РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
окружающему миру
Уровень
общего образования (класс):
начальное общее образование 3 класс
«А»
Количество
часов: 66
Учитель:
Боженова Е.А.
Программа
разработана на основе примерной программы по окружающему миру,
авторской
программы А.А. Плешакова, Москва «Просвещение», 2015 г.
Программа
по окружающему миру для 3 класса разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, ООП НОО,
Федерального перечня учебных пособий на 2017/2018 учебный год, авторской
программы А.А.Плешакова (УМК «Школа России») без изменений и дополнений.
I раздел «Содержание
учебного предмета»
№
п/п
|
Наименование
учебного раздела
|
Кол-во
часов
|
Форма
организации учебных занятий
|
Основные
виды учебной деятельности
|
1
|
Как
устроен мир.
|
7
|
Классно-урочная:
коллективная, фронтальная, групповая,индивидуальная
|
Познакомятся
с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы,
устанавливать связи между живой и неживой природой сознают ценность природы
для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению; отличать
человека от других живых существ, различать внешность человека и его
внутренний мир; узнают о ступенях познания; находить пути решения поднимаемой
проблемы, работать в группе, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе
полученной информации, пользоваться результатами собственной деятельности;
определять место человека в окружающем мире; узнают, что такое общество, из
каких частей оно состоит; научатся аргументировано отвечать, доказывать своё
мнение; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и
изображать их с помощью моделей;узнают, чем занимается наука экология, что
называют окружающей средой; научатся анализировать, делать выводы,
сравнивать; осознавать необходимость ответственного отношения к природе;
узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся
аргументировано отвечать, делать выводы; делать сообщения в устной форме,
работать в группах, использовать знания по новой теме в новых условиях,
оценивать свои знания.
|
2
|
Эта удивительная природа.
|
19
|
Различать тела, вещества, частицы,
описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы;
проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать; с помощью опытов
исследовать свойства воздуха, использовать тексты и иллюстрации учебника для
поиска ответов на вопросы; с помощью опытов исследовать свойства воды;
увязывать круговорот воды с её свойствами, моделировать круговорот воды;
обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и
использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
с помощью опытов исследовать основные
свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с
помощью опытов, моделировать связи почвы и растений; классифицировать
растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировано
отвечать, доказывать своё мнение;
объяснять, что такое опыление, как
распространяются плоды и семена; почему многие растения стали редкими и как
нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе,
формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы;
классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью
атласа-определителя, аргументировать, делать выводы; классифицировать
животных по типу питания, моделировать цепи питания, обнаруживать признаки
приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов; изображать
процесс развития животных с помощью моделей; узнают, как развиваются и
размножаются животные; объяснять, почему многие животные стали редкими, как
нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе;
объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать
съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать грибы; объяснять участие
каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот
веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного
отношения к природе; делать сообщения в устной форме, работать в группах,
использовать знания по теме в новых условиях, делать выводы, оценивать свои
знания.
|
3
|
Мы и
наше здоровье.
|
10
|
Объяснять, что такое органы и системы
органов человека, устанавливать связь между их строением и работой;
рассказывать об органах чувств по плану, использовать тексты и иллюстрации
учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы,
подготовки собственных сообщений, применять знания о строении и
жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления здоровья;
объяснять что такое кожа, работа кожи, оказывать первую помощь при небольших
повреждениях кожи, анализировать, делать выводы, обобщать; объяснять
строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать
правильную осанку; объяснять строение и принципы работы пищеварительной
системы, выполнять правила рационального питания, понимать необходимость
здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; объяснять
строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем, узнают о роли
крови в организме, измерять пульс; закаливать организм, предупреждать болезни;
сформируют правила здорового образа
жизни, научатся их выполнять.
|
4
|
Наша безопасность.
|
8
|
Правильно
действовать при пожаре, аварии водопроводов, утечке газа, использовать текст
и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы, подготовки собственных
сообщений; соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста,
пассажира, работать в группах, высказывать своё мнение; различать дорожные
знаки разных групп, следовать указаниям, сравнивать, обобщать; брать
интервью, узнают о родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной
войны, и служащих в органах, защищающих и спасающих людей, работать с разными
источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме,
анализировать, делать выводы;
правильно
вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях; правильно вести себя во
время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при
встречах и общении с животными, аргументировано отвечать, доказывать своё
мнение;
соблюдать
правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать
взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать
для объяснения необходимости бережного отношения к природе, высказывать своё
мнение, доказывать его.
|
5
|
Чему
учит экономика.
|
12
|
|
Раскрывать
роль экономики в нашей жизни, объяснять, что такое потребности человека,
товары и услуги, анализировать, обобщать, делать выводы; раскрывать роль
природных богатств и труда людей в экономике, необходимость бережного
отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников
информации для подготовки сообщений; различать важные полезные ископаемые,
объяснять их значение в экономике;сравнивать культурные растения и описывать
их по плану, объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им
занимаются, работать в парах, обобщать полученные знания; классифицировать
домашних животных, объяснять, что такое животноводство и для чего люди им
занимаются; различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между
ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать,
обобщать, делать выводы; раскрывать роль экономики в жизни родного края,
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности
человека, необходимость
бережного отношения к природным богатствам; понимать роль денег в экономике,
объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается, осознавать
необходимость уплаты налогов гражданами страны; объяснять, что такое
семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие
экологические прогнозы.
|
6
|
Путешествия
по городам и странам.
|
10
|
|
Находить
на карте города Золотого кольца России, приводить примеры
достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость бережного
отношения к памятникам истории и культуры, анализировать, сравнивать,
обобщать, делать выводы; находить и показывать на карте города, приводить
примеры достопримечательностей этих городов, осознавать необходимость
бережного отношения к памятникам истории и культуры, работать с разными
источниками информации, делать сообщения в устной и письменной форме;находить
и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры
достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские
отношения между странами и народами, использовать справочные издания, детскую
литературу для поиска информации о человеке и обществе; рассказывать о
стране по физической и политической картам, дополнять эти сведения
информацией из других источников, работать в группах;ценить памятники истории
и культуры, осознавать необходимость бережного отношения к ним.
|
Итого:
|
66
|
|
|
II раздел
«Планируемые предметные результаты»
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
человек —
часть природы и общества;
что такое тела и вещества, твердые
вещества, жидкости и газы;
основные свойства воздуха и воды,
круговорот воды в природе;
основные группы живого (растения, животные,
грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, звери);съедобные и несъедобные грибы;
взаимосвязи между неживой и живой природой,
внутри живой природы (между растениями и животными, между различными
животными);
взаимосвязи между природой и человеком
(значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей
на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
строение тела человека, основные системы
органов и их роль в организме;
правила гигиены; основы здорового образа
жизни;
правила безопасного поведения в быту и на
улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы
экологической безопасности;
потребности людей; товары и услуги;
роль природных богатств в экономике;
основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике,
основы семейного бюджета;
некоторые города России, их главные
достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту);
страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с
помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной
местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и
явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы
взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в
природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране
природы;
выполнять правила личной гигиены и
безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приемами чтения
карты;
приводить примеры городов России,
стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
При изучении курса
«Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
·
понимание
особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
·
сформированность
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
·
осознание
целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
·
освоение
доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
·
развитие
навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
III раздел «Календарно - тематическое
планирование уроков»
№
|
Дата
|
Тема урока
|
1 четверть – 17ч.
Как устроен мир. (7 ч.)
|
1.
|
01.09
|
Природа. Ценность природы для людей
|
2.
|
05.09
|
Человек.
|
3.
|
08.09
|
Наши проекты: «Богатства, отданные людям».
|
4.
|
12.09
|
Общество.
|
5.
|
15.09
|
Что такое экология.
|
6.
|
19.09
|
Природа в опасности! Охрана природы.
|
7.
|
22.09
|
Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная
работа.
|
Эта удивительная
природа. (19 ч.).
|
8.
|
26.09
|
Тела, вещества, частицы.
|
9.
|
29.09
|
Разнообразие
веществ
|
10.
|
03.10
|
Воздух и его охрана.
|
11.
|
06.10
|
Вода.
|
12.
|
10.10
|
Превращения и круговорот воды.
|
13.
|
13.10
|
Берегите воду!
|
14.
|
17.10
|
Что такое почва.
|
15.
|
20.10
|
Разнообразие
растений.
|
16.
|
24.10
|
Солнце, растения и мы с вами.
|
17.
|
27.10
|
Размножение
и развитие растений.
|
|
|
2 четверть – 15ч.
|
18.
|
07.11
|
Охрана растений.
|
19.
|
10.11
|
Разнообразие животных.
|
20.
|
14.11
|
Кто что ест.
|
21.
|
17.11
|
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».
|
22.
|
21.11
|
Размножение и развитие животных.
|
23.
|
24.11
|
Охрана животных.
|
24.
|
28.11
|
В
царстве грибов.
|
25.
|
01.12
|
Великий
круговорот жизни.
|
26.
|
05.12
|
Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа».
Проверочная работа.
|
Мы и наше здоровье. (10
ч.).
|
27.
|
08.12
|
Организм человека.
|
28.
|
12.12
|
Органы чувств.
|
29.
|
15.12
|
Надёжная защита организма.
|
30.
|
19.12
|
Опора тела и движение.
|
31.
|
22.12
|
Наше питание.
|
32.
|
26.12
|
Наши проекты: «Школа кулинаров».
|
|
|
3 четверть – 19ч.
|
33.
|
09.01
|
Дыхание и кровообращение.
|
34.
|
12.01
|
Умей предупреждать болезни.
|
35.
|
16.01
|
Здоровый образ жизни.
|
36
|
19.01
|
Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная
работа.
|
Наша безопасность. (8
ч.).
|
37.
|
23.01
|
Огонь,
вода и газ.
|
38
|
26.01
|
Чтобы путь был счастливым.
|
39.
|
30.01
|
Дорожные знаки.
|
40.
|
02.02
|
Наши проекты: «Кто нас защищает».
|
41.
|
06.02
|
Опасные места.
|
42.
|
09.02
|
Природа и наша безопасность.
|
43.
|
13.02
|
Экологическая
безопасность.
|
44.
|
16.02
|
Обобщение
знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.
|
Чему учит экономика. (12 ч.).
|
45.
|
20.02
|
Для чего нужна экономика.
|
46.
|
27.02
|
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
|
47.
|
02.03
|
Полезные ископаемые
|
48.
|
06.03
|
Растениеводство.
|
49.
|
13.03
|
Животноводство.
|
50.
|
16.03
|
Какая бывает промышленность.
|
51.
|
20.03
|
Наши проекты: «Экономика родного края».
|
|
|
4 четверть – 15ч.
|
52.
|
03.04
|
Что такое деньги.
|
53.
|
06.04
|
Государственный бюджет.
|
54.
|
10.04
|
Семейный бюджет.
|
55.
|
13.04
|
Экономика и экология.
|
56.
|
17.04
|
Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.
|
|
|
Путешествия по городам и
странам ( 10ч.)
|
57
|
20.04
|
Золотое кольцо России
|
58
|
24.04
|
Золотое кольцо России
|
59.
|
27.04
|
Наши проекты: «Музей путешествий»
|
60.
|
04.05
|
Наши ближайшие соседи.
|
61.
|
08.05
|
На
севере Европы.
|
62.
|
11.05
|
Что
такое Бенилюкс.
|
63.
|
15.05
|
В центре Европы.
|
64.
|
18.05
|
По Франции и Великобритании.
|
65.
|
22.05
|
На юге Европы.
|
66.
|
25.05
|
Обобщение знаний по теме «Путешествия по городам и странам».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.