Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку УМК "Инновационная начальная школа" (1 класс)

Рабочая программа по русскому языку УМК "Инновационная начальная школа" (1 класс)

I.Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании» ;

  • ФГОС начального общего образования;

  • Примерная программа по учебным предметам (базовый);

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • Программа формирования универсальных учебных действий;

  • Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.

  • Рабочая программа по обучению грамоте Л.А. Ефросининой, Т.Ю. Шляхтиной «Букварь». 1 класс / Л.А. Ефросинина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 72 с. — (ФГОС. Начальная

инновационная школа), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

  • Рабочая программа по русскому языку Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык». 1— 4 классы. — М.:

ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 76 с. — (Началь-

ная инновационная школа), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).


1.Общая характеристика учебного предмета

Направленность на развитие личности в процессе погружения в мир русского языка выдерживается в учебнике и в плане содержания, и в плане технологии обучения. При этом русский язык выступает как действенное средство развития личности, ее духовно-нравственного начала и важное средство социализации, а впоследствии — самореализации личности.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует социокультурную и познавательную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

  • социокультурная цель - изучение русского языка включает - формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 8 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно - коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.)

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Структура курса

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 8 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно - коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.)

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.


2. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


II. Результаты изучения курса «Русский язык»

Программа позволяет закладывать основы личностных, метапредметных

и предметных учебных действий, которые будут формироваться у младших школьников при изучении русского языка.

Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) результаты:

1. Уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

3. Уметь включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Осваивать начальные формы самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Уметь создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использовать различные способы поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладевать умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

9. Осознанно выстраивать речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной форме.

10. Овладевать следующими логическими действиями:

сравнения;

анализа;

синтеза;

классификации и обобщения по родовидовым признакам;

установления аналогий и причинно-следственных связей;

построения рассуждений;

отнесения к известным понятиям.

11. Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Уметь активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

12. Определять общую цель совместной деятельности и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.


Предметные результаты:

По курсу «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Учащиеся должны знать/понимать:

на слух различать структурные единицы языка: звук, слог, слово, предложение;

знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

  • определять на слух ударные и безударные гласные;

  • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;



Уметь:

составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.


По курсу «Обучение грамоте» к концу к концу основного звукобуквенного периода

Учащиеся должны знать/понимать:

  • различать звуки и буквы русского языка;

  • различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;

  • определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

  • Структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка – звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

  • Графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;

  • Форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

  • Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.


уметь:

  • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;

  • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков) – создавать звуковую схему-модель слова;

  • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

  • обозначать звуки буквами и условными значками;

  • читать в схемах и текстах «Букваря» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

  • перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;

  • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

  • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

  • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

  • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением

  • членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;

  • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

  • читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

  • озаглавливать прослушанный текст;

  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;

  • ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. А именно:

  • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: ЧК, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящихся в сильной позиции, то есть под ударением;

  • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

  • применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

  • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

  • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й,]


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 1-го год обучения


Содержательная линия «Система языка»


Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

  • различать звуки и буквы;

  • различать буквы и их основные звуковые значения

  • различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

  • делить слова на слоги, определять ударный слог;

  • пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а,о,у,э,ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я,е,ю,ё,и) и мягкого знака;

  • пользоваться способом обозначения звука [ й, ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я,) ;

  • пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающие получат возможность научиться:

  • соблюдать известные орфоэпические нормы речи;

  • устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся научатся:

  • различать слова названия предметов, признаков, действий;

  • различать главные и неглавные слова- названия предметов;

  • определять в тексте слова – помощники.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

  • различать предложение и слово;

  • определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  • определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения;

  • писать прописную букву в именах собственных;

  • делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

  • писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци- це под ударением;

  • выбарать написание буквы парного согласного на конце слова; написание Ь и Ъ;

  • писать словарные слова, определённые программой;

  • писать под диктовку текст объёмом 18-20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • списывать небольшой текст по правилам списывания;

  • читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.


III. Описание места курса «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по русскому языку предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.

В первом классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели).

На внеурочные формы отведено – 12 ч




Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учетом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и знании различных видов речевой деятельности.


IV. Содержание курса «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.




Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определе ние парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;

  • сочетания чк — чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.



V. Календарно – тематическое планирование

по учебному предмету «Русский язык»

Календарно тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» представлено по двум курсам «Обучение грамоте. Письмо» и «Русский язык». Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованием МО СК в виде стандартизированной таблицы.























VI. Контрольно-измерительные материалы

  1. Комплексные проверочные работы. 1 класс / О.В. Смирнова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 16 с.

  2. Комплексная проверочная работа


VII. Перечень учебно-методического обеспечения


Литература для ученика:



  1. Ефросинина Л. А., Шляхтина Т. Ю. Прописи «Я учусь писать» к учебнику Л.А. Ефросининой, Т.Ю. Шляхтиной «Букварь»: в 3 ч.–2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 40 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  2. Кибирева Л.В.: учебник для 1класса общеобразовательных учреждений –2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 120 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  3. Мелихова Г.И. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» 1 класс в 2 ч. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 63 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).

Литература для учителя:


  1. Ефросинина Л. А., Шляхтина Т. Ю. Книга для учителя: к учебнику / Л.А. Ефросининой, Т.Ю. Шляхтиной «Букварь» 1 класс – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 200 с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа. Обучение грамоте: русский язык и литературное чтение).

  1. Ефросинина Л.А. Программа курса. Обучение грамоте. Букварь – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 96 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  2. Ефросинина Л.А. Рабочая программа к учебнику Л. А. Ефросининой, Т. Ю. Шляхтиной «Букварь». 1 класс – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 72 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).

  3. Кибирева Л.В., Клейнфельд. Методические рекомендации к учебнику Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Мелиховой Г.И. «Русский язык» класс – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 104 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).



VIII Список литературы:

  1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования М., 2011 (Стандарты второго поколения).

  2. Болотова С. А. Основная образовательная программа начального образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» - М., 2011.

  3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа - М., 2010 (Стандарты второго поколения).


IX Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Русский язык»


Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

УМК по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради).

Примерная программа НОО по русскому языку

К


Д

Библиотечный фонд формируется с учетом типа школы на основе федерального перечня учебников. Рекомендованных (допущенных) МО РФ

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).

Касса букв и сочетаний (по возможности).

Таблицы с основными разделами грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ, указанными в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Д



Ф

Д



Д




Ф/Д




Д


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер (по возможности).

Принтер.

Фотокамера цифровая (по возможности).

Д


Д

Д


Д

Д

Д


Д

Д

Д

Д

Д




С диагональю не менее 72см.






Размер не менее 150х150 см

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).

Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Д


Д



Д



Д


Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин, т.д.).

Настольные развивающие игры

П



Ф


Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий.

К

Д

Д




  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Закон РФ «Об образовании» ;

ФГОС начального общего образования;

Примерная программа по учебным предметам (базовый);

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Программа формирования универсальных учебных действий;

Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.

  • Рабочая программа по обучению грамоте Л.А. Ефросининой, Т.Ю. Шляхтиной «Букварь». 1 класс / Л.А. Ефросинина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 72 с. — (ФГОС. Начальная
  • инновационная школа), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
  • Рабочая программа по русскому языку Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык». 1— 4 классы. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 76 с. — (Начальная инновационная школа), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Скачать материал
Автор Михнева Татьяна Николаевна
Дата добавления 08.10.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 341
Номер материала MA-071804
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы