Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / рабочая программа по рус.яз. 2кл( школа России)автор канакина

рабочая программа по рус.яз. 2кл( школа России)автор канакина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Крымский

Муниципального района Альшеевский район

Республики Башкортостан


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО ЗДУВР Директор школы

______ ________Сиротюк Н.Ю. _______Ямгурчин Ш.Ш.

от ____.08.2017 от ____.08.2017 Приказ № 77

от 03.08.2017






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «История и культура Башкортостана»

ДЛЯ 2 КЛАССА

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составил учитель

начальных классов

первой квалификационной категории

Мухаррямова З.С.















1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов. Составители: под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова– Уфа: Китап, 2006

Цели:

  • содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации;

  • способствовать возрождению и развитию национальных культур

Задачи:

  • содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

  • формировать здоровые этико-эстетические представления школьников, привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации;

  • способствовать возрождению и развитию национальных культур.

На изучение ИКБ во втором классе отводится 1 ч в неделю - 34 ч (34 учебные недели).


2.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся по культуре Башкортостана должны знать:

- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;

- по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы.

Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Башкортостана, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.

- по декоративно-прикладному и изобразительному искусствам: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ;

- по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.).

- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца.

Для обеспечения преподавания культуры Башкортостана на высоком научно-методическим уровне необходимо наличие по всем ступеням школы полных комплектов учебной, методической литературы, наглядных пособий, видео и аудио кассет, слайдов и т.д.

Устному народному творчеству, а также музыкальной культуре выделено больше времени, исходя из того, что песни и музыку необходимо и прослушать. Вместе с тем авторы исходили и из того, что необходимо не ограничивать творческий подход учителей к данному предмету, а, наоборот, оставить право на выбор своего материала, метода и структуры урока. Главное - целенаправленно воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, добрые чувства к народам, населяющим суверенную Республику Башкортостан. С этой целью в каждом классе отводится время для ознакомления учащихся с особенностями материальной и духовной культуры села, района, города, а также с творчеством деятелей литературы, искусства и культуры - выходцев из региона и т.д.




3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Здравствуй, родная школа!

Рассказ учащихся о летних каникулах, о тех памятных местах родного края, где во время отдыха они побывали. В ходе беседы с детьми учитель выясняет усиление их привязанности к родной школе, к коллективу класса. Обобщая разговор, объясняет, как школа за год учебы стала для них родным домом. Г. Юнусова. Первое сентября. Ш. Бабич. Книга. Прослушивание песни Р. Хасанова на слова Ш. Галиева «Школьные годы».


Золотая осень

Беседа с учащимися об осенней природе. Можно провести урок, посвященный сбору урожая, хлеборобам. Рассказ учителя об отличительных приметах уральской осени.

X. Габитов. Осень. А. Игебаев. Сентябрь. Знакомство с картинами народного художника СССР Б. Домашникова: «Осень. Электричка», «Птицы улетают», «Бабье лето».


Рассказы Фарита Исянгулова

Чтение рассказов Ф. Исянгулова «Батыры», «Кто глупышка?», «Лесная девочка» - беседа по прочитанным произведениям. Краткие сведения учителя о писателе Ф. Исянгулове.

В мире танца

Рассказ учителя о танцевальном искусстве башкир, Башкирском государственном ансамбле народного танца, его основателе Ф. Гаскарове. Восстановление в памяти тех танцев, которые были разучены на уроках и внеклассных занятиях в прошлом учебном году. Разучивание новых башкирских народных танцев. Прослушивание мелодий к ним. («Семь девушек», «Загида», «Три брата»). Последующие занятия могут быть продолжены вне урока.

Курай - древний башкирский музыкальный инструмент

Сведения учителя о народном музыкальном инструменте курае. Чтение «Легенды о курае». Прослушивание исполненных на курае мелодий башкирских народных песен «Урал», «Журавлиная песнь», «Ирендек» и др. Рассказ о балете и кинофильме «Журавлиная песнь», созданных на основе древней легенды.

Славные люди Башкортостана

Рассказ учителя о революционных событиях в Башкортостане. Сведения о жизни и деятельности Ш. Худайбердина. Беседа о его родине - Кугарчинском районе. Используются иллюстрации, открытки, видеоматериалы и др.


Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

Ознакомление учащихся с некоторыми эпизодами из биографии Мустая Карима. Рассказ о его творчестве, прозаических произведениях, написанных для детей.

Чтение рассказов из его книги «Туда или сюда?».


По памятным местам г. Уфы

Рассказ учителя об истории возникновения г. Уфы, его основных достопримечательностях - Монументе Дружбы, памятниках Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, краеведческом музее. (В районах Башкортостана используются цветные фоторепродукции, альбомы, открытки). Н. Наджми. В Уфе есть дом. Г. Давлетов. Город на горе. Прослушивание и разучивание песни X. Ахметова на слова Р. Янбулатовой «Уфа - моя столица».

Детский фольклор

Даются сведения о башкирских докучных сказках. Чтение сказок «Ущипни Гали и Неущипни-Гали», «Бык», «Желтая курица старика «Хармантая», «Расскажи и не рассказывай». Дети вспоминают аналогичные докучные сказки других народов, населяющих территории республики и сравнивают их. Учитель объясняет функцию данного жанрового разнообразия сказок.


Народный артист А. Мубаряков

Информация учителя о Башкирском государственном академическом театре им. М. Гафури. Сведения из творческой биографии народного артиста СССР А.Мубарякова. Рассказ о кинофильме «Салават Юлиев» и исполнении в нем А. Мубаряковым главной роли. На уроке используются альбомы, снимки из театральных спектаклей с участием актера; если есть возможность - фрагменты из кинофильма «Салават Юлаев». Н. Ирсаева. Актер и человек.

Башкирские народные игры

Игры «Улетели - улетели», «Эстафета». Объяснение условий игр, распределение обязанностей (ко второй игре). Игры проводятся на свежем воздухе.


Наше счастье - в труде

Беседа о ежедневном труде учащихся в школе и дома, о трудовой деятельности взрослых (на примере различных профессией родителей). Рассказ учителя о земляках - героях-тружениках, отмеченных правительственными наградами. Краткая информация о знатных людях Башкортостана - Героях Социалистического труда-земляках и их профессии (Б. Батыровой. К. Сулейманове, Р. Яхине, X. Султанове, Э. Гулиной и др.).

X. Габитов. У нас у всех забота. Р. Шаммас. За работу. А. Ахметкужин. Грабли. Прослушивание песни Р. Сальманова на слова Г. Гумера «Наша грядка».


Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор

Рассказ учителя об участии башкир в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Сведения из биографии Салавата Юлаева и ЮлаяАзналина. Чтение стихотворений Салавата Юлаева «Мой Урал». «Родная страна», «Стрела», «Джигиту», «Битва». Беседа по картине Р. Ишбулатова «Непокоренная воля». Прослушивание народных песен о Салавате Юлаеве.

Сказки о животных

Чтение сказок о животных «Харыбай», «Лиса, беркут и Заяц у медведя в гостях».

Беседа по сказкам о доброте, дружбе и находчивости.


На страже мира

Рассказ об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, о биографии наших земляков А. Матросова (Щ. Мухаметьянова) и М. Губайдуллина, их подвигах и присвоении им звания Героя Советского Союза. Упоминание о памятнике этим героям в парке Победы г. Уфы. (В школах г. Уфы до урока можно совершить экскурсию к памятнику).

День 8 Марта

Информация учителя о Международном женском дне 8 Марта, о том, что этот день в нашей стране отмечается как всенародный праздник. Объяснение, что уважительное и внимательное отношение, проявляемое к девочкам в школе и своим близким в семье в день 8 Марта, должно стать нормой поведения для каждого. А. Ягафарова. Колючее платье. Прослушивание и разучивание песни М. Гиляжева на слова В. Казыханова «Я видел во сне маму».

Родная республика

Рассказ учителя в популярной форме об историческом прошлом края; о присоединении Башкирии к Русскому государству, о совместной борьбе башкир с русскими против иноземных захватчиков, о башкирских восстаниях и их предводителях - Алдаре, Карасакале, Батырше и др., об Отечественной войне 1812 г. Беседа по картине неизвестного художника «Башкирский воин». Прослушивание башкирских народных песен «Кутузов», «Эскадрон» предварительным ознакомлением учащихся с их легендами.

Р. Бикбаев. Заветное слово.

Композитор 3. Исмагилов

Восстановление в памяти прослушанных песен 3. Исмагилова и краткая беседа о них. Информация учителя о жизни и творчестве композитора. Ознакомление учащихся с понятиями опера и балет. Краткий рассказ об опере 3. Исмагилова «Салават Юлаев».

Прослушивание увертюры к данной опере и арий Салавата в исполнении М. Хисматуллина, песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Слава победителям».

Н. Наджми. Загиру Исмагилову.


Башкирские богатырские сказки

Сведения о богатырских сказках. Чтение башкирской сказки «Камыр-батыр» и беседа о смелости, храбрости, мудрости, товарищество сказочных персонажей. Используются иллюстрации к сказке.

Салют Победы

Доходчивый рассказ учителя о праздниках I Мая, День радио, День Победы, день пограничника. Рассказ строится как экскурсия с использованием цветных плакатов, фоторепродукций, произведений изобразительного искусства.

Г. Юнусова. Двадцатипятилетний дед. Прослушивание «Песни батыров» 3. Исмагилова на слова Н. Наджми.

Узоры года

Чтение стихотворений М. Карима «Первые капли», М. Гафури «Луг», Р. Нигмати «Летний дождь» из книги «Узоры года». (Уфа, Башкнигоиздат, 1986). Беседа с учащимися о временах года, краткая информация об авторах, чьи стихи опубликованы в этом сборнике.

В поход на природу

Беседа о местных достопримечательностях природы, топонимике местности, знакомство с их историей и легендами о них. Ознакомление детей с основными правилами, которые необходимо соблюдать во время однодневного (без ночевки) похода.

После такого урока (в воскресный день во второй половине мая) можно организовать однодневный поход на природу. Г.Юнусова. Походная песня. Обобщающая беседа по предмету



4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.

Здравствуй, родная школа!

1

Г. Юнусова. Первое сентября. Ш. Бабич. Книга.

01.09



Золотая осень

2

Хабибулла Габитов. Осень

08.09



3

Абдулхак Игебаев. Сентябрь

15.09



Рассказы Фарита Исянгулова

4

Ф. Исянгулов «Батыры»

22.09



5

Ф. Исянгулов «Кто глупышка?»

29.09



6

Ф. Исянгулов «Лесная девочка»

06.10



В мире танца

7

Прославленный ансамбль.

13.10



Курай - древний башкирский музыкальный инструмент.

8

Сказание о курае.

20.10



9

Сказание о курае. «Урал»

27.10



Славные люди Башкортостана

10

Шагит Худайбердин

10.11



11

В. Ахмадиев «Дуб»

17.11



Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

12

Мустай Карим. «Туда или сюда?»

24.11



13

Мустай Карим. «В березовом лесу»

01.12



По памятным местам г. Уфы

14

Н. Наджми. «Песня родному городу». Г. Давлетов. «Город на горе»

08.12



Детский фольклор

15

Башкирские докучные сказки.

15.12



Народный артист А. Мубаряков

16

Актер и человек.

22.12



Башкирские народные игры.

17

«Улетели – улетели». Эстафета.

29.12



Наше счастье - в труде

18

X. Габитов. У нас у всех забота.

Р. Шаммас. За работу.

19.01



19

А. Ахметкужин. Грабли.

26.01



Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор

20

Салават Юлаев.

02.02



21

С. Юлаев. «Мой Урал», «Юноше – воину».

09.02



22

С. Юлаев. «Родная страна», «Стрела».

16.02



Сказки о животных

23

Сказки о животных «Харыбай»

02.03



24

Сказки о животных «Лиса и беркут»

09.03



25

Сказки о животных «Заяц у медведя в гостях».

16.03



На страже мира

26

Вклад в победу. А. Игебаев. «Бессмертие»

23.03



День 8 Марта

27

А. Ягафарова. «Колючее платье»

06.04



Родная республика

28

Из прошлого Башкортостана.

13.04



29

Р. Бикбаев. Заветное слово.

20.04



Композитор 3. Исмагилов

30

Композитор 3. Исмагилов

27.04



Башкирские богатырские сказки

31

Богатырские сказки «Камыр - батыр»

04.05



32

Работа над содержанием сказки «Камыр - батыр»

11.05



Салют Победы

33

Г. Юнусова. «Двадцатипятилетний дед».

18.05



Узоры года

34

М. Карим. «Первые капли», М. Гафури. «Луг». В поход на природу.

25.05





  • Другое
Автор Мухаррямова Зульфия Салаватовна
Дата добавления 26.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 187
Номер материала MA-072980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»