ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 6 класса составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
г. №1897.
Рабочая программа
составлена на основе
1. Информатика.
Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3
– 6 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова, - 2-е изд. – М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2015. – 128с.:ил. – (Программы и планирование).
Содержание программы внеурочной
деятельности отобрано в соответствии с возможностями и способностями
обучающихся 6-х классов и отражает потребности обучающихся.
Цель программы: развитие у школьников
навыков решения задач с применением таких подходов, которые наиболее типичны и
распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.
Программа
реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На
реализацию программы отводится 1час в неделю, всего 35 часов в 6 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
-
широкие
познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и
творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации
творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за
счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
-
готовность
к повышению своего образовательного уровня в области информатики;
-
развитие интереса
к информатике, стремление использовать полученные знания в процессе обучения
другим предметам и в жизни.
Метапредметные
-
освоение
способов решения проблем творческого характера в учебных ситуациях;
-
поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
- владение
основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и
взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной
собеседнику форме;
- умение
осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности
при выполнении проекта;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей
-
умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами
-
умение
оценивать правильность выполнения учебно-познавательной задачи и собственные
возможности ее решения;
-
умение
организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками;
-
работа
индивидуально и в группе
-
формирование
и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).
СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
внеурочной деятельности
«Занимательная
информатика»
1. Решение
алгоритмических задач. (4 часа)
Решение
алгоритмических задач с использованием схем, таблиц, с описанием на
естественном языке и др. Решение задач о переправах, о разъездах, о
взвешиваниях.
2. Решение
задач на выявление закономерностей (4 часа)
Выявление
«лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и
других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».
3.Решение
логических задач (8 часов)
Анализ и синтез
объектов. Табличный способ решения логических задач. Объект и класс объектов.
Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Решение
логических задач путем рассуждений. Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах.
Логические выводы. Решение задач с помощью законов алгебры логики
4. Решение
комбинаторных задач. (5 часов)
Подходы к решению
комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных
задач. Решение задач с помощью графов.
5. Разработка
выигрышных стратегий (5 часов)
Стратегия игры. Дерево игры.
Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия.
Доказательство отсутствия выигрышной стратегии. Решение задач.
6.
Занимательные задачи по системам счисления. (4 часа)
Занимательные
задачи. Изучение правил перевода и выполнения
арифметических операций в различных системах счисления.
7.
Решение задач конкурсов «Инфознайка», «КИТ» и др.(5 часов)
Тематический план курса
внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
№
|
Тема
|
Количество часов
|
1.
1
|
Решение алгоритмических задач
|
4ч.
|
2.
2
|
Решение задач на выявление закономерностей
|
4ч.
|
3.
3
|
Решение логических задач
|
8ч.
|
4.
4
|
Решение комбинаторных задач
|
5ч.
|
5.
5
|
Разработка выигрышных стратегий
|
5ч.
|
6.
6
|
Решение задач по системам счисления
|
4ч.
|
7.
7
|
Решение задач конкурсов «Инфознайка», «КИТ» и др.
|
5ч.
|
|
Итого :
|
35 ч
|
Календарно - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема занятия
|
Количество часов
|
Дата
|
Примечание
(коррекция)
|
по плану
|
факт
|
Решение алгоритмических
задач
|
1
|
Правила
техники безопасности. «Веселая разминка» (простые задачи)
|
1
|
|
|
|
2
|
Задачи о переправах
|
1
|
|
|
|
3
|
Задачи о разъездах
|
1
|
|
|
|
4
|
Задачи о взвешиваниях
Задачи о переливаниях
|
1
|
|
|
|
Решение задач на выявление
закономерностей
|
5
|
Закономерности.
Упорядочение.
|
1
|
|
|
|
6
|
Аналогии. Ассоциации.
|
1
|
|
|
|
7
|
Продолжение числовых рядов
и других рядов. Поиск недостающего элемента.
|
1
|
|
|
|
8
|
Разгадывание «чёрных ящиков»
|
1
|
|
|
|
Решение логических задач
|
9
|
Табличный способ решение логических
задач.
|
1
|
|
|
|
10
|
Взаимно однозначное соответствие.
|
1
|
|
|
|
11
|
Решение логических
задач путём рассуждений.
|
1
|
|
|
|
12
|
Индукция. Дедукция.
|
1
|
|
|
|
13
|
Задачи о лжецах
|
1
|
|
|
|
14
|
Логические выводы
|
1
|
|
|
|
15-16
|
Решение задач с помощью
законов алгебры логики.
|
2
|
|
|
|
Решение комбинаторных задач
|
17-18
|
Подходы к решению комбинаторных
задач. Графы.
|
2
|
|
|
|
19
|
Круги Эйлера
|
1
|
|
|
|
20-21
|
Решение задач с помощью
графов.
|
2
|
|
|
|
Разработка выигрышных стратегий
|
22
|
Игровые стратегии.
Выигрышные позиции в игре. Проигрышные
позиции в игре.
|
1
|
|
|
|
23
|
Существование
выигрышных стратегий в реальной игре Построение выигрышных стратегий в
реальной игре.
|
1
|
|
|
|
24-26
|
Использование выигрышных стратегий в
реальной игре. Игры: «Камешки», «Ползунок». Игры на шахматной доске
|
3
|
|
|
|
Занимательные задачи
системам счисления
|
27
|
Системы счисления
|
1
|
|
|
|
28-29
|
Занимательные задачи
|
2
|
|
|
|
30
|
Лингвистические задачи
|
1
|
|
|
|
Решение задач конкурсов
«Инфознайка», «Кит» и др.
|
31
|
Решение задач конкурса
«Инфознайка»
|
1
|
|
|
|
32
|
Решение задач конкурса
«Кит»
|
1
|
|
|
|
33-35
|
Решение олимпиадных
задач
|
3
|
|
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания.
– М.: Просвещение, 1983.-142с.
2. Панчешникова Л.М. Методическое пособие для
вузов. – М.: Просвещение, 1976.-187с.
3. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к
предмету. – М.: Просвещение, 2001.-24с.
4. Усова А.В. Об организации обучения
школьников. – М.: Просвещение, 1989.-67с.
5. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. –
М.: Академия, 2001.-95с.
6. Родин А.А. Массовые формы внеклассной работы
в школе. – М.: АПН РСФСР, 1961.- 183с.
7. Информатика 7-9 . Базовый курс/ Под редакцией
Макаровой Н.В.-СПб.:Питер, 2003. – 368 с.
8. Информатика 7-9 . Практикум по информационным
технологиям / Под редакцией Макаровой Н.В СПб.:Питер, 2003. – 288 с.
9. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Методика преподавания информатики. – Москва: Академия, 2001.
10. Лыскова В.Ю. , Ракитина У.Ф. Учебные задачи
в курсе
11. Селиванов В.Л,
Гришаева А.П., Селиванова Э.Т. Организация учебно – исследовательской работы
студентов и школьников по информатике. – Новосибирск, 2003.- 101 с.
12. Семенов А.Л.. Школьная информатика от
истоков к будущему.//Информатика и образование.-1998.-№3.-с79-85.
13. Филиппов В.М.. Министерство образования.
Стандарты основного общего и полного образования по информатике и
информационным технологиям // Информатика и образование. – 2004. - №4. – с.7-26
14. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное
обучение в современной школе. – Москва, 1996.- 95 с.
15. Якиманская И.С. Технология личностно –
ориентированного образования. – Москва : Издательство «Сентябрь», 2000. -175 с.
16. Положение о любительском объединении, клубе
по интересам. Информатика и образование. 1987. №2.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.