Пояснительная
записка
к рабочей
программе по музыке для 5 класса
Рабочая программа
по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897),
примерной программы по музыке для основного общего образования, с учётом
авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, рабочей
программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В.
Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа
ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
-
Искусство. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И.
Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2013г.
- Музыка. 5 класс. Нотная
хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое
пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005г.
-Музыка.
5 класс. Фонохрестоматия, CD / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа,
2013.
Выбор данной авторской
программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая
система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать
педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий,
сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС
и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный
потенциал для дня завтрашнего. Тема года, предусмотренная программой – «Музыка
и другие виды искусства»
Основной методологической
характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд
общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:
- метод междисциплинарных
взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного,
нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого
постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- стилевой подход;
- системный подход.
Отличительные особенности
программы:
- во взгляде на музыку не только с
точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального
значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней,
врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие
отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в
проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального
искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных
достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального
образования при помощи учебника;
- в обновлённом музыкальном
материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного
и изобразительного рядов.
Рабочая программа имеет
цель:
- формирование
музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание
через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту
гармонического формирования личности.
Рабочая программа
способствует решению следующих задач:
- научить школьников воспринимать
музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию
внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную
отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный
потенциал;
- способствовать развитию интереса
к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве пении, инструментальном музицировании,
музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных
произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке,
выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения
информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию
слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям
музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия
между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь
приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний,
нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и
речи.
Общая
характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования
логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной
культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует
формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса,
ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта
эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта
музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых
в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе
приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке,
музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства,
раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в
музыкальном самообразовании.
Цель предмета «Музыка» в основной
школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение
к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования
личности.
Задачи учебного предмета:
-научить школьников воспринимать
музыку как важную часть жизни каждого человека;
-воспитывать эмоциональную
отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
-всемерно способствовать развитию
интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях
о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, музыкальный рисунок);
-способствовать формированию
слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям
музыкального искусства;
-сформировать систему знаний
нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знания, наиболее
значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
осознание глубокой взаимосвязи между формой и содержанием в музыкальном
искусстве);
-привить основы художественного
вкуса;
-научить видеть взаимосвязи между
музыкой и другими видами искусства;
-обучить основам музыкальной
грамоты;
-сформировать потребность в общении
с музыкой.
Настоящая программа
предусматривает решение ещё одной важной задачи. Она заключается в постепенном
воспитании культуры мышления и речи. Своеобразную часть программы составляет
значительно обновлённый музыкальный материал, который в целом составляют
произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая
музыка, фрагменты из опер, кантат, симфоний, концерты, а также многочисленный
песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок,
классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой
музыки, популярных детских, эстрадных, бардовсих песен. Большинство песен
представлено в одноголосии, доступном для исполнения всеми учащимися, не
зависимо от возраста.
Сведения из области теории
музыки органично включены в общее содержание программы. Приобретённые
теоретические знания следует рассматривать не как самоцель, а как средства для
формирования слушательской культуры учащихся.
Столь серьезный подход к
музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность,
вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них
метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, системный подход,
метод проблемного обучения.
Важнейшим методом программы,
во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных
взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно
как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы,
значительно расширяются и углубляются. Расширение «междисциплинарного поля»
позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин — таких,
как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная
культура, русский язык, природоведение.
Межпредметные
связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки Х.К.
Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина
«Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера
«Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы – интонация,
предложение, фраза);
- изобразительным искусством
(жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи
– пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (изучение
древнегреческой мифологии – К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой
(особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры
речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа
текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (многократное
акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
При реализации содержания
программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
I – слушание музыки (восприятие,
расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений,
размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами
искусства и жизнью),
II – выполнение
проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение,
создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы
музыкально-творческой деятельности),
III –пение (творческое
самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов
вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование
вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие),
IV - музыкально-творческая практика
с применением информационно-коммуникационных технологий.
Организация видов деятельности
предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта –
учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя,
музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно
соотносится с содержанием учебника.
Описание места
учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Программа
рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе
контрольных работ - 4.
Контроль
осуществляется в следующих видах:
-
входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма
контроля:
-
самостоятельная работа;
-
устный опрос;
-
взаимоопрос;
-
синквейн;
-
творческая работа;
-
музыкальная викторина;
-
тест.
Промежуточная
аттестация проводится в форме теста:
1 четверть – тест
по темам: «Древний союз», «Слово и музыка»;
2 четверть – тест
по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка»;
3
четверть – тест по темам: «Опера», «Балет»;
4 четверть – тест по теме «Музыка и
изобразительное искусство».
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка»
В данной программе заложены
возможности предусмотренного стандартом достижения планируемых результатов
через формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской
идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и
переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её
граждан;
- становление самосознания и
ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- знание основ здорового образа
жизни;
- формирование способностей
творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение определять проблему,
ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному
алгоритму;
- осуществлять констатирующий
контроль по результату действия.
Познавательные
УУД:
- дальнейшее развитие способности
наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с
явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание;
- овладение навыками
ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия
музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого характера;
- рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
УУД:
- умение выражать свои мысли,
обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё
предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить
общее решение;
- умение «слышать другого»;
- способность сохранять
доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по
ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов
получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной
деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов
решения творческих задач.
Планируемые
результаты освоения учащимися программы по музыке
для 5 класса
Учащийся
научится:
- наблюдать за
многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к
искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с
его формой;
- понимать специфику
музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем,
взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать
особенности видов искусства;
- выражать
эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в
различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой
деятельности.
Учащийся получит
возможность научиться:
- принимать
активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической
жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные,
концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно
решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях,
кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с
художественно-эстетической точки зрения.
Ценностные ориентиры
содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у
обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства
патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего,
интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ
художественного мышления;
- в ориентации на успешную
социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности
к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности
за будущее культурное наследие.
Требования
к результатам освоения учащимися программы по музыке
для
5 класса
В области личностных результатов:
- развитие
музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном,
заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса;
- овладение
художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкально-творческой деятельности;
- наличие
определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное
и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование
навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной
деятельности;
- сотрудничество в
ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
- анализ
собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
- проявление
творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными
действиями;
- размышление о
воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами
искусства;
- использование
разных источников информации, ИК технологий; стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
- применение
полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных
художественно-творческих задач;
- наличие
аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных
явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
- участие в музыкальной
жизни класса, школы, города; общение, взаимодействие со сверстниками в
совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
- умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и
изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе
музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- умение определять главные отличительные особенности музыкальных
жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также
музыкально-изобразительных жанров;
- знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных
особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение
одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом,
пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания
в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах
музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные
технологии.
Учебно-тематический
план предмета «Музыка»
5 класс
№
п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего
часов
|
Контрольные работы
|
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
|
1.
|
Музыка рассказывает обо всём
|
1
|
-
|
2.
|
Древний союз
|
Истоки
|
3
|
-
|
3.
|
Искусство открывает мир
|
4.
|
Искусства различны, тема едина
|
Часть первая. Музыка и литература
|
5.
|
Слово и музыка
|
Два великих начала искусства
|
3
|
1
|
6.
|
«Стань музыкою, слово!»
|
7.
|
Музыка «дружит» не только с поэзией. Тестирование
|
8.
|
Песня
|
Песня - верный спутник человека
|
1
|
-
|
9.
|
Заключительный урок четверти.
|
1
|
-
|
10.
|
Песня
|
Мир русской песни
|
2
|
|
11.
|
Песни народов мира
|
12.
|
Романс
|
Романса трепетные звуки
|
2
|
-
|
13.
|
Мир человеческих чувств
|
14.
|
Хоровая музыка
|
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме
|
2
|
1
|
15.
|
Что может изображать хоровая музыка
|
16.
|
Заключительный урок четверти
|
1
|
-
|
17.
|
Опера
|
Самый значительный жанр вокальной музыки
|
2
|
-
|
18.
|
Из чего состоит опера
|
19.
|
Балет
|
Единство музыки и танца
|
2
|
1
|
20.
|
«Русские сезоны» в Париже
|
21.
|
Музыка звучит в литературе
|
Музыкальность слова
|
2
|
-
|
22.
|
Музыкальные сюжеты в литературе
|
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство
|
23.
|
Образы живописи в музыке
|
Живописность искусства
|
2
|
-
|
24.
|
«Музыка - сестра живописи»
|
25.
|
Музыкальный портрет
|
1
|
-
|
26.
|
Заключительный урок четверти
|
1
|
-
|
27.
|
Пейзаж в музыке
|
Образы природы в творчестве музыкантов
|
2
|
-
|
28.
|
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов
|
29.
|
«Музыкальная живопись» сказок и былин
|
Волшебная красочность музыкальных сказок
|
3
|
-
|
30.
|
Сказочные герои в музыке
|
31.
|
Тема богатырей в музыке
|
32.
|
Музыка в произведениях изобразительного искусства
|
Что такое музыкальность в живописи
|
2
|
1
|
33.
|
«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»
|
34.
|
Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства»
|
1
|
|
|
|
Резерв времени – 1 час
|
|
Всего часов:
|
35
|
4
|
|
|
|
|
|
|
Содержание учебного предмета «Музыка»
5 класс
Основная
содержательная линия в 5 классе - «Музыка как вид искусства» – реализуется в
главной теме года «Музыка и другие виды искусства», которая, в свою очередь,
раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и
изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство
школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны
литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный
портрет, пейзаж в музыке и др.). Данная тема предусматривает изучение музыки «в
единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями,
верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим
другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять,
видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым
подтверждать их глубинную взаимосвязь».
Музыкальный материал
программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные
пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний,
концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных
песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных
произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство
идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки,
звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и
жизненный кругозор пятиклассников расширяется. Разные искусства воспринимаются
пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной
культуры.
Тема года: «Музыка и другие виды
искусства»
1. Музыка рассказывает обо всём (1 час)
Основы музыки:
интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Введение в тему года
«Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как
можно изучать музыку
(разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что
второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь
и подкова»). Музыка в единстве с
тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями,
стихами, сказками,
дворцами, храмами,
картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения,
сравнения
сопоставления как
важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.
Музыкальный
материал:
С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание).
И.
Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение).
Творческое
задание:
«Письмо Богине Музыке».
2. Древний
союз (3 часа)
Основы
музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая.
Откуда
берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит
единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение
понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в
семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема
едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема
как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение
художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений.
Художественный
материал:
Музыка
К. Дебюсси, «Снег танцует»; П.
Чайковский. «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая
утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание).
Г. Струве, стихи И. Исаковой,
«Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина, «Крылатые качели»; Й. Гайдн, русский
текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение).
Литература
А. де Сент-Экзюпери, «Маленький
принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный
сад...» Живопись
А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А.
Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И.
Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Н. Ге, «Портрет Л.Н.
Толстого»; И. Репин, «Портрет А.Г. Рубинштейна»; И. Левитан, «Осенний день.
Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья».
Творческое задание: иллюстрации
на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в
искусстве».
Часть
первая: Музыка и литература
3. Слово
и музыка (3 часа)
Интонация
в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных,
музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств
разных видов искусства.
Слово и
музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия
стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства
между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций
на инструментальную музыку. Воспроизведение человеческой речи в вокальном
произведении, написанном на нестихотворный текст. Музыкальные жанры, возникшие
под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет,
оперетта, жанры программной музыки.
Художественный материал:
Музыка
М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я
помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт
симфония №40 I часть,
фрагмент; П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть,
фрагмент; М. Мусоргский, «Кот Матрос» (слушание).
«Весёлый мельник», американская
народная песня; «Веснянка», украинская народная песня (пение).
Живопись
Ян Вермеер,
«Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин,
«Портрет А.С. Пушкина».
Творческое задание: сочинение
песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор).
4. Урок-обобщение
по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» (1 час)
Музыкальная
викторина по пройденным произведениям за четверть. Пение произведений на выбор
учащихся. Тест по пройденным темам.
5.
Песня (3 часа)
Интонация
в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и
камерно-инструментальная. Творчество выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь
музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор
– поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов;
общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
Песня –
верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое
значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских
народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях.
Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других
стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как
источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на
примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).
Художественный
материал:
Музыка
В. Баснер, стихи М.
