Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочая программа по ОРКСЭ


Пояснительная записка


В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.


Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ, ст. 30, п.1., с приказом МО РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в приказ МО РФ № 373 от 06 октября 2009 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, и в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ д. Мурадым (приказ ОО от 17.03.2012г. №54), и на основе авторской программы по ОРКСЭ А. Я. Данилюк (Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 4 класс, научный руководитель А. Я. Данилюк, М: Просвещение 2012 г).


Основой для данного курса является концепция « Духовно-нравственного воспитания». Данная программа реализует содержание одного из 6 модулей – модуль «Основы светской этики». В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.


Задачи:

 Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

 Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

 Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

 Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Общая характеристика учебного предмета


Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребѐнка, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьѐй, выработки согласованных действий и единых требований.

В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию первоначальных представлений о религиозной и светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура понимает как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

В связи с этим, целесообразно считать, сто курс является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимает как интегративное качество личности ребѐнка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм, правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и еѐ носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса школьникам должны быть усвоены следующие мысли: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.


Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» изучается в 4 классе по 1 часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.

Курс светской этики – это процесс усвоения учащимися образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного поведения в обществе.

Этика охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Окружение учащегося: его семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. принимают непосредственное участие в формировании нравственного поведения ребенка.

Через этот предмет, его принятие и понимание определенных норм поведения приведет в конечном итоге к социализации ребенка в обществе.

В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.

Задача школы помочь ребенку ориентироваться в обществе, что поможет ему в дальней шей жизни. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся.

Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы. В данном курсе важным представляется

показать младшим школьникам такие общечеловеческие ценности как: доброта, уважение к

человеку, терпимость, доброжелательность.


Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Ученик младших классов ещѐ только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках эстетического воспитания. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. В рамках курса младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своѐ место в нѐм. Задачи данного курса могут реализовываться через осуществление воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости. Коллективное сотворчество ставит ребѐнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


Личностные УУД:

 Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

 Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.

 Осознание важности познания нового.

 Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».

 Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм


Регулятивные УУД:

 Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

 Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

 Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

 Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

 Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


Познавательные УУД

 Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

 Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;

 Составлять план текста;

 Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.

 Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

 Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

 Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы




Коммуникативные УУД

 Умение слушать и слышать;

 выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;

 работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

 выполнять работу по цепочке.

 видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

 находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

 подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

 понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.



Содержание курса


Культура и мораль. Этика и еѐ значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.















Описание материально-технического обеспечения


образовательного процесса


  • Программа «Основы религиозных культур и светской этики» для учителя/ А. Я.Данилюк, М., Просвещение, 2012 г

  • Организация учебной деятельности в рамках преподавания предмета ОРКСЭ. Уфа 2013, Лысов С. С., Тимерьянова Л. Н., Шарафутдинова С. Ф., Мазитова С. Ф., Исянгильдина Н. М.

  • «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Данилюк А. Я., 2009

  • «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей. – М., 2009

  • Книга для родителей. Данилюк А. Я. 2012

  • Учебно методическое пособие - Реализация комплексного учебного курса «ОРКСЭ» в начальной общеобразовательной школе. Уфа 2012, Литвин М. И, Лысов С. С, Ишемгулова Р. Р.

  • Рабочая тетрадь. Методические и организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях. Тимерьянова Л. Н., Шарафутдинова С. Ф, Уфа 2013

  • Рабочая тетрадь. Основы светской этики Уфа 2012, Пичугин С. С, Шарафутдинова С. Ф.,

  • Рабочая тетрадь. Основы мировых религиозных культур Уфа 2013, Шарафутдинова С. Ф., Мазитова С. Ф

  • Методические и организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях Уфа 2013, Тимерьянова Л. Н., Шарафутдинова С. Ф.

  • Интерактивная доска



Планируемые результаты изучения

«Основы религиозных культур и светской этики».

 Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;

 Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д.

 Осознание важности познания нового.

 Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».

 Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм

 Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

 Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

 Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

 Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

 Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.




 Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

 Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

 Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

 Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;

 Составлять план текста;

 Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.

 Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

 Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

 Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

 Умение слушать и слышать;

 выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;

 работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

 выполнять работу по цепочке.

 видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

 находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

 подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

 понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.














Календарно – тематическое планирование по ОРКСЭ (Приложение 1)

  • Начальные классы
Описание:

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Автор Юламанова Нурия Фларисовна
Дата добавления 31.10.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 309
Номер материала MA-071977
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы