Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Рабочая программа по творческому направлению "Творчество в моих руках" (1-4 класс)

Рабочая программа по творческому направлению "Творчество в моих руках" (1-4 класс)

Пояснительная записка

                                                                                                                                   «Детское сердце чутко к призыву

          творить красоту…          

 Важно только, чтобы за              

призывами следовал труд».

Б. Н. Сухомлинский

      Программа «Творчество в моих руках» -  это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». инструктивными письмами Министерства образования и науки Е.Д. Худенко.        Занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).

       Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических  процессов и зрительно-моторной координации. Занятия по программе направлены на развитие  мелких мышц кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствует развитию внимания, воображения, памяти.Программа решает вопросы занятости детей, даёт возможность с пользой проводить свободное время, создаёт условия для динамики творческого роста.

       Учащиеся коррекционных школ являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для детей с особыми образовательными потребностями. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

     Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность, что является целью современного образования.

      Программа «Творчество в моих руках» имеет: целевую направленность, она разработана для практического применения в работе с подростками, имеющими отклонения в развитии; комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (аппликация, лепка, квиллинг, рисование).

     Цель программы:   развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов способствующего успешной социализации воспитанников в социуме.

     Задачи программы:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и цветоведения;

  • формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги, совершенствовать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, художественный вкус, творческие способности и фантазии детей, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер

  • развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

  • обогащать словарь ребенка специальными терминами. Развивать умения следовать устным инструкциям.

Структура программы.

     Программа " Творчество в моих руках " вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких  видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, работа с природным материалом.

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой воспитанники познакомятся со следующими техниками:

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

          Природный материал — кладовая для развития фантазии, творчества, воображения.

Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

        В программу входят следующие виды работ с природным материалом: аппликация (из семян-крылаток, срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т. д.).

Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов, знакомство с простейшими технологическими картами и схемами.

Принципы, лежащие в основе программы:

      Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

       В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, и каждое занятие начинается с новой пословицы о труде.

         Программа " Творчество в моих руках " адресована детям 7-10 лет. Содержание курса реализуется на воспитательских мероприятиях, которые планируются из расчета одно мероприятие в неделю.

Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

  • наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

  • групповой – организация работы в группах.

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 и другие.

 Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Содержание программы:

В программе «Творчество в моих руках» . Программа рассчитана на 1 год обучения 105 часов.























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Темы занятий


часы

1.

Работа с природным материалом

12

2.

Работа с картоном

11

3.

Работа с бумажными салфетками

14

4.

Квиллинг

13

5.

Оформление фоторамок

11

6.

Работа с крупой и макаронными изделиями

11

7

Работа с бросовым материалом

11

8.

Рисование

11

9.

Торцевание

11










































СЕНТЯБРЬ

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

И способ передачи замысла

ЧАСЫ

1

«Окно в природу»

Вводное занятие Экскурсии, сбор природного материала, подготовка его к хранению.

3

2

« Работа с природным материалом разного происхождения»

Вводное занятие Выполнение экибана из листьев

4

3

«Работа с природным материалом разного происхождения»

Вводное занятие Выполнение осенних поделок

5

ОКТЯБРЬ

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

И способ передачи замысла

ЧАСЫ

1

«Наша школа»

Вводное занятие Выполнение макета школы из картона

3

2

«Мой город»

Выполнение макета города(посёлка)

4

3

«Объёмные аппликации»

Выполнение объёмных аппликаций из картона

4

НОЯБРЬ

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

И способ передачи замысла

ЧАСЫ

1

«Работа по образцу»

Вводное занятие Изготовление работы на листе методом «Рисунок+салфетка»

4

2

«Работа по своему варианту»

Изготовление работы на листе методом «Рисунок+салфетка»

5

3

«Букет»

Изготовление объёмного букета в вазе

5

ДЕКАБРЬ

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

И способ передачи замысла

ЧАСЫ

1

«Квилинг»

Вводное занятие Общие понятия техники создания основных элементов

3

2

«Квилинг»

Композиция из основных форм.

5

3

«Квилинг»

Композиция цветов.

5

ЯНВАРЬ

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

И способ передачи замысла

ЧАСЫ

1

«Фоторамки»

Вводное занятие Оформление рамки в стиле декупаж

3

2

«Фоторамки»

Оформление рамки декором из цветных журналов

4

3

«Фоторамки»

Оформление рамки кусочками CD дисков

4



ФЕВРАЛЬ

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

И способ передачи замысла

ЧАСЫ

1

«Работа с зерном»

Вводное занятие.История мозаики. Материалы и инструменты. Технология мозаики зерном. Оформление изделия.