Матусовского, «С чего начинается Родина?»; русская народная песня «Среди долины
ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон»; польская н.п. «Висла»; Г.
Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент
(слушание).
Ю. Тугаринов, стихи
Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима»
(пение).
Литература
Ю. Нагибин, «Книга детства»,
фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент.Живопись
И. Шишкин, «Среди
долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний
звон».
6. Романс
(2 часа)
Интонация
в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и
камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных
композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами
искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт –
художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и
различия выразительных средств разных видов искусства.
Романса
трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов,
запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и
песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в
русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и
души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе.
Художественный
материал:
Музыка
М. Глинка, стихи Н.
Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь
печальна» (слушание).
Живопись
И. Левитан.
«Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь».
7. Хоровая
музыка (2 часа)
Интонация
в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и
камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных
композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами
искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт –
художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и
различия выразительных средств разных видов искусства.
Народная
хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных
образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш».
Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может
изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки
(изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых
партитурах.
Художественный
материал:
Музыка
Р.н.п. «Есть на
Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый
град», Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон
«С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно»
(пение).
Живопись
К. Юон, «Вид
Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И.
Билибин, «Преображённый Китеж».
8. Урок-обобщение
по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» (1 час)
Итоговое
тестирование.
9. Опера
(2 часа)
Музыка
вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и
камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими
видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт –
художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и
различия выразительных средств разных видов искусства.
Самый
значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие
русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что
такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от
литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных
эпизодов в оперных произведениях.
Художественный
материал:
Музыка
М. Глинка, Увертюра
из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из
оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февронии» (слушание).
М. Глинка,
финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С. Баневич «Пусть будет
радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение).
Живопись
А. Головин,
«Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А.
Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка».
10.
Балет (2 часа)
Музыка
вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная.
Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и
литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов
искусства.
Единство
музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет –
результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих
костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и
балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр.
«Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели
«Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость
в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки.
Художественный
материал:
Музыка
М. Глинка, Мазурка
из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля
минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П.
Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик».
Е. Адлер, стихи Л.
Дымовой, «Песня менуэта» (пение).
Живопись
С. Сорин, «Тамара
Карсавина в «Шопениане»; Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа,
«Петербургские балаганы».
11. Музыка звучит в литературе (2 часа)
Взаимодействие и
взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и
литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов
искусства.
Музыкальность
слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется
музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в
«Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее,
преобразующее воздействие музыки. Музыка – главный действующий герой рассказа
И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».
Художественный
материал:
Музыка
К. Глюк «Жалоба
Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание).
М. Яковлев, стихи
А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение).
Литература
А. Пушкин, «Зимний
вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И. Тургенев, «Певцы.
Фрагмент»; «Миф об Орфее».
12.
Искусство исполнительской интерпретации в музыке (2 часа)
Искусство
исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Знакомство
с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э.
Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. Элементарные
приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание
своих первых творческих работ с применением ИК технологий.
Часть
вторая: Музыка и изобразительное искусство
13. Образы живописи в музыке (2 часа)
Взаимодействие
и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и
литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов
искусства.
Живописность
искусства. Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания
(образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный.
Претворение идеи пространства в музыке: динамика. Музыкальные жанры, связанные
с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные
портреты. Музыка – сестра живописи. «Рельеф» и «фон» как важнейшие
пространственные характеристики произведений живописи и музыки. Контраст в
живописи и музыке. Знакомство с понятиями, перешедшими из области
изобразительного искусства в область музыки: контраст, краска, колорит,
оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона.
Художественный
материал:
Музыка
С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы»
из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо»; П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с
оркестром II ч.
(фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание).
Г. Струве, «Весёлое
эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).
Живопись
И.Грабарь, «Иней»,
«Восход солнца»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах»; К. Моне, «Стог сена
в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».
Поэзия
А. Пушкин, «Вот
север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин».
14.
Музыкальный портрет (1 час)
Взаимодействие
и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство
зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия
выразительных средств разных видов искусства.
Может ли
музыка выразить характер человека? Передача характера человека в изображении и
в музыке. Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа. Художественный
материал:
Музыка
М. Мусоргский,
«Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с
выставки» (слушание).
Г. Гладков, стихи
Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение).
Живопись
Н. Репин,
«Протодьякон».
15.
Пейзаж в музыке (2 часа)
Взаимодействие
и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и
литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов
искусства.
Образы
природы в творчестве музыкантов. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Одухотворённость
природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении
пейзажа в изобразительном искусстве и музыке. Импрессионизм в искусстве
(выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма;
характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в произведениях
композиторов-импрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в
звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир.
Художественный
материал:
Музыка
П. Чайковский,
«Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету
«Весна священная»; М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание).
В. Серебренников,
стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей»; р.н.п. «Ты река ли моя»
(пение).
Живопись
В. Борисов-Мусатов,
«Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»;
П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро,
«Красные крыши».
Творческое
задание: иллюстрации к прослушанным произведениям.
16.
Музыкальная живопись сказок и былин (3 часа)
Взаимодействие
и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и
литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов
искусства.
Волшебная
красочность музыкальных сказок. Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль
изобразительности в музыкальных сказках. Сказочные герои в музыке. Звукоизобразительные
эффекты в создании сказочных образов. Тема богатырей в музыке. Причины
традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи
русского народа в музыкальных произведениях.
Художественный
материал:
Музыка
Н. Римский-Корсаков,
«Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский,
Па-де-де из балета «Щелкунчик»; И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из
балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках», «Богатырские
ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, Симфония №2
«Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание).
С. Никитин, стихи
Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт»; А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник»;
Былина о Добрыне Никитиче (пение).
Живопись
Б. Анисфельд, Три эскиза
костюмов к опере «Садко»; А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза
костюмов Жар-птицы; В. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и
Соловей-разбойник».
Творческое
задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной
сказки.
17.
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 часа)
Взаимодействие
и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и
литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов
искусства.
Что
такое музыкальность в живописи. Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением
музыкальных идей. Их содержание и смысл. «Хорошая живопись – это музыка, это
мелодия». Проявление музыкальности в портретных изображениях. Внутреннее
состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих
музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Музыкальная
выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.
Художественный
материал:
Музыка
Ф. Торрес, «Danza
Alta»; П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение).
Живопись
Караваджо,
«Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы»,
«Придворный бал»; Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в
период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста
Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н.
Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский,
«Наполеон на острове Святой Елены».
18. Обобщающий
урок по теме года
«Музыка
и другие виды искусства» (1 час)
Воздействие
музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как
воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида
искусства.
Музыка,
литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее
воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.
Музыкальный
материал
Б. Окуджава
«Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года
песен. Сольные выступления отдельных учащихся.
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Стандарты
второго поколения
1. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /
Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.:
Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я.,
Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты
второго поколения).
4. Фундаментальное
ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.
М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система
заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. -
М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Примерные
программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка,
5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение,
2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Методические
пособия для учителя
1. Абдуллин,
Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка.
1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И.
Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Алиев, Ю.Б.
Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б.
Пение на уроках музыки / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гришанович,
Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей / Н.Н. Гришанович. –
Мн.: Юнипресс, 2006.
6. Золина, Л.В.
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое
пособие / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
7. Примерные
программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка,
5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
8. Рабочие
программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. / В.В. Алеев, Т.И.
Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная
энциклопедия – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские
электронные книги и презентации– Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов – Режим
доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка– Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный
энциклопедический словарь– Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный
словарь– Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику . – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский
общеобразовательный портал– Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный
центр информационно-образовательных ресурсов Режим
доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Медиаресурсы
1. Детская
музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.
2. М.П. Мусоргский «Картинки с
выставки». Обучающе-развивающая программа «Музыка и
живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
3. П.И.
Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая программа
«Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
4. Практический
курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО
«Кирилл и Мефодий», 2007.
5. Художественная энциклопедия зарубежного
классического искусства. «Коминфо», 1999.
6. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий»,
2001. ООО «Уральский электронный завод».
7. Энциклопедия
классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
8. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная
энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
9. Детские песни. Видео, караоке,
сборник 1 «Поём вместе», DVD.
10.77 лучших песен для детей.
Суперсборник , часть1
11. Электронное приложение к учебнику
«Музыка , 5 кл.» (фонохрестоматия).
Технические
средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный
проектор;
- принтер;
- интерактивная
доска;
- DVD;
- музыкальный
центр.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.