Муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Наволоки
Утверждаю:
Директор Центра
внешкольной работы
____________
Программа
кружка
«Чудо
- шашки»
(6-10
лет)
Автор:
Ананьев Е.Л.
Учитель
физической культуры
Срок
действия программы 1 год
2015
год
Пояснительная
записка
Особенности
учебной программы
Школа
после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих
интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями
после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность
превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и
образования.
При
отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались
интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной
деятельности.
Содержание
программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития
интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и
профессионального самоопределения.
В
основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
·
непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения
полноты и цельности образования в целом;
·
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
·
единство и целостность партнерских отношений всех субъектов
дополнительного образования;
·
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Количество
обучающихся 10 учеников
Возраст,
на который рассчитана программа – 6-10 лет
Количество
учебных часов – 2 час в неделю, за год 68 часа
Год
обучения - 2015/16учебный год
Цель
программы:
·
привитие интереса к физической культуре и спорту.
Задачи:
·
научить детей играть в шашки;
·
развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры
Учебно-тематический
план
№
|
темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
практика
|
1
|
Шахматная доска и фигуры
|
4
|
2
|
2
|
2
|
Ходы и взятие фигур
|
8
|
4
|
4
|
3
|
Цель и результат шашечной партии
|
8
|
4
|
4
|
4
|
Общие принципы разыгрывание партии
|
12
|
4
|
8
|
5
|
Особенности хода «дамки»
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Тактические приемы и особенности их применения
|
16
|
4
|
12
|
7
|
Шашечный турнир
|
4
|
|
4
|
8
|
Игра «уголки»
|
4
|
2
|
2
|
9
|
Игра «поддавки»
|
4
|
2
|
2
|
10
|
Подведение итогов года
|
2
|
|
2
|
Содержание
разделов программы
1.
Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и
развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.
Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная
доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
2.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками.
Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске.
3.
Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.
Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное
количество ходов.
4.
Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных
турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ
учебных партий, игровая практика.
5.
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой.
Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на
ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о
шахматной доске.
6.
Тактические приемы и
особенности их применения
Слабость
крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и
защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия,
освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение
тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную
темы.
7.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов
юных шашистов с приглашением родителей учащихся
8.
Игра «уголки»
9.
Игра «поддавки»
10. Подведение итогов года
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов
юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Список
используемой литературы для детей
Пожарский В.А.
Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А.
Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный
всеобуч – 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии
«Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006.
- №4
Список
используемой литературы для учителя
Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго
поколения. Москва «Просвещение» 2011
Пожарский В.А.
Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А.
Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный
всеобуч – 1996 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепции
«Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006.
- №4
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.