Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку

МУНИЦИПАЛНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЕНДИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Зендиковская СОШ»

________________/Мерзликина В.В./

«____»_________________20____ г.

УТВЕРЖДАЮ:

И.о.директора МБОУ «Зендиковская СОШ»

________________/ Мерзликина В.В./



«____»_________________20____ г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
2 класс







Составитель: учитель начальных классов

МБОУ «Зендиковская СОШ»

Лисенкова Марина Евгеньевна







2017 - 2018 учебный год



Пояснительная записка



Рабочая программа по русскому языку во 2 классе составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Зендиковская СОШ».

Содержание реализуется с помощью учебника – Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.2 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с содержанием данного учебника.

В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком МБОУ «Зендиковская СОШ» на изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов (по 5 часу в неделю). Содержание реализуется за 167 часов, 3 часа резерва используются для ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

представления о своей этнической принадлежности;

чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

чувства осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

чувства осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

положительное отношение к языковой деятельности;

заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

этические чувства (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимание чувств одноклассников, учителей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Обучающийся научится:

принимать и сохранять цель и учебную задачу;

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Обучающийся научится:

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Обучающийся научится:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Обучающийся научится:

понимать значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

понимать русский язык как великое достояние русского народа, как явление национальной культуры, как развивающееся явление;

первоначально представлять о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

овладевать первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, познакомятся с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

первоначальным умениям проверять написанное;

овладевать учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

формировать начальные умения находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

воспитывать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Обучающийся научится:

участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

определять ударный и безударные слоги в слове;

правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

использовать знание алфавита при работе со словарями;

определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь)—показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Обучающийся научится:

осознавать слово как единство звучания и значения;

выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

иметь представление о синонимах и антонимах;

распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

устанавливать связи слов между словами в предложении;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

восстанавливать деформированные предложения;

составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

раздельное написание слов в предложении;

написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

разделительный мягкий знак (ь);

знаки препинания конца предложения (. ? !);

раздельное написание предлогов с именами существительными;

раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника; г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

Содержание учебного предмета

  1. Наша речь. (3 ч.)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

  1. Текст (3 ч.)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливание текста и его частей. Красная строка в тексте. Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

  1. Предложение (11 ч.)

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

  1. Слова, слова, слова… (18 ч.)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы).Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

  1. Звуки и буквы  (60 ч.)

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое».Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниямижи — ши, ча — ща, чу — щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

  1. Части речи (57 ч)

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко).Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

  1. Повторение(18ч. )

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, антонимы, берёза, быстро, вдруг, ветер, ветерок, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуй(те), земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, метель, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, подлежащее, прощай, потому что, платок, посуда, рисунок, рисовать, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, сказуемое, синонимы,  так как, товарищ, топор, тарелка, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, яблоко, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

и, ш, И, Ш, п, р, т, г;

л, м, Л, М, я, Я, А;

у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;

с, С, е, Е, о, О, а, д, б;

ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;

н, ю, Н, Ю, к, К;

В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;

Ф, У, Т, Р, Б, Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.





Тематическое планирование

(с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы)



/№

Раздел

Кол-во часов

1.

Наша речь.

3

2.

Текст.

3

3.

Предложение.

11

4.

Слова, слова, слова…

18

5.

Звуки и буквы.

58+2 резерв

6.

Части речи.

57

7.

Повторение.

17+1 резерв

Итого:

170



Календарно-тематическое планирование



урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1. Наша речь (3 ч.)

1/1

Инструктаж по охране труда. Язык и речь, их значение в жизни людей.

1

01.09-08.09


2/2

Виды речевой деятельности. Речь письменная, устная,внутренняя.

1

04.09-08.09


3/3

Диалог и монолог. Проверь себя.


04.09-08.09


2.Текст (3 ч.)

4/1

Текст. Признаки текста: целостность, связанность, законченность.

