Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
3 803
методические разработки в категории другое
Перейти в каталог
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 , в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1644);
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
3. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ ООШ с. Брянкустичи;
4. Примерной программы основного общего образования по предмету «Русский язык»;
5. Авторской программы Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ обучения); Использование учебно-методического комплекта:
1. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2016.
2. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2016.
3. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2017.
4. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018.
5. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 201_.
Уровень обучения: базовый
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих
ЦЕЛЕЙ изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения моральноэтических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
• овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Место в учебном плане: Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология».
Количество часов, отведенное на изучение:
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 753 ч.
|
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
учебный план |
5 |
5 |
4 |
3 |
2 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений. |
0,5 |
1 |
1 |
|
|
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Речь и речевое общение Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и
комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественнопублицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на
учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится:
проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Выпускник научится:
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или
многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета, курса
Русский язык Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.
Речь. Речевая деятельность Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально- делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.
Функционально- смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения.
Межкультурная коммуникация. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно- выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари.
Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс (193 часа)
№ |
Тема |
Количество часов |
||
1. |
Введение. |
7 |
||
2. |
Фонетика, графика, орфография. |
17 |
||
3. |
Морфемика. Словообразование. Орфография. |
16 |
||
4. |
Лексикология. |
46 |
||
5. |
Морфология. |
60 |
||
6. |
Синтаксис и пунктуация. |
47 |
||
|
Итого: |
193 |
||
|
|
6 класс (210 часов) |
|
|
№ |
Тема |
Количество часов |
||
1. |
Введение. |
6 |
||
2. |
Морфемика, словообразование, орфография. |
23 |
||
3. |
Лексикология, орфография. Культура речи. |
34 |
||
4. |
Грамматика. Морфология. Орфография. Культура речи. |
146 |
||
5. |
Имя существительное. |
19 |
||
6. |
Имя прилагательное. |
30 |
||
7. |
Имя числительное. |
19 |
||
8. |
Местоимение. |
27 |
||
9. |
Глагол. |
33 |
||
10. |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. |
17 |
||
|
Итого: |
210 |
||
7 класс (175 часов)
№ |
|
Тема |
Количество часов |
1. |
Введение. |
|
13 |
2. |
Морфология. |
|
162 |
3. |
Причастие. |
|
44 |
4. |
Деепричастие. |
|
23 |
5. |
Наречие. |
|
34 |
6. |
Предлог. |
|
18 |
7. |
Союз. |
|
23 |
8. |
Частица. |
|
14 |
9. |
Междометие. |
|
5 |
|
Итого: |
|
175 |
8 класс (105 часов)
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Введение. |
13 |
2. |
Синтаксис, пунктуация, культура речи. |
8 |
3. |
Двусоставные предложения. |
15 |
4. |
Односоставные предложения. |
13 |
5. |
Простое осложнённое предложение. |
15 |
6. |
Предложения с обособленными членами. |
18 |
7. |
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями. |
12 |
8. |
Способы передачи чужой речи. |
11 |
|
Итого: |
105 |
9 класс (105 часов)
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Введение. |
28 |
2. |
Сложное предложение. |
8 |
3. |
Сложносочинённое предложение. |
7 |
4. |
Сложноподчинённое предложение. |
33 |
5. |
Бессоюзное сложное предложение. |
9 |
6. |
Сложное предложение с разными видами связи. |
10 |
7. |
Повторение. |
10 |
|
Итого: |
105 |
Календарно-тематическое планирование Русский язык 5 класс
№ п/п |
Тема урока |
|
Дата |
|
план |
|
факт |
||
Введение (7 ч. ) |
|
|
||
1- 2 |
Язык и языкознание. |
5.09 |
|
|
3- 4 |
Язык и общение. |
6. 09 |
|
|
5- 6- 7 |
Р.р. Текст.
|
8. 09 |
|
|
Фонетика, графика, орфография ( 17 ч. ) |
|
|
||
8- 9 |
Буква и звук. Алфавит.
|
14. 09 |
|
|
10- 11- 12 |
Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные. |
16. 09 |
|
|
13- 14 |
Согласные звуки и буквы. Непроизносимые согласные. Твёрдые и мягкие согласные. |
21. 09 |
|
|
15- 16 |
Гласные звуки и обозначающие их буквы. |
23. 09 |
|
|
17 |
Слог и ударение.
|
27. 09 |
|
|
18 |
Р.р. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева «Масленица».
|
28. 09 |
|
|
19- 20 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
29. 09 |
|
|
21- 22 |
Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». |
30. 09 |
|
|
23 |
Контрольный диктант №1 .“Фонетика. Графика. Орфография”. |
4.10 |
|
24 |
Работа над ошибками.
|
5.10 |
|
Морфемика, словообразование, орфография ( 16 ч.)
|
|
||
25 |
Корень слова. Родственные слова. |
6.10 |
|
2627 |
Окончание и основа слова. |
7.10 |
|
2829 |
Р.р. Сочинение-рассуждение по данному началу. |
11.10 |
|
30- 31 |
Приставки.
|
12.10 |
|
32- 33 |
Суффиксы.
|
13.10 |
|
34 |
Р.р. Заголовок текста. Опорные тематические слова текста.
|
14.10 |
|
35 |
Сложные слова.
|
17.10 |
|
36 |
Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». |
18.10 |
|
37 |
Контрольный диктант №2. «Морфемика, словообразование, орфография». |
20.10 |
|
38 |
Работа над ошибками.
|
21.10 |
|
39- 40 |
Р.р. Изложение с продолжением. |
24.10 |
|
Лексикология ( 46 ч. )
|
|
||
41 |
Лексическое значение слова. |
26.10 |
|
42 |
Р.р. Устная и письменная речь.
|
27.10 |
|
43 |
Р.р. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. |
28.10 |
|
44 |
Толковые словари. |
29 .10 с |
|
45- 46 |
Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. |
1.11 |
|
47- 48 |
Однозначные и многозначные слова. |
|
|
49 |
Р.р. Лексическая сочетаемость. |
|
|
50- 51 |
Тематическая группа.
|
|
|
52- 53 |
Синонимы.
|
|
|
54- 55 |
Антонимы. |
|
|
5657- 58 |
Омонимы. Паронимы.
|
|
|
59- 60 |
Р.р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи. |
|
|
61 |
Контрольная работа по теме «Лексика». |
|
|
62 |
Понятие о чередовании.
|
|
|
63- 64 |
Буквы Е//И в корнях с чередованием.
|
|
|
65- 66- 67 |
Буквы А//О в корнях с чередованием.
|
|
|
68- 69 |
Р.р. Изложение с продолжением. |
|
|
70- 71 |
Суффиксы -чик-//-щик-.
|
|
|
72 |
Буквы И//Ы после приставок на согласные. |
|
|
73- 74 |
Р.р. Обучающее сочинение «Как я первый раз...» |
|
|
75- |
Особенности написания приставок на З//С. |
|
|
76- 77 |
|
|
|
78- 79 |
Фразеологизмы.
|
|
|
80 |
Крылатые слова.
|
|
|
81- 82 |
Р.р. Изложение прочитанного текста. |
|
|
83- 84 |
Повторение по теме «Лексикология».
|
|
|
85 |
Контрольный диктант №3. “Лексикология”. |
|
|
86 |
Работа над ошибками.
|
|
|
Морфология ( 60 ч. )
|
|||
87- 88 |
Части речи.
|
|
|
89- 90 |
Имя существительное. |
|
|
91- 92 |
Род имён существительных.
|
|
|
93 |
Р.р. Выборочное изложение. |
|
|
94- 95 |
Склонение имён существительных |
|
|
96 |
Контрольная работа по аудированию.
|
|
|
97- 98 |
Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных. |
|
|
99- 100 |
Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. |
|
|
101- 102 |
НЕ с именами существительными. |
|
|
103 |
Контрольный диктант №4. «Имя существительное». |
|
|
104 |
Работа над ошибками.
|
|
|
105- 106 |
Имя прилагательное
|
|
|
107- 108 |
Р.р. Повествование с элементами описания. |
|
|
109- 110 |
Правописание окончаний имён прилагательных
|
|
|
111 |
Краткие прилагательные.
|
|
|
112- 113 |
НЕ с именами прилагательными. |
|
|
114- 115 |
Р.р. Изложение прочитанного текста. |
|
|
116
|
Контрольный диктант №5. «Имя прилагательное».
|
|
|
117 |
Работа над ошибками.
|
|
|
118- 119 |
Имя числительное.
|
|
|
120- 121 |
Местоимение.
|
|
|
122
|
Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение». |
|
|
123 |
Работа над ошибками.
|
|
|
124 |
Глагол.
|
|
|
125- 126 |
Инфинитив.
|
|
|
127 |
Р.р. Средства связи предложений в тексте. |
|
|
128 |
Время глагола. |
|
|
129 |
Р.р. Тип текста. Время в предложении и тексте. |
|
|
|
|
|
|
130 |
Р.р. Сочинение - описание.
|
|
|
131- 132 |
Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. |
|
|
133- 134- 135 |
Правописание окончаний глаголов. |
|
|
136- 137- 138 |
Наречие.
|
|
|
139- 140 |
Служебные части речи.
|
|
|
141- 142 |
Р.р. Сочинение по картине. |
|
|
143- 144 |
Повторение материала по теме «Морфология».
|
|
|
145 |
Контрольная работа по теме «Морфология». |
|
|
146 |
Работа над ошибками.
|
|
|
Синтаксис и пунктуация ( 47 ч.)
|
|||
147 |
Что изучает синтаксис?
|
|
|
148- 149- 150 |
Словосочетание.
|
|
|
151- 152 |
Предложение.
|
|
|
153 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
|
|
154- 155 |
Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? |
|
|
156 |
Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение». |
|
|
|
|
|
|
157 |
Р.р. Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи.
|
|
|
158- 159 |
Р.р. Эмоции и их отражение в предложении
|
|
|
160 |
Р.р. Как писать отзыв. |
|
|
161- 162 |
Грамматическая основа предложения.
|
|
|
163- 164- 165 |
Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.
|
|
|
166- 167 |
Второстепенные члены предложения.
|
|
|
168 |
Определение.
|
|
|
169 |
Дополнение.
|
|
|
170 |
Обстоятельство.
|
|
|
171- 172 |
Р.р. Изложение. |
|
|
173 |
Однородные члены предложения.
|
|
|
174- 175- 176 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
|
|
177 |
Р.р. Вопросный план текста. |
|
|
178 |
Обращение.
|
|
|
179- 180 |
Прямая речь.
|
|
|
181 |
Р.р. План тек |
|
|
|
|
|
|
182 |
Р.р. Изложение с элементами сочинения. |
|
|
183- 184- 185 |
Сложное предложение. |
|
|
186- 187 |
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». |
|
|
188 |
Контрольный диктант №6. « Синтаксис и пунктуация». |
|
|
189 |
Работа над ошибками.
|
|
|
190- 191 |
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». |
|
|
192- 193 |
Итоговая контрольная работа. |
|
|
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 6 класс
№ п/п |
Тема урока |
Д |
ата |
план |
факт |
||
|
Введение ( 6 ч.)
|
|
|
1 |
Русский язык — язык РФ и язык межнационального общения |
|
|
2 |
Понятие о функциональных разновидностях языка
|
|
|
3- 4
|
Текст и его признаки |
|
|
5- 6 |
Орфоэпические нормы
|
|
|
|
Морфемика, словообразование, орфография (23 ч.)
