Инфоурок Другое Другие методич. материалыРабочая программа по татарскому языку и литературе. 5-9 классы

Рабочая программа по татарскому языку и литературе. 5-9 классы

Скачать материал

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»

 воспитание патриотизма к Отечеству, прошлому и настоящему

многонационального (татарского) народа России; осознание своей

этнической принадлежности; знание истории, языка, культуры своего народа,

своего края и России; воспитание чувства ответственности и долга перед

Родиной;

 формирование ответственного отношения к учению, осознанному

выбору профессии на основе формирования уважительного отношения к

труду;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной жизни;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к окружающим, готовности и способности вести диалог с ними и

достигать в нем взаимопонимания;

 освоение социальных норм, правил поведения социальной жизни;

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни с учетом

региональных и этнокультурных особенностей;

 формирование нравственных чувств и поведения, осознанного и

ответственного отношения к своим поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении с

окружающими в образовательной и общественно-полезной деятельности;

 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

 формирование основ экологической культуры;

 осознание значения семейных ценностей, формирование и

развитие уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

 развитие эстетической культуры через освоение художественного

наследия татарского народа и других народов России и мира.

Предметные результаты с учетом общих требований Стандарта и

специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны

обеспечивать:

 совершенствование видов речевой деятельности,

обеспечивающих эффективное овладение учебным предметом «Родной

(татарский) язык» и взаимодействие с окружающими в ситуациях

формального и неформального межэтнического и межкультурного общения;

 понимание определяющей роли языка в развитии

интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе

образования и самообразования;

 использование коммуникативно-эстетических возможностей

родного языка;

 систематизация научных знаний о языке, осознание взаимосвязи

его уровней, освоение базовых понятий лингвистики;

 формирование и развитие навыков проведения различных видов

анализа слова: фонетического, морфемного, словообразовательного,

лексического, морфологического, синтаксического анализа словосочетания и

предложения, многоаспектного анализа текста;

 овладение основными нормами литературного родного языка

(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,

пунктуационными), нормами татарского речевого этикета, приобретение

опыта их использования в устной и письменной речевой практике;

 формирование ответственности за языковую как

общечеловеческую ценность.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Татарская литература»

Осознание значимости чтения и изучения татарской литературы для своего

дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как

средстве познания мира и себя в этом мире; гармонизация отношений человека и

общества, многоаспектного диалога.

Результат: обучающийся осознает значимость и важность чтения, получает

привычку к чтению и опыт чтения разных произведений.

Понимание татарской литературы как одной из основных национально-культурных

ценностей татарского народа, как особого способа познания жизни.

Результат: обучающийся понимает, что в татарской литературе отражается

менталитет татарского народа, его история, мировосприятие, что литература несет в

себе важные для жизни человека смыслы.

Понимание ключевых проблем изученных произведений татарского фольклора и

фольклора других народов, древнетюркской литературы, литературы XVIII века,

татарских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной

литературы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных

языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических

возможностей татарского языка на основе изучения выдающихся произведений

российской культуры, культуры татарского народа, культуры тюркских народов, мировой

культуры.

Результат: обучающийся получает опыт размышления над целым рядом

общечеловеческих проблем, учится высказываться по ним, используя возможности

татарского литературного языка.

Умение анализировать литературное произведение: определять его

принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать

тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его

героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; умение пересказывать

прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств

татарского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или

прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа,

вести диалог; формулирование собственного отношения к произведениям татарской

литературы, их оценка; воспитание квалифицированного читателя со сформированным

эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно

в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые

высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в

обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.

Результат: обучающийся осваивает навыки анализа и интерпретации

литературного произведения, учится оформлять его словесно, аргументировать и

отстаивать свое мнение, берет на себя задачу формирования своего дальнейшего круга

чтения.

Развитие способности понимать литературные художественные произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции, понимание связи литературных

произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,

непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; приобщение к

духовно-нравственным ценностям татарской и тюркской литератур и культур,

сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; собственная

интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений.

Результат: обучающийся учится воспринимать произведения татарской

литературы и переведенные на татарский язык тексты.

Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное

чтение и адекватное восприятие; написание изложений и сочинений на темы, связанные с

тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие

работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; определение в произведении

элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,

понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения

(элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой

терминологией при анализе литературного произведения; понимание авторской позиции и

своѐ отношение к ней; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста

на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от

научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,

анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать

художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не

только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Результат: обучающийся овладевает процедурами смыслового и эстетического

чтения, учится воспринимать художественный текст и отличать его от текстов

других типов, учится дополнять и углублять первичное эмоциональное восприятие

текста его интеллектуальным осмыслением.

Выпускник 9 класса умеет:

1. Определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт (5–6

классы);

2. Пересказывать сюжет, вычленять фабулу, владеть различными видами пересказа

(5–6 классы), выявлять особенности композиции (6–7 классы);

3. Охарактеризовать героев-персонажей, давать им сравнительные характеристики

(5–6 классы), оценивать систему персонажей (6–7 классы);

4. Находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для

творческой манеры писателя, определять их художественные функции (6–7 классы),

выявлять особенности языка и стиля писателя (8–9 классы);

5. Определять жанровую, родовую специфику художественного произведения (7–9

классы);

6. Объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и

эстетической проблематики произведений (8–9 классы);

7. Выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между

ними (5–7 классы); анализировать литературные произведения разных жанров (8–9

классы);

8. Определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю (в каждом

классе – на своем уровне);

9. Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в

каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом классе);

10. Выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать

свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

11. Представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные

вопросы (в каждом классе – на своем уровне), вести учебные дискуссии (7–9 классы);

12. Собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для написания

сочинения, эссе, создания проекта на заранее объявленную литературную или

публицистическую тему (в каждом классе – на своем уровне);

13. Выразительно читать произведения художественной литературы, передавая личное

отношение к произведению (5–9 классы);

14. Ориентироваться в информационном образовательном пространстве (7–8 классы),

работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (8–9

классы), пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой

поиска в Интернете (в каждом классе – на своем уровне).

