Рабочая программа
по разделу: «Изобразительное творчество - лепка»
образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие»
для
детей второй младшей группы
компенсирующей
направленности №6
(
с нарушением опорно-двигательного аппарата)
1
раз в две недели (всего 18 часов)
Составитель: воспитатели
МБДОУ «Аленький цветочек»
Шинкаренко
Людмила
Пантелеймоновна
2018
- 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее по
тексту-Программа) по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» по разделу «Изобразительное творчество - лепка» второй
младшей группы компенсирующей направленности разработана на основе адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата «Путь к здоровью», Программа разработана в
соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от
17.10.2013 года).
Программа направлена на
создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности
позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы
и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности, на создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей, Охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Новизна данной рабочей программы заключается в том,
что в ней представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе
непрерывной образовательной деятельности образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» по разделу «Изобразительное творчество - лепка» и в
которой определены наиболее оптимальные и эффективные для детей второй младшей
группы компенсирующей направленности содержание, формы, методы и приемы
организации образовательного процесса с целью формирования интегративных
качеств, соответствующего Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Интеграция отдельных
образовательных областей. В
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое
и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи,
познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным. Содержание образовательной деятельности в одной
конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного
процесса соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.
Использование интеграции детских видов деятельности делает образовательный
процесс интересным и содержательным.
Программа может быть
реализована с помощью следующих форм, способов, методов и средств:
рассматривание и обсуждение демонстрационного материала, образцов, предметов декоративной росписи, создание коллекций; использование в непрерывной образовательной деятельности с детьми художественного слова, игровых приёмов обучения, творческих заданий, игр-драматизаций, дидактических игр, моментов соревнования,
воспроизведение по образцу, самостоятельной продуктивной деятельности, выставок
творческих работ.
Программа рассчитана на 18
часов в год (1 час в 2 недели), длительность одного часа составляет 15 минут
(методическое пособие). Программой предусмотрено проведение:
·
Практических часов – 16;
·
Контрольно-диагностических
– 2.
Содержание
данной программы направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего
мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой
деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия,
образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной
творческой изобразительной деятельности; удовлетворение потребности детей в
самовыражении. Развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма,
цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие
способности через решение следующих задач:
·
формировать
интерес к лепке;
·
закреплять
представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах
лепки;
·
развивать
умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы
получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук;
·
побуждать
украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом;
·
закреплять
умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на
дощечку;
·
формировать
умение лепить несложные предметы, состоящие из 2-3 частей (неваляшка, цыпленок,
пирамидка и др.), соединять их путем прижимания друг к другу;
·
воспитывать
умение объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию;
·
вызывать
радость от восприятия результата общей работы.
В
соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с НОДА, планируемые результаты освоения образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» по
разделу «Изобразительное творчество - лепка» предусмотрены в ряде целевых
ориентиров.
·
сформирован
интерес к лепке;
·
имеет
представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки;
·
умеет
раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы
получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук;
·
украшает
вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом;
·
умеет
аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на
дощечку;
·
умеет
лепить несложные предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем
прижимания друг к другу;
·
умеет
объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию;
·
испытывает
радость от восприятия результата общей работы.
В программу включены следующие задачи
национально-регионального компонента:
познакомить с элементами узора
национальной одежды народов Севера;
учить лепить животных,
обитающих в лесотундре (заяц, медведь).
Эти задачи включены в
непрерывную образовательную деятельность как ее часть и как 100% их
реализация.
Практически в каждом виде
непрерывной образовательной деятельности планируется словарная работа, которая
в тематическом планировании выделена подчеркнутой линией.
В каждую форму непрерывной образовательной деятельности
включен компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на
реализацию коррекционно-развивающих следующих задач:
·
Формировать
умение слышать инструкцию взрослого по соблюдению правил, способствующих
укреплению и сохранению опорно-двигательного аппарата
· Формировать умение сохранять правильную позу при работе за столом:
не наклоняться низко, сидеть свободно, не напрягаясь;
·
Формировать умение координировать движения рук в процессе продуктивной
деятельности;
· Воспитывать
умение использовать все группы мышц руки при работе с изобразительным
материалом.
Содержание работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по
разделу «Изобразительное творчество - лепка» в рабочей
программе представлено календарно-тематическим планированием, в котором
указаны: разделы и темы в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей
программы и календарем праздников. В данном плане тезисно представлено
содержание изучаемого материала, требования к овладению необходимыми умениями
и навыкам (программные задачи), включен национально-региональный компонент и
компонент ДОУ, раскрыты формы и методические приемы, используемые в ходе непрерывной
образовательной деятельности.
Рабочая программа
ориентирована на использование учебно-методического комплекса и дополнительной
литературы:
§
Т.С.Комарова
Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – Мозаика -
Синтез, 2016. – 120 с: цв. ил.
§
Т.С.
Комарова " Художественное творчество. Система работы во второй младшей
группе детского сада" - Мозайка - Синтез, 2012 (методическое пособие).
§
Лыкова
И.А., Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА»,
2010- 144 с., илл.
§ Лыкова И. А. Программа художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»,
2007. - 144 с.
§
Бондаренко
Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – ИП Лакоценина, 2009 (серия:
Педагогика нового времени)
§
Малышева
А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация. /Худ. Е.А.Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль:
«Академия развития: Академия Холдинг», 2008. – 144с.: ил. – (Серия «Детский
сад: день за днем»).
§ К.П. Брелов, П. А. Федотов.
Демонстрационный материал «Репродукции русских художников» М.: Айрис-пресс,
2005 (наглядно-раздаточное пособие).
§ И.К.Айвазовский , М. А. Врубель Демонстрационный
материал «Репродукции русских художников» М.: Айрис- пресс, 2005
(наглядно-раздаточное пособие).
§ В.А.Серов, Н. А. Ярошенко.
Демонстрационный материал «Репродукции русских художников»
§ Серия: «Городецкая роспись» М.:
Мозаика – Синтез, 2006 (рабочая тетрадь).
§ Серия: «Дымковская игрушка» М.:
Мозаика – Синтез, 2006 (рабочая тетрадь).
§ Серия: «Сказочная гжель» М.:
Мозаика – Синтез, 2006 (рабочая тетрадь).
§ Серия: «Хохломская роспись» М.:
Мозаика – Синтез, 2006 (рабочая тетрадь).
§
Методическая
папка «Лепка, аппликация, рисование».
§
Учебно-наглядное
пособие. Картины бывают разные. /Авт. – сост. Е.Каменева. – М.: Издательство
«Малыш», 1986. – 28с.: ил.
§
Тематические
альбомы по лексическим темам.
§
Картины,
плакаты, картинки, иллюстрации, открытки, фотографии по лексическим темам.
§
Методическая
папка «Лепка, аппликация, рисование».
§ О. Н. Моргунова.
Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. Практическое пособие. ТЦ
Учитель, 2013г.
§
А.С.
Галанов. Игры, которые лечат. Сфера, 2009 г. Здоровый малыш.
Программа состоит из следующих
разделов:
·
Пояснительная записка.
·
Тематическое планирование.
·
Календарно-тематическое
планирование.
·
Перечень методической
литературы.
Тематическое
планирование по разделу «Лепка»
Месяц
|
Тема праздников
Темы непосредственно
образовательной деятельности
|
Кол-во часов НОД
|
Кол-во контрольно-мониторинговых
|
Сентябрь
|
Мониторинг
|
|
1
|
«До свидания
лето, здравствуй детский сад»
|
1
|
|
«Бананчики»
|
1
|
|
Октябрь
|
«В мире природы»
|
2
|
|
«Перелетные птицы»
«Ягода- малина»
|
1
1
|
|
Ноябрь
|
«Поздняя осень»
|
2
|
|
«Кошкин дом»
«Трава для
козочки»
|
1
1
|
|
Декабрь
|
«Новогодние
кружева»
|
2
|
|
«Зимушка-зима»
«Зимующие птицы»
|
1
1
|
|
Январь
|
«Зимушка - зима»
|
1
|
|
«Платье для куклы»
|
1
|
|
Февраль
|
«Защитники отечества»
|
2
|
|
«Красивая тележка»
«Разноцветные
колеса»
|
1
1
|
|
Март
|
«Весна-красна»
|
2
|
|
«Сосульки-плаксы»
«Цветы для мамочки»
|
1
1
|
|
Апрель
|
«Земля – наш
общий дом»
|
2
|
|
«Почки и листочки»
«Божья коровка»
|
1
1
|
|
Мониторинг
|
|
1
|
Май
|
«Я помню! Я горжусь!».
«Здравствуй лето!»
|
2
|
|
«Платочек»
«Цветы в горшке»
|
1
1
|
|
|
Всего
|
16
|
2
|
18
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.