|
|
|
7- 8 |
Состав слова
|
|
|
9 |
Р.р. Обучающее сочинение |
|
|
10- 11- 12 |
Основные способы образования слов в русском языке
|
|
|
13- 14 |
Сложные и сложносокращённые слова |
|
|
15- 16 |
Понятие об этимологии
|
|
|
17- 18 |
Морфемный и словообразовательный разбор слова
|
|
|
19- 20 |
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему |
|
|
21- |
Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-, -зор-//-зар-, -раст-//-рос-) |
|
|
22- 23 |
|
|
|
24- 25 |
Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-
|
|
|
26- 27 |
Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»
|
|
|
28-
29 |
Контрольный диктант №1. «Морфемика, словообразование, орфография»
Работа над ошибками
|
|
|
30- 31 |
Повторение и обобщение изученного по теме в 5-м классе |
|
|
32- 33 |
Р.р. Сочинение-рассказ о народном промысле |
|
|
34- 35 |
Понятие об общеязыковых и художественных метафорах
|
|
|
36- 37 |
Лексические выразительные средства
|
|
|
38 |
Р.р. Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания |
|
|
39- 40- 41 |
Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-, -равн-//-ровн-, -твар-//-твор-
|
|
|
42 |
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова
|
|
|
43 |
Заимствованные слова
|
|
|
44 |
Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями |
|
|
45 |
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления
|
|
|
46 |
Архаизмы, историзмы, неологизмы
|
|
|
47 |
Общеупотребительные слова. Диалектизмы
|
|
|
48- 49 |
Профессионализмы. Жаргонизмы
|
|
|
50- 51- 52 |
Стилистически нейтральная и книжная лексика. Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика
|
|
|
53- 54 |
Р.р. Сочинение-рассуждение |
|
|
55- 56 |
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов
|
|
|
57 |
Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные
|
|
|
58 |
Р.р. Сжатое изложение (по книге «Школа вежливости») |
|
|
59- 60 |
Повторение темы «Лексика, орфография. Культура речи»
|
|
|
61- 62 |
Контрольный диктант №2. «Лексикология». Работа над ошибками |
|
|
Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи ( 146 ч. )
|
|
|
|
63 |
Части речи в русском языке
|
|
|
Имя существительное (19 ч.)
|
|
|
|
64- 65 |
Имя существительное как часть речи
|
|
|
66- 67 |
Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные |
|
|
68 |
Имена существительные общего рода
|
|
|
69 |
Морфологический разбор имени существительного
|
|
|
7 0 |
Стиль текста
|
|
|
71- 72- 73- 74 |
Словообразование имён существительных
|
|
|
75- 76 |
Сложносокращённые имена существительные
|
|
|
77- 78 |
Правописание О//Е в суффиксах имён существительных после шипящих |
|
|
79- 80 |
Повторение темы «Имя существительное»
|
|
|
81-
82 |
Контрольный диктант №3. «Имя существительное»
Работа над ошибками |
|
|
Имя прилагательное (30 ч.)
|
|
|
|
83- 84 |
Имя прилагательное как часть речи
|
|
|
85- 86 |
Р.р. Особенности строения текста-описания. Р.р. Сочинение-описание
|
|
|
87- 88 |
Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень
|
|
|
89- 90 |
Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень |
|
|
91- 92 |
Р.р. Сжатое изложение |
|
|
93- 94 |
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательных
|
|
|
95- 96 |
Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные
|
|
|
97- 98 |
Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные |
|
|
99- 100 |
Морфологический разбор имени прилагательного
|
|
|
101- |
Словообразование имён прилагательных. |
|
|
102 |
Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных |
|
|
103- 104- 105 |
Н//НН в суффиксах имён прилагательных
|
|
|
106 |
Правописание -К-//-СК- в суффиксах имён прилагательных
|
|
|
107- 108 |
Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные
|
|
|
109- 110 |
Р.р. Сочинение-описание признаков предметов и явлений окружающего мира. |
|
|
111- 112 |
Повторение темы «Имя прилагательное» |
|
|
113-
114 |
Контрольный диктант №4. «Имя прилагательное»
Работа над ошибками |
|
|
Имя числительное (19 ч.)