2. СОДЕРЖАНИЕ

5 класс

 Устное народное творчество. От фольклора к авторским

произведениям

Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки,

считалки, мэзэки (своеобразный вид анекдотов). Колыбельные. Прослушивание

колыбельных песен.

Теория литературы: фольклор, устное народное творчество.

Татарские народные сказки. Разделение сказок на три группы: бытовые,

волшебные, сказки о животных. Татарская народная сказка «Ак байтал» / «Белый скакун».

Элементы волшебных сказок. Пословицы о лошадях. Особое отношение татарского

народа к лошадям. Народная сказка на бытовую тему «Үги кыз»/ «Падчерица».

Взаимоотношения в семье. Проблема сирот. Трудолюбие. «Хҽйлҽкҽр тҿлке»/ «Хитрая

лиса» – сказка о животных. Среди персонажей в данной разновидности сказок

наибольшей популярностью пользуется Лиса. Лиса изображается двояко. Если в

большинстве сказок она коварный, хитрый хищник, обманщик и подхалим, то в

некоторых – это умное, находчивое и ловкое животное. Медведь и Волк, наоборот, –

тупые и глупые, трусливые. Очень часто они кем-то обмануты, со страхом убегают или

бывают убиты. Лев и Тигр в сказках изображаются как самые сильные животные и

олицетворяют образ свирепого тирана. Они властвуют над всеми животными. В сказках о

животных аллегорически изображаются общечеловеческие недостатки. В этих случаях

повадки животных используются для обличения пороков, встречающихся в людях. В

таких произведениях преобладают юмор, ирония.

Чтение на выбор: «Солдат балтасы»/ «Солдатский топор», «Ҿч каурый»/ «Три

пера», «Камыр батыр», «Котон Иваныч».

Теория литературы: фантастические элементы, поэтика сказок (без названия

термина), сказка как жанр, виды сказок, композиция сказок, сравнения, повторы, начало,

конец, кульминация сказок, гипербола, эпитет, вариативность сказок.

Басни. Сравнение с народным творчеством. Сходства и различия. Басни Г.Тукая,

А.Исхака, И.Крылова (в переводе), Г.Шамукова. Выразительное чтение басен.

Композиция басен. Сюжет басен. Мораль. Аллегория.

Теория литературы: жанр басни, иносказание, аллегория, мораль. Персонажи

басен.

Образцы средневековой тюрко-татарской литературы. Литература

XIX века

Справка о поэте Кул Гали. О поэме «Кыйссаи Йосыф»/ «Сказание о Юсуфе».

Чтение отрывка. Краткий сюжет поэмы. Значение поэмы для татарского народа.

Каюм Насыри. Знакомство с биографией, творчеством. Чтение небольших

рассказов писателя (хикаят): «Патша белҽн карт» / «Падишах и Старик», «Бай белҽн

ялчы» / «Богач и Слуга». Преемственность рассказов К.Насыри с народным творчеством.

Чтение произведения «Ҽбүгалисина» / «Авиценна». Сравнение поступков главных героевблизнецов.

Беседа о роли, значения знаний. Виртуальная экскурсия в музей им. К.Насыри.

Теория литературы: композиция древних хикаятов, обрамленный рассказ, ящичная

композиция, «воспитательные» рассказы.

 Литература начала XX века, 20–30 годов XX века

Габдулла Тукай. Биография поэта. Знакомые из начальных классов стихи поэта для

детей. Чтение поэмы «Су анасы» / «Водяная». Развитие речи по картине «Водяная»

М.Сахипгараева или др. Прослушивание либретто (отрывок) из балета «Алтын тарак».

Виртуальная экскурсия в музей Г.Тукая в деревне Нов.Кырлай.

Теория литературы: поэма-сказка, рифма, ритм.

Галимзян Ибрагимов. Биография писателя. Чтение рассказа «Яз башы» / «Начало

весны». Природа в тексте. Художественные приемы писателя в создании образа природы.

Теория литературы: жанр рассказа, образ, пейзаж.

Муса Джалиль. Биография поэта. Чтение отрывков из произведения «Алтынчҽч» /

«Золотоволосая». Прослушивание арии Тугзака из либретто. Справка об артисте Мунире

Булатовой.

Теория литературы: либретто, ария, строфа.

 Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных

лет

Муса Джалиль. Чтение и обсуждение стихотворений «Кызыл ромашка» / «Красная

ромашка», «Җырларым» / «Мои песни», «Бүрелҽр» / «Волки». Развитие речи по картине

Хариса Якупова «Хҿкем алдыннан» / «Перед казнью». Справка о художнике Х.Якупове.

Теория литературы: жанр баллады.

Фатих Карим. Биография поэта. Чтение стихов «Кыр үрдҽклҽре» / «Дикие утки»,

«Илем ҿчен» / «За Родину», сказки «Грмунчы аю белҽн җырчы маймыл» / «Медведьгармонист

и Обезьяна-певец». Юмор в сказке.

Абдулла Алиш. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Килеп җиттелҽр» /

«Приехали». Мастерство писателя в изображении детской психологии в военное время.

Сибгат Хаким. Биография поэта. Чтение и анализ стихотворения «Колын» /

«Жеребенок». Виртуальная экскурсия в музей С.Хакима в деревне Кулле Киме. Развитие

речи по картине А.Пластова «Пролетел фашистский самолет». Трагедия военных лет.

Фатих Хусни. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Чыбыркы» / «Кнут».

Проблема выбора специальности в жизни. Проблема отцов и детей. Детская психология.

Наби Даули. Биография писателя. Чтение и анализ стихотворения «Бҽхет кайда

була?» / «Где находится счастье?». Воспитание трудолюбия, старания. Чтение и

обсуждение рассказа «Җылы кар» / «Теплый снег». Беседа о семье, о родителях, о

потребности ребенка в обоих родителях.

 Моя Родина

Наки Исанбет. Биография писателя. Чтения стихотворения «Илкҽем» / «Моя

страна». Прослушивание этой песни.

Назип Мадъяров. «Сиңа кайттым, туган җирем!» / «К тебе приехал я, родная

земля!». Причина гордости лирического героя.

Сибгат Хаким. «Башка берни дҽ кирҽкми!» / «Больше ничего не надо!».

Прослушивание песни. Причина гордости лирического героя. Сравнение художественных

приемов разных поэтов

Мударрис Аглямов. Биография поэта. Чтение стихотворения «Матурлык минем

белҽн» / «Красота всегда со мной». Эстетика в быту.

Кадир Сибгатуллин. Чтение и анализ стихотворения «Шишкин наратлары» /

«Сосны Шишкина». Сравнение одноименной картины со стихом. Любование красотой

родного края.

Переводы

А.Платонов. Чтение и анализ рассказа «Ягъфҽр бабай» / «Дед Ягфар». Проблемы

трудолюбия, равнодушия, взаимопомощи, дружеского совета.

Дж.Родари. Чтение и анализ рассказа «Ҽбинең кошчыклары» / «Бабушкины

птенчики». Права и обязанности родителей и детей. Проблема «брошенных старых

родителей».

 Юмор в творчестве писателей

Алмаз Гимадеев. Чтение и анализ рассказов «Телефонлы кҽҗҽ» / «Коза с

телефоном», «Альф интернетта» / «Альф в интернете», «Дианада кунакта» / «В гостях у

Дианы». Нанотехнологии в жизни и играх детей, находчивость мальчика, воспитание

интеллигента.

Лябиб Лерон. Чтение и анализ рассказа «Безнең авылдан Зҿһрҽ» / «Зухра из нашей

деревни», стихотворения-пародии «Мин песи булсам» / «Мне бы быть котом!»

Понимание, принятие, примение юмора в жизненных ситуациях.

Теория литературы: эпиграф, юмор, пародия.

Роберт Миннуллин. Чтение стихов «Мин рационализатор» / «Я рационализатор».

Шаукат Галиев. Чтение стихов «Эш кушарга ярамый» / «Нельзя поручить работу»,

«Борау» / «Сверло».

Рафис Курбан. Чтение стиха «Мин»/ «Я».

6 класс

 Устное народное творчество.

Возникновение народных песен. Виды песен. Прослушивание народных песен в

исполнении легендарных певцов как Рашит Вагапов и Ильгам Шакиров. Ознакомление с

их творчеством. Виды народных песен: обрядовые, хороводы, исторические. Пословицы и

поговорки о песнях. Роль песни в жизни людей.

 Литература XVIII, XIX веков

Габдрахим Утыз Имяни. Биография. Чтение отрывка из произведения «Гыйлемнең

ҿстенлеге турында» / «Превосходства знаний», «Сҽүдҽ тҽртиплҽре» / «Правила для

продавца», «Татулык турында» / «О дружбе». Беседа о честности, воспитание

нравственности с молодого возраста.

Габделжаббар Кандалый. Биография поэта. Чтение стихотворения «Мулла белҽн

абыстай» / «Мулла и абыстай». Выражение собственного мнения к поступкам муллы.

Сравнение описанного с сегодняшними религиозными ритуалами. Воспитание

толерантности. Чтение хикаята «Кыйссаи Ибраһим Ҽдһҽм» / «Киссаи Ибрагим Адгам».

Идея человеческой независимости. Гуманистические ценности в мире. Уважение к

человеку труда. Афоризмы Кандалыя. Заучивание наизусть афоризмов.

Теория литературы: сатира, юмор, афоризм.

Литература начала века, 1920-1930 годов

Габдулла Тукай. Дополнительные сведения из биографии поэта. Чтение

стихотворения «Туган авыл» / «Родная деревня». Прослушивание одноименной песни.

Виртуальная экскурсия в музей «Азбуки» в г.Арске. Чтение поэмы-сказки «Шүрҽле» /

«Шурале». Сравнение авторского произведения с устным народным творчеством. Пейзаж.

Образы Былтыра и Шурале. Ум и смекалка деревенского молодого человека. Сведения о

знаменитом балете Ф.Яруллина «Шурале».

Теория литературы: жанр поэмы, поэма-сказка (повторение), балет, либретто

(повторение).

Автобиографическая повесть поэта «Исемдҽ калганнар» / «Мои воспоминания».

Проблема сиротства. Обсуждение детских игр.

Теория литературы: автобиографическое произведение.

Гаяз Исхаки. Чтение и обсуждение рассказа «Кҽҗүл читек» / «Сапоги из козьей

кожи». Передача детской психологии. Религиозные праздники в жизни человека.

Мазит Гафури. Биография поэта. Виртуальная экскурсия в музейный дом поэта в

Уфе. Чтение стихотворений «Ана» / «Мать», «Ана теле» / «Материнский язык». Чтение

стихотворения М.Гафури и Р.Валиева «Урман» / «Лес». Сравнение содержаний.

Определение мотивов. У М.Гафури – это пейзаж, а у Р.Валиева – человеский фактор,

проблема сохранения леса. Прослушивание песни в исполнении И.Шакирова или

Х.Бигичева «Урманнарга керсҽм» / «Зайду я в лес». Сочинение по картине И.Шишкина

«Сосны, освещенные солнцем».

Хади Такташ. Биография поэта. Чтение стихотворений «Мокамай», «Иптҽшлҽр» /

«Друзья», «Ак чҽчҽклҽр» / «Белые цветы». Беседа по прочитанным произведениям: о

необходимости достойного воспитания с младенчества, о дружбе. Анализ «Ак чҽчҽклҽр» /

«Белые цветы». Нахождение подтекста. Любование природой.

Теория литературы: лирический герой.

Ибрагим Гази. Биография писателя. Чтение отрывков из трилогии «Онытылмас

еллар» / «Незабываемые годы». Трудности военных лет. Проблема голода.

 Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных

лет

Муса Джалиль. Чтение стихотворений «Вҽхшҽт» / «Варварство», «Имҽн» /« Дуб»,

«Чҽчҽклҽр» / «Цветы». Ненависть людей к фашизму. Защита Отечества. Образ Дуба.

Размышления о жизни после смерти в памяти людей. Никто не забыт, ничто не забыто.

Наби Даули. «Дошманнан үч алыгыз» / «Отомстите врагу». Хайрутдин Музай.

Биография поэта. «Бүлҽк» / «Подарок». О посылках из тыла. Развитие речи по картине

А.Лактионова «Фронттан хатлар» / «Письмо из фронта».

Шайхи Маннур. Биография писателя. Чтение стихотворений «Саубуллашу җыры» /

«Прощальная песня», «Татар кызы» / «Татарка», «Чҽчҽклҽр һҽм снарядлар» / «Цветы и

снаряды». Роль женщин в войне.

Теория литературы: инверсия, параллелизм.

Мухаммат Магдеев. Биография писателя. Чтение отрывков из романа

«Фронтовиклар» / «Фронтовики». Трудности послевоенной жизни в деревне. Учеба.

Фронтовики в школе. Прослушивание песен «Укытучыма» / «Учителю», «Вы – самый

лучший человек!» / «Сез – иң гүзҽл кеше икҽнсез!».

Шамиль Маннапов. Биография поэта. Чтение стихотворений «Тыңланмаган

моңнар» / «Неспетые мелодии», «Солдатта булган дилҽр» / «Говорят, что он был

солдатом». Размышления о том, что защита Родины – святой долг мужчины.

 Красота родного края

Амирхан Еники. Биография писателя. Чтение рассказа «Матурлык» / «Красота».

Образ Бадертдина. Душевная красота человека. Любовь между матерью и сыном.

Теория литература: жанр рассказа.

Мухаммат Мирза. Чтение рассказа «Балачак хатирҽсе» / «Память детства». Цена

хлеба. Воспитание в многодетной семье.

Гумар Баширов. Биография писателя. Чтение отрывка из повести «Туган ягым –

яшел бишек» / «Родимый край – зеленая колыбель». Праздники татарского народа.

Прослушивание песни «Сабантуй». Развитие речи по картинам Л.Фаттахова и

Ш.Шайдуллина, Г.Абдуллова. Чтение отрывка «Кунак кызлар килгҽн утырмага» /

«Пришли девушки в гости». Взаимоотношения между соседями, родными. Душевное

богатство татарского народа.

Теория литературы: жанр повести.

 Переводы

А.Чехов. Биография. Чтение и анализ рассказа «Анюта».

Г.Андерсен. Чтение и анализ сказки «Принцесса на горошине» / «Борчак ҿстендҽ

принцесса».

К.Паустовский. Чтение и анализ произведения «Корыч боҗра» / «Стальное

колечко».

 Родной язык – святой язык. Язык юмора

Хасан Туфан. Биография поэта. «Туган тел» / «Родной язык». Значение родного

языка. Виртуальная экскурсия в музей Х.Туфана.

Нажар Нажми. Биография поэта. «Татар теле» / «Татарский язык». Сила слова.

Значение стихотворения в сохранении языка и нации.

Равиль Файзуллин. Биография поэта. «Минем телем» / «Мой язык». Воспитание

чувств гордости за родной язык.

Шаукат Галиев. «Минем теме» / «Мой язык».

Роберт Миннуллин. «Туган телемҽ» / «Родному языку».

Гарай Рахим. Чтение рассказа «А-ля-шер туны» / «Шуба А-ля-шера». Сатира.

Значение родного языка.

Ренат Харис. «Туган җир» / «Родная земля».

Радик Фаизов. Чтение рассказа «Батыр ҽйтте…» / «Батыр сказал…»

Ибрагим Гази. Рассказ «Мҽүлия нигҽ кҿлде?» / «Почему смеялась Мавлия?»

Гамиль Афзал. Чтение стихотворения «Мыек борам…» / «Кручу усы…».

Теория литературы: юмор, сатира, ирония.

7 класс

 Устное народное творчество

Риваять / Предание. Особенности жанра. Чтение предания «Болгар каласының

корылуы турында» / «О построении города Булгар», «Сихерче кыз» / «Колдунья». Беседа

по картинам Эдварда Турнерелли «Казан кальгасы» / «Казанская кальга».

Теория литературы: риваять.

Легенда. Особенности жанра. «Ярканат ничек итеп дҿньяны коткарган» / «Как

летучая мышь спасла мир?», «Зҿһрҽ йолдыз» / «Венера».

Теория литературы: легенда.

Исторические песни про период Казанского ханства. «Сҿембикҽ китеп бара…» /

«Сююмбике уплывает…», «Тоткын Сҿембикҽ җыры» / «Песня пленницы Сююмбики».

Прослушивание песни в исполнении Венеры Ганиевой «Кайт, Сҿембикҽ!» /

«Возвращайся, Сююмбике!». Сведения об артистке. Беседа по картине Ф.Халикова «Казан

ханлыгы чорында Кремль» / «Кремль в эпоху Казанского ханства». Сравнение

исторических фактов. Выявление мотивов песен.

Пословицы народов мира.

Эпос-дастаны. «Җик Мҽргҽн» / «Жик Мэргэн». Борьба народа за независимость.

Теория литературы: историческая песня, эпос-дастан, дастан, пословицы,

поговорки.

Средневековая литература (XIX век включительно)

Сайф Сараи. Биография поэта. Чтение отрывков из поэмы «Сҿһҽйл вҽ Гҿлдерсен» /

«Сухаел и Гульдерсен». Поэма о любви. Восточные любовные сюжеты. Трагедия.

«Мҽҗмугыль-хикҽят» / «Мажмугыль-хикаят». Восточный сюжет про падишаха и

вэзира. Любовная линия.

Теория литературы: Жанр хикаята.

 Литература начала XX века и произведения до начала войны

Габдулла Тукай. Биография поэта с дополнениями. Чтение и обсуждение очерка

«Моңсу хатирҽ» / «Грустное воспоминание». Беседа по картинам Х.Казакова «Кечкенҽ

Тукай» / «Маленький Тукай», В.Федорова «Ҿчиледҽн Кырлайга» / «Из Учили в Кырлай»,

Х.Якупова «Тукай апасы Газизҽ белҽн» / «Встреча Тукая с сестрой Газизой (сводной)».

Сведения о художнике Х.Казакове. Беседа «Тукайның ачы язмышы» / «Горькая судьба

Тукая». Выразительное чтение, чтение наизусть стихотворения Тукая «Милли моңнар» /

«Национальные мелодии». Прослушивание песни «Ҽллүки» / «Альлуки» по мотивам

этого стихотворения. «Шагыйрь» / «Поэт». Цена поэта. Музей Тукая в Казани.

Ахмет Файзи. Чтение отрывков из романа «Тукай». Жизнь поэта в Уральский

период. Беседа по теме дружбы.

Дардеменд. Биография поэта. Чтение стихов «Видаг» / «Прощание», «Бҽллү»

/«Колыбельная». Передача мотивов тоски по Родине. Поэтические приемы Дардеменда в

создании стихов.

Нур Ахмадеев. Чтение поэмы «Дардеменд». Художественный вымысел поэта.

Биографические моменты.

Хади Такташ. Биография поэта. Поэма «Алсу». Поэма о красоте, о молодости.

Образ Алсу.

Галимзян Ибрагимов. Биография. Чтение произведения «Табигать балалары» /

«Дети природы». Ода труду. Субботники. Их значение в жизни крестьян. Прослушивание

песни «Ҿмҽ» / «Субботник». Рассматривание картин про субботники.

Теория литературы: пейзаж (повтор).

 Литература военного и послевоенного времени

Фатих Карим. Биография поэта. Чтение стихотворения «Бездҽ - яздыр…» / «У нас,

наверно, уже весна…». Передача ностальгии по Родине. Лирическая поэма «Яшел

гармун» / «Зеленая гармонь». Передача юмора. Любовь к Родине. Вера в победу.

Гадель Кутуй. Рассказ «Рҽссам» / «Художник». Отношение солдат к картине.

Образы матери и ребенка в картине.

Сибгат Хаким. Биография поэта. Поэма «Бакчачылар» / «Садоводы». Вклад

сельчан в победу. Тяжелые трудовые будни тыла.

Амирхан Еники. Биография писателя. Рассказ «Кем җырлады?» / «Кто пел?»

Трагизм.

Гумар Баширов. Рассказ «Менҽ сиңа мҽ!» / «Вот тебе на!» Взаимоотношения в

семье послевоенных лет, проблемы вдов, обиды, прощения. Образ татарской женщинытруженицы.

Ибрагим Гази. Биография писателя. Рассказ «Йолдызлы малай» / «Мальчик со

звездой». О зверствах фашистов. Состояние мальчика перед смертью.

Мухаммат Магдеев. Биография писателя. Чтение отрывков из повести «Без –

кырык беренче ел балалары» / «Мы – дети сорок первого». Трудности военных и

послевоенных лет. Голод, холод, унижения. Особый язык, стиль писателя. Юмор в

повести. Музей М.Магдеева в селе Губерчак.

Теория литературы: жанр повести, автобиографическая повесть, тропы,

метонимия.

Габдрахман Абсалямов. Биография писателя. «Миңа 19 яшь иде» / «Мне было 19

лет». Особый стиль писателя. Рассказ уже погибшего солдата.

Туфан Миннуллин. Биография драматурга. Драма «Монда тудык, монда үстек» /

«Здесь родились, здесь выросли». Драма о нефтяниках. Проблема защиты природы.

Марсель Галиев. Повесть «Нигез» / «Отчий дом». Образ одинокой Ивы.

Этнографические традиции народа. Связь с мифологией. Вечные категории.

Теория литературы: мифология.

 Фантастика

Адлер Тимергалин. Чтение повести «Сҽер планета» / «Странная планета».

Фантастика и действительность.

Радик Фаизов. «Бер күбҽлҽк» / «Всего лишь бабочка». Проблема защиты природы.

Экскурсия в виртуальный музей в г.Арске «Ҽдҽбият һҽм сҽнгать музее» / «Музей

литературы».

Галимзян Гильманов. «Ике дус һҽм Ак бабай хакында кыйсса» / «Кисса о двух

друзьях и старом деде». Забота о природе.

Теория литературы: фантастика.

 Переводы

А.Пушкин. «Кышкы кич» / «Зимний вечер». «Мин яраттым Сезне» / «Я Вас любил…».

Чтение и анализ.

М.Лермонтов. «Болытлар» / «Тучи». Чтение и анализ.

8 класс

 Устное народное творчество

Жанр баита (былина, историческая песня, преимущественно на трагические темы).

Виды баита. «Сҿембикҽ бҽете» / «Баит о Сююмбике», «Ялкау хатын бҽете» / «Баит о

ленивой жене», «Рус-француз сугышы бҽете» / «Баит о Русско-французской войне».

Новые, придуманные, написанные в наше время баиты». Исторические, сатирические,

трагические баиты.

Теория литературы: баит, виды баитов.

Мунаджаты (молитва, религиозный гимн). Мунаджаты как лирический жанр.

Мунаджат – монолог. Монолог с Аллахом. Древние мунаджаты. Современные

мунаджаты. Сходства и различия.

Теория литературы: мунаджат, тематические группы мунаджатов.

 Средневековая литература (включая литературу XVII, XVIII, XIX вв.)

Сайади. Отрывки из «Дастан Бабахан» / «Бабахана дастан». Любовная линия в

дастане. Сюжет любви Тахира и Зухры. Портрет героев.

Теория литературы: портрет, преемственность Восточной поэзии, стих газель,

сведения о стихотворной системе газели. Традиционная тема газели.

Краткий обзор литературы XVIII в. Биография Тазетдина Ялчыгула. Сведения о

произведении «Рисалҽи Газизҽ» / «Трактат Газизы».

Краткий обзор литературы XIX в. Жизненный путь и творчество Акмуллы.

Акмулла – поэт трех народов: татар, башкир, казах. Афоризмы Акмуллы. Философия

Акмуллы. Отрывки из элегии «Дамелла Шиһабетдин хҽзрҽт мҽрсиясе» / «Некролог

Шигабуддина-хазрат». Поэма М.Аглямова «Акмулла арбасы» / «Арба Акмуллы».

Теория литературы: жанр марсии (элегия, стихотворение, посвященное чьей-то

памяти).

Фатих Карими. Сведения о творчестве и жизни писателя. Парафраз рассказа

(повести) «Морза кызы Фатыйма» / «Дочь мурзы Фатима». Проблема социального

неравенства. История сословия российских мурз.

Литература начала XX века, литература 20–30-ых годов

Габдулла Тукай. Биография Казанского периода жизни и творчества. Чтение

стихотворения «Пар ат» / «Пара лошадей». «Бер татар шагыйренең сүзлҽре» / «Слова

одного татарского поэта» Роль поэта. Борьба словом. Прослушивание песни «Пар ат» /

«Пара лошадей». Проектная работа

Теория литературы: строение стиха, стихотворная система аруза, стих верлибр.

Жанры лирики, Любовная, философская, пейзажная, гражданская лирика. Лирический

герой.

Галимзян Ибрагимов. Чтение и анализ рассказа «Алмачуар» / «Чубарый».

Психологизм. Цена обещанного. Любовь к лошадям. Воспитание твердого татарского

национального характера.

Шариф Камал. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Буранда» / «В

метель». Сложные отношения между сыном и матерью. Выполнение последнего долга

перед матерью. Поздняя встреча.

Сагит Рамеев. Биография поэта. Чтение стихов «Мин» / «Я», «Син» / «Ты», «Ул» /

«Он». Особенности лирического героя.

Шаехзадэ Бабич. Биография поэта. Чтение стихов «Бҽхетем» / «Мое счастье»,

«Халкыма» / «Во имя народа», «Кышкы юл» / «Зимняя дорога». Поэтика стихов.

 Литература второй половины XX века

Сибгат Хаким. Чтение стихов «Җырларымда телим» / «Пожелания в песнях»,

«Клиндерлҽр эзлим» / «В поисках гостинца». Выражение любви и гордости за родной

край и мать.

Фатих Хусни. Чтение и анализ рассказа «Сҿйлҽнмҽгҽн хикҽя» / «Нерассказанный

рассказ». О детской беспечности, играх, безответственность и позднее раскаяние.

Теория литературы: аннотация, рецензия.

Шайхи Маннур. Чтение отрывков из романа «Муса». Образ Мусы. Виртуальная

экскурсия в музей Ш.Маннура.

Теория литературы: жанр романа, сюжет, композиция, литературные герой.

Гамиль Афзал. Биография поэта. Чтение стихотворений «Юл газабы» / «Дорожные

муки», «Йҿз кабат» / «Сто раз». Передача чувств лирического героя.

Мухаммат Магдеев. Чтение повести «Кеше китҽ - җыры кала» / «Человек уходит –

песня остается». Жизнь в деревне в военные и послевоенные годы. Стиль писателя. Юмор.

Посвящение писателю. Э.Шарифуллина «Тукай белҽн бергҽ» / «Наравне с Тукаем» –

посвящение.

Теория литературы: жанр посвящения.

Мударрис Аглямов. Биография поэта. Стихотворение «Каеннар илендҽ» / «В стране

берез». Ода Булгару. Беседа о Булгаре.

Фоат Садриев. Биография писателя. Чтение отрывков из трилогии «Бҽхетсезлҽр

бҽхете» / «Счастье несчастных». О воспитании отзывчивого, неравнодушного молодого

человека. Любовная линия в трилогии.

Теория литературы: трилогия.

Ренат Харис. Биография поэта. Чтение стихотворения «Ике гҿл» / «Два цветка».

Воля и неволя в жизни человека. Подтекст. Чтение и обсуждение драматической поэмы

«Шагыйрь мҽхҽббҽте» / «Любовь поэта». Виртуальная экскурсия в музей Р.Хариса.

