- 09.01.2021
- 407
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Русский язык.5 ч. в неделю.Пояснительная записка.Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии со следующими документами:1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗот 24 ноября 1995 г.С изменениями от 22.12.2008г.;5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);6.Приказ Министерства образования РФ«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;7.Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»от 04.09.1997 N 48(ред. от 26.12.2000); 8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД; 9.«Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова [Текст]. – М.: Просвещение, 2013. – 42с. 10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с. 11. Учебныйплан КГОБУ Черниговская КШИ.Роль и место дисциплины в образовательном процессе На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающихся к обучению письму. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время письма и рисования, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой. АдресатРабочая учебная программа предназначена для обучающихся 1 классаспециальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Педагогическая характеристика классаВ первом классе обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточностью. Они имеют различную подготовку. Одни поступают в первый класс из массовой школы после безуспешного обучения в ней. Другие приходят из массового детского сада, где было замечено их резкое отставание от сверстников. Третьи поступают в школу прямо из семьи и обычно бывают неподготовленными к обучению.Дети с интеллектуальным недоразвитием имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процесс письма.Наибольшие трудности при овладении навыками письма связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа, и синтеза. Первоклассники с трудом дифференцируют акустические сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т.к. каждый раз соотносят букву с разными звуками.Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графическому образу буквы, ее дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.В развитии первоначальных навыков письма важную роль играет сформированность двигательных операций. Отсутствие общей моторной координации действий у детей с интеллектуальным недоразвитием, проявляющаяся особенно в движениях мелких мышц руки, служит еще одним препятствием в формировании письма. Мышечная напряженность кисти руки, сопутствующие движения шеи, головы, усиливающийся тремор быстро истощают нервные и физические силы детей, приводят к снижению внимания и появлению ошибок в начертании букв, в соединении одной графемы с другой. Трудности вызывает и выработка навыков каллиграфии у первоклассников.В специальной (коррекционной) школе встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи; с более сложными недостатками зрительно-пространственной ориентировки, из-за чего в течении длительного времени они не усваивают конфигурацию букв или зеркально передают на письме изображения графем; со стойким снижением работоспособности, низким уровнем мыслительной деятельности. Все это создает дополнительные трудности в усвоении таким первоклассникам навыков письма.Соответствие Государственному образовательному стандартуПрограмма детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник автора Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.Структурно и содержательно программа для 1 класса составлена таким образом, что весь период обучения русскому языку рассчитан на 161час в год, 5 ч в неделю.Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.Задачи первого этапа обучения: углубленное изучение детей;включение их в школьные занятия;выработка первоначальных навыков письма;формирование умений строить простые предложения, вести беседу;воспитание первоначальных навыков повествовательной речи.Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы:развитие слухового восприятия и речевого слуха;развитие зрительного и пространственного восприятия;развитие пространственной ориентировки;развитие координации движений кисти руки и пальцев.коррекция нарушенийэмоционально-личностной сферы;развитие устной речи и обогащение словаря;коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Специфика программыПрограмма состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.Добукварный период. В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.На уроках письма и развития речи значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определённой последовательности и заданном направлении (слева на право, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху, овал, полуовал.К концу букварного периода обучающиеся должны владеть графическими навыками.В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составлении слогов, слов из букв разрезной азбуки..Основные содержательные линии курса развитие зрительного восприятия;развитие и координация движений кисти руки и пальцев;написание основных элементов букв;усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв;списывание с классной доски, с букваря (рукописный шрифт);письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава;прописная буква в именах людей (практическое ознакомление);самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов с последующей записью.Виды и формы организации учебного процессаФормы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются: различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый); конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, лесенка и т.д.);развитие и координация движений кисти пальцев и рук (лепка, складывание, резание и т.д.);рисование мелом на доске и карандашом в тетради прямых линий в различном направлении;написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях;написание строчных и прописных букв;списывание с букваря и классной доски букв, слов, предложений. Перечень учебно-методического обеспеченияОсновная1. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида.– М.: Просвещение, 2008.2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.Дополнительная1.Дидактический материал по русскому языку 2 класс. Пособие для учащихся. М: Просвещение, 1989.2.Воронкова В.В. Тетрадь по обучению грамоте. 1 класс.3.Экологический букварь.4.Раздаточный материал (схемы слов, предложений, касса букв и т.д.)5.Цветные полоски.6.Цветные геометрические фигуры.7.Элементы букв.8.Строчные и прописные буквы.9.Письменные слоги, слова.10.Разрезные картинки письменных слогов. 11.Буквы в картинках.12.Демонстрационные карточки печатных и письменных букв.13.Письменные буквы.
6 656 726 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Лагутина Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.