|
|
||
115- 116 |
Имя числительное как части речи
|
|
|
117- 118 |
Простые, сложные и составные числительные
|
|
|
119 |
Количественные и порядковые числительные
|
|
|
120 |
Р.р. Сочинение. Роль числительных в тексте |
|
|
121- 123 |
Склонение числительных
|
|
|
124- 125 |
Разряды количественных числительных
|
|
|
126 |
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему |
|
|
127 |
Синтаксическая роль числительных в предложении |
|
|
128 |
Лексические способы сокращения текста
|
|
|
155- 156 |
Р.р. Сочинение-описание картины |
|
|
157- 158 |
Повторение темы «Местоимение»
|
|
|
159-
160 |
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Работа над ошибками
|
|
|
Глагол (33 ч.) |
|
|
|
161- 162 |
Глагол
|
|
|
163- 164 |
Совершенный и несовершенный виды глагола
|
|
|
165 |
Разноспрягаемые глаголы
|
|
|
166- 167 |
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы
|
|
|
168- 169- 170 |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
|
|
|
171 |
Условное наклонение |
|
|
172- 173 |
Р.р. Сочинение-рассуждение |
|
|
174- 175- 176- 177 |
Повелительное наклонение
|
|
|
178- 179 |
Р.р. Создание текста-инструкции |
|
|
180 |
Употребление наклонений
|
|
|
181- 182- |
Безличные глаголы
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 7 класс
№ п/п |
Тема урока |
Д |
ата |
|
план |
|
факт |
||
|
Введение (13 ч.) |
|
|
|
1 |
Русский язык в современном мире. |
|
|
|
2- 3- 4 |
Речь. Речевое общение. |
|
|
|
5 |
Речевой этикет.
|
|
|
|
6- 7 |
Р.р. Сочинение-рассуждение по упр.24
|
|
|
|
8- 9 |
Функциональные разновидности языка. |
|
|
|
10- 11 |
Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. |
|
|
|
12 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием №1. (Срезовая работа на начало года). |
|
|
|
13 |
Работа над ошибками.
|
|
|
|
|
МОРФОЛОГИЯ (146 ч. ) |
|
|
|
14 |
Система частей речи в русском языке. |
|
|
|
|
Причастие (44 ч.) |
|
|
|
15- 16 |
Понятие о причастии. |
|
|
|
17- 18 |
Признаки глагола и прилагательного у причастия. |
|
|
|
19- 20- 21 |
Причастный оборот. |
|
|
22- 23 |
Действительные и страдательные причастия. |
|
|
24- 25 |
Р.р. Сжатое изложение по упр. 72 |
|
|
26- 27 |
Полные и краткие формы причастий. |
|
|
28 |
Причастия настоящего и прошедшего времени. |
|
|
29- 30- 31- 32 |
Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. |
|
|
33- 34- 35- 36 |
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. |
|
|
37- 38 |
Р.р. Комплексная работа с текстом. |
|
|
39- 40- 41 |
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. |
|
|
42- 43- 44 |
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. |
|
|
45- 46 |
Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. |
|
|
47 |
Морфологический разбор причастий. |
|
|
48- 49- 50 |
Правописание НЕ с причастиями. |
|
|
51- |
Р.р. Изложение по упр.139 |
|
|
52 |
|
|
|
|
53- 54 |
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
|
|
|
55- 56 |
Повторение по теме «Причастие». |
|
|
|
57 |
Контрольный диктант №2. «Причастие».
|
|
|
|
58 |
Работа над ошибками.
|
|
|
|
|
Деепричастие (23 ч.) |
|
|
|
59- 60 |
Понятие о деепричастии. |
|
|
|
61- 62- 63 |
Деепричастный оборот. |
|
|
|
64 |
Р.р. Тезисный план текста. (Упр.165)
|
|
|
|
65- 66- 67 |
Правописание не с деепричастиями. |
|
|
|
68- 69- 70 |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. |
|
|
|
71- 72 |
Р.р. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» ( упр. 181, 182) |
|
|
|
73- 74 |
Р.р. Рассуждение и его виды. |
|
|
|
75- 76 |
Р.р. Сочинение-рассуждение (упр.193) |
|
|
|
77 |
Морфологический разбор деепричастия. |
|
|
|
78- 79 |
Повторение темы «Деепричастие». |
|
|
|
80 |
Контрольный диктант №3. «Деепричастие». |
|
|
81 |
Работа над ошибками.
|
|
|
|
|
Наречие (34 ч.) |
|||
82- 83 |
Наречие как часть речи. |
|
|
|
84- 85 |
Разряды наречий по значению. |
|
|
|
86 |
Р.р. Сжатое изложение (упр.207).
|
|
|
|
87- 88 |
Степени сравнения наречий. § 31 |
|
|
|
89- 90 |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е). |
|
|
|
91 |
Морфологический разбор наречия. |
|
|
|
92- 93 |
Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е) . |
|
|
|
94- 95 |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. |
|
|
|
96- 97- 98 |
Буквы о и а на конце наречий. |
|
|
|
99- 100- 101 |
Дефис между частями слова в наречиях. |
|
|
|
102- 103 |
Р.р. Подробное изложение (по упр. 241). |
|
|
|
104- 105- 106- 107 |
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. |
|
|
|
108- 109 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. |
|
|
|
110- 111 |
Р.р. Речевая характеристика героя (по упр. 252) |
|
|
112- 113- |
Повторение темы «Наречие». |
|
|
|
114 |
Контрольный диктант №4. «Наречие».
|
|
|
|
115 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
Предлог (18 ч.) |
|
|
|
116 |
Предлог как часть речи.
|
|
|
|
117- 118- 119 |
Предлоги производные и непроизводные. |
|
|
|
120- 121 |
Р.р. Сочинение (упр.264). |
|
|
|
122 |
Предлоги простые и составные. |
|
|
|
123- 124- 125 |
Правописание предлогов. |
|
|
|
126127- 128 |
Употребление предлогов в речи. |
|
|
|
129 |
Морфологический разбор предлога. |
|
|
|
130- 131 |
Повторение темы «Предлог». |
|
|
|
132 |
Контрольная работа по теме «Предлог». |
|
|
|
133 |
Работа над ошибками.
|
|
|
|
|
Союз (23 ч.) |
|
|
|
134 |
Союз как часть речи.
|
|
|
|
135- 136 |
Разряды союзов. |
|
|
|
137- |
Сочинительные союзы. |
|
|
138 |
|
|
|
|
139- 140 |
Подчинительные союзы. |
|
|
|
141- 142- 143 |
Правописание союзов. |
|
|
|
144- 145 |
Р.р. Сочинение-рассуждение (упр.316) |
|
|
|
146- 147- 148 |
Союзы и союзные слова. |
|
|
|
149150- 151 |
Союзы в простых и сложных предложениях. |
|
|
|
152 |
Морфологический разбор союза. |
|
|
|
153- 154 |
Повторение темы «Союз». |
|
|
|
155 |
Контрольный диктант №5. «Союз».
|
|
|
|
156 |
Работа над ошибками.
|
|
|
|
|
Частица (14 ч.) |
|
|
|
157 |
Частица как часть речи.
|
|
|
|
158- 159 |
Разряды частиц. |
|
|
|
160- 161 |
Правописание частиц. |
|
|
|
162- 163 |
Правописание частицы не. |
|
|
|
164- 165 |
Разграничение частиц не и ни. |
|
|
|
166- 167 |
Р.р Сочинение-рассуждение (по упр. 368). |
|
|
168 |
Повторение темы «Частицы».
|
|
|
|
169 |
Контрольная работа по теме «Служебные части речи». |
|
|
|
170 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
Междометие (5 ч.) |
|
|
|
171- 172 |
Междометие. |
|
|
|
173 |
Повторение изученного в 7 классе.
|
|
|
|
174 |
Итоговая контрольная работа.
|
|
|
|
175 |
Итоговый урок.
|
|
|
Календарно-тематическое планирование Русский язык 8 класс
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
|
Введение (13 ч.) |
|
|
1-2 |
Что такое культура речи. |
|
|
3-4 |
Р/р Сочинение-рассуждение |
|
|
5 |
Текст и его структура. |
|
|
6-7 |
Средства и способы связи предложений в тексте. |
|
|
8-9 |
Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль. |
|
|
10 |
Р/р Сочинение-рассуждение на публицистическую тему |
|
|
11 |
Научный стиль. |
|
|
12-13 |
Урок-практикум по теме «Текст. Функциональные разновидности языка» |
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (8 ч.) |
|||
14-15 |
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи. |
|
|
16 |
Р/р Подробное изложение |
|
|
17 |
Словосочетание, его структура и виды. |
|
|
18-19 |
Типы связи слов в словосочетании. |
|
|
20 |
Синтаксический разбор словосочетаний. |
|
|
21 |
Понятие о предложении. |
|
|
Двусоставные предложения ( 15 ч.) |
|||
22 |
Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения. |
|
|
23 |
Р/р Сочинение-рассуждение |
|
|
24 |
Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое. |
|
|
25 |
Составное глагольное сказуемое. |
|
|
26 |
Составное именное сказуемое. |
|
|
27-28 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
29 |
Второстепенные члены и ихрольв предложении. |
|
|
30 |
Определение и его виды. |
|
|
31-32 |
Дополнение и его виды. |
|
|
33 |
Обстоятельство и его виды. |
|
|
34 |
Р/р Сочинение-описание картины |
|
|
35 |
Повторение темы «Двусоставные предложения». |
|
|
36 |
Контрольная работа по теме «Двусоставные предложения» |
|
|
Односоставные предложения ( 13 ч.) |
|||
37 |
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. |
|
|
38-39 |
Основные группы односоставных предложений и их особенности. |
|
|
40-41 |
Определенно-личные предложения. |
|
|
42-43 |
Неопределенно-личные предложения. |
|
|
44 |
Обобщенно-личные предложения. |
|
|
45-46 |
Безличные предложения. |
|
|
47 |
Назывные предложения. |
|
|
48 |
Повторение темы «Односоставные предложения». |
|
|
49 |
Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» |
|
|
Простое осложненное предложение ( 15 ч.) |
|||
50 |
Понятие о простом осложненном предложении. |
|
|
51 |
Понятие об однородных членах предложения. |
|
|
52-53 |
Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними. |
|
|
54-55 |
Р/р Сочинение-рассуждение |
|
|
56-57 |
Однородные и неоднородные определения. |
|
|
58-59 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения. |
|
|
60 |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами. |
|
|
61-62 |
Повторение темы «Предложения с однородными членами». |
|
|
63-64 |
Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами». Работа над ошибками |
|
|
Предложения с обособленными членами ( 18 ч.) |
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
|
план |
факт |
||
65-66 |
Обособление определений. |
|
|
67-68 |
Обособление приложений. |
|
|
69-70 |
Обособление обстоятельств. |
|
|
71-72 |
Обособление дополнений . |
|
|
73-74 |
Р/р Сочинение-рассуждение |
|
|
75-76 |
Обособление уточняющих членов предложения. |
|
|
77-78 |
Р/р Презентация проектных работ |
|
|
79-80 |
Повторение темы «Предложения с обособленными членами». |
|
|
81-82 |
Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками |
|
|
Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями (12 ч.)
|
|
||
83-84 |
Предложения обращениями. |
|
|
85-86 |
Р/р Сочинение-рассуждение |
|
|
87-88 |
Предложения с вводными конструкциями . |
|
|
89 |
Предложения со вставными конструкциями. |
|
|
90-91 |
Р/р Конференция «Другому как понять тебя» |
|
|
92 |
Повторение темы «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». |
|
|
93-94 |
Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями». |
|
|
Способы передачи чужой речи (11 ч.)
|
|
||
95-96 |
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. |
|
|
97 |
Диалог. |
|
|
98 |
Р/р Сочинение-рассуждение |
|
|
99 |
Косвенная речь. |
|
|
100 |
Цитаты. Знаки препинания при цитировании . |
|
|
101-102 |
Повторение темы «Способы передачи прямой речи». |
|
|
103-104 |
Итоговый контрольный диктант. Работа над ошибками. |
|
|
105 |
Итоговый урок. |
|
|
В нашем каталоге доступно 74 614 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 734 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кибиткина Маргарита Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.