Инфоурок Начальные классы Рабочие программыРабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России

Скачать материал

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М.Пучковой» с.Хороль

Хорольского муниципального района

Приморского края

 

 

 

 

  Согласовано.                                                                             Утверждено                                                                                                           

  Зам.директора по УВР                                                   приказом по школе №                                                                                                   

                             С.Ю.Проневич                                     от  «____»_________2015г.                                                                                                           

  «28» августа 2015г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по русскому языку

3 класс

УМК «Школа России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: О.Д.Рузаева.,

учитель начальных классов

первой  категории

 

 

 

СОГЛАСОВАНО 

руководитель ШМО

_________ Рузаева О.Д.

 «____» августа 2015г.

 

 

Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного предмета «русский язык» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, авторской  программы   В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, планируемых результатов начального общего образования. 

Актуальность изучения данного предмета

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.

 Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.

Целями изучения предмета «русский язык» являются:

1.Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.

2.Формирование представления о русском  языке  как  целостной  системе,  о единицах,  её  составляющих, - о звуках  речи, слове, предложении.

3.Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Для достижения поставленных целей на уроках необходимо решать следующие задачи:

 

1.Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.

2.Формирование знаково – символического восприятия  языка  учащимися.

3.Формирование коммуникативных  компетенций, готовности  к  общению  на  предмет  получения, передачи информации,  обмена  информацией,  её  обсуждения,  аргументации высказанной  точки зрения.

4.Освоение  учащимися первоначальных  знаний  о лексике,  фонетике, грамматике русского языка.

5.Овладение  учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,  составлять несложные  монологические  высказывания письменные  тексты-описания,  тексты-повествования небольшого объёма.

6.Формирование развёрнутой  структуры учебной  деятельности,  основу  которой  составляют  универсальные  учебные  действия.

 

 

 

Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников УМК «Школа России».

1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Учебник «Русский язык3 класс» 1 2 часть. Москва. «Просвещение»,  2012

2.Рабочая программа по русскому языку 1-4 кл. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва . «Просвещение», 2011

 

На изучение предмета  русский язык в 3 классе выделяется  170 часов (5 часов в неделю, 34  учебные недели),  введенный 1 час из части формируемой участниками образовательных отношений отводится на изучение грамматики с целью расширить, углубить  у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика –  увлекательное путешествие по русскому языку.

 

         В  3  классе контроль за достижением  планируемых результатов предполагается через проведения бесед, фронтального, индивидуального опроса, самостоятельных, контрольных работ, тестов, работы по карточкам, самостоятельной подготовки вопросов по изучаемой теме, самоконтроля по образцу, подготовки творческих работ, самопроверки, взаимопроверки, словарной работы.

 

 Для формирования ключевых образовательных компетенций применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового, коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания, технология формирования критического мышления, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, проектная технология, технологии личностно-ориентированного обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания: методами организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся; методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр; методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ; степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно – наглядные пособия (таблицы, модели и др.),  ЭОРы, организационно – педагогические средства (карточки,  раздаточный материал).

 

Виды контрольных измерений.

Контрольный диктант –          7

Контрольное списывание –    3

Контрольное изложение –      1

Контрольное тестирование -  2

 

Дата

Тема

1

17.09

Контрольное тестирование №1.

2

29.09

Контрольный диктант № 1по теме «Слово. Предложение».

3

13.10

Контрольное списывание №1. Виды предложений по цели высказывания.

4

20.11

Контрольное списывание № 2 текста с грамматическим заданием.

5

2.12

Контрольный диктант № 2 по теме «Безударная гласная в корне слова».

6

18.12

Контрольный диктант № 3 по темам изученным за II  четверть.

7

27.01

Контрольный диктант № 4 по теме «Собственное имя существительное».

8

19.02

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное».

9

3.03

Контрольное списывание № 3 текста с грамматическим заданием.

10

17.03

Контрольный диктант № 6 по темам изученным за III  четверть.

11

15.04

Контрольное  изложение № 1

12

22.04

Контрольное тестирование № 2.

13

11.05

Контрольный диктант № 7по теме «Изученные орфограммы за год».

 

Критерии оценивания в соответствии с Положением о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся на уровне начального общего образования.

 

Диктант

«5»

ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно. Не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить

«4»

ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть исправления; 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац

«3»

ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5  (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и тоже правило») орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационные, б) 4 орфографических и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1  пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно  по одному исправлению любого характера

«2»

ставится, если допущено более 6 орфографических ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и тоже правило»), работа написана неряшливо

Грамматическое задание

«5»

ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы

«4»

ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий

«3»

ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий

«2»

ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий

Списывание текста

«5»

ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«4»

1 ошибка и 1 исправление (2 - 4 кл.)

«3»

2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.)

«2»

3 и более ошибки (2 - 4 кл.)

Словарный диктант

Количество слов

2 класс – 10 – 12 слов

«5»

нет ошибок

«4»

1 – 2 ошибки или 1 исправление

«3»

3 – 4 ошибки (65% без ошибок)

«2»

5 и  более ошибок

 

Ошибкой в диктанте следует считать:

 - нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса);

- однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

За ошибку не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.

 

Структура курса

Модуль

Колич. часов

1

Язык и речь

2 часа

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

11часов

3

Слово в языке и в речи.

17 час

5

 Состав слова

11 часов

6

Правописание частей слова.

 

23 часов

7

Части речи

61 часов

8

Итоговое повторение

11 часов.

9

Грамматика

34 часа

 

Итого

170 часов

 

Содержание курса.

   Содержание систематического курса  русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Язык и речь

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.  Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.

 Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Слово в языке и речи.

 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

 Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. 

 Состав слова.

Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых час­тях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюде­ния над изменением формы слова с помощью окончаний и обра­зованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление).

Правописание частей слова.

Правописание пар­ных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непрове­ряемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.

Части речи.

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нари­цательные. Заглавная буква в собственных именах существитель­ных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существитель­ных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопро­сы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и про­тивоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в пред­ложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовер­шенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (ан­тонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выра­жения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

 Итоговое повторение.

Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 

Грамматика.

 Сказочное царство слов.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

 Путешествие в страну слов. 

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.

В гостях у слов родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов - родственников.

 Добрые слова.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Экскурсия в прошлое .

Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Новые слова в  русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Синонимы в русском языке .

Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Слова -  антонимы.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

 Слова – омонимы.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Крылатые слова.

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

 В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Искусство красноречия.

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер- терка ).

Шарады и логогрифы.

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов - ответов.

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Занимательное словообразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

КВН по русскому языку.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

 

 

                                            Планируемые результаты

 Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

- осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

- внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

- способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

- осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;

- установки на здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

- планировать контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

- осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

- адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

 

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

- дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

- находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

- классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

- владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

- выделять существенную информацию из читаемых текстов.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

 

 

Коммуникативные.

Учащиеся научатся:

- слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

 - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 Предметные результаты.

Предложение.

Учащиеся  научатся:

- различать предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия);

- различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные;

- находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое, различать главные и второстепенных членом предложения; устанавливать  связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении, находить однородные члены, самостоятельно составлять предложения  без союзов и с союзами и, а, но; использовать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Учащиеся получат возможность научиться.

- определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса;

- определять предложения распространённые и нераспространённые;

- выполнять синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами;

- находить в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Состав слова.

Учащиеся научатся.

- овладеет понятием «родственные (однокоренные) слова»;

- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

- выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корень, приставку, суффикс (постфикса -ся),основу;

-различать изменяемые и неизменяемые  части слов.

  Учащиеся получат возможность научиться.

- образовывать сложные слова, находить  корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.

Части речи.

Учащиеся  научатся:

- различать части речи, самостоятельно подбирать слова изученных частей речи.

 Учащиеся получат возможность научиться.

-делить части  речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное.     

Учащиеся научатся.

- назначению и употреблению существительных в речи;

- различать  имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? и что? 

- различать имена существительные мужского, женского и среднего рода;

- изменять существительных по числам, по падежам;

- определять падеж, в котором употреблено имя существительное;

-определять  принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Учащиеся  получат возможность научиться.

- различать падежные и смысловые (синтаксических) вопросы; словообразованию имён существительных,  морфологическому разбору имён существительных.

Имя прилагательное.

 Учащиеся научатся.

- значению и употреблению в речи;

- изменению прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, -ов, -ин,-ья;

- определять зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Учащиеся  получат возможность научиться.

-словообразованию имён прилагательных;  морфологическому  разбору имён прилагательных.

Местоимение

Учащиеся научатся.

- определять личные местоимения;

- отличать личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного  и  множественного числа;

 Учащиеся получат возможность научиться.

- склонять  личные  местоимения.

Числительное. 

 Учащиеся  научатся.

-определять порядковые и количественные числительные;

-употреблять в речи количественные и порядковые числительные.

 Учащиеся  получат возможность научиться

-записывать порядковые и количественные числительные.

Глагол.

Учащиеся научатся.

- узнавать неопределённую форму глагола;

- изменять  глаголы  по временам: настоящее, прошедшее, будущее время;

- изменять  глаголы  по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение);

- способам определения I и II спряжения глаголом (практическое овладение);

- изменению глаголов прошедшего времени по родам и числам.

  Учащиеся получат возможность научиться.

 Словообразованию  глаголов от других частей речи;  морфологическому  разбору  глаголов.

Орфография.

 Учащиеся научатся.

Применять правила правописания:

- сочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу, чк-чн;

-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- парные звонкие и глухие согласные на конце слова;

-раздельное написание предлогов со словами;

-не с глаголами

 Учащиеся  получат  возможность научиться.

