Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению
«Технология» для неделимых классов составлена на основе авторской
экспериментальной комплексной программы по технологии для неделимых 5-8 классов
Ю.В. Крупской. Она позволяет получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного
предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также
рекомендуемую последовательность их изучения с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся.
Примерная программа для неделимых
классов разработана для обучения школьников с V по VIII класс и рассчитана на
272 часа.
Базовыми для программы по направлению «Технология» для
неделимых классов являются разделы: «Культура питания», «Бытовая техника»,
«Основы чертежной грамотности», «Ремонтные работы в быту», «Материаловедение»,
«Машиноведение», «Изготовление швейного изделия», «Декоративная обработка
древесины», «Декоративная обработка металла», «Уход за одеждой, ее ремонт»,
«Дизайн пришкольного участка», «Основы ведения домашнего хозяйства», «Культура
питания. Готовим на скорую руку», «Фантазии на тему рукоделия», «Художественная
обработка древесины. Новые идеи старого мастерства», «Художественная обработка
металла и пластмасс», «Электротехника», «Бытовая техника», «Окружающая среда».
Она имеет четкую логическую структуру, включает в себя
предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными
материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных
изделий, их свойствами и технологией обработки развить способности, позволяющие
использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач. С учетом
оснащенности школ, материальных возможностей учащихся и социальной
востребованности был предложен ряд объектов труда, которые являются
обязательными для всех учащихся, и тех, которые школьники выбирают
самостоятельно.
Основные особенности данной
программы заключаются в следующем.
Особый акцент сделан на инновационный раздел «Основы
ведения домашнего хозяйства». Его актуальность обусловлена глубокими
социальными изменениями, которые происходят во всех сферах жизни общества, и
прежде всего в экономических отношениях. Содержание раздела направлено на
формирование у учащихся экономической культуры, которая рассматривается нами
как синтез знаний, убеждений и практических действий. Экономическая культура
включает в себя определенный уровень образования, т.е. представления об
экономике, ее процессах и явлениях, умения применять полученные экономические
знания на практике, достигая при этом высоких (в конкретных реальных условиях)
результатов. При изучении этого раздела мы ставили задачу сформировать у
учащихся представление о рациональном семейном бюджете, научить их правильному
ведению домашнего хозяйства. Так, тема «Элементы домашней экономики» позволит
учащимся ознакомиться с составляющими семейного бюджета и приобрести навыки
экономного ведения домашнего хозяйства. Следующая тема «Как правильно делать
покупки» позволит учащимся стать грамотными потребителями и научиться
определять качество продуктов, используя штриховой код, а также по внешнему
виду. Темы «Уход за квартирой» и «Реконструкция старой мебели. Обновление
мягкой мебели» дадут представление учащимся о правильном уходе за квартирой,
научат продлевать жизнь мебели. Рассматриваемый раздел содержит не только
теоретические сведения, но и практические задания, которые помогут школьникам
принимать участие в планировании семейного бюджета.
Содержание раздела «Культура питания. Готовим на скорую
руку» направлено на то, чтобы учащиеся получили представление об истории
появления, питательной ценности консервированных продуктов, овладели
практическими навыками по использованию консервированных продуктов в питании.
Учебный материал раздела способствует обучению учащихся быстрому приготовлению
обеда на основе консервированных продуктов и десертных блюд из фруктов. Учащиеся
научатся не только готовить блюда, но и сервировать стол к обеду.
Данная программа не нацеливает учащихся на изготовление
швейных изделий, так как весьма сложно подобрать их ассортимент, который был бы
одинаково приемлем для мальчиков и девочек этого возраста. В процессе апробации
программы предложенные объекты труда (поясные изделия: спортивные брюки,
классические брюки, рабочие комбинезоны) не вызвали у учащихся интереса. В
связи с этим по предложению учителей технологии г. Брянска и Брянской области, апробировавших
программу, был введен раздел «Фантазии на тему рукоделия», в котором за
учащимися остается право выбора тематики творческого проекта с использованием
любого вида рукоделия с самостоятельной проработкой определенных тем. Мальчики
с удовольствием выполняли плетение салфеток на раме, шкафчики для ключей,
декорированные аппликацией из соломки; девочки изготавливали различные
аксессуары для дома: чехлы на диванные подушки, мягкие игрушки, комплекты для
кухни с использованием техник лоскутного шитья и вышивки.
