МБОУ "Клюквинская средняя общеобразовательная
школа" Курского района
Рабочая программа по предметному курсу
«Русская словесность»
Разработана
учителем русского языка и литературы
Семыкиной Верой Николаевной
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предметному курсу «Русская
словесность» составлена на основе федерального государственного
стандарта основного
общего образования.
Нормативные
документы, обеспечивающие реализацию программы
1.
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 "Об образовании в Российской
Федерации".
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в
Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 19993.
3.
Федеральный
базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ
09.03.2004 № 1312).
4.
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ
05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по русскому языку.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016
учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014 г. №253,приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2015 года №576 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253
6. Примерные программы по русскому языку, разработанные в
соответствии с государственными образовательными стандартами 2004
г.
7.
Закон об
образовании Курской области.
Учебно-методический комплект
А. И. Горшков
«Русская словесность. От слова к словесности». Учебник для общеобразовательных
учреждений. (10-11 классы). –М.: Дрофа, 2006.
А. И. Горшков
«Русская словесность. От слова к словесности». Методические рекомендации(10-11
классы). –М.: Дрофа, 2006.
Название «Русская словесность» заключает в себе четкое указание на
слово, язык и поэтому напоминают, что словесность – это искусство, что язык и
словесность неразрывно связаны.
Конечно, понятие «русская словесность»
обширно. Это и вся совокупность произведений народного и книжного русского
искусства с древнейших времен и до наших дней, и наука, изучающая эти
произведения. Программа «Русская словесность. От слова к словесности» не
охватывает русской словесности во всем объеме ее произведений и во всем
многообразии их изучения. Подзаголовок «От слова к словесности» дает четкое
указание на то, что речь идет о теории словесности. Одновременно этот
подзаголовок обозначает и путь создания словесного произведения, его языковую
природу.
Изучение курса «Русская словесность.»
преследует следующие цели:
1. Помочь глубже понять значение слова в жизни
каждого человека;
2. Научить школьников использовать языковые
средства в собственной устной и письменной речи;
3. Помочь более осмысленно воспринимать каждое
прочитанное произведение, по-настоящему читать художественную литературу,
отличая при этом истинно художественное от случайного «чтива»,
нехудожественного по своей сути.
Весь основной теоретический материал
распределен между двумя частями : «Материал словесности» и «Произведение
словесности». Помимо этого курс охватывает два небольших, но важных раздела
«Введение, или Что такое словесность» и «Заключение, или Коротко об изученном».
Во «Введении» подробно раскрывается содержание
понятий «слово», «словесность» и «словесный», рассказывает о филологии и
отечественных филологах, труды, высказывания которых использованы в материале курса.
Кроме того, во «Введении» определяется предмет словесности как учебной
дисциплины. Понимание этого необходимо для всего последующего изучения
словесности.
В первой части («Материал словесности»)
описываются лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы
языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые
выступают как материал, из которого создаются произведения словесности.
Курс «Русская словесность.» предполагает решение
задач:
·
Показать, что слово,
язык служат главнейшим средством человеческого общения;
·
Показать, что слово и
язык выступают как материал, из которого создаются произведения словесного
искусства, а произведения словесности, в свою очередь, невозможно рассматривать
в отвлечении от их словесного, языкового выражения.
Данный курс поможет не только понять и выявит
эстетические достоинства художественного произведения, но и лучше, полнее
раскрыть его содержание, его истинную идею. Умение анализировать словесную
организацию произведения необходимо для самостоятельного толкования смысла и
эстетических качеств художественного текста для того, чтобы самостоятельно
создавать литературно грамотно любые тексты.
Место предмета:
на изучение предмета отводится 1 час в неделю,
итого: 34 часа за учебный год
Учебный курс рассчитан на два года обучения:
10-11 классы.
Содержание программы
Введение, или Что такое словесность (1 час)
Содержание понятий слово, словесный,
словесность. Определение предмета словесности как учебной дисциплины: изучение
единства содержания произведения словесности и способов языкового выражения
этого содержания
Русский язык и разновидности его употребления
(8 часов)
Особенности исторического развития русского
языка «в народе» и «в книге». Строй и употребление языка, соотносительность
средств и способов языкового выражения. Стиль как категория словесности,
разговорный и литературный язык и их разновидности.
Стилистические возможности языковых средств (
8 часов)
Систематизация сведений о стилистических
возможностях лексики, фразеологии, морфологии и синтаксиса современного
русского языка
Формы и качества словесного выражения (4 часа)
Ознакомление с важным понятием словесного
выражения наших мыслей и чувств и рассмотрение его форм и положительные
качества
Средства художественной выразительности (8
часов)
Изучение средств художественной
изобразительности и их деление на словесные, звуковые и словесно-звуковые.
Прямое и переносное значение слов. Звуковой символизм, звукоподражание,
словесная инструментовка и ее основные формы
Русское стихосложение ( 3 часа)
Ознакомление с понятием стихосложение:
система стихосложения, размер стиха, рифма, строфа, свободный стих,
безрифменный стих
Повторение ( 2 часа)
Повторение изученных сведений
Управление по делам образования и
здравоохранения
Администрации Курского района
МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная
школа»
Курского района Курской области
Рассмотрено
Принято «Утверждаю»
на заседании МО
учителей на заседании ПС Директор
школы
гуманитарного цикла Протокол № _1__
_______________ /Т.А. Ильченко/
Протокол №_1__
от « » августа 2015г.
Приказ №
от « 29»_августа
2015г.
от «» августа 2015г.
Руководитель
МО Председатель
ПС
__________/И. С.Тишиина.
/ _____________ /О.А. Чуйкова/
Рабочая программа
по курсу
«Русская
словесность»
(исследовательская
деятельность)
10 класс
2015-2016
учебный год
Учитель: Семыкина В.Н.
п. Сахаровка
2013 г.
|
Календарно-тематический планирование
№
|
Дата проведения
|
Тема урока
|
Домашнее задание
|
План
|
Факт
|
1
|
|
|
Введение. Что такое словесность. Слово и
словесность. Филология отечественная филология (1 час)
|
§1-5,с.3-21
|
2
3
|
|
|
Раздел I русский язык и разновидности его
употребления (8 часов)
1.
От древности к
современности (2 часа)
А)Славянские языки,
старославянский язык.
Б)Древнерусский язык. Развитие русского
языка
|
§7-8,сс.24-26
§9-10,с.26-28
|
4
5
|
|
|
2.Строй и употребление языка (2 часа)
А)Строй и употреблений языка.
Б)Общее понятие стиля. Определение стиля
|
§12-15,с.28-32
§16-19,с.32-34
|
6
7
8
9
|
|
|
3.Разговорынй и литературный языки (4 часа)
А)Сфера употребления разговорного
языка. Его характерные черты.
Б)Сфера употребления и характерные
черты литературного языка. Территориальные диалекты и художественная
литература.
В)Жаргонизмы. Арго. Сленг.
Г)Главнейшие разновидности
литературного языка
|
§20-23,с.34-37
§24-30,с.37-40
§31-35,с.40-45
§36-40,с.45-51
|
10
11
12
13
|
|
|
Раздел II. Стилистические возможности языковых
средств (8 часов)
1.
Слова и
устойчивые сочетания слов (4 часа)
А)Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы.
Б)Архаизмы, историзмы, неологизмы, славянизмы.
В)заимствованные слова. Общеупотребительные и
необщеупотребительные слова, разговорные слова, диалектизмы, термины.
Г)Профессионализмы, жаргонизмы, фразеологизмы,
крылатые слова и выражения арготизмы.
|
§42-46,с.52-59
§47-48,с.61-65
§49-59,с.65-78
§60-64,с.78-83
|
14
15
16
17
|
|
|
2.Формы слов и предложения (4 часа)
А)Стилистические ресурсы грамматики. Имена
существительные.
Б)Имена прилагательные.
В)Глаголы. Формы наклонений.
Г)Типы предложений. Виды связи частей сложного
предложения. Порядок слов
|
§67-68,с.89-91
§69,с.91-93
§70-73,с.93-100
§75-77,с.103-108
|
18
19
|
|
|
Раздел III. Формы и качества словесного выражения (4
часа)
1.
Формы словесного
выражения.
А)Понятие форм словесного выражения. Выражения
прозаические и стихотворные
Б)Взаимодействия форм словесного описания.
Повествование. Описание. Рассуждение.
|
§78-81,с.108-115
§82-86,с.115-119
|
20
21
|
|
|
2.
Качества
словесного выражения.
А)Понятие положительных качеств словесного
выражения. Правдивость, ложность, точность, последовательность.
Б)Другие качества словесного выражения: чистота,
выразительность, уместность
|
§87-90,с.120-132
§91-94,с.132-139
|
22
23
24
25
26
|
|
|
Раздел IV. Средства художественной изобразительности
(8 часов)
1.Словесные средства художественной
изобразительности (5 часов).
А)Понятие о СХИ. Виды словесных средств
художественной изобразительности.
Б)Тропы: метафора, метонимия, ирония,
гипербола.
В)Тропы: олицетворение, синекдоха, литота.
Г)Фигуры: анафора, антитеза, оксюморон,
градация.
Д)Фигуры: острота, параллелизм, повторение,
умолчание, эллипсис, эпифора.
|
§95-98,с.139-151
§99 (I ч.),с.151-157
§99 (II ч.),c.157-158
§100(I ч.),с.159-163
§100(II ч.),с.163-172
|
27
28
|
|
|
2. Звуковые средства художественной
изобразительности (2 часа)
А)Благозвучие. Звукоподражание, звуковой
символизм.
Б)Средства словесной инструментовки:
ассонанс, звуковые повторы, звукопись, аллитерация.
|
§101-102,с.173-177
§103-104,с177-185
|
29
|
|
|
3.
Словесно-звуковые
средства художественной изобразительности (1 час)
|
§105,с.185-189
|
30
31
32
|
|
|
Русское стихосложение (3 часа)
1.Системы
стихосложения. Силлабическое стихосложение.
2.Силлабо-тоническое стихосложение. Стопа. Двусложные и трехсложные
стопы. Размер стиха. Рифма. Белый стих.
3.Строфа.четверостишие, двустишие, сонет, октава. Астрофические стихи
|
§106-108,с.189-195
§109-119,с.195-211
§111-112,с.211-217
|
33
34
|
|
|
Раздел VI
Повторение изученного (2 часа)
|
с.217-220
|
Учебно-тематический план
№
|
Раздел
|
Кол-во
часов
|
1
|
Введение. Что такое словесность. Слово и словесность. Филология.
Отечественная филология
|
1
|
2
|
Русский язык и разновидности его употребления
|
8
|
3
|
Стилистические возможности языковых средств
|
8
|
4
|
Формы и качества словесного выражения
|
4
|
5
|
Средства художественной изобразительности
|
8
|
6
|
Русское стихосложение
|
3
|
7
|
Повторение изученного
|
2
|
Управление по делам образования и
здравоохранения
Администрации Курского района
МБОУ «Клюквинская средняя
общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
РассмотреноПринято
«Утверждаю»
на заседании МО учителей на заседании ПС
Директор школы:
гуманитарного цикла Протокол
№1___ __________/ Т.А. Ильченко/
Протокол № 1___
от « » августа 2015г. Приказ
№_____
от «29» августа 2015г.
Председатель ПС: от « » августа 2015г.
Руководитель МО:
_____________ /О.А.
Чуйкова/
__________/И. С.
Тишина. /
Рабочая программа
по курсу
«Русская
словесность»
(исследовательская
деятельность)
11 класс
2015-2016
учебный год
Учитель: Семыкина В.Н.
п. Сахаровка
2015 г.
|
Учебно-методическое обеспечение программы
Дополнительная литература:
1.
А.И. Горшков. «Русская
словесность. От слова к словесности» методические рекомендации (10-11 классы).
– М.:Дрофа, 2006.
2.
А.И. Горшков. «Русская
словесность. От слова к словесности». Учебник для общеобразовательных
учреждений (10-11 классы)– М.:Дрофа, 2006.
3.
А.И. Горшков. «Русская
словесность. От слова к словесности». Дидактические материалы. (10-11 классы).
– М.:Дрофа, 2006.
4.
Программа для углубленого
изучения предмета. – М.:Дрофа, 2004.
5.
А.П. Квятковский «Школьный
поэтический словарь». – М.:Дрофа,2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.