Теория литературы: жанр драмы.

 Жанр драмы

Мирхайдар Файзи. Биография драматурга. Чтение и обсуждение драмы

«Галиябану». Нахождение ответа на вопрос «В чем трагизм Галиябану?» Прослушивание

песни «Галиябану» в исполнении Хайдара Бигичева. Сведения об артисте, об

одноименном конкурсе. Виртуальная экскурсия в музей М.Файзи.

Туфан Миннуллин. Биография драматурга. Чтение и обсуждение драмы «Моңлы

бер җыр» / «Грустная песня». Воспроизведение героизма М.Джалиля.

Поэзия

Равиль Файзуллин. Короткие стихи. Философия стихов.

Гарай Рахим. «Бары мин…» / «Лишь я…»

Рустам Мингалим. «Сез кайдан?» / «Вы откуда?»

Радиф Гаташ. «Европада татар шагыйрьлҽре» / «Татарские поэты в Европе», «Мин

дҿресен сҿйлим» / «Я говорю правду».

Роберт Миннуллин. «Анна догалары» / «Молитвы матери», «Шагыйрьлҽрнең туган

иле» / «Родины поэтов».

Лена Шагирдзян. «Татар шагыйренең бҽһасе» / «Цена татарского поэта».

Мударрис Валеев. «Тугайлар» / «Луга».

Разил Валиев. «Нигҽ шулай картаясың, ҽни?» / «Отчего ты стареешь, мама?»

Марсель Галиев. «Су буеннан ҽнкҽй кайтып килҽ» / «Мама идет с берега реки».

Ркаил Зайдулла. «Мин Казанга карыйм» / «Смотрю я на Казань».

Рассказы

Флюс Латифи. Чтение рассказа «Аяклы каза» / «Ходячая неприятность».

Психологизм. Проблема неполных семей. Воспитание мальчика. Размышления одинокого

мужчины.

Ахат Гаффар. «Челҽн» / «Аист». Проблема защиты проироды.

Ринат Мухаммадиев. «Күңел күзе» / «Глаза души».

Набира Гиматдинова. «Кырлар патшасы» / «Цариса лугов».

Галимзян Гильманов. «Яшел попугай» / «Зеленый попугай».

Теория литературы: новелла.

 Переводы

А.Куприн. «Олеся». Чтение и анализ произведения.

9 класс

 От устного народного творчества к письменному наследию

Истоки и история возникновения татарской литературы. Принципы разделения

тюрко-татарской литературы на этапы. Культурологическая справка о тюрках. Влияние

устного народного творчества на письменную литературу. Возникновение письменности.

Первые письменные источники. Руническая письменность. М.Кашгари. «Диване лҿгат эттҿрк»

/ «Словарь тюркских наречий». Возникновение жанра элегии. Оды и элегии в

ой литературе. Творчества А.Ясави и С.Бакыргани. Дастан Золотоордынского

периода «Идегҽй».

Теория литературы: трагедия.

Творчество писателя XVII века Мавлы Кулыя. Хикметы. Суфийская литература.

Турекменский поэт Махтумколый Фираги. Его газели в переводе Р.Миннуллина.

Философия древнего поэта.

 Литература XIX века

Краткий обзор литературы XIX века. Обзор поэзии. Чтение афоризмов из стихов

поэтов А.Каргалыя, Х.Салихова, Г. Кандалыя, Г.Чокрыя, Акмуллы, Г.Самитовой.

Проникновение в философию поэтов. Обзор прозы 2 половины XIX века.

Просветительский реализм.

Теория литературы: просветительский реализм.

Муса Акъегетзадэ. Биография писателя. Чтение романа «Хисаметдин менла».

Проблема героя времени. Служение татарскому народу. Просветительские идеи.

Риза Фахретдинов. Биография писателя. Чтение романа «Ҽсма, яки Гамҽл вҽ җҽза»

/ «Асма, или Деяние и наказание». Проблема воспитания в семье. Особенности женских

образов.

Захир Бигиев. Биография писателя. Чтение романа «Ҿлүф, яки Гүзҽл кыз Хҽдичҽ» /

«Тысячи, или Красавица Хадича». Первый детективный роман в татарской литературе.

Шакир Мухамедов. Чтение повести «Япон сугышы, яки Доброволец Батыргали

агай» / «Японская война, или Доброволец Батыргали». Выражение сатиры. Мнимый

патриотизм.

Теория литературы: ящичная композиция, обрамленная повесть.

 Развитие жанра драмы

Габдрахман Ильяси. Первый татарский драматург. Биография писателя. Чтение

пьесы «Бичара кыз» / «»Бедная девушка». Простой сюжет. Идея независимости женщины

в семье.

Галиасгар Камал. Биография драматурга. Чтение комедии «Беренче театр» /

«Первый театр». Противостояние рождению театра. Юмор. Сатира. Образ Хамзи бая.

Теория литературы: комедия, трагикомедия.

Шариф Хусаинов. Биография драматурга. Чтение драмы «Ҽниемнең ак күлмҽге

(Ҽни килде)» «Белое платье матери (Мама приехала)». Взаимоотношения между матерью

и многочисленными ее детьми. Обязанности и права детей перед родителями. Проблема

одиноких, старых, беспомощных родителей. Душевная чистота персонажей. Антигерои.

Прослушивание песни в исполнении И.Шакирова «Кичер мине, ҽнкҽй» / «Прости меня,

мама». Беседа на тему «Ана образы» / «Образ матери». Сочинение.

 Литература начала XX века

Габдулла Тукай. Литературное наследие поэта. Чтение и анализ стихотворения

«Ана догасы» / «Молитва матери». Взаимоотношения между матерью и ребенком. Зиннур

Мансуров. Чтение материала «Тукайның татар кодексы» / «Татарский кодекс Тукая».

Свод афоризмов поэта. Место человека в жизни, права и обязанности. Посещение

историко-архитектурного музея-заповедника г.Булгар, внесенного в список Всемирного

духовного наследия ЮНЕСКО.

Фатих Амирхан. Чтение и анализ повести «Хҽят» / «Хаят». О прекрасных

взаимоотношениях семей русского и татарского народов. Соблюдение национальных

традиций. Разногласия в создании семьи. Мечта и действительность. Портрет героя.

Прослушивание песни А.Рашита «Беренче мҽхҽббҽт» / «Первая любовь». Беседа о счастье

и любви.

 Лучшие произведения XX века

Галимзян Ибрагимов. Повторение и добавление новых сведений в биографию

писателя. Чтение и обсуждение рассказа «Сҿю – сҽгадҽт» / «Любовь – это счастье».

Афоризмы знаменитых личностей о любви.

Амирхан Еники. Чтение и анализ повести «Ҽйтелмҽгҽн васыять» / «Невысказанное

завещание». Проблема старой одинокой матери и ее многочисленных детей. Права и

обязанности детей перед беспомощными родителями. Забота. Психология пожилого

человека. Проблема родного языка. Философское значение понятия «завещание».

Этнографические детали. Проблема сохранения духовного наследия каждого народа.

Габдрахман Абсалямов. Биография писателя. Чтение отрывка из знаменитого

романа «Ак чҽчҽклҽр» / «Белые цветы». Развитие сюжета на медицинскую тему.

Врачебная этика. Понятие «добрый доктор». Республиканское общественное движение

«Ак чҽчҽклҽр» / «Белые цветы». Про кинофильм «Ак чҽчҽклҽр» / «Белые цветы». Про

ежегодные Абсалямовские чтения школьников. Одноименные конкурсы.

Аяз Гилязев. Биография писателя. Чтение и анализ повести «Җомга кҿн, кич белҽн»

/ «В пятницу, вечером». Образ доброй, но брошенной детьми женщины. Проблема родной

и неродной матери. Поздняя любовь. Образ доброго молодого председателя. Обязанности

детей перед родителями. Трагизм терпеливой татарской женщины. Контраст между

молодостью-силой и старостью-беспомощностью.

Рустем Мингалим. Биография писателя. Чтение и анализ рассказа «Сап-сары

кҿзлҽр» / «Желтая-прежелтая осень». Пейзаж родного края. Воспоминания о тяжелых

военных буднях. Контраст между внутренней свободой личности и внешним

благополучием. Забота о детях.

Фанис Яруллин. Сатирический рассказ на тему «Кҿтелгҽн кияү» / «Желанный

жених». Проблема выбора спутника жизни. Разоблачение наживы богатства, принципа «я

– тебе, ты – мне».

Теория литературы: сатира.

Публицистика

Миргазиян Юныс. Основоположник маринистики в татарской литературе.

Публицистика. Особенности жанра. Стиль. Чтение и обсуждение очерка «Су, Җир һҽм

Һава турында хикҽят» / «Рассказ о Воде, Земле и Небе». Становление национального

характера у тюркского народа. Уставные отношения на службе. Способы познания мира.

Теория литературы: жанр публицистики. Стиль.

Блок 7. Переводы

А.Пушкин. Чтение стихотворения «Пҽйгамбҽр» / «Пророк». Г.Тукай. Чтение

стихотворения «Пҽйгамбҽр» / «Пророк». Сравнительный анализ. История создания

стихотворения Тукая.

А.Пушкин. «Мин үземҽ һҽйкҽл салдым…» / «Я памятник себе воздвиг

нерукотворный…»

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

 

5 класс

 

1

Повторение

3

2

Фонетика.орфоэпия. Орфография

12

3

Лексикология

7

4

Словообразование

11

5

Устное народное творчество

5

6

Образцы средневековой тюрко – татарской литературы

2

7

Литература начала  ХХ века, 20 – 30-е годы

3

8

Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

9

9

Моя родина

6

10

Переводы

3

11

Юмор в творчестве писателей

8

 

Итого

69

 

6 класс

 

1

Повторение

2

2

Морфология

33

3

Устное народное творчество

3

4

Литература ХVIII,  XIX веков

4

5

Литература ХХ века

14

6

Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет

9

7

Переводы

1

8

Родной язык – святой язык. Язык юмора

3

 

Итого

69

 

7 класс

 

1

Морфология

34

2

Устное народное творчество

4

3

Средневековая литература (включительно ХIX век

7

4

Литература ХХ века

13

5

Литература военного и послевоенного времени

8

6

Переводы

2

 

Итого

68

 

8 класс

 

1

Синтаксис простого предложения

16

2

Устное народное творчество

2

3

Средневековая литература

6

4

Литература начала ХХ века, 1920-1930 годов

3

5

Литература второй половины ХХ века

3

6

Драматургия

1

7

Поэзия ХХ века

1

8

Переводы

1

 

Итого

33

 

9 класс

 

1

Синтаксис простого предложения

2

2

Синтаксис сложного предложения

23

3

Орфография и пунктуация

3

4

Синтаксис текста

2

5

Стилистика

3

6

От устного народного творчества к письменному наследию

3

7

Литература XIX века

3

8

Драматургия

3

9

Литература начала ХХ века

7

10

Литература ХХ века

12

11

Публицистика

3

12

Переводы

2

 

Итого

66

 

Всего

305

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по татарскому языку и литературе. 5-9 классы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 409 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.05.2020 231
    • DOCX 63.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Карина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григорьева Карина Викторовна
    Григорьева Карина Викторовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96877
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе