Смотреть ещё
2 842
методические разработки по литературе
Перейти в каталогМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Унгуркуйская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» На заседании МС Протокол №1 от «_29__» августа 2015_г |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ______/__Фомина Д.А._ ФИО «_29__» августа 2015_г |
«Утверждаю» Директор ________/Игумнова Е.А_ ФИО Приказ № 333§1 от «_1__» сентября 2015_г |
Рабочая программа
по учебному курсу «Русский язык» 6 класс (базовый уровень)
Разработана учителем русского языка и литературы
Бухольцевой Людмилой Максимовной.
Унгуркуй
2015-2016 год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена для 6класса основной общеобразовательной школы на основе:
В VI классе – 204 часа(34 учебных недели).
Учебный предмет входит в образовательную область гуманитарных наук.
Место и роль курса в обучении.
Учебный предмет «Русский язык» занимает особое место в системе гуманитарного образования. Он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цели и задачи рабочей программы:
· воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
· развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
· формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Основные принципы отбора материала
В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 6 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Грамматика. «Морфология» — и начинается основной курс морфологии (с имени существительного): «Имя существительное», «Глагол», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Наречие», «Местоимение». В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обучения обусловило нетрадиционную последовательность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
Общая характеристика учебного процесса
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.
Основной принцип, определяющий содержание книги, — системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» 6кл. обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.
Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» 6кл.предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В процессе обучения русскому языку в 5— 9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.
Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).
Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.
Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.
Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.
Введено понятие многозначных членов предложения. Они сочетают смысловые и грамматические признаки разных членов предложения.
При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений.
Ведущими методами обучения предмету русский язык являются: информационный; исследовательский (организация исследовательских работ, самостоятельных работ и т.д.); проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке); использование ИКТ; методы развития способностей к самообучению и самообразованию. При реализации программы используются различные формы уроков: изучения нового материала, комбинированные, контроля знаний, развитие речи. На уроках используются следующие виды контроля: тестирование, творческие работы, контрольные работы, зачеты.
Логические связи предмета с остальными предметами
Метапредметность русского языка, очевидна. Он связан со всеми областями жизни. Русский язык – основной способ общения для носителей русского языка.
Изучение русского языка в урочное время тесно связано со многими предметами и явлениями: с иностранными языками (грамматические категории, заимствования и т. д.); литературой (умение работать с текстом); живописью (сочинения по картине); историей (устаревшие слова, неологизмы и др.); географией (географические названия – имена собственные); математикой, информатикой, логикой (построение и использование алгоритмов и схем); логопедией (сильные и слабые позиции фонем) и другими.
Знание правил орфографии, пунктуации и грамматики русского языка жизненно необходимо: от одной запятой может зависеть жизнь («казнить нельзя помиловать»), или грамматическая неточность, искажающая смысл всей фразы («Он снял шапку с головы и подбросил ее вверх»).
Национально-региональный компонент.
· Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях. Федеральный уровень определяет обязательный минимум содержания образования, его базовые компоненты для всего образовательного пространства России и устанавливается государственным образовательным стандартом (ст. 2, 7, 9 Закона "Об образовании").
· Национально-региональный компонент гуманитарного образования рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет включить в процессе изучения отдельных разделов и тем курса русского языка в определенной логике необходимый объем содержания по разделам, темам.
· Цель введения национально-регионального компонента: приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, культурным традициям региона. Региональный компонент - это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части.
· Задача введения национально-регионального компонента: отражение специфики и особенностей Республики Бурятия и Сибирского региона.
Национально-региональный компонент
№ п/п |
Раздел |
№ урока |
Класс |
Региональное содержание изучаемых вопросов |
1 |
Повторение изученного в 5кл. «Повторение об имени существительном». |
5 |
6 |
Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. |
2 |
Морфология и орфография. |
9 |
6 |
Правописание имён собственных. |
3 |
Количественные числительные. |
134-135 |
6 |
Количество названий растений, животных в республике Бурятия. |
4 |
Повторение. |
198. |
6 |
Повторение орфограмм в названиях имён собственных республики Бурятия. |
Содержание тем учебного курса.
Перечень разделов, последовательность их изучения.
№ |
Название раздела. |
Количество часов |
1. |
Введение. |
1 |
2. |
Повторение изученного в 5 классе. |
7 |
3. |
Морфология. |
3 |
4. |
Самостоятельные части речи. Имя существительное. |
21 |
5. |
Глагол. |
53 |
6. |
Имя прилагательное. |
44 |
7. |
Имя числительное. |
18 |
8. |
Наречие. |
21 |
9. |
Местоимение. |
29 |
10. |
Повторение изученного в 5-6 классах. |
7 |
Содержание тем учебного курса
Введение.
Повторение изученного в 5 классе.
Грамматика
Морфология
Понятие о морфологии. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи
Имя существительное.
Понятие о существительном. Морфологические признаки имени существительного. Правописание ь и ов –ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Правила суффикса –ен в существительных на –мя. Словообразование с помощью приставок, суффиксов. Правописание суффиксов -ик, -ек, -ок, -ек; -онк, -еньк после шипящих; -чик, -щик. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных существительных.
Глагол.
Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы, основа инфинитива. Возвратные глаголы. Правописание –ться, -тся. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Правописание корней –бир- - бер-,-мир- - мер-, - тир - -тер- и др. Наклонение, время глагола. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед –л, в глаголах прошедшего времени. Лицо и число глагола. Спряжение. Безличные глаголы. Словообразование глаголов.
Имя прилагательное.
Понятие о прилагательное. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Правописание падежных окончаний. Склонение полных прилагательных. Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Степени сравнения имён прилагательных. Словообразование имён прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Имя числительное.
Понятие об имени числительном. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входит числительные. Правописание мягкого знака в числительных. Количественные, собирательные, порядковые, дробные числительные. Правописание падежных окончаний имён числительных.
Наречие.
Понятие о наречии как части речи. Основные группы наречий по значению. Степени сравнения. Словообразование. Правописание суффиксов –о - -е после шипящих. Правописание н и нн в наречиях на -о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисной написание наречие с приставками по-, в-, (во-), а также наречий, образованных повтором слов. Слитное и раздельное написание наречий.
Имя состояния.
Понятие об именах состояния. Признаки имён состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция – сказуемое в безличных предложениях.
Местоимение.
Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение. Роль местоимений в речи. Разряды местоимений по значению и грамматическими свойствами. Личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, определительные, указательные местоимения. Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.
Повторение.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
В результате изучения русского языка учащийся должен
Знать /понимать
1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
2. смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
3. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
4. особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи
5 признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
6. основные единицы языка, их признаки;
7. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь
1. различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
2. определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста;
3. опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
4. объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Аудирование и чтение
1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
2. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
3. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой
Говорение и письмо
1. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
2. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
3. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
4. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
5. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
6. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
7. соблюдать в практике русского речевого этикета правила орфографии и пунктуации;
8. соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
9. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; сохранения чистоты русского языка как явления культуры
3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4.использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
Компетенции:
Ø Языковая компетенция
- способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка,
- использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка,
- использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности,
- умение работать со словарем.
Ø Лингвистическая компетенция
- хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции,
- уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли,
- умения адекватно реальной речевой обстановке.
Ø Коммуникативная компетенция
- это умение создавать и воспринимать тексты,
- знать основные понятия лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте,
- умение анализировать текст,
- это умение построить речевое общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью.
Ø Социокультурная компетенция.
- постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета,
- знакомство с исторической и религиозной жизнью народа;
- осознание смысла текста.
Критерии оценивания знаний и умений обучащихся
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 6 класса – 100-110. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 6 класса – 20-25 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 6 классе – не более 7 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1. В переносе слов;
2. На правила, которые не включены в школьную программу;
3. На еще не изученные правила;
4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5. В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1. В исключениях из правил;
2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5. В написании ы и и после приставок;
6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7. В собственных именах нерусского происхождения;
8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ѕ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 6 классе – 150-200 слов.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 6 классе – 1,0 – 1,5.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание
1. При оценке сочинения необходимо учитывать
2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
3. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
5. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуации жен грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении же следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение при дается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени вались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.
Инструментарий для оценивания достижений учащихся
Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается через:
- тестирование,
- творческих работ,
- контрольные работы,
- зачеты.
Учебно-тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
|||
Всего |
К/р |
Р/р |
|||
|
I. ВВЕДЕНИЕ(1ч) |
|
|
|
|
1. |
Русский язык- один из богатейших языков мира.. |
1 |
|
|
|
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (6ч) |
|||||
2,3 |
Повторение изученного в 5 классе. |
2 |
|
|
|
4 |
Повторение синтаксиса и пунктуации. |
1 |
|
|
|
5 |
Повторение и обобщение об имени существительном. |
1 |
|
|
|
6 |
Р.речи. Признаки текста |
1 |
|
1 |
|
7 |
Повторение изученного. |
1 |
|
|
|
8. |
Р. Речи. Изложение, близкое к тексту. |
1 |
|
1 |
|
III. МОРФОЛОГИЯ (3ч) |
|||||
9 |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
|
|
|
10 |
Слово и его формы. |
1 |
|
|
|
11 |
Р.речи. Темы широкие и узкие. |
1 |
|
1 |
|
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (20ч) |
|||||
12 |
Понятие о существительном. |
1 |
|
|
|
13. |
Род, число, падеж и склонение имён существительных |
1 |
|
|
|
14 |
Р\р. Простой и сложный план. |
1 |
|
1 |
|
15 |
Род, число, падеж и склонение имён существительных. |
1 |
|
|
|
16-17 |
Склонение существительных в единственном и во множественном числе. |
2 |
|
|
|
18 |
Разносклоняемые существительные |
1 |
|
|
|
19 |
Неизменяемые существительные. |
1 |
|
|
|
20 |
Р\р. Подготовка к изложению. |
1 |
|
|
|
21. |
Словообразование существительных с помощью суффиксов. |
1 |
|
|
|
22. |
Закрепление темы. |
1 |
|
|
|
23-24 |
Правописание суффиксов имён существительных. |
2 |
|
|
|
25 |
Р\р. Изложение, близкое к тексту. |
1 |
|
1 |
|
26. |
Словообразование существительных с помощью приставок |
1 |
|
|
|
27 |
Закрепление темы. |
1 |
|
|
|
28 |
Образование сложных существительных. |
1 |
|
|
|
29-30 |
Повторение изученного об имени существительном. |
2 |
|
|
|
31-32 |
Диктант. Работа над ошибками.. |
2 |
1 |
|
|
V. ГЛАГОЛ (55ч) |
|||||
33-34 |
Глагол. Понятие о глаголе. |
2 |
|
|
|
35-36 |
Инфинитив. |
2 |
|
|
|
37-38 |
Возвратные глаголы. |
2 |
|
|
|
39. |
Р\ р. Что такое эпиграф? |
1 |
|
1 |
|
40 |
Правописание – тся и –ться в глаголах |
1 |
|
|
|
41-42 |
Виды глагола. |
2 |
|
|
|
43-44 |
Правописание корней с чередованием звуков. |
2 |
|
|
|
45 |
Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение. |
1 |
|
|
|
46. |
Р\р. Подготовка к сочинению по личным впечатлениям. |
1 |
|
1 |
|
47 |
Времена глагола. |
1 |
|
|
|
48. |
Контрольный диктант. |
1 |
1 |
|
|
49-50 |
Прошедшее время глагола |
2 |
|
|
|
51. |
Контрольная работа. |
1 |
1 |
|
|
52 |
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.. |
1 |
|
1 |
|
53-54 |
Настоящее и будущее время. |
2 |
|
|
|
55 |
Лицо и число глагола.. |
1 |
|
|
|
56-57 |
Спряжение глаголов |
2 |
|
|
|
58-59 |
Окончания глаголов 1-2 спряжения |
2 |
|
|
|
60-61 |
Спряжение глаголов |
2 |
|
|
|
62 |
Разноспрягаемые глаголы |
1 |
|
|
|
63-64 |
Условное наклонение |
2 |
|
|
|
65-68 |
Повелительное наклонение глагола |
4 |
|
|
|
69. |
Р\р. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. |
1 |
|
|
|
70. |
Безличные глаголы. |
1 |
|
|
|
71-72 |
Диктант. Работа над ошибками. |
2 |
1 |
|
|
73. |
Безличные глаголы. |
1 |
|
|
|
74. |
Словообразование глаголов |
1 |
|
|
|
75. |
Р\р. Рассказ. |
1 |
|
1 |
|
76-77 |
Правописание суффиксов глаголов |
2 |
|
|
|
78-79 |
Повторение и обобщение знаний по теме «Глагол». |
2 |
|
|
|
80-81 |
Повторим пунктуацию. |
2 |
|
|
|
82-83 |
Р/речи. Изложение, близкое к тексту.. |
2 |
|
2 |
|
84-85 |
Диктант. Работа над ошибками. |
2 |
1 |
|
|
VI. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (42ч) |
|||||
86-87-88 |
Понятие о прилагательном |
3 |
|
|
|
89. |
Итоговый диктант за 2 четверть. |
1 |
1 |
|
|
90. |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
91-92. |
Разряды прилагательных по значению |
2 |
|
|
|
93 |
Описание природы. Зима. |
1 |
|
1 |
|
94 |
Полные и краткие имена прилагательные |
1 |
|
|
|
95 |
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. |
1 |
|
|
|
96-97 |
Склонение полных прилагательных |
2 |
|
|
|
98-99 |
Р/речи. Изложение, близкое к тексту. |
2 |
|
2 |
|
100-101 |
Притяжательные прилагательные |
2 |
|
|
|
102-104 |
Степени сравнения прилагательных |
3 |
|
|
|
105-106 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ диктанта. |
2 |
1 |
|
|
107 |
Описание природы. Зима. Изложение. |
1 |
|
1 |
|
108 |
Словообразование прилагательных с помощью суффиксов. |
1 |
|
|
|
109 |
Образование прилагательных с помощью суффиксов – ов, (-ев) от имён существительных. |
1 |
|
|
|
110-111 |
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных |
2 |
|
|
|
112-113 |
Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин, -ан,( -ян). |
2 |
|
|
|
114 |
Образование прилагательных с помощью суффиксов –к, -(ск). |
1 |
|
|
|
115 |
Образование прилагательных с помощью приставок. |
1 |
|
|
|
116-117 |
Правописание НЕ с прилагательными. |
2 |
|
|
|
118 |
Образование прилагательных сложением основ. |
1 |
|
|
|
119 |
Диктант по теме «Имя прилагательное». |
1 |
1 |
|
|
120 |
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных |
1 |
|
|
|
121-122 |
Р/речи. Описание помещения. |
2 |
|
2 |
|
123-124 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» |
2 |
|
|
|
125-126. |
Повторим пунктуацию |
2 |
|
|
|
127-128 |
Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. |
2 |
1 |
|
|
129 |
Р/речи. Сочинение-описание по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» |
1 |
|
1 |
|
VII. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (18ч) |
|||||
130 |
Имя числительное как часть речи. |
1 |
|
|
|
131 |
Роль числительных в речи. |
1 |
|
|
|
132 |
Простые, сложные и составные числительные |
1 |
|
|
|
133 |
Правописание числительных . Мягкий знак на конце и в середине числительных. |
1 |
|
|
|
134-135-136 |
Количественные числительные. Склонение количественных числительных. |
3 |
|
|
|
137-138 |
Собирательные числительные |
2 |
|
|
|
139 |
Диктант. |
1 |
1 |
|
|
140 |
Порядковые числительные |
1 |
|
|
|
141-142 |
Изложение, близкое к тексту. «Снегири» |
2 |
|
2 |
|
143- |
Порядковые числительные. |
1 |
|
|
|
144 |
Дробные числительные |
1 |
|
|
|
145-146 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Числительное» |
2 |
|
|
|
147 |
Контрольная работа по теме «Имя числительное» |
1 |
1 |
|
|
VIII. НАРЕЧИЕ. (26ч) |
|||||
148 |
Наречие как часть речи. |
1 |
|
|
|
1 49 |
Смысловые группы наречий. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
150 |
Степени сравнения наречий |
1 |
|
|
|
151 |
Образование наречий с помощью приставок. |
1 |
|
|
|
152 |
Правописание НЕ с наречиями. |
1 |
|
|
|
153 |
Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Н И НН в наречиях на О-Е. |
1 |
|
|
|
154 |
Написание О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. |
1 |
|
|
|
155-156 |
Правописание дефиса в наречиях. |
2 |
|
|
|
157-158 |
Образование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую. |
2 |
|
|
|
159 |
Р/речи. Описание одежды, костюма. |
1 |
|
1 |
|
160-161 |
Правописание Ь На конце наречий после шипящих. |
2 |
|
|
|
162-163 |
Имя состояния как часть речи, их значение и употребление. |
2 |
|
|
|
8.164-165 |
Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие» |
2 |
|
|
|
166-167 |
Диктант. Анализ диктанта. |
2 |
1 |
|
|
168 |
Р/речи. Рассуждение в разных стилях речи. |
1 |
|
1 |
|
IX. МЕСТОИМЕНИЕ (26ч) |
|||||
169 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
|
|
|
170 |
Употребление местоимений в речи. |
1 |
|
|
|
171-172 |
Личные местоимения |
2 |
|
|
|
173-175 |
Притяжательные местоимения |
3 |
|
|
|
176 |
Возвратное местоимение «себя». |
1 |
|
|
|
177 |
Вопросительные местоимения |
1 |
|
|
|
178-179 |
Р/речи. Описание книги. |
2 |
|
2 |
|
180 |
Относительные местоимения. |
1 |
|
|
|
181-182 |
Неопределённые местоимения |
2 |
|
|
|
1 83-185 |
Отрицательные местоимения |
3 |
|
|
|
1 86-187 |
Р/речи. Морфологические средства связи предложений в тексте. |
2 |
|
2 |
|
188 |
Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях |
1 |
|
|
|
189 |
Контрольная работа. Тест. |
1 |
1 |
|
|
190 |
Определительные местоимения |
1 |
|
|
|
191 |
Указательные местоимения. |
1 |
|
|
|
192 |
Правописание местоимений-наречий «потому», «затем», «отсюда», «поэтому» и др. |
1 |
|
|
|
193. |
Р/речи. Основные типы и стили речи. Признаки текста. Морфологические средства связи предложений в тексте. |
1 |
|
1 |
|
194-195 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение». |
2 |
|
|
|
196-197 |
Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. |
2 |
1 |
|
|
X. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ.(7ч) |
|||||
198-200 |
Повторение по морфологии, орфографии и пунктуации. |
3 |
|
|
|
201-202 |
Повторение по культуре речи. |
2 |
|
|
|
203-204 |
Итоговый контрольный диктант. Анализ диктанта. |
2 |
1 |
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по русскому языку издательство «Дрофа» (учебный комплекс по русскому языку В. В. Бабайцевой), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основных школ и включает в себя:
Методические и учебные пособия:
1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.
2. Поурочное планирование к учебному комплексу по русскому языку 6 класс / Под редакцией А.В.Соколова. - Волгоград. Учитель, 2011.
3. Поурочное планирование к учебному комплексу по русскому языку 6 класс / Под редакцией Н. О. .Краманенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Русский язык. Практика 6 класс под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2011.
5. Словарь иностранных слов для школьников / Лебедева Г.А. – М.: Дом Славянской книги, 2011.
6. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование / Д.Э. Розенталь, Е.В.Джанджакова, Н.П.Кабанова. – 7-е издание. – М.: Айрис-пресс, 2010.
7. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4 издание. - М.: «Издательство ЭЛПИС», 2005.
8. Школьный орфоэпический словарь русского языка / Зубова Е.Н. — М.: Дом Славянской книги, 2013.
9. Школьный словарь антонимов русского языка / Лебедева Г.А..— М., 2006.
10. Школьный морфемный словарь русской языка / Н.А.Николина.- 3-е изд. – М.: «Русское слово», 2012
11. Фразеологический словарь для школьников / Карантиров С.И.. – М.: Дом Славянской книги, 2007.
12. Этимологический словарь для школьников / Карантиров С.И.. – М.: Дом Славянской книги, 2011.
Список литературы
Литература, использованная при подготовке программы.
1.Примерной программы основного общего образования по русскому языку в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования от 2004 г. приказ № 1089,
2.Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Молодцова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С.Пичугов, Л.Д.Чеснокова) 2013 г.,
3.Федеральным базисным учебным планом общего образования от 9 марта 2004 г. приказ № 1312 (с изменениями на 1 февраля 2012 г.),
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2012.
4.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.
5.Поурочное планирование к учебному комплексу по русскому языку 6 класс / Под редакцией Н.О.Краманенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.Русский язык. Практика 6 класс под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2011.
Литература, рекомендованная для учащихся.
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2012. 2.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. - М.: Дрофа, 2010.
3.Русский язык. Практика 6 класс под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2011.
4.Словарь иностранных слов для школьников / Лебедева Г.А. – М.: Дом Славянской книги, 2011.
5.Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – 4 издание. - М.: «Издательство ЭЛПИС», 2005.
6. Школьный орфоэпический словарь русского языка / Зубова Е.Н. — М.: Дом Славянской книги, 2013.
7.Школьный словарь антонимов русского языка / Лебедева Г.А..— М., 2006.
8. Школьный морфемный словарь русской языка / Н.А.Николина.- 3-е изд. – М.: «Русское слово», 2012
9. Фразеологический словарь для школьников / Карантиров С.И.. – М.: Дом Славянской книги, 2007.
10.Этимологический словарь для школьников / Карантиров С.И.. – М.: Дом Славянской книги, 2011.
Медиаресурсы:
1. Дидактический и раздаточный материал. Русский язык. 8-9 классы. (Электронный ресурс). – М.: «Учитель», 2008.
2. http://www.zavuch.info- завуч. Инфо
3. Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы. (Электронный ресурс). – М.: «Учитель», 2007.
4. Уроки русского языка. 5-9 классы. (Электронный ресурс). – М.: ООО « Кирилл и Мефодий», 2005.
5. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
6. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
7. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
8. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
9. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
10. Русский язык и культура речи
11. Словесник http://www.slovesnik.ru
12. Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/
13. Тесты по русскому языку http://likbez.sp
Календарно--тематическое планирование по русскому языку на 2015-2016 уч. год. 6 класс.
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
||||||||||||||||||||
Всего |
К/р |
Р/р |
План. |
Факт. |
|||||||||||||||||||
|
II. ВВЕДЕНИЕ(1ч) |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
1. |
Русский язык- один из богатейших языков мира.. |
1 |
|
|
2.09 |
7/09 |
|||||||||||||||||
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (6ч) |
|
||||||||||||||||||||||
2,3 |
Повторение изученного в 5 классе. |
2 |
|
|
3.09 4/09 |
7/09 8/09 |
|||||||||||||||||
4 |
Повторение синтаксиса и пунктуации. |
1 |
|
|
7/.09 |
9/09 |
|||||||||||||||||
5 |
Повторение и обобщение об имени существительном. |
1 |
|
|
7.09 |
10/0 |
|||||||||||||||||
6 |
Р.речи. Признаки текста |
1 |
|
1 |
8.09 |
11/09 |
|||||||||||||||||
7 |
Повторение изученного. |
1 |
|
|
9.09 |
14/09 |
|||||||||||||||||
8. |
Р. Речи. Изложение, близкое к тексту. |
1 |
|
1 |
10.09 |
15/09 |
|||||||||||||||||
III. МОРФОЛОГИЯ (3ч) |
|
||||||||||||||||||||||
9 |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
|
|
11.09 |
15/09 |
|||||||||||||||||
10 |
Слово и его формы. |
1 |
|
|
14.09 |
16/09 |
|||||||||||||||||
11 |
Р.речи. Темы широкие и узкие. |
1 |
|
1 |
14.09 |
17/09 |
|||||||||||||||||
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (20ч) |
|
||||||||||||||||||||||
12 |
Понятие о существительном. |
1 |
|
|
15.09 |
18/09 |
|||||||||||||||||
13. |
Род, число, падеж и склонение имён существительных |
1 |
|
|
16.09 |
21/09 |
|||||||||||||||||
14 |
Р\р. Простой и сложный план. |
1 |
|
1 |
17.09 |
22/09 |
|||||||||||||||||
15 |
Род, число, падеж и склонение имён существительных. |
1 |
|
|
18.09 |
23/09 |
|||||||||||||||||
16-17 |
Склонение существительных в единственном и во множественном числе. |
2 |
|
|
21.09 21.09 |
24/09 24/09 |
|||||||||||||||||
18 |
Разносклоняемые существительные |
1 |
|
|
22.09 |
25/09 |
|||||||||||||||||
19 |
Неизменяемые существительные. |
1 |
|
|
23.09 |
29/09 |
|||||||||||||||||
20-21 |
Р\р. Подготовка к изложению. (упр./18)/ Написание изложения. |
2 |
|
2 |
24.09 25.09 |
30.09 30.09 |
|||||||||||||||||
22. |
Словообразование существительных с помощью суффиксов. |
1 |
|
|
28.09 |
1.10 |
|||||||||||||||||
23. |
Закрепление темы. Словообразование существительных с помощью суффиксов. |
1 |
|
|
28.09 |
1.10 |
|||||||||||||||||
24 |
Правописание суффиксов имён существительных. |
1 |
|
|
29.09 |
2.10
|
|||||||||||||||||
25. |
Словообразование существительных с помощью приставок |
1 |
|
|
30.09 |
6.10 |
|||||||||||||||||
26 |
Закрепление темы. Словообразование существительных с помощью приставок. |
1 |
|
|
1.10 |
8.10 |
|||||||||||||||||
27 |
Образование сложных существительных. |
1 |
|
|
2.10 |
8.10 |
|||||||||||||||||
28-29. |
Повторение изученного об имени существительном. |
2 |
|
|
5.10 5.10 |
9.10 12.10
|
|||||||||||||||||
30-31 |
Диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками.. |
2 |
1 |
|
6.10 7.10 |
12.10 13.10 |
|||||||||||||||||
V. ГЛАГОЛ (55ч) |
|
||||||||||||||||||||||
32-33 |
Глагол. Понятие о глаголе. |
2 |
|
|
8.10 9.10 |
14.10 15.10 |
|||||||||||||||||
34-35 |
Инфинитив. |
2 |
|
|
12.10 12.10 |
16.10 19/10 |
|||||||||||||||||
36-37 |
Возвратные глаголы. |
2 |
|
|
13.10 14.10 |
19/10 20/10 |
|||||||||||||||||
38. |
Правописание –тся и ться в глаголах. |
1 |
|
|
15.10 |
21.10 |
|||||||||||||||||
39 |
Р\р. Что такое эпиграф? |
1 |
|
1 |
16.10 |
22.10 |
|||||||||||||||||
40-41 |
Виды глагола. |
2 |
|
|
19.10 19.10 |
23/10 23/10 |
|||||||||||||||||
42 |
Правописание корней с чередованием звуков. |
1 |
|
|
20.10
|
26/10 |
|||||||||||||||||
43 |
Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение. |
1 |
|
|
21.10 |
26/10 |
|||||||||||||||||
44. |
Р\р. Подготовка к сочинению по личным впечатлениям. |
1 |
|
1 |
22.10 |
27/10 |
|||||||||||||||||
45- |
Контрольный диктант. |
1 |
|
|
23.10 |
28/10 |
|||||||||||||||||
46. |
Времена глагола.. |
1 |
1 |
|
26.10 |
29/10 |
|||||||||||||||||
47-48 |
Прошедшее время глагола |
2 |
|
|
26.10 27.10 |
30/10 30/10 |
|||||||||||||||||
49-50. |
Настоящее и будущее время. |
2 |
|
|
28.10 29.10 |
9.11 9.11 |
|||||||||||||||||
51 |
Контрольная работа.. |
1 |
|
1 |
30.10 |
10.11 |
|||||||||||||||||
52 |
Р\р. Лексические средства связи предложений в тексте..Описательный оборот..
|
1
|
1 |
|
9.11 |
11.11 |
|||||||||||||||||
53 |
Лицо и число глагола.. |
1 |
|
|
9.11 |
12.11 |
|||||||||||||||||
54-55 |
Спряжение глаголов |
2 |
|
|
10.11 11.11 |
13.11 16.11 |
|||||||||||||||||
56-57 |
Окончания глаголов 1-2 спряжения |
2 |
|
|
12.11 13.11 |
16.11 19.11 |
|||||||||||||||||
58-59 |
Спряжение глаголов |
2 |
|
|
16.11 16.11 |
19.11 20.11 |
|||||||||||||||||
60 |
Разноспрягаемые глаголы |
1 |
|
|
17.11 |
23.11 |
|||||||||||||||||
61-62 |
Условное наклонение |
2 |
|
|
18.11 19.11
|
23.11 24.11 |
|||||||||||||||||
63-64-65-66 |
Повелительное наклонение глагола |
4 |
|
|
20.11 23.11 23.11 24.11 |
25.11 26.11 27.11 30.11 |
|||||||||||||||||
67. |
Р\р. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. |
1 |
|
|
25.11 |
30.11 |
|||||||||||||||||
68-69. |
Диктант. Работа над ошибками. |
2 |
1 |
|
26.11 27.11 |
1.12 2.12 |
|||||||||||||||||
70-71 |
. Безличные глаголы. |
2 |
|
|
30.11 30.11
|
4.12 7.12 |
|||||||||||||||||
72. |
Словообразование глаголов |
1 |
|
|
1.12 |
7.12 |
|||||||||||||||||
73. |
Правописание суффиксов глаголов. |
1 |
|
1 |
2.12 |
8.12 |
|||||||||||||||||
74. |
Р\р. Рассказ. |
1 |
|
|
3.12 |
9.12 |
|||||||||||||||||
75-76 |
Повторение и обобщение знаний по теме «Глагол». |
2 |
|
|
4.12 8.12 |
10.12 11.12 |
|||||||||||||||||
77-78. |
.Р\Р. Изложение, близкое к тексту. |
2 |
|
|
7.12 7.12 |
14.12 14.12 |
|||||||||||||||||
79-80 |
Повторим пунктуацию. |
2 |
|
2 |
9.12 10.12 |
15.12 16.12 |
|||||||||||||||||
VI. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (42ч) |
|
||||||||||||||||||||||
81-82- |
Понятие о прилагательном |
2 |
|
|
11.12 14.12
|
17.12 18.12
|
|||||||||||||||||
83. |
Разряды прилагательных по значению. |
1 |
1 |
|
14.12 |
21.12 |
|||||||||||||||||
84. |
Р\р. Описание природы. Зима.. |
1 |
|
|
15.12 |
21.12 |
|||||||||||||||||
85. |
Разряды прилагательных по значению |
1 |
|
|
16.12
|
22.12 |
|||||||||||||||||
86 |
Итоговый диктант за 2 четверть.. |
1 |
|
1 |
17.12 |
22.12 |
|||||||||||||||||
87 |
Полные и краткие имена прилагательные |
1 |
|
|
18.12 |
23.12 |
|||||||||||||||||
88 |
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. |
1 |
|
|
21.12 |
25.12 |
|||||||||||||||||
89-90 |
Склонение полных прилагательных |
2 |
|
|
21.12 22.12
|
11/01 11.01 |
|||||||||||||||||
91-92 |
Р/речи. Изложение, близкое к тексту. |
2 |
|
2 |
23.12 24.12 |
12.01. 12.01 |
|||||||||||||||||
93-94-95 |
Притяжательные прилагательные |
3 |
|
|
11.01 11.01 12.01 |
13.01 15/01 15/01 |
|||||||||||||||||
96-97-98 |
Степени сравнения прилагательных |
3 |
|
|
13.01 14.01 15.01 |
16.01 18.01 18.01 |
|||||||||||||||||
99
100
|
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.
|
1
1 |
1 |
|
18.01
18.01
|
19.01
19.01
|
|||||||||||||||||
101. |
Анализ диктанта. Работа над ошибками.. |
1 |
|
|
19.01
|
20.01 |
|||||||||||||||||
102-103. |
Р/р. Выборочное изложение «Вот что значит увлечённость» |
2 |
|
2 |
20.01 20.01 |
|
|||||||||||||||||
104 |
Образование прилагательных с помощью суффиксов – ов, (-ев) от имён существительных. |
1 |
|
|
21.01 |
|
|||||||||||||||||
105-106 |
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных |
2 |
|
|
22.01 25.01 |
|
|||||||||||||||||
107-108 |
Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин, -ан,( -ян). |
2 |
|
|
25.01 26.01 |
|
|||||||||||||||||
109 |
Образование прилагательных с помощью суффиксов –к, -(ск). |
1 |
|
|
27.01 |
|
|||||||||||||||||
110 |
Образование прилагательных с помощью приставок. |
1 |
|
|
28.01 |
|
|||||||||||||||||
111-112 |
Правописание НЕ с прилагательными. |
2 |
|
|
29.01 1.02 |
|
|||||||||||||||||
113 |
Образование прилагательных сложением основ. |
1 |
|
|
1.02 |
|
|||||||||||||||||
114-115 |
Диктант по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками. |
2 |
1 |
|
2.02 3.02 |
|
|||||||||||||||||
116 |
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных |
1 |
|
|
4.02 |
|
|||||||||||||||||
117-118 |
Р/речи. Описание помещения. |
2 |
|
2 |
5.02 8.02 |
|
|||||||||||||||||
119-120 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» |
2 |
|
|
8.02 10.02 |
|
|||||||||||||||||
121-122. |
Повторим пунктуацию |
2 |
|
|
11.02 12.02 |
|
|||||||||||||||||
123-124 |
Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. |
2 |
1 |
|
15.02 |
|
|||||||||||||||||
125-126 |
Р/речи. Сочинение-описание по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» |
2 |
|
2 |
16.02 17.02 |
|
|||||||||||||||||
VII. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (18ч) |
|
||||||||||||||||||||||
127 |
Имя числительное как часть речи. |
1 |
|
|
18.02 |
|
|||||||||||||||||
128 |
Роль числительных в речи. |
1 |
|
|
19.02 |
|
|||||||||||||||||
129 |
Простые, сложные и составные числительные |
1 |
|
|
22.02 |
|
|||||||||||||||||
130-131 |
Правописание числительных . Мягкий знак на конце и в середине числительных. |
2 |
|
|
22.02 24.02 |
|
|||||||||||||||||
132-133-134 |
Количественные числительные. Склонение количественных числительных. |
3 |
|
|
25.02 26.02 29.02 |
|
|||||||||||||||||
135-136 |
Собирательные числительные |
2 |
|
|
29.02 1.03 |
|
|||||||||||||||||
137-138 |
Диктант. Анализ диктанта, работа над ошибками. |
2 |
1 |
|
2.03 3.03 |
|
|||||||||||||||||
139 |
Порядковые числительные |
1 |
|
|
4.03 |
|
|||||||||||||||||
140-141 |
Изложение, близкое к тексту. «Снегири» |
2 |
|
2 |
7.03 |
|
|||||||||||||||||
142- |
Порядковые числительные. |
1 |
|
|
9.03 |
|
|||||||||||||||||
143 |
Дробные числительные |
1 |
|
|
10.03 |
|
|||||||||||||||||
144-145 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Числительное» |
2 |
|
|
11.03 14.03 |
|
|||||||||||||||||
146 |
Контрольная работа по теме «Имя числительное» |
1 |
1 |
|
15.03 |
|
|||||||||||||||||
VIII. НАРЕЧИЕ. (26ч) |
|
||||||||||||||||||||||
147 |
Наречие как часть речи. |
1 |
|
|
16.03 |
|
|||||||||||||||||
1 48 |
Смысловые группы наречий. |
1 |
|
|
17.03 |
|
|||||||||||||||||
149 |
Степени сравнения наречий |
1 |
|
|
18.03 |
|
|||||||||||||||||
150 |
Образование наречий с помощью приставок. |
1 |
|
|
21.03 |
|
|||||||||||||||||
151 |
Правописание НЕ с наречиями. |
1 |
|
|
21.03 |
|
|||||||||||||||||
152 |
Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Н И НН в наречиях на О-Е. |
1 |
|
|
22.03 |
|
|||||||||||||||||
153 |
Написание О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. |
1 |
|
|
23.03 |
|
|||||||||||||||||
154-155 |
Правописание дефиса в наречиях. |
2 |
|
|
24.03 25.03 |
|
|||||||||||||||||
156-157 |
Образование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую. |
2 |
|
|
4.04 |
|
|||||||||||||||||
158 |
Р/речи. Описание одежды, костюма. |
1 |
|
1 |
5.04 |
|
|||||||||||||||||
159-160 |
Правописание Ь На конце наречий после шипящих. |
2 |
|
|
6.04 7.04 |
|
|||||||||||||||||
161-162 |
Имя состояния как часть речи, их значение и употребление. |
2 |
|
|
8.04 11.04 |
|
|||||||||||||||||
163-164 |
Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие» |
2 |
|
|
11.04 12.04 |
|
|||||||||||||||||
165-166 |
Диктант. Анализ диктанта. |
2 |
1 |
|
13.04 14.04 |
|
|||||||||||||||||
167 |
Р/речи. Рассуждение в разных стилях речи. |
1 |
|
1 |
15.04 |
|
|||||||||||||||||
IX. МЕСТОИМЕНИЕ (26ч) |
|
||||||||||||||||||||||
168 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
|
|
18.04 |
|
|||||||||||||||||
169 |
Употребление местоимений в речи. |
1 |
|
|
18.04 |
|
|||||||||||||||||
170-171 |
Личные местоимения |
2 |
|
|
19.04 20.04 |
|
|||||||||||||||||
172-173 |
Притяжательные местоимения |
2 |
|
|
21.04 22.04
|
|
|||||||||||||||||
174 |
Возвратное местоимение «себя». |
1 |
|
|
25.04 |
|
|||||||||||||||||
175 |
Вопросительные местоимения |
1 |
|
|
25.04 |
|
|||||||||||||||||
176-177 |
Р/речи. Описание книги. |
2 |
|
2 |
26.04 27.04 |
|
|||||||||||||||||
178 |
Относительные местоимения. |
1 |
|
|
28.04 |
|
|||||||||||||||||
179-180 |
Неопределённые местоимения |
2 |
|
|
29.04 2.05 |
|
|||||||||||||||||
181-183 |
Отрицательные местоимения |
3 |
|
|
2.05 3.05 4.05 |
|
|||||||||||||||||
184-185 |
Р/речи. Морфологические средства связи предложений в тексте. |
2 |
|
2 |
5.05 6.05 |
|
|||||||||||||||||
186-187 |
Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях |
2 |
|
|
10.05 11.05 |
|
|||||||||||||||||
188 |
Контрольная работа. Тест. |
1 |
1 |
|
12.05 |
|
|||||||||||||||||
189 |
Определительные местоимения |
1 |
|
|
13.05 |
|
|||||||||||||||||
190 |
Указательные местоимения. |
1 |
|
|
16.05 |
|
|||||||||||||||||
191-192 |
Правописание местоимений-наречий «потому», «затем», «отсюда», «поэтому» и др. |
1 |
|
|
16.05 |
|
|||||||||||||||||
193. |
Р/речи. Основные типы и стили речи. Признаки текста. Морфологические средства связи предложений в тексте. |
1 |
|
1 |
17.05 |
|
|||||||||||||||||
194-195 |
Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение». |
2 |
|
|
18.05 |
|
|||||||||||||||||
19.05 |
|
||||||||||||||||||||||
196-197 |
Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта. |
2 |
1 |
|
20.05 |
|
|||||||||||||||||
23.05 |
|
||||||||||||||||||||||
X. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ.(7ч) |
|
||||||||||||||||||||||
198-200 |
Повторение по морфологии, орфографии и пунктуации. |
3 |
|
|
23.05 |
|
|||||||||||||||||
24.05 |
|
||||||||||||||||||||||
25.05 |
|
||||||||||||||||||||||
201-202 |
Повторение по культуре речи. |
2 |
|
|
26.05 |
|
|||||||||||||||||
27.05 |
|
||||||||||||||||||||||
203-204 |
Итоговый контрольный диктант. Анализ диктанта. |
2 |
1 |
|
30.05 |
|
|||||||||||||||||
31.05 |
|
||||||||||||||||||||||
В нашем каталоге доступно 68 628 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 2 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В основе программы и комплекса в целом — ли нейный принцип подачи материала, однако про граммой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содер жащий пропедевтический материал) и основ ной (систематический) курс, в соответ ствии с которым уже в 6 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Грамматика. «Морфология» — и начинается основной курс морфологии (с имени существительного): «Имя существительное», «Глагол», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Наречие», «Местоимение». В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и син таксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается фор мированием орфографических и пунктуационных навыков. Усиление практической направленности обуче ния обусловило нетрадиционную последователь ность изучения некоторых грамматических тем, особенно в морфологии.Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить ре чевую направленность курса, более равномерно рас пределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.
6 609 569 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Владимирова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.