Раздел «Художественная обработка древесины. Новые идеи
старого ремесла» содержит сведения о различных стилях мебели, что предполагает
в будущем грамотный подход к оформлению интерьера квартиры. Мозаичные работы по
дереву также рассчитаны на закрепление ранее изученного материала и
предполагают выполнение в качестве творческих проектов мозаичных наборов,
декоративных панно из природных материалов.
С учетом использования современных технологий раздел
«Художественная обработка металла» дополнился материалом по обработке
пластмасс. При этом в теоретической части учащимся предлагается ознакомиться с
видами современных пластмасс и их применением, а в практической части — освоить
технологию резьбы по пенопласту и научиться выполнять декоративные изделия в
данной технике. Таким образом, раздел «Художественная обработка металла и
пластмасс» содержит теоретические сведения, расширяющие и углубляющие знания
учащихся о традициях художественной обработки металла на Руси; свойствах
металлов, используемых при выполнении изделий в технике металлопластики;
технологии выполнения изделий; применении, технологических свойствах,
отличительных особенностях и видах пластмасс. В практической части учащимся
предлагается выполнить декоративные элементы в различных техниках. Отработанные
умения и навыки послужат основой для изготовления изделий при выполнении
творческого проекта.
Раздел «Бытовая техника» было решено логически завершить
изучением более сложной бытовой техники — стиральных машин и холодильников.
Содержание раздела «Окружающая среда» формирует у учащихся
основы экологической грамотности, знакомит с профессией цветовода, а
завершающим этапом является разработка творческого проекта. Учебный материал
раздела позволяет учащимся приобрести практические навыки по выращиванию
рассады декоративных растений.
С учетом материально – технических возможностей школ возможно
разделение темы на два полугодия, например, два часа из этой темы проводятся во
второй четверти, а оставшиеся четыре часа в четвертой четверти.
Основные отличительные моменты данной
программы в 5-7 классах заключаются в следующем.
Особый акцент сделан на инновационный
раздел «Дизайн пришкольного участка». Его актуальность заключается в том, что в
последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому
воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеет огромное
эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в
процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только варианты
озеленения школьного участка (двора жилого дома), но и знакомятся с различными
видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых»
материалов. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование
умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов – это лишь часть
из задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела. А положительные
отзывы, полученные от жителей прилегающих к школам домов, позволяют учащимся
оценить социальную значимость выполняемых ими проектов.
В разделе «Изготовление швейного
изделия» основное внимание учащихся сконцентрировано на приобретение умений
работать с готовыми выкройками и выполнять элементы моделирования. Процессы
раскроя и изготовления швейного изделия оказались одинаково востребованы
мальчиками и девочками. Объекты труда подбирались следующим образом: в 5 классе
учащиеся вначале изготовляют для себя рабочую одежду – фартуки, в которых затем
выполняют различные виды работ, связанных с обработкой дерева и металла. А в 6
и 7 классах в банке идей творческих проектов заложено изготовление швейных
изделий для отдыха и занятий спортом (шорты, кепки, рюкзаки, ветровки).
В связи с тем, что в классах занимаются одновременно и
мальчики и девочки были введены два раздела: «Декоративная обработка древесины»
и «Декоративная обработка металла». Чем привлекательна декоративная обработка
материалов? А тем, что в процессе обучения школьников декоративной обработке
материалов, трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно
дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и
интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и
инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для учащихся
подобраны таким образом, чтобы получая консультации у учителя и выполняя часть
работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу
над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над
изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и
осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему
ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению
бытовавших ранее традиций.
В 8 классе особый акцент сделан на инновационный раздел
«Основы ведения домашнего хозяйства». Его актуальность обусловлена глубокими
социальными изменениями, которые происходят во всех сферах жизни общества, и
прежде всего в экономических отношениях. Содержание раздела направлено на
формирование у учащихся экономической культуры, которая рассматривается нами
как синтез знаний, убеждений и практических действий. Экономическая культура
включает в себя определенный уровень образования, т.е. представления об
экономике, ее процессах и явлениях, умения применять полученные экономические
знания на практике, достигая при этом высоких (в конкретных реальных условиях)
результатов. При изучении этого раздела мы ставили задачу сформировать у
учащихся представление о рациональном семейном бюджете, научить их правильному
ведению домашнего хозяйства. Так, тема «Элементы домашней экономики» позволит
учащимся ознакомиться с составляющими семейного бюджета и приобрести навыки
экономного ведения домашнего хозяйства. Следующая тема «Как правильно делать
покупки» позволит учащимся стать грамотными потребителями и научиться
определять качество продуктов, используя штриховой код, а также по внешнему
виду. Темы «Уход за квартирой» и «Реконструкция старой мебели. Обновление
мягкой мебели» дадут представление учащимся о правильном уходе за квартирой, научат
продлевать жизнь мебели. Рассматриваемый раздел содержит не только
теоретические сведения, но и практические задания, которые помогут школьникам
принимать участие в планировании семейного бюджета.
Содержание раздела «Культура питания. Готовим на скорую
руку» направлено на то, чтобы учащиеся получили представление об истории
появления, питательной ценности консервированных продуктов, овладели
практическими навыками по использованию консервированных продуктов в питании.
Учебный материал раздела способствует обучению учащихся быстрому приготовлению
обеда на основе консервированных продуктов и десертных блюд из фруктов.
Учащиеся научатся не только готовить блюда, но и сервировать стол к обеду.
Раздел «Фантазии на тему рукоделия». В нем за учащимися
остается право выбора тематики творческого проекта с использованием любого вида
рукоделия с самостоятельной проработкой определенных тем.
Раздел «Художественная обработка древесины. Новые идеи
старого ремесла» содержит сведения о различных стилях мебели, что предполагает
в будущем грамотный подход к оформлению интерьера квартиры. Мозаичные работы по
дереву также рассчитаны на закрепление ранее изученного материала и
предполагают выполнение в качестве творческих проектов мозаичных наборов,
декоративных панно из природных материалов.
Раздел «Художественная обработка металла» дополнился
материалом по обработке пластмасс. При этом в теоретической части учащимся
предлагается ознакомиться с видами современных пластмасс и их применением, а в
практической части — освоить технологию резьбы по пенопласту и научиться
выполнять декоративные изделия в данной технике. Таким образом, раздел
«Художественная обработка металла и пластмасс» содержит теоретические сведения,
расширяющие и углубляющие знания учащихся о традициях художественной обработки
металла на Руси; свойствах металлов, используемых при выполнении изделий в
технике металлопластики; технологии выполнения изделий; применении,
технологических свойствах, отличительных особенностях и видах пластмасс. В
практической части учащимся предлагается выполнить декоративные элементы в
различных техниках. Отработанные умения и навыки послужат основой для
изготовления изделий при выполнении творческого проекта.
Раздел «Бытовая техника» завершается изучением более
сложной бытовой техники — стиральных машин и холодильников.
Содержание раздела «Окружающая среда» формирует у учащихся
основы экологической грамотности, знакомит с профессией цветовода, а
завершающим этапом является разработка творческого проекта. Учебный материал
раздела позволяет учащимся приобрести практические навыки по выращиванию
рассады декоративных растений.
В результате освоения обучающимися
различных видов деятельности (индивидуальной,
коллективной, самостоятельной, поисковой, практической, проектной)
предполагается сформировать и значительно развить жизненно важные
компетентности: социально-трудовая, социально-бытовая, самообслуживания,
коммуникативная. Кроме того, знакомство с трудовыми профессиями позволит
сформировать и компетентность в сфере профессионального самоопределения.
Важной проблемой проведения
занятий по технологии в неделимых классах является разработка методики
проведения занятий одновременно с мальчиками и девочками, в связи с этим
возможно разделение блока темы, т.е. начать изучение темы в начале года, а
продолжить ее изучение во втором полугодии.
Программа разработана с учетом психолого – педагогических
основ технологического обучения, позволяет осуществить процесс адаптации
учащихся к современным социально – экономическим условиям.
В целом обучение по данной программе
позволяет сформировать творческую, социально – активную и технологически
грамотную личность.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7-й
класс
№
п/п
|
Разделы и темы
|
Количество часов по классам
|
|
7 кл.
|
1
|
Культура питания
|
6
|
1.1.
|
Вводное занятие
|
2
|
1.2
|
Завтрак своими руками
|
-
|
1.3
|
Значение овощей в питании. Блюда из овощей
|
-
|
1.4
|
Классификация и технология приготовления блюд из яиц
|
2
|
1.5
|
Технология приготовления непеченых кондитерских изделий
|
2
|
2
|
Электротехника, электротехнические работы
|
2
|
2.1
|
Понятие и виды
источников и потребителей электроэнергии. Электрические светильники
|
-
|
2.2.
|
Электромонтаж осветительной арматуры
|
-
|
2.3
|
Устройство и принцип действия электродвигателя
|
2
|
3
|
Бытовая техника
|
2
|
3.1
|
Электрические приборы на кухне
|
-
|
3.2.
|
Электрические приборы для уборки квартиры
|
-
|
3.3.
|
Назначение и устройство велосипеда
|
2
|
4
|
Основы чертежной грамотности
|
2
|
4.1.
|
Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже,
масштабе
|
-
|
4.2.
|
Чтение графической документации
|
-
|
4.3
|
Сборочный чертеж
|
2
|
5
|
Ремонтные работы в быту
|
2
|
5.1
|
Утепление оконных рам
|
-
|
5.2.
|
Устройство мебельной фурнитуры, ее установка и замена
|
-
|
5.3.
|
Ремонт жилого помещения.
Подклеивание и замена обоев
|
2
|
6
|
Материаловедение
|
6
|
6.1.
|
Конструкционные материалы
|
|
6.2.
|
Пиломатериалы.
Древесные материалы
|
-
|
6.3.
|
Классификация сталей. Свойства черных и цветных
металлов
|
2
|
6.4.
|
Натуральные волокна растительного происхождения и ткани
из них
|
-
|
6.5.
|
Натуральные волокна животного происхождения и ткани из
них
|
-
|
6.6.
|
Химические волокна и ткани из них
|
2
|
6.7.
|
Характеристика тканей по назначению
|
2
|
7
|
Машиноведение
|
2
|
7.1.
|
Понятие о механизме и машине
|
-
|
7.2.
|
История развития техники. Классификация машин.
Составные части машин
|
-
|
7.3.
|
Устройство станков для обработки дерева и металла.
Общие механизмы различных станков
|
2
|
7.4.
|
Классификация швейных машин. Основные детали швейной машины
|
-
|
7.5.
|
Бытовая швейная
машина с электрическим приводом. Устройство машинной иглы
|
-
|
7.6.
|
Назначение и принцип
действия регуляторов бытовой швейной машины
|
-
|
8
|
Декоративная обработка древесины
|
8
|
8.1.
|
Изготовление простейших изделий из пиломатериалов
|
-
|
8.2.
|
Мозаичные работы. Техника маркетри
|
-
|
8.3.
|
Резьба по дереву
|
8
|
9
|
Декоративная обработка металла
|
6
|
9.1.
|
Изготовление изделий из проволоки
|
-
|
9.2.
|
Изготовление
декоративных изделий из жести
|
-
|
9.3.
|
Художественная обработка металла
|
6
|
10
|
Изготовление швейного изделия
|
16
|
10.1.
|
Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде
|
-
|
10.2.
|
Снятие мерок. Правила
работы с готовыми выкройками, их моделирование
|
4
|
10.3.
|
Раскрой и изготовление швейного изделия
|
12
|
11
|
Уход за одеждой, ее ремонт
|
2
|
11.1.
|
Способы ухода за одеждой и обувью. Замена фурнитуры
|
-
|
11.2.
|
Способы чистки и влажнотепловой обработки одежды
|
-
|
11.3.
|
Стирка одежды.
Мелкий ремонт швейных изделий
|
2
|
12
|
Дизайн пришкольного участка
|
14
|
12.1
|
Принципы планировки. Создание микроландшафта
|
-
|
12.2.
|
Способы обустройства пришкольного участка: забор, дорожки,
живые изгороди
|
-
|
12.3.
|
Способ обустройства
пришкольного участка — альпийские горки
|
-
|
12.4.
|
Способ обустройства
пришкольного участка — водоемы
|
2
|
12.5.
|
Оформление пришкольного участка. Декоративные элементы из
природного материала
|
4
|
12.6
|
Выполнение группового творческого проекта «Создание
микроландшафта пришкольного участка»
|
8
|
|
ИТОГО:
|
68
|
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН 8 класс
(68 часов)
№
п/п
|
Раздел и тема
|
Кол-во часов
|
1
|
Основы ведения домашнего хозяйства
|
12
|
|
Элементы домашней экономики
|
2
|
|
Как правильно делать покупки
|
2
|
|
Уход за квартирой
|
2
|
|
Реконструкция старой мебели. Обновление мягкой
мебели
|
6
|
2
|
Культура питания. Готовим на скорую руку
|
8
|
|
Секреты консервной банки
|
2
|
|
Быстрый супчик
|
4
|
|
Десерт
|
2
|
3
|
Фантазии на тему рукоделия
|
14
|
4
|
Художественная обработка древесины. Новые идеи
старого мастерства
|
10
|
5
|
Художественная обработка металла и пластмасс
|
8
|
6
|
Электротехника
|
8
|
7
|
Бытовая техника
|
4
|
8
|
Окружающая среда
|
4
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.