Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Рабочая программа по окружающему миру УМК "Инновационная начальная школа" (1 класс)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Инновационная начальная школа" (1 класс)

I.Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании» ;

  • ФГОС начального общего образования;

  • Примерная программа по учебным предметам (базовый);

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • Программа формирования универсальных учебных действий;

  • Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.

  • Рабочая программа по окружающему миру В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир». 1 класс / В.А. Самкова, Н.И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.— 120 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа.), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).


1.Общая характеристика учебного предмета

В соответствии со стандартом «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественно-научных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки о природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.

Предлагаемый курс имеет ряд особенностей. Прежде всего, его отличает аксиологический подход к отбору содержания. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, другим людям, к себе).

Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания.

Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы. Младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.

Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации — словарям, справочникам, энциклопедиям, Интернету и др.

Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, представление информации и ее практическое применение.

В программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования, которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2,3 и 4 классов.

Основная цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение младших школьников к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний младших школьников о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.

В качестве основных обобщающих идей курса выдвинуто положение о единстве человека и природы, их целостности и взаимодействии, идея системности и причинности в познании этого единства, а также идея единства художественно-научного познания. Искусство, создаваемые в процессе творчества художественные образы обогащают научное познание новыми смыслами, развивают эмоционально-чувственное восприятие ребенка, его способность к пониманию окружающего мира.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


2. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


II. Результаты изучения курса «Окружающий мир»

Результаты освоения программы курса «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Личностные результаты представляют собой систему ценностных отношений младших школьников к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам:

устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;

повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;

осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.

Важнейшие личностные результаты проявляются также в повышении осмысленности и осознанности ценностно-смысловых установок, благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:

уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Метапредметные результаты представляют собой овладение способами самоорганизации учебной деятельности и включают в себя умения:

ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

оценивать собственный вклад в деятельность группы;

проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

владеть элементами исследовательской деятельности: формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлять его план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы, формулировать выводы по результатам исследования;

работать с информацией в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией: поиск и систематизация информации; понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.; развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметные результаты:

обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

  • различать предметы и выделять их признаки;

  • проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

  • объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;

  • сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими как смена дня и ночи, смена времен года;

  • описывать сезонные изменения в природе ( на основе наблюдений);

  • наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

  • приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

  • приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

  • проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

  • различать и оценивать форму поведения, которые допустимы или недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;

  • оценивать необходимость подготовки к уроку и подготавливаться к нему;

  • знать название своего города (села, поселка) и своей улицы;

  • называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательности;

  • узнавать российский Государственный флаг и российский Государственный герб;

  • выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна. называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы;

  • использовать мобильный телефон для связи с родителями;

  • выполнять правила перехода проезжей части улицы;

  • называть и оценивать правила безопасного поведения на улице;

  • называть и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

  • приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов

своего края;

  • рассказывать о правилах сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.



Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

  • называть органы чувств человека и их основные функции;

  • называть и характеризовать условии, необходимые для жизни растений и животных;

  • проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

  • оказывать помощь птицам в зимнее время года.

  • выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах) и других присутственных местах;

  • подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;

  • знать название своего края, города (села, поселка), своей школы, адрес школы;

  • называть столицу России, рассказывать о ее достопримечательностях;

  • узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;

  • рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку) к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного края.

  • называть телефон своих родителей, имя и фамилию своего учителя, адрес школы;

  • использовать при необходимости мобильный телефон для связи с родителями и или учителем;

  • соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице;

  • соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

  • приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;

  • соблюдать правила сбора лекарственных растений и оказания первой помощи при укусе пчелы и осы.

III. Описание места курса «Окружающий мир» в учебном плане


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по окружающему миру предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 168 часов.

В первом классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели).

На внеурочные формы отведено – 10 ч


Таблица тематического распределения количества часов


Содержание

Количество часов

1.

Человек в окружающем мире

9

2.

Как человек познаёт окружающий мир

12

3.

Природа вокруг нас

9

4.

Многообразие живой природы

8

5.

Я - школьник

5

6.

Режим дня и гигиена школьника

10

7.

Моя семья

7

8.

Наша родина - Россия

6


IV. Содержание курса «Окружающий мир»


1 класс (66 часов)

  1. Человек в окружающем мире (9 часов):

Природный и рукотворный мир, окружающий человека. Природа — весь

многообразный мир, который окружает человека и может существовать без

его участия. Тела (объекты) живой и неживой природы: признаки сходства

и отличия. Человек — часть природы. Предметы, созданные человеком — вещи (изделия).


  1. Как человек познаёт окружающий мир (12 часов):

Источники получения новых знаний. Обучение — передача опыта, знаний,

умений от старшего поколения младшему. Обучение у животных. Учеба —

это тоже труд.

Знакомимся со школой. Класс (помещение), в котором ты учишься. Экскурсия — коллективное посещение музея, выставки; поездка или прогулка с образовательной целью. Правила поведения во время экскурсии.

Книга — хранитель знаний и опыта людей. Бережное отношение к учебникам и другим книгам.


  1. Природа вокруг нас (9 часов):

Удивительный мир природы. Тела земные и небесные (космические). Солнце, Луна, звезды — космические тела. Солнце — ближайшая к Земле звезда.

Солнечная система. Земля — планета Солнечной системы.

Общее представление о форме и размерах Земли. Земля — планета жизни.

Солнце — источник света и тепла для всего живого на Земле. Сутки; смена

дня и ночи. Времена года, смена времен года.

Изменения в природе. Явления природы: суточные (рассвет, закат); сезонные (листопад, перелеты птиц, весенняя и осенняя линька, зимняя спячка животных); погодные (ветер, дождь, гроза, снегопад, туман). Значение точных прогнозов погоды в жизни людей.


  1. Многообразие живой природы (8 часов):

Многообразие живых обитателей планеты. Условия, необходимые для существования живых организмов: свет, тепло, воздух, вода, пища. «Зеленый наряд» планеты: отличительные особенности растений, их разнообразие. Эти удивительные животные: отличие животных от растений, разнообразие животного мира. Дикие и домашние животные. Культурные и дикорастущие растения. Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Бактерии — микроскопические живые существа. Правила гигиены, позволяющие защититься от болезнетворных бактерий.

Природа — наш общий дом. Бережное отношение к природе. Правила поведения в лесу, на реке, на озере.


  1. Я – школьник (5 часов):

Новый статус ребенка — школьник, ученик. Классный, школьный коллектив,

совместная учеба, игры, отдых. Правила поведения в школе, на уроке, на перемене. Обращение к учителю.

Друзья, взаимоотношения между ними. Правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.


  1. Режим дня и гигиена школьника (10 часов):

Здоровье школьника. Почему необходимо заботиться о своем здоровье с

ранних лет. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие

сохранения и укрепления здоровья. Правила личной гигиены школьника.

Режим дня школьника, чередование работы и отдыха. Активный отдых:

здоровье — в движении. Основные приемы закаливания. Правила здорового питания.


  1. Моя семья (7 часов):

Семья — самое близкое окружение ребенка. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Дом — это не только стены: что делает дом уютным. Семейные праздники.


  1. Наша родина – Россия (6 часов):

Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов

флага. Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Москва — столица России. Красная площадь и Кремль — главные достопримечательности Москвы.

Праздничные дни России и родного города: Новый год, Рождество, 8 Марта, День города и др.


V. Календарно – тематическое планирование

по учебному предмету «Окружающий мир»

Календарно тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» представлено по курсу «Окружающий мир». Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованием МО СК в виде стандартизированной таблицы.


VI. Контрольно-измерительные материалы

  1. Комплексные проверочные работы. 1 класс / О.В. Смирнова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 16 с.

  2. Комплексная проверочная работа.


VII. Перечень учебно-методического обеспечения


Литература для ученика:


  1. Зелеева С.Г., Гринёва Е.А., Самкова В.А. Рабочая тетрадь к учебнику В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир». 1 класс – 2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 96 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).


  1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир: учебник для 1класса общеобразовательных учреждений – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 112 с.: ил. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).



Литература для учителя:


1. Самкова В.А., Романова Н.И Методические рекомендации к учебнику В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир». 1 класс — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.— 120 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа.)


2. Самкова В.А. Рабочая программа к учебникам В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир». 1-4 классы– М.:ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 112 с.


  1. Самкова В.А. Программа курса к учебникам В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир».. 1-4 классы. – 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 32 с. (ФГОС. Начальная инновационная школа).


VIII Список литературы:

  1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования М., 2011 (Стандарты второго поколения).

  2. Болотова С. А. Основная образовательная программа начального образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» - М., 2011.

  3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа - М., 2010 (Стандарты второго поколения).



IX Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета «Окружающий мир»

Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

Количество


Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

УМК по окружающему миру для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради).

Примерная программа НОО по окружающему миру.

Научно-популярные и художественные книги для чтения в соответствии с программой обучения).

Детская справочная литература об окружающем мире

Методические пособия для учителя

К


Д


П



П


Д






Печатные пособия

Таблицы природоведческого характера и обществоведческого содержания в соответствии с тематикой, определенной в программе по окружающему миру.

Плакаты по основным темам естествознания.

Портреты выдающихся людей России (поэтов и писателей, композиторов, политических деятелей, военачальников).

Географические и исторические настенные карты.

Атлас географических и исторических карт

Иллюстративные материалы.

Д




Д


Д



Д


К

Ф


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Телевизор.

Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).

Магнитофон.

Диапроектор.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер (по возможности).

Принтер.

Фотокамера цифровая (по возможности).

Д


Д

Д


Д

Д

Д


Д

Д

Д

Д

Д




С диагональю не менее 72см.






Размер не менее 150х150 см

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с тематикой программы обучения

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности).

Слайды, соответствующие тематике программы по окружающему миру (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по предмету.

Д


Д



Д



Д


Игры и игрушки

Настольные развивающие игры.

Наборы ролевых игр.

П


Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактического материала, пособий.

Полки для «Уголка книг»

К

Д

Д


Д


Натуральные объекты

Коллекция полезных ископаемых.

Коллекция плодов и семян растений.

Гербарий культурных и дикорастущих растений.

Живые объекты (комнатные цветы)

Ф/П

Ф/П

Ф/П


Д

С учетом местных особенностей и условий школы

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха и воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы.

Микроскоп.

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

Оборудование для живого уголка.

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Модель «Торс человека с внутренними органами»

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов.

Макеты архитектурных сооружений.

К


Д

К

К

Д

Д

К/Ф



Д

Д/П


Д/Ф


Д


Д

Д






  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Закон РФ «Об образовании» ;

ФГОС начального общего образования;

Примерная программа по учебным предметам (базовый);

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Программа формирования универсальных учебных действий;

Федеральный перечень учебных пособий, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе.

Рабочая программа по окружающему миру В.А. Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир». 1 класс / В.А. Самкова, Н.И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.— 120 с. — (ФГОС. Начальная инновационная школа.), разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

Скачать материал
Автор Михнева Татьяна Николаевна
Дата добавления 08.10.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 417
Номер материала MA-071805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы