ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету
«Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования второго поколения.
Программа включает общую характеристику
учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные
результаты его освоения, содержание курса, примерное тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности, описание
учебнометодического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа составлена на основе следующих учебников:
1.
Технология: 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко,
О.В.Яковенко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф,
2014, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04682-0
2.
Технология: Программа: 5-8 классы / (универсальная линия)
Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко и
др. - М. : Вентана-Граф, 2015, - 112 с.: ISBN 978-5-360-05783-3
Основными целями изучения
учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования
являются:
§ формирование
представлений о составляющих техносферы, современном производстве и
распространенных в нем технологиях;
§ освоение
технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной
деятельности;
§ формирование
представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда
подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды
технологической деятельности по созданию личного и общественно значимых
продуктов труда;
§ воспитание
трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к
людям разных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и
патриотических качеств личности;
§ профессиональное
самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически
и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных
ценностных ориентаций;
§ формирование
у обучающихся опыта самостоятельной проектноисследовательской деятельности;
§ развитие
у обучающихся познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
§ овладение
необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приемами ручного и
механизированного труда с использованием распространенных инструментов,
механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
§ овладение
общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и
создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства.
На основании требований ФГОС второго
поколения в содержании программы предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностные, личностно - ориентированные, универсальные
деятельностные подходы, которые определяют задачи обучения:
q
приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и
человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных
последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения,
культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной
обработке материалов, об информационных технологиях;
q
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей
деятельности, уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда;
q
овладение способами деятельностей:
q
умение действовать автономно: защищать свои права, интересы,
проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы,
самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
q
способность работать с разными видами информации: диаграммами,
символами, текстами, таблицами, графиками и т. д., критически осмысливать,
полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;
q
умение работать в группе: устанавливать хорошие
взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д.;
q
освоение компетенций – коммуникативной, ценностносмысловой,
культурно-эстетической, социально-трудовой, личностносаморазвивающейся.
Результаты
освоения учебного предмета «Технология»
Обучение в основной школе является
второй ступенью технологического образования. Одной из важнейших задач этой
ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору
жизненного и профессионального пути. В результате, обучающиеся должны
научиться, самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения,
использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за
рамками учебного процесса.
Изучение технологии в основной школе
обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения
учащимися основной школы курса «Технология» являются:
q
проявления познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической деятельности;
q
выражение желания учиться и трудиться в промышленном
производстве для удовлетворения текущих и перспективных
потребностей;
q
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей
деятельности;
q
овладение установками, нормами и правилами научной
организации умственного и физического труда;
q
самооценка умственных и физических способностей для труда в
различных сферах с позиций будущей социализации;
q
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
q
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
q
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
q
проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения
выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
q
алгоритмизированное планирование процесса познавательнотрудовой
деятельности;
q
комбинирование известных алгоритмов технического и
технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного
применения одного из них;
q
проявление инновационного подхода к решению учебных и
практических задач в процессе моделирования изделия или технологического
процесса;
q
самостоятельная организация и выполнение различных
творческих работ по созданию изделий;
q
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в
устной или письменной форме результатов своей деятельности;
q
выявление потребностей, проектирование и создание объектов,
имеющих потребительную стоимость;
q
использование дополнительной информации при проектировании и
создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную
стоимость;
q
согласование и координация совместной познавательно
-
трудовой деятельности с другими ее участниками;
q
объективное оценивание вклада своей познавательно –трудовой
деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
q
диагностика результатов познавательно–трудовой деятельности по
принятым критериям и показателям;
q
соблюдение норм и правил безопасности познавательно – трудовой
деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения
учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В
познавательной сфере:
q
рациональное использование учебной и дополнительной
технологической информации для проектирования и создания объектов
труда;
q
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их
применения;
q
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях
создания объектов труда;
q
распознание видов, назначения материалов, инструментов и
оборудования, применяемого в технологических процессах;
q
владения кодами и методами чтения и способами графического
представления технической, технологической и инструктивной информации;
q
применение общенаучных знаний по предметам
естественноматематического цикла в процессе подготовки и осуществления
технологического процессов для обоснования и аргументации рациональности
деятельности.
В
трудовой сфере:
q
планирование технологического процесса и процесса труда;
q
подбор материалов с учетом характера объекта труда и
технологии;
q
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии
и материально-энергетических ресурсов;
q
проектирование последовательности операций и составление
операционной карты работ;
q
выполнение технологических операций с соблюдением
установленных норм, стандартов и ограничений;
q
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной
безопасности, правил санитарии и гигиены;
q
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в
технологических процессах с учетом областей их применения;
q
контроль промежуточных и конечных результатов труда по
установленным критериям и показателям с использованием контрольных и
измерительных инструментов.
В
мотивационной сфере:
q
оценивание своей способности и готовности к труду в
конкретной предметной деятельности;
q
согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно–трудовой деятельности;
q
осознание ответственности за качество результатов труда;
q
наличие экологической культуры при обосновании объектов труда и выполнении
работ;
q
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени,
материалов, денежных средств и труда.
В
эстетической сфере:
q
моделирование художественного оформления объекта труда и
оптимальное планирование работ;
q
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом
требований эргономики и научной организации труда;
q
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей
одежды.
В
коммуникативной сфере:
q
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом
общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
q
оформление коммуникационной и технологической
документации с учетом требований действующих нормативов и
стандартов;
q
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда
или услуги.
В
физиолого-психологической сфере:
q
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
q
достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
q
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной
деятельности.
Формируемые
универсальные учебные действия.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и
проектной деятельности» Выпускник научится:
§
планировать и выполнять учебные и технико-технологические
проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта,
конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;
планировать последовательность (этапы) выполнения работ; составлять маршрутную
и технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации
замысла; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
§
представлять результаты выполненного проекта: готовить
пояснительную записку; пользоваться основными видами проектной документации;
представлять спроектированное и изготовленное изделие к защите; защищать проект
с демонстрацией спроектированного и изготовленного изделия.
Выпускник
получит возможность научиться:
§ организовывать
и выполнять учебную проектную деятельность на основе установленных норм и
стандартов, поиска новых техникотехнологических решений; планировать и
организовывать
технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и
условий;
§
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку
проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара
на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» Выпускник
получит возможность научиться:
§
находить в учебной литературе сведения, необходимые для
конструирования объекта и осуществления выбранной технологии его изготовления;
§ читать
технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
§ выполнять
в масштабе чертежи и правильно оформлять технические рисунки и эскизы
разработанных объектов;
§ осуществлять
технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник
получит возможность научиться:
§
грамотно пользоваться графической документацией и техникотехнологической
информацией, применяемыми при проектировании, изготовлении и эксплуатации
различных технических объектов;
§
осуществлять технологические процессы создания или ремонта
материальных объектов, имеющих инновационные элементы. Раздел «Создание изделий
из текстильных материалов» Выпускник научится:
§
изготавливать с помощью ручных инструментов и швейной машины
простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической
документацией;
§ выполнять
влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник
получит возможность научиться:
§ выполнять
несложные приемы моделирования швейных изделий;
§ определять
и исправлять дефекты швейных изделий; § выполнять художественную отделку
швейных изделий;
§ изготавливать
изделия декоративно-прикладного искусства.
Раздел «Кулинария» Выпускник научится:
§
самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда
из сырых и вареных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы,
мяса, птицы, различных видов теста, круп и макаронных изделий, отвечающие
требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую
последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила
безопасной работы.
Выпускник
получит возможность научиться:
§ составлять
рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
§
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей
организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах;
организовывать свое рациональное питание в домашних условиях; применять
различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них
питательных веществ;
§
экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов;
оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за
столом;
§
определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов;
оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
§
выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния
техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Раздел «Современное производство и профессиональное
самоопределение» Выпускник научится:
§
планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей
получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и
возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их
востребованностью на региональном рынке труда.
Выпускник
получит возможность научиться:
§ планировать
профессиональную карьеру;
§ рационально
выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
§ ориентироваться
в информации по трудоустройству и продолжению образования;
§ оценивать
свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской
деятельности.
Содержание курса
Самая важная проблема на сегодня в
школах - это создание необходимых условий для технологической подготовки
школьников. Технология в 5-8 классах традиционно представлена такими
направлениями, как технический и обслуживающий труд. Во многих школах учащиеся
обучаются в группах с малой наполняемостью. Между тем, в последнее время все
чаще появляются так называемые неделимые классы (менее 25 учащихся в городе и
20 - в сельской местности). При этом на уроках технологии учителю приходится
одновременно заниматься с девочками и мальчиками. Но для этого нужна программа
обучения, в равной степени удовлетворяющая потребностям тех и других.
Данная программа разработана для
совместного обучения мальчиков и девочек 5-8 классов для сельской средней
общеобразовательной школы. Основные разделы базовой (государственной) программы
5, 6, 7 и 8-х классов сохранены (изучаются не в полном объеме) и включены в
разделы рабочей программы. Оба направления «Индустриальные технологии» и
«Технологии ведения дома» интегрированы и для мальчиков и для девочек и
изучаются не в полном объеме.
Дифференцированный подход применяется
при составлении заданий по разделам «Технологии
обработки конструкционных материалов» и «Создание изделий из текстильных
материалов». Самостоятельные и практические задания творческого характера и
темы проектов школьники выбирают по своим интересам и склонностям.
Обучение предусматривает линейно-концентрический
принцип обучения: с 5 по 8 класс учащиеся знакомятся с технологиями
преобразования материалов, энергии и информации на все более высоком уровне, в
связи с чем, тематика разделов сохраняется.
Рабочая программа, с целью учета
интересов учащихся и возможностей конкретного образовательного учреждения
включает следующие разделы: «Технологии домашнего хозяйства»,
«Электротехника», «Технологии обработки
конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных
материалов», «Кулинария», «Технологии творческой и опытнической деятельности».
Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология»,
является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют
четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Технологии
домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов»
и «Технологии обработки конструкционных материалов», а к концу учебного года —
комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому
разделу.
По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал,
осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем
позволяют выполнить творческие проекты.
Основным дидактическим средством обучения является учебнопрактическая
деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические,
практические работы, выполнение проектов.
Новизной данной программы является использование в обучении школьников
информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор
обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе
сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и
графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать
интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.
Так же в программе новым является
методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта
задача может быть реализована, прежде всего, на занятиях по кулинарии. В
данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества
пищевых продуктов органолептическими способами. Занятия
данного раздела способствуют формированию
ответственного отношения к своему здоровью.
В содержании программы сквозной линией
проходит совершенствование навыков экологической культуры и экологической
морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической
компетентности учащихся.
При изучении всего курса у учащихся
формируются устойчивые безопасные приемы труда.
При изучении тем, учащиеся знакомятся
с различными профессиями, что позволяет формировать ценностно-ориентационную
компетенцию. Всё это позволяет реализовать современные взгляды на
предназначение, структуру и содержание технологического образования.
6
класс
Раздел
«Технологии исследовательской и опытнической деятельности»
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Цель и
задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого
проекта шестиклассников. Практические работы.
Творческий проект по
разделу ««Технологии домашнего хозяйства».
Творческий проект по разделу
«Кулинария».
Творческий проект по
разделу «Создание изделий из текстильных
материалов».
Творческий проект по
разделу «Декоративно-прикладное творчество.
Составление портфолио и разработка электронной презентации.
Презентация и защита творческого проекта.
Варианты творческих проектов:
«Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка»,
«Деревянная модель игрушки», «Подставка под горячее», «Кухонная доска»,
«Подушка для стула», «Диванная подушка», «Вязаные домашние тапочки»,
«Приготовление воскресного обеда» и др.
Раздел
«Технологии домашнего хозяйства»
Тема 1. Интерьер жилого дома
Теоретические сведения. Понятие о
жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование
пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приема пищи, отдыха и
общения членов семьи, приема гостей, зона сна, санитарно-гигиенические зоны.
Зонирование комнаты подростка.
Интерьер жилого дома. Использование
современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды
отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение
текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
Темы
лабораторно-практических работ
Выполнение эскиза интерьера комнаты подростка.
Электронная презентация «Декоративное оформление
интерьера».
Тема 2. Комнатные растения в интерьере
Теоретические сведения. Понятие о фитодизайне. Роль
комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере.
Разновидности комнатных растений. Уход за комнатными растениями.
Технология выращивания комнатных
растений Профессия садовник Тема практической работы.
Размещение растений в интерьере своей комнаты.
Выполнение презентации «Растение в интерьере жилого дома».
Раздел
«Технологии обработки конструкционных материалов»
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных
материалов
Теоретические сведения. Заготовка древесины.
Лесоматериалы. Пороки древесины. Их характеристики, происхождение и влияние на
качество изделий.
Производство пиломатериалов и области их применения.
Профессии, связанные с заготовкой древесины и производством пиломатериалов.
Конструирование и моделирование изделий из древесины.
Сборочный
чертёж и спецификация объёмного изделия.
Технологическая карта.
Темы лабораторно-практических работ. Определение
видов лесоматериалов и пороков древесины. Составление схемы раскроя бревна на
пиломатериалы. Изготовление чертежа изделия. Технология изготовления изделия.
Конструирование изделий из древесины. Выпиливание деревянной детали по чертежу
и технологической карте. Соединение деталей из древесины. Отделка изделия.
Раздел
«Создание изделий из текстильных материалов»
Тема
1. Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация
текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства
искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических
волокон.
Тема
лабораторно-практической работы
Изучение свойств текстильных материалов из химических
волокон.
Тема 2. Швейная машина
Теоретические сведения.
Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы,
её поломкой. Замена машинной иглы. Дефекты машинной строчки. Назначение и
правила использования регулятора натяжения верхней нитки.
Основные машинные операции:
притачивание, обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.
Классификация машинных швов.
Темы
лабораторно-практических работ
Уход за швейной машиной. Устранение дефектов машинной
строчки.
Изготовление образцов машинных швов.
Тема
3. Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о
чертеже. Инструменты и материалы. Построение чертежа выбранного изделия.
Тема
лабораторно-практической работы.
Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия.
Тема 4. Технология изготовления швейных изделий Теоретические
сведения. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки
выкроек на ткани. Правила раскроя.
Выкраивание деталей. Критерии качества кроя. Правила
безопасной работы иголками и булавками.
Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения
детали с клеевой прокладкой.
Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали
с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых
краёв — вымётывание.
Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной —
притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием —
обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.
Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с
расположением шва на сгибе и в кант).
Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом.
Устранение дефектов.
Последовательность изготовления изделия.
Технология обработки выбранного изделия. Обработка срезов подкройной обтачкой с
расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка швов.
Окончательная отделка изделия. Технология пошива подушки для стула. Профессия
технолог-конструктор швейного производства, портной.
Темы лабораторно-практических работ.
Изготовление образцов ручных швов. Конструирование и раскрой подушки для
стула. Отделка изделия.
Раздел
«Декоративно-прикладное творчество»
Теоретические сведения. Краткие
сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в
современной моде. Материалы для вязания крючком. Правила подбора крючка в
зависимости от вида изделия и толщины нити. Расчёт количества петель для
изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.
Основные виды петель для вязания
крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание
полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель,
закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по
кругу. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.
Практические работы. Основные
виды петель при вязании крючком. Вязание полотна несколькими способами. Плотное
и ажурное вязание по кругу.
Раздел « Кулинария»
Тема
1. Блюда из круп и макаронных изделий
Теоретические сведения. Подготовка
к варке круп и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных
рассыпчатых, вязких и жидких каш. Макаронные изделия. Технология приготовления
макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд.
Способы варки макаронных изделий. Посуда и инвентарь,
применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий.
Темы
практических работ:
Приготовление блюд из круп и макаронных изделий.
Тема
2. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Теоретические сведения. Пищевая
ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров,
углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них.
Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции.
Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.
Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов
моря.
Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд
Темы
лабораторно-практических работ
Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы.
Приготовление блюда из морепродуктов.
Тема
3. Блюда из мяса
Теоретические сведения. Значение
мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности
мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и
сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к
тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и
инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды
тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных
блюд. Технология приготовления блюд из
мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам
Темы
лабораторно-практических работ
Определение доброкачественности мяса.
Приготовление блюда из мяса.
Тема 4. Блюда из птицы
Теоретические сведения. Виды
домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы
определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы
разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при
механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы.
Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к
столу
Тема
лабораторно-практической работы Приготовление блюда из птицы.
Тема 5. Технология приготовления первых блюд (супов) Теоретические
сведения. Значение супов в рационе питания.
Классификация супов. Технология приготовления бульонов. Заправочные супы.
Технология приготовления супов. Супы-пюре, прозрачные супы, холодные супы.Оценка
готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу
Тема
лабораторно-практической работы Приготовление окрошки.
Тема 6. Приготовление обеда. Сервировка
стола к обеду Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к
обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила
поведения за столом и пользования столовыми приборами Темы
лабораторно-практических работ. Исследование состава обеда.
Материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение программы Список
литературы:
1.
Технология: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. ФГОС./ Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко,
О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф,
2013, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04383-6
2.
Технология: 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. ФГОС. / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко,
О.В.Яковенко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф,
2014, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04682-0
3.
Технология: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. ФГОС. / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко,
О.В.Яковенко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф,
2014, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-05004-9
4.
Технология: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / В. Д. Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.; под ред.
В.Д.Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014, - 176 с.: ил. ISBN 978-5-360-
04658-5
5.
Технология: Программа: 5-8 классы / (универсальная линия)
Алгоритм успеха. ФГОС. /Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко,
О.В.Яковенко и др. - М. : Вентана-Граф, 2014, - 112 с.:
ISBN 978-5-360-
04691-2
Литература
для учащихся:
1.
Технология: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. ФГОС./ Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко,
О.В.Яковенко. – 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф,
2013, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04383-6
2.
Технология: 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. ФГОС. / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко,
О.В.Яковенко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф,
2014, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-04682-0
3.
Технология: 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений. ФГОС. / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В. Д. Симоненко,
О.В.Яковенко. – 3-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф,
2014, - 208 с.: ил. ISBN 978-5-360-05004-9
4.
Технология: 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / В. Д. Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.; под ред.
В.Д.Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2014, - 176 с.: ил.
ISBN 978-5-360-
04658-5
5.
Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка
материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение,
2000. - 160с.
6.
Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
– 127с. 7 . Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 216с.
8.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003.
110с.
9.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и одеяла. – М.:
ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 96с.
10.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.: ЭКСМО,
2000. – 96с.
11.
Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс,
2001. – 416с.
12.
Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия
/С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с. Дополнительная литература
для учащихся.
1.Шитьё и рукоделие. Энциклопедия, Москва, научное
издательство «Большая российская энциклопедия», 1994г.
2.Энциклопедия этикета. Правила поведения в обществе и
дома, Москва «Россия молодая» 1996г.
3.Симоненко В.Д. «Основы домашней экономики», Брянск НПК,
1995г
4.Симоненко В.Д. «Профессиональное самоопределение
школьников», Брянск
НПК, 1995г
Дополнительная
литература для учителя:
1.
Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7
кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.
2.
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов
в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой
И.А. – М.: Вентана-Графф, 2004.-143с.
3.Технология: конспекты уроков,
элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за
знания, 2006. – 208с.
4.Технология: поурочные планы по разделу
«Вязание». 5-7 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. – Вологоград: Учитель. 2006. –
200с.
5.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка: первые шаги. – М.:
ЭКСМО, 2000.
6.
Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. –
216с.
7.Материаловедение швейного
производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.
8. Степура А. В., Степура М. Ю. Энциклопедия комнатных
растений. –
М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. -224с.
9.Техника лоскутного шитья и
аппликация. – Ростов н /Д:Феникс, 2000. – 192с.
10.
Этикет от А до Я./Автор-составитель Н.В.Чудакова. М.:ООО«Издво
АСТ», 1999.
11.
Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия
/С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с. Приложения к программе.
Методические рекомендации
Каждое занятие в 5-8 классах
состоит из 2-х уроков. Практическая часть является естественным продолжением и
закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Теоретические занятия проходят по
следующей схеме: организационный момент, актуализация пройденного материала,
изложение задач занятия, объяснение новой темы в форме рассказа с
использованием иллюстрационных и демонстрационных средств, закрепление темы и
подведение итогов.
Практическая часть занятия включает в
себя повторение правил охраны труда, выполнение практической работы и анализ
выполнения работы самими учащимися. Окончательную оценку дает учитель.
Объяснение теоретического материала и
практических заданий следует сопровождать демонстрацией различного рода
наглядных материалов (готовых образцов изделий, графических работ, иллюстраций
из журналов). Демонстрация образцов изделий дополняет знания, полученные
учащимися в ходе теоретической части занятия. При этом не ставится задача
точного повторения образца. Главным является стремление вызвать у ученика
желание творить самому, проявлять фантазию, раскрывать свои творческие
способности, изменять, совершенствовать.
При проведении вводного занятия главное
внимание уделяется организационным вопросам, а также правилам техники
безопасности при работе с бытовым электроприборами, с колюще-режущими
инструментами, с ручными инструментами по обработке дерева и металла.
Особое внимание на каждом занятии
следует уделять повторению правил охраны труда. Для предупреждения усталости и
поддержания высокого уровня активности и работоспособности учащихся на уроке,
необходимо включать в процесс занятия физкультпаузы.
Наиболее эффективной формой организации труда является
коллективное выполнение задания, так как при наименьших затратах сил и времени
удаётся выполнить большую работу. Групповая форма организации труда
способствует сплочению коллектива, повышает ответственность учащихся, позволяет
ускорить работу и улучшить её качество.
Воспитательное значение имеет подведение
итогов работы, её анализ и оценка. Формой подведения итогов работы является
защита творческих проектов учащихся.
Список
тем рефератов:
6
класс
1.
Натуральные волокна животного происхождения.
2.
Свойства тканей.
3.
Бытовая швейная машина.
4.
Декоративно-прикладное творчество.
5.
Счетная вышивка.
6.
Макраме.
7.
Все о бисере.
8.
Батик.
9.
Уход за обувью.
10. Уход за одеждой
из шерстяных тканей.
11. Уход за
одеждой. Секреты.
12. Рыба и
морепродукты.
13. Тесто.
14. Элементы
этикета. Ужин в гостях.
15. Интерьер жилого
дома.
16. Гигиена жилища.
17. Почва.
18. Защита почв от
эрозии.
19. Технология
выращивания цветочно-декоративных культур.
20. Способы
размножения многолетних цветочных растений.
21. Растительные
препараты для борьбы с вредителями.
22. Химические
средства борьбы с вредителями.
23. Неблагоприятные
факторы нашего региона.
7
класс
1.
Физиология питания.
2.
Правильное питание.
3.
Здоровый образ жизни.
4.
Мучные изделия.
5.
Машинные швы.
6.
Материалы из химических волокон.
7.
Уход за одеждой из химических волокон.
8.
Вязание крючком.
9.
Вязание спицами.
10. Реклама.
11. Роль комнатных
растений в жизни человека.
12. Разновидности
комнатных растений.
13. Инновационные
способы обработки почвы.
14. Агротехника.
15. О культуре
труда на уроках технологии.
16. Защита растений
от неблагоприятных факторов.
8
класс
1.
Домашняя экономика.
2.
Экономика приусадебного участка.
3.
Электричество в нашем доме. Новинки бытовой техники.
4.
Декорирование в стиле «декупаж».
5.
Синтетические волокна.
6.
Понятие о профессии, специальности, квалификации.
7.
Роль профессии в жизни человека.
8.
Интересы и увлечения человека.
9.
Диагностика склонностей и качеств личностей.
10. Роль качеств
личности в профессиональной ориентации.
11. Региональные
учреждения профессионального образования.
12. Дизайн клумб.
13. Стили
садово-паркового искусства.
14. Особенности
ландшафтного стиля (дизайн клумб).
15. Растения-барометры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.