Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах. Педагогическая деятельность в соответствии с новым ФГОС требует от учителя наличия системы специальных знаний в области анатомии, физиологии, специальной психологии, дефектологии и социальной работы.

Только сейчас Вы можете пройти дистанционное обучение прямо на сайте "Инфоурок" со скидкой 40% по курсу повышения квалификации "Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" (72 часа). По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна). Автор курса: Логинова Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, учитель высшей категории. Начало обучения новой группы: 27 сентября. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КУРС по ОВЗ   

СМОТРЕТЬ СПИСОК ВСЕХ 203 КУРСОВ со СКИДКОЙ 40%
Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Скачать материал

hello_html_m47cbd0b.gifhello_html_m278431ac.gifhello_html_m47cbd0b.gifhello_html_m278431ac.gifРаздел 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа предназначена для проведения уроков русского языка по учебно-методическому комплексу С.И. Львовой, В.В. Львова в 6 классе и рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю). Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

-Закона РФ «Об образовании»;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 - 2016 учебный год;

-Базисного учебного плана (БУП), утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

-примерных программ по русскому языку для основного общего образования на базовом уровне на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2005 г.;

-авторской программы Львовой С.И., Львова В.В. «Русский язык» 6 кл. – М., «Мнемозина», 2010.

Изменения в рабочей программе по сравнению с авторской программой по русскому языку для 6 класса С.И.Львовой состоят в том, что авторская программа рассчитана на 176 часов – 5 часов в неделю, а Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 6 классе – 210 часов - 6 часов в неделю. Кроме того, данная программа апробируется мною с 6 класса . Поэтому к авторской программе добавлены некоторые изменения, как в распределении часов, так и в преподавании некоторых разделов, таких как: «Лексикология» и «Фразеология».

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе: Учебник. Русский язык. 6класс. Часть 1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений, издательство «Мнемозина». Авторы: Львова С.И., Львов В.В. на учебник получены положительные заключения Российской академии наук (№10106-5215/9 от 31.10.2007) и Российской академии образования (№ 01-677/5/7д от 29.10.2007);

Л.В. Прохватилина. Проверь себя. Рабочая тетрадь по русскому языка. 5 класс/под ред. С.И. Львовой;

И.П. Васильевых. Уроки русского языка в 6 классе / Под ред.С.И. Львовой, пособие для учителя.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Работа по данному УМК успешно проводится в течение десяти лет. Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 6-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное. развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.

Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:

  • привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;

  • формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;

  • способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.

Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.

Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).

Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. Это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому умение воспринимать и понимать содержание текста во многом определяет успешность обучения в целом. В связи с этим текст, прежде всего учебно-научный и художественный, становится объектом пристального внимания не только в процессе изучения раздела «Текстоведение», но и на каждом уроке русского языка.

Учебник С. И. Львовой и В. В. Львова включает богатый текстовый материал, предназначенный для работы по орфографии и пунктуации, языковых разборов, типологического и частичного стилистического анализа. Но ведущая цель работы включает следующие необходимые этапы: выразительное чтение и смысловой анализ текста.

Звучащая на каждом уроке выразительная речь – это одно из основных условий осознания эстетической функции изучаемых языковых явлений. Поэтому в программе предусмотрена систематическая работа по формированию навыков внимательного отношения к звучанию слов, к его произнесению, и при прочтении художественного текста, и при прочтении текстов деловых или научных, и в живом диалоге.

В шестом классе ребята совершенствуют умение использовать в соответствии с учебной задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.

При оценке чтения учащихся принимаются во внимание не только выразительность и темп, но и осмысленность. Показателями достаточного осмысления прочтённого текста является способность учащихся сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать соответствующий заголовок, ответить на вопросы по содержанию. Особое внимание при работе над анализом содержания необходимо уделять точному и полному отражению темы и идеи текста в ответах учеников.

В шестом классе продолжается работа по овладению способами успешного освоения теоретического материала (информационной переработки) - умением составлять план текста (простой, сложный; на основе вопросов, на основе предложений, содержащих тему каждой части; тезисный; план-конспект); вопросы по теоретическому материалу; конспекты разных типов (текстовый, выборочный, в форме тезисов) и т. д. Все эти задания отражены в тематическом и поурочном планировании.

Вокруг чтения сосредотачивается разнообразная работа, связанная с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельности, и прежде всего – с развитием способности создавать собственные устные высказывания, так как это один из основных способов демонстрации умения понимать и усваивать прочитанное.

Говорение. «Программа по русскому языку» С. И. Львовой построена таким образом, что устная речь учащихся становится объектом пристального внимания. На протяжении всего курса обучения русскому языку и в шестом классе в частности в соответствии с программой организуется систематическая работа по формированию навыков построения развёрнутых устных высказываний различного типа на лингвистические и свободные темы, по формированию культуры устного ответа. Система типовых упражнений «Устное высказывание» направлена на выработку и совершенствование следующих умений:

• выстраивать научное повествование и рассуждение на основе теоретического материала учебника;

• передавать в устной форме содержание средств графической наглядности: таблиц, схем, рисунков;

• создавать текст в устной форме в соответствии с предложенным планом, в том числе текст, содержанием которого является языковой разбор;

• составлять и излагать ответ с опорой на приведённые в упражнении примеры;

• создавать ответ на основе предлагаемых тезисов;

• высказывать свою точку зрения на различные проблемы в устной форме с учётом требований, предъявляемых к тексту как единице речи;

• выстраивать текст-рассуждение различной степени развёрнутости по содержанию данных высказываний (пословиц, высказываний выдающихся лингвистов, педагогов, писателей).

Овладению культурой общения способствуют упражнения по речевому этикету.

Слушание. Совершенствование навыков устной речи сопровождается обучением слушанию – умению полноценно воспринимать устные высказывания и озвученную письменную речь.

Письмо. Курс русского языка С. И. Львовой организован таким образом, что каждый урок становится уроком развития речи – и устной, и письменной. Систематическая работа в этом направлении в рабочей программе способствует развитию следующих речемыслительных и языковых умений и навыков:

• раскрывать предлагаемую тему;

• свободно излагать свои мысли и чувства в письменной форме: выражать отношение к содержанию устных и письменных высказываний, к предмету наблюдения, к явлениям окружающего мира;

• использовать в соответствии с темой и учебной задачей различные типы речи (рассуждение, повествование, описание);

• использовать определённые языковые средства в зависимости от темы и цели высказывания;

• самостоятельно следить за правильностью орфографического, пунктуационного, грамматического и речевого оформления собственных речевых высказываний;

• использовать средства речевой выразительности.

Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры в шестом классе – пять - семь предложений, но к указанному объёму нужно относиться как к примерному.

В шестом классе продолжается систематическая работа с типовыми упражнениями по формированию навыков правильного письма.

Слова или словосочетания из орфографического минимума включаются учителем в предлагаемый шестиклассникам дидактический материал.

Методическая система С. И. Львовой ориентирована на развитие различных видов памяти: зрительной, слуховой и моторной. Ориентируясь на детей с разными типами восприятия, программа предполагает дифференцированный подход в обучении на каждом уроке.

Программой предусмотрено использование разных способов предъявления материала: тексты, тезисы, таблицы, схемы, иллюстрации, фотографии, фотоколлажи, рисунки, репродукции картин.

Система работы на уроке

Основные пути овладения предметом «Русский язык» в 6 классе можно представить следующим образом: ежеурочная совместная и самостоятельная работа в классе; регулярная работа дома (самостоятельная, но с предварительными подробными рекомендациями и последующей совместной проверкой в классе).

Необходимое условие чёткой системы в работе учащихся и учителя – наличие традиционных этапов урока, обеспечивающих единство процесса работы школьников на уроке и дома.

Богатство и разнообразие материала, предлагаемого шестиклассникам в учебнике, позволяет дифференцировать и индивидуализировать содержание работы на уроке и объём домашней работы, а также обеспечивает учащимся возможность выбора материала для отработки формируемых на уроке умений.

Создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся через выполнение разнообразных по тематике творческих заданий различного уровня сложности.

Богатство материала позволяет предоставлять ребятам право выбора темы, которая в наибольшей степени соответствует их внутреннему настрою, и даже выбора между творческим заданием и заданием, не требующим разработки и реализации творческого замысла.

Методическая система программы нацелена на освоение богатства языка путём систематического наблюдения за языковыми фактами и речевыми явлениями: различные факты языка и речевые явления, соответствие устной и письменной речи языковым нормам, а также содержательная и эстетическая стороны речи становятся объектом постоянного внимания не только на других уроках, но и вне школы.

Шестиклассники располагают всем необходимым для самостоятельной работы на данном этапе обучения справочным материалом и уже обладают умением ориентироваться в лексикографических пособиях и извлекать необходимую информацию с различными учебными целями. Программа предлагает продолжить работу по формированию потребности в использовании справочного материала для определения, уточнения и подтверждения фактов языка и на уроках, и в ходе домашней подготовки, и в повседневной жизни.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию,личностно-ориентированного,когнитивно-коммуникативного,деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи:

формировать знания об устройстве и функционировании родного языка;

овладевать основными нормами современного русского литературного языка;

формировать умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, которые органично сочетались бы с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно- нравственных и эстетических качеств личности школьника;

обеспечить в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа;

развивать абстрактное мышление, память, воображение, коммуникативные умения, а также навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования;

совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности.

научиться составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль изученных частей речи;

правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами,

правильно и уместно употреблять их в речи;

проводить интонационный анализ простого предложения;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения;

использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.


Раздел 4.Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

Основные умения и навыки (6 класс)

Речевая деятельность.

Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.

Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; уместно использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее) в зависимости от коммуникативной задачи; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.

Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.

Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.

Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.

Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.

Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.

Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.

Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.

Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правил











Раздел 2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Родной язык

3 ч

    1. - 5.09


Русская орфография как система правил

13+9ч

07.09 - 08.10


Синтаксис и пунктуация

14ч

10.10 - 26.10


Текстоведение

13 ч

27.10 - 19.11


Лекика и фразеология

12ч

21.11 – 02.12


Морфология.

Имя существительное


13+4 ч


03.12 - 21.12


Имя прилагательное

15+7ч

22.12 – 26.01


Глагол и его формы

Глагол


11+3 ч


27.01 - 14.02


Деепричастие и причастие как глагольные формы

2 часа

15.02- 16.02


Деепричастие

9 ч

17.02- 28.02


Причастие

21+1ч

29.02 - 26.03


Имя числительное

16 +6ч

02.04 - 26.04


Местоимение

23+3 ч

27.04 - 28.05


Повторение изученного в 6 классе

10+2 ч

29.05- 30.05



Раздел 3. Содержание учебного материала


I. Родной язык. Красота и богатство родного языка, его роль в жизни человека. Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка. Различение функциональных разновидностей языка и стилей речи. Речевые этикетные формулы.

II. Повторение. Орфография . Орфография как система правил. Основной закон орфографии. Правописание гласных в корне. Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов. Правописание И-Ы после приставок в корнях слов. Правописание гласных о – а в корнях с чередованием. Правописание согласных в корнях слов.

Группы приставок по выбору написания. Правописание приставок пре- и при -. Приставки иноязычного происхождения (анти-, архи-, де -, интер -). Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов (-чик - / -щик; _к- /-ск -; -ыва-/- ива-)

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Правописание ё (е) - о после шипящих и ц в корнях слов. Правописание ё (е) - о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. Правила употребления Ь и Ъ. Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи. Диалог с использованием этикетных слов и оборотов.

III. Синтаксис и пунктуация.Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний в русском языке. Соблюдение норм построения словосочетаний, требований согласования и управления. Предложение как единица синтаксиса. Интонационный анализ предложений. Правила поведения воспитанного человека в побудительных предложениях. Члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Грамматическая основа предложений. Односоставные предложения. Конструкции, осложняющие простое предложение. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Предложения с обращением. Вводные слова. Использование этикетных формул обращений в устной и письменной речи.

Предложения со сравнительным оборотом. Пунктуация в предложениях с устойчивыми сравнениями. Виды сложных предложений. Пунктуация в сложном предложении. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Речевой этикет. Составление диалога по заданной модели (формуле речевого этикета). Пунктуация как система правил. Постановка знаков препинания в предложениях изученных конструкций.

IV. Текстоведение. Основные признаки текста. Типы и стили речи, их основные признаки. Композиция текста. Определение основной мысли текста, подбор заголовка. План текста и его виды. Составление простого, сложного, тезисного плана. Способы и средства связи предложений в тексте. Последовательная связь. Использование основных средств связи предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Исправление неоправданных речевых повторов. Сочетание разных способов связи предложений в тексте. Построение схемы текста, отражающей виды связи предложений. Смысловая связь предложений в тексте. Использование лексического повтора как средства связи предложений в тексте. Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование. Типы речи. Повествование. Рассказ. Речевой этикет. Составление диалога по схеме. Повествование с элементами описания и рассуждения. Описание и его виды

Составление диалога с описанием места. Основные требования к содержанию и композиционному оформлению текста.

V. Имя существительное -. Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке, их распознавание. Морфологические признаки имени существительного. Правильное употребление имени существительного в речи.

Способы образования имен существительных. Характеристика языковых признаков имен существительных на основе анализа морфемной модели. Образование имен существительных путем сложения. Различение разных видов сложения. Слитное и дефисное написание сложных имен существительных. Правила произношения имен существительных. Орфоэпические нормы. Правила изменения имен существительных и использования их в речи. Грамматические нормы. Лексические нормы употребления имен существительных в речи. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении. Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Стилистическая роль имен существительных. Лексический повтор как средство связи и художественной выразительности. Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений. Употребление оценочных существительных.

VI. Имя прилагательное . Грамматические признаки имени прилагательного. Различение постоянных и непостоянных признаков имен прилагательных и морфологический разбор. Речевая роль имени прилагательного. Основные способы образования имен прилагательных, их определение. Словообразовательные гнезда слов. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных. Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными и прилагательными. Правильное произношение имен прилагательных. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Правильное образование форм имени прилагательного. Лексические нормы. Правильное употребление прилагательных в речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных. Роль имен прилагательных в художественном и научном текстах. Выразительные возможности имени прилагательного. Работа с учебным словарем эпитетов.

VII. Глагол . Морфологические признаки глагола. Постоянные морфологические признаки глагола. Непостоянные морфологические признаки глагола. Различение постоянных и непостоянных признаков глагола. Морфологический разбор глагола. Основные способы образования глаголов. Определение основных способов образования глаголов. Морфемный и словообразовательный разбор глаголов. Орфографический, пунктуационный, лексический анализ. Орфоэпические нормы. Правильное произношение глаголов. Грамматические нормы. Правильное образование и употребление форм глаголов, соблюдение норм управления. Лексические нормы. Правильное употребление глаголов в речи. Синтаксическая роль глагола. Анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Роль глагола в текстах разных стилей. Уместное использование синонимов и антонимов. Элементарный анализ художественного текста. Правила речевого поведения.

VIII. Деепричастие . Деепричастие и причастие как особые формы глагола. Распознавание причастий и деепричастий по суффиксам. Деепричастие как особая форма глагола. Определение глагольных признаков у деепричастий. Морфологический разбор. Деепричастие как особая форма глагола. Аргументированный анализ отличий деепричастия от слов других частей речи. Роль деепричастия в словосочетании и предложении. Деепричастный оборот. Постановка знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий совершенного и несовершенного вида. Сочинение-миниатюра. Раздельное и слитное написание НЕ с деепричастиями и глаголами. Орфоэпические и лексические нормы употребления деепричастий. Грамматические нормы. Правильное образование деепричастий. Синтаксические нормы. Правильное построение предложений с деепричастными оборотами.

IX. Причастие. Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия. Распознавание причастий. Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий. Различение причастий и деепричастий. Правописание безударных окончаний причастий. Роль причастия в художественном описании. Понятие о причастном обороте. Выделение определяемого слова и причастного оборота.

Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами.

Понятие об обособлении. Выделение на письме запятыми обособленного определения, выраженного причастным оборотом. Деление причастий на группы.

Образование действительных и страдательных причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание суффиксов причастий. Использование глагола и его особых форм в художественных текстах. Синонимическая замена причастий оборотами который + глагол. Полные и краткие формы страдательных причастий. Условия написания Н и НН в причастиях. Орфоэпические нормы. Правильное произношение причастий.

Грамматические нормы. Правильное образование действительных и страдательных причастий. Лексические нормы. Правильное употребление причастий в речи.

Синтаксическая роль причастий и деепричастий. Морфологический разбор.

Изобразительно- выразительная роль причастий и деепричастий в текстах разных стилей.

X. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Имена числительные количественные и порядковые. Написание Ь в количественных числительных. Правописание количественных и порядковых числительных. Склонение числительных от пяти до тридцати и от пятидесяти до восьмидесяти.

Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на –сот.

Склонение числительных один, два, три, четыре. Склонение собирательных числительных. Склонение дробных числительных. Образование падежных форм порядковых числительных. Склонение составных количественных числительных. Морфологический разбор имени числительного. Орфоэпические нормы. Правильное произношение имен числительных. Грамматические нормы. Правильное образование падежных форм имен числительных. Лексические нормы. Правильное употребление имен числительных в речи. Числительные во фразеологизмах. Роль имени числительного в словосочетании и предложении. Роль имени числительного в деловом и научном стилях.

XI. Местоимение. Местоимение как часть речи. Наблюдение за местоимением в речи. Разряд как постоянный морфологический признак местоимений. Склонение личных местоимений. Личные местоимения как средство связи предложений в тексте. Возвратное местоимение себя. Общее значение и морфологические признаки притяжательных местоимений. Этикетные правила употребления в речи личных местоимений ты и вы ( Вы),притяжательного Ваш.

Общее значение и грамматические признаки вопросительно-относительных местоимений. Общее значение и грамматические признаки неопределенных местоимений. Дефисное написание морфем - то, - либо, - нибудь, кое -. Использование неопределенных местоимений в речи. Общее значение, грамматические признаки и правописание отрицательных местоимений. Различение приставок не - и ни - отрицательных местоимений. Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений. Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений. Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов. Морфологический разбор.

Орфоэпические нормы. Правильное произнесение местоимений разных разрядов. Транскрипция. Грамматические нормы. Правильное употребление личных местоимений 3 лица с предлогами. Лексические нормы. Правильное употребление местоимений в речи. Местоимения в устойчивых сочетаниях. Синтаксическая роль местоимения. Определение синтаксической роли местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Местоимение как средство связи предложений и абзацев в тексте.

XII. Повторение изученного в 6 классе . Слово – основная единица языка. Повторение трудных случаев орфоэпических, грамматических, лексических норм. Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии. Основной принцип русской орфографии. Правописание Ь после шипящих. Основной принцип русской орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания внутри предложения. Простое осложненное предложение. Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматического разбора.




Виды и формы контроля

Учащиеся 6 класса должны иметь чёткое представление о том, какие формы контроля им будут предложены, задания какого содержания им придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует ребят в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:

  • эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;

• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;

• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;

• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;

  • правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:

• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;

• включение в урок повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;

  • целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;

  • систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.

В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями в рабочей программе предусмотрены следующие виды и формы контроля:

Виды и формы контроля

Учащиеся 6 класса должны иметь чёткое представление о том, какие формы контроля им будут предложены, задания какого содержания им придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует ребят в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:

эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;

• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;

• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;

• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;

правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:

• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;

• включение в урок повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;

целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;

систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.

В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями в рабочей программе предусмотрены следующие виды и формы контроля:

Виды и формы контроля

Учащиеся 6 класса должны иметь чёткое представление о том, какие формы контроля им будут предложены, задания какого содержания им придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует ребят в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:

• эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;

• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;

• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;

• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;

• правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:

• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;

• включение в урок повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;

• целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;

• систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.

В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями в рабочей программе предусмотрены следующие виды и формы контроля:

Виды и формы контроля

Учащиеся 6 класса должны иметь чёткое представление о том, какие формы контроля им будут предложены, задания какого содержания им придётся выполнять по итогам изучения темы. Это активизирует ребят в процессе работы и психологически подготавливает к выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Успешность выполнения самостоятельных и контрольных работ обуславливается следующими факторами:

• эффективная подготовка учащихся к выполнению заданий самостоятельной или контрольной работы по определённой теме на уроках;

• внимательное отношение учителя к возникающим в ходе изучения темы у отдельных учащихся трудностям в осмыслении и применении теоретического материала;

• неоднократное выполнение на предыдущих уроках заданий, аналогичных заданиям самостоятельной и контрольной работы;

• отработка умения выбирать правильное написание в словах с теми орфограммами, которые включаются в текст контрольных диктантов, на предыдущих уроках;

• правильное организованное повторение и обобщение изученного по теме материала:

• отбор для урока-обобщения заданий, которые вызвали в ходе изучения темы наибольшие затруднения, а также орфографического материала, позволяющего отработать те написания, в которых допускалось наибольшее количество ошибок в домашних и классных работах;

• включение в урок повторения разъяснений, важность которых была определена на основе проверки работ учащихся на уроке и дома, а также в ходе анализа текущих самостоятельных работ;

• целесообразность и посильность для учащихся предлагаемых для работы дома заданий;

• систематический анализ на уроках наиболее типичных ошибок, допускаемых учащимися в письменных классных, домашних и текущих самостоятельных работах и выработка у них навыка самостоятельного анализа допущенных ошибок.

В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями в рабочей программе предусмотрены следующие виды и формы контроля:

• диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий, самодиктант);

• изложение (подробное, сжатое, выборочное, с продолжением, с перегруппировкой материала);

• лингвистический и комплексный анализ текста;

• устное высказывание на лингвистическую тему;

• письменное высказывание на лингвистическую тему (сочинение);

• тест,

• рецензия на предложенный текст в виде сочинения.



ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 6 КЛАССЕ


Входной

№ п/п

Тема

Цели

Форма

Дата проведения

Русская орфография как система правил

Уровень сформированности ЗУНов по теме

контрольная работа (диктант).

Сентябрь 2015


Промежуточный

№ п/п

Тема

Цели

Форма

Дата проведения

1.

Синтаксис и пунктуация

Уровень сформированности ЗУНов по теме

контрольная работа (диктант)

Октябрь 2015

2.

Текстоведение

Уровень сформированности ЗУНов за 1 четверть

контрольная работа (диктант)

Ноябрь 2015

3.

Лексика и фразеология

Уровень сформированности ЗУНов по теме

контрольная работа (диктант)

Ноябрь 2015

4.

Морфология. Имя существительное.

Уровень сформированности ЗУНов по теме

контрольная работа( тест), зачёт

Декабрь 2015

5.

Прилагательное


Уровень сформированности ЗУНов за 1 полугодие

Контрольное сочинение по картине Пластова «Саня Маликов», контрольное тестирование.

Январь 2016

6.

Глагол


Уровень сформированности ЗУНов по теме

Контрольное тестирование по теме «Глагол».

Февраль 2016

7.

Деепричастие

Уровень сформированности ЗУНов по теме

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Февраль 2016

8.

Причастие

Уровень сформированности ЗУНов по теме

Контрольная работа (разученный диктант)

Март 2016

9.

Числительное

Уровень сформированности ЗУНов за 3 четверть

контрольная работа (диктант)

Апрель 2016

10.

Местоимение

Уровень сформированности ЗУНов по теме

Контрольная работа (зачёт)

Май 2016


Итоговый

№ п/п

Тема

Цели

Форма

Дата проведения

1.

Повторение изученного в 6 классе

Уровень сформированности ЗУНов по итогам года

контрольная работа (диктант)

Май 2016


Учебно-методический комплект для учащихся:

Программа:

Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (автор-составитель С.И.Львова). – 3-е издание, переработанное М., Мнемозина, 2009.

Учебники:

С.И.Львова. Русский язык. 6 класс. Комплект из 3-х частей.- М., 2010


Рабочие тетради:

И.П. Васильеых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. 6 класс. В 2 частях. – М.: Мнемозина, 2010.

Л.В. Прохватилина. Проверь себя.6 класс. - М.: Мнемозина, 2010.

Л.В. Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 6 класс. - М.: Мнемозина, 2010.

Методическое пособие:

И.П. Васильевых «Уроки русского языка в 6 классе». Пособие для учителя. – М., 2010.


Учебное учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку для учащихся:

  1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995.

  2. Будагов Р. А. Портреты языковедов XIXXX вв. Из истории лингвистических учений. — М.; Л., 1988.

  3. Быкова Г. В. Блистательные лингвисты России. — Благовещенск, 2004.

  4. Вартанъян Э.А. Путешествие в слово. — М., 1987.

  5. Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.

  6. Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.

  7. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). — М.; Л., 1966.М., 1088.

  8. Гвоздарёв Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. -

  9. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.

  10. Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.

  11. Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

  12. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.

  13. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.

  14. Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.

  15. Дейкина А.Д., ПахноваТ.М. Универсальные учебные матералы. 5-6 классы. - М, 2008

  16. Донских О. А. К истокам языка. — Новосибирск, 1988.

  17. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.

Школьные словари русского языка

  1. Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).

  2. Варанов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

  3. Выстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

  4. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

  5. Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.

  6. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

  7. Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

  8. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

  9. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.

  10. Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографи-ческий словарь русского языка. — М., 1981.

  11. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIIIXX вв.). — М., 1996.

  12. Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.

  13. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

  14. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.

  15. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

  16. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.


Учебное учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку для учителя:

  1. Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2001.

  2. Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.

  3. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. — М., 1976.

  4. Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.

  5. Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.

  6. Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.

  7. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / В. И. Капинос и др. — М., 2002, 2003—2004, 2004—2005.

  8. Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

  9. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  10. Капинос В. И., Сергеева Н. Н„ Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. — М., 1994.

  11. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994

Календарно-тематическое планирование уроков по русскому языку

Учебный год 2015-2016

Класс 6 «А»

УМК (название учебника, автор, год издания)

«Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в трех частях», С.И. Львова, В.В. Львов. Москва, «Мнемозина», 2010г.

Общее количество часов за год 210

Количество часов в неделю 6

урока

Дата факт

Раздел программы

Количество

часов по разделу

Содержание урока (тема)

Примечание

1


Родной язык

3

Родной язык.


2




Функциональные разновидности языка.


3




Функциональные разновидности языка.


4


Орфография

22

Правописание корней.






Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне. Корни с

чередованием.


5




Правописание корней. Корни с чередованием.


6




Правописание корней. Корни с чередованием.


7




Правописание приставок. Правописание первой буквы в корнях, начинающихся с И.


8




Правописание приставок. Правописание первой буквы в корнях, начинающихся с И.


9




Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.


10




Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.


11




Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.


12




Правописание иноязычных приставок.


13




Правописание суффиксов –ЕК и –ИК.


14




Правописание суффиксов –ЧИК и -ЩИК.


15




Правописание суффиксов –К и –СК в именах прилагательных.


16




Правописание суффиксов –ОВА и –ЕВА у глаголов.


17




Правописание безударных окончаний.


18




Употребление Ё(Е) – О после шипящих и Ц ( в корне, суффиксах, окончаниях).


19




Употребление Ё(Е) – О после шипящих и Ц


20




Употребление Ь и Ъ.


21




Слитные, дефисные и раздельные написания.


22




НЕ с именами существительными.


23




Р.Р. Изложение.у.90. С.41.


24




Контрольная работа №1 (контрольный диктант с грамматическим заданием).


25


Синтаксис и пунктуация

14

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды словосочетаний.


26




Предложение. Виды предложений.


27




Главные и второстепенные члены предложения.


28




Р.Р. Изложение. У.127. С.54.


29




Простые осложненные предложения. Предложения с однородными членами и обращениями.


30




Простые осложненные предложения. Предложения с вводными словами и сравнительными оборотами.


31




Сложное предложение и его виды.


32




Сложное предложение и его виды.


33




Предложения с прямой речью.






Предложения с прямой речью. Диалог. Пунктуационное оформление диалога.


34




Пунктуация как система правил.


35




Пунктуация как система правил.


36




К.р. №2. Диктант с языковым анализом по разделу «Синтаксис и пунктуация»






Анализ контрольной работы.


37


Текстоведение

13

Текст как единое целое.


38




Текст как единое целое. Смысловые части. Микротема.


39




Простой и сложный план текста.


40




Связь предложений в тексте. Последовательная связь.


41




Связь предложений в тексте. Параллельная связь.


42




Р.Р. Сжатое изложение по у. 227. С.97.


43




Смысловая связь предложений в тексте.


44




Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.


45




Повествование как тип речи. Рассказ.


46




Описание как тип речи.


47




Описание как тип речи. Разновидности описания (описание места, состояния природы, характера человека и его внешности).


48




Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста.


49




Р.Р. Обучающее изложение по у. 271.


50


Лексика и фразеология.

12

Деление лексики на группы в зависимости от смысловых отношений. Однозначные и многозначные слова.


51




Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.


52




Деление лексики по происхождению слов. Исконно русские и заимствованные слова.


53




Исконно русские и заимствованные слова.


54




Лексика ограниченного употребления. Профессионализмы. Термины. Жаргонизмы.


55




Диалектизмы.


56




Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.


57




Фразеология. Фразеологизм. Фразеологический оборот.


58




Фразеология. Фразеологизм. Фразеологический оборот.


59




К.р. №3. Диктант с языковым анализом слов по разделу «Лексика и фразеология».






Анализ контрольной работы.


60




Р.Р. Подготовка сочинению по картине В. Серова «Девочка с персиками» у. 269. С.269


61


Имя существительное.

17

Имя существительное как часть речи.


62




Несклоняемые, разносклоняемые существительные.


63




Существительные общего рода.


64




Словообразование имен существительных.


65




Словообразование имен существительных. Сложение.


66




. Сложносокращенные слова.


67




Правописание сложных имен существительных.


68




Правописание сложных имен существительных.


69




Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Языковые нормы.


70




Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Грамматические нормы.


71




Правильное употребление имен существительных. Лексические нормы.


72




Имя существительное в словосочетании и предложении.


73




Имя существительное в словосочетании и предложении.


74




Имя существительное в тексте.


75




Имя существительное в тексте.


76




Зачет по теме «Имя существительное».






К .р.№4 Контрольное тестирование по теме « Имя существительное»


77


Имя прилагательное.

22

Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.


78




Разряды прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные.


79




Разряды прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные.






Разряды прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные.


80




Словообразование имен прилагательных.


81




Словообразование имен прилагательных. Словообразовательные гнезда слов и словообразовательные цепочки слов.


82




Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы» по у.412.


83




Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных.


84




Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных.


85




Правописание Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных.


86




Правописание сложных имен прилагательных.


87




Правописание сложных имен прилагательных.


88




Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными, прилагательными.


89




Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными, прилагательными.


90




Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. Орфоэпические, грамматические нормы.


91




Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. Лексические нормы.


92




Имя прилагательное в словосочетании и предложении.


93




Имя прилагательное в словосочетании и предложении. Синтаксическая роль прилагательных в тексте.


94




Имя прилагательное в тексте.


95




Имя прилагательное в тексте.


96




Р.р. Сочинение по картине Н. Пластова «Саня Маликов» по у. 482. С.205.






К.р.№ 5.Контрольное тестирование по теме « Имя прилагательное»


97


Глагол

14

Глагол как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки глаголов.


98




Постоянные признаки глагола. (Вид, переходность-непереходность, возвратность-невозвратность, спряжение)


99




Непостоянные признаки глагола. Наклонение. Изъявительное наклонение.


100




Непостоянные признаки глагола. Наклонение. Условное наклонение.






Непостоянные признаки глагола. Наклонение. Повелительное наклонение.


101




Словообразование глаголов.


102




Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические, грамматические нормы.


103




Культура речи. Правильное употребление глаголов. Лексические нормы.


104




Глагол в словосочетании и предложении.


105




Глагол в словосочетании и предложении. Составное глагольное сказуемое.


106




Глагол в тексте.


107




К.р. №6. Разученный диктант по у.520. С.15-16. 2 часть.


108




Деепричастие и причастие как особые формы глагола.


109




Р.Р. Подготовка к сочинению по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». По у. 558. С.31. 2 ч.


110


Деепричастие

9

Морфологические признаки деепричастия.


111




Морфологические признаки деепричастия.


112




Деепричастный оборот.


113




Деепричастный оборот.


114




Деепричастия несовершенного и совершенного видов.


115




Деепричастия несовершенного и совершенного видов.


116




Правописание НЕ с деепричастиями.


117




Культура речи. Правильное употребление деепричастий.


118




К.р. №7. Диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие».


119


Причастие

22

Морфологические признаки причастия.


120




Морфологические признаки причастия. Образование причатий.


121




Морфологические признаки причастия.


122




Морфологические признаки причастия.


123




Причастный оборот.


124




Причастный оборот в предложении.


125




Причастный оборот в предложении.


126




Действительные и страдательные причастия.


127




Действительные и страдательные причастия.


128




Действительные и страдательные причастия.


129




Действительные и страдательные причастия.


130




Действительные и страдательные причастия.


131




Действительные и страдательные причастия.


132




Полные и краткие страдательные причастия.


133




Правописание полных и кратких причастий.


134




Правописание полных и кратких причастий.


135




Культура речи. Правильное употребление причастий.


136




Культура речи. Правильное употребление причастий.


137




Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении.


138




Деепричастие в тексте.


139




Деепричастие в тексте.


140




К.р. №8. Диктант с языковым заданием по теме «Глагол и его формы».


141


Имя числительное

22

Общее значение числительных и употребление в речи.


142




Постоянные морфологические признаки имен числительных.


143




Разряды имен числительных.


144




Разряды имен числительных.


145




Разряды имен числительных.


146




Непостоянные морфологические признаки числительных.


147




Склонение количественных числительных.


148




Склонение количественных числительных.


149




Склонение количественных числительных.


150




Склонение собирательных числительных


151




Склонение собирательных числительных


152




Склонение дробных числительных.


153




Склонение дробных числительных.


154




Склонение составных количественных числительных.


155




Склонение составных количественных числительных.


156




Склонение порядковых числительных.


157




Склонение порядковых числительных.


158




Культура речи. Правильное употребление имен числительных.


159




Культура речи. Правильное употребление имен числительных.


160




Имя числительное в предложении.


161




Имя числительное в тексте.


162




К.р. №9. Диктант с языковым заданием по теме «Имя числительное».


163


Местоимение

26

Общее значение местоимений и употребление их в речи.


164




Разряды местоимений.


165




Личные местоимения.


166




Личные местоимения.


167




Возвратное местоимение.


168




Притяжательные местоимения.


169




Притяжательные местоимения.


170




Вопросительно-относительные местоимения.


171




Вопросительно-относительные местоимения.


172




Неопределенные местоимения.


173




Неопределенные местоимения.


174




Неопределенные местоимения.


175




Отрицательные местоимения.


176




Отрицательные местоимения.


177




Указательные местоимения.


178




Указательные местоимения.


179




Определительные местоимения.


180




Определительные местоимения.


181




Культура речи. Правильное употребление местоимений.


182




Культура речи. Правильное употребление местоимений.


183




Местоимение в словосочетании и предложении.


184




Местоимение в словосочетании и предложении.


185




Местоимение в тексте.


186




Повторение и обобщение по теме «Местоимение».


187




Р.Р. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» по у. 310 и 670.


188




К.р. №10. Диктант с языковым анализом по теме «Местоимение».


189


Повторение изученного в 6 классе

16

Слово как основная единица языка


190




Слово как основная единица языка


191




Правописание: орфография и пунктуация. Правописание безударных гласных и чередующихся гласных в корнях слов.


192




Правописание приставок.


193




Правописание приставок.


194




Слитные, дефисные и раздельные написания с различением морфем.


195




Слитные, дефисные и раздельные написания сложных слов.


196




Написание сложных и составных числительных.


197




Знаки препинания внутри предложения. Пунктуация.


198




Простое осложненное предложение. Правила постановки тире.


199




Правила постановки двоеточия.


200




Орфографический и пунктуационный анализ текста.


201




Виды грамматических разборов.


202




К.р. №11. Диктант с языковым анализом по теме «Повторение изученного».


203




Анализ контрольной работы.


209-210




Резервные уроки.




































Приложение 1.

Контрольные работы.



Контрольная работа №1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Орфография как система правил».

Берёза.

Мы посадили в ящик с землей молодую берёзку. В саду уже поселилась осень, на берёзах появились жёлтые пряди. Но берёза в комнате всё молодела, её листья оставались зелёными и живыми.

Октябрьской ночью пришли первые заморозки. В эту ночь я проснулся от звука пастушьего рожка. Я оделся и вышел в сад.

Ветра не было, но с деревьев падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листва с них сыпалась печальным дождём.

Я вернулся в комнату и посмотрел на берёзку в кадке. За ночь листья её пожелтели. Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она вся облетела.

99 слов. (По К. Паустовскому)

Задания

  1. Выпишите из текста по 2 примера на 5 изученных орфограмм. Орфограммы объясните графически.

  2. Запишите по 2-3 примера однокоренных слов к словам пожелтеть (вариант l), теплота (вариант ll)


Контрольная работа №2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по разделу «Синтаксис и пунктуация».


Диктант.

В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно.

Перед самым стеклом, как маленький вертолет, висел в воздухе воробей. Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул.

Тут я увидел большую зелёную муху. Она жужжала и металась по стеклу. Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.

Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату. Мне стало жалко и воробья, и муху. Утро такое хорошее, а они попались.

Я спрыгнул с кровати и распахнул окно. Летите, глупышки, по своим делам! Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.

99 слов. (По Ю. Алешковскому)

Задания.

  1. Озаглавьте текст.

  2. Выпишите из текста предложение с обращением.

  3. Выпишите из текста предложение, которое соответствует схеме - = , а - = .

  4. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.


Контрольная работа № 3. Контрольный диктант с языковым разбором слов по разделу «Лексика и фразеология».

Диктант.

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку и живут отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное.

Много есть на свете разных хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

66 слов. (К. Ушинский)

Задания.

  1. Докажите, что глагол звать (зовём (Россию)) является многозначным.

  2. Выпишите из текста языковой синоним к слову родина. Продолжите синонимический ряд своим примером.

  3. Выпишите из текста контекстные синонимы к слову Россия.

  4. Найдите в тексте однокоренные слова и запишите к ним антонимы.

  5. Найдите в третьем предложении текста слово, имеющее омоним, и запишите фразеологизмы, в которых этот омоним используется.

  6. Выпишите из текста фразеологизм и объясните его значение с помощью синонима и путём толкования.

  7. Определите тип речи данного текста и обоснуйте свою точку зрения.


Контрольная работа №4. Зачёт по теме «Имя существительное».

Диктант с языковым разбором.

Лесные силачи.

Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.

Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять сучок, только шляпку свою раздвоил.

Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона – награда победителю.

56 слов. (По Н. Сладкову)

Задания.

  1. Запишите существительные подосиновик, соревнование (вариант l) и подберёзовик, победитель (вариант ll) в составе словообразовательных пар.

  2. Выпишите из первого предложения текста слова дождя (вариант l) и соревнования (вариант ll) и проведите их морфологический разбор.

  3. Выпишите из предложений текста словосочетания, которые соответствуют следующим моделям (по одному для каждой модели): гл×аг .+ сущ., су×щ.+ сущ., прил.+ су×щ.

  4. Проведите синтаксический разбор предложений

вариант l. Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.

вариант ll. Алая шапка чемпиона – награда победителю.

  1. Определите тип речи текста.

Контрольная работа №5. РР Сочинение по картине Н. Пластова «Саня Маликов». По разделу «Имя прилагательное».

Учебник. Упражнение 482. Репродукция картины в приложении к учебнику «Справочные материалы». Цель: описание портрета мальчика. Задача: используя материалы словарика эпитетов, создать текст описание портрета, постараться раскрыть характер главного героя, его настроение.


Контрольная работа №6. Разученный диктант по у. 520. С.15-16. 2 ч.

Задания к упражнению. Цель: орфографический и пунктуационный анализ текста.

Анализ текста. Запись под диктовку.


Контрольная работа №7. Диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие».

Волшебная роса.

Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку. Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги, выбрался из палатки на лесную поляну.

Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых серёжках. Я тронул его пальцем, и он рассыпался на множество мелких камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле.

Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!

113 слов. (По И. Дегтярёвой)


Задания.

  1. Выпишите из предложений 1 абзаца глаголы, ставя их в неопределённую форму, и образуйте от них соответствующие деепричастия. Укажите морфемный состав этих глаголов и деепричастий.

  2. Выпишите из предложений первого (вариант 1) и второго (вариант 11) абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.

  3. Проведите синтаксический разбор предложения Замерев от восторга, я смотрел на эту удивительную красоту.



Контрольная работа №8. Диктант с языковым разбором по теме «Глагол и его формы».

Верблюд и Муравей.

Шествовал по пескам Верблюд. Вдруг оказался на его пути Муравей. Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.

Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.

Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку бамбука и, прицелившись, отпустил её.

Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва. Верблюд вихрем умчался прочь.

На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда. Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку. Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.

119 слов. (По А. Иванову)

Примечание. Предупредить, что Верблюд, Муравей, Лев используются в значении имён собственных. Выписать на доску слово бамбук.

Задания.

  1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий, использованных в предложениях 1 и 2 (вариант 1), 3 и 4 (вариант 11) абзацев текста.

  2. Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя, продолжавший (вариант 1); обогнал, прицелившись, притаившегося (вариант11).

  3. Проведите синтаксический разбор последнего (вариант 1) и третьего (вариант 11) предложений текста.



Контрольная работа №9. Диктант с языковым заданием по теме «Имя числительное». Разученный диктант по упражнению 770. С.130, 2ч.





Контрольная работа №10. РР Контрольное сочинение по картине А Саврасова «Грачи прилетели» (на материале упражнений 910 и 670).





Контрольная работа №11. Зачёт по теме «Местоимение».

Задания.

  1. В течение 10 минут самостоятельно провести устный орфографический и пунктуационный анализ текста у. 906. Записать его под диктовку.

  2. Подчеркните те слова и сочетания слов, которые использованы в этом тексте для связи предложений.

  3. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в начальную форму и указывая разряд.

  4. Местоимения каких разрядов не использованы в этом тексте? Напишите названия этих разрядов и все местоимения, которые их составляют.

  5. Проведите морфологический разбор местоимений из предложения Вот какая щедрая земля в той стране.

  6. Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста.



Контрольная работа №12. Диктант с языковым анализом по итогам

повторения.

Ослик.

В детстве в какой-то книжке я прочёл, что у ребят был свой ослик. Они сами его кормили и всюду на нём ездили. Ослик стал моей детской мечтой.

Повзрослев, я стал много путешествовать. Оказавшись в Таджикистане, я решил прокатиться на ослике. Его хозяин посоветовал мне взять с собой палку. Палку я не взял и очень об этом пожалел.

Ослик всё время останавливался, ревел и дальше не шёл, а потом вдруг побежал, завёз меня на середину широкого ручья и остановился. Вода в ручье ледяная, а до берега далеко!

Хорошо, что хозяин, пришедший за мной к ручью, сломал прут и погрозил ослику.

Так я сам убедился, что ослик не послушное, а упрямое и своенравное животное.

112 слов. (По Г. Снегирёву)

Задания.

  1. Проведите орфоэпический разбор слова детский.

  2. Проведите фонетический разбор сов решил (вариант 1) завез (вариант11).

  3. Укажите морфемный состав глаголов и особых форм глагола в 1 предложении второго абзаца (вариант 1) и во 2 предложении второго абзаца (вариант 11).

  4. Выпишите из текста причастие и проведите его морфологический разбор.

  5. Подчеркните в 1 предл (вариант 1) и во 2 предл (вариант 11) все местоимения как члены предложения и укажите их разряд.

  6. Составьте схему, объясняющую постановку знаков препинания в 1 предложении третьего абзаца.

  7. Проведите синтаксический разбор предложения Палку я не взял и очень об этом пожалел.





39


Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Скачать материал
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная рабочая программа предназначена для проведения уроков русского языка по учебно-методическому комплексу С.И. Львовой, В.В. Львова в 6 классе и рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю). Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

-Закона РФ «Об образовании»;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 - 2016 учебный год;

-Базисного учебного плана (БУП), утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

-примерных программ по русскому языку для основного общего образования на базовом уровне на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2005 г.;

-авторской программы Львовой С.И., Львова В.В. «Русский язык» 6 кл. – М., «Мнемозина», 2010.

p {align="left" !important}

Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 27 сентября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Ломакина Елена Геннадьевна
Дата добавления 18.05.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 303
Номер материала MA-071297
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