3

2

«Панно из крупы»

Изготовление панно по выбору

4

3

«Панно из макаронных изделий»

Изготовление панно по выбору

4

МАРТ

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

И способ передачи замысла

ЧАСЫ

1

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира..

Инструктаж. Общее понятие о бросовом материале, их происхождении. Сбор бросового материала.  Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек

1

2

«Пластик»

Изготовление поделок из пластиковой одноразовой посуды

5

3

«Скорлупа яичная»

Тюльпаны из скорлупы. Панно из скорлупы.

5

АПРЕЛЬ

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

И способ передачи замысла

ЧАСЫ

1

«Мой мир»

Вводное занятие Рисование гуашью с помощью ватной палочки

3

2

«Веселый космос»

Выпуск газеты к дню космонавтики

4

3

«Мои мечты»

Нарисовать свои фантазии карандашами и мелками

4

МАЙ

ТЕМА

МАТЕРИАЛ

И способ передачи замысла

ЧАСЫ

1

«Торцевание»

Вводное занятие. Сделать на листе ватмана салют методом рваной бумаги

3

2

«Дерево»

Выполнение работы методом «Рисование+салфетки»

4

3

«Фрукты»

Выполнение работы методом «Рисование+салфетки»

4







































Содержание деятельности

   Вводное занятие.

Ознакомление  с режимом работы, с содержанием предстоящей работы. Организационные вопросы. Безопасность труда и правила личной гигиены.

Аппликационная мозаика в технике торцевания «Открытка»

Познакомить детей  с примерами оформления, с  технологией изготовления открыток.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки. Выполняют необходимые заготовки.

Аппликационная мозаика в технике торцевания «Природа»

      Работа выполняется индивидуально. Дети самостоятельно выбирают сюжет будущей работы.

Помочь в заготовке эскиза.

Торцевание

    Дети осваивают навыки торцевания .Учить детей доводить начатое  дело до конца.  Развивать творческие способности, эстетический вкус.       Развивать ответственность , сплоченность за выполнение общей работы. Развивать фантазию, умение договариваться между собой      

Цикл творческих работ.

     Коллективные работы.

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы        

     Вводное занятие.  Инструктаж по технике безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.

     Понятие «Квиллинг», основная техника, формы, используемые материалы.

 Инструменты для работы (линейки, карандаши, клей, ножницы, зубочистки, бумага).

Наглядные пособия. Образцы работ в данной технике.

        Познакомить детей с  основными  правилами работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.        

 Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

       Оформление рамки для фотографии.

       Развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.  Воспитывать интерес к конструированию из бумаги        

Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых  заготовок.

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Оформляют фото рамку. Работа выполняется индивидуально.

    Экскурсии «Сбор природного материала»

     Провести экскурсию с цель сбора природного материала (семян-крылаток, срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т. д.)

Оборудование и материалы: бумага офисная цветная марки «Color»,  бумага офисная белая, бумага цветная, бумага для квиллинга,  гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, клей ПВА, клей-карандаш, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, ножницы, линейка, карандаши, зубочистки,  стержень от шариковой авторучки, пинцет, глина, гуашь, краски, кисти, палитра, стеки, наждачная бумага, клей ПВА, лак.

Ожидаемые результаты.

К концу года воспитанники должны:

научиться различным приемам работы с бумагой,   знать основные геометрические понятия и базовые формы, создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга и торцевания;

научиться следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук и глазомер; художественный вкус, творческих способностей и фантазий;

овладеть навыками культуры труда;

улучшить свои коммуникативные способности

Примечание.

  • В связи с недостаточным материальным обеспечением со стороны педагога возможны взаимозамены разделов и тем программы в соответствии с наличием материалов  на тот или иной отрезок времени, а так же изменение количества часов на каждый вид деятельности.

  • При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала, возможно, их включение в работу вне плана.

Литература

  1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

  2.  А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

  3. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология. – 1994. - №1 – с.11

  4. Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» - М: Пр.,1979

  5. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998

  6. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. / Под ред. Л.П. Носковой – М., Педагогика, 1989.

  7. С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

  8. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.



  • Начальные классы
Описание:

Программа «Творчество в моих руках» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными возможностями здоровья направленная на их дальнейшую интеграцию в социуме.Занятия по программе направлены на развитие мелких мышц кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствует развитию внимания, воображения, памяти.Программа решает вопросы занятости детей, даёт возможность с пользой проводить свободное время, создаёт условия для динамики творческого роста.

Скачать материал
Автор Стаценко Наталья Викторовна
Дата добавления 01.11.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 381
Номер материала MA-071994
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»