Применять правила правописания:

-непроизносимые согласные;

-разделительные ъ и ь знаки;

- удвоенные согласные;

- проверяемая безударная гласная в корне  слова;

- родовые окончания имён прилагательных;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов)

Повторение.

 Учащиеся  закрепят.

- знания о роли  слова  и  предложения  в  речи;

-  навыки морфологического разбора  слов;   синтаксического  разбора предложений;  - совершенствуют  грамматико-орфографические  умения  и  навыки; 

- умение точно употреблять  слова  разных  частей  речи.

  Учащиеся  получат  возможность научиться.

-развивать  воображение, творческие  способности, умение делать логические  заключения;

- совершенствовать грамматико-орфографические  и  речевые  умения  и  навыки;

- умению передавать содержание текста по коллективно составленному плану, точно  употреблять слова изученных  частей  речи.

                             

  Информационно – методическое обеспечение:

Учкбники. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.  Русский язык.

Дополнительная литература.

1.     О.Д.Дмитриева   «Поурочные разработки по русскому языку», «ВАКО», М.2013

2.     О.В.Узорова, Е.Н. Нефедова «Диктанты и изложения по русскому языку для начальной школы», «Астрель» 2002.

3.      Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку. 3 класс : В 2 ч. Ч.1, Ч.2, «ЭКЗАМЕН» М. 2013.

4.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2012.

5.Канакина В.П., Щеголёва Г.С. русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку.

№п/п

Дата

Корректировка

                              Тема урока

Характеристика видов деятельности

 

                       Язык и речь – 2 ч.      

 

1.

1.09

 

Виды речи.

Знакомиться с информацией в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях). Объяснять, в каких случаях используются разные виды речи. Осознавать, что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).

 

2.

2.09

 

Для чего нужен язык.   

Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке. Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания.

 

Текст. Предложение. Словосочетание – 11 ч.  Грамматика – 3ч.

 

3.

3.09

 

Что такое текст.

 Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту и частям текста. Определять структурные компоненты текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

 

4.

4.09

 

Типы текстов. 

Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Определять по заголовку тип текста и его содержание.

Составлять повествовательный текст на основе жизненного опыта.

 

5.

7.09

 

Грамматика. Сказочное царство слов.

Подбирать произведения устного народного творчества. Доказывать богатство русского языка. Характеризовать  пословицы  и поговорки.

 

6.

8.09

 

Что такое предложение. Виды предложений по цели высказывания.  

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в  нём предложения. Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа.

 

7.

9.09

 

Обучающее сочинение№1 по картине В. Д. Поленова «Золотая осень».

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.  Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

 

8.

10.09

 

Работа над ошибками. Виды предложений по интонации..

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Наблюдать над значением предложений, различных по интонации, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

 

9.

11.09

 

Что такое обращение.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях обращения, записывать диалог.

 

10.

14.09

 

Грамматика. Путешествие в страну слов. 

Объединять тематические группы слов..

 

11.

15.09

 

Главные и второстепенные члены предложения.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении. Распознавать распространённые и нераспространённые предложения, определять роль второстепенных членов в распространённом предложении. Составлять из данных слов распространённое предложение по заданному алгоритму.

 

12.

16.09

 

Простое и сложное предложения.

Наблюдать над составом простых и сложных предложений. Различать простые и сложные предложения в письменном тексте, наблюдать над постановкой запятой между частями сложного предложения

 

13.

17.09

 

Контрольное тестирование №1

Выполнять работу комплексного характера (на базе одного текста): выписывать ответ на вопрос, выявлять языковые средства, формировать ответ на вопрос, письменно оформлять его. Работать с информацией, представленной в виде текста и заданий; решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений.

 

14.

18.09

 

Что такое словосочетание.

Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из данных пар слов.

 

15.

21.09

 

Грамматика. Путешествие в страну слов. 

Составлять тематические словари на разные темы..

 

16.

22.09

 

Обобщение и коррекция знаний по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

Определять тип  текста, цель высказывания и интонацию предложения.                           Разбирать предложения по членам. Расставлять знаки препинания в сложном предложении. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

 

          Слово в языке и речи – 17 ч.  Грамматика – 4ч.

 

17.

23.09

 

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные  слова.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по «Толковому словарю». Распознавать однозначные и многозначные слова в прямом и переносном значении, объяснять их значение, составлять предложения, употребляя в них многозначные слова. Работать с «Толковым словарём» в учебнике, находить в нём необходимую информацию о слове.

 

18.

24.09

 

Слова синонимы и слова антонимы.

Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать со «Словарём синонимов» и «Словарём антонимов» в учебнике; находить в них необходимую информацию о слове.

 

19.

25.09

 

Слова омонимы. Слово и словосочетание

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Уметь различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

 

 

20.

28.09

 

Грамматика. Чудесные превращения слов.