1

04.09-08.09


5/2

Текст. Тема, главная мысль текста. Заглавие.

1

04.09-08.09


6/3

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Проверь себя.

1

11.09-15.09


3. Предложение (11 ч.)

7/1

Предложение как единица речи, его назначение и признаки.

1

11.09-15.09


8/2

Знаки препинания конца предложения.

1

11.09-15.09


9/3

Наблюдение над значением предложений.

1

11.09-15.09


10/4

Главные члены предложения.

1

11.09-15.09


11/5

Главные члены предложения. Закрепление.

1

18.09-22.09


12/6

Второстепенные члены предложения.

1

18.09-22.09


13/7

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

18.09-22.09


14/8

Распространённые и нераспространенные предложения.

1

18.09-22.09


15/9

Установление связи слов в предложении.

1

18.09-22.09


16/10

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».

1

25.09-29.09


17/11

Повторение изученного. Проверь себя.

1

25.09-29.09


4. Слова, слова, слова… (18 ч.)

18/1

Номинативная (назывная) функция слова. Слово как общее название многих однородных предметов.

1

25.09-29.09


19/2

Однозначные и многозначные слова.

1

25.09-29.09


20/3

Прямое и переносное значение многозначных слов.

1

25.09-29.09


21/4

Синонимы. Работа со словарём синонимов.

1

02.10-06.10


22/5

Всероссийская проверочная работа.

1

02.10-06.10


23/6

Антонимы. Работа со словарём антонимов.

1

02.10-06.10


24/7

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме.

1

02.10-06.10


25/8

Родственные (однокоренные) слова.

1

02.10-06.10


26/9

Корень слова. Работа со словарём однокоренных слов.

1

09.10-13.10


27/10

Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями.

1

09.10-13.10


28/11

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

09.10-13.10


29/12

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1

09.10-13.10


30/13

Слог как минимальная произносительная единица. Ударение.

1

09.10-13.10


31/14

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.

1

16.10-20.10


32/15

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём.

1

16.10-20.10


33/16

Перенос слов. Правила переноса.

1

16.10-20.10


34/17

Контрольный диктант №1 по теме: «Слова, слова, слова…».

1

16.10-20.10


35/18

Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Слова, слова, слова…».Проверь себя.

1

16.10-20.10


5. Звуки и буквы (60 ч.)

36/1

Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме.

1

23.10-27.10


37/2

Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.

1

23.10-27.10


38/3

Русский алфавит, или Азбука. Знание алфавита. Закрепление.

1

23.10-27.10


39/4

Употребление прописной (заглавной) буквы. Проверь себя.

1

23.10-27.10


40/5

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

1

23.10-27.10


41/6

Гласные звуки и их признаки.

1

06.11-10.11


42/7

Гласные звуки и их признаки. Закрепление.

1

06.11-10.11


43/8

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1

06.11-10.11



44/9

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).

1

06.11-10.11


45/10

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).

1

06.11-10.11


46/11

Способы проверки безударных гласных в корне.

1

13.11-17.11


47/12

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

1

13.11-17.11


48/13

Упражнения в написании слов с безударными гласными.Закрепление.

1

13.11-17.11



49/14

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением Восстановление деформированного текста.

1

13.11-17.11


50/15

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

1

13.11-17.11


51/16

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

1

20.11-24.11


52/17

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Закрепление.

1

20.11-24.11


53/18

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.

1

20.11-24.11


54/19

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Закрепление.

1

20.11-24.11


55/20

Закрепление знаний о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

1

20.11-24.11


56/21

Обобщение знаний о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. Проверь себя.

1

27.11-01.12


57/22

Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.

1

27.11-01.12


58/23

Согласные звуки их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

1

27.11-01.12


59/24

Согласный звук [и'] и буква «и краткое».

1

27.11-01.12


60/25

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

1

27.11-01.12


61/26

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез».

1

04.12-08.12


62/27

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

04.12-08.12


63/28

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

04.12-08.12


64/29

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

1

04.12-08.12


65/30

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Закрепление.

1

04.12-08.12



66/31

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

1

11.12-15.12


67/32

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Проект «Пишем письмо».

1

11.12-15.12


68/33

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт.

1

11.12-15.12


69/34

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

1

11.12-15.12


70/35

Развитие речи. Работа с текстом.

1

11.12-15.12


71/36

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Проект «Рифма».

1

18.12-22.12


72/37

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.

1

18.12-22.12



73/38

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу.

1

18.12-22.12


74/39

Контрольный диктант № 2 по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ».



1

18.12-22.12


75/40

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала.

1

18.12-22.12


76/41

Звонкие и глухие согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение буквами.

1

25.12-28.12


77/42

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

1

25.12-28.12


78/43

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

1

25.12-28.12


79/44

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне, изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

1

25.12-28.12


80/45

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне: изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Закрепление.

1

25.12-28.12


81/46

Развитие речи. Составление поздравительной открытки.

1

15.01-19.01


82/47

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне. Обобщение изученного.

1

15.01-19.01


83/48

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.

1

15.01-19.01


84/49

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

1

15.01-19.01


85/50

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

1

15.01-19.01


86/51

Обобщение знаний о правописании гласных и согласных в корне слова.

1

22.01-26.01



87/52

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Проверь себя.

1

22.01-26.01


88/53

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

1

22.01-26.01


89/54

Использование на письме разделительного мягкого знака.

1

22.01-26.01


90/55

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1

22.01-26.01


91/56

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Проверь себя.

1

29.01-02.02


92/57

Контрольный диктант №3 по теме: «Звуки и буквы».

1

29.01-02.02


93/58

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Звуки и буквы».

1

29.01-02.02


94/59

Резерв.

1

29.01-02.02


95/60

Резерв.

1

29.01-02.02


6. Части речи (57 ч.)

96/1

Общее представление о частях речи.

1

05.02-09.02


97/2

Общее представление о частях речи. Закрепленте.

1

05.02-09.02


98/3

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией.

1

05.02-09.02


99/4

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

1

05.02-09.02


100/5

Общее представление об имени существительном как части речи.

1

05.02-09.02


101/6

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

1

12.02-16.02


102/7

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

12.02-16.02



103/8

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление.

1

12.02-16.02


104/9

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных.

1

12.02-16.02



105/10

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту.

1

12.02-16.02


106/11

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

1

19.02-23.02


107/12

Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри». Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

1

19.02-23.02



108/13

Заглавная буква в собственных именах существительных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных).

1

19.02-23.02


109/14

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).

1

19.02-23.02


110/15

Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.

1

19.02-23.02


111/16

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе.

1

26.02-02.03


112/17

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

1

26.02-02.03


113/18

Обобщение знаний об имени существительном.

1

26.02-02.03


114/19

Обобщение изученного.

1

26.02-02.03


115/20

Обобщение знаний об имени существительном. Проверь себя.

1

26.02-02.03


116/21

Глагол как часть речи и его употребление в речи.

1

05.03-09.03


117/22

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.

1

05.03-09.03


118/23

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста.

1

05.03-09.03


119/24

Число глагола. Изменение глагола по числам.

1

05.03-09.03


120/25

Правильное употребление глаголов в речи.

1

05.03-09.03


121/26

Правописание частицы не с глаголом.

1

12.03-16.03


122/27

Обобщение знаний о глаголе.

1

12.03-16.03


123/28

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

12.03-16.03


124/29

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

1

12.03-16.03


125/30

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное, глагол».

1

12.03-16.03


126/31

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

1

19.03-23.03


127/32

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

1

19.03-23.03


128/33

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.

1

19.03-23.03


129/34

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании.

1

19.03-23.03


130/35

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению.

1

19.03-23.03


131/36

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов.

1

02.04-06.04


132/37

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

1

02.04-06.04



133/38

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм.

1

02.04-06.04


134/39

Понятие о тексте-описании.

Роль имён прилагательных в тексте-описании.

1

02.04-06.04


135/40

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений.

1

02.04-06.04


136/41

Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1

09.04-13.04


137/42

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

09.04-13.04



138/43

Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверь себя.

1

09.04-13.04


139/44

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи.

1

09.04-13.04


140/45

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

1

09.04-13.04


141/46

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

1

16.04-20.04


142/47

Закрепление изученного по теме:«Местоимение».

1

16.04-20.04


143/48

Обобщение знаний по теме:«Местоимение». Проверь себя.

1

16.04-20.04


144/49

Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами.

1

16.04-20.04


145/50

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи.

1

16.04-20.04


146/51

Правописание предлогов с именами существительными.

1

23.04-27.04


147/52

Развитие речи. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок».

1

23.04-27.04


148/53

Проект «В словари за частями речи!»

1

23.04-27.04


149/54

Комплексная работа.

1

23.04-27.04


150/55

Обобщение знаний о частях речи.

1

23.04-27.04


151/56

Контрольный диктант № 5 по теме: «Части речи».

1

30.04-04.05


152/57

Работа над ошибками. Проверь себя.

1

30.04-04.05


  1. Повторение (18 ч.)


153/1

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа.

1

30.04-04.05


154/2

Предложение. Знаки препинания в конце предложений.

1

30.04-04.05


155/3

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении.

1

30.04-04.05


156/4

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

1

07.05-11.05


157/5

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. в слове.

1

07.05-11.05


158/6

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу в слове.

1

07.05-11.05


159/7

Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

1

07.05-11.05


160/8

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

1

07.05-11.05


161/9

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи.

1

14.05-18.05


162/10

Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

1

14.05-18.05


163/11

Итоговая контрольная работа.

1

14.05-18.05


164/12

Работа над ошибками. Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

1

14.05-18.05


165/13

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов.

1

14.05-18.05


166/14

Мягкий знак.

1

21.05-25.05



167/15

Упражнения в применении изученных правил правописания.

1

21.05-25.05


168/16

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

1

21.05-25.05


169/17

Итоговый урок по курсу «Русский язык».

1

21.05-25.05


170/18

Резерв.

1

21.05-25.05



Итого:

170













Описание учебно-методического и материально технического обеспечения

образовательного процесса



Учебники:


Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.2 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Методические пособия:


Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. — М.: Просвещение.,2014

Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1—4 классы. — М.: Просвещение.

Канакина В. П. Работа с трудными словами. 1—4 классы. — М.: Просвещение.



ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ


Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.


Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.



Иформационно-коммуникативные средства:



1.Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (Диск CD-ROM), автор В.П. Канакина, Г. Горецкий.























График контрольных работ по русскому языку. 2 класс. 2017-2018 уч. год

Название

Кол-во часов

Сроки изучения

по плану

фактически

1 четверть

1.

Всероссийская проверочная работа.

1

02.10-06.10


2.

Контрольный диктант №1 по теме: «Слова, слова, слова…».

1

16.10-20.10


2 четверть

3.

Контрольный диктант № 2 по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ».



1

18.12-22.12


3 четверть

4.

Контрольный диктант №3 по теме: «Звуки и буквы».

1

29.01-02.02


5.

Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное, глагол».

1

12.03-16.03


4 четверть

6.

Комплексная работа.

1

23.04-27.04


7.

Контрольный диктант № 5 по теме: «Части речи».

1

30.04-04.05


8.

Итоговая контрольная работа.

1

14.05-18.05



- контрольных диктантов:

- комплексных работ:

- ВПР:

- итоговых контрольных работ:

Итого:


5

1

1

1

8















  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с учебником В.П. Канакиной "Русский язык" 2 класс и рассчитана на 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год. Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование.

Автор Лисенкова Марина Евгеньевна
Дата добавления 28.10.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 865
Номер материала MA-071946
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы