Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / ИЗО, МХК / Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему "От истоков к современности" (5-8 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему "От истоков к современности" (5-8 класс)

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГ ПРЕДМЕТА, КУРСА


Рабочая программа по внеурочной деятельности «От истоков к современности» для 5-8 классов разработана на основе программы духовно - нравственного воспитания / авт.-сост. Т. В. Гетманская. - Волгоград: Учитель, 2015. Данная программа соответствует требованиям ФГОС и предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

К концу первого и второго этапов обучения обучающийся будет знать:

- основы народной философии и педагогики;

- понятия «Родина», «род», «семья», «родственники»;

- понятие «племя», особенности древних поселений и жилищ;

- особенности месторасположения, устройства, убранства русской избы;

- особенности православных осенних и зимних праздников, традиций и обычаев;

- историю фольклора: народной музыки, танцев, пения, устного народного творчества и кукольного театра;

- историю, традиции, виды росписи, лепки, вышивки, низания бисером, мокрого валяния из шерсти, народной игрушки и куклы, народного костюма;

- правила поведения и техники безопасности на занятиях;

- правила безопасной работы с инструментами: ножницами, иглами, крючком, пяльцами, проволокой;

- основы построения композиции, понятия «узор», «орнамент», «раппорт», «пропорция», «композиционный центр»;

- основы цветоведения, понятия «цветовая гамма», «цветовой круг», «цветовой контраст»;

- условные обозначения и терминологию, используемые в бисероплетении, ручном вязании и вышивке;

- основные способы и приемы, используемые в росписи, лепке, вышивке, низании бисером, изготовлении народной игрушки, куклы и народного костюма;

- историю русского костюма, последовательность изготовления и оформления элементов народного костюма: рубахи, сарафана, фартука, портов, головного убора, пояса, обуви, украшений;

- правила и способы составления сообщений и проведения тематических экскурсий в историческом музее.

Обучающийся будет уметь:

- составлять семейное генеалогическое древо на основе знаний о близких родственниках;

- играть на трещотках, исполнять народные песни и частушки;

- исполнять элементы народного танца и хоровода; - управлять куклами и показывать кукольные спектакли;

- лепить и выполнять роспись на изделиях;

- составлять эскизы, рабочие рисунки и композиции согласно правилам для росписи, вышивки, бисероплетения;

-гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- изготавливать изделия по образцу, схеме, рисунку;

- свободно пользоваться схемами, описаниями, лекалами, инструкционными технологическими картами;

- выполнять работы в технике контурной вышивки стежками «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «стебельчатый шов»;

- выполнять работы в технике плоскостного плетения на проволоке;

- выполнять работы в технике петельного плетения в бисероплетения (цветы, деревья);

- выполнять плоские работы в технике ручного вязания крючком;

- выполнять ручные стежки и строчки;

-раскладывать лекала на ткани и выкраивать детали изделий;

- изготавливать и оформлять куклы и игрушки;

- разрабатывать и изготавливать авторскую игрушку и куклу;

- изготавливать и оформлять элементы народного костюма для куклы: рубаху, сарафан, фартук, порты, головной убор, пояс, обувь, украшения;

- составлять сообщения и проводить тематические экскурсии в музеях города.

К концу третьего, четвертого и пятого этапов обучения обучающийся будет знать:

- основы народной философии и педагогики;

- историю возникновения и распространения христианства, понятия «заповедь», «молитва»;

- историю, месторасположение городов и селений;

- историю и культуру древнерусского города;

- понятие «красный угол», наружное и внутреннее строение русской избы;

- значение имени, происхождение фамилий (от качеств человека, ремесла и др.);

- особенности православных весенних и летних праздников, традиций и обычаев;

- историю фольклора; народной музыки, танцев, пения, устного народного творчества и кукольного театра;

- историю, традиции, виды росписи, лепки, вышивки, низания бисером, сухого валяния из шерсти, народной игрушки и куклы, народного костюма;

- правила поведения и техники безопасности на занятиях;

- правила безопасной работы с инструментами: ножницами, иглами, крючком, пяльцами, проволокой;

- основы построения композиции, понятия «узор», «орнамент», «раппорт», «пропорция», «композиционный центр»;

- основы цветоведения, понятия «цветовая гамма», «цветовой круг», «цветовой контраст»;

- условные обозначения и терминологию, используемые в бисероплетении, ручном вязании и вышивке;

- основные способы и приемы, используемые в росписи, лепке, вышивке, низании бисером, изготовлении народной игрушки, куклы и народного костюма;

- историю русского костюма, последовательность изготовления и оформления элементов народного костюма: рубахи, сарафана, фартука, портов, головного убора, пояса, обуви, украшений;

- правила и способы составления сообщений и проведения тематических экскурсий в музеях города.

Обучающийся будет уметь:

- объяснять происхождение своей фамилии и фамилий других людей;

- играть на вращающейся трещотке, исполнять народные песни и частушки; исполнять элементы народного танца и хоровода;

- управлять куклами и показывать кукольные спектакли;

- лепить и выполнять роспись на изделиях;

- составлять эскизы, рабочие рисунки и композиции согласно правилам для росписи, вышивки, бисероплетения;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- изготавливать изделия по образцу, схеме, рисунку;

- свободно пользоваться схемами, описаниями, лекалами, инструкционными технологическими картами;

- выполнять работы в технике вышивки стежками «крест», «роспись», «тамбурный шов»;

- выполнять работы в технике объемного плетения на проволоке;

- изготавливать объемные фигурки на леске;

- выполнять технику низания дугами (круговое плетение) и технику низания столбиком (игольчатое плетение) в бисероплетении (цветы, деревья);

- выполнять объемные работы в технике ручного вязания крючком;

- выполнять ручные стежки и строчки;

- раскладывать лекала на ткани и выкраивать детали изделий;

- изготавливать и оформлять куклы и игрушки;

- изготавливать и оформлять элементы народного костюма для куклы: рубаху, сарафан, фартук, порты, головной убор, пояс, обувь, украшения; составлять сообщения.


Личностные, метапредметные и предметные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «От истоков к современности»

Личностные результаты деятельности:

- уважение к творчеству окружающих;

- способность работать в паре, группе, коллективе;

- такт и чувство меры в общении со сверстниками и взрослыми;

- потребность в дружбе, взаимопомощи, сострадании, понимании; толерантность;

- потребность в познавательной и творческой деятельности;

- творческая инициатива и способность отстаивать свою точку зрения;

- чувство уважения и любви к своим национальным истокам, к своей земле и своему народу.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

Метапредметные результаты освоения учащимися внеурочной деятельности в основной школе

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- комбинирование известных алгоритмов технического технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- формирование и развитие экологического мышления; умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учащимися внеурочной деятельности в основной школе:

В познавательной сфере:

- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объектов труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

- документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости продукта труда примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

в эстетической сфере:

- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;

- участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление внести красоту в домашний быт;

в коммуникативной сфере:

- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

в физиологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Первый год обучения

Тема 1. Введение. Русская культура как часть мировой культуры.

Тема 2. Народная философия и педагогика. Знакомство с понятиями «народная философия» и «народная педагогика». Мир далеких предков. Наш предок: земледелец, охотник, воин. Мировоззрение наших предков. Определение понятий «Родина», «род», «семья», «родственники». Древние поселения. Древние жилища. Русская изба: местоположение, устройство, убранство, Утварь. Символы. Обереги жилища. Города, посады, села. Устройство, месторасположение городов и селений. История и культура древнерусского города. Дом как крепость. Наружное и внутреннее убранство избы. «Красный угол» (место, где находятся иконы и лампада). Изготовление макета русской избы.

Тема 3. Народный календарь. Знакомство с православными и календарными праздниками и обрядами осени и зимы. Происхождение праздников, их связь с природой, приметы. Основные православные и календарные праздники: Масленица (последняя неделя перед Великим Постом), Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Покров (14 октября), Параскева Пятница (10 ноября), Кузьма и Демьян - Кузьминки (14 ноября), Рождество (7 января), Рождественский сочельник (6 января), Святки (с 7 по 14 января) - в это время колядовали и гадали, Крещение (19 января), Татьянин день (25 января - День студентов), Сретение 10 (15 февраля, поворот на лето).

Тема 4. Народный фольклор. Знакомство с понятием «фольклор». История развития народного творчества. Народные игры, гулянья, представления, кукольный театр. Народная музыка, танцы, частушки. Народные инструменты: балалайка, гармонь, жалейка, бубен, трещетки.

Тема 5. Народные ремесла. Знакомство с понятием «ремесло». Виды ремесел, история их развития. Экскурсия в исторический музей г.Нижнего Тагила «Господский дом». Выставка ремесел: работы из бересты, уральская вышивка, сундучный промысел, плетение поясов, ткачество половиков.

Тема 6. Вышивка. Знакомство с понятием «вышивка». История развития вышивки. Виды и способы вышивки. Значение вышивки. Технология вышивания швами «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «стебельчатый шов». Выщивание образцов швами «вперед иголку», «назад иголку». Заготовки для рубахи на текстильную куклу. Вышивание образцов швами «строчка», «стебельчатый шов». Заготовки для рубахи на текстильную куклу. Понятия «любовь». «дружба», «терпимость», «доброта», «милосердие», «сострадание». Изготовление подарков для ветеранов, родных и друзей.

Тема 7. Плетение из бисера. Знакомство с понятием «бисероплетение». Виды и способы бисероплетения, история развития. Техника безопасного труда. Технология плетения на проволоке: параллельное (цепочка, цветы, плоские фигурки); в петельной технике (цветы, листья). Плетение на проволоке в петельной технике цветов и листьев. Изделие «Незабудки». Технология плетения на леске: параллельное (цепочки). Плетение на леске цепочки «Крестик». Изготовление подарков для ветеранов, родных и друзей. Плетение на проволоке в технике параллельного плетения цветов и листьев - «Ромашка». Тема

8. Вязание крючком. Знакомство с понятием «вязание крючком». История развития вязания крючком. Виды и способы вязания крючком. Правила подбора ниток (пряжи) и № крючка. Техника безопасного труда. Вязание цепочки из воздушных петель. Вязание столбиков. Вязание пояса. Вязание пасхального яйца плоского. Изготовление подарков для ветеранов, родных и друзей (по выбору).

Тема 9. Валяние из шерсти. Знакомство с понятием «валяние из шерсти». История возникновения ремесла. Мастер-класс по валянию из шерсти.

Тема 10. Народная игрушка. Знакомство с понятиями «народная игрушка» и «народная кукла». История возникновения куклы. Изготовление куклы на палочке. Изготовление куклы на ложке.

Тема 11. Ткачество. Знакомство с понятием «ткачество». История развития ремесла. Сырье для изготовления тканей в древности: лен, крапива, конопля. Подготовка сырья. 11 Виды ткацких станков. Изготовление пряжи, нитей, ткани. Беление, крашение ткани. Техника безопасного труда. Набойка. Составление рисунка на бумаге в технике «набойка» для украшения ткани Изготовление из бумаги коврика с полотняным переплетением.

Тема 12. Народный костюм. Знакомство с понятием «одежда», «костюм». Из истории русского национального костюма. Одежда древних славян. Одежда для девочки и девушки: рубаха, сарафан, головной убор, обувь, украшения, пояс. Одежда для мальчика и юноши: рубаха, порты, головной убор, пояс, обувь. Ткани, материалы, цвет, крой, вышивка народного костюма. Техника безопасного труда. Виды рубах: ткани, цвета, крой, отделка. Изготовление рубахи из бумаги и украшение ее орнаментом. Виды сарафанов: ткани, цвета, крой, отделка. Изготовление сарафана из бумаги и украшение его орнаментом. Виды головных уборов: ткани, цвета, крой, отделка. Изготовление головного убора из бумаги и украшение его орнаментом.

Тема 13. Проведение праздников (выставок). Проводы зимы. Масленица. Застолье с блинами. Выставка работ учащихся ДПИ.


Второй год обучения

Тема 1. Введение. Русская культура как часть мировой культуры.

Тема 2. Народная философия и педагогика. Триединство мира в понимании далеких предков. Племена, верования, тотемы, символы, обереги. Имя, фамилия. Значение имени. Происхождение фамилий от качества человека и ремесел. Объяснить происхождение своей фамилии. Составить семейное генеалогическое древо на основе знаний о близких родственниках

Тема 3. Народный календарь. Знакомство с православными и календарными праздниками и обрядами. Осенние и зимние приметы. Посты осенью и зимой. Русская кухня во время поста.

Тема 4. Народный фольклор. Устное народное творчество: сказки, былины, пословицы, поговорки, прибаутки, байки, приметы.

Тема 5. Народные ремесла. Подносный промысел. Роспись по металлу. Экскурсия в музей г.Нижний Тагил «Дом крепостных художников Худояровых.». Выставка подносов.

Тема 6. Вышивка. Цветовой круг. Холодные и теплые цвета. Орнамент, символы, знаки. Техника безопасности. Технология вышивания стежками: простым и болгарским крестом, тамбурным швом. Виды вышивки: «объемная», «роспись», «крест», «ришелье». Выщивание образцов тамбурным швом, крестом. Вышивание образцов вышивки «объемная», «роспись», «ришелье». Заготовки для рубахи на текстильную куклу.

Тема 7. Плетение из бисера. Виды и способы бисероплетения, история развития. Техника безопасного труда. Плетение не проволоке в круговой технике (дугами) цветов. Плетение на проволоке в круговой технике (дугами) цветов и листьев. Изделие брошь 12 «Роза». Плетение на проволоке в технике параллельного плетения фигурки «Ангел». Изготовление подарков для ветеранов, родных и друзей (по выбору).

Тема 8. Вязание крючком. Виды и способы вязания крючком. Основные приемы вязания крючком: воздушные петли, столбики с накидом, пышные столбики. Правила подбора ниток (пряжи) и № крючка. Техника безопасного труда. Вязание образцов: столбики с накидом. Вязание образцов: пышные столбики. Вязание объемной фигурки Ангела. Изготовление подарков для ветеранов, родных и друзей (по выбору).

Тема 9.Валяние из шерсти. Валяние из шерсти. Материалы и приспособления. Техника безопасного труда. Изделие - брелок «Валенок».

Тема 10. Народная игрушка. Изготовление куклы из платка. Кукла-скрутка. Изготовление куклы «Пеленашка». Изготовление игрушки «Зайчик на пальчик». Изготовление куклы «Отдарок за подарок».

Тема11.Ткачество. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления коврика полотняного переплетения. Изготовление коврика из шерстяных ниток на станке. Техника безопасного труда. Изготовление коврика из шерстяных ниток на станке.

Тема 12. Народный костюм. Из истории русского национального костюма. Особенности костюма разных областей России, казачьего костюма, костюма других народов России. Изготовление аппликации «Женский костюм. Ярославская губерния». Народный костюм. Экскурсия в музей г. Нижний Тагил «Провиантские склады». Выставка «Костюм 19 века».

Тема 13. Проведение праздников (выставок). Проведение праздника «Березкин хоровод». Выставки работ учащихся декоративно-прикладного творчества. Экскурсия на выставку ДПИ в ГДДТЮ г. Нижнего Тагила.


Третий год обучения

Тема 1. Введение. Русская культура как часть мировой культуры. Повторение понятий «народная философия», «народная педагогика».

Тема 2. Народная философия и педагогика. Мир и мироздание: воздух, вода, земля, человек. Земля, ее зависимость от Солнца. Солнце и Луна. День и Ночь. Смена времен года. Солнцеворот.

Тема 3. Народный календарь. Знакомство с православными и календарными праздниками и обрядами. Весенние православные и календарные праздники: Масленица (последняя неделя перед Великим Постом). Вербное воскресенье, Пасха, Троица. Весенние приметы. Изготовление сувениров.

Тема 4. Народный фольклор. Устройство «вертепа». Ширма, виды кукол (пальчиковые, перчаточные, тростевые, на крестовине, ростовые). Изготовление бумажных кукол для 13 «вертепа».

Тема 5. Народные ремесла. Работы по дереву: мебель, посуда, игрушки. Виды резьбы, рисунки. Резьба для украшения избы, мебели, утвари. Изготовление рисунков геометрических орнаментов резьбы по дереву.

Тема 6. Вышивка. Цветовой круг. Совместимые и несовместимые цвета. Изучение техники и вышивание швами «тамбурный», «роспись», «крест». Техника безопасности. Заготовки для рубахи на текстильную куклу.

Тема 7. Плетение из бисера. Плетение иглой: украшения. Техника безопасности. Плетение иглой украшения для куклы. Плетение на проволоке в игольчатой технике – «Елочка». Изготовление подарков из бисера для ветеранов, родных и друзей.

Тема 8. Вязание крючком. Виды и способы вязания крючком. Правила подбора ниток и № крючка. Вязание столбиков. Техника безопасности. Вязание объемного пасхального яйца. Изготовление подарков из ниток для ветеранов, родных и друзей.

Тема 9. Валяние из шерсти. История валенок Технология изготовления валеночек в технике мокрое валяние. Техника безопасности. Валяние сувенира «Плоские валеночки».

Тема 10.Народная игрушка. Ручные стежки и строчки. Техника безопасности. Изготовление кукол из платка. Изготовление игрушки «Птичка». Изготовление семьи кукол «День» и «Ночь». Изготовление подарочных кукол для ветеранов, родных и друзей.

Тема 11. Ткачество. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления коврика полотняного переплетения. Изготовление коврика из шерстяных ниток на станке. Техника безопасного труда. Изготовление коврика из шерстяных ниток на станке.

Тема 12. Народный костюм. Из истории русского национального костюма. Особенности костюма разных областей России. Виды рубах: ткани, цвета, крой, отделка. Изготовление аппликации «Женский костюм. Тамбовская губерния». Изготовление рубахи из ткани для текстильной куклы. Изготовление сарафана из ткани для текстильной куклы. Виды фартуков. Изготовление фартука из ткани и украшение его тесьмой и лентами. Народный костюм. Экскурсия в музей «Исторический костюм», НТГПК им.П.А. Демидова.

Тема 13. Проведение праздников (выставок). Проведение праздника «Девичий хоровод». Выставки работ учащихся декоративно-прикладного творчества.

Четвертый год обучения

Тема 1. Введение. Русская культура как часть мировой культуры.

Тема 2.Народная философия и педагогика. Христианство на Руси. Возникновение христианства. Христианские источники, заповеди, молитвы. Другие религии. Православная церковь: 14 месторасположение храмов, их убранство. Иконостас. Целительные иконы. Колокольный звон. Святые места. Молитвы.

Тема 3. Народный календарь. Знакомство с православными и календарными праздниками и обрядами. Летние православные и календарные праздники: Семик, Спасы (медовый-14 августа, яблочный-19 августа, ореховый-29 августа). Русская кухня весной и летом. Посты весной и летом. Народная медицина и косметика.

Тема 4. Народный фольклор. Устройство «вертепа». Изготовление пальчиковых кукол.

Тема 5. Народные ремесла. Технология изготовления изделий из соленого теста. Изготовление пряников из соленого теста. Роспись пряников красками.

Тема 6. Вышивка. Виды вышивки: «контурная», «перевить», «роспись» и др. Техника безопасности. Контурная вышивка. Заготовки для рубахи на текстильную куклу. Вышивка техникой «перевить». Заготовки фартука на текстильную куклу. Вышивка головного убора на текстильную куклу.

Тема7.Плетение из бисера. Плетение на проволоке в петельной технике цветов и листьев. Техника безопасности. Плетение на проволоке в петельной технике цветов и листьев - «Верба». Плетение на проволоке в петельной технике цветов и листьев - «Незабудки».

Тема 8. Вязание крючком. Основные приемы вязания крючком: воздушные петли, столбики с накидом, пышные столбики. Вязание лаптей для куклы. Изготовление подарков из ниток для ветеранов, родных и друзей.

Тема 9. Валяние из шерсти. История валенок. Технология изготовления валеночек в технике сухого валяния.

Тема 10. Народная игрушка. Изготовление куклы «Зернушка». Изготовление куклы «Травница». Изготовление подарочных кукол для ветеранов, родных и друзей.

Тема 11. Ткачество. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления коврика полотняного переплетения. Изготовление коврика из шерстяных ниток на станке. Техника безопасного труда. Изготовление коврика из шерстяных ниток на станке.

Тема 12. Народный костюм. Из истории русского национального костюма. Особенности изготовления казачьего костюма для текстильной куклы. Изготовление рубахи из ткани для текстильной куклы. Виды сарафанов. Изготовление сарафана из ткани и украшение его орнаментом из тесьмы и лентами. Виды головных уборов. Изготовление головного убора и украшение его тесьмой и лентами. Изготовление обуви для текстильной куклы.

Тема 13. Проведение праздников (выставок). Выставки работ учащихся декоративно-прикладного творчества. Экскурсия на выставку ДПИ в городе Белореченске.

Пятый год обучения

Тема 1.Введение. Русская культура как часть мировой культуры.

Тема 2.Народная философия и педагогика. Дорога жизни. Рождение (появление на свет), младенчество, детский возраст. Взросление, хороводный возраст, сватовство, свадьба. Молодой и пожилой возраст, старость. Составить свою «дорогу жизни» в соответствии с возрастом.

Тема 3. Народный фольклор. Весна – пора свадеб. Свадебный обряд: сватовство, одевание невесты, выкуп, свадебное гуляние. Народные игры. Народная музыка, танцы, песни, частушки. Народные инструменты: балалайка, гармонь.

Тема 4. Вышивка. Виды и способы вышивки, история развития. Экскурсия в музей ИЗО г. Нижнего Тагила. Цветовой круг. Холодные и теплые цвета. Совместимые и несовместимые цвета. Изготовление подарков с выполненной вышивкой для ветеранов, родных и друзей. Понятия «любовь», «дружба», «терпимость», «доброта», «милосердие», «сострадание». Изготовление подарков с выполненной вышивкой для ветеранов, родных и друзей.

Тема 5. Народные ремесла. Изделия из глины: посуда, игрушки, украшения. Способы изготовления. Виды росписи. Виды народной глиняной игрушки. Изготовление игрушки из глины или соленого теста. Роспись игрушки красками.

Тема 6. Народный календарь. Знакомство с православными и календарными праздниками и обрядами. Татьянин день (25 января - День студентов).

Тема 7. Плетение из бисера. Плетение иглой: бисерное ткачество (браслеты, пояса, картины), оплетение предметов (вазочки, пасхальное яйцо). Техника безопасности. Оплетение бисером пасхального яйца в технике иглой. Изготовление подарков с выпол- ненной вышивкой для ветеранов, родных и друзей.

Тема 8. Вязание крючком. Виды и способы вязания крючком. «Одежда для кружек». Технология вязания петельным столбиком с накидом. Техника безопасности. Изготовление «одежды для кружки». Технология вязания крючком по кругу. Изготовление салфетки.

Тема 9. Валяние из шерсти. Валяние из шерсти. Экскурсия в Дом ветеранов г. Нижнего Тагила. Выставка изделий из шерсти.

Тема10. Народная игрушка. Изготовление игрушки «Птичка». Изготовление куклы «Столбушка». Изготовление подарочных кукол для ветеранов, родных и друзей.

Тема 11.Ткачество. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления коврика полотняного переплетения. Изготовление коврика из шерстяных ниток на станке. Техника безопасного труда. Изготовление коврика из шерстяных ниток на станке.

Тема 12. Народный костюм. Из истории русского национального костюма. Особенности костюма разных областей России. Костюм женский: рубаха, сарафан, юбка-понева, головной убор, пояс, обувь, украшения. Костюм мужской: рубаха, порты, головной убор, пояс. Обувь, украшения. Ткани и материалы, цвета, крой, вышивка, другие виды отделки. Орнаменты и символы вышивки. Изготовление народного костюма для текстильной куклы. Виды рубах: ткани, цвета, крой, отделка. Техника безопасности. Изготовление рубахи и ее украшение орнаментом из тесьмы и лент. Изготовление пояса способами: «скручивание», плетение «зигзаг», плетение «трехрядное», плетение «четырехрядное». Плетение пояса на дощещках. Виды обуви: материалы, цвета, крой, отделка. Техника безопасности. Изготовление обуви из кожи или драпа.

Тема 13. Проведение праздников (выставок). Выставки работ учащихся декоративно-прикладного творчества.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Класс 5


Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Введение

1

Введение

1

Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.

Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать культуру разных народов

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир

Народная философия и педагогика

2

Мир далеких предков

1

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках



Дом как крепость.

1


Народный календарь

1

Основные православные и календарные праздники

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках

Народный фольклор

1

Знакомство с понятием «фольклор»

1

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.

Развитие фантазии, воображения.

Народные ремесла

2

Знакомство с понятием «ремесло».

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



Виды ремесел, история их развития.

1


Вышивка

6

Знакомство с понятием «вышивка».

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.



Виды и способы вышивки.

1




Шов «вперед иголку»

1




Шов «назад иголку»

1




Шов «строчка»

1




«Стебельчатый» шов

1


Плетение из бисера

4

Знакомство с понятием «бисероплетение»

1

Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы

Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности



Виды и способы бисероплетения

1




Технология плетения на проволоке

1




Плетение на леске цепочки «Крестик»

1


Вязание крючком

6

Знакомство с понятием «вязание крючком».

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков



Виды и способы вязания крючком

1




Правила подбора ниток (пряжи) и № крючка. Техника безопасного труда.

1




Вязание цепочки из воздушных петель.

1




Вязание столбиков.

1




Вязание пояса

1


Валяние из шерсти

1

Валяние из шерсти

1

Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти

Народная игрушка

2

Изготовление игрушки «Птичка»

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



Изготовление куклы «Столбушка».

1


Ткачество

2

Знакомство с понятием «ткачество»

1

Восприятие образов и произведений народного искусства

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях



Изготовление из бумаги коврика с полотняным переплетением

1


Народный костюм

4

Знакомство с понятием «одежда», «костюм»


1

Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса

Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык

Развитие художественно-образного мышления



Одежда древних славян

1




Виды рубах и сарафанов

1




Виды головных уборов

1


Проведение праздников (выставок)

2

Выставка работ учащихся ДПИ

1

Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных и жизненных ситуациях



Итоговое занятие

1


Итого:

34






6 класс


Введение

1

Русская культура как часть мировой культуры

1

Осмысленное восприятие визуальных образов реальности

Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы

Народная философия и педагогика

2

Триединство мира в понимании далеких предков

1

Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества.

Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать



Значение имени

1


Народный календарь

1

Осенние и зимние приметы

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках

Народный фольклор

1

Устное народное творчество

1

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.

Развитие фантазии, воображения.

Народные ремесла

2

Подносный промысел

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



Роспись по металлу

1


Вышивка

6

Цветовой круг


1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.



Орнамент, символы, знаки

1




Виды вышивки

1




Объемная вышивка

1




Вышивка «крест»

1




Вышивка «ришелье»

1


Плетение из бисера

4

Вышивка «ришелье»

1

Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы

Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности



История развития бисероплетения

1




Плетение не проволоке в круговой технике

1




Плетение на проволоке в технике параллельного плетения

1


Вязание крючком

6

Виды и способы вязания крючком

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков



Основные приемы вязания крючком


1




Воздушные петли

1




Столбики с накидом


1




Пышные столбики

1




Вязание объемной фигурки


1


Валяние из шерсти

1

Валяние из шерсти

1

Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти

Народная игрушка

2

Изготовление куклы из платка

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



Изготовление куклы «Пеленашка».

1


Ткачество

2

Ткачество

1

Восприятие образов и произведений народного искусства

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях



Изготовление коврика из шерстяных ниток на станке


1


Народный костюм

4

Народный костюм

1

Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса

Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык

Развитие художественно-образного мышления



Особенности казачьего костюма

1




Особенности костюма разных областей России




1




Изготовление аппликации «Женский костюм»

1


Проведение праздников (выставок)

2

Проведение выставки «Березкин хоровод»

1

Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных и жизненных ситуациях



Итоговое занятие

1


Итого:

34






Класс 7


Введение

1

Введение

1

Осмысленное восприятие визуальных образов реальности

Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы

Народная философия и педагогика

1

Солнцеворот

1

Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества.

Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать

Народный календарь

2

Православные и календарные праздники и обрядаы

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках



Весенние приметы. Изготовление сувениров

1


Народный фольклор

1

Изготовление бумажных кукол для «вертепа»

1

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.

Развитие фантазии, воображения.

Народные ремесла

2

Виды резьбы

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



Изготовление рисунков геометрических орнаментов резьбы по дерев

1


Вышивка

4

Совместимые и несовместимые цвета

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.



Тамбурный шов

1




Шов «роспись»

1




Шов «крест»

1


Плетение из бисера

4

Плетение иглой

1

Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы

Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности



Плетение иглой украшения для куклы

1




Плетение на проволоке в игольчатой технике

1




Изготовление подарков из бисера


1


Вязание крючком

4

Виды и способы вязания крючком

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков



Вязание столбиков

1




Вязание объемного сувенира

1




Изготовление подарков из ниток

1


Валяние из шерсти

2

История валенок

1

Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти



Валяние сувенира «Плоские валеночки»

1


Народная игрушка

4

Ручные стежки и строчки.

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



Изготовление игрушки «Птичка

1




Изготовление семьи кукол «День» и «Ночь».

1




Изготовление подарочных кукол

1


Ткачество

2

Ткачество

1

Восприятие образов и произведений народного искусства

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях



Изготовление коврика из декоративных лент на станке

1


Народный костюм

5

Народный костюм

1

Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса

Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык

Развитие художественно-образного мышления



Виды отделки костюмов

1




Изготовление рубахи из ткани для куклы

1




Виды фартуков

1




Украшение фартука

1


Проведение праздников (выставок)

2

Проведение выставки «Девичий хоровод»




1

Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных и жизненных ситуациях



Итоговый урок

1


Итого:

34






Класс: 8


Введение

1

Введение

1

Осмысленное восприятие визуальных образов реальности

Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы

Народная философия и педагогика

2

Племена и верования

1

Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества.

Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать



Символы и обереги

1


Народный календарь

2

Происхождение праздников

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках



Посты

1


Народный фольклор

1

Народные песни и частушки

1

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.

Развитие фантазии, воображения.

Народные ремесла

3

Народные ремесла

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



Роспись по камню

1




Роспись по дереву

1


Вышивка

4

Вышивка

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.



Вышивание в технике по выбору

1




Отделка вышитых изделий

1




Оформление вышивки

1


Плетение из бисера

3

Плетение из бисера

1

Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы

Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности



Техника безопасности в бисероплетении

1




Плетение сувенира из бисера

1


Вязание крючком

4

Вязание крючком

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков



Вязание сувениров

1




Отделка вязаных изделий

1




Уход за вязаными изделиями

1


Валяние из шерсти

3

Валяние из шерсти

1

Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти



Практическое валяние

1




Уход за валяными изделиями

1


Народная игрушка

2

Народная игрушка

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



Выполнение народной игрушки

1


Ткачество

2

Ткачество

1

Восприятие образов и произведений народного искусства

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях



Названия тканей

1


Народный костюм

5

Народный костюм

1

Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса

Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык

Развитие художественно-образного мышления



Раскрой сарафана для куклы

1




Пошив сарафана для куклы

1




Отделка сарафана для куклы

1




Вышивка в народном костюме

1


Проведение праздников (выставок)

2

Проведение школьной выставки «Народные умельцы»

1

Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных и жизненных ситуациях



Итоговый урок

1


Итого:

34






Класс 9


Введение

1

Введение

1

Осмысленное восприятие визуальных образов реальности

Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Умение планировать свою деятельность, а также контролировать процесс и результат работы

Народная философия и педагогика

2

Мир и мироздание

1

Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества.

Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком

Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать



Русская изба

1


Народный календарь

2

Народный календарь

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках



Народная косметика

1


Народный фольклор

1

Народный фольклор

1

Активное отношение к традициям культуры

Умение воспринимать культуру

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.

Развитие фантазии, воображения.

Народные ремесла

3

Народные ремесла

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию в книгах и других информационных источниках

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



Дымковская игрушка

1




Роспись дымковской игрушки

1


Вышивка

4

Вышивка

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир.

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности.

Получения опыта восприятия как основы формирования навыков.



Значение вышивки

1




Вышивание салфетки

1




Отделка вышитых изделий

1


Плетение из бисера

3

Плетение из бисера

1

Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы

Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности



Сувениры из бисера

1




Отделка сувениров из бисера

1


Вязание крючком

4

Вязание крючком

1

Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков



Вязание коврика по кругу

1




Вязание сувениров

1




Отделка вязанных изделий

1


Валяние из шерсти

3

Валяние из шерсти

1

Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами

Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности

Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти



Техника безопасности

1




Практическое валяние

1


Народная игрушка

2

Народная игрушка

1

Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество

Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству

Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа



История возникновения народной игрушки

1


Ткачество

2

Ткачество

1

Восприятие образов и произведений народного искусства

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях



Сырье для изготовление тканей

1


Народный костюм

5

Народный костюм

1

Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса

Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык

Развитие художественно-образного мышления



История костюма кубанских казаков

1




Женский костюм казачки

1




Мужской костюм казака

1




Виды отделки

1


Проведение праздников (выставок)

2

Проведение выставки «Народные ремесла»

1

Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами

Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества

Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных и жизненных ситуациях



Итоговый урок

1


Итого:

34




Итого за курс

170







СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического объединения _______________ Недобугин А.Н.

учителей естественно – научного «31» августа 2016 года

цикла МБОУ СОШ 4

от 31.08.2016 года № 5

______________ Бондарева О.Н.


  • ИЗО, МХК
Описание:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «От истоков к современности» для 5-8 классов разработана на основе программы духовно - нравственного воспитания / авт.-сост. Т. В. Гетманская. - Волгоград: Учитель, 2015. Данная программа соответствует требованиям ФГОС и предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов дея­тельности и ключевых компетенций.

Автор Бондарева Ольга Назаровна
Дата добавления 14.11.2017
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Планирования
Просмотров 965
Номер материала MA-072172
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»