 уроков, так как ученики не только анализируют
произведения поэта, но и, составив подстрочник его стихов, сравнивают переводы
разных авторов, выделяя наиболее близкие по содержанию, пытаются сделать
собственный перевод. Класс хорошо анализирует произведения, поэтому отдельные
уроки отводятся под изучение особенностей разных жанров: путешествия,
детективной новеллы, философской сказки. Урок отведен для проведения творческой
работы по философской сказке А.Экзюпери «Маленький принц». Класс обучается по
системе развивающего обучения, поэтому ученики склонны самостоятельно
анализировать, выявлять в частном общее, находить в новом традиционное. Для
дальнейшего развития способностей учащихся планируются такие уроки, как
«Традиции Э.По в детективах К.Дойла» и «традиции Ж.Верна в романах Г.Уэллса».
Тематическое
планирование
№№
|
Наименование
тем
|
Всего часов
|
Количество часов
|
Уроки
|
Проверочные работы
|
1
|
Литература
ХIХ века
Романтизм и реализм — главные литературные направления XIX века.
Своеобразие романтизма первой трети XIX
века
Развитие романтизма и идеалы Великой французской революции. Соотношение мечты и действительности
в творчестве писателей-романтиков. Крупнейшие
романтики Э. Т. А. Гофман, В. Гюго,
Дж. Г. Байрон, Э. А. По.
|
25
|
24
|
1
|
2
|
Литература
XX века
Отклики писателей на основные события XX
столетия. Стремление рассказать о современности и заглянуть в будущее в научной фантастике XX
века.
|
9
|
8
|
1
|
Список литературы для учителей
1.
Айзерман Л.С. Испытание доверием: Записки учителя.
– М.: Просвещение, 1991
2.
Белоборовцева И.З. Читаем поэзию вместе. – М.:
Интерпракс, 1994.
Детская литература.// Сост. И.И.Тюрина. – Томск: ТОИПКРО, 2004.
3.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного
произведения: Уч. пос. – М.: Флинта: Наука, 2004.
4.
Зарубежная литература ХХ века: Практикум./ Сост. и
общ. ред. Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. – М.: Флинта: Наука, 2004.
5.
Ильин Е.Н. Путь к ученику: Из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1988.
6.
Кайда Л.Г. Стилистика текста: от теории композиции
– к декодированию. Уч. пос. – М.: Флинта, 2004.
7.
Кантарович И.Б. Учебное пособие по зарубежной
литературе новейшего времени. Литература Англии (1917 – 1962). – М.:
Просвещение, 1965.
8.
Кутузов А. Г., , Романичева. Е. С «Как войти в
мир литературы. 8 класс», Москва, «Дрофа», 1999 год
9.
Программно-методические материалы. Литература 5 – 11
кл./ Сост. Т.А.Калганова. – М.: Дрофа, 2000.
10.
Рабинович В.С. Зарубежная литература. История
духовных исканий. Пособие для учителя. – М.: Интерпракс, 1994.
11.
Родин И.О. Справочные материалы по литературе для
подготовки к экзамену
12.
Чудакова Н. В.«Контрольные и проверочные работы по
литературе. 5 – 8 классы», Москва, «Дрофа», 1997 год,
Список литературы для учащихся
1.
Зарубежные писатели:
Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. — М.: Просвещение, 1996.
2.
Зарубежная литература. Хрестоматия для 8 – 10 кл.
ср. шк./ Сост. В.А.Скороденко. – М.: Просвещение, 1982.
3.
Зарубежная литература. Хрестоматия для средних и
старших классов»-Нижний Новгород «Русский купец»,1994
4.
Лион П. Э., Лохова. Н. М..«Литература для
школьников старших классов», Москва, «Дрофа», 2001 год,
5.
«Мифы в искусстве старом и новом», С-Петербург,
«Лениздат», 1993
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.