Превращать из одного слова другое слово,  находить «сбежавшие» из слов буквы.

 

21.

29.09

 

Контрольный  диктант №1  по теме «Слово. Предложение»..

Применять полученные знания, умения и навыки при записи под диктовку. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

 

22.

30.09

 

Работа над ошибками. Устойчивые словосочетания слов – фразеологизмы

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

 

23.

1.10

 

 Части речи.

Составлять текст- сообщение на тему «Что я знаю о частях речи». Распознавать изученные части речи на основе информации, заключённой в таблице, и приобретённого опыта. Приводить примеры слов изученных частей речи.

 

24.

2.10

 

Подробное изложение№1 на основе зрительного восприятия текста.               

Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно. Осуществлять самоконтроль, оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы.

 

25.

5.10

 

Грамматика. Чудесные превращения слов.

Составлять  шарады, рассказы – загадки.

 

26.

6.10

 

Работа над ошибками. Имя существительное. Местоимение.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Распознавать имена существительные, определять их признаки (обозначает предмет, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные), доказывать их принадлежность к части речи - имени существительному. Определять роль имён существительных в речи и в предложении. Находить имена существительные с предлогами. Заменять повторяющиеся имена существительные местоимением или синонимом.

 

27

7.10

 

Имя прилагательное. Глагол.

Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. . Распознавать глаголы, приводить примеры слов данной части речи. Ставить вопросы к глаголам. Определять роль имён прилагательных и глаголов в речи и в предложении

 

 

28.

8.10

 

Сочинение №2 по  картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

 

Составлять текст по репродукции картины логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме.  Письменно передавать содержание текста с опорой на готовый план

 

29.

9.10

 

Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи.  

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.

 

30.

12.09

 

Грамматика. В гостях у слов родственников.

Подбирать  родственные  слова с заданным корнем.

 

31.

13.10

 

Контрольное списывание №1

Списывать с печатного текста с соблюдением правил графики, орфографии и каллиграфии.

 

32.

14.10

 

Работа над ошибками. Однокоренные слова.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

 

33.

15.10

 

 Гласные и согласные звуки и буквы.

Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов.

 

34.

16.10

 

Разделительный мягкий знак.

Определять роль разделительного мягкого знака (ь)в слове, писать слова с этой орфограммой. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы в слове, группировать слова по типу орфограммы, объяснять правописание слов с изученными орфограммами. Приводить примеры с заданной орфограммой.

 

35.

19.10

 

Грамматика. В гостях у слов родственников.

Выбирать из стихотворений слова - родственники.

 

 

36.

20.10

 

Обучающее изложение №2 по готовому плану-вопроснику.

Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно.

 

37.

21.10

 

Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове».

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

 

 

 

              Состав слова -  11 ч.  Грамматика – 3ч.

22.10

38.

22.10

 

Однокоренные слова. Корень слова.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове корня

 

39.

23.10

 

Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Сложные слова.                     

. Различать сложные слова, находить в них корни. Наблюдать над правописанием сложных слов (соединительные гласные в сложных словах). Подбирать однокоренные слова с заданным значением. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

 

40.

26.10

 

Грамматика. Добрые слова.

Называть добрые слова. Выбирать их из заданного текста.

 

41.

27.10

 

Формы слова. Окончание.

Наблюдать над ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении). Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, осознавать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

 

42.

28.10

 

Обобщение знаний о корне и окончании.

Находить и выделять в слове окончание, обосновывать правильность выделенного окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различать в слове нулевое окончание (□). Осуществлять последовательность действий при выделении в слове окончания.

 

43.

29.10

 

Приставка (общее понятие).

Осознавать признаки приставки как части слова. Формулировать определение приставки. Наблюдение над правописанием приставок. Образовывать слова с помощью приставок. Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове приставки.

 

44.

30.10

 

Приставка – значимая часть слова.

Находить и выделять в слове приставку, обосновывать правильность её выделения в слове. Объяснять значение приставок в слове. Образовывать слова с помощью приставок.

 

45.

9.11

 

Грамматика. Добрые слова.

Составлять текст с добрыми словами.

 

46.

10.11

 

Суффикс (общее понятие).

Осознавать признаки суффикса как части слова. Формулировать определение суффикса. Наблюдать над ролью суффикса в слове. Осуществлять последовательность действий при выделении в слове суффикса. Находить и выделять в слове суффиксы.

 

47.

11.11

 

Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. 

Находить и выделять в слове суффикс, обосновывать правильность его выделения в слове. Объяснять значение суффикса в слове. Образовывать слова с помощью суффиксов

 

48.

12.11

 

Основа слова. Упражнение в разборе слов по составу. 

Выделять в словах основу слова. Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Анализировать модели состава слова и подбирать слова по этим моделям.

 

49.

13.11

 

Обучающее изложение №3 текста по готовому плану.  

Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно.

 

50.

16.11

 

Грамматика. Экскурсия в прошлое.

Выбирать  из текста древние слова.  Объяснять устаревшие слова.

 

51.

17.11

 

Работа над ошибками. Обобщение и коррекция знаний по теме «Состав слова».

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Обсуждать алгоритм разбора слов по составу. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным

 

                                              Правописание частей слова – 23 ч.   Грамматика – 6ч.

 

52.

18.11

 

 Общее представление о правописании частей слова.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы в значимых частях слова.

 

53.

19.11

 

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне. 

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова.

 

54.

20.11

 

Контрольное списывание №2. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Списывать с печатного текста с соблюдением правил графики, орфографии и каллиграфии.

 

55.

23.11

 

Грамматика. Новые слова в  русском языке.

Анализировать рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?»

 

56.

24.11

 

Работа над ошибками. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Подбирать проверочные слова для слов с двумя орфограммами в корне

 

57.

25.11

 

Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

. Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание. Составлять текст из деформированных предложений, записывать его,  подбирать к нему заголовок, выделять в предложениях сравнения. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

 

58.

26.11

 

Подробное изложение №4 повествовательного текста.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

 

59.

27.11

 

Работа над ошибками. Правописание слов с парными согласными в корне.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука

 

60

30.11

 

Грамматика. Новые слова в  русском языке.

Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

 

61.

1.12

 

Упражнение в написании слов с парными по звонкости-глухости согласными в корне. 

Находить орфограмму в словах на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Подбирать проверочные и проверяемые слова с заданной орфограммой. Выбирать нужную букву парного по глухости-звонкости согласного звука из данных букв для правильного написания слова. Объяснять, доказывать правильность написания слова с парной  согласной.

 

62.

2.12

 

Контрольный диктант  №2 по теме «Безударная гласная в корне слова»

Применять полученные знания, умения и навыки при записи под диктовку. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

 

63.

3.12

 

Работа над ошибками.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.

 

64.

4.12

 

 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Осознавать опознавательный признак орфограммы на правило обозначения буквой непроизносимого согласного звука. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи обозначения буквой непроизносимого согласного звука и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить в словах орфограмму непроизносимого согласного звука.

 

65.

7.12

 

Грамматика. Встреча с зарубежными друзьями.

Узнавать  заимствованные слова.  Разбирать рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы».

 

66.

8.12

 

Правописание слов с непроизносимой согласной в корне.

Различать слова с непроизносимым согласным звуком и слова, где нет непроизносимого согласного звука; объяснять их написание. Заменять в данных словах выделенные звукосочетания буквами и обосновывать правописание слов.

 

67.

9.12

 

Сочинение №3 по  картине А.А.Рылова «В голубом просторе»

Составлять текст по репродукции картины логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме.  Письменно передавать содержание текста с опорой на готовый план

 

68.

10.12

 

Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Находить слова с удвоенными согласными в корне, правильно их произносить. Проверять правописание слов с удвоенными согласными по словарю.

 

69.

11.12

 

Правописание слов с удвоенными согласными.

Различать место в слове удвоенных согласных, определять  способ проверки написания слов с удвоенными согласными. Переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую. Правильно произносить слова с удвоенными согласными.

 

70.

14.12

 

Грамматика. Где же хранятся слова?

Работать со словарями. Находить слова в словарях.

 

71.

15.12

 

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

 

72.

16.12

 

Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Дифференцировать суффиксы и приставки, подбирать слова  с суффиксами и приставками и записывать их. Определять способы проверки написания приставок и суффиксов.

 

73.

17.12

 

Упражнение в правописании слов с приставками  и суффиксами.

Определять способы проверки написания суффиксов. Наблюдать над правописанием в словах суффикса –ок после шипящих, писать слова с этим суффиксом. Наблюдать над правописанием в словах приставок, писать слова с приставками. Образовывать слова с заданными приставками, выделять приставки, объяснять их написание. Определять значение слов с приставками.

 

 

 

74.

18.12

 

Контрольный диктант №3 по темам изученным за II  четверть  (диктант с грамматическим заданием).

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изучаемыми орфограммами. Осуществлять самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

 

75.

21.12

 

Грамматика. Синонимы в русском языке.

Находить  слова-синонимы в тексте..

 

76.

22.12

 

Работа над ошибками. Приставки и предлоги. Их правописание.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Различать приставки и предлоги. Правильно писать слова с предлогами и приставками.

 

77.

23.12

 

Слова с разделительным твёрдым знаком.  Их правописание.

Определять роль и место в слове разделительного твёрдого знака (ъ). Различать разделительный твёрдый (ъ) и разделительный мягкий (ь)знаки. Обосновывать правописание слов с разделительными твёрдым (ъ)и мягким (ь)знаками.

 

78.

24.12

 

Упражнение в написании слов с «ь» и «ъ».

Определять роль твёрдого (ъ) и мягкого (ь)знаков в слове. Обосновывать написание слов с изученными орфограммами. Составлять словосочетания и правильно их записывать.

 

 

79.

25.12

 

 Обобщение и коррекция знаний по теме «Состав слова»

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

 

80.

28.12

 

Грамматика. Слова -  антонимы .

Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работать над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Подбирать слова - антонимы.

 

                                                  Части речи -  61ч.  Грамматика – 15ч.

 

81.

29.12

 

Части речи.

Работать с определениями частей речи. Определять по изученным признакам с опорой на определение различные части речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе.

 

82.

11.01

 

Имя существительное как часть речи.

Работать с определением имени существительного, осмысливать его содержание. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи по лексическому значению и вопросу, определять лексическое значение имён существительных, ставить вопросы к именам существительным. Различать среди имён существительных многозначные слова, определять их значение. Приводить примеры имён существительных

 

83.

12.01

 

Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.  Находить устаревшие слова - имена существительные, объяснять их значение. Наблюдать над образованием имён существительных с помощью суффиксов, выделять суффиксы в слове.

 

 

84.

13.01

 

Изложение №5 повествовательного текста  по самостоятельно составленному плану.

Составлять текст по сюжетным рисункам учебника

 

85.

14.01

 

Грамматика. Слова – омонимы.

Понимать роль омонимов в русском языке . Работать  над рассказом И. Туричина «Есть».

 

86.

15.01

 

Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные. 

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Составлять письменные ответы на вопросы.

 

87.

18.01

 

Собственные и нарицательные имена существительные.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

 

88.

19.01

 

Изменение имён существительных по числам.

Различать единственное и множественное число имён существительных.  Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

 

89.

20.01

 

Имена существительные, употребляемые в форме единственного числа.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного либо множественного). Определять число имён существительных. Составлять предложения из деформированных слов.

 

90.

21.01

 

Грамматика. Крылатые слова.

Понимать значение  «крылатых выражений» в русском языке. Подбирать  «крылатые выражения» в названиях  текста.  Работать с выражениями, употребляемыми в переносном значении.

 

91.

22.01

 

Род имён существительных. Определение рода имён существительных в косвенных падежах.

Наблюдать над признаками, по которым имена существительные относятся к определённому роду. Классифицировать по роду имена существительные. Находить сходство и различия в именах существительных каждого рода. Обосновывать правильность определения рода имён существительных.

 

92.

25.01

 

Имена существительные общего рода. 

Определять род имён существительных. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Определять род имён существительных общего рода.

 

93.

26.01

 

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Наблюдать над правописанием имён существительных мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова. Выделять орфограмму на изученное правило письма. Писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце слова и обосновывать  правильность написанного.

 

94.

27.01

 

Контрольный диктант №4по теме  «Собственное имя существительное».      

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изучаемыми орфограммами. Осуществлять самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

 

95.

28.01

 

Грамматика. В королевстве ошибок.

Работать с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки.

 

 

96.

29.01

 

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам (общее представление о склонении).

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. . Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей и вопросы к ним. Определять падеж имён существительных по вопросам.

 

97.

1.02

 

Упражнение в склонении имён существительных.

Определять падеж выделенных имён существительных с опорой на памятку. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей и вопросы к ним.

 

98.

2.02

 

Несклоняемые имена существительные.

Осмысливать, что неизменяемые имена существительные употребляются во всех падежах в одной форме.

 

99.

3.02

 

Сочинение №4 по репродукции картины И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

 

Составлять рассказ (под руководством учителя) по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

 

 

100.

4.02

 

Грамматика. В королевстве ошибок.

Проводить игру « Произноси правильно». Инсценировать П. Реброва «Кто прав?».

 

101.

5.02

 

Работа над ошибками. Именительный падеж имён существительных.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и его роли в предложении (является в предложении подлежащим). Обосновывать правильность определения падежа

 

102.

8.02

 

Родительный падеж имён существительных. 

Распознавать имя существительное в родительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.

 

103.

9.02

 

Дательный падеж имён существительных.

Распознавать имя существительное в дательном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.

 

104.

10.02

 

Винительный падеж имён существительных.

Распознавать имя существительное в винительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Находить сходство и различия в падежных формах имён существительных в винительном и предложном падежах. Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных.

 

105.

11.02

 

Грамматика. В стране Сочинителей.

Беседовать  о рифмах. Работать  с загадками. Сочинять  собственные загадки  по заданным рифмам.

 

106.

12.02

 

Творительный падеж имён существительных.

Распознавать имя существительное в творительном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа имён существительных. Находить в художественном тексте сравнения, наблюдать над использованием авторами сравнений, выраженных именем существительным в творительном падеже.

 

107.

15.02

 

Предложный падеж имён существительных.

Распознавать имя существительное в предложном падеже по признакам данной падежной формы (по падежному вопросу, предлогу, роли в предложении). Обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. Составлять предложения на определённую тему.

 

108.

16.02

 

Подробное изложение №6 повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки.

 

109.

17.02

 

Работа над ошибками. Обобщение знаний о падежах имён существительных.  

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  Находить и сопоставлять внешне сходные падежные формы. Распознавать начальную и косвенные формы имён существительных. Распознавать внешне сходные падежные формы винительного и предложного падежей.

 

110.

18.02

 

Грамматика. В стране Сочинителей.

Сочинять  сказки  о дружбе, о добре и зле.

 

111.

19.02

 

Контрольный диктант №5 по теме  «Имя существительное».

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изучаемыми орфограммами. Осуществлять самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

 

112.

20.02

 

Работа над ошибками. Обобщение и коррекция знаний о падежах имён существительных.  

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  Приводить примеры предложений с использованием в них определённой падежной формы имени существительного.

 

113.

24.02

 

Понятие об имени прилагательном как части речи.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять лексическое значение имён прилагательных. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные

 

114

25.02

 

Сочинение №5 по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Составлять устно по репродукции к картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами. Записывать составленный текст.

 

115.

26.02

 

  Грамматика. Искусство красноречия.

Знакомится с понятием «красноречие». Читать образцовые тексты и их анализировать.

 

116.

29.02

 

Работа над ошибками. Связь имён прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее понятие).

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками. Выделять из предложений словосочетания с именами прилагательными. Находить в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, наблюдать над правописанием этих имён прилагательных. Составлять сложные имена прилагательные.

 

 

117.

1.03

 

Изменение имён прилагательных по родам.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.  Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных, правильно выделять и записывать окончания имён прилагательных.

 

118.

2.03

 

 Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Определять род имён прилагательных, согласовывать имена прилагательные с именами существительными грамматически, писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Обосновывать правильность написания родовых окончаний имён прилагательных.

 

119.

3.03

 

Контрольное списывание №3 текста с грамматическим заданием.

Списывать с печатного текста с соблюдением правил графики, орфографии и каллиграфии.

 

120.

4.03

 

 Грамматика. Искусство красноречия.

Собственные упражнения в создании разных речей.

 

121.

9.03

 

 Работа над ошибками Изменение имён прилагательных по числам.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  Определять признаки имени прилагательного, употреблённого в единственном (множественном) числе. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам, правильно писать окончания имён существительных во множественном числе. Осознавать, что во множественном числе род имени прилагательного не определяется.

 

122.

10.03

 

Изменение имён прилагательных по числам.

Определять число и род (в единственном числе) имён прилагательных, объяснять правописание окончаний имён прилагательных

 

123.

11.03

 

Сочинение №6. Сравнительное описание. Составление начала и конца текста по его основной части.

. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять начало и конец текста по его основной части.

 

 

124.

14.03

 

Грамматика. Праздник творчества и игры.

Выполнять творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Участвовать в дидактических играх, направленных на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

 

125.

15.03

 

Работа над ошибками. Упражнение в определении падежа имён прилагательных.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных с опорой на алгоритм определения падежа.

 

126.

16.03

 

Упражнение в выделении признаков имени прилагательного  как части речи.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изучаемыми орфограммами.

 

127.

17.03

 

Контрольный диктант №6 по темам изученным за III  четверть.

Осуществлять самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

 

128.

18.03

 

Работа над ошибками. Обобщение и коррекция знаний по теме «Имя прилагательное».

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их определения. Обосновывать правильность написания родовых окончаний имён прилагательных и окончаний имён прилагательных, употреблённых во множественном числе.

 

129.

21.03

 

Сочинение №7 по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками».  

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки

 

130.

22.03

 

Грамматика. Трудные слова.

Знакомиться  с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнять  упражнения  для запоминания правописания слов.

 

131.

23.03

 

Работа над ошибками. Личные местоимения (общее представление).

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение

 

132.

24.03

 

Личные местоимения третьего лица.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять их значение. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

 

133.

25.03

 

Наблюдение над употреблением местоимений в тексте.

Распознавать личные местоимения среди других слов, определять их признаки.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

 

134.

4.04

 

Обобщение и коррекция  знаний по теме  « Местоимение».

Обсуждать: где в речи употребляется местоимение вы. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Оценивать результаты своей деятельности.

 

135.

5.04

 

Грамматика. Трудные слова.

Работать  над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

 

136.

6.04

 

Ознакомление с особенностями текста-письма.

Составлять письмо другу или кому-либо из родственников используя изученные орфограммы..

 

137.

7.04

 

Понятие о глаголе как части речи.

Распознавать глаголы среди других частей речи по лексическому значению и вопросам. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять синтаксическую функцию глаголов в предложении

 

138.

8.04

 

Упражнение в определении лексического значения глагола.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу как части речи по изученным признакам. Подбирать к глаголам синонимы, антонимы. Распознавать глаголы среди однокоренных слов и форм слов.

 

139.

11.04

 

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов. 

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу как части речи по изученным признакам. Подбирать к глаголам синонимы, антонимы. Распознавать глаголы среди однокоренных слов и форм слов.

 

140.

12.04

 

Грамматика. Анаграммы и метаграммы. 

Знакомиться  с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы

 

141.

13.04

 

Глаголы в неопределённой форме. Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме.

Распознавать глаголы в неопределённой форме среди слов других частей речи, обосновывать правильность их определения. Подбирать к данным частям речи антонимы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

 

 

142.

14.04

 

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Определять значение глаголов (глаголы звучания).

 

143.

15.04

 

Контрольное  изложение №1 повествовательного текста.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять недочёты и ошибки

 

144.

18.04

 

Работа над ошибками. Времена глаголов.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  Осознавать значение глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Работать с определением времён глаголов. Распознавать время глаголов в предложениях и тексте.

 

145.

19.04

 

Грамматика. Анаграммы и метаграммы. 

Работа с примерами (Милан - налим, актер- терка ).

 

146.

20.04

 

Упражнение в определении времени глагола.

Распознавать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Ставить вопросы к глаголам. Наблюдать над написанием окончаний -ешь, -ишь в глаголах, сочетающихся с местоимением 2-го лица. Находить глагол в прошедшем времени по суффиксу -л-.

 

147.

21.04

 

Изменение глаголов по временам.

Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовывать одну форму глагола в другую. Определять время глаголов.

 

148.

22.04

 

Итоговое контрольное тестирование №2.

Проверять себя и оценивать свои достижения

 

149.

25.04

 

Работа над ошибками. Упражнение в изменении глаголов по временам.

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы. Преобразовывать одну форму глагола в другую. Определять время глаголов

 

150.

26.04

 

Грамматика. Шарады и логогрифы.

Знакомиться с происхождением  шарад и логогрифов. Составлять и разгадывать  шарады и логогрифы.

 

151.

27.04

 

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Наблюдать над изменением глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе. Образовывать от неопределённой формы глаголов формы глаголов в прошедшем времени. Определять род и число глаголов в прошедшем времени.

 

152.

28.04

 

Правописание частицы «не» с глаголами.

Находить глаголы с частицей не, осознавать значение высказывания, имеющего глагол с частицей не. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Составлять побудительные предложения, употребляя в них глагол с частицей не.

 

153.

29.04

 

Изложение №6 деформированного текста.             

Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях.

 

154.

4.05

 

Работа над ошибками

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  

 

155.

5.05

 

Грамматика. Шарады и логогрифы.

Составлять и разгадывать шарады и логогрифы.  Иллюстрировать  слова - ответы.

 

156.

6.05

 

Обобщение и коррекция знаний по теме « Глагол».

Разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

 

 

 

 

Повторение – 11ч.  Грамматика – 3ч.

 

 

157.

10.05

 

Урок – конференция.  Самостоятельные и служебные части речи.

Различать самостоятельные и служебные части речи. Определять их в тексте.

 

158.

11.05

 

Контрольный диктант №7 по теме «Изученные орфограммы за год».

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изучаемыми орфограммами. Осуществлять самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

 

159.

12.05

 

Работа над ошибками. , допущенными в контрольном диктанте по теме «».

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  

 

160.

13.05

 

Грамматика. Откуда пришли наши имена.

Знакомиться  с происхождением имен. Выполнять  творческую работу «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

 

161.

16.05

 

 Правописание окончаний имён прилагательных.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

 

162.

17.05

 

 Падежи имён существительных

Приводить примеры предложений с использованием в них определённой падежной формы имени существительного.

 

163.

18.05

 

 Обучающее сочинение №8 на тему «Почему я жду летних каникул»

Уметь составить текст-рассуждение.

 

164.

19.05

 

Работа над ошибками.  

Применять изученные ранее правила и алгоритмы при работе над ошибками.  

 

165.

20.05

 

Грамматика. Занимательное словообразование .

Участвовать в играх  на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».

 

166.

23.05

 

Правописание слов с изученными орфограммами.

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

 

167.

24.05

 

 Разбор слова по составу.

Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.

 

168.

25.05

 

Работа с текстом. Тема и главная мысль текста.

Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение

 

169

26.05

 

Деление текста на части.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста

 

170

27.05

 

Грамматика. КВН по русскому языку.

Участвовать в командном соревновании на проверку знаний по русскому языку.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная рабочая программа учебного предмета «русский язык» 3 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, планируемых результатов начального общего образования. Она состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования. Эту программу могут использовать молодые специалисты и учителя при разработке своей рабочей программы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 512 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.03.2020 79
    • DOCX 491 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мягкоход Анастасия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 101614
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 205 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 432 человека

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 14 регионов

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе