Инфоурок География Рабочие программыРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Леньковская  средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края

 

Согласовано

Школьным МО

Руководитель ШМО

__________/________________/

 

Протокол №___от _____2016 г

Принята

Педагогическим советом школы

Протокол №___

 

от _________2016г

Утверждаю

Директор школы

 

_____________О.А.Умрихина

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«География»

на 2016-2017уч. год

 

Уровень образования  5 -7 классы

Количество часов по программе:

в 5 классе 35 ч (1ч в неделю)

в 6  классе 35 ч (1ч в неделю)

в 7  классе 70 ч (2 ч в неделю)

 

 

 

Рабочая программа по географии составлена на основании: Рабочие программы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География.Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Москва, «Просвещение», 2011                                                   

 

         Составитель Герасименко Т.И.,

        учитель географии

                                                                                                                                    

 

 

 

 

                                                                    с. Леньки

2016 г.

 

 

 

 

1.     Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте  реальной жизни;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

описывать погоду своей местности;

объяснять расовые отличия разных народов мира;

давать характеристику рельефа своей местности;

уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

приводить примеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения  учебных и практических задач по географии;

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

наносить на контурные карты основные формы рельефа;

давать характеристику климата своей области (края, республики);

показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

 

 

 

 

 

 

 

2.     Содержание курса географии

        

География Земли.

 

Раздел 1.  Источники географической информации.

 

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование  и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

 

Раздел 2. Природа Земли и человек.

 

Земля – планета Солнечной системы. Земля  – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности  на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

 

 

 

 

 

 

 

3.      Тематическое  планирование курса географии 5 класс

 

№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество

часов

1

Развитие географических знаний о Земле

4

2

Земля – планета Солнечной системы

3

3

План и карта

10

4

Человек на Земле

3

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

10

6

Выполнение проекта

« Скульптурный портрет планеты»

3

7

Человек и литосфера.

1

8

Повторение курса географии 5 класса

1

 

Календарно-тематическое планирование курса географии 5 класс

 

 

Сроки (недели)

№ п/п

Тема урока

К-во часов

1

1

Географические методы изучения окружающей среды.

1

2

2

Развитие географических знаний о Земле.

1

3

3

Великие географические открытия

1

4

4

Современный этап научных географических исследований.

1

5

5

Обобщение по теме «Развитие  географических знаний о земле»

1

6

6

Земля – планета Солнечной системы.

1

7

7

Движения Земли.

1

8

8

Солнечный свет на Земле.

1

9

9

Обобщение по теме «Развитие  географических знаний о земле»

1

10

10

Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

1

11

11

Изображение земной поверхности на плоскости. Практическая работа

«Определение масштаба»

1

12

12

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

1

13

13

Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Практическая работа

«Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности»

1

14 

14

Топографическая карта. Способы глазомерной съёмки местности

1

15

15

Географическая карта - особый источник информации

1

16

16

Градусная сетка

1

17

17

Географические координаты.

1

18

18

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.практикум

1

19

19

Составление описания местности по планам и картам.практикум

1

20

20

Обобщение по теме «План и карта»

1

21

21

Заселение человеком Земли.

1

22

22

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

Многообразие стран мира. Практическая работа

«Многообразие стран мира»

1

23

23

Обобщение по теме «Человек на Земле».

1

24

24

Земная кора и литосфера.

1

25

25

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

1

26

26

Движения земной коры.

1

27

27

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Исследовательский урок

1

28

28

Рельеф Земли. Равнины.

1

29

29

Рельеф Земли. Горы.

1

30

30

Решение практических задач по карте.практикум

1

31

31

Человек и литосфера.

1

32

32

Выполнение проекта «Скульптурный портрет планеты»

1

33

33

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».

1

34

34

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты». Защита творческих работ

1

35

35

Итоговый урок по курсу географии 5 класса.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Содержание тем учебного курса по географии 6 класс

Тема 1. Гидросфера  -  (11ч).

Состав и строение гидросферы.   Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.  Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы.  Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане   Речная система. Питание и режим рек.

Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот.  Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».

Практические работы.

№1. Описание реки и озера по плану. № 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. (15 мин) . № 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. (15 мин) .№ 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.

Тема 2. Атмосфера - (10 ч).

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха.  Части атмосферы.

Тепло в атмосфере.  Атмосферное давление.  Ветер.  Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.

Климат   и   климатические   факторы.  Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».

Практические работы.

№ 5. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.  № 6. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. (15 мин).  №7. Построение и анализ розы ветров. № 8. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяй­ственную деятельность людей. №9. Анализ погоды на   ближайшие два-три дня. (15 мин).

 Тема 3. Биосфера - (3 ч)

 Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.

Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».

Практические работы.

№10. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. №11. Описание одного растения или животного своей местности. (15 мин).

Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)

Понятие «географическая оболочка».  Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт».  Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».

Практические работы.

№12. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

 

Повторение - (4 час)

Анализ физической карты мира

Решение задач по карте

Анализ физической карты России

Решение задач по физической карте России.

 


тематический план курса географии 6 класс

 

Название разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретических

практических

1

Гидросфера

11

9

2

2

Атмосфера

10

8

2

3

Биосфера

3

2

1

4

Географическая оболочка Земли

6

5

1

5

Повторение

4

4

 

6

Итого

34

28

6

 

Календарно-тематическое планирование география 6 класс

Сроки недели

№ п/п

Тема урока

К-во часов

 1

1

Тема. Гидросфера.

Состав и строение гидросферы

11

 

2

2

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.

1

 

3

3

Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы.

1

 

4

4

 Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана.

1

 

5

5

Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане

1

 

6

6

Воды суши. Реки – артерии Земли. Пр.р№1. Описание реки и озера по плану

1

 

7

7

Речная система. Питание и режим рек. Пр.р№ 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. (15 мин)

 

1

8

8

Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот.  Пр.р№ 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли (15 мин).

1

 

9

9

Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.

1

 

10

10

Охрана гидросферы.Пр.р№4. Анализ интересных фактов о гидросфере,

1

 

11

11

Обобщение по теме «Гидросфера».

 

1

 

 

 

 Тема. Атмосфера

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

10

 

12

12

Части атмосферы.Пр.р№ 5. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

 

 

1

13

13

Тепло в атмосфере.Пр.р№ 6. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра (15 мин). 

1

 

14

14

Атмосферное давление.

1

 

15

15

Ветер.Пр.р. №7. Построение и анализ розы ветров погоды на   ближайшие два-три дня (15 мин).

 

1

 

16

16

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность.

1

 

17

17

Облака и их виды.

1

 

18

18

Погода.

Климат   и   климатические   факторы. Пр. р. № 8. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

 

 

1

19

19

Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Пр.р. №9.  Анализ погоды на   ближайшие два-три дня (15 мин).

1

 

20

20

Обобщение по теме «Атмосфера».

1

 

 

 

Тема 3. Биосфера.

3

21

21

Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Пр.р№10. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

 

22

22

Почва как особое природное образование. Пр. р.№11(1 жив., раст).

1

 

23

23

Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера»

1

 

 

 

Тема 4. Географическая оболочка Земли

6

24

24

Понятие «географическая оболочка».

 

25

25

 Понятие «природный комплекс».

1

 

26

26

Свойства географической  оболочки.

1

 

27

27

Природные зоны — зональные природные комплексы. Пр. р.№12.

1

 

28

28

Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт

1

 

29

29

 Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли

1

 

 

 

Повторение

4

30

30

Анализ физической карты мира

 

31

31

Решение задач  по картам мира

1

 

32

32

Анализ физической карты России

1

 

33

33

Решение задач по физической карте России

1

 

 

 

2. Содержание  курса географии 7 класса

(70 ч(2 часа- резервное время); 2 ч в неделю;).

      Введение (3 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.

Тема 1. Население Земли (5 ч)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

 Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».

 Тема 2. Природа Земли (12 ч)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

 Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых

Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.

Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

 Тема 3. Природные комплексы и регионы (4 ч)

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

 Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).

Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

Практикум.1Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.

Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Тема 4. Материки и страны (44 ч)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.

Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.

Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».

Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

 Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану.

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.

Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.

Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.

Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.

Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру


тематический план география 7 класс

Изучаемая тема

Кол-во часов

Практические работы

Введение           

3

1

Население Земли

5

1

Природа Земли

12

3

Природные комплексы и регионы

4

2

Материки

41

10

Итого

65

17

Резервное время

3

 

 

Календарно-тематическое планирование география 7 класс

Сроки недели

тема

Практические работы

Кол-во часов

1

1

Как мы будем изучать географию?

Знакомство с учебником.

1

 

2

Методы изучения окружающей среды

Работа с атласом и учебником.

1

3

3

Географическая карта- особый источник информации

1.Определение расстояний по глобусу и карте в градусах и километрах.

2.Определение географических координат точек.

1

 

4

Народы, языки, религии.

Анализ карты «Народы и плотность населения мира»

1

5

5

Города и сельские поселения.

Работа с учебником и атласом.

1

 

6

Страны мира.

П\Р: Составление таблицы «Самые многочисленные страны мира»

1

7

7

Экономически развитые страны мира.

Работа с атласом и таблицами.

1

 

8

Изучение населения по картам.

П\Р: Работа с атласом и дополнительной литературой по составлению характеристики страны.

1

8

9

Развитие земной коры.

Работа с учебником и картами атласа.

1

 

10

Размещение гор и равнин.

П\Р: Обозначение на к\к крупнейших платформ, складчатых областей и форм рельефа.

1

9

11

Природные ресурсы земной коры.

Работа с атласом и таблицами горных пород и минералов.

1

 

12

Распределение температур на Земле.

Работа с учебником и атласом.

1

10

13

Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Анализ карты «Среднегодовое количество осадков»

1

 

14

Общая циркуляция атмосферы.

Анализ карты «Климатические пояса и области мира»

1

11

15

Климатические пояса и области мира.

П\Р: Описание одного из климатических поясов по плану, характеристика климатограмм.

1

 

16

Океанические течения.

Работа с картой атласа.

1

12

17

Реки и озера Земли.

П\Р: Нанесение на к\к крупных рек и озер мира, характеристика по плану.

1

 

18

Растительный и животный мир  Земли.

Работа с атласом, дополнительной литературой.

1

13

19

Почвы.

Работа с учебником, атласом и образцами почв.

1

 

20

Природа Земли.

Тест, работа с атласом.

1

14

21

Природные зоны Земли.

П\Р: Описание природной зоны по плану.

1

 

22

Океаны.

П\Р: Описание океана по плану. Сравнение океанов.

1

15

23

Материки.

Работа с атласом.

1

 

24

Сходства и различия материков.

Работа по атласу: установление сходств и различий материков на основе карт и учебников.

1

16

25

Африка. Географическое положение , история открытия материка.

П\Р: Определение географических координат крайних точек, протяженности материка.

Работа с учебником и атласом.

1

 

26

Особенности земной коры, рельефа и полезных ископаемых.

П\Р: обозначение на к\к географических объектов рельефа и полезных ископаемых.

1

17

27

Особенности климата и внутренних вод Африки.

П\Р: описание климата отдельных пунктов с использованием климатограмм и атласа.

1

 

28

Население материка.

Работа с атласом.

1

18

29

Путешествие по Африке: Касабланка – Триполи. Египет.

Работа с учебником, атласом, дополнительной литературой.

1

 

30

Путешествие: Томбукту-Лагос-оз. Виктория

Работа с учебником, атласом, дополнительной литературой.

1

19

31

Путешествие: оз. Виктория-Кейптаун

Работа с учебником, атласом, дополнительной литературой.

1

 

32

Урок обобщения и повторения. Африка в мире.

Тест с использованием атласа.

1

20

33

Австралия. Особенности географического положения и рельеф.

П\Р: Определение по карте г\п материка и его сравнение с г\п Африки.

1

 

34

Климат материка и внутренние воды.

Работа с учебником и атласом.

1

21

35

Путешествие по Австралии.

 

Работа с учебником и атласом.

 

1

 

36

История освоения и заселения материка. Население. Австралийский Союз.

Работа с учебником и атласом.

1

22

37

Океания.

Меланезия, Микронезия, Полинезия.

Работа с атласом и дополнительной литературой.

1

 

38

Антарктида. Образ материка. История открытия.

Работа с атласом и к\к.

1

23

39

Природа материка.

Работа с учебником, дополнительной литературой.

1

 

40

Южная Америка. Географическое положение. История исследования.

П\Р: характеристика г\п материка по плану.

1

24

41

Тектоника, рельеф , климат и внутренние воды материка.

П\Р: определений сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

1

 

42

Путешествие по Южной Америке.

П\Р: описание и сравнение природных зон материка.

1

25

43

Латинская Америка в мире. Население.

П\Р: характеристика стран по плану.

1

 

44

Урок итогового повторения по материкам Южного полушария.

Работа с атласом.

1

26

45

Северная Америка. История открытия, географическое положение, рельеф.

П\Р: характеристика г\п материка по плану, работа с к\к.

1

 

46

Климат и внутренние воды материка.

Работа сатласом.

1

27

47

Путешествие по материку.

Работа с учебником и атласом.

1

 

48

Англо-Саксонская Америка.

Работа с атласом, дополнительной литературой.

1

28

49

Евразия. История освоения. Географическое положение материка.

П\Р: определение г\п материка по плану, работа с к\к.

1

 

50

Геологическое строение и рельеф материка.

П\Р: таблица на соответствие строения земной коры и форм рельефа, работа с к\к.

1

29

51

Особенности климата. Влияние рельефа на климат.

Работа с учебником и атласом.

1

 

52

Внутренние воды Евразии.

Работа с атласом и к\к.

1

30

53

Природные зоны материка.

Работа с атласом и к\к

1

 

54

Евразия в мире. Население.

Работа с атласом, дополнительными источниками информации.

1

31

55

Путешествие: Исландия-Пиренейский полуостров.

Работа с атласом, энциклопедиями.

1

 

56

Маршрут: Стокгольм-Амстердам.

Работа с атласом, энциклопедиями.

1

32

57

Маршрут: Стокгольм-Севастополь.

Работа с атласом, энциклопедиями.

1

 

58

Маршрут: Сицилия-Мессина-Стамбул.

Работа с атласом, энциклопедиями.

1

33

59

Германия, Франция, Великобритания.

П\Р: составление комплексной характеристики стран Европы.

1

 

60

Азия в мире.

Работа с атласом, дополнительной литературой.

1

34

61

Маршрут: Босфор-Мертвое море-Персидский залив

Работа с учебником, атласом, дополнительной литературой.

1

 

62

Маршрут: Ташкент-Катманду

Работа с учебником, атласом, дополнительной литературой.

1

35

63

Маршрут: Бангкок-Шанхай-Токио

Работа с учебником, атласом, дополнительной литературой.

1

 

64

Япония, Китай, Индия.

Работа с учебником, атласом, дополнительной литературой.

1

36

65

Итоговое повторение.

 

1

 

66

Резерв времени – 3 часа

 

3

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 584 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по географии 8 класс по теме "Озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота"
  • Учебник: «География. Россия. Природа и население», Алексеев А.И. и др.
  • Тема: § 16. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники
Рейтинг: 5 из 5
  • 30.11.2016
  • 1546
  • 2
«География. Россия. Природа и население», Алексеев А.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.11.2016 445
    • DOCX 62 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Герасименко Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Герасименко Татьяна Ивановна
    Герасименко Татьяна Ивановна
    • На сайте: 7 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2656
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 430 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 729